УДК 378:51+330
Н. А. БУРМИСТРОВА
Омский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ______________________________________________
В статье рассмотрены структурные компоненты и педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего экономиста при обучении математике. Выделены образовательные компетенции, обеспечивающие формирование системы профессионально ориентированных знаний, умений и личностных качеств студента экономического вуза средствами учебной дисциплины «Математика».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические условия формирования компетентности.
Высокая динамичность современного мира, рост потребностей экономики, существенные изменения в технологиях на рынке труда и сбыта обусловливают сокращение сроков адаптации выпускников высшей профессиональной школы к трудовой деятельности, повышение их мобильности и конкурентоспособности. Это, в свою очередь, требует конкретных механизмов управления процессом формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
В рамках настоящего исследования под профессиональной компетентностью будем понимать интегральный показатель качества образования, отражающий единствотеоретических знаний, практических умений и навыков, личностных свойств, свидетельствующих о готовности и способности к осу-ществлению профессиональной деятельности,
Включение термина «профессиональная компетентность» в теорию и практику процесса обучения как результата образовании, порождает много вопросов: о его структуре, содержании, выборе методов и средств оценки. Нас будет интересовать структура профессиональной компетентности выпускника экономического вуза и условии ее формирования при обучении математике.
В научных педагогических кругах активно обсуждаются вопросы классификации и систематизации основных компонентов профессиональной компетентности.
В. А. Сластёнин [ 1 ] в структуре профессиональной компетентности рассматривает следующие сос тавляющие:
— практическую (специальную) компетентность, определяющую уровень профессиональных знаний и технологий;
— социальную компетентность, характеризующую способность принимать ответственные решения:
— психологическую компетентность, состоящую в сформированноети качеств мышления, умений и навыков рефлексии, самореализации;
— коммуникативную компетентность, определяющую уровень коммуникативных способностей, в т.ч. культуры речи и т.п.;
— информационную компетентность, включа-кнцую способность владения новыми информационными технологиями;
— валеолотическуто компетентность, характеризующую возможность ведения здорового образа жизни.
В диссертационном исследовании О.В. Юдиной [2] в структуру профессиональной компетентности специалиста включены компонен ты:
— аксиологический компонент, определяющий внутреннюю убежденность в необходимости получения профессиональных знаний;
— информационный компонент, характеризующий необходимость использования информационных технологий в профессиональной деятельности;
— мотивационный компонент, выраженный в с<|х)р-мированности интереса к сфере профессиональной деятельности;
— операционный компонент, определяющий владение умениями и навыками, составляющими содержание профессиональной деятельности;
— эмоционально-волевой компонент, характеризующий психологическую готовность к выполнению профессиональных функций.
В теоретических исследованиях Л.В. Хуторского [3], А.М. Новикова [4] выделены следующие компоненты профессиональной компетентности:
— мотивационный компонент — готовность к профессиональной деятельности:
— рефлексивный компонент—личностное отношение к содержанию профессиональной деятельности, значимость целей деятельности, самоанализ деятельности;
— когнитивный компонент—обладание знаниями, умениями по специальности;
— деятельностный компонент — способность применять знания, умения в прак тической деятельности.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСІНИК .V 4 «»> 2010
€
Рис. 1. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста финансовой сферы
Результаты проведенного анализа показывают, что компонентный состав профессиональной компетентности специалиста определяет единство трех составляющих: когнитивной (наличие системы знаний), технологической (владение способами деятельности) и личностной (сформированность качеств).
В свою очередь анализ работ В.И. Байдепко, Н .Л. Мещеряковой, а также видов профессиональной деятельности экономиста, позволил представить структуру его профессиональной компетентности в виде совокупности взаимосвязанных компонентов (когнитивного, деятельностного, мотивационного н личностного), содержание которых определяется такими ка тегориями как знания, умения, навыки, мотивы и ценностные качества.
Рассматривая профессиональную компетентность выпускника как интегративное качество личности. определяемое владением набора компетенций (совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, включающих личностное отношение к предмету деятельности), для обозначения образовательного результата освоения студентом конкретной предметной области будем использовать понятие «образовательная компетенция». Образовательная компетенция — это требование к образовательной подготовке, представленное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личносгно и социально значимой продуктивной деятельности (5).
В соответствии с разделением содержания образования па мстапрсдметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого учебного предмета) можно выделитьтри вида образовательных компетенций:
— ключевые компетенции — формируемые мета-предметным содержанием образования;
— Общепредметные компетенции — формируемые межпредметным содержанием блока учебных дисциплин;
— предметные компетенции - формируемые в рамках учебных предметов.
В контексте вышесказанного, с труктура профессиональной компетентности будущего экономиста, характеризующаяся сформированностью у с тудента трех блоков образовательных компетенций, может быть представлена схемой (рис. 1).
Поскольку формирование профессиональной компе тентности не может быть реализован в рамках одной учебной дисциплины, вполне оправданным представляется включение ключевых и обще предметных компетенций в число необходимых результатов обучения в рамках учебного предмета. В этой связи определим состав ключевых и общепредметных образовательных компетенций, и возможности дисциплины «Математика» в процессе их формирования у студентов экономических вузов.
