Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурная личность / интеграционные процессы / интернациональное образовательное пространство / multicultural personality / integration processes / international educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистоградова Ольга Александровна

В статье освещается влияние современных мировых интеграционных процессов на систему образования, обсуждаются их сильные и слабые стороны. К наиболее сильным аспектам относятся появление мирового рынка образовательных услуг, интернационализация, информатизация и цифровизация образования, стандартизация образовательных и культурных систем, развитие международного образовательного сотрудничества и т.д. Слабыми сторонами являются деиндустриализация экономики, разрыв между развитыми и развивающимися странами, различные проблемы, связанные с дискриминацией, интолерантностью, деградацией окружающей среды, возникновением и распространением глобальных проблем. Актуализируется проблема формирования современной личности в поликультурных условиях нового мира. В статье уточнены понятия «поликультурная личность» и «интернациональное образовательное пространство». Описан и представлен практический материал, подтверждающий необходимость обсуждения данного феномена в образовательном дискурсе, а также подчеркивающий важность изменения ориентации образования на более глобальную перспективу. Представлены результаты работы со студентами в формате панельных дискуссий по теме глобальных проблем современного поликультурного общества, таких как интолерантность, дискриминация, ксенофобия, экстремизм, насилие и др. Сформулированы выводы о необходимости поликультурного воспитания молодежи в условиях современного космополитичного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистоградова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the impact of modern world integration processes on the education system; discusses their strengths and weaknesses. The strongest aspects include the emergence of the world market of educational services, internationalization, informatization and digitalization of education, standardization of educational and cultural systems, development of international educational cooperation, etc.; weaknesses are discussed: the deindustrialization of the economy, the gap between developed and developing countries, various problems related to discrimination, intolerance, the emergence and spread of global issues. The problem of the formation of a modern personality in the multicultural conditions of the new world is actualized. Practical material is described and presented, confirming the need to discuss the concept of “multicultural personality” in educational discourse, as well as emphasizing the importance of changing the orientation of education to a more global perspective. The results of panel discussions with students on the global issues of modern multicultural society, such as intolerance, discrimination, xenophobia, extremism, etc. are presented. Conclusions are formulated about the need for multicultural education of young people in the conditions of the modern cosmopolitan world.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 1. - С. 17.

5. Пылаева, C.B. Применение технологии ЗБ-печати в учебном процессе / C.B. Пылаева. Е.В. Чубаркова // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. - «Рос. гос. проф.-пед. унт». Екатеринбург. - 2019. - С. 344.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1913-р «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/acts/files/1202107160042.pdf (дата обращения: 14.09.2022)

7. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 2. - С. 4.

8. Чайкина, Ж.В. Трехмерное моделирование в SKETCHUP студентами педагогического вуза / Ж.В. Чайкина, С.А. Балунова//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 71-3. - С. 109.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье освещается влияние современных мировых интеграционных процессов на систему образования, обсуждаются их сильные и слабые стороны. К наиболее сильным аспектам относятся появление мирового рынка образовательных услуг, интернационализация, информатизация и цифровизация образования, стандартизация образовательных и культурных систем, развитие международного образовательного сотрудничества и т.д. Слабыми сторонами являются деиндустриализация экономики, разрыв между развитыми и развивающимися странами, различные проблемы, связанные с дискриминацией, интолерантностью, деградацией окружающей среды, возникновением и распространением глобальных проблем. Актуализируется проблема формирования современной личности в поликультурных условиях нового мира. В статье уточнены понятия «поликультурная личность» и «интернациональное образовательное пространство». Описан и представлен практический материал, подтверждающий необходимость обсуждения данного феномена в образовательном дискурсе, а также подчеркивающий важность изменения ориентации образования на более глобальную перспективу. Представлены результаты работы со студентами в формате панельных дискуссий по теме глобальных проблем современного поликультурного общества, таких как интолерантность, дискриминация, ксенофобия, экстремизм, насилие и др. Сформулированы выводы о необходимости поликультурного воспитания молодежи в условиях современного космополитичного мира.

Ключевые слова: поликультурная личность, интеграционные процессы, интернациональное образовательное пространство.

