Т. В. Килина
МЕТОДЫ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ
Передовые технологии обучения студентов вузов культуры и искусств в исполнительском классе рассматриваются с позиций гуманистической образовательной парадигмы, специфические методы профессионально-педагогической подготовки музыкантов в рамках теории контекстного обучения.
Ключевые слова: инструментальное исполнительство, контекстное обучение, мышление музыкальное и педагогическое.
The author regards modern technologies of arts and culture institutes students teaching in the performance class from the positions of classical paradigm as well as specific methods of professional-pedagogical training of musicians within the frames of context teaching theory.
Key words: instrumental performance, context teaching, musical thinking, pedagogical thinking.
Выпускники исполнительских факультетов вузов культуры и искусств получают несколько исполнительских квалификаций, а также квалификацию преподавателя. Это предполагает актуализацию в учебном процессе проблемы формирования личности педагога-музыканта, разработки комплекса учебно-воспитательных мер, обеспечивающих требуемый уровень профессиональнопедагогической подготовки будущих специалистов. Гуманистическая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, ставит перед высшим музыкальным образованием двойную задачу: с одной стороны, формирование личности студента с определенных позиций, с другой - подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимым инструментарием и внутренне готовых нести гуманистические идеалы и высокое искусство в массы посредством своего исполнительского и педагогического мастерства. Следовательно, образование студентов исполнительских факультетов вузов культуры и искусств должно базироваться на принципе соответствия цели, содержанию и методам обучения и воспитания.
Цикл исполнительских дисциплин дает возможность для создания требуемой обучающей среды, в которой моделируются фрагменты будущей музыкально-педагогической деятельности, и отражается реальное своеобразие ее контекста. Логика построе-
87
ния процесса обучения предполагает постепенное снижение роли педагога в освоении музыкального материала и развитие самостоятельности студентов. Разработка адекватных педагогических технологий, задающих систему перехода от учебной к профессиональной деятельности, возможна в рамках теории контекстного обучения (А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева), в котором осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента, образовательный процесс рассматривается как межличностное взаимодействие и диалогическое общение преподавателя и студентов с целью формирования теоретического и практического мышления, развития их личности [1; 2]. В контекстном обучении выделяются три базовых формы деятельности: учебная деятельность академического типа, квазипро-фессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность.
Все методы обучения и воспитания в исполнительском классе сконцентрированы вокруг изучения музыкального произведения. Метод в научно-педагогической литературе определяется как «совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи» [4, с. 79].
В учебном процессе формирование профессионально-педагогической направ-
ленности реализуется на основе методов беседы, рассказа, разъяснения, т. е. на ознакомлении с наиболее значимыми проблемами музыкальной педагогики, современными тенденциями ее развития, характерными особенностями деятельности педаго-га-музыканта, обусловленными ее целями и задачами. Важно обратить внимание студентов на воспитательную функцию музыки, раскрыть ее главные аспекты, на содержание главной цели деятельности педагога-музыканта (через организацию процесса восприятия музыки вызывать у слушателей эмоциональные переживания и на этой основе формировать их нравственно-ценностные установки, внутренний, духовный мир), вырабатывать собственный взгляд на педагогическую профессию и понимание процесса музыкального воспитания и обучения в его целостности.
Метод примера заключается в том, чтобы «на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности» [4, с. 82]. Опыт свидетельствует, что очень часто увлеченность предметом возникает из наблюдения обучаемых за педагогом, его отношением к дисциплине.
Межличностное взаимодействие педагога и студентов осуществляется посредством обеспечения личностно значимого, ау -тентичного образовательного контекста, за счет максимального учета потребностей, интересов и индивидуальных особенностей каждого студента и, прежде всего, установления психологического контакта. Учебный процесс необходимо осуществлять в атмосфере партнерства и сотрудничества, доверительного общения педагога и студентов, основанном на эмпатическом, «сопереживающем» видении преподавателем своего ученика и веры в его способности и возможности, заинтересованности педагога его проблемами и помощи в их решении.
88
Метод упражнения - один из эффективных методов педагогической подготовки студентов. Знакомство студентов во время занятий и внеклассной деятельности (посещение индивидуальных занятий других студентов и открытых уроков преподавателей) с речевым поведением педагога (функционально речевые действия разделяют на стимулирующие, организующие, контролирующие и корригирующие) способствует успешному выполнению упражнений на решение педагогических ситуаций. Задания предполагают оценку состояний субъектов образовательного процесса в конкретной педагогической ситуации, анализ приемов педагогического воздействия, их эффективности, определение типа учебного взаимодействия между педагогом и студентом. Вовлечение студентов в решение личностно значимых задач (участие в сборных концертах для детей - учащихся музыкальных школ и школ искусств, в локальных конкурсах и фестивалях) приводит к возникновению чувства удовлетворенности от учебной деятельности, самоценности личности.
При целенаправленной организации образовательного процесса раскрывается развивающий потенциал специальных дисциплин, который выражается в передаче знаний о закономерностях музыкального мышления, музыкального восприятия, развития эмоционально-волевой сферы музыканта, об овладении проективными, коммуникативными, рефлексивными, гностическими и другими профессиональнопедагогическими умениями на междисциплинарной основе. Работа над музыкальным произведением приобретает характер ква-зипрофессиональной деятельности.
