УДК [78.071.2:165.42]:371.398
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ON THE PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO MUSIC PERFORMANCE ACTIVITY AT SCHOOLCHILDREN
М. Т. Виноградова
M. T. Vinogradova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у обучающихся ценностного отношения к музыкально--исполнительской деятельности в системе дополнительного образования. Рассматриваются условия, которые возможно создать в процессе обучения для формирования у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности. Представлены сущностные характеристики ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности учащихся как одного из ведущих целевых ориентиров музыкально-образовательного процесса, который также обеспечивает наполнение музыкально-исполнительской деятельности учащихся личностно-ценностным смыслом.
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of value attitude to music performance activity at schoolchildren in the system of extended activities. The author considers the conditions which can be provided in the process of teaching for the formation of value attitude to music performance activity at schoolchildren. The author presents the essential characteristics of value attitude to music performance activity of schoolchildren as one of the main guidelines in music educational process which also provides music performance activity of schoolchildren with the personal value sense.
Ключевые слова: ценность, отношение, ценностное отношение, музыкально-исполнительская деятельность, дополнительное образование.
Keywords: value, attitude, value attitude, music performance activity, extended activities.
Актуальность исследуемой проблемы. Логика развития современной системы отечественного музыкального образования подтверждает значимость предоставления учащимся возможностей для самоопределения в процессе учебной деятельности. Особая роль в этом процессе отводится учреждениям дополнительного образования детей - детским школам искусств, где обучающиеся приобретают знания о музыкальном искусстве, а также опыт музыкально-исполнительской деятельности.
Расширение рамок творческой свободы учащихся в процессе обучения музыкальному исполнительству влечет за собой необходимость выстраивания музыкально-образовательного процесса на основе отношений между субъектами данного процесса, в основании которых лежат ценностный подход к музыке и последующий выбор адекватных средств его реализации.
Внимание преподавателей сферы дополнительного музыкального образования к процессу приобретения учащимися музыкально-исполнительских умений и навыков позволяет отметить, что проблема поиска педагогических технологий, обеспечивающих вклю-
чение личностно-ценностного начала в музыкально-образовательный процесс, является актуальной. Этому способствуют также ряд объективных факторов, составляющих основу этого процесса: добровольность участия детей в избранной деятельности; вариативность образования, которая позволяет выбрать содержание образования и преподавателя; субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и ученика; демократичный характер управления учреждениями дополнительного образования детей.
Материал и методика исследований. В процессе исследования использовался комплекс методов: анализ литературы в аспекте исследования; анализ и обобщение опыта работы преподавателей в системе дополнительного образования; наблюдение, анкетирование.
Проанализировано большое количество философских, педагогических, психологических исследований для выявления содержания понятий «ценность», «ценностное отношение». В психологии изучением ценностных отношений занимались В. Н. Мясищев, Д. А. Леонтьев и др.; в педагогике формирование ценностных ориентаций рассматривали А. И. Кирьякова, Л. П. Разбегаева; проблемой развития личности в системе дополнительного образования детей изучали Е. Б. Евладова, А. В. Золотарева, Н. А. Соколова и другие исследователи.
В основе исследования лежат личностный, деятельностный и системный подходы. Деятельностный подход помогает изучить педагогические процессы через рассмотрение основных компонентов деятельности (определение мотивации, цели, контроль и анализ результатов). Основой личностного подхода является личность ребенка, ее роль в обществе и коллективе, всестороннее и гармоничное развитие. Необходимость использования системного подхода обусловлена целенаправленностью изучаемого процесса.
Результаты исследований и их обсуждение. В психологии, педагогике изучение проблемы формирования ценностных отношений занимает весомое место. Обычно за основу выстраивания этих отношений берутся ценности, принимаемые или отвергаемые личностью. Отсюда следует, что ценность для человека - это то, без чего он не мыслит собственной жизни. Ценности могут быть субъектные и предметные. При изучении понятия «ценность» выясняется, что оно включает в себя три составляющие: характеристика внешних свойств вещей, выступающих как предмет ценностного отношения; отношение людей друг к другу, их общение, вследствие чего ценности приобретают универсальность; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения [7, 29]. Анализ современной философской литературы позволяет условно выделить два основных подхода к пониманию ценности: ценность как единство субъективного и объективного факторов и ценность как олицетворение, прежде всего, фактора субъективного в отношении к предмету, к его значимости.
По мнению С. Л. Рубинштейна, ценностный характер отношения предполагает как эмоциональный, так и сознательный уровень взаимодействия субъекта и объекта, так как, по его мнению, сознание связано с ценностным аспектом отношения субъекта к миру. Поэтому сделать вывод о наличии у субъекта определенного отношения можно именно через согласованность его мыслей, чувств и поступков.
