Научная статья на тему 'Особенности формирования учебной мотивации в личностно-ориентированном обучении студентов'

Особенности формирования учебной мотивации в личностно-ориентированном обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ / LEARNING MOTIVATION / PERSONALLY-ORIENTED TEACHING / TEACHING MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Маргарита Анатольевна

В статье описана организация личностно-ориентированного обучения математике студентов агарного университета. Автор обосновывает значимость учебной мотивации и представляет приемы формирования учебной мотивации при реализации личностно-ориентированного обучения математике студентов аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features for training of learning motivation in personality-oriented teaching of students

The organization of personality-oriented teaching of mathematics to Agrarian University students is described in this article. The author proves the importance of learning motivation and provides the techniques for training learning motivation in implementation of personality-oriented teaching of mathematics to Agrarian University students.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования учебной мотивации в личностно-ориентированном обучении студентов»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

им о планах издания пособия или монографии по этой проблеме и поблагодарить за совместную рефлексию, так как необходимость объяснения нового требовала усиления исследовательской активности и адекватного понимания её результатов. Так что исследование, понимание, объяснение — равносторонний треугольник с равно значимыми вершинами и углами. В целом же акцент на исследовательской работе способствует решению проблемы самоопределения [4], развивая способность к самостоятельному выбору и принятию ответственных жизненных решений.

Библиографический список

1. Денисов, С. Ф. История и философия науки : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / С. Ф. Денисов // Наука и её институциональная специфика. — Омск : ОмГПУ, 2007. — С. 108.

2. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Исток художественного творения. — М. : Академический проект, 2008. — С. 466.

3. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. - Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2000. - С. 41.

4. Беганцова, И. С. Деятельность психолого-педагогической службы в обеспечении профессионального самоопределения студентов в условиях вуза / И. С. Беганцова, М. В. Маркеева // Мир науки, культуры, образования : Международ. науч. журн. — Горно-Алтайск, 2012. — № 1(32). Февраль. — С. 55.

НЕФЁДОВА Людмила Константиновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Адрес для переписки: e-mail: konstans50@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2012 г.

© Л. К. Нефёдова

УДК 378 147 М. А. ПРИХОДЬКО

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ_________________________________________

В статье описана организация личностно-ориентированного обучения математике студентов агарного университета. Автор обосновывает значимость учебной мотивации и представляет приемы формирования учебной мотивации при реализации личностно-ориентированного обучения математике студентов аграрного университета.

Ключевые слова: учебная мотивация, личностно-ориентированное обучение, управление обучением.

Тенденции динамичного развития общества обуславливают рост требований работодателя к качеству подготовки специалистов в области сельского хозяйства.

Успешность выпускника вуза на рынке труда определяется не только объемом полученных профессиональных знаний, но и наличием таких качеств личности, как профессиональная мобильность, креативность мышления, способность к проектированию своей деятельности, готовность к самообразованию. Возникает острая необходимость в переосмыслении цели профессионального образования, совершенствовании организации процесса обучения.

Приоритетной становятся организация процесса обучения, основанная на принципах, обеспечивающих не только формирование базы фундаментальных знаний и умений, но и способствующих развитию личности, ее творческой индивидуальности.

Педагогическая поддержка развития линии индивидуальности личности предусматривает реализацию личностно ориентированного подхода в обучении, возникшего как особое направление в 90-х гг. XX в. (Н. А. Алексеев, Е. Н. Бондаревская, О. С. Газ-

ман, Э. Н. Гусинский, Е. И. Казакова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Изучив разработанные принципы личностно ориентированного обучения (природосообразости, коллективного характера обучения и индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности, выбора индивидуальной образовательной траектории, доверия и поддержки, личностного целеполагания, образовательной рефлексии, продуктивности обучения), мы отобрали те, что, по нашему мнению, являются актуальными, учитывая специфику образовательного учреждения: целеполагания и мотивации, направленности обучения, профессиональной ориентации, доверия и поддержки.