Проведение междисциплинарных параллелей в учебно-педагогических технологиях помогает решать сложнейшие задачи формирования ценностных ориентаций и профессионального мышления студентов.
Определяющее значение интегративность приобретает в исполнительском классе, где работа над музыкальным произведением предполагает проникновение в содержание музыки через ее всестороннее аналитическое осмысление, воплощение интерпретационного плана с помощью исполнительских приемов, соответствующих стилевым особенностям и образной сфере сочинения.
Безусловно, решение этих задач требует выхода в смежные области искусства, в сферу философии и эстетики, обращения к музыкально-теоретическим дисциплинам.
С другой стороны, развитие профессиональных качеств личности будущего педа-гога-музыканта основано на знании педагогических принципов, разработанных с опорой на социальную этику, которая определяет общие цели и задачи воспитания, психологию и физиологию.
Метод интегративных - бинарных -уроков (где изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов) по результатам экспериментальной работы целесообразно использовать при осуществлении глубоких междисциплинарных связей, когда знания материала одних предметов нужны для понимания сущности процесса, явления при изучении других. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, появляется осознание причинноследственных связей между идеей музыкального произведения и средствами ее воплощения в звуковых формах, проясняется сущность многих музыкальных явлений, развивается музыкальное мышление.
Особое место в структуре личности музыканта ученые отводят мышлению -как качеству, лежащему в основе профессиональной деятельности. Психология рассматривает мышление как деятельность, которая являясь активным целеустремленным волевым актом, совершается через внутренние мыслительные процессы (ана-
89
лиз, синтез, абстракцию и обобщение в виде системы сознательно регулируемых интеллектуальных операций). Например, анализ музыкального произведения происходит на уровне определения его формы и стиля, мелодической и гармонической структуры, своеобразия выразительных средств при воплощении художественного замысла. Синтез в работе над музыкальным произведением выступает как целостный подход к пониманию и выбору всех художественно-выразительных компонентов, составляющих сущность его содержания при его восприятии, исполнении и донесении до слушателей.
Работа над произведением связана с постоянным вычленением его отдельных элементов для более глубокого их изучения с целью максимально точной передачи замысла композитора. К таким формам разучивания можно отнести работу над интонацией, фразировкой, линией динамического развития, мелодией и аккомпанементом.
Систематизации и углублению знаний студентов способствует метод целостного анализа, подразумевающий не только изучение произведения как целого, но и в существенных связях с другими явлениями: с художественными произведениями, со стилем композитора или композиторской школы, с общими социально-историческими условиями, в которых возник данный стиль. Теоретики-музыканты (А. Н. Серов, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, Ю. Н. Раге) рекомендуют использовать метод целостного анализа для раскрытия содержания музыки через смысловую сторону, что непосредственно связано с необходимостью приобретения новых знаний. Постижение любого произведения искусства в первую очередь требует анализа идейноэмоционального содержания, эстетических принципов, творческого направления, стилевых особенностей композитора. Целостное восприятие музыкального сочинения
невозможно без выявления его внутренних смысловых сторон, что позволяет вслед за выделением частностей сочетать их друг с другом в сознании, объединять в единое целое. В таком синтетическом подходе к анализу любого музыкального явления нет традиционной разделительной грани между элементами исторического, общекультурного и собственно музыкального анализа (В. Д. Конен).
Метод сравнительной характеристики интерпретационных планов музыкального произведения также дает возможность приобрести новые знания и способствует интенсивному развитию музыкального мышления. Для этого используются фонографические записи различных исполнителей разучиваемого произведения.
Метод художественного сравнения требует постоянного творческого поиска самых разнообразных знаний во всех областях искусства. В практической деятельности выдающихся педагогов-музыкантов, в теоретических обоснованиях их педагогических принципов особое значение придавалось использованию красочных сравнений и обобщений [5, с. 124]. С ним связан метод словесной интерпретации музыкального образа, который эффективен для развития образного мышления, умения в устной форме на основе полученных с помощью целостного анализа знаний ярко и убедительно излагать свои мысли.
Одно из наиболее важных профессиональных качеств педагога, исполнителя, творческой личности - эмпатия (сочувствие, сопереживание). Эмпатическая связь объединяет композитора и студента (через познание и понимание его музыки) и двусторонней связью студента и педагога. Общим моментом является идентификация (отождествление) себя с другим человеком или каким-либо иным объектом, на основе которой возникают такие способности, как понимание, предсказание, входящие в
90
функцию эмпатии. Механизм развития эмпатии в инструментальном классе специфичен. Это метод проекции, предполагающий мысленное перемещение себя в ситуацию героя, в образ которого вживаются с помощью воображения. В процессе эмпатии фабула музыкального произведения обусловлена обстоятельствами, воссозданными в сознании студента.
