Научная статья на тему 'Физическая подготовка как средство формирования психологической готовности сотрудников ОВД к ведению единоборства с правонарушителями'

Физическая подготовка как средство формирования психологической готовности сотрудников ОВД к ведению единоборства с правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1266
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубокий В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как средство формирования психологической готовности сотрудников ОВД к ведению единоборства с правонарушителями»

Преподавателю вуза

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ВЕДЕНИЮ ЕДИНОБОРСТВА С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Канд. пед. наук В. А. Глубокий

Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

Специальными задачами физической подготовки сотрудников ОВД являются: овладение навыками вытол-нения боевых приемов борьбы и их совершенствование, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений, в условиях, максимально приближеннык к реальным; преодоление различных препятствий; подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности; овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальный ситуациях служебной деятельности (7).

По данным П. П. Михеева (5), нередко правонарушители по уровню физической подготовленности превосходят сотрудников милиции. В последние годы с развитием в России различных видов единоборств преступные группировки пополняются молодыми людьми, владеющими приемами рукопашного боя.

Анализ научно-методических работ А. С. Жолобова (3), В. Г. Колюхова (4) показал, что ранее сотрудников органов внутренних дел обучали навышам задержания только с использованием захватов, бросков, с последующим удержанием или проведением болевого приема (загиб руки за спину, рыгчаг руки внутрь, наружу). Ряд авторов (А. В. Гадалов (1), О. Ю. Уфимцев (8)) отмечают, что в связи с обострением в последние годы криминальной обстановки, в стране наметилась тенденция обучения сотрудников навыкам нанесения ударов руками и ногами и использования подручных средств как при задержании правонарушителей, так и для личной самозащиты.

Анкетный опрос слушателей 4 курса СибЮИ МВД России (п = 163), проведенный в 2004 г., показал: 86% опрошенных считают, что на занятиях по физической подготовке больше внимания следует уделять совершенствованию ударов и защите от них. Из 120 опрошенных курсантов 3 курса института, обучающихся по специ-

альности высшего профессионального образования 030501.65 Юриспруденция, 89,9% их считают необходимым на практических занятиях по физической подготовке чаще использовать учебно-тренировочные поединки по правилам бокса или рукопашного боя.

По нашему мнению, для формирования боевой готовности сотрудников органов внутренних дел недостаточно просто обучать их боевыш приемам борьбы. Практика показывает, что в процессе обучения профессионально-прикладным двигательным навыкам (боевым приемам борьбы) у курсантов образовательных учреждений МВД России следует формировать психологическую готовность к ведению реального единоборства с правонарушителем. Это достигается путем моделирования ситуаций реального уличного боя (имеется в виду рукопашная схватка).

Анализ методической литературы показал (6), что при обучении приемам самозащиты обучаемым необходимо испытать шок, который испыпывает человек, когда его бьют. Только тогда они найдут в себе силу воли для противодействия реальным противникам в рукопашной схватке.

Специалисты (1; 5; 6 и др.) отмечают, что 50% неудач в единоборствах с правонарушителями - это страх, недостаточное самообладание, пробелы в физической подготовке, непонимание ситуации, проблемы с техникой (неумение применять боевые приемы). Все это также опасно для сотрудника органов внутренних дел, как и сам правонарушитель. Если сотрудник не готов к тому, что ему причинят боль, то при противоборстве правонарушителю он может получить ранения и, учитывая современную технику, возможно, значительные.

Состояние постоянной готовности - первое правило самозащиты, без этого физические навыки - бесполезный балласт. Психологическую готовность, как и любой другой навык, нужно постоянно развивать и совершенствовать.

В Сибирском юридическом институте МВД России для формирования психологической готовности к единоборству с правонарушителями на занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» с курсантами, обучающимися по специальности государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 030505.65 Правоохранительная деятельность применяются учебно-тренировочные поединки по правилам кикбоксинга, бокса, самбо. Поединки проводятся, если курсант в достаточной мере владеет навыками самозащиты. Поединок происходит

на фоне физического утомления. Физическое утомление достигается путем выполнения силового комплексного упражнения (СКУ), взятого из Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Количество повторений СКУ - от 3 до 5 раз. Спарринги проводятся в форме вольного боя и длятся от 2 до 3 мин. Преподаватель контролирует ведение учебно-тренировочного поединка, следит за тем, чтобы у курсантов не брали вверх эмоции и при этом схватка не переросла в драку.