Ориентация обучения на развитие личностных качеств и творческого потенциала каждого студента посредством реализации отобранных принципов личностно-ориентированного обучения требует совершенствования управления обучением.

Управление обучением на основе отобранных принципов личностно ориентированного обучения возможно при наличии взаимопонимания, ориентации на сотрудничество, общения на паритетных на-

чалах и т.д. Главными средствами создания указанных условий, по мнению Т. И. Шамовой, являются целенаправленная мотивация субъектов обучения и рефлексия [1].

Исследованием мотивации обучения занимались Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Е. П. Ильин, Т. А. Ильина, А. К. Маркова, Г. И. Щукина и др. Названные авторы рассматривали различные аспекты проблемы мотивации (условия, уровни, характер, этапы становления, качества мотивов), но все же можно выделить ведущую идею исследований: возможность управления обучением на всех его этапах посредством формирования устойчивой мотивации.

Исходя из предложенных определений учебной мотивации и следуя логике исследования, мы считаем, что в наибольшей степени изучаемой проблеме отвечает следующее определение: учебная мотивация — совокупность факторов и побуждений к учебной деятельности, направленная на отдельные ее стороны. Мотивируя учебную деятельность, преподаватель побуждает студентов проявлять внутреннюю активность, принимая цели и задачи обучения как личностно значимые.

Придерживаясь точки зрения Л. А. Шипилиной, что «мотивационное управление — это такой тип управления, в котором отдается приоритет мотивации поведения, деятельности, ..., это управление, нацеленное на создание условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению» [2, с. 43], мотивацию обучения мы рассматриваем как целостный процесс, протекающий при наличии ряда условий (привлечение внимания, придание обучению смысла, увеличение уверенности в возможности решения задачи, удовлетворенность самим процессом обучения). Ориентируясь на целевую направленность обучения, мы отобрали следующие группы приемов формирования учебной мотивации: приемы деятельности преподавателя, способствующие формированию общей мотивации; приемы, усиливающие определенные стороны мотивации; приемы формирования мотивации на отдельных этапах занятия; приемы формирования мотивации на различных видах занятий [3 — 5]. Выделим некоторые особенности реализации названных групп приемов формирования учебной мотивации в лич-ностно ориентированном обучении математике студентов.

Приемы деятельности преподавателя, способствующие формированию общей мотивации, направлены на создание благоприятной психологической и эмоциональной обстановки на занятии, атмосферы поддержки и доверия, т.е. на обеспечение личностного комфорта обучения для каждого студента.

Приемы, усиливающие отдельные стороны мотивации, направлены на разработку системы мер (инструкций, заданий, ситуаций, тренажеров и др.) по формированию отдельных аспектов внутренней позиции студента по отношению к учению. Предлагаемые задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:

а) укрепление и развитие обучаемости студентов (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);

б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;

в) обучение целеполаганию в учении (укрепле-

ние самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);

г) устойчивость целей и упорство в их реализации (преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).

Приведем в качестве примера фрагмент практической работы по теме «Числовые характеристики случайных величин».

Цели:

— сформировать понятие числовой характеристики случайной величины; научить вычислять числовые характеристики, применяя основные формулы; сформировать представление о числовых характеристиках как средстве описания случайных величин;

— развить когнитивные способности (формирование теоретического мышления, умения обобщать, выделять свойства объектов);

— совершенствовать умение самоорганизации, ведение учебного диалога.

Форма работы: групповая (группа — творческая лаборатория), предложены пять направлений исследования, заданы условия:

Творческие лаборатории:

1. «Медицинская». Вероятность заболевания гриппом человека, которому поставили прививку против гриппа, существует и равна 0,3. Обследуют 5 человек.

2. «Химическая». Химический процесс описывается уравнением:

Ад+ + Сґ^АдСІ. Реактив добавляется в каждую из 5 пробирок. Вероятность того, что вещество в пробирке вступит в химическую реакцию, в каждом из случаев постоянна и равна 0,4.

