Научная статья на тему 'Учебно-творческие задачи как форма организации содержания учебного материала в системе личностно-ориентированного обучения математике студентов факультета ветеринарной медицины ОмГАУ'

Учебно-творческие задачи как форма организации содержания учебного материала в системе личностно-ориентированного обучения математике студентов факультета ветеринарной медицины ОмГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Маргарита Анатольевна

В статье раскрываются теоретические основы и даются рекомендации по применению в личностно-ориентированном обучении математике студентов факультета ветеринарной медицины учебно-творческих задач, которые способствуют максимальной организации содержания учебного материала посредством предоставления возможности выбора организационных форм работы на занятии, выбора самой задачи и способа ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-творческие задачи как форма организации содержания учебного материала в системе личностно-ориентированного обучения математике студентов факультета ветеринарной медицины ОмГАУ»

УДК 378.147

М.А. ПРИХОДЬКО

Омский государственный аграрный университет

УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ ОМГАУ

В статье раскрываются теоретические основы и даются рекомендации по применению в личностно-ориентированном обучении математике студентов факультета ветеринарной медицины учебно-творческих задач, которые способствуют максимальной организации содержания учебного материала посредством предоставления возможности выбора организационных форм работы на занятии, выбора самой задачи и способа ее решения.

Новое понимание образованности, профессионального мастерства и компетентности выдвигают на передний план развитие способностей обучающихся к самоопределению, способностей мыслить и организовать свою деятельность, самореализоваться. Умение формулировать и решать комплексные профессиональные задачи является одним из необходимых компонентов творческой деятельности специалиста. Обучение в системе высшего профессионального образования предполагает не только приобретение профессионально значимых знаний, умений и навыков, но и развитие творческих качеств личности (когнитивных, креативных, оргдеятельносг-ных).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает одной из основных целей — «индивидуализацию образования, личност-но-ориентированное обучение и воспитание».

Стратегия обновления целей высшего профессиональною образования, отраженная в Законе РФ об образовании определяет направления модернизации, одно из которых — «удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» {I, с.26].

Концепция личностно-ориентированного обучения рассматривается в работах ученых E.H. Бонда-ревской. В.В. Серикова,Л.М. Фридмана, A.B. Хуторскою. И.С. Якиманской и др. И.С. Якиманская пишет, что ориентация на развитие линии индивидуальности личности, предполагает:

- признание ученика основным субъектом процесса обучения;

- выявление и структурирование субъективного опыта ученика, его направленное развитие в процессе обучения;

- поддержку процессов самопознания, самореализации личности (2, с. 12].

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как целостную динамическую систему с взаимосвязанными и взаимоопределяющими элементами. Системообразующим фактором личностно-ориентированной системы обучения является подход основанный на принципах личностно-ориентированного обучения. Классические принципы отечественной дидактики (научность, наглядность, сознательность и активность, доступность, индивидуальный подход систематичность и последовательность, прочность, связь теории с практикой) определяют общие целевые установки обучения. Принципы личностно-ориентированного обучения опре-деляютспецифику образовательной деятельности.

На основе анализа работ [2), [3| определена система принципов построения личностно-ориентированного обучения:

- принцип природосообразности (учегфизиоло-гических особенностей, рациональная физическая и умственная нагрузка и т.д.);

- принцип коллективною характера обучения и индивидуально-личностного подхода (гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной учебной деятельности и учет индивидуальных особенностей обучающихся);

- принцип ценностно-смысловой направленности (создание условий для обретения каждым учеником смысла своего учения).

Личностно-ориентированный подход как методологическая ориентация оказывает влияние на элементы системы обучения (цели и задачи, содержание, методы и средства, формы организации, контроль и оценка результатов).

На основе нормативных документов ГОСВПО И примерной программы дисциплины, определены цели обучения математике студентов факультета ветеринарной медицины по следующим видам профес-

сиопальной деятельности: производственно-техно-логической, организационно-управленческой и научно-исследовательской [4], 15].

Для подготовки студентов к произволегвенно-тсх-нологической деятельности необходимо:

- научить выбирать и использовать простейшие приемы обработки информации для решения теоретических задач;

- познакомить с разделами математики, необходимыми для анализа профессиональных задач и их моделирования.

В рамках функционирования личностно-ориенти-рованной системы обучения названные цели дополнены следующими:

- развитие интеллектуальной компетентности на базе ма тематики;

- увеличение творческого потенциала, мобильности и креативности в процессе решения профессиональных задач.

