№ 1
2/2015
Список использованной литературы:
1. Пономарев К.Н. Применение методов линейной алгебры в математике, электротехнике, экономике/ Учеб. Пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.- 36 с.
2. Электрические системы, т. 1. Математические задачи электроэнергетики. Под ред. В.А. Веникова. Учеб. Пособие для электроэнергетических вузов. - Москва: Изд-во «Высшая школа», 1970. - 336 с.
© Л.В. Тихонова, 2015
УДК 37.046:001.08
С.В. Усков
К. пед. наук
Доцент кафедры физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
А.В. Сидлецкий Преподаватель, капитан полиции Кафедра физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
М.В. Ника Курсантка 3 курса
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ У ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОВД
Аннотация
В данном исследовании рассматриваются вопросы специфики рукопашной подготовки женского контингента ОВД России, с учётом их физиологических и психологических особенностей. Раскрыты основные направления усовершенствования данного, весьма своеобразного с позиции научной дидактики и физиологии учебно-воспитательного процесса профессионального образования
Ключевые слова
Обучение, полиция, профессиональная подготовка, психология, рукопашный бой, физиология, формирование
Уровень профессиональной компетенции специалистов любого профиля деятельности, вне зависимости от пола и возраста прямо пропорционально качеству учебно-воспитательного процесса формирования навыков данной деятельности.
В России, на протяжении последнего столетия произошли значительные изменения в самосознании женщин, изменились нормы поведения и ценностные ориентации. Данный процесс нашёл своё отражение во многих сферах социальной жизни. В частности, существенно
222
Международный научный журнал «Инновационная наука»
возросла численность женщин, осваивающих традиционно мужские профессии, в том числе и в правоохранительных органах.
За последние двадцать-тридцать лет число сотрудников-женщин в органах внутренних дел Российской Федерации заметно увеличилось. Женщины несут службу в различных подразделениях полиции, и, как мужчины, они входят в состав следственно-оперативной группы, выезжающей непосредственно на место происшествия, в силу специфики занимаемой должности принимают участие в задержании лиц, совершивших общественно опасные деяния. Следовательно, к ним предъявляются высокие требования профессиональной подготовленности, в том числе и по рукопашному бою.
Исследования [3; 9] последних десятилетий показывают, что уровень формирования навыков рукопашной подготовки сотрудников-женщин не отвечает требованиям, предъявляемым к ним в практической профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что к «женским» факторам, отрицательно влияющим на эффективность выполнения поставленных боевых задач, по пресечению преступных действий, исследователи [3; 9] относят медлительность при анализе проблемных ситуаций, неправильную оценку обстановки, нерешительность, трусость. Данные психологические «барьеры» конечно присущи и мужчинам, но в силу специфики психофизиологических особенностей женского организма, они всё же чаще свойственны именно женщинам-полицейским.
Научному обоснованию и организации профессионально-прикладной рукопашной подготовки сотрудников полиции (милиции) посвящены многие исследования последних лет [1; 4]. В результате данных научных работ были сформированы различные научно-методические пособия и программно-нормативные документы [2; 7], регламентирующие обучение и совершенствование различных профессионально-прикладных сторон подготовленности сотрудников полиции.
Но если контрольные нормативы по определению уровня физической подготовленности сотрудника ОВД различаются в зависимости от половых категорий, что обусловлено спецификой протекания физиологических процессов и в мужском и женском организме, то нормативы по рукопашному бою (боевые приёмы борьбы) - для всех общие, и не учитывают специфику психики и физиологии женщины.
При обучении женщин технико-тактическим двигательным действиям рукопашного боя возникает немало трудностей. Это связано с тем, что им приходится осваивать совершенно новые сложные координационные движения, требующие проявления достаточно высокого уровня физических качеств: ловкости, гибкости, силы, быстроты. Так же возникают проблемы и психофизиологического характера (возбудимость нервной системы, способность к обучаемости, антропометрические особенности, особенности протекания менструального цикла и т.д.).
Немаловажное значение для нормальной работоспособности женщин имеет такое физическое качество, как гибкость, необходимое для выполнения многих приёмов рукопашного боя. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаимных расположений звеньев тела. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, а единство их развития обусловливает широкие возможности для развития ловкости.
Женщины обладают лучшей по сравнению с мужчинами гибкостью, что обусловлено особенностями их анатомического строения и физиологическими функциями. Основным средством развития гибкости, как и мужчин, так и женщин являются упражнения на растягивание связок.
223
№ 1 - 2/ 2015
Женщины превосходят мужчин и в точности и координации движений и им свойственны высокоразвитые быстрота и ловкость движений мелких мышечных групп. Особое значение при развитии ловкости следует придавать постоянному пополнению запаса двигательных навыков.
Согласно антропометрическим исследованиям [8], центр тяжести тела у женщин ниже, чем у мужчин. Это обстоятельство играет существенную роль в механизме движения и, с одной стороны, помогает в выполнении упражнений в равновесии, а с другой ограничивает быстроту бега, высоту прыжков для производства ударов ногами и т.п.