3. «Биологическая». Средний процент цыплят, вылупившихся из куриных яиц данной партии, составляет 75%. Отбирают 6 яиц.

4. «Техническая безопасность». В лаборатории произошла утечка хлора. Вероятность проникновения этого ядовитого вещества в каждую из 4 секций лаборатории постоянна и равна 0,6.

5. «Лаборатория Х». (Придумайте ситуацию самостоятельно)

Предложен следующий план работы:

1. Выбрать направление исследования.

2.Распределить обязанности (выполнение вычислений; оформление отчета о работе; исследование теоретической стороны проблемы: изучение и объяснение новых фактов всем сотрудникам своей лаборатории; организация работы и контроль выполнения задания).

3. Выполнить работу и оформить отчет.

Форма отчета.

* Название творческой лаборатории.

* Состав лаборатории, функции сотрудников.

* Ход работы:

1) проанализировав предложенную ситуацию, ввести дискретную случайную величину Х, составить закон распределения случайной величины; 2) вычислить числовые характеристики случайной величины Х (предварительно изучив теоретический материал по предложенным источникам); 3) составить прогноз о наиболее возможном значении случайной величины.

Приемы, формирования мотивации на отдельных этапах занятия должны быть направлены на то, чтобы студенты, осуществляя учебную деятель-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

ность, видели ее целостность (понимание и принятие цели, выполнение действий, приемов для достижения цели, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка деятельности) [2].

Пример. Выбрать и решить задачу.

1. Событие А — «первое изделие бракованное», событие В — «второе изделие бракованное». Используя алгебру события, записать события:

1) все изделия бракованные; 2) только одно изделие бракованное; 3) хотя бы одно изделие бракованное.

2. Изобразите события А+В; АВ, если:

1)

А

В

2)

3)

При решении предложенных задач осуществляется организация учебного материала по теме «Алгебра событий». Предоставлена возможность выбора способа организации учебного материала: аналитический или графический.

Кроме задач, предложенных преподавателем, на занятии рассматриваются задачи, составленные студентами. Как правило, обсуждение условия, решения, полученного результата таких задач, сопровождается большим эмоциональным подъемом и бурным обсуждением.

Приведем примеры задач, составленных студентами по теме «Законы распределения вероятностей случайных величин»:

1. Размеры простейших подчинены нормальному закону с математическим ожиданием 0,095 мм и средним квадратичным отклонением 0,045 мм. Сколько % простейших: 1) имеют размеры более 0,1 мм; 2) менее 0,1 мм?

2. Эффективность некоторой вакцины в формировании иммунитета составляет 75%. Составить закон распределения ДСВ Х — «число животных, которые приобрели иммунитет среди 4-х отобранных случайным образом», найти математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратичное отклонение этой случайной величины. Построить многоугольник распределения и функцию распределения.

Приемы формирования мотивации на различных видах занятий определены различиями в целях, организации проведения занятий. Рассмотрим методические особенности формирования учебной мотивации на примере традиционных форм обучения: лекции и практическом занятии.

Мотивируя учебную деятельность, полезно на первой лекции затронуть вопросы:

1. Назвать основные разделы, изучение которых предусмотрено нормативными документами, показать связь этих разделов с другими дисциплинами.

2. Выделить особенности проведения лекционного занятия: трудности, которые могут возникнуть на лекциях (большой объем информации, необходимость использования специальных символов и сокращений при написании конспектов, самостоятельная проработка учебного материала и др.) а также рекомендации по их преодолению.

3. Разъяснить назначение лекционного курса дисциплины и практических занятий, а также рассказать о видах учебной деятельности и формах контроля, предусмотренных в процессе изучения дисциплины.

4. Показать особенности математики и ее роль в жизни общества.

Рассмотрим некоторые приемы мотивации студентов на лекции, в основу которых положены

принципы личностно-ориентированного обучения (целеполагания и мотивации, направленности обучения на развитие личности, профессиональной ориентации, доверия и поддержки).