Для подготовки к организационно-управленчес-кой деятельности, при условии реализации личност-но-ориентнроваиной системы обучения, следует:

- научить творчески подходить к решению проблемы. принимать рациональные решения в ситуации выбора;

- развивать способности к сотрудничеству. Для подготовки к научно-исследовательской

работе:

- привить навыки пользования справочной и специальной литературой, раскрывающей конкретную проблему.

В системе личностно-ориентированного обучения математике названные цели дополнены следующими:

- научить формулировать гипотезы и намечать альтернативные пути их исследования;

- классифицировать информацию по существенным признакам;

- проводить исследование, используя различные источники (литературу, документы, наблюдения, эксперимент).

Названные цели определяют не только репродуктивную, но и. в большей степени, проблемно-поисковую и творческую учебную деятельность студентов и задают особую организацию содержания учебного материала.

Учебно-творческая задача как «форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую {проблемную) ситуацию» позволяет организовать деятельности, в процессе которой студенты активно овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и развивают свои творческие способности [б, с. 41|.

В зависимости от выделенных качеств личности и учитывая предметную направленность познавательной активности студентов для организации содержания учебного материала в работе мы используем задания когнитивного, креативного и оргдея-тельностного типов (3, с. 133 -135].

Рассмотрим применение указанных типовзаданий в личностно-ориентированном обучении математике студентов факультета ветеринарной медицины.

Задания когни тивного типа предполагают: проведение лабораторной работы с выделением и обоснованием значимости основных ее этапов; исследование эффективности различных математических моделей предложенного явления; выявление закономерное-тей, общих признаков и свойств изучаемых объектов;

Д различные способы доказательств утверждений, вы-

бор наиболее «красивого» из них и обоснование выбора.

Задания креативного типа: составление алгоритма решения класса типовых задач; нахождение различных методов решения одной задачи, выбор наиболее рационального метода решения.

Задания оргдеятельностного типа: проведение социологического опроса с последующей обработкой ста тистических данных и выявление зависимости между ними; подборка вопросов по определенному изученному разделу математики; подборка задач по теме (для проверки знаний на различных уровнях) по указанному разделу; составление этимологического словаря по разделу.

Решая учебно-творческую задачу, студент находится в позиции исследователя, проводит анализ условий, изменяет их. устанавливает связи между данными, формулирует вопросы, на которые сам отыскивает ответы, активно управляя процессом организации содержания учебного материала. Используя учебно-творческие задачи, можно формировать и развивать такие качества, как логичность, систематичность, последовательность словесных рассуждений и выводов и др.

При решении задач студенты могут опробовать различные стратегии и способы действия Для преподавателя важно изучить и разобрать программу действий студента, оценить уровень проявления рефлексии. Учебно-творческая задача, выступая, как форма организации содержания учебного материала, способствует развитию личности, ее способностей.

Заметим, что наибольший эффект использования таких задач достигается при опоре па эмоциональный фон студента, это делает возможным пробуждение личной заинтересованности в получении новых знаний, на основе актуализации имеющихся.

Можно указать некоторые способы стимулирования активности и заинтересованности студентов при решении учебно-творческих задач:

1) обеспечение благоприятной атмосферы на занятии, доброжелательность, отказ от высказывания личностной оценки и критики со стороны преподавателя и других обучающихся;

2) стимулирование оригинальных идей и предложений;

3) предоставление обучающимся возможности задавать вопросы;

4) оптимальное сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы на учебном занятии и во время подготовки задания во внеаудиторное время.

Учебно-творческие задачи, как форма организации содержания учебного материала, дают возможность эффективно реализовать межпредметные связи обучения, если их решение предполагает использование материала смежных дисциплин с привлечением математического аппарата. Выделим некоторые содержательные особенности учебнотворческих задач с учетом реализации межпредметных связей:

- включение таких задач, для решения которых необходимо привлечение знаний из различных учебных дисциплин, предполагая право выбора студентами способов учебной деятельности;

- формулировка одной и той же задачи на занятиях по дисциплинам одного цикла, предоставление возможности рассмотрения различных прикладных аспектов этой задачи;

- разработка творческих задач, требующих привлечения знаний из смежных внутри одного цикла дисциплин (например, пофизике, математике, химии, биологии) [7].