Annotation. The article highlights the impact of modern world integration processes on the education system; discusses their strengths and weaknesses. The strongest aspects include the emergence of the world market of educational services, internationalization, informatization and digitalization of education, standardization of educational and cultural systems, development of international educational cooperation, etc.; weaknesses are discussed: the deindustrialization of the economy, the gap between developed and developing countries, various problems related to discrimination, intolerance, the emergence and spread of global issues. The problem of the formation of a modern personality in the multicultural conditions of the new world is actualized. Practical material is described and presented, confirming the need to discuss the concept of "multicultural personality" in educational discourse, as well as emphasizing the importance of changing the orientation of education to a more global perspective. The results of panel discussions with students on the global issues of modern multicultural society, such as intolerance, discrimination, xenophobia, extremism, etc. are presented. Conclusions are formulated about the need for multicultural education of young people in the conditions of the modern cosmopolitan world.

Key words: multicultural personality, integration processes, international educational space.

Введение. Под влиянием глобализации человечество интегрируется в единое целое - образуется новое поликультурное мировое общество, которому нужен человек, обладающий планетарным сознанием, гибкостью, знаниями, грамотно ориентирующийся в социокультурном многонациональном пространстве, способный легко адаптироваться к происходящим изменениям, обладающий развитым чувством эмпатии и толерантности. В современном обществе акцент смещается с "человека, который знает" на "человека, который подготовлен к жизни" [1, С. 52]. Поэтому вопрос о формировании личности «нового формата» является дискуссионным и представляет научный интерес для исследователей теории образования и практикующих педагогов.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения уровня осведомленности студентов о глобальных проблемах современного мира, с целью развития у них поликультурной компетености. Стихийные геополитические и социальные изменения требуют развития нового типа - "поликультурной личности", способной взаимодействовать с окружающими в условиях многокультурности и полиэтничности.

Изложение основного материала статьи. Анализируя современные интеграционные процессы в образовании, такие как интернационализация, гуманизация, цифровизация, диверсификация и др., мнения ученых разделяются насчет их влияния на воспитание новых поколений и трансформацию системы образования в целом. Чаще всего они расцениваются как неизбежное явление, имеющее позитивную направленность и перспективы. К положительным аспектам относятся:

• возникновение мирового рынка образовательных услуг, основным показателем развития которого является количество иностранных студентов в каждой стране;

• информатизация и цифровизация образования "формируют новый тип культуры современного общества - цифровую культуру, требующую модернизации и системы профессионального образования" [5, С. 22];

• стандартизация образовательных и культурных систем в связи с увеличением миграционных потоков и появлением нового поликультурного общества;

• развитие международного образовательного сотрудничества и т.д.

Несмотря на ряд положительных сторон интеграционных процессов в образовании, ученые выделяют негативные аспекты, к примеру, ряд ученых полагают, что интернационализация и универсализация ведут к разрушению национальной

культуры, искусства, языка и обычаев, а также способствует господству массовой культуры, стандартизации умов, потребительскому отношению к окружающей среде, разрушение национальных производств, что влечет за собой социальные, экономические, экологические последствия. Среди негативных характеристик чаще всего выделяются следующие:

• унификация и универсализация образования могут препятствовать индивидуальному и творческому подходу в обучении;

• возникновение проблем, связанных с нетерпимостью и дискриминацией; развитие международной академической мобильности наряду с увеличением миграционных потоков приводят к столкновению интересов и мировоззрений, что, в свою очередь, провоцирует конфликты;

• несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг;

• быстрое устаревание транслируемого знания и др.

Интернационализация является одним из ведущих процессов в высшем профессиональном образовании и создание интернационального образовательного пространства считается важным фактором развития личности глобального мира, обладающей набором характеристик, навыков и компетенций для мирного существования и развития в многонациональном обществе. Важно отметить, что интернациональное образовательное пространство является одним из наиболее важных составляющих поликультурного воспитания. В.Н. Гуров [3] определяет его как часть университетской образовательной среды, представляющей собой совокупность определенных условий, непосредственно влияющих на развитие поликультурной личности, готовой к эффективной межкультурной коммуникации, способной сохранять свою этническую идентичность и вести себя толерантно по отношению к представителям разных культур, уважать иной образ жизни, традиции, обычаи и уклад, направленных на мирное сосуществование с людьми, представляющими разные национальности.