1. Целеполагание и мотивация на лекции побуждают студентов к внутренней активности и принятию целей и задач обучения как личностно значимых. Реализуя этот принцип, преподаватель предлагает в процессе изучения теоретического материала решение прикладных задач профессиональной направленности, активизируя имеющийся личностный опыт студентов. Например, изучая раздел «Производная функции одной независимой переменной», подходя к понятию производной, полезно рассмотреть следующие задачи:

— если N=N(t) — количество вещества, вступившего в химическую реакцию за время t, то скорость V химической реакции в момент времени t равна v(t)=N'(t);

— если к=к^) — количество бактерий в момент времени t, то скорость процесса размножения V в момент времени t равна У^)=к'^).

Полезно вспомнить, какие приложения производной рассматривались в школьном курсе элементарной математики и сделать вывод о том, что в общем случае производная у'(х) функции y=f(x) представляет собой мгновенную скорость изменения данной функции при изменении её аргумента.

2. Направленность обучения математике на развитие личности имеет две стороны: информационную и организационную [6].

Информационная сторона обучения на лекции обусловлена содержанием лекции (знания о свойствах математических объектов, закономерностях, способах их изучения). Речевые обороты: «Давайте сравним рассматриваемый материал с уже изученным», «На основании какого изученного положения можно утверждать...», «Какие из приведенных свойств вам уже знакомы?» и т.д., позволяют активизировать личностный опыт.

Организационную сторону направленности обучения на развитие личности составляет включение студентов в различные формы (индивидуальную групповую, фронтальную) учебной деятельности, а также развитие способности представлять учебную информацию в разных видах (таблица, блок-схема, текст, чертеж и др.).

3. Реализация принципа доверия и поддержки на лекционном занятии предполагает организацию дискуссий (студенты высказывают свое мнение об изучаемой теме, корректируют скорость, темп, форму изложения учебного материала в зависимости от потребностей студенческой аудитории), привлечение студентов к изложению отдельных фактов (исторических, занимательных, прикладных примеров) и к оценке лекционного материала.

В конце лекции можно предложить оценить по 5-балльной системе актуальность рассмотренных на лекции вопросов: «1—2» — важности вопрос не представляет, его можно было не рассматривать на лекции; «3» — непонятно, актуален вопрос или нет в дальнейшем; «4» — вопрос имеет достаточно большое значение и его изучение в дальнейшем будет полезным; «5» — вопрос чрезвычайно важный, его изучение необходимо.

Оценивать значимость изученных вопросов студенты могут индивидуально или в парах (тройках). Выставление оценок мобилизует аудиторию анализировать учебный материал, проводить классификацию, высказывать свое мнение и обосновывать

Предварительная

формулировка

вопросов,

ориентирующих

направление

подготовки и

объем знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разноуровневый дидактический материал

Различные

формы

представления

дидактического

материала

Различные виды

учебной

литературы

Вариативность творческих заданий

Использование

проблемных

ситуаций

Вариативность

домашнего

задания

Использование

компьютерных

технологий

Актуализация

обогащение

субъектного

и

опыта

Стимулирование инициативы и самостоятельности

Создание ситуации выбора

Учебное взаимодействия на основе диалога

Учет

индивидуального стиля и темпа учебной деятельности

Рефлексия

Сочетание

фронтальной,

групповой,

индивидуальной форм

Комбинированный опрос (теория и

решение практической задачи с выбором

формы ответа)

Подведение итогов на каждом этапе занятия

Комментирование ответов аудиторией

Сочетание

фронтальной,

групповой,

индивидуальной

работы

Определение местоположения и значения темы в структуре дисциплины

Проведение дидактических тренажеров и т.д.

игр,

Учет не только конечного результата, но и способа его достижения

Анализ различных

методов решения и выбор оптимального

Рис. 1. Целевые установки и методические приемы обучения на практическом занятии

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

его. Анализируя выставленные студентами оценки, преподаватель может корректировать содержательную и процессуальную составляющие последующих лекций.

