УДК 37.013
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.К. Хурматуллина
Аннотация. Современная система образования в России как никогда остро нуждается в специалистах, способных творчески мыслить, самостоятельно ставить и решать самые неожиданные задачи. Проблема творческой индивидуальности неразрывно связана с психологией творчества; формирование индивидуального стиля педагогической деятельности представляет собой одну из самых привлекательных проблем педагогической психологии.
Целью статьи является анализ педагогической деятельности учителя в школе с последующей конкретизацией содержания творчества учителя музыки в общеобразовательной школе. Результаты работы направлены на выявление профессионально-личностных качеств, критериев и содержания индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности. Мы постараемся ответить, возможно ли формирование индивидуального творческого стиля деятельности учителя в вузе. Статья может быть полезна исследователям проблемы творчества, вопросов подготовки учителей в педагогических институтах и вузах, всем интересующимся проблемами педагогической психологии.
Ключевые слова: индивидуальный творческий стиль, педагогическая деятельность, мышление, педагогическое общение.
CONTENT OF INDIVIDUAL CREATIVE STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY
R. Khurmatullina
Abstract. The actuality of the research problem lies in the following: the modern system of Higher Education in Russia does not suit the ways of acquiring "ready-made" knowledge, society needs professionals who are able to think creatively, to put and solve the most unexpected problems independently. The problem of the creative individuality is interwoven with the formation of individual creative style of activity and is considered to be one of the most intricate problems in pedagogical Psychology.
The goal of the article is the analysis of the pedagogical activity and subsequent separation of the content of individual creative activity style of a music teacher of a secondary School. The results of this paper are to identify professional and personal qualities, criteria and content of individual creative style of a pedagogical activity. We will try to answer whether it is possible to form an individual creative style of the teacher's activity in the University. The article can be useful for the researchers who are interested in the problem of creativity, for training teachers in pedagogical Institutes and Universities, for all those who are interested in the problems of pedagogical Psychology.
Keywords: individual creative style, pedagogical activity, way of thinking, pedagogical communication.
Пожалуй, нет темы более разносторонне и тщательно исследованной, чем творчество. Различные аспекты проблемы творчества изучены российскими исследователями и практиками и хорошо известны. Однако исследований содержания индивидуальной творческой деятельности учителя в школе не достаточно. Мы проанализировали работы современных зарубежных исследователей проблемы психологии творчества. Так, стандартные определения творчества и его критерии рассмотрены М. Рунко и Г. Джаггер [1]. Статьи Г. Паккио и др. [2] посвящены изучению взаимосвязи стилей творчества и креативных продуктов этого творчества. С. Вехслер и др. [3] исследуют взаимосвязь между мышлением и творческим стилем деятельности. Б. Грэхем и др. [4] изучают взаимосвязь между творчеством учителя, его мышлением, стилем взаимодействия
с детьми и готовностью к игровой деятельности с ними. Д. Хоутц и др. [5] рассматривают зависимость творческого стиля деятельности от типа личности. Л. Габора и др. [6] исследуют узнаваемость индивидуальных творческих стилей внутри и между доменами. Однако содержание индивидуального творческого стиля деятельности учителя не было в этих исследованиях предметом детального анализа.
Проблема творческой индивидуальности неразрывно связана с формированием индивидуального творческого стиля
деятельности. В педагогической деятельности формируется целостная структура личности учителя. Качество человека, выраженное в деятельности, является стилем деятельности этого человека. Потребность в творчестве тесно переплетается и взаимодействует со всеми формами психики: сознанием, мышлением,
воображением, волей, памятью. По мнению М. Рунко и др., творчество носит субъективный характер: «стандартное определение только указывает, какие критерии должны использоваться; оно ничего не говорит о том, кто должен судить, и кто должен судить судей. Затем возникают вопросы о количестве критериев, которые следует использовать в определении творчества» [1]. Критерии творческого развития личности можно выделить на основе анализа продуктов деятельности этой личности. Л. Габора и др. считают: «все творческие результаты индивида являются выражением определенной, лежащей в основе уникально структурированной самоорганизующейся внутренней модели мира» [6]. Таким образом, художественный образ всегда несет в себе черты личности творца.
В проекции на музыкально-педагогическую деятельность стиль как культурная категория воспринимается будущим учителем музыки не только на уровне интеллекта, но и через музыку, через слух, что находит свое выражение в музыкальной и исполнительской деятельности. В то же время внутренний образ стиля выступает стимулом к определенным физическим действиям, требующим мобилизации всех сфер личности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, физической моторики, придания им единой направленности, заданной смысловой структурой того или иного музыкального стиля. Эта функция стиля требует не только его интериоризации, в процессе которой создается его внутренний образ, характерный для восприятия слушателя, но и его экстериоризации в исполнительском процессе. Оба действия вместе составляют основу развития исполнительского музыкального стиля.
