научно-методический электронный журнал
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 07. - ART 13563. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13563
УДК 378.147
Русинова Маргарита Маратовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог margaritarusinova@yandex.ru
Аннотация. В современной России одной из приоритетных задач государственного масштаба является формирование у молодежи толерантности и умения жить в поликультурной среде. В статье анализируется проблема толерантности в поликультурной среде и даются рекомендации будущим педагогам, необходимые в их будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: поликультурная среда, толерантность, образовательный процесс, программы, тренинг.
Для России эпохи радикальных социальных преобразований характерно возрастание межэтнической напряженности, усугубляющейся объективной полиэтничностью Российской Федерации с ее многочисленными субъектами, которые объединяют более ста двадцати различных этносов.
В качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп выступает толерантность, зафиксированная в «Декларации принципов толерантности» в ноябре 1995 года 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы во многом стали причиной нетерпимости к представителям других национальностей, вероисповедания, привели к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции у молодежи, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре, с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями. В данном контексте именно молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей и практиков.
Перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов, направленных на формирование толерантности, как мировоззренческого качества личности молодого человека, повышения культуры межнационального общения в мультикультурном регионе, создания поликультурного образовательного пространства.
В рамках поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур, и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культурносообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации [1, а 58].
Важную роль в становлении этнотолерантности, отразили в своих трудах А. Г. Асмолов, Л. П. Ильченко, Н. М. Лебедева, Ю. П. Политова, Е. И. Шлягина, Дж. Бери, М. Плизента.
Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов
http://e-koncept.ru/2013/13563.htm
научно-методический электронный журнал
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 07. - ART 13563. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13563
УДК 378.147
Формирование этнотолерантности способствует приобщению молодежи к родной культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; формированию готовности и умению жить в мультикультурной среде.
Этот процесс приобретает особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни российского населения. Острота проявления отношений социальной напряженности усугубляется объективным расслоением общества, являющегося следствием рыночных реформ и демократических преобразований, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей у молодежи, трудностями их освоения, возрастными психологическими особенностями. Именно поэтому воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит образованию, поскольку оно представляет собой интегральную сферу социализации и его основной целью является развитие личности обучающихся, а ведь только развитая личность, человек высокой общей культуры по-настоящему способен к этнотолерантному мышлению и поведению. Приобщение обучаемых к нравственно-этическому потенциалу народа, родной культуры, передача им этнокультурных ценностей и традиций, должно стать одним из ведущих принципов обучения и образования, который при этом не нарушал бы принципа мультикультурности образования. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, не только способно, но и призвано эффективно работать в этом направлении.
З. Р. Вагабова отмечает, что «в настоящее время этническая толерантность вызвана к жизни необходимостью согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, различные (порой альтернативные), преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского видения мира, этнические стереотипы, поскольку приходится решать немало общих проблем» [2, с. 173].
Необходимость формирования этнотолерантности диктуется, с одной стороны, условиями среды образования, потому, что молодой человек в силу объективных обстоятельств обучается в многонациональном коллективе. А с другой - условиями среды профессиональной деятельности, которые предполагают впоследствии работу в многонациональном коллективе, где как раз и проявится его готовность и способность не только терпеливо, но и уважительно относиться к ценностям другой культуры.
В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что «наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим».
Формированию толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза способствует реализация ряда педагогических условий при соответствующем научно-методическом сопровождении:, содержание отдельных учебных дисциплин, единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационнопсихологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель», волонтерская деятельность студентов, педагогическая практика, разработка и реализация студентами соответствующих программ, моделей и проектов.
Программы и модели поликультурного образования могут быть разработаны как для полиэтничных школ, где представители различных культур находятся в
http://e-koncept.ru/2013/13563.htm
научно-методический электронный журнал
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 07. - ART 13563. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13563
УДК 378.147
постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурно-гомогенных школ. Во втором случае не стоит задачи межкультурной интеграции коллектива, однако изучение позитивных аспектов «иных» культур, работа по уменьшению этноцентризма, обучение пониманию различий может быть полезна будущим педагогам и в этом случае.
В настоящее время в России активно развиваются технологии поликультурного образования, создаются специальные программы, имеющие под собой обоснованную теоретическую базу.
Многие исследователи выделяют в качестве одного из эффективных методов -метод интерактивного обучения - тренинг. Метафорично данную форму называют процессом интенсивной социализации, а в контексте этнической толерантности -инкультурации и аккультурации.
Основными целями программ межкультурного тренинга являются формирование и развитие у его участников способностей справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь им жить, учиться и работать в поликультурной среде, минимизировать конфликты, основанные на межкультурном непонимании. Подразумевается, что подобный тренинг направлен на изменения в установках учащихся, связанные с сензитивностью к культурным различиям и их принятием, а также на развитие этнокультурной компетентности.