Более того, основываясь на научных исследованиях Д.С. Батарчука, поликультурное образовательное пространство определяется как естественное эффективное условие для развития поликультурной личности. Исследователь выдвигает следующее определение поликультурной личности: «творческая, гуманистическая, двуязычная, этнотолерантная личность, обладающая уже сформированными культурными и образовательными ценностями, культурной компетентностью, самоидентификацией, навыками межкультурного общения в рамках культурной плюралистической среды, адаптирующаяся к различным культурным ценностям, способная создавать материальные ценности и духовное богатство» [2, С. 153]. По мнению Р.Н. Шалумовой, интернациональное пространство «гарантирует диалог культур, интеграцию знаний в целостный взгляд на мир, культурную обратную связь, саморегуляцию и личностное развитие» [9, С. 95].

В рамках данной статьи вопросы формирования поликультурной личности представляют наибольшую значимость и исследовательский интерес. Прежде всего это связано с многонациональным российским обществом, наряду с развитием мирового рынка образовательных услуг, увеличением числа иностранных студентов, разработкой новых международных образовательных программ и возникновением единого мирового образовательного пространства. В этих условиях особое место занимают вопросы поликультурного воспитания, которое является гарантом гуманистического стиля общения и взаимовыгодного сотрудничества, а также исключает возможность конфликтов на почве нетерпимости и дискриминации по культурным и этническим различным признакам [7]. Современное образование стремится к плюрализму и вариативности, стирая границы между народами, странами, культурами.

Адаптируясь к новым изменениям и придерживаясь стратегии развития и распространения культуры мира, современное образование призвано обеспечить формирование качеств личности, способных к успешной социализации в условиях поликультурности, быстрой адаптации к происходящим изменениям, обладающей эмпатией и межкультурной толерантностью. Основными целями образования являются формирование и воспитание поликультурной личности, "воспринимающей себя как субъект полилога культур, имеющей активную жизненную позицию, обладающей развитым чувством толерантности, эмоциональной стабильностью, способной к продуктивной профессиональной деятельности в культурно разнообразном обществе" [8, С. 8]. Эти задачи отражены в Декларации и программе действий в области культуры мира [4]:

• активизировать национальные усилия и международное сотрудничество для достижения целей образования в интересах развития человеческого потенциала и социально-экономического развития;

• обеспечить воспитание и образованность детей, которые основаны на формировании культуры мира, ценностей, мировоззрения, типов поведения и образа жизни, чтобы они могли разрешать любые споры мирным путем, с уважением человеческого достоинства и терпимости;

• вовлекать детей в деятельность, способствующую формированию и развитию идеалов культуры мира;

• обеспечить равный доступ к образованию, избегая этнической, тендерной, религиозной и других видов дискриминации; поощрять пересмотр и совершенствование учебных программ и учебных материалов с учетом положений об образовании в интересах мира и прав человека;

• поощрять и поддерживать усилия, способствующие формированию культуры мира в области образования, и готовить новые кадры, компетентные в вопросах терпимости и формирования консенсуса;

• усилить деятельность, направленную на подготовку кадров и просвещение в областях предотвращения конфликтов и мирного урегулирования, а также постконфликтного миростроительства.

В целом, современное общество на нынешнем этапе своего развития требует внедрения инновационных идей и нестандартного мышления в сферу образования с целью формирования более ответственного отношения к миру для безотлагательного решения различных насущных вопросов. По этой причине сосредоточение внимания на студентах как на целевой аудитории и проведение встреч с их участием, являются основными источниками решения этих острых тем путем создания нового типа личности в новой образовательной среде.

Автором представлены результаты работы по формированию поликультурной компетентности студентов, повышению уровня их осведомленности о мировых изменениях и проблемах. В 2022 году были организованы межвузовские онлайн мероприятия в формате круглых столов, панельных дискуссий, форсайт сессий, посвященные глобальным проблемам современного поликультурного мира (дискриминации, ксенофобии, экстремизму, национализму, насилию и др.), в которых приняли участие более 30 студентов старших курсов бакалавриата НГЛУ им. Н.А. Добролюбова и НГПУ им. К. Минина, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Результаты проведенных сессий служат практическим материалом, позволяющим прийти к ряду определенных выводов.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что важно подчеркнуть необходимость изменения направления образования в сторону более глобальной перспективы. Студенты и преподаватели приняли участие в мероприятих с целью не только ознакомить всех участников с глобальными проблемами в рамках мирового сообщества, но и раскрыть весь спектр точек зрения, связанных с этими проблемами, сопоставив сомнительные и спорные вопросы, определяя возможные пути их решения.