Следовательно, приоритет в развитии индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности является музыкально-исполнительская работа.
Музыкальное мышление - это процесс оперирования образами-идеями, несущими в себе элементы общности и индивидуальности музыканта. Система художественного и образного мышления музыканта - его стиль. Очевидно, что проблема формирования творческого стиля деятельности взаимосвязана с проблемой формирования соответствующего стиля мышления.
В чем суть профессионального педагогического мышления? Каковы его структура, основные составляющие? Сущность музыкально-педагогического мышления
заключается в двух основных функциях: во-первых, в отражении музыкально-
педагогического процесса и, во-вторых, музыкально-педагогическое творчество. К основным компонентам музыкально-
педагогического мышления относятся педагогическое мышление и музыкальное мышление с определяющей педагогической направленностью. Педагогическое мышление определяется как обобщенное и системное отражение специфики педагогического процесса, определяемой практическим опытом педагога.
Содержание урока включает в себя различные типы совместного творчества учителя и ученика. Для совместного творчества необходим особый климат, эмоциональное взаимодействие. По мнению Л.А. Аухадеевой и др. «миссия учителя музыки заключается в том, чтобы организовать учебную деятельность так, чтобы духовно-нравственное содержание музыкальных произведений могло достичь души учащегося» [7]. Одним из средств реализации индивидуального творческого стиля деятельности учителя является соответствующий стиль общения, мастерство педагогической речи или коммуникации.
Таким образом, выявлены следующие содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности в процессе анализа музыкально-педагогической деятельности: музыкально-исполнительская выразительность; стиль творческого мышления, в том числе: рефлексия; стиль творческого общения, речевые навыки, педагогическое общение. И.М. Салпыкова и В.И. Полетаева в своем исследовании подчеркивают, что «подготовка будущих учителей музыки становится особенно актуальной, поскольку комплексный образовательный процесс обеспечивает формирование у бакалавров музыкального образования поликультурной и мультимузыкальной педагогической
компетенций» [8]. Мы считаем, что творческая реализация будущего педагога-музыканта возможна и необходима в образовательном процессе.
Как решить проблему формирования индивидуального творческого стиля деятельности в условиях направления подготовки «Педагогическое образование» разных профилей подготовки в рамках классического университета? Насколько актуальна и значима эта проблема для профессорско-преподавательского состава, учителей в школе?
Мы провели социологический опрос, чтобы получить ответы на эти вопросы. Всего в социологическом опросе приняли участие 170 человек. Среди опрошенных - преподаватели
музыкальных факультетов российских вузов, учителя музыки российских средних школ.
В анкету был включен вопрос: «Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать творческий стиль учителя музыки? (Назовите 3 - 4 самых важных)». Анализ полученных ответов позволил внести некоторые дополнения, корректировки в систему качеств индивидуального творческого стиля будущего учителя музыки. По итогам анкетирования, мы выделили 4 основных блока системы качеств индивидуального творческого стиля учителя музыки:
1. Блок специальных музыкально -исполнительских способностей: музыкальная и исполнительская выразительность, способность передавать эмоциональное, образное состояние музыки, владение различными видами музыкального исполнения (вокальное, инструментальное, искусство концертмейстера, умелое использование музыкального материала на занятиях, умение привлекать музыкальные средства). 64% опрошенных назвали вышеуказанные навыки наиболее точными характеристиками индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности.
2. Блок коммуникативных качеств или навыки педагогического общения: культура речи, оригинальность в изложении материала, эмоциональность, артистизм, гибкость мышления. 59% опрошенных назвали этот критерий основным показателем индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности.
3. Блок музыкальных и организационных навыков: умение организовать музыкальное творчество учащихся на занятиях, использование игровых методов обучения, умение привести к проблемной ситуации, ставить вопросы, предлагать различные решения, создать атмосферу совместного творчества, умение выбрать наиболее эффективные в данной ситуации методы развития и воспитания. 58% опрошенных назвали эти навыки неотъемлемой частью индивидуального творческого стиля учителя музыки.
4. Блок интеллектуальных и рефлексивных способностей: интеллект, смекалка, юмор, самостоятельное мышление, контроль и анализ хода своей деятельности, «чувство времени», самодисциплина, умение «слышать и видеть себя со стороны». 54% опрошенных выделили такие качества как необходимые для индивидуального творческого стиля учителя музыки.
В ходе социологического опроса была уточнена система профессионально-личностных
качеств творческого стиля музыкально-педагогической деятельности.
