Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Исмаилова Сабина Исметовна

Данная статья посвящена актуальной проблеме поликультурного образования, раскрывает его сущность и обосновывает его значимость в развитии этнопедагогических компетенций будущих педагогов начальной школы. Развитая в поликультурном образовательном пространстве этнопедагогическая компетентность позволит педагогам начальных классов в своей дальнейшей педагогической практике готовить подрастающее поколение к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Исмаилова Сабина Исметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF POLYCULTURAL SPACE IN FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION

This article is devoted to the actual problem of multicultural education, reveals its essence and justifies its importance in the development of ethno-pedagogical competencies of future primary school teachers. The ethnopedagogical competence developed in the multicultural educational space will allow primary school teachers to prepare the younger generation for intercultural interaction in the conditions of complex social relations of the modern world in their further pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

> <

UJ

S

SÉ О

LU

<

CI UJ

С

252

развития, актуального состояний социально-установленных и социально-одобряемых норм, существующих в определенном обществе на конкретном уровне социального и культурного развития.

2. Принципы социально-педагогической работы с несовершеннолетними должны отражать тенденции в изменении экономических условий общества, стратификации общества, обеспечивать реализацию системы гуманистического подхода, воплощение общеметодологических принципов, определяющих эффективное функционирование педагогической системы.

3. Структурно-функциональная модель системы социально-педагогической работы с несовершеннолетних включает в себя структурно-содержательный и динамический аспекты, что предполагает организацию взаимодействия между субъектами и социальными институтами, учет специфических для каждого из них содержания, методов и форм социально-педагогической деятельности, а также значение возрастной и ситуативной преемственности в процессе осуществления социально-педагоги-ческой работы.

Важно использовать профессиональный потенциал всех специалистов, участвующих в создании оптимальных условий для полноценного развития, воспитания и образования несовершеннолетних, формируя тем самым предпосылки для педагогизации социальной среды.

Рассмотрение образования и культуры как социальных институтов подчеркивает их социальную обусловленность, диалектичность их развития, их направленность на удовлетворение потребностей людей в принадлежности к себе подобным; идентификации себя как носителей определенной культуры и образования, как представителей определенной группы;

удовлетворения потребности несовершеннолетних в любви, признании, уважении, реализуемой через включение в социально-значи-мые для них виды деятельности, различные системы отношений; потребности в самоактуализации.

Литература:

1. Милькевич O.A. Развитие партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия ! O.A. Милькевич // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2017.

- № 6. - С. 88-93.

2. Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года // Правительство России. - URL: http://government.rn/docs/18312/

3. Овсянников В. П. Культурология : учеб. пособие / В. И. Овеян н иков. - Тол ьятти :Изд-вр ПВГУС, 2009.

- 363 с.

4. Овсянникова Н. В. Прецеденты в культурно ис торических исследованиях феномена старости / Н. В. Овсянникова, В. N. Овсянников // Центр и периферия, - 2019, - №2.-С. 4-8,

5. Овсянникова Н. В. Трансформация российской модели старости в контексте диалога поколений / Н. В. Овсянникова, С. В. Я вон // Знание. Понимание. Умение,- 2020. - № 3. - С, 157-166.

6. Овсянникова Н.В.,Токарева Е.А. Историко-культурная динамика общественных представлений о старости // Запад-Россия-Восток. - 2016. - N? 10.

- С 87-91.

7. Реан A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб. : Питер, 2000. -432 с.

8. Саенко Л.А. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - !\!й 4 (208). -С. 103-108.

9. Саенко Л.А., Теницкий C.B. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи U Мир науки, культуры, обра зования. - 2020, - № 2 (81 ). - С, 333-335.

10. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования // Kant, - 2020, - 4 (37). -С. 431-435.

ROLE OF POLYCULTURAL SPACE !N FORMA TION OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCA TION

fkhenko Larisa Petrovna, DSc ofPedagogical sciences, Professor of the Department of Primary Education Ismallova Sabina Ismetovna, Director, Engineering and Pedagogical College

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

This article is devoted to the actual problem of multicultural education, reveals its essence andjustifies its importance in the development of ethno-pedagogical competencies of future primary school teachers. The ethnopedagogical competence de veloped in the multicultural educational space will allow primary school teachers to prepare the younger generation for intercultural interaction in the conditions of complex social relations of the modern world in their further pedagogical practice.

Keywords; multicultural education; multicultural educational space; ethnopedagogical competence; pedagogical activity; primary school; future teachers of primary education; intercultural interaction.