Следует заметить, что отношение как одна из основных категорий воспитания придает процессу воспитания высочайшую тонкость и сложность. Известно, что в основе содержания воспитательного процесса лежит именно отношение. Отношение - это связь субъекта и объекта действительности, в нашем же случае, это установление связи между преподавателем и учащимся с целью дальнейшего взаимодействия. Мы выделяем из содержания воспитания лишь тот комплекс отношений, который выявляет значимые для человеческой жизни отношения.
Ценностные отношения демонстрируют отношение человека к социальной действительности и соответственно определяют мотивацию его поведения. Наивысшее значение приобретает связь ценностных отношений с целенаправленностью личности. Целенаправленность личности обозначает установку личности. Так, Р. С. Немов под ценностными отношениями подразумевает то, что человек ценит в жизни, чему придает особый смысл; Е. С. Волков рассматривает ценностные отношения как регулятор поведения личности, считая, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор человеком деятельности.
Согласно С. Л. Рубинштейну, ценностные отношения формируются на основе потребностей, их воплощение происходит в общесоциальных условиях деятельности в соответствии с принципом единства деятельности и сознания [8]. Он рассматривает ценностное отношение через мотивы, интерес, а также деятельность, подчеркивая при этом роль эмоциональной составляющей, которая придает определенную эмоциональную окраску данному отношению.
Следует отметить, что ценностное отношение выполняет в деятельности учащихся особые функции. Оно связывает школьников с окружающей средой, подталкивает их к деятельности, воздействует на их внутренний потенциал; при помощи оценок, установок и ориентаций ценностное отношение влияет на мотивы, цели учащихся, на их представления, благоприятствует ценностному отбору наивысших благ, поиску наиболее оптимальных путей освоения ценностей.
Из сказанного следует, что ценностное отношение - это такая связь учащегося с окружающим миром, при которой он активно проявляет себя в качестве субъекта, при этом осознанно подходит к определению значения для себя объектов действительности, руководствуясь своими собственными представлениями, которые значимы для него в жизни. Из этого следует, что навязать учащемуся ценности помимо его воли невозможно, и поэтому формирование у учащихся ценностного отношения представляет собой долгий и сложный процесс [2].
В своем исследовании мы рассматриваем формирование у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности. На современном этапе в теории и практике музыкального образования действуют различные подходы к истолкованию термина «музыкальная деятельность». Таким образом, музыкальную деятельность можно свести к разнообразным взглядам, и это обуславливается тем, на каком уровне обобщения рассматривается этот вопрос [10].
Так, например, Э. Б. Абдуллин, опираясь на специфику педагогики музыкального образования, в которой каждое явление рассматривается как с музыкальной, так и с педагогической точки зрения, предлагает конкретные виды деятельности учащихся (такие как хоровое пение, слушание музыки, импровизация и т. д.) и обобщенные виды деятельности (музыкально-композиционное творчество и исполнение музыки) анализировать и как виды музыкальной деятельности, и как средства или формы приобщения к музыке [1]. В свою очередь, Л. В. Школяр и соавторы указывают, что под категориями музыкальной деятельности следует понимать деятельность самого композитора, слушателя и исполнителя, которую учащиеся в процессе музыкальных занятий осуществляют в неразрывном единстве [9, 69].
В процессе исполнения музыкального произведения учащиеся воплощают композиторский замысел и одновременно создают собственную трактовку. Они как музыканты-исполнители сами вправе выбирать меру относительной самостоятельности творческой деятельности, определив ее нормами музыкальной жизни той эпохи, к которой принадлежит конкретное произведение [3]. Так, Л. А. Мазель отмечал, что исполнительство являет-
ся своего рода продолжением композиторской работы, но «...факт такого продолжения отнюдь не означает, будто композитор создает некий эскиз или полуфабрикат, завершить который призван исполнитель» [6, 226]. Продолжая эту мысль, надо указать на то, что учащийся как исполнитель представляет собой творческую единицу, а его интерпретация -это его личное понимание и прочтение музыки, в результате чего он привносит в нее собственное творческое начало.
В музыкально-исполнительской деятельности учащимся предоставляется возможность продемонстрировать многосторонность своей личности. В процессе создания произведения искусства учащийся является своего рода субъектом изучения и моделирования объективной действительности. В таком случае оценочная деятельность осуществляется как связующее звено между преобразовательной и познавательной деятельностью. Однако оценочная деятельность проявляется как ценностная ориентация и как освоение всевозможных ценностей.
