Литература
1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учебник. - М., 2007.
2. ДубровинаИ.В. Практическая психология образования: учебное пособие, 4-е изд. - СПб., 2004.
3. Климов ЕА, Решетникова О.В. О профессии и о себе // Национальный психологический журнал. 2007. №1.
4. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. - М., 2008. С.274.
5. Сластенин ВА. Психология и педагогика / под ред. КА. Абульхановой. - М., 2008.
6. Зеер Т.В., Кудрявцев Т.В. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. № 6.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
2010'2 образование. качество.
инновации
Криминализация современного общества и, как следствие этого, высокий уровень преступности в стране предъявляет повышенные требования к деятельности различных служб органов внутренних дел, в том числе к профессиональной подготовке самих сотрудников к эффективным действиям в штатных и, особенно, экстремальных ситуациях. Высокий уровень профессиональной подготовленности сотрудников является решающим фактором качества обеспечения законности при охране правопорядка и борьбы с преступностью. При этом жизнь и здоровье сотрудника зачастую зависят от уровня профессионального мастерства, от высоких морально-волевых качеств, хорошей физической подготовленности, умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенности применения боевых приемов борьбы в сложной, быстро меняющейся оперативной обстановке.
Физическая подготовка является одним из основных разделов служебно-боевой деятельности подразделений в мирное и военное время и рассматривается как комплексный педагогический процесс, как система организационных, материально-технических, методических и учебных мероприятий по обучению и воспитанию личного состава для выполнения служебно-боевых задач. Она имеет непосредственное отношение к состоянию здоровья, работоспособности и
А.н. воротник, б.а. кпименко
(Белгородский юридический институт МВД России)
профессиональному долголетию, а также рассматривается как важнейшее средство повышения уровня профессионализма сотрудников. Под специальной физической подготовкой понимается специализированный процесс физического воспитания, предусматривающий характерные особенности той или иной профессиональной деятельности человека.
Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Специальными задачами физической подготовки для личного состава подразделений, осуществляющих силовое задержание правонарушителей, являются:
- преимущественное развитие силы, силовой и общей выносливости, ловкости и быстроты;
- формирование готовности к самозащите без оружия, обезоруживанию, силовому задержанию и сопровождению правонарушителей как индивидуально, так и с напарником;
- совершенствование навыков в преодоле-
нии искусственных препятствий городского и полевого типа, в метании гранат;
- подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
- подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности.
В связи с этим особая роль отводится специальным подразделениям и отделам органов внутренних дел, квалификационный уровень, физическое развитие и здоровье которых зависят от научно обоснованной организации боевой и физической подготовки. В то же время, практическая деятельность требует от сотрудников специальных подразделений не только должной боевой и физической подготовки, но и достаточного уровня профессионализма для действий в экстремальных ситуациях при задержании преступников (Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин, С.В. Непомнящий, Г.А. Ямалетдинова, В.Г. Колюхов, В.А. Шлыков, Н.В. Ческидов, Е.П. Супрунов, П.П. Михеев, М.А. Москвичев, О.А. Невзоров).
В приказе МВД России № 350 от 19 июля 1994 года «О мерах по совершенствованию деятельности подразделений специального назначения ОВД» в п. 7.1 указано: «считать приоритетными направлениями в деятельности:
- ОМОН (отряда милиции особого назначения) - охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на улицах и в других общественных местах;
- ОМСН (отряд милиции специального назначения) - поддержку оперативных и следственных мероприятий, освобождение заложников, пресечение терроризма и деятельности вооруженных преступных групп» [6].
Достижение необходимой боевой и физической подготовки сотрудников требует высокого уровня методического и материального обеспечения подразделений слу-жебно-боевой подготовки, максимального приближения содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности и, особенно, качественной теоретической и методической подготовленности специалистов, имеющих профессиональную подготовку, опыт обучения и образования в отрасли физического воспитания и спорта. Система повышения квалификации и переподготовки сотрудников специальных подразделений должна оперативно и качествен-
но формировать профессионально важные знания и умения, осуществляя подготовку в условиях краткосрочного обучения.
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием основ боевой и физической подготовки и, прежде всего, с внедрением новых технологий и методик обучения, имеющих профессиональную направленность.
Данное направление актуально для профессиональной и педагогической деятельности, так как командирам подразделений важно знать общие и частные закономерности организации учебно-тренировочных занятий с применением средств и методов физической подготовки в системе специальной подготовки и в условиях острого дефицита времени. Это объясняется тем, что учебно-боевая деятельность сотрудников специальных подразделений сопряжена с отрицательными факторами кризисных ситуаций, необычным снаряжением. Данная проблема также связана с тем, что необходимо оперативно выполнять служебно-боевые задачи в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения, стресса, в непосредственной близости с террористами, возбужденной толпой, готовыми на непредсказуемые действия, что требует от личного состава чрезвычайной мобилизации физических ресурсов организма (Н.В. Андреев, В.П. Илларионов, М.П. Киреев, В.А. Баранов, Г.А. Бурцев и др.).
Содержание физической подготовки составляют: физические упражнения, специальные знания и организаторско-ме-тодические умения и навыки. Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением мер безопасности и гигиенических условий.
В процессе физической подготовки применяются различные методы обучения, развития и воспитания. Методы обучения направлены на формирование у сотрудников ОВД служебно-прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний и организаторско-методических умений. В физической подготовке сотрудников специальных подразделений применяются повторный, интервальный, равномерный методы, метод моделирования боевой обстановки, метод моделирования необычных условий задержания, метод групповой тренировки и др.