00! 10.24923/2222-243Х.2021 -38.52

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬ ТУР/ЮГ0 ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена актуальной проблеме поликуль Тарного образования, раскрывает его сущность и обосновывает его значимость в развитии этнопедатогических компетенций будущих педагогов начальной школы. Развитая в поликультурном образовательном пространстве зтнопедагогическая компетентность позволит педагогам начальных классов в своей дальнейшей педагогической практике готовить подрастающее поколение к межкультур-ному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений с овременного мира.

Ключевые слова: поликультурное образование; поликультурное образовательное пространство; зтнопедагогическая компетенция; педагогическая дея тельность; начальная школа; будущие педагоги начального образования; межкультурное взаимодействие.

УДК 377 ВАК РФ 13.00.08

} Ильченко ПЛ., 2021 э Исмаилова СИ., 2021

а] о си

к

о_ <

со со

Воспитание высококультурного и высоконравственного человека, уважающего не только себя, но и окружающих его людей, является значимой задачей страны. Тем не менее, стоит признать, что в мире практически не существует моноэтничных государств, И поэтому идеи мультикультурного образования сегодня необычайно актуализируются во всем мире. Разнообразие национального состава населения нашей страны, ее национальных регионов отражается на развитии такого социального явления, как пол и культурное образовательное пространство - универсальная образовательная среда социализации представителей разных национальностей, состоящая как из формальных (детских садов, школ, училищ, вузов), так и неформальных {семьи, друзей, соседей и др.) структур. 8 связи с этим весьма важным для современной отечественной педагогической практики стоит вопрос формирования этнопедагогической компетентности педагога, готового работать в сфере многообразия национальных культур, способного организовывать педагогическое взаимодействие с детьми как представителями различных этнических общностей. Таким образом, современная педагогическая школа выступает в качестве важнейшего социального института, главная задача которого состоит е подготовке будущих педагогов к жизни и работе в условиях поликультурной реальности.

Актуальность исследования связана с необходимостью решения ряда противоречий между социальным заказом общества на повышение уровня пол и культурной образованности личности педагога, с одной стороны, и недостаточным вниманием вузов к решению данной проблемы, с другой.

Цель данного исследования заключается в теоретическом осмыслении содержания и возможностей пол и культурного образовательного пространства в развитии этнопедагогической компетентности учителя начальных классов.

Учет особенностей развития этнокультурного образования в современной педагогической практике обусловил проведение теоретического анализа касательно рассматриваемого вопроса. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных педагогов и психологов, посвященные проблеме формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей в рамках поликультурного пространства. 8 ходе исследования применялись

Ё

253

ИЛЬ ЧЕНКО Лариса Петровна, доктор педагогических наук. профессор кафедры Начального образования

ИСМАИЛОВА Сабина Исметовна, директор. Инженерно-педагогический колледж

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

с

254

такие научные методы, как синтез, обобщение, теоретический анализ психолого-педагогичес-кой литературы, посвященной изучению этно-педагогического опыта ß системе пол и культурного образовательного пространства.

Для отечественной педагогики понятие пол и культурного образования является относительно новым явлением. Вместе с тем современная педагогическая наука уже накопила определенные теоретические концепции и практические рекомендации по поликультурному и этнокультурному воспитанию в условиях образовательных организаций.

Так, педагогические возможности поликультурного образовательного пространства раскрыты в трудах таких отечественных исследователей, как Т.О. Андренко, Д.С. Батарчук,

A.C. Вязникова, H.A. Давыдова, М.Н.Дайнеко, H.A. Калинина, СП. Котлярова, A.N. Кучина, ВТ. Литвинович, А.К.Лукина, Ж.В. Мухачева,

B.И. Матис, С.А. Павлова, А.М Салаватова, Я.М. Сираева, А.Б. Шеметова и др. Проблеме развития личности будущего педагога в поликультурном образовательном пространстве посвящены исследования Д.Г. Анохина, Л.Н. Ивановой, И.И. Ильинской, Н.И. Гапоненко, Л.И. Максимовой, М.С Полежаевой, О.В. Шульгиной и др. Возможность формирования эт-нопедагогической культуры будущих учителей начальных классов отражена в работах Л.Б. Абдуллиной, И.В, Арябкиной, Р,Ф. Бер-зиной, М.8. Иванниковой, Ю.В. Ломакиной, Т.И. Петровой, О.И. Пономаревой, Ф.П. Харитоновой и др. Однако, несмотря на наличие работ, посвященных изучаемой теме, анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности учителей в многонациональном социуме и их подготовки в педагогических учебных заведениях свидетельствует о том, что в теории и практике формирования основ этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в рамках поликультурного образовательного пространства еще остается много неясного. Также в связи с недостаточностью решения обозначенной проблемы можно говорить о недостаточном уровне готовности будущих учителей к работе в многонациональном клзссе.