В таком случае под ценностным отношением учащихся к музыкально-исполнительской деятельности мы понимаем такое отношение, которое определяет для них эстетическую значимость музыкально-исполнительской деятельности, осознанную потребность в ней и практический интерес к данному виду деятельности. Процесс формирования подобного отношения предполагает взаимодействие эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов в ходе специально организованного накопления учащимися музыкального опыта в разнообразных формах музыкально-исполнительской деятельности. На первом месте стоит, конечно, вовлечение учащихся в сферу музыкально-исполнительской деятельности, которая способствует развитию у них представления о музыке как о важнейшем элементе окружающей жизни. Второй момент - это побуждение учащихся к активному участию в музыкально-исполнительской деятельности, развитие у них стремления к самореализации. Затем следует формирование у учащихся сознательного оценивания музыкальных явлений [4].
Однако формирование у учащихся ценностного отношения в процессе обучения музыке осложнено тем, что, с одной стороны, ценностное отношение учащихся является тем регулятором поведения, который вырабатывает для себя сам учащийся. Это определяет свободу выбора того, что наиболее значимо для ребенка. С другой стороны, организованная система воспитания позволяет преподавателям регулировать выбор учащихся в определенном направлении. Данную проблему Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов рассматривали с точки зрения того, как возможно управлять системой образования и подтолкнуть ее в том направлении, которое будет наиболее эффективным для развития личности и поможет воплотить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие [5, 354].
Очевидно, что в формировании у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности в полной мере должен быть использован весь комплекс разработанных в музыкальной педагогике методов и форм обучения: методы обучения музыкальной грамоте, теории и истории музыки; методы обучения игре на музыкальных инструментах, пению и дирижированию; методы обучения и развития индивидуальных музыкальных качеств.
Кроме того, основными методами в процессе формирования у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности должны быть предъявление образца отношения, создание воспитывающих ситуаций, обсуждение. Важнейшая роль в рассматриваемом процессе отводится методам включения учащихся в практическую деятельность. Принципиально значимым является включение не просто в саму деятельность, а в деятельность благородную. Необходимо также отметить, что выработка учащимися собственной системы ценностных отношений к музыкально-исполнительской
деятельности не может состояться вне общения, вне диалога; отсюда следует, что преподавателям необходимо взаимодействовать с учащимися в диалоговом режиме, обучая их этому приему.
Резюме. Как показывает проведенный анализ, специфика формирования у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности заключается в выстраивании музыкально-образовательного процесса как процесса музыкальной коммуникации, порождающей динамическую систему личностно-ценностного взаимодействия субъектов данного процесса. Такой музыкально-образовательный процесс, организованный с учетом специфических закономерностей музыки, является инвариантом музыкального произведения, позволяя учащимся осуществлять личностно-ценностное общение с музыкальными образами в ходе освоения средств музыкально-исполнительской выразительности. Данный процесс позволяет формировать у учащихся ценностное отношение, которое можно представить в виде сочетания определенных компонентов. Познавательный компонент проявляется в жанрово-стилевом анализе изучаемых произведений, что подразумевает владение учащимися необходимым набором исполнительских знаний, умений и навыков, способствующих достижению слияния между интонационно-образным восприятием и воспроизведением произведения в соответствии с характером, жанром и стилем. Преобразовательный компонент основан на механизме проекции, создаваемой через концертную деятельность учащихся, когда у учащихся формируется отношение к исполнительству как к творческому процессу. Ведущим средством коммуникативного и ценностно-ориентационного компонентов является собственная интерпретация произведения, которая основана на механизме оценки и выбора той или иной интерпретации произведения. В этих компонентах проявляется умение учащихся оценивать уровень и качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте инструментального, вокального звучания, исполнительской трактовки произведения.
Таким образом, формирование у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности осуществляется как завершенный процесс, охватывающий все многообразие форм учебной деятельности на занятиях в системе дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. - М. : МИРОС, 1992. - 112 с.
2. Бабурова, И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. В. Бабурова. - Смоленск, 2009. - 44 с.
3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М. : Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
4. Возякова, Д. С. Развитие креативности младших школьников на музыкальных занятиях средствами межпредметных связей / Д. С. Возякова, И. А. Медведева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67). Т. 2. - С. 56-61.
5. Князева, Е. Н. Трансдисциплинарность синергетики: следствие для образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М., 2003. - С. 341-357.
6. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. - М. : Сов. композитор, 1978. - 352 с.
7. Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования / Л. П. Разбегаева. - Волгоград : Перемена, 2001. - 289 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1976. - 424 с.
9. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. - М. : Академия, 2001. - 232 с.
10. Шорохова, А. Н. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Шорохова. -Волгоград, 2009. - 23 с.