Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистоградова Ольга Александровна

В статье актуализируются проблемы современного общества и образования в условиях глобализации, выделяются сильные и слабые стороны. Освещаются текущие цели и задачи воспитательно-педагогического процесса, среди которых акцент сделан на формирование поликультурной личности. Автором проанализирована психолого-педагогическая литература по определению влияния личности педагога и его духовно-нравственных ценностей на формирование личности воспитанника. Выделяются понятия «поликультурная личность», «личность педагога», «толерантность». Проведена диагностика уровня сформированности толерантности у молодых педагогов на основе экспресс-опросника Г. У. Солдатовой. Представлены результаты, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TEACHER’S PERSONAL QUALITIES ON THE FORMATION OF THE MULTICULTURAL PERSONALITY OF A STUDENT

The article actualizes the problems of modern society and education in the context of globalization, it highlights the strengths and weaknesses. The current goals and problems of the educational and pedagogical process are highlighted, among which the emphasis is on the formation of a multicultural personality. The author analyzes the psychological and pedagogical literature to determine the influence of the personality of a teacher and his moral values on the formation of the personality of a pupil. The concepts of «multicultural personality», «teacher’s personality», «tolerance» are highlighted. The diagnostics of the level of tolerance formation among young teachers was carried out on the basis of G. U. Soldatova’s questionnaire. The results are presented, conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

УДК 378

О. А. Чистоградова

(Нижний Новгород)

влияние личностных качеств педагога

НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛьТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

обучающегося

THE INFLUENCE OF TEACHER'S PERSONAL QUALITIES ON THE FORMATION OF THE MULTICULTURAL PERSONALITY OF A STUDENT

В статье актуализируются проблемы современного общества и образования в условиях глобализации, выделяются сильные и слабые стороны. Освещаются текущие цели и задачи воспитательно-педагогического процесса, среди которых акцент сделан на формирование поликультурной личности. Автором проанализирована психолого-педагогическая литература по определению влияния личности педагога и его духовно-нравственных ценностей на формирование личности воспитанника. Выделяются понятия «поликультурная личность», «личность педагога», «толерантность». Проведена диагностика уровня сформированности толерантности у молодых педагогов на основе экспресс-опросника Г. У. Солдатовой. Представлены результаты, сделаны выводы.

Ключевые слова: поликультурная личность, учебно-воспитательный процесс, духовно-нравственные ценности, общество, глобализация.

The article actualizes the problems of modern society and education in the context of globalization, it highlights the strengths and weaknesses. The current goals and problems of the educational and pedagogical process are highlighted, among which the emphasis is on the formation of a multicultural personality. The author analyzes the psychological and pedagogical literature to determine the influence of the personality of a teacher and his moral values on the formation of the personality of a pupil. The concepts of «multicultural personality», «teacher's personality», «tolerance» are highlighted. The diagnostics of the level of tolerance formation among young teachers was carried out on the basis of G. U. Soldatova's questionnaire. The results are presented, conclusions are drawn. Key words: multicultural personality, educational process, moral values, society, globalization.

Современное общество характеризуется динамичным развитием науки и техники, становлением информационного пространства, появлением международного образовательного рынка, увеличением миграционных потоков и укреплением единого поликультурного мирового пространства. В связи с этим возникает ряд положительных и отрицательных тенденций. С одной стороны, стираются границы между странами, этносами и культурами, что способствует развитию международного сотрудничества, обмену научными, культурными и техноло-

гическими достижениями, формированию человека нового времени, способного легко адаптироваться к происходящим изменениям, обладающего эмпатией и толерантностью. С другой стороны, многие современные процессы, такие как глобализация и интернационализация, провоцируют появление глобальных проблем, способствуют нарастанию социального напряжения, которое, в свою очередь, приводит к крупномасштабным конфликтам, препятствующим объединению мира. Как отмечает А. А. Бай-ков, эффекты, вызванные глобализацией,

затрудняют поиск современной конфигурации мирового порядка, крайне усложняя международно-политическую среду [2].