Так как различия опорно-двигательного аппарата мужчин и женщин не принципиальны, то нет и значительных половых особенностей в проведении технических действий у женщин. Однако методика формирования навыков рукопашной подготовки и развития специальных физических качеств должна учитывать специфику телосложения и психологии женщин. В частности, при обучении женщин приёмам рукопашного боя рекомендуется уменьшить время на освоение технических действий, связанных с силовыми качествами, например, бросков через спину, через бедро, где технический приём производится перекатыванием противника через своё туловище или его часть, или подбиванием верхней части ног противника. Женщины менее приспособлены к работе в условиях недостатка кислорода, величина максимального кислородного долга у них ниже, чем у мужчин; меньше и сила мышц, в среднем на 20-50 %. Эти факторы ограничивают физическую работоспособность женщин при силовых и статических усилиях. Поэтому напряжённые силовые движения статического характера могут оказать неблагоприятное воздействие на женский организм. В то же время увеличение времени на изучение технических действий, не требующих больших силовых напряжений, поднимает интерес женщин к изучению рукопашного боя в целом и отдельных приёмов в частности, что, естественно, приводит к повышению качества обучения.
Исследуя вопросы обучения в единоборствах, В.Ю. Микрюков [6] указывает на особый индивидуальный подход к девушкам. Здесь вредит излишняя строгость. При тренировке свободного поединка следует избегать ударов в полный контакт (особенно в область груди и нижней части живота), больше использовать защитные приспособления.
Исходя из вышесказанного, легко заметить, что различаться должны не только нормативы, но и методики рукопашной подготовки мужчин и женщин. Однако при изучении учебных программ не было обнаружено специально разработанных методологий построения процесса формирования навыков рукопашного боя у женщин - сотрудников ОВД, что на наш взгляд, является одной из причин невысокого уровня технико-тактической подготовленности женского персонала ОВД.
В целом, проведённый анализ научно-методической литературы и документов [5; 7], регламентирующих рукопашную подготовку личного состава ОВД, свидетельствуют о том, что в действующих учебных программах и других нормативных актах отсутствует методика оптимальной модели технологического процесса по обучению женщин сотрудников полиции. В основном все ограничиваются распределением по возрастным группам и нормативам по общей физической подготовке. Методика рукопашной подготовки остаётся без изменений, и являются одинаковыми как для мужчин, так и для женщин.
Анализ научно-методической литературы [1; 2; 3; 4; 9], практика рукопашной подготовки женщин-полицейских и специфика их службы в ОВД России позволяет прийти к определённым выводам, что при планировании, организации и проведении учебных занятий важно учитывать, по крайней мере, следующие факторы: психику женщины как биосоциальное свойство, характеризующее специфику её поведения и жизнедеятельности; общебиологические особенности развития, функционирования и изменения женского организма; меньшую величину,
224
Международный научный журнал «Инновационная наука»
по сравнению с мужчинами, всех антропометрических признаков, характеризующих физическое развитие, показателей функционального состояния органов и систем; специфику профессиональной деятельности, определяемую должностью занимающейся, её психическое состояние и физическую работоспособность в процессе повседневной служебной деятельности.
С учётом изложенного должная, с точки зрения эффективности, подготовка к выполнению сложных координационных действий (удары, броски противника, его задержание, обезоруживание) должна складываться из следующих этапов: оценка двигательно-
координационных способностей обучаемой; построение моделей подготовки; управление психофизиологическим процессом подготовки; своевременное корректирование модели на основе наблюдения, в том числе экспериментального, и определение наиболее значимых факторов.
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ рукопашной подготовки, прежде всего, с внедрением новых технологий и методик обучения, имеющих профессиональную направленность.
В заключение можно сделать вывод о том, что современный подход к обучению женщин технико-тактическим двигательным действиям рукопашного боя характеризуется сознательным ограничением арсенала технических действий с ориентацией на наиболее зарекомендовавшие себя на практике, а также выделением чётких периодов со специальной целевой направленностью на обучение и тренировку, вплоть до отведения времени для отработки изученного материала в условиях поединка, с их полной психофункциональной мобилизацией. Список использованной литературы:
1. Дудко А.С. Защита от ударов преступника вооруженного холодным оружием. - Краснодар: КрУ МВД России, 2006. - 193 с.
2. Кабанченко С.Н. Освобождение от захватов и обхватов. - Краснодар: КрУ МВД России, 2007. - 147 с.
3. Клименко С.В. Методика совершенствования боевых приемов борьбы в комплексных занятиях по физической подготовке с курсантами-женщинами образовательных учреждений МВД России / Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей ВУЗов // тезисы научно-практической конференции. М.: ИНЭП, 2009. - С. 24 - 29.
4. Коляго П.В. Защита от угрозы применения огнестрельного оружия. - Краснодар: КрУ МВД России, 2007. - 158 с.
5. Крайнов А.Н., Платонов Д.А. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 20 с.
6. Микрюков В.Ю. Каратэ-до. Техника, тактика, стратегия, сущность, педагогические принципы и методика обучения. - М.: Астрель, 2009. - 428 с.
7. Приказ МВД России № 1025 от 13 ноября 2012 года «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
8. Смирнов В.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608 с.
9. Ткаченко А.И. Боевые приемы борьбы для сотрудников-женщин. Белгород: БЮИ МВД России, 2008. - 186 с.
© С.В. Усков, А.В, Сидлецкий, М.В. Ника 2015
225