Проведенные панельные дискуссии по актуальным проблемам современности оказались наглядной иллюстрацией того факта, что доля студентов, изначально скептически относившихся к обсуждению проблем дискриминации по национальному признаку, насилия, экстремизма, ксенофобии, ненависти резко снизилась. В результате итоговой сессии около 85% студентов считали эти проблемы наиболее уязвимыми и ощутимыми в условиях поликультурного общества, требующими немедленного решения. Более того, экспериментальное исследование привлекло внимание к необходимости повышения осведомленности о вышеупомянутых темах среди молодого поколения. Участники активно обсуждали возможные решения, делая акцент на развитии поликультурного образовательного пространства как инструмента превращения негативных аспектов интеграционных процессов в позитивные. Около 10% участников разделяли опасения большинства, хотя и признались, что им было бы слишком трудно заставить себя адаптироваться к новому образу жизни, взаимодействовать с представителями разных национальностей, изучать особенности культур и поведения. Лишь несколько студентов проявили свое безразличие к рассматриваемым вопросам.

Глобальные проблемы современности, системные вызовы, изменения всех сфер человеческой деятельности часто ставят перед людьми на первый взгляд непреодолимые задачи. По мнению разных исследователей, напрашивается предположение, что наше общество на нынешнем этапе своего развития требует вовлеченности каждого человека и ответственного отношения от каждого в целях мировой безопасности и гармоничного развития. Обсуждение со студентами актуальных вопросов, связанных с текущим состоянием мирового общества, сосредоточение внимания на темах, касающихся социальной, культурной и других сфер жизни, а также на вопросах будущего человечества, способствуют формированию нового типа обучающегося - социально ответственного, способного жить в мире и согласии с окружающими, испытывать эмпатию и толерантность, обладающего поликультурной компетентностью, являясь таким образом достойным представителем современного многонационального общества.

Литература:

1. Акулич, М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С. 50-57

2. Батарчук, Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды / Д.С. Батарчук // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 344. -С. 153-159. - EDN NEGSCP

3. Губогло, М.Н. Толерантность представлений и представления о толерантности / М.Н. Губогло // Этнопанорама. -2002.-№3-4.-С. 58-71

4. Декларация и программа действий в области культуры мира // ВНЕшкольник. - 2010. - № 4(139). - С. 8-14

5. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2(31).-С. 15.

6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сборник научно-методических статей. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Московский психолого-социальный университет, 2003. - 368 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2011. -48 с.

8. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина [и др.]; Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова, Башкирский институт развития образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - Москва : Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.

9. Шалумова, Р.Н. Сущность поликультурной личности в научно-педагогической теории и практике / Р.Н. Шалумова, Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. -№ 1(213).-С. 93-100

Педагогика

УДК 623.5

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гущин Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Ростов-на-Дону)

ОГНЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье рассмотрен комплексный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Предложенный подход позволяет достичь максимальной эффективности в формировании необходимых навыков и умений в огневой, тактико-специальной, физической и психологической подготовке, а также сформировать необходимый уровень стрессоустойчивости для выполнения служебных задач в экстремальных условиях. Рассматриваемый подход позволит сформировать и развить необходимые качества лидера, укрепить командный дух для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: комплексная подготовка, огнестрельное оружие, физическая подготовка, полицейский, стрельба, тактико-специальная подготовка.

Annotation. The article considers an integrated approach to the training of police officers in the direction of professional training. The proposed approach allows to achieve maximum efficiency in the formation of the necessary skills and abilities in fire, tactical-special, physical and psychological training, as well as to form stress resistance to perform official tasks in extreme conditions. The considered approach will allow to form and develop the much-needed qualities of a leader, to strengthen the team spirit to achieve the goal.

Key words: comprehensive training, firearms, physical training, police officer, shooting, tactical and special training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.