Анализ целей и содержания учебных дисциплин, проведенный в соответствии с ГОС ВПО специальностей направления 080100 «Экономика», демонстрирует необходимость формирования следующих групп ключевых компетенций:
— учебно-познавательные компетенции (направленные на освоение способов целеполагания, планирования, анализа, синтеза и т.н.);
— ценностно-смысловые компетенции (ориентированные на формирование ценностных ориентиров, самоопределения и т.п.);
— информационные компетенции (направленные на овладение средствами информации, а также способами поиска, анализа и отбора информации);
— коммуникативные компетенции (ориентированные на овладение объектами коммуникации в рамках образовательных областей, Iювыками работы в кол-лекгивеит.п.);
— социальные компетенции (направленные на осмысление прав и обязанностей в вопросах профессионального самоопределения и т.п.);
— компетенции самосовершенствования (направленные на формирование способов интеллекту-альногосаморазвития, культуры мышления и т.н.).
Очевидно, что ключевые компетенции характеризуют в структуре профессиональной компетентности, прежде всего, мотивационно-ценностный компонент, который, в свою очередь, определяет стремление к реализации познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей, владение навыками организации самообразования, понимание значимости математики в профессиональной деятельности
Результаты диссертационного исследования Е.Ю. Напедениной |6] в качестве общепредметных компетенций, формируемых средствами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, эконометрика, информатика, автоматизированные информационные технологии), позволяют выделить:
— экономико-моделирующие компетенции (направленные на формирование умений построения и исследования детерминированных формализованных моделей реальных экономических процессов);
— эконометрические компетенции (ориентированные на формирование умений построения и исследования вероятностных моделей в условиях неопределенности, риска и т.д.);
— программно-компьютерные компетенции (направленные на использование компьютерных технологий при обработке массивов финансово-экономической информации, владение навыками компьютерною программирования);
— специально-профессиональные компетенции (ориентированные на применение формализованных моделей в профессиональной деятельности).
Таким образом, определяя в качестве главного результата профессионального образования готовность выпускников быть компетентными в будущей профессиональной деятельности, в роли результата математической подготовки экономистов необходимо рассматривать не просто совокупность предметных знаний, умений и навыков выпускников, а возможность их деятельностного применения, т.е. формирования образовательных компетенций, в том числе ключевых и обще предметных.
В этой связи содержание математических знаний, умений и навыков студентов не должно ограничиваться включением теоретического материала и задач абстрактного характера, за математическими понятиями студенты должны научиться видеть конкретные профессиональные объек ты, их взаимодействие, что, в свою очередь, может быть обеспечено реализацией комплекса педагогических условий.
Результаты анализа современной психолого-педагої ической ли тературы свидетельствуют об отсутствии единых, принимаемых научным сообществом положений о природе педагогических условий. В рамках настоящего исследования попытаемся изложит, наше понимание данного вопроса применительно к формированию профессиональной компетентности будущего экономиста при обучении математике.
В философии термин «условие» трактуется как категория выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, при этом условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается (7). В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова (8) под условием понимается обстоятельс тво, от которого что-нибудь зависит.
Таким образом, понятие «условие» может быть определено как обстоятельство, среда, обстановка, в которых существуют предметы, события, явления и которые обеспечивают последним их дальнейшее развитие и существование.
Педагогическое осмысление понятия «условие» отражено в работах Ю.К. Бабанского, Н.Ю. Посталюк, П.И. Гіидкасистого и др. Ю.К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся — успешно трудиться» |9, с.125|.
По определению В.И. Андреева [10], педагогические условия - это обстоятельства процесса обучении и воспитания, являющиеся результатом
целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения дидактических целей.
Анализ педагогических интерпретаций данного понятия показывает, что трактовка педагогических условий определят совокупность мер, направленных на совершенствование тех или иных аспектов образовательного процесса
В рамках настоящего исследования под педагоги’ ческими условиями формирования профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы будем понимать совокупность мер. направленных на повышение качества подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, обеспечение конкурентоспособности и мобильности на рынке труда.
Конструирование педагогических условий обуславливает учет внешних факюров (объективных обстоятельств), определяющих цель, содержание дисциплины и требования к уровню освоения программы. Для анализа педагогических условий выделяют следующие факторы, определяющие в комплексе формирование продуктов дидактическою процесса:
— учебный материал;
— организационно-педагогическое влияние;
— обучаемость студентов;
— учебное время.
Из перечисленных факторов непосредственному конструированию поддаются два: учебный материал и организационно-педагогическое влияние, включающее методы обучения, организационные формы, средства обучения, практическое использование приобретаемых знаний и умений.
При проектировании математической подготовки экономиста мы исходили из следующих концептуальных положений:
— цель и содержание математического образования будущего специалиста определяется целью, характером и содержанием его профессиональной деятельности;
— интегративный потенциал математики позволяет использовать математическое моделирование как средство профессионально личностного развития студента через интегрирование професси-оиальной и общеобразовательной подготовки;
— содержание и структура математической подготовки студента должны способствовать формированию знаний, умений, навыков, личностных качеств, составляющих основу и проявление образовательных компетенций, в том числе ключевых и обще предметных, определяющих, в свою очередь, сформирован-ность профессиональной компетентности.
