Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей музыки'

Педагогические условия формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / МОТИВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COGNITIVE INTEREST / MUSICAL KNOWLEDGE / THE MOTIVES OF THE MUSICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухиташвили Людмила Стефановна

В статье освещены вопросы формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, обозначены условия их формирования, определены потребности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of forming of the motives of musical the activities of the future teachers of music

The article highlights the issues of formation of the motives of musical-pedagogical activity, define the conditions of their formation, identify the Lena needs of the individual.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей музыки»



X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

138

ющие сегодняшнюю социокультурную ситуацию:

- увеличивается разрыв междупотенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью общества для его освоения и использования в социокультурной практике;

- социальная и психическая напряженность, вызванные безумным темпом, динамизмом общественной и культурной жизни;

- усиливаются процессы размывания самобытности российской культуры;

- возрастает опасность вестернизации культуры, унификации традиций, обычаев и образа жизни;

- утрачивается национально-культурная идентичность, что ведет, свою очередь, к стандартизации культурных запросов.

На уровне государственной политике наблюдается недооценка культуры как смыслообразующего фактора, важнейшего ресурса духовного преображения общества. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитие массовой коммерческой культуры, рассматриваемой как необходимый компонент демократического общественного устройства, основы гражданского общества. С одной стороны, такие принципы организации культуры подключают общество к участию в культурной политике, расширяют культурно-досуговые возможности, а с другой - происходит коммерциализация культуры.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, внедряющие в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду и семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований и правовому беспределу.

Культура всегда выступала тем фактором, который способен оказывать решающее влияние на формирование мировоззрения человека, его ценностных ориентаций, смыслов, обеспечивая в целом духовно-нравственное

воспитание личности. Процессы взаимодействия человека и культуры в современном обществе следует рассматривать в неразрывной связи и взаимообусловленности, так как культура является одной из форм общественного сознания, через которую транслируются ценности, нормы, идеалы, доминирующие в обществе на каждом конкретном этапе его исторического развития [4].

Как известно, преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особенности: ценности, идеалы, духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед. [2].

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого члена общества, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры российской молодежью.

Таким образом, современные особенности взаимодействия культуры и человека, взаимообусловленность культуры и нравственности личности социальными процессами, происходящими в обществе, уровнем развития культуры этого общества и его влияния на культуру подрастающего поколения, делают необходимым более детальное изучение данной проблемы, обозначение и дальнейшее осмысление сущности процессов, происходящих во всех сферах взаимодействия человека и общества.

Литература

1. Бойчаров А.М. От разбитого поколения к контркультуре. - М.: Наука, 1997.

2. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социальнотипологический анализ // Вопросы философии. - 2003. - № 9.

3. Мёрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры //Антология исследований культуры. - СПб.,1997.

4. Орлова Э.Ю. Введене в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

5. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF THE MOTIVES OF MUSICAL THE ACTIVITIES OF THE FUTURE TEACHERS OF MUSIC

Sukhitashvily Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article highlights the issues of formation of the motives of musical-pedagogical activity, define the conditions of their formation, identifed needs of the individual.

Keywords: cognitive interest, musical knowledge, the motives of the musical-pedagogical activity.

педагогические условия формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей музыки

В статье освещены вопросы формирования мотивов музыкальнопедагогической деятельности, обозначены условия их формирования, определены потребности личности.

Ключевые слова: познавательный интерес; музыкальное познание; мотивы музыкально-педагогической деятельности.

Многочисленные исследования, проведенные по вопросам формирования мотивов учебной деятельности, рассматривают ее в двух аспектах: содержательном, сточки зрения структуры мотивационной сферы и ее составляющих, и динамическом, сточки зрения происходящих в ней изменений (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,

В.Д. Шадриков и др.)

В работах психологов подчеркивается, что мотивы учебной деятельности в своей совокупности образуют иерархическую систему с определенными уровнями доминирования. Особое место в этой системе занимает познавательный интерес.

Выделение проблемы интереса как важнейшей, занимающей ведущую роль в психолого-педагогических исследованиях учебной деятельности, обусловлено тем, что интерес является внутренним мотивом деятельности, то есть осознанным эмоционально привлекательным "предметом" потребности, действующим естественным образом, без специально поставленной "задачи на смысл", на осознание в системе значений.

Имеющая давние традиции проблема интереса рассматривалась в классической педагогике как важный фактор развития личности, внутренний механизм обучения (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт и др.).

Важнейшим фактором формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов выступает организация педагогической работы в этом направлении.