В данных условиях перед обществом стоит острая необходимость сохранения целостности и многообразия современного мира, в котором уважают и защищают права и свободы каждого человека, подробно прописанные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [4], и др. документах. Особое значение в них отводится понятиям свободы, равенства и толерантности. Для успешного мирового развития недостаточно научного и экономического прогресса, важную роль играет каждый отдельно взятый человек с определенной свойственной ему системой ценностей, поведением, образом жизни и т.д. Из этого следует, что становление и воспитание поликультурной личности как основы современного общества можно считать гарантом успешного развития этого общества в современных условиях.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования поликультурная личность - это личность, «воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [11]. Отличительными характеристиками поликультурной личности являются уважение и этническая терпимость к представителям других национальностей, их образу жизни, вероисповеданию, культурным ценностям и др. Этническая диверсификация общества требует от индивида интеграции в поликультурное пространство, грамотной диалогичности, толерантности, уважения к культурной идентичности других. В условиях мирового интеграционного процесса поликультурная личность востребована для прогрессивного и гармоничного развития общества и является субъектом кросскультурного диалога, обладающим поликультурной компетент-

ностью, эмпатией и умением бесконфликтно решать поставленные задачи. Как определяет Д. С. Батарчук, поликультурная личность - «творческий, гуманистический, би-лингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразователь-ными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [3, с. 10].

Безусловно, социокультурные условия и этническое пространство способствуют естественному развитию поликультурной личности. В этнически диверсифицированном обществе люди осознают, что многообразие культур обогащает существование и развитие человека, предоставляет широкие возможности выбора образа жизни, вероисповедания, системы ценностей. Но важно отметить, что целенаправленное влияние образовательных и государственных институтов вносит вклад в становление и совершенствование системы ценностей человека. В настоящее время многие государства на законодательном уровне пытаются реализовать задачи по формированию и развитию поликультурной личности в рамках образовательных программ. В Российской Федерации это отражено в «Законе об образовании» от 29 декабря 2012 года [7]. Среди основных принципов можно выделить обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения и др.

Придерживаясь этих принципов в процессе образования и воспитания, а также учитывая влияние социокультурных факторов на формирование личности, приоритетной задачей педагога становится создание определенных педагогических условий для решения задач и достижения целей, одной из которых является формирование поликультурной личности. Гармоничному

формированию и всестороннему развитию личности способствуют современные подходы в образовании, такие как личностно ориентированный, ценностно ориентированный и др. В их основе заложено развитие качеств, характерных для поликультурной личности, а именно чувство эмпатии и толерантности, эмоциональная устойчивость, бесконфликтность, умение жить в мире с окружающими. Однако организация учебно-воспитательного процесса, выбор подходов и методов, создание комфортных педагогических условий и микроклимата остаются за педагогом. В данных обстоятельствах интерес вызывает не столько профессиональная подготовка педагогических кадров, сколько личность и индивидуально-психологические особенности педагога, как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса.

Вопрос о влиянии личностных качеств педагога на результат образовательного процесса и на формирование личности обучающегося является дискурсивным и всегда представлял научный интерес для отечественных и зарубежных ученых. К. Д. Ушинский высоко оценивал роль личности педагога: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [9, с. 63-64]. Ученый подчеркивает, что основная роль в формировании характера и нравственности обучающихся принадлежит личности учителя; в каждом наставнике важно не только умение преподавать, но характер, нравственность и убеждения. По его мнению, личность педагога определяет направление, течение и результат образовательного процесса, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [10, с. 169].

Идеи К. Д. Ушинского разделял великий гуманист XX века В. А. Сухомлинский,

утверждая, что сущность мастерства педагога заключается в умении влиять на сознание и чувства обучающихся, глубоко проникать в духовных мир каждого, используя наиболее эффективные педагогические методы и приёмы. Ученый отмечает, что настоящий учитель должен верить в человека и в своем воспитаннике видеть человека будущего, он убежден, что творческая мысль и творческий труд являются могущественными способами формирования личности [8]. Особое значение В. А. Сухомлинский придавал саморазвитию и непрерывному совершенствованию каждого педагога: «Чтобы учить жить, нужно иметь в себе то, что ты хочешь видеть у того, кого ты обучаешь. Моральная чистота, моральная целостность воспитателя - это самое главное и, в сущности, единственная предпосылка успеха в той самой тонкой сфере человеческого творчества, которая называется воспитанием» [8, с. 199]. Из этого следует, что в полной мере невозможно сформировать и воспитать те качества личности у обучающихся, которыми в определенном объеме не обладает сам педагог.

Выдающийся немецкий ученый А. Дис-тервег в своем труде «Руководство к образованию немецких учителей» [5] отводит особую роль личности педагога, его морально-нравственным качествам в процессе образования и воспитания. Успех, по его мнению, определяется примером учителя, его личностными качествами, стремлением к самовоспитанию и самосовершенствованию: «Как твердая, сильная воля делает солдата героем, ученого - исследователем, ...так и сила воли делает учителя человеком, пробуждающим жизнь, формирующим человеческий дух» [6, с. 326]. Уделяя большое внимание вопросам нравственного воспитания, А. Дистервег утверждал, что нравственные качества не даны ребенку с рождения, а формируются в процессе образования и воспитания. Именно педагог может помочь в определении системы ценностей, моральных установок, культурного самоопределения воспитанника, а также стимулировать процесс их становления и развития. Поэтому одним из важных требо-

ваний к педагогу А. Дистервег считал непрерывное саморазвитие, так как «невозможно дать другому того, чего не имеешь сам, и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным» [6, с. 44].