Учебно-профессиональная деятель-
ность студентов предполагает включение с помощью усвоенной информации в моделируемые ситуации решения профессионально важных проблем и задач. Субъективное «проживание» студентом опыта профессионального (профессионально-подобного) поведения выполняет функцию смыслообразующих контекстов. В этом случае единицей работы выступает предметное действие, направленное не только на усвоение информации, но и достижение практической значимости учебного эффекта.
В основе методов формирования индивидуального педагогического стиля лежит взаимодействие студентов при совместной подготовке камерно-инструментального сочинения к концертному выступлению. Специфика камерного ансамбля подразумевает участие двух или нескольких партнеров. Речь идет о взаимном восприятии субъектов, т. е. о творческом соединении партий фортепиано, струнно-смычковых либо деревяннодуховых инструментов, выработке единства художественного прочтения музыкального произведения. Исходя из этого, каждый урок необходимо предварять творческим заданием, предполагающим самостоятельное и/или совместное решение определенной интерпретационной задачи. В результате поисков и рассуждений участники ансамбля должны придти к определенному консенсусу, что выражается в исполнительском плане.
Известно, что в деятельности педагога существует определенная совокупность методов, приемов и навыков, но полная алго-
ритмизация деятельности невозможна, поскольку педагог постоянно вступает в разнообразные системы отношений, часто оказывается в нестандартных ситуациях, требующих осмысления и принятия решений иногда в сжатые сроки. В этом проявляется особенность педагогической деятельности, которая часто находит отражение в творческом подходе. Это положение подтверждает идею о том, что труд педагога сохраняет общую логику творческого процесса, выражающуюся в возникновении замысла (т. е. в определении проблемной ситуации, осознании цели замысла, накоплении наблюдений, выборе верного решения), результатах творческого процесса.
Творчеству нельзя обучать (в прямом смысле этого слова), но данные науки и опыт свидетельствуют, что развивать творческие качества вообще и педагогические в частности можно методом создания стимулирующих творчество условий и включения человека в ситуации, требующие новых, нетривиальных подходов. Как отмечают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов, «в механизмах творчества особую роль играет взаимодействие логических и интуитивных элементов деятельности» [3, с. 186].
Цель метода творческих заданий заключается в том, что при регулярном их выполнении вырабатывается хорошая привычка работать в атмосфере созидания и исследования. Подобным образом студенты приучаются к диалогическому общению и рефлексии. На первых этапах педагог осуществляет рефлексивное управление процессом, что предполагает совместное с участниками ансамбля обсуждение успехов и неудач самостоятельной работы или концертного выступления, констатацию фактов разрешимости или неразрешимости тех или иных проблем, совместное нахождение способов решения трудновыполнимых педагогических задач, осмысление новых вариантов профессиональной самореализации
91
и самоопределения, создание преподавателем условий для самостоятельного анализа студентом направлений и результатов личностного развития, своих действий, оценивания собственных способов деятельности и достигнутых результатов. По мере овладения учащимися профессиональной рефлексией педагогическое управление сводится к минимуму.
Объективную оценку своих действий студенты могут получить с помощью современных информационных технологий. Необходимо отметить, что звукозаписи, компьютерные технологии сегодня являются одним из оптимальных путей быстрого и разностороннего пополнения багажа знаний музыканта, расширения его художественно-интеллектуальных горизонтов, профессиональной эрудиции. Запись позволяет получить реальное представление о звучании музыкального произведения, проанализировать различные интерпретационные решения и выбрать для себя некий эталон. Кроме того, прослушивая и просматривая в записи собственное исполнение, студенты видят, слышат себя со стороны, оценивают свое сценическое поведение, меру воплощения художественного замысла, характер подачи музыкального материала со сцены, артистизм. Фиксация исполнения на различных этапах работы над музыкальным произведением или в различные периоды учебы рисуют картину динамики профессионального роста.
Индивидуальный урок в системе профессионального музыкального образования дает возможность учитывать индивидуальные способности и личностные качества каждого обучающегося, однако, как и любой другой, он должен планироваться и быть целенаправленным. Индивидуальное занятие предполагает подвижность внутренней структуры, варьирование используемых методов и средств обучения. Достижение поставленной цели зависит от
умения преподавателя использовать нестандартные формы урока, помогающие студенту проявить свои способности, утвердиться как личности. Уникальность дисциплины «Камерный ансамбль» в том, что в условиях учебного процесса каждый студент может формировать индивидуальный стиль музыкально-педагогической деятельности, поскольку индивидуальные уроки и репетиционные занятия с партнерами по ансамблю служат своеобразной лабораторией развития личности бу-
дущего преподавателя игры на музыкальном инструменте.
Рассмотренные методы профессионально-педагогической подготовки студентов вузов культуры и искусств в исполнительском классе эффективны, так как стимулируют практическую деятельность обучающихся, с наименьшими временными затратами создают условия, максимально приближенные к реальной музыкальнопедагогической работе, обеспечивают освоение новых способов деятельности на интегрированном уровне.
1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
2. Вербицкий, А. А. От парадигмы обучения к парадигме образования / А. А. Вербицкий // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. - М., 1994. - С. 45-65.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 2-е изд.- М.: Академия, 2005. - 208 с.
4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.:
Академия, 2001. - 174 с.
5. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
92