Процесс развития этнокультурной компетентности и сензитивности в ходе эффективного межкультурного тренинга описан в модели освоения чужой культуры Милтона Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и другими культурами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами, т. е. способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция, т. е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности)
В своем широком поле применения межкультурный тренинг может помочь людям приспособиться к жизни в новом культурном окружении, научить их эффективно общаться с членами других групп в полиэтничной среде или просто ознакомить с особенностями представителей других культурных групп. Для решения этих задач в тренинговых процедурах должны быть задействованы многие психологические процессы:
- снижение тревожности, в частности, относительно воспринимаемой и реальной угрозы;
- развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии;
- рост саморегуляции;
- осознание сходства между культурами;
- коррекция ложных атрибуций;
- снижение несоответствия между декларируемыми ценностями и реальным поведением;
- моделирование и усиление позитивного поведения.
Выполняя эти конкретные задачи, межкультурный тренинг направлен и на достижение более глобальных целей, так как способствует изменению социальной и культурной ситуации: ослаблению расизма, шовинизма и других форм существующих в обществе предубеждений и дискриминации; урегулированию конфликтов и пропаганде более гармоничных межэтнических отношений.
http://e-koncept.ru/2013/13563.htm
научно-методический электронный журнал
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 07. - ART 13563. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13563
УДК 378.147
В поликультурных странах особое внимание в последнее время уделяется развитию концепций мульткультурализма, постепенно внедряющих в массовое сознание представления о выгодах и преимуществах сосуществования на одних территориях представителей различных этносов и культур.
Во многих странах интенсивно разрабатываются концепции поликультурного образования. В их основу, в частности, лег тезис, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец»
Актуальность межкультурного образования осознана педагогической общественностью большинства полиэтнических государств и стала важным направлением их государственной политики. Определенный интерес в этом отношении вызывает опыт США.
В рамках мультикультурного образования США, в арсенале которого наиболее разработанные и апробированные технологии, исследователи выделяют в соответствии с задачами три основных вида программ:
- программы, ставящие своей задачей интеграцию учебного материала, содержащего информацию о расовых, этнических и культурных группах в содержание учебных программ;
- программы, в большей степени направленные на повышение успеваемости учащихся из числа представителей этнических меньшинств
- социально-ориентированные программы, направленные на развитие культурной и расовой толерантности.
Активизация профессиональной подготовки будущих педагогов, овладение определенными знаниями и навыками, необходимыми в их будущей профессиональной деятельности, формирование позитивных стереотипов поведения и мышления в поликультурном обществе, требуют учета следующих основных рекомендаций.
1. Развивать интерес к проблеме толерантности: воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты.
2. Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности: только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) возможно формирование толерантности.
3. Четко определить конечный результат воспитательных воздействий: для этого необходимо ставить цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.
4. Опираться на положительный опыты взаимодействия ребенка с миром: необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами, необходимо единство социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
5. Учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья).
6. Использовать потенциал культуры мира.
7. Демонстрация последствий толерантности.
8. Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13563.htm
научно-методический электронный журнал
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № О?. - ART 13563. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13S63
УДК 378.147
необходимым условием воспитательного процесса. При формировании толерантности этот условие приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
9. Выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность: воспитывая данное нравственное качество, социальный педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
10. Создание ситуации успеха.
11. Опираться на возможности и уровень социальной среды: воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
12. Использование в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.
13. Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся.
14. Использование демократического стиля педагогического руководства: организация диалога и сотрудничества в коллективе;
15. Организация активных форм и методов воспитания толерантности. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
16. Учет индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей учащихся.
Ссылки на источники
1. Кадырова Ф. М. ,Агафонова Н. А. Поликультурное образование. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - 182 с.
2. Вагабова З. Р. Ценностные аспекты этнической толерантности // Этнонациональные ценности в
условиях глобализации: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции
(г. Махачкала, 25-26 сентября 2008 г.) / Отв. ред. М. И. Билалов. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.
Rusinova Margarita,
candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and psychology of
personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrog
margaritarusinova@yandex.ru
The problem of tolerance formation in the process of future teachers professional training
Abstract. In modern Russia, one of the priorities of national importance is the issn 2304-120X
formation of young people tolerance and the ability to live in a multicultural
environment. The article analyzes the problem of tolerance in a multicultural
environment and provides recommendations to the future teachers needed in their future professional activity.
Keywords: multicultural environment, tolerance, educational process, formation
process, curriculum, training.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
977230412013519
http://e-koncept.ru/2013/13563.htm