Сторонник гуманно-личностного подхода в педагогике Ш. А. Амонашвили [1] в своих трудах доказывает, что формирование личности реализуется успешно, если педагог воплощает в себе высшие общечеловеческие качества, такие как справедливость, доброта, терпение, мужество, оптимизм, интеллигентность, духовность, мудрость и др. Он отмечает необходимость постоянного саморазвития и совершенствования учителя в соответствии с социальными требованиями, а также с изменениями, происходящими в обществе и в мире в целом, так как педагог является «человеком будущего» и несет ответственность за воспитание новых поколений, формирование личностей нового времени.

Следовательно, для формирования поликультурной личности в современных условиях педагог должен обладать набором определенных качеств, свойственных этой личности, а именно: развитым чувством эм-патии и толерантности, отзывчивостью, доброжелательностью, бесконфликтностью, умением жить в мире с окружающими и др. Недостаточно транслировать гуманистические установки, педагогу необходимо ими владеть в полной мере и на их основе, как на фундаменте, выстраивать воспитательно-педагогический процесс с целью формирования личности нового формата.

Автором было проведено исследование среди преподавателей одной из частных школ Н.Новгорода по выявлению уровня сформированности одного из основных качеств поликультурной личности - толерантности. В исследовании приняли участие 30 преподавателей в возрасте от 20 (студенты старших курсов педагогического университета) до 35 лет. В качестве методического средства в исследовании был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [12], ма-

териал которого составляют утверждения, отражающие общее отношение человека к миру и другим людям, а также социальные установки в различных сферах взаимодействия. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что у 76% респондентов выявлен средний уровень толерантности, что свидетельствует о сочетании как толерантных, так и интолерантных черт, а также о вариативности их поведения в зависимости от ситуации и условий. 16% участников обладают выраженными чертами толерантной личности, способной жить в мире с окружающими. Оставшиеся 7%, а именно 2 человека, могут проявлять инто-лерантное поведение. Из этого следует, что большая часть молодых педагогов не в полной мере обладают толерантными чертами личности и вопрос об успешном формировании этих характеристик у воспитанников остается под вопросом и требует дальнейшего изучения.

В период алармизма общество крайне нуждается в людях с высокими моральными принципами, умением жить в мире и согласии с окружающими, развитым чувством эмпатии и толерантности. В соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы ценность личности выходит на первый план. Новые поколения должны быть воспитаны в условиях гуманных взаимоотношений, в атмосфере бесконфликтности и ненасилия, это является не просто залогом развития, но безопасности и выживания общества. Создание этих условий определяется позицией педагога, а также его духовно-нравственными ценностями и личностными ориентирами. Влияние личности педагога на формирование личности воспитанника всегда вызывало научный интерес и многими учёными по праву считается основополагающим. В современном динамично меняющемся мире происходит трансформация духовно-нравственных ценностей и социальных установок, общество заинтересовано в формировании и воспитании поликультурной личности, и именно эта задача стоит перед педагогом. Сложность этого процесса заключается в том, что педагог в полной мере должен обладать

всеми качествами этой личности для того, чтобы результат был успешным. Как нам удалось выяснить в ходе исследования, у большинства педагогов эти качества сфор-

мированы и развиты не полностью. Поэтому встает вопрос о подготовке новых педагогических кадров и о методах воспитания в современной социокультурной среде.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998.

- 74 с.

2. БайковА.А. Большие тренды мирового развития: экспертный взгляд через двадцатилетие // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — №5. — С. 110-116.

3. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник ТГПУ - 2010.

- № 12. -С. 10-16.

4. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ ru/documents/ded_conv/dedarations/dedhr.shtml (дата обращения 10.08.2021)

5. ДистервегА. Руководство к образованию немецких учителей // Народное образование.

- 2001. - № 1. - С. 247-257.

6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / сост. В.А. Ротенберг. - М., 1956. -374 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.- М., 2018.

8. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти т. / [редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др.; вступ. статья А. Дзеверина]. - Киев: Рад. школа, 1979-1980.

9. УшинскийК. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]. - М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

10. Ушинский. К.Д. О пользе педагогической литературы [указ. выше издание]. Т. 1. - С. 160176.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

12. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» // Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - С. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.