Выполнение подразделениями специального назначения тактико-специальных действий требует от личного состава про-
явления определенных физических качеств. Проявление абсолютной и взрывной силы требуется для успешного выполнения практически каждой задачи. Проявление данных качеств обусловлено необходимостью в силовом задержании активно сопротивляющихся правонарушителей, что, естественно, требует развития абсолютной силы. Кроме этого, абсолютная сила требуется при сдерживании толпы, а также при изъятии зачинщиков беспорядков и при переноске пассивно сопротивляющихся правонарушителей. Взрывная сила проявляется при проведении единоборства типа рукопашной схватки и выражается в нанесении различных ударов руками, ногами, специальными средствами. Вместе с тем для сотрудников подразделений специального назначения важна и скорость, что позволяет в достаточно короткое время догнать и задержать пытающихся убежать правонарушителей.
Помимо абсолютной, взрывной силы и скоростных качеств выделяют общую, специальную и силовую выносливость. Характеризуя эти качества, необходимо конкретизировать их проявление относительно конкретных тактико-специальных действий. Общая выносливость нужна при выполнении патрулирования, поиска, преследования, окружения, поскольку эти действия продолжаются длительное время. Кроме этого, сотрудникам спецподразделений приходится проводить поединки по задержанию активно сопротивляющихся правонарушителей типа рукопашной схватки. Данные действия сотрудников спецподразделений в режиме рукопашной схватки в течение достаточно продолжительного времени предъявляют повышенные требования к так называемой специальной выносливости личного состава подразделений специального назначения.
При выполнении задач, определяющих такие тактико-специальные действия, как сдерживание и вытеснение, если они про-
должаются достаточно длительное время, необходима силовая выносливость. Эти действия возникают при ликвидации массовых беспорядков в населенных пунктах и в местах содержания под стражей, если противоправные проявления продолжаются достаточно длительное время и сопровождаются активным силовым воздействием на правонарушителей.
На основании проведенного анализа можно предварительно определить, какие профессионально важные физические качества необходимо развивать у сотрудников подразделений специального назначения. К ним относятся: абсолютная сила, взрывная сила, скоростные качества, общая выносливость, специальная выносливость, силовая выносливость.
Поэтому необходимо вести целенаправленный подбор средств и методов оптимального развития скоростно-силовых способностей, применяемых в профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений. Для этого в качестве средств физической подготовки необходимо использовать прыжковые и метательные упражнения, основные и специальные упражнения из легкой атлетики, единоборств, спортивных игр, тяжелой атлетики, преодоления специальной полосы препятствий акцентированной направленности на профессионально важное физическое качество и группы мышц, несущих основную нагрузку при единоборстве с правонарушителем.
С этой целью предлагается сконцентрировать внимание на развитии профессионально важных физических качеств и целенаправленном формировании профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников специальных подразделений в соответствии с модельными характеристиками. Наличие таких характеристик во многом упорядочивает целевую направленность учебного процесса.
Литература
1. Антонечко СА. Проблема формирования навыков рукопашного боя в системе физической
подготовки учебных заведений силовых структур // Педагогка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - Харюв: ХДАДМ (ХХП1). 2002. № 5. С. 15-20.
2. Барчуков Е.С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. - М.: Спор-
тАкадемПресс, 2001. 252 с.
3. ВерхошанскийЮ.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физ-
культура и спорт, 1985. 330 с.
4. Приказ МВД России № 412 от 29 июля 1996 г. - М., 1996.
5. Приказ МВД России № 510 от 15 мая 2001 г. - М., 2001.
6. О мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений органов
внутренних дел: Приказ МВД № 350 от 19 июля 1994 г.
7. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений
органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД № 1196 от 31 декабря 2008 г.
8. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физкультуры / под
ред. Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. Издание второе (в двух томах). - М.: Физкультура и спорт, 1976.
ВОСПИТАНИЕ ПСИХИЧЕСКОй УСТОйЧИВОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И.И. ЛОПАТИН, Ю.В. МУХАНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
История знает немало случаев, когда курсанты и слушатели учебных заведений МВД России привлекались к выполнению задач как по охране общественного порядка, так и к более серьезным мероприятиям. Поэтому современный сотрудник милиции должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, поэтому важной составной частью профессиональной подготовки должна быть психологическая подготовка с целью опережающей адаптации его психики к отрицательным воздействиям катаклизмов военного, природного и техногенного характера, формирования психической устойчивости к раздражителям большой силы.
Значительную роль в формировании психической устойчивости курсантов играет физическая подготовка, целенаправленное использование средств и методов которой позволяют в процессе обучения развивать у курсантов психическую устойчивость.
Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки курсантов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.
Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно увязаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного плана. Эти задачи, как и их объем и взаимообусловленность, должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств
курсантов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки. Без учета этих положений усилиями только одной физической подготовки необходимого результата психической готовности курсанта достичь невозможно.
Существенным является и то, что только подбором определенных упражнений эффективно развить психические и морально-волевые качества у курсантов на занятиях по физической подготовке сложно. Важно методически правильное оформление занятий, вариативный подход к требованиям выполнения упражнений, последовательность и компоновка их выполнения.
Возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить, какие психические качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. В связи с этим обязательным элементом в планировании физической подготовки курсантов является анализ работы сотрудников милиции в различных ситуациях, чтобы выяснить особенности в их деятельности и подобрать физические упражнения для занятий.
Физические упражнения могут применяться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приемы и методы других разделов профессиональной подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально-волевых качеств, необходимых для действий