Научная статья на тему 'Воспитание познавательной деятельности студента дисциплинами музыкального цикла'

Воспитание познавательной деятельности студента дисциплинами музыкального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL INTERACTION / COGNITIVE COMPONENT / THE SPECIFICS OF INDIVIDUAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстокоров Евгений Стефанович

В статье определены понятия учебных и учебно-воспитательных процессов в педагогическом взаимодействии студент-педагог, раскрываются вопросы специфики индивидуальных занятий дисциплин музыкального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENT DISCIPLINES MUSICAL CYCLE

In the article the concept of the training and educational processes in the pedagogical interaction of a student-teacher, considers the questions of the specifics of individual training of the disciplines of the musical cycle.

Текст научной работы на тему «Воспитание познавательной деятельности студента дисциплинами музыкального цикла»



X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

140

тельности определяется движением от потребности к цели, поставленной самим студентом. Проблема формирования мотивов музыкальнопедагогической деятельности студентов, по сути, есть проблема целеобразования этой деятельности. Наш вывод подтверждается существующими психолого-педагогическими исследованиями, выдвигающими на первое место проблему целеполагающей активности личности (Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и другие).

В результате исследования сложных видов целеобразования в учебной деятельности студентов РР Бибрих приходит к выводу, что формирование целостной структуры целей учебной деятельности не только определяется мотивацией, но, в свою очередь, влияет на ее развитие, на превращение из понимаемой, знаемой в реально действующую [1]. Овладение приемами целеполагания характеризует, по А.К. Марковой, еще более высокий уровень активности и зрелости мотивационной сферы личности.

Соглашаясь с авторами, мы считаем, что в основе процесса формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности лежат, на наш взгляд, следующие потребности:потребность в познании; потребность в общении; по-требностьвтворчестве, самовыражении; потребность в переживании ценности деятельности; потребность в достижении целей деятельности.

Музыкальное познание как одна из целей учебной музыкальной деятельности традиционно ограничивается академическими жанрами классической музыки, что значительно затрудняет возможность совместной деятельности преподавателя и студентов. В связи с тем, что опыт художественного общения у многих студентов представлен различными жанрами искусства, общение с классикой, оставаясь "ма-лознаемым", не является для них мотивационно значимым. Наш подход к формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения посредством включения жанров народной, современной музыки, что обеспечивает большое поле выбора и возможность участия в совместной деятельности каждого студента в соответствии со своими музыкальными способностями и интересами. Эта позиция выступает третьим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.

Реализация рассмотренных выше педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности возможна лишь в ситуации свободного выбора студентами содержания, форм музыкальной активности. Выбор выступает не только условием, но и средством обеспечения данного процесса. Обосновывая принцип активного, действенного выбора А.В. Карпов пишет: "...принцип активного выбора, реализуемый в такихорганизационных формах, как "обучение через выбор" и "воспитание через выбор", характеризуется существенно большей эффективностью, нежели многие другие организационные формы дидактических и воспитательных воздействий. Данный принцип трансформирует исходную позицию учащегося, когда он из объекта педагогического процесса становится также и его субъектом [3, 55]. Свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности является четвертым необходимым условием формирования мотивов.

Таким образом, формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если: учебная деятельность будет организована как совместная деятельность преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности; в основе музыкальной деятельности лежит целеполагающая активность студентов, которая предусматривает образование, осознание целей своей деятельности; содержание музыкальной деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения жанрами классической, народной, современной музыки; обеспечивается свободный выбор студентами содержания, форм музыкальной активности на основе развития имеющихся потребностей, способностей кму-зыкальной деятельности.

Литература:

1. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования / под ред.

О.К. Тихомирова. - Кишинев, 1987.

2. ГребенюкО.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград,1995.

3. Карпов А.В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании

// Развитие личности и формирование индивидуальности: сборник материалов. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1996. - 55 с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

учения. - М.: Просвещение, 1990.

EDUCATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENT DISCIPLINES MUSICAL CYCLE Tolstokorov Evgeny Stefanovich, Honored Worker of Culture of Russian Federation, Associate Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Professor RAE, Stavropol

In the article the concept of the training and educational processes in the pedagogical interaction of a student-teacher, considers the questions of the specifics of individual training of the disciplines of the musical cycle.

Keywords: pedagogical process; pedagogical interaction; cognitive component; the specifics of individual lessons.

воспитание познавательной деятельности УДК371

студента дисциплинами музыкального

цикла

В статье определены понятия учебных и учебно-воспитательных процессов в педагогическом взаимодействии студент-педагог, раскрываются вопросы специфики индивидуальных занятий дисциплин музыкального цикла.

Ключевые слова: педагогический процесс; педагогическое взаимодействие; познавательный компонент; специфика индивидуальных занятий.