На занятиях по физической подготовке практикуются спарринги с «вооруженным» противником (противник «вооружен» макетом ножа, палки). Поединок длится от 30 с до 1 мин. Цель этого поединка - избежать ударов или порезов, по возможности, курсант пытается обезоружить «правонарушителя».

Кроме того, мы считаем, что на старших курсах в вузах МВД России занятия, задачей которых является совершенствование двигательных действий (профессионально-прикладных двигательных умений и навыков), следует строить по типу смешанных (комплексных), включая в них упражнения из различных разделов и тем по учебной дисциплине «Физическая подготовка» (2). Это позволит в рамках учебной нагрузки (не увеличивая ее) совершенствовать боевые приемы борьбы, часто применяемые в практической деятельности. Комплексные занятия целесообразно использовать на 3-5 курсах обучения после того, как у курсантов сформированы профессионально-прикладные двигательные умения и навыки (боевые приемы борьбы, навыки преодоления препятствий).

В октябре 2006 г. мы провели анкетный опрос. Результаты анкетного опроса курсантов (п = 50) 2 курса, обучающихся по специальности ГОС ВПО 030505.65 Правоохранительная деятельность, показали, что 95% опрошенных считают, что использование учебно-тренировочных поединков и построение учебных занятий по типу комплексных позволяют формировать у них психологическую готовность к ведению рукопашной схватки. Опрошенные курсанты отмечают, что в меньшей мере испытывают страх во время ведения учебно-тренировочного поединка с другим курсантом.

Реальную психологическую готовность к ведению противоборства с правонарушителями мы, из соображений личной безопасности курсантов, не можем проверить на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.

2. Глубокий В. А. Комплексная (физическая и огневая) подготовка курсантов, обучающихся дополнительной специализации «служебно-боевая» // Состояние и перспективы совершенствования методики огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов : мат-лы и рекомендации региональной науч.-практ. конф. - Красноярск, 2005.

3. Жолобов А. С., Косяченко В. И. Системный подход к обучению слушателей вузов МВД РФ рукопашным единоборствам // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации Кон-

цепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тезисы межвуз. науч.-практ. конф. - Орел, 1996.

4. Колюхов В. Г., Лисицын В. И. Блочный принцип обучения боевым приемам борьбы // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тезисы Межвуз. науч.-практ. конф. - Орел, 1996.

5. Михеев П. П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств. -Брянск, 1997.

6. О’Кифи П. Уличный кикбоксинг. Реальная самозащита. - Ростов н/Д, 2000.

7. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом от 29 июля 1996 г. № 412: Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. - М., 2001.

8. Уфимцев О. Ю., Князев В. И. Становление и совершенствование техники ударов, защит и передвижений в процессе занятий по физической подготовке в системе МВД России. -М., 2001.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. Дежнева

Омская академия МВД России Кардинальные изменения в статусе правоохранительных органов и характере их служебно-профессиональных задач заставляют постоянно вести активную работу по выбору направлений, повышающих качество подготовки специалистов в вузах МВД России. Специфика службы в органах внутренних дел предъявляет к выпускникам - будущим сотрудникам ОВД такие требования, как компетентность, активность, осознание цели, условий и способов действия, прогнозирование результата своей деятельности. Но к одним из самых профессионально значимых качеств специалиста в сфере охраны общественного порядка прежде всего относят устойчивые навыки коммуникации.

В английском языке термин «коммуникация» (communication) обозначает акт (процесс) передачи идей или мыслей посредством письма или речи (10, 63).

В переводе с латыни слово «коммуникация» (communicatio) означает «связывать, общаться». Еще в XIX в. коммуникация рассматривалась в ее инженерно-техническом значении как «пути, дороги, средства связи мест, военно-инженерные коммуникации». Сегодня этот термин приобрел социальное звучание как акт общения между людьми посредством передачи символов (информации), целью которого является взаимопонимание, и широко используется в различных областях психолого-педагогической науки (5, 154;

7, 133; 8, 433; и др.).

Процесс коммуникации невозможно себе представить без понятия коммуникативной компетентности. Коммуникативную компетентность специалиста в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.