Практика показывает, что доминирующим направлением в учебном процессе педвуза остается предметно-познавательный подход к музыкальным занятиям, в большинстве случаев основанный на "информационном", монологическом методе работы преподавателя со студентами. Это препятствует развитию музыкально-творческих способностей будущего учителя, дает минимальную возможность для художественного общения. Организация учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности, выступает педагогическим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность будущему учителю осуществлять индивидуальное целеполагание.

В реальной педагогической практике внешне заданная цель не имеет такой значимости для студента, какую она имеет для преподавателя. Никакие доводы, доказательства того, что классическая музыка прекрасна, что она доставляет наслаждение, духовно возвышает личность не приведут студента к желаемой, с точки зрения преподавателя, музыкальной деятельности, не сформируют мотивацию, пока эта деятельность не приобретет такой же ценностный статус, какой она имеет у педагога. Цели, поставленные сверху, внешнее целеполагание не могут оказать глубокого влияния на личность, а деятельность будет мотивироваться скорее внешними "отрицательными" мотивами. Логика развития музыкально-педагогической дея-

УДК 371

tn

© СухиташвилиЛ.С.,2013

гч

0

a__

с □

I-----

АітірттЗа /V

ТА

Kntv

139

СУХИТАШВИЛИ

Людмила

Стефановна,

доцент, кафедра

Теории и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

140

тельности определяется движением от потребности к цели, поставленной самим студентом. Проблема формирования мотивов музыкальнопедагогической деятельности студентов, по сути, есть проблема целеобразования этой деятельности. Наш вывод подтверждается существующими психолого-педагогическими исследованиями, выдвигающими на первое место проблему целеполагающей активности личности (Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и другие).

В результате исследования сложных видов целеобразования в учебной деятельности студентов РР Бибрих приходит к выводу, что формирование целостной структуры целей учебной деятельности не только определяется мотивацией, но, в свою очередь, влияет на ее развитие, на превращение из понимаемой, знаемой в реально действующую [1]. Овладение приемами целеполагания характеризует, по А.К. Марковой, еще более высокий уровень активности и зрелости мотивационной сферы личности.

Соглашаясь с авторами, мы считаем, что в основе процесса формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности лежат, на наш взгляд, следующие потребности:потребность в познании; потребность в общении; по-требностьвтворчестве, самовыражении; потребность в переживании ценности деятельности; потребность в достижении целей деятельности.

Музыкальное познание как одна из целей учебной музыкальной деятельности традиционно ограничивается академическими жанрами классической музыки, что значительно затрудняет возможность совместной деятельности преподавателя и студентов. В связи с тем, что опыт художественного общения у многих студентов представлен различными жанрами искусства, общение с классикой, оставаясь "ма-лознаемым", не является для них мотивационно значимым. Наш подход к формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения посредством включения жанров народной, современной музыки, что обеспечивает большое поле выбора и возможность участия в совместной деятельности каждого студента в соответствии со своими музыкальными способностями и интересами. Эта позиция выступает третьим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.

Реализация рассмотренных выше педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности возможна лишь в ситуации свободного выбора студентами содержания, форм музыкальной активности. Выбор выступает не только условием, но и средством обеспечения данного процесса. Обосновывая принцип активного, действенного выбора А.В. Карпов пишет: "...принцип активного выбора, реализуемый в такихорганизационных формах, как "обучение через выбор" и "воспитание через выбор", характеризуется существенно большей эффективностью, нежели многие другие организационные формы дидактических и воспитательных воздействий. Данный принцип трансформирует исходную позицию учащегося, когда он из объекта педагогического процесса становится также и его субъектом [3, 55]. Свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности является четвертым необходимым условием формирования мотивов.

Таким образом, формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если: учебная деятельность будет организована как совместная деятельность преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности; в основе музыкальной деятельности лежит целеполагающая активность студентов, которая предусматривает образование, осознание целей своей деятельности; содержание музыкальной деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения жанрами классической, народной, современной музыки; обеспечивается свободный выбор студентами содержания, форм музыкальной активности на основе развития имеющихся потребностей, способностей кму-зыкальной деятельности.

Литература:

1. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования / под ред.

О.К. Тихомирова. - Кишинев, 1987.

2. ГребенюкО.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград,1995.

3. Карпов А.В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании

// Развитие личности и формирование индивидуальности: сборник материалов. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1996. - 55 с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

учения. - М.: Просвещение, 1990.

EDUCATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENT DISCIPLINES MUSICAL CYCLE Tolstokorov Evgeny Stefanovich, Honored Worker of Culture of Russian Federation, Associate Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Professor RAE, Stavropol

In the article the concept of the training and educational processes in the pedagogical interaction of a student-teacher, considers the questions of the specifics of individual training of the disciplines of the musical cycle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.