Главной целью высшей школы в настоящее время является формирование высоконравственной, социально зрелой, образованной, интеллектуально развитой и профессионально компетентной личности. Кардинальное переосмысление сложившейся системы обучения привело к тому, что на смену традиционной модели приходит "педагогика сотрудничества", в которой проблема общения преподавателя и студента - это "прежде всего отношения между людьми, а не участниками механического и запрограммированного процесса трансляции знаний".

На сегодняшний день процесс оптимизации деятельности высшей школы наряду с другими включает в себя актуальную проблему повышения эффективности учебно-воспитательного процесса путем выработки "адекватной системы взаимодействия между его участниками".

Под взаимодействием понимается философская категория, "отражающая воздействие объектов друг на друга, их взаимные обусловленность и изменение состояния".

Новая модель педагогического процесса, характеризующаяся творческим взаимодействием преподавателя и студента, может быть настолько эффективной и плодотворной, насколько оптимальным будет характер взаимодействия её участников, а также насколько активной и творческой будет деятельность каждого из них.

Несомненно, успех учебно-воспитательного процесса во многом определяется наличием четко поставленных целей, выбором содержания образования и рациональных методов обучения, доступностью излагаемой преподавателем информации.

Однако практика работы показывает, что даже налаженный процесс обучения не всегда приводит к прогнозируемым результатам. В данном случае преподаватель, необоснованно полагая, что причина этому - низкий уровень познавательной деятельности студента, не считает обязательным проведение анализа и оценки своей педагогической деятельности с точки зрения ее оптимальности в процессе взаимодействия со студентом.

В учебно-воспитательном процессе педагогическое взаимодействие - явление довольно сложное. В нем выделяются относительно самостоятельные и взаимообусловленные деятельность преподавателя и деятельность студента. С усложнением содержания обучения усложняется и система взаимодействия.

Деятельности преподавателя и студента присущи, как и любому другому виду деятельности, "познавательный, преобразовательный и ценностно-ориентационный компоненты". Знакомясь с первокурсниками своего класса, преподаватель оценивает их способности, уровень довузовского образования, соизмеряет содержание учебного

© ТолстокоровЕ.С.,2013 q

П__

С □

141

ТОЛСТОКОРОВ Евгений Стефанович,

Заслуженный работник

культуры Российской

Федерации, доцент,

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

профессор РАЕ,

Ставрополь

X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

142

материала с потенциальными возможностями студента, внося в него, по мере необходимости, изменения. Кроме того, преподаватель определяет наиболее оптимальные методы и средства обучения, форму и структуру занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента (преобразовательный и ценностно-ориентационный компоненты деятельности).

Помимо этого преподаватель знакомится с дидактическими единицами государственных образовательных стандартов, учебными планами, новыми научно-методическими материалами и нотными изданиями, использует в учебном процессе технические средства обучения: аудио- и видеозаписи известных концертных исполнителей и студентов-конкурсантов (познавательный компонент деятельности преподавателя).

В ходе индивидуальных занятий по специальному инструменту преподаватель, излагая учебную информацию, постепенно формирует положительную мотивацию познавательной деятельности студента, побуждает его к приобретению новых, необходимых ему знаний, умений, навыков, к самостоятельной работе, к творчеству, тем самым создавая предпосылки формирования его личностных качеств.

Оценивая по мере необходимости процесс обучения, его положительные и негативные стороны, преподаватель вносит изменения как в деятельность студента, так и в свою деятельность.

Студент на уроке по специальному инструменту получает от преподавателя информацию в различных формах: в виде словесного пояснения, практического показа на инструменте, прослушивания музыкального произведения в записи или в исполнении другого студента с последующим обсуждением. В полученной информации он должен сориентироваться, выделить для себя сведения (теоретические и практические), сумев оценить их с точки зрения новизны, значимости и необходимости ихдаль-нейшего применения в определенных ситуациях. Со временем уже имеющийся на данный момент уровень знаний, умений и навыков студента преобразуется, видоизменяется и переходит на качественно новую ступень. Деятельность студента в процессе обучения содержит, как и у преподавателя, познавательный, преобразовательный и ценностно-ориентационный компоненты.

В учебно-воспитательном процессе можно выделить собственную деятельность преподавателя и собственную деятельность студента, а также деятельность, реализуемую во взаимодействии друг с другом. Однако между собственной деятельностью преподавателя и собственной деятельностью студента имеются существенные различия.

Например, в начале каждого семестра преподаватель планирует программу по специальному инструменту, разрабатывает комплекс упражнений для технического совершенствования исполнительского аппарата студента, подбирает оптимальные формы и методы работы, соответствующие его познавательному уровню и индивидуальным особенностям.

Для студента в учебно-воспитательном процессе основной целью является усвоение всей новой информации, полученной от преподавателя, "включение ее в систему собственных знаний, умений, навыков".

