Научная статья на тему 'К вопросу о формировании педагогического мастерства будущих учителей музыки в педагогическом колледже'

К вопросу о формировании педагогического мастерства будущих учителей музыки в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ОБЩЕНИЕ / СОТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граб Евгений Вячеславович

Статья посвящена сотворчеству педагогических поколений в процессе формирования учащихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, постигающих иные национальные и исторические культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании педагогического мастерства будущих учителей музыки в педагогическом колледже»

19. ТимофеевЮ.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высшее образование в России. - 1993. - №»4. - С. 119-125.

20. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий // Школьные технологии. - 1996. - №26. - С. 64-83.

21. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.

22. Бардин К.В. Как научить детей учиться: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.

23. Ананьев Б.Г. О проблемах человекозна-ния. - М.: Наука, 1997.

УДК 370

Е.В. Граб

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Статья посвящена сотворчеству педагогических поколений в процессе формирования учащихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, постигающих иные национальные и исторические культуры.

Ключевые слова: формирование педагогического мастерства, общение, сотворчество, музыкально-педагогическое образование.

Воспитательный смысл общения реф-лексируется наукой и практикой издавна и укоренён в традициях общественного образования, между тем интерес, усилившийся за последнее время показал, что освоенный уровень этого всеохватывающего явления представляется недостаточным, требующим дополнительных исследований. И это особенно касается такой сферы подготовки учителей музыки, детских хормейстеров, где общение во всех его формах составляет и смысл деятельности учителя и процесса его подготовки. Для этого мы попытаемся рассмотреть учебную деятельность, как пример сотворчества преподавателя с учащимися.

Хоровое дирижирование - это не только учебная деятельность, но и постоянный, неразрывный процесс взаимодействия преподавателя-хормей-стера с музыкальным коллективом, группой, учеником. Разорвать это единство можно только условно, в учебном плане, для более чёткого анализа составляющих его компонентов. Психологическим фоном, на котором развёртывается это взаимодействие, является процесс общения во всех его формах и проявлениях.

В последние годы наметилась тенденция к освобождению от стереотипов в оценке деятельности преподавателя и его педагогического мастерства. Переход от анализа творчества наставника к изучению его сотворчества с учащимися свя-

зан с изменениями парадигмы образования, его идеала от «человека образованного» к «человеку культуры». В отличие от «человека образованного», усвоившего и использующего достижения социума, «человек культуры спрягает в своём сознании разные культуры, ориентирован на другого, предрасположен к диалогу с ними» (B.C. Библер). В настоящее время перед музыкальной педагогикой стоят такие задачи, которые требуют наиболее полного и глубокого решения. Прежде всего, нужно развить способность воспринимать другую национальную культуру с «пониманием её подлинного смысла» (Д.Б. Кабалевский), умение вступить с нею в диалог.

Диалог не означает стирание граней между культурами, а означает развитие собственной культуры на основе изучения, знания иных культур и их сопоставления с собственной.

Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой содержания образования, но и самим процессом обучения. Умение строить диалог в соответствии с дидактическими целями учебного занятия - показатель уровня педагогического мастерства преподавателя. Взаимодействие учителя и учащихся в обучении -центральное звено в педагогике сотрудничества.

При этом педагог постоянно сталкивается с необходимостью решения интегральной задачи - формирования учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности. Для этого не-

© Е.В. Граб, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

501

обходимо формирование мотивов учения, приобщения его к предметно-техническим сторонам учебно-познавательной деятельности:

- развития вокального слуха и рефлексирующего мышления;

- творческой активности и интеллекта при решении интерпретационных задач;

- дирижёрской воли и организованности при репетиционном и концертном воплощении вокально-хорового произведения.

В процессе получения учащимися этих знаний и умений решается по существу задача «перематывания культуры из безличной формы всеобщности в личностную культуру индивида» (В.С. Библер).

Сегодня много пишется о личностно-ориентированном подходе в образовании, причём внимание в основном фиксируется на нравственно-гуманистических началах педагогического процесса.

Принимая это как безусловную ценность, отметим необходимость целостного подхода к личности учащегося и развития его индивидуального своеобразия. По большому счёту в педагогическом общении наставник и учащийся выступают как интерпретаторы и творцы культурных смыслов изучаемых музыкальных произведений. Это позволяет выдвигать новые интересные задачи по расширению внешне выразительной профессиональной пластики невербального дирижёрского общения.

Таким образом, педагогическое общение осуществляется не только непосредственно, но и опосредствованно через философскую, историко-теоретическую, культуроведческую, учебно-художественную, справочную литературу и педагогический репертуар. Не только прямо, но и косвенно, выходя за рамки обсуждаемой музыкальной ситуации, устремляясь к «сверхличному, универсальному, вечному» (С.Н. Батракова). И именно здесь сосредотачивается культура самого процесса обучения и педагогическое мастерство, в котором наиболее рельефно выража-

ется сотворчество педагога и учащегося, их готовность к взаимопомощи, наличие установки на собеседника, на изначальную адресность своей активности.

Педагогическое общение на отделении музыкального образования является как бы профессионально-специализированным, тем не менее, по своей образовательно-воспитательной сути оно устремлено к универсализму и формированию целостной личности. Осознание противоречивости, разноуровневости происходящих в общении процессов, позволяет более эффективно использовать их возможности, а формирование педагогического мастерства оно приобретает, когда обращено к взаимному преображению и росту, как будущего учителя-хормейстера, так и его наставника.

Педагоги и психологи активно обсуждают методы, техники и технологии, развивающие профессиональную, творческую инициативу будущих учителей, отражающую в своей работе с детьми компетентность и заразительный темперамент своих наставников. И, по нашему мнению, такое партнёрское поведение преподавателя - есть наилучший путь к формированию педагогического мастерства будущих учителей музыки - хормейстеров, ставящих нравственное равенство в основу своей гуманистической ориентации.

Бибилиографический список

1. Амоношвили Ш.А. Гуманистическая педагогика. - М., 1983.

2. Батищев Г. С. Истина и безусловные ценности. - М., 1988.

3. Батракова B.C. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. - 2002. - N°4.

4. Библер B. C. От научения к логике культуры. - М., 1991.

5. Библер B. C. Школа диалога культур // Искусство в школе. - 1991. - J№4.

6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

502

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.