Одной из основных задач анкетирования было выяснение обоснованного мнения о возможных мерах по совершенствованию профессиональной подготовки учителей музыки, индивидуализации обучения, выявление специфических элементов содержательной системы подготовки учителей музыки, форм и методов работы, способствующих развитию индивидуального творческого стиля деятельности педагогов.
По мнению экспертов, росту профессионализма, развитию индивидуального творческого потенциала будут способствовать:
1. Совершенствование профессиональной базы, развитие необходимых профессиональных навыков: освоение музыкально-педагогических технологий, специфических музыкально-педагогических приемов.
2. Опора на педагогическую практику, связь с жизнью, знакомство с лучшим педагогическим опытом, отечественными и зарубежными современными педагогическими технологиями, возможность организации демонстрационных занятий педагогов-новаторов для студентов.
3. Активное использование методов диалога, игровых форм обучения (как в групповых, так и в индивидуальных занятиях), проблематизация содержания обучения.
4. Обучение искусству общения, сценическим навыкам; исполнительская практика, участие в конференциях, более полное использование возможностей семинаров.
5. Психологическая подготовка обязательно должна включать овладение методами самопознания, самооценки, самоконтроля, саморегуляции, самоуправления.
6. Организация самостоятельной практической работы студентов, включая научно-исследовательскую работу, исполнительскую практику (концертно-лекционную) и, конечно же, педагогическую практику.
7. Эффективное использование всех возможностей индивидуальных занятий (вокал, специальный инструмент, дополнительный инструмент, дирижирование) - исполнение музыки разных стилей, жанров (стилевое разнообразие репертуара) и творческих форм музыки: импровизация, композиция, чтение и исполнение большого количества музыкальных произведений.
С помощью анкетирования решена задача определения основных индивидуально-ориентированных методов работы со студентами с учетом особенностей их личностных качеств и
профессиональных навыков, а также элементов содержания подготовки к формированию индивидуального творческого стиля деятельности учителя музыки.
Процесс формирования творческого стиля деятельности будущего учителя представляет собой последовательность отдельных занятий и их систем, конкретных учебных ситуаций и прочее, объединенных в единое целое или систему, соответствующей целью которой является формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя.
В ходе этого процесса должно происходить зарождение и совершенствование
соответствующих мотивов и практических умений творческого стиля в единстве с развитием индивидуальности будущего педагога. Творческая реализация будущего педагога возможна и необходима в условиях образовательного процесса. Из обычного состояния в образовательном процессе творческая самореализация может и должна стать устойчивой характеристикой индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Литература:
1. Mark A. Runco & Garrett J. Jaeger (2012). The Standard Definition of Creativity, Creativity Research Journal, 24:1, P. 92-96. DOI: 10.1080/10400419.2012.650092
2. Gerard J. Puccio, Donald J. Treffinger & Reginald J. Talbot (1995). Exploratory Examination of Relationships Between Creativity Styles and Creative Products, Creativity Research Journal, 8:2, P. 157-172. DOI: 10.1207/s15326934crj0802_4
3. Solange Muglia Wechsler, Claudette Maria Medeiros Vendramini & Thomas Oakland (2012). Thinking and Creative Styles: A Validity Study, Creativity Research Journal, 24:2-3, P. 235-242. DOI: 10.1080/10400419.2012.677359
4. Bonnie C. Graham, Janet K. Sawyers & Karen B. DeBord (1989). Teachers 'creativity, playfulness, and style of interaction with children, Creativity Research Journal, 2:1-2, P. 41-50. DOI: 10.1080/10400418909534299
5. John C. Houtz, Edwin Selby, Giselle B. Esquivel, Ruth A. Okoye, Kristen M. Peters & Donald J. Treffinger
(2003). Creativity Styles and Personal Type, Creativity Research Journal, 2003, 15:4, P. 321-330. DOI: 10.1207/S15326934CRJ1504_2
6. Gabora L., O'Connor, B., & Ranjan A. (2012). The recognizability of individual creative styles within and across domains. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(4), P. 351-360.
7. L. Auhadeeva, A. Valiahmetova, R. Akhmadullina, T. Pimenova, I. Salpykova, N. Valiakhmetova, A. Aukhadeev (2017). Educaton of students' spiritual and moral values by means of musical art // 11th International Technology, Education and Development Conference. 6-8 March, 2017 Valencia, Spain. INTED 2017 - Proceedings. P. 782-791.
8. Salpykova I.M., Politaeva T.I. (2016). The forming of prospective music teacher's readiness to professional activity in multicultural society // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. -VOL. 11, NO. 8, P. 1849 - 1861.
Сведения об авторе:
Хурматуллина Резеда Камилевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского федерального университета, e-mail: rezeda-xurma@yandex.ru
Data about the author:
R. Khurmatullina (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of International cultural heritage, Institute of International relations, Kazan Federal University, e-mail: rezeda-xurma@yandex.ru