Однако в процессе взаимодействия собственная деятельность каждого из участников претерпевает изменения. К примеру, собственная деятельность преподавателя и собственная деятельность студента направлены на определенные объекты (нотный текст музыкального произведения или его аудиозапись, методические пособия и т.д.) и выстраиваются относительно этих объектов. При педагогическом взаимодействии развиваются субъект-субъектные взаимоотношения. При этом от уровня активности преподавателя и студента зависит характер взаимодействия. Так, вступая в контакт со студентом в процессе педагогического взаимодействия, преподаватель видит в нем не объект педагогического воздействия, а субъект взаимодействия и "рассчитывает поэтому на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта".

Например, процесс уточнения интерпретации музыкального произведения проходит в совместном творческом поиске преподавателя и студента, отсюда, студент не может быть объектом педагогического воздействия, а должен стать субъектом педагогического взаимодействия. В противном случае это было бы авторитарным навязыванием студенту интерпретации преподавателя.

Кроме связей, возникающих в процессе индивидуальных занятий посредством содержания, методов, средств обучения (опосредованные связи), между преподавателем и студентом устанавливаются и личностные связи, которые зачастую оказывают существенное влияние на процесс обучения и его результаты, особенно когда преподаватель пользуется у студента большим авторитетом.

Специфика индивидуальных занятий по специальному инструменту, дирижированию, вокалу предполагает более тесные взаимоотношения (субъект - субъект), чем на групповых занятиях (субъект - группа) в классе ансамбля или в оркестровом классе. Так, в процессе работы над программой по специальному инструменту, во время подготовки студента к концертному или конкурсному выступлению установившиеся тесные личностные связи, а также положительная эмоциональная сфера становятся непременным

циональная сфера - один из аспектов педагогического взаимодействия, роль которой состоит в налаживании взаимоотношений между преподавателем и студентом, в создании благоприятной атмосферы в классе во время урока.

В процессе обучения обе эти сферы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, и возникновение негативных изменений в одной из них отрицательно скажется на состоянии другой. Если программа по специальному инструменту, составленная преподавателем на семестр, слишком сложна, и студент, даже при большой затрате времени, максимальном приложении сил и умений, не справляется с ней, то это, несомненно, вызовет отрицательные изменения в его эмоциональном состоянии. В свою очередь, данное состояни студента неминуемо скажется на понижении уровня его познавательной деятельности (пропуски занятий или недостаточная подготовка к ним). В этом случае преподавателю следует, проанализировав свою дея тельность, внести в нее изменения.

С другой стороны, малейший сбой в эмоциональной сфере взаимодействия между преподавателем и студентом ведет к нарушению установившегося ритма в познавательном процессе. Более того, отрицательные эмоции самого преподавателя вносят еще больший разлад в процесс обучения. Напротив, положительные эмоции, возникающие усубъектов взаимодействия по отношению друг к другу и к общему делу, создают благоприятную атмосферу для совместного творческого процесса.

гл

о

гч

0

С

Я

■ Он

I—

лАтірттЗа /V

ТА

KNTv

"

143

условием творческого взаимодействия преподавателя и студента.

В ходе коммуникации участников процесса педагогического взаимодействия объединяются все компоненты деятельности (познавательный, преобразовательный и ценностно-ориентационный) и превращают деятельность в общение.

Как отмечалось выше, учебно-воспитательный процесс и педагогическое общение направлены на реализацию конкретных, заранее поставленных целей и задач по средством содержания, форм и методов обучения, создающих определенные условия для познавательной деятельности студента. Это - интеллектуальная сфера взаимодействия.

Однако преподаватель обязан не только создать условия для познавательной деятельности, но и развить у студента потребность в получении новых знаний, а также привить осознание их необходимости. "Обучение в вузе можно считать эффективным только в том случае, если знания, умения, навыки, которыми овладевают студенты в процессе обучения и самообучения, являются для них личностно значимыми". Нужно, чтобы цели и задачи, поставленные преподавателем на определенный период обучения, стали частью собственных целей и задач студента и у него появилась потребность в ихдостижении. Недопонимание студентом смысла в подготовке и сдачи технического минимума (этюдов, комплекса гамм и упражнений) приводит к формальному, а зачастую к негативному отношению к семестровым требованиям и низкому уровню их выполнения, что, в свою очередь, тормозит развитие технического мастерства студента. В то же время осознание студентом необходимости, значимости технической подготовки не как самоцели, а как резерва, дающего огромные возможности для развития и совершенствования исполнительского аппарата любого музыканта, создает условия для подготовки и сдачи технического минимума на должном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое значение на индивидуальных занятиях цикла специальных дисциплин имеет эмо-

Литература:

1. Бруно Вальтер. О музыке и музицировании. - М.: Музгиз, 1962.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974.

3. Леонтьев Л.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высш. шк. -1999. - № 11.

4. Пидкасистый П.Х., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Пед. общество России, 1999.

5. Сквирский В.Я. О роли педагогического взаимодействия // Вестник высш. шк. -1987. - № 6.

6. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энцикл., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.