Будущее нашего государства предопределяется осознанием общечеловеческого базиса этнических культур, на основе которого выстраивается консолидация народов России и формируется гражданское общество. Особая значимость при этом отводится учету в образовательном сообществе региональных осо-

бенностей социального, этнического, языкового характера. Таким образом, в современной отечественной педагогической парадигме значимое место отводится национально-региональному компоненту, как структурно важному элементу Федерального государственного образовательного стандарта. Все это объясняется необходимостью в обществе ориентировать систему образования на этнокультурные потребности различных национальностей.

Современные темпы развития мировой образовательной практики диктуют потребность расширения мультикультурного образования на национальном уровне. При этом в решении внутренних образовательных задач каждая национальная система образования должна быть направлена на организацию общего культурного пространства как сложного, комплексного мультикультурного явления.

Таким образом, базовой составляющей успешной профессионально-педагогической деятельности представляет собой поликультурная образовательная среда, в рамках которой осуществляется непосредственное поликультурное образование.

Исследователи, занимающиеся вопросом пол и культурного пространства, рассматривают данное явление как важную и неотъемлемую часть общей образовательной системы (4; 6; 8; 12],

Как отмечает кандидат педагогических наук A.M. Салаватова, основу пол и культурного пространства составляют "принципы государственной политики", содержание которых закреплено на законодательном уровне. При этом, утверждает автор, современная образовательная система должна опираться на государственные гарантии эффективности поликультурного образования, на социальный статус и профессионализм педагогов, а также на высокое качество общего образования [10].

Само понятие "поликультурное образование" рассматривается в науке в качестве процесса, создающего педагогические условия для формирования у личности мировоззрения, основанного на толерантном отношении к этнической, отечественной и мировой культурам.

Кандидат педагогических наук С.А. Павлова под пол и культурным образованием понимает систему обучения и воспитания, на основе которой как на теоретическом, так и на практическом уровнях у обучающихся формируется система знаний,умений и навыков, развиваемых в контексте различных культурных позиций, выраженных через разнообразные научно-рациональные, этносоциальные, эт-

нопсихологические, религиозно-конфессио-нальные и языковые особенности [8, с 18].

Анализ работ отечественных авторов, изучающих проблему поликультурного образования, позволил выявить следующие возможности данного явления:

1. Поликультурное образование способствует снижению напряженности в обществе за счет воспитания принципиально нового отношения представителей различных этносов к совместной жизни в пространстве одного государства.

2, Поликультурное образование формирует этническую идентификацию, культурное самосознание обучающихся, разрушая этнокультурную изоляцию от других стран и народов [10, с. 44].

3. Благодаря поли культурному пространству создается качественно новое националь-но-целостное сообщество, включающее многообразие этнических суб- и макрокультр [8, с. 91.

4, Организация поликультурного образования способствует интенсивному развитию интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление любого государства к интеграции в мировое социально-культурное и образовательное пространство с сохранением своего национального своеобразия [11, с. 31 ].

Организация поликультурной образовательной системы требует наличия подготовленных квалифицированных педагогических кадров с высокоразвитой педагогической культурой и мастерством, проявляющих готовность к открытому толерантному восприятию социальных и культурных различий, открытых к культурному взаимодействию и культурному диалогу.

Социокультурная и многонациональная среда образовательного учреждения требует от учителя умения транслировать учащимся культуру родного края в целом и культуру населяющих его народов в частности [1, с. 158].

В этой связи, задачей педагогических образовательных учреждений является подготовка специалистов в рамках поликультурного пространства. Критерии качества современной системы высшего образования заключаются вдостижении будущими специалистами необходимого уровня поликультурной образованности, которая выражается в формировании ключевых компетенций, необходимых для взаимодействия на межличностном и межкультурном уровнях.

По мнению кандидата педагогических наук Н,£. Олехнович, реализация этнокультурной

направленности образовательного процесса соответственно новым образовательным стандартам может проходить как в учебном, так и во внеучебном процессе, предполагающем развитие личности как представителя определенного этноса и гражданина своего государства ¡7, с, 36],

В процессе формирования этнокультурной компетентности будущего педагога решаются следующие педагогические задачи:

- происходит накопление знаний о культурном многообразии общества как в пространственном, так и во временном отношении;

- развиваются навыки меж культурного и межнационального общения;

- формