Научная статья на тему 'Особенности планирования процесса обучения женщин боевым приемам борьбы в силовых структурах России'

Особенности планирования процесса обучения женщин боевым приемам борьбы в силовых структурах России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гумеров Камиль Ренатович, Наумов Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования процесса обучения женщин боевым приемам борьбы в силовых структурах России»

К.Р. Гумеров, С.Б. Наумов *

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЖЕНЩИН БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ РОССИИ

В данной статье затрагивается проблематика ряда особенностей при планировании процесса обучения женщин боевым приемам борьбы в системе силовых структур, а также повышения качества профессиональной подготовки, в том числе с учетом их физиологических особенностей.

Качество профессиональной подготовки специалистов любого профиля как мужчин, так и женщин зависит от цели, содержания и структуры обучения. Нормальное состояние здоровья, а также высокая работоспособность в значительной степени зависят от физической подготовленности. Физическая подготовленность, в свою очередь, является производным от уровня развития физических качеств, которыми являются сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и другие.

Кроме того, необходимо отметить, что к факторам, отрицательно влияющим на эффективность труда женщин в силовых структурах, психологи относят медлительность при анализе проблемных ситуаций, неправильную оценку обстановки, нерешительность, трусость [1.С.27]. Уверенность же в своих силах создает положительный фон для осуществления правоохранительных действий. А прочные навыки в выполнении боевых приемов борьбы играют далеко не последнюю роль в создании такой уверенности.

Контрольные нормативы по определению уровня физической подготовленности различаются в зависимости от возрастных категорий. Это обусловлено спецификой протекания физиологических процессов в том или ином возрасте, в том числе старением организма (вызывает изменения функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой и других систем, опорно-двигательного аппарата, нарушения метаболизма и т. п.). Кроме того, нормативы разделяются на мужские и женские [2]. Здесь учитываются половые особенности, которые можно свести к двум группам — физиологическим и психологическим.

Таким образом, при построении процесса обучения женщин боевым приемам борьбы особое внимание следует обратить на возраст-

* © Гумеров К.Р., Наумов С.Б., 2008

Гумеров Камиль Ренатович, Наумов Сергей Борисович — кафедра физической подготовки и спорта Самарского филиала ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России»

ные, физиологические и психологические особенности женского организма.

Одной из особенностей развития силы мышц у женщин является применение по преимуществу физических упражнений с отягощениями, равными собственному весу. Использование на занятиях штанги, гирь, гантелей также возможно, но вес их не должен быть предельным. Распределение нагрузки на мышцы должно быть равномерным с преобладанием упражнений для мышц живота и спины, связанных с детородной функцией женщин.

Важным физическим качеством женщины является общая выносливость. Ее развитие должно осуществляться с помощью циклических упражнений — бега, ходьбы на лыжах и т.д. Все эти физические упражнения способствуют развитию аэробных возможностей организма.

Быстрота — это врожденное качество человека, поэтому его тренировка довольно-таки затруднительна. Быстроту у женщин необходимо развивать с помощью различных физических упражнений взрывного характера, пробеганием небольших отрезков, прыжков, гимнастических упражнений, выполняемых с максимальной скоростью и предельной концентрацией внимания.

Немаловажное значение для нормальной работоспособности женщин имеет такое физическое качество, как гибкость, необходимое для выполнения многих боевых приемов борьбы. У женщин здесь преимущество — их показатели гибкости, как правило, выше, чем у мужчин. Основным средством развития гибкости как и мужчин, так и женщин являются упражнения на растягивание [3.С. 224].

Согласно антропометрическим исследованиям, центр тяжести тела у женщин ниже, чем у мужчин. Это обстоятельство играет существенную роль в механизме движения и, с одной стороны, помогает в выполнении упражнений в равновесии, с другой — ограничивает быстроту бега, высоту прыжков для производства ударов ногами и т.п.

Так как различия опорно-двигательного аппарата мужчин и женщин не принципиальны, то нет и значительных половых особенностей в проведении технических действий у женщин. Однако методика изучения боевого раздела и развития физических качеств должна учитывать специфику телосложения и психологии женщин. В частности, при обучении женщин боевым приемам борьбы рекомендуется уменьшить время на освоение технических действий, связанных с силовыми качествами, например, бросков через спину, через бедро, где технический прием производится перекатыванием противника через свое туловище или его часть, или подбиванием верхней части ног противника. Женщины менее приспособлены к работе в условиях недостатка кислорода, величина максимального кислородного долга у них ниже, чем у мужчин; меньше и сила мышц, в среднем на 20-50% [4]. Эти факторы ограничивают физическую работоспособность женщин при силовых и статических усилиях. Поэтому напряженные силовые

движения и упражнения статического характера могут оказать неблагоприятное воздействия на женский организм. В то же время увеличение времени на изучение технических действий, не требующих больших силовых напряжений, поднимает интерес женщин к изучению боевого раздела в целом и отдельных приемов в частности, что, естественно, приводит к повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, легко заметить, что различаться должны не только нормативы, но и методики физической подготовки мужчин и женщин. Однако при изучении имеющейся литературы нами не было обнаружено специально разработанных программ построения процесса обучения боевым приемам борьбы женщин в учебных заведениях МВД России и Министерства юстиции, что, на наш взгляд, является одной из причин низкой физической подготовленности женского персонала [5.С.123].

По мнению авторов, эффективная модель синтеза при построении процесса обучения женщин боевым приемам борьбы должна обладать свойствами многомерности, где координатами могут служить составляющие влияющего факторного пространства и имеющихся ресурсов, ее направленности, нестационарности и непрерывности во времени (см. рисунок).

Рис. Модель синтеза: Л8 (В, Т, 8, 1) — синтез; В — целевая функция;

Т — влияющие факторы; 8 — личные ресурсы; I — время

К двум неотъемлемым свойствам такого синтеза авторы относят свойства направленности и нестационарности. Направленность обусловлена необходимостью целевой функции, реализация которой либо приводит к ожидаемому результату, либо может задаваться вектором совершенствования, направленным в сторону ожидаемых результатов.

Иными словами, формирование универсальной модели построения процесса обучения сложнокоординационным двигательным действи-

ям, каковым является обучение боевому разделу, — дело исключительно сложное. Авторы связывают это с тем, что, с одной стороны, апостериори известны факторы и качественные свойства предполагаемой модели, способствующие совершенствованию личности. С другой стороны, отдельные механизмы (эмоции, мотивации, травматизм) очень индивидуальны и в значительной степени могут носить случайный характер.

Построение процесса обучения необходимо проводить таким образом, чтобы женщина могла освоить предлагаемый ей учебный материал, дабы в дальнейшем успешно решать стоящие перед ней оперативно-служебные задачи. К сожалению, существующие учебные программы и соответствующая учебно-методическая документация традиционно не содержат сведений о методике обучения боевым приемам борьбы женщин в силовых структурах, что в условиях многоступенчатой системы и сокращения сроков обучения снижает эффективность учебного процесса в целом.

В настоящее время наиболее актуальным в плане повышения боеготовности женщин в силовых структурах России и совершенствования процесса обучения женщин приемам самозащиты, задержания правонарушителей является изменение целевой направленности учебного процесса, а также его рациональное построение путем изменения соответствующих методик.

При проведении учебных занятий, связанных с изучением боевого раздела, необходимо соблюдать ряд принципов и методов, которые подразумевают специфические закономерности планирования, организации, методики и управления учебно-тренировочным процессом. К принципам, на взгляд авторов, следует относить следующие: сознательного освоения учебного материала, наглядности, пробуждения у занимающихся активности, оптимизации содержания обучения, блочный принцип планирования обучения, а также боеготовности.

Принцип сознательного освоения учебного материала заключается в том, что занимающаяся должна, прежде всего, осмыслить изучаемое, ясно представляя себе, на чем основан данный прием или тактический маневр, его соответствие в спортивной схватке (поединке) реальным условиям боевой действительности [6].

Принцип наглядности характеризуется тем, что занимающаяся при помощи педагогических приемов получает возможность быстрее, а главное, точнее сформировать представление о приемах борьбы и тем самым легче и эффективнее их воспроизводить. Данный принцип осуществляется посредством показа техники педагогом, изучения техники по фото- и видеоматериалам, рисункам, показа поединков опытных спортсменов (специалистов).

Важную роль в воспитании активности играют тематические задания на занятии (тренировке), требующие самостоятельной работы

занимающейся. Кроме того, активность эффективно развивается с помощью общих собраний группы занимающихся, детального разбора изучаемого материала как в целом, так и отдельных учебных вопросов.

Блочный принцип планирования обучения состоит в том, что весь период обучения разбивается на блоки, различные по временным показателям. Каждый блок состоит из трех разделов: раздела развития физических качеств, раздела специальных подготовительных упражнений, боевого раздела (броски, удары, удушения и др.). При этом содержание первых двух разделов должно обеспечить успешное освоение занимающейся третьего раздела. Таким образом, освоение технических действий происходит во взаимосвязи с формированием профессионально важных физических качеств. Этим обеспечивается готовность женщин-сотрудников к задержанию активно сопротивляющихся или неповинующихся правонарушителей.

Принцип оптимизации содержания обучения заключается в рациональном распределении учебно-программного материала на весь период обучения и в разумном ограничении видов упражнений и приемов, изучаемых в течение конкретного блока (иначе погоня за количеством изучаемых приемов неизбежно приведет к снижению качества их освоения).