Исходя из приведенных характеристик, можно выделить следующие условия формирования профессиональной компетентности будущего экономиста при обучении математике:
— интегрирование содержания математической и профессиональной подготовки средствам и математического моделирования экономических процессов;
— создание личностно-ориентированной среды обучения в контексте представления содержания математического образования в логике будущей профессиональной деятельности, с использованием концепции контекстного обучения;
— повышение мотивации студентов, в том числе через использование форм и приемов активного обучения.
Таким образом, рассматривая в качестве результата профессионального образования готовность
МЕТОДИКА nPFf.OAASAHUS ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСПМК N-* »9) 2010
Типы формализованных моделей курса математики экономического вуза
iNf Раздел курса «Математика» Математические модели Экономические процессы
1 Элементы аналитической геометрии Ве:<тор;уравнение линии; уравнение поверхности Представление экономических величин в векторной форме; определение рыночного равновесия в модели спроса к предложения
2 Линейная алгебра Матрица;уршііенке; система линейных уравнений Функционирование экономического объекта в рамках соответствия затрат выпуску
3 Введение а исследование операций Система линейных неравенств; платежная матрица; граф; сетевой график Максимизация прибыли, минимизация издержек при заданных ограничениях; сетевое планирование
Л Математический анализ Числовая последовательность: функция; предел функции; производная функции; хооффи циент эластич і с ости функции; интеграл; дифференциальное уравнение 11спрерывное начисление процентов; расчет предельных величин, коэффициентов эластичности: определение объема выпуска продукции; дисконтирование денежных потоков
5 Элементы теории вероятностей и математической статистики Вероятность случайного события: функция распределении случайной величины; закон распределения случайной величины Расчсг надежности ценных бумаг; определение качества продукции, суммы страхового взноса
выпускников быть компетентными п будущей профессиональной деятельности, и роля результата математической подготовки экономиста следует выделять но просто совокупность предметных знаний, умений и навыков выпускников, а возможность их деятельностного применения в будущей профессиональной сфере, что, в свою очередь, обеспечивается использованием метода математического моделирования реальных экономических процессов.
Ввиду тош, что существует несколько вариантов включения математического моделирования в учебный процесс, представляется целесообразным введение элементов моделирования в курс математики в качестве одной из ее содержательно-методических линий, в ходе реализации которой студенты должны получить представление о сущности формализации, научиться строить и исследовать простейшие, характерные для будущей профессиональной деятельности модели.
Учитывая требования ГО С ВПО экономических специальностей, нами был проведен анализ содержания учебной дисциплины «Математика», что позволило выделить типы и примеры формализованных моделей, построение и исследование которых возможно в рамках учебного курса (табл. 1).
Содержание таблицы показывает, что практически каждый раздел курса «Математика» предполагает обращение к различным формализованным моделям, их построению, исследованию, что оказывает ощутимую помощь при анализе моделируемых с их помощью экономических процессов и принятии качественных решении в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, включение содержательно-методической линии моделирования в курс математики обеспечивает целенаправленную реализацию интегративной функции учебной дисциплины, создание личностно-ориентированной среды обучения, повышение мотивации с тудентов, что, в свою очередь, способствует трансформации знаний, умений и навыков, приобретаемых на занятиях по математике в профессионально востребованные теоретические, практические и личностные качества будущего специалиста, сос тавляющие содержание
компонентов профессинальной компетентности экономиста.
Библиографический список
1. Сластёнин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст| / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова - М.: Магистр, 1097. - 221 с.
Юлина, О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий (Текст): дис.... канд. под. наук: 13.00.08/ О.В. Юдина. - Самара, 2002. — 208 с.
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты (Электронный ресурс]/А.В. Хуторской. - Режим
4.11овиков. А. М. 11рофессжшалыюе образование и России перспективы развития |Текст] / А .М. Новиков. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - 251 с.
6. Хугорской, А В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. (Электронный ресурс) /
A. В. Хуторской / / Икгернег-журнал «Эйдос». 2005. — 12декабря.
6. Нанеденина, Е. Ю. Формирование профессионально-прикладкой математической подготовленности будущих экономистов и вузе [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Ю. Нанеденина. - М., 2008. - 24 с.
7. Философский энциклопедический словарь (Текст] / Под ред. Л. Ф. Ильичева. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 836 с.
8. Ожегов. С. И. Толковый словарь русского языка |Тексг| / С. И. Ожегов, II. Ю. Шведова. - 4-изд. - М. : ООО кИТИ технологии». — 2005. — 944 с.
9. Бабанский. Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс (Текст] / Ю. К Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - С. 125.
10- Андреев. В.И. Эвристическое программирование учебно исследовательской деятельности (Текст]: метод, пособие /
B.И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
БУРМИСТРОВА Наталия Александровна, кандидат педагогических паук, доцент кафедры высшей математики, заместитель директора по учебной работе. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2010 г.
© Н. А. Бурмистрова