Еще одной формой организации обучения являются практические занятия.

В процессе подготовки к практическому занятию адекватно учебным и учебно-воспитательным целям преподаватель разрабатывает технологию его проведения. В личностно-ориентированном обучении целевыми для преподавателя являются следующие установки: актуализация и обогащение субъектного опыта студентов, стимулирование проявления инициативы и самостоятельности, создание ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения, построение учебного взаимодействия на основе диалога, учет индивидуального темпа и стиля учебной деятельности студентов, стимулирование рефлексии.

На рис. 1. представлены методические приемы, отвечающие перечисленным выше целевым установкам и обеспечивающие формирование учебной мотивации на практических занятиях при условии личностно-ориентированного обучения студентов.

Для получения объективной картины влияния мотивации учебной деятельности студентов в лич-ностно ориентированном обучении математике на результативность обучения, было проведено четыре контрольных среза по основным учебным модулям дисциплины («Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление функции одной независимой переменной», «Функции нескольких независимых переменных», «Интегральное исчисление», «Теория вероятностей»). Для контроля результатов были использованы разработанные нами варианты заданий контрольных работ. На основании сравнительного анализа результатов работы студентов, обучающихся по разработанной методике обучения и традиционной методике, установлено, что качество знаний студентов, обучающихся по разработанной методике выше (44%, 51%, 57%, 56%), чем качество знаний студентов, обучающихся по традиционной методике (41%, 33%, 39%, 36%).

Применяя методику А. В. Хуторского, итоговую оценку развития личностных качеств студентов (когнитивных, креативных, организационно-деятельностных) мы производили по трем уровням: «высокий», если положительные изменения личностного качества в течение периода обучения признаются как значительные; «средний» — положительные изменения личностных качеств произошли, но недостаточно реализованы потенциальные воз-

можности студента; «низкий» — изменения личностных качеств замечено не было. В группах, где была реализована методика личностно ориентированного обучения, наблюдались преимущественно высокий и средний уровни развития личностных качеств (в остальных группах преимущественно средний и низкий уровни развития личностных качеств).

В ходе проведенного исследования установлено, что положительная учебная мотивация в личностно ориентированном обучении обеспечивает не только результативность процесса обучения математике (в процессе обучения студенты приобретают качественные знания, умения и навыки математической деятельности, способствующие формированию профессиональных знаний, умений и навыков), но и активизирует развитие личностных качеств (когнитивных, креативных, организационно-деятельностных), необходимых для осуществления компетентной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. — М., 2002. — 384 с.

2. Шипилина, Л. А. Мотивационное управление в образовательных системах : учеб. пособие / Л. А. Шипилина, В. В. Шипилина. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. — 152 с.

3. Бибрих, Р. Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник Московского ун-та. — (Сер. 14: Психология). — 1987. — № 2. — С. 20 — 30.

4. Лузянин, В. И. Мотивационное проектирование учебного процесса : метод. пособие для преподавателей вузов / В. И. Лузянин, О. М. Сальникова. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - 59 с.

5. Приходько, М. А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Приходько. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. — 22 с.

6. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова — М. : Академия, 2000. — 288 с.

ПРИХОДЬКО Маргарита Анатольевна, доцент кафедры высшей математики.

Адрес для переписки: e-mail: prihma@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2012 г.

© М. А. Приходько

Книжная полка

Гетманова, А. Д. Логика : учеб для вузов / А .Д. Гетманова. - 17-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2012. - 415 с. -Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-370-02767-3.

Учебник ориентирован на преподавание логики в педагогических учебных заведениях. Поэтому в него включена оригинальная глава по методике преподавания логики в высших и средних педагогических учебных заведениях (университетах, вузах, училищах, колледжах, лицеях) и общеобразовательных школах. С целью развития логического мышления центральные темы снабжены интересными логическими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики. Учебник предназначен для студентов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации, преподавателей и всех интересующихся проблемами логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.