ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)
УДК 37.013:78.07
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Р.К.Хурматуллина
В процессе анализа музыкально-педагогической деятельности выделены содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыканта-педагога.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, музыкальное исполнительство, музыкальное мышление, рефлексия, музыкально-педагогическое общение, индивидуально-творческий стиль музыканта-педагога.
Специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Этим определяется объем необходимых знаний, навыков, умений, содержание этих знаний, методы их передачи, личностные качества музыканта-педагога. В музыкально-педагогической деятельности образуется целостная структура личности учителя музыки, адекватно отражающая структуру его деятельности. Выраженные в деятельности качества личности есть стиль деятельности этой личности.
Само занятие музыкой формирует совершенно особую личность. «Музыка, - согласно Платону, - всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее заряжает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека...» [1: 26]. Эстетические чувства, будучи выразителями духовной потребности, наиболее сильно проявляются в творческой деятельности. Потребность в творчестве тесно переплетается и взаимодействует со всеми формами психики - сознанием, мышлением, воображением, волей, памятью. Мы полагаем, что, отправляясь от проявляющихся в музыкальном творчестве характеристик эмоциональной сферы личности, мы можем проследить их влияние на складывание типичного для данной личности стиля поведения, общения, жизнедеятельности.
Можно выделить достаточно четкие критерии художественно-творческого развития личности на основе анализа продуктов деятельности этой личности: целостность эмоционально-
осознанного восприятия художественного образа произведения, его психологического содержания, яркое и осмысленное проникновение в музыкальный образ произведения, ассоциативность мышления, умение объективно оценить свое исполнение, слушать и слышать себя со стороны. Таким образом, художественный образ всегда несет в себе черты индивидуальности творящего. В музыке стиль постигается слухом, а результа-
ты этого постижения выражаются в исполнении. Стиль как общекультурная категория принимается будущим учителем музыки не только на уровне интеллекта, но посредством музыки - через слух, что имеет свое выражение в его музыкально-исполнительской деятельности. «Категория «стиль» как основная детерминанта истинности музыкальной интерпретации является предметом не только познания, но и исполнительского воссоздания. При этом внутренний образ стиля выступает побудителем конкретного физического действия, требующего активизации всех сфер личности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, двигательно-моторной, сообщая им единую направленность, задаваемую смысловой структурой того или иного музыкального стиля. Эта функция стиля требует, таким образом, не только его интериоризации, в процессе которой создается его внутренний образ, что характерно для слушательского восприятия, но и его экстериоризации в исполнительском процессе. Оба действия вкупе составляют основу исполнительского освоения музыкального стиля» [2: 4]. Отсюда приоритетным в развитии индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности является, несомненно, музыкально-исполнительская работа.
Музыкальное мышление есть процесс оперирования образами-представлениями, несущими в себе элементы обобщенности и индивидуальности музыканта. Строй художественно-образного мышления музыканта представляет собой его стиль. Очевидно, что проблема формирования творческого стиля деятельности взаимосвязана с проблемой формирования соответствующего стиля мышления.
В чем суть профессионального музыкальнопедагогического мышления? Какова его структура, основные компоненты?
Суть музыкально-педагогического мышления заключается в двух основных функциях: отраже-
нии музыкально-педагогического процесса, музыкально-педагогическом творчестве. Основные компоненты музыкально-педагогического мышления - это педагогическое мышление и музыкальное мышление при определяющей педагогической направленности.
Рассмотрим конкретно каждый из компонентов.
Педагогическое мышление определяют как обобщенное и системное отражение специфики педагогического процесса, детерминируемое практическим опытом учителя. Музыкальное творчество связано с музыкальным мышлением, которое всегда остается специфически художественным явлением, даже в учебно-технологических задачах. Специфика музыкального мышления - в естественной психологической установке на оригинальность, нестандартность, неповторимость. Музыкальное мышление определяют как опосредованное и обобщенное отражение музыки, способность «мыслить звуками». Понятие музыкального мышления составляет необходимую основу 3-х главных звеньев, образующих фундамент музыкальной культуры: творчества, исполнения, восприятия музыки. Различия форм и содержания музыкального мышления обусловлены уровнем общей и музыкальной культуры личности, ее типологическими особенностями, уровнем музыкальности.
Понятие о музыкальном содержании связано как с логическим осмыслением общих и отличительных признаков, так и с соответствующим эмоционально-образным представлением.
При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации возникают, прежде всего, под воздействием реально звучащей или слышимой внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные образы. Представление о характере и качестве звучания (обозначим это как образно-стилистическое, образно-ассоциативное мышление) ассоциируется у музыканта, в свою очередь, с представлениями о том, как найти нужное качество звучания, какие использовать средства, чтобы передать возникший в воображении художественный образ. Таким образом, на основе анализа музыкального произведения составляется внутренний план действия и мысленное представление художественного замысла, идеального музыкального образа. При этом мышление музыканта воспроизводит не только конечную цель, но и те средства, которые необходимы для воплощения замысла.
Поскольку любое мышление - это процесс решения задач, педагогическое мышление необходимо там, где возникают те или иные проблемные ситуации. В ходе решения этих задач и
формируются необходимые качества педагогического мышления. Отсюда задача развития мышления конкретизируется в задачу обучения умению ставить вопросы и отвечать на них. Многие исследователи подчеркивали, что мышление, содержанием которого является поиск ответов на многочисленные вопросы, решение проблем, имеет диалогическую структуру. Мысленный диалог с самим собой - основа рефлексии, способности к рациональному собеседованию для обоснования своего выбора поведения, размышление о своей собственной деятельности внутри себя, общение внутри самой личности.