В качестве примера приведем задачи, которые предлагаем студентам на практических занятиях по темам: «Случайные события и случайные величины» (организована работа и малых группах, предложены задания на материале ряда учебных предметов), «Производная функции одной независимой неременной. Приложения производной», «Первообразная функции. Неопределенный интеграл».

Задача 1. Наворачивание верхнего века на роговицу глаза, связанное с породными особенностями, наблюдается у 73% собак породы шарней, у ! б% собак породы Лабрадор. Рассмотреть ситуацию п одном из аспектов: I) повторные независимые испытания; 2} классическая вероятность, сложение и умножение вероятностей. В рамках выбранного аспекта составить: а) задачу на вычисление вероятности; б) ввести случайную величину и представить закон ее распределения (табличным или графическим способом).

Задача 2. Выполните дна из заданий 1 —4:

1. На рисунке изображен график функции у = Г(х), определенной на отрезке [- м).

1) Укажите промежутки, на которых:/"^ -возрастает;/^ — убывает.

2) Запишите т. шах и т. min функции y=f(x).

функции мегодамидифференциальиого исчисления для функции у _ хпс-« • Выполните задания.

3. В питательную среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность популяции изменяется по

10001

закону Р(1) г Ю00 » * , где 1 выражается в часах. I (К) +1

[ 1ай ги максимальный размер этой популяции.

Л. Составьте теоретический диктант (или тест, содержащий У-10 вопросов) на проверку знаний по 2-3 разделам (выберите их самостоятельно) темы «Производная функции одной независимой переменной. Приложения производной» [8].

Задача 3. Разработайте тест (5-6 заданий) для проверки знаний по теме «Первообразная функции. Неопределенный интеграл» (в тест можно включить задания на выбор правильных или исключение ненрав!ь\ьных ответов, на установление соответствия, определение порядкадействий при решении указанной задачи, задания открытого тина).

Посредством задачи 1 формируются способности к сотрудничеству и творческий подход к решению

поставленной задачи, задачи 2 - мобильность и креативность, умение классифицировать информацию по существенным признакам, задача 3 помогает вырабо-татьиавыки творческого подхода к решению задачи и навыки пользования справочной и специальной литературой, раскрывающей конкретную проблему Для решения задачи 2 необходима актуализация содержания учебного материала по темам: элементарные функции, монотонность функции, правила дифференцирования, исследование функций методами дифференциального исчисления.

Включение учебно-творческих задач в личносг-но-ориентированное обучение предоставляет студентам в процессе решения возможность выбора организационных форм работы на учебном занятии, возможности выбора самой задачи и способа ее выполнения, использование личностного опыта в процессе решения, что способствует, в конечном итоге, максимально организовать содержание учебного материала.

Библиографический список

1. Закон РОССИЙСКОЙ Федерации «Об образовании». - М.:

тц Сфера, 2006. -64с.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - M . Сентябрь. 1906. - Обе.

3. Хуторской А.В Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие дли учителя /

A.B. Хуторской. - М-: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005. - 333 с

•1 Государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования (специальность 310800 "Ветеринария") - M : М-во образовании РФ. 20Ü0. - 37 с.

5. Высшая математика: Программа / Сост. В.П. Моисеенко.

B.И. Пионтковская. - М: МГАВМиБ им. К И. Скрябина. 2000 -12с.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев - Казань Изд. Казанского университета, 1988. - 237 с.

7 Приходько М.А. Межнредметные связи как средство формирования познавательной активности студсчггоа факультета ветеринарной медицины в процессе личносию-ориен-тированного обучения математике / М.А. Приходько //Дидактика современного учебного предмета: сборник научных трудов / Под ред. И.М. Осмоловской. Гост. Н.В. Мунина. - М.. ИТИП. 2006.- С. 215-219.

8. Приходько M А. Содержательные аспекты лнчностно-ориентировднного обучения математике аудеитов факультета ветеринарной медицины /М.А. Приходько // Методика преподавания естественно-научных дисциплин в вузах. Современное состояние и перспективы развития (д\я непрофильных специальностей): сб. материалов межвузовского методического семинара. - Омск: Изд-воФГОУ ВПОО.мГАУ. 2006 - С 139-123.

ПРИХОДЬКО Маргарита Анатольевна, старшин преподаватель кафедры высшей математики.

Статья поступила в редакцию 12.01.07 г. © Приходько MA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.