При проведении тренировочного процесса перед нами не раз вставал вопрос: что же лучше обеспечивает готовность женщин к службе в силовых структурах России, к задержанию правонарушителей — большой набор наскоро изученных боевых приемов борьбы или всего два-три приема, но доведенные до автоматического выполнения в процессе спаррингов и моделирования реальных рукопашных схваток со статистом? Опыт, накопленный нами в ходе многолетнего преподавания физической подготовки в вузе МВД России, позволяет прийти к выводу: оптимизация содержания обучения, сознательное ограничение объема учебного материала по боевым приемам борьбы, позволяющее увеличить качество освоения приемов (например, шире использовать имитацию реальных условий применения физической силы), в большей степени вырабатывают надежные навыки самозащиты у женщин.

Принцип боеготовности требует, чтобы формирование техники выполнения боевых приемов борьбы и повышение физической подготовленности женщин обязательно сопровождались последующей тренировкой в реализации достигнутого потенциала в условиях, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями.

Анализ специальной литературы, практики физического воспитания женщин и специфики их службы в силовых структурах России позволяет нам предполагать, что при планировании, организации и проведении с женщинами учебных занятий по физической подготовке важно учитывать, по крайней мере, следующие факторы:

1. Психику женщины как биосоциальное свойство, характеризующее специфику ее поведения и жизнедеятельности.

2. Общебиологические особенности развития и функционирования женского организма.

3. Меньшую величину, по сравнению с мужчинами, всех антропометрических признаков, характеризующих физическое развитие, показателей функционального состояния органов и систем.

4. Зависимость динамики физической работоспособности и психологического состояния женщин от фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ);

5. Функциональные возрастные изменения организма и психики женщин.

6. Специфику профессиональной деятельности, определяемую должностью занимающейся, ее психическое состояние и физическую работоспособность в процессе повседневной служебной деятельности [7.С.43].

С учетом изложенного должная, с точки зрения эффективности, подготовка женщин в системе силовых структур к выполнению сложных координационных действий (броски противника, его задержание, обезоруживание) должна складываться из следующих этапов:

а) оценка двигательно-координационных способностей обучаемой;

б) построение моделей подготовки; в) управление психофизиологическим процессом подготовки; д) своевременное корректирование модели на основе наблюдения, в том числе экспериментального, и определение наиболее значимых факторов.

В заключение можно сделать вывод о том, что современный подход к обучению женщин боевым приемам борьбы характеризуется сознательным ограничением арсенала технических действий с ориентацией на наиболее зарекомендовавшие себя на практике боевые приемы борьбы, а также выделением четких периодов со специальной целевой направленностью на обучение и тренировку, вплоть до отведения времени для отработки изученного материала в условиях схватки с их полной психофизической мобилизацией.

Библиографический список

1. Наумов, С.Б. Развитие физических и психологических качеств сотрудников милиции: учебно-методическое пособие / С.Б. Наумов, К.Р. Гумеров. — Саратов, 2007. — 48 с.

2. Наставление по физической подготовке: утв. приказом МВД России от 29.07.1996 г. № 412 (в ред. приказов от 15.05.2001 г. № 510 и от 8.10.2002 г. — № 965).

3. Кадыров, Р.М. Теория и организация физической подготовки войск: учеб. для курсантов и слушателей института / Р.М. Кадыров, В.В. Миронов, ВА. Шейчен-ко. — 5-е изд., перераб. и доп. — СПб., 2002. — Ч. 2. — 335 с.

4. Гумеров, К.Р. Особенности физической подготовки женщин в вузах сило-

вых структур России / К.Р. Гумеров, С.Б. Наумов // Общество и безопасность. — 2007. — № 3 (48). Июль — август.

5. Гумеров К.Р. Акмеологическое моделирование эффективной подготовки спортсменов / К.Р. Гумеров, В.Н. Нестеров // Актуальные проблемы университетского образования. — 2003. — 5 февраля.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — 2-е изд., исправ. и доп. — М.: ACADEMIA, 2002. - 480 с.

7. Купавцев, Т.С. Профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов / Т.С. Купавцев // Следователь. — 2002. — №12.

K.R. Gumerov, S.B. Naumov

SPECIFICATIONS IN PLANNING THE PROCESS OF TEACHING WOMEN THE FIGHTING METHODS IN THE SYSTEM OF ENFORCEMENT AGENCIES

This article deals with the problems of a number of specifications in planning the process of teaching women the fighting methods in the system of enforcement agencies. The problem of improvement of quality of women’s professional skill with due regard for their physiological peculiarities is under consideration as well.

Статья принята в печать в окончательном варианте 14.01.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.