Рефлексия лежит в основе самоуправления, саморегуляции, самоконтроля, без которых немыслим творческий стиль деятельности.
Современные исследования проблемы творчества доказывают, что творческая деятельность - система с рефлексией. Таким образом, рефлексию можно определить как качественный уровень мышления, необходимо обеспечивающий творческий стиль деятельности, как тот фундамент, на котором будут развиваться специальные профессиональные способности, как основной компонент индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности.
Отсюда важно еще в период обучения научить студента - будущего педагога-музыканта следующему:
1) выявлять основные движущие противоречия музыкально-педагогической деятельности;
2) на основе этих противоречий осознавать типичные проблемные ситуации в музыкальнопедагогической деятельности;
3) уметь ставить вопросы и отвечать на них с целью разрешения конкретной проблемной ситуации (формулировать задачи, вытекающие из конкретных педагогических ситуаций);
4) анализировать свои индивидуальные способы решения;
5) уметь применять усвоенные «навыки» мышления в условиях музыкально-педагогической практики.
Исследователи творчества отмечают прямую зависимость между эффективностью творческой деятельности человека и степенью овладения им приемами решения задач, а также их числом.
Отсюда очевидна необходимость организации проблемного обучения в рамках всего профессионально-образовательного цикла подготовки будущего учителя-музыканта, в том числе и педагогической практики. «Создание предметной развивающей среды, способствующей формированию личностно-деятельностной рефлексии (диалог, выбор, проблемные ситуации, деловые игры и т.п.), и интеграция усилий (сотрудничество) пре-
Р.К.ХУРМАТУЛЛИНА
подавателей дисциплин специального и психоло-го-педагогического циклов, что обеспечивает становление индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в рамках школьной педагогической практики» [4: 9].
К настоящему времени многими исследователями доказана обусловленность формирования ряда более простых и более сложных образований в личности характером воздействия той общности людей, в которую эта личность входит, т.е. каждый из нас несет на себе печать общества, к которому принадлежит. И хотя любая личность индивидуально своеобразна, вместе с тем ее отношениям, как правило, одновременно бывают свойственны черты, имеющиеся у представителей тех социальных общностей, к которым эта личность принадлежит. Избранный человеком образ жизни актуализирует, формирует, развивает те или иные способности, тот или иной стиль.
Постоянное общение с музыкой способствует развитию высокой сенсорной культуры. Личность с более совершенным аппаратом восприятия, безусловно, способна остро, чутко и глубоко реагировать на все нюансы в макро- и микроэкспрессии воспитанников.
Для учителя музыки чрезвычайно важно быть выразительным, уметь находить адекватную форму передачи с помощью музыки чувств, эмоций, быть тонким и чутким, «впускать в свое интимное пространство индивидуальность Другого в процессе освоения иных «художественных» Я...» [5: 79]. При этом «успешность преподавания и обучения музыке определяется степенью соответствия обучающей программы не только индивидуально-психологическим особенностям ученика и связанным с ним особенностями его музыкальной и учебной деятельности, но и психологическому типу преподавателя» [6: 12]. Содержание урока музыки включает различные виды сотворчества учителя и учеников. Для сотворчества необходим особый климат, эмоциональное взаимодействие. Одним из средств реализации индивидуального творческого стиля деятельности учителя является соответствующий стиль общения, мастерство педагогической речи. Педагогическое общение учителя музыки по
своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. В своем поведении на уроке, манере держаться, в интонациях голоса учитель должен идти от музыки, от того строя чувств, который она вызывает в нем как в человеке и музыканте.
Таким образом, в процессе анализа музыкально-педагогической деятельности были выделены следующие содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыкальнопедагогической деятельности: музыкально-
исполнительская выразительность; интеллектуальное обеспечение творческого стиля деятельности - творческий стиль мышления, в том числе рефлексия; средство реализации творческого стиля деятельности - творческий стиль общения, мастерство речи.
Мы исходим из того, что творческая реализация будущего педагога-музыканта возможна и необходима в условиях учебного процесса. Из привычного состояния в учебном процессе творческая самореализация может и должна стать устойчивой характеристикой индивидуального стиля профессиональной деятельности.
1. Панкевич Г.И. Музыка и идеология. - М.: Музыка, 1988. - 48 с.
2. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 52 с.
3. Саттарова (Хурматуллина) Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя (На материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов): дис. . канд. пед. наук. -Казань, 1996. - 164 с.
4. Субботина И.В. Становление индивидуальнотворческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2007. - 13 с.
5. Торопова А.В. Очерки по музыкальной психологии и психологии музыкального образования. -М., 2007. - 108 с.
6. Нагибина Н.Л. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2002. -379 с.
INDIVIDUAL CREATIVE STYLE OF MUSICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY
R.K.Khurmatullina
The meaningful components of a musician-educator’s individual creative style are identified in the course of analysis of the musical-pedagogical activity.
^y wоrds: musical-pedagogical activity, musical performance, musical thinking, reflection, musical-pedagogical communication, individual creative style of a musician-educator.
Хурматуллина Резеда Камилевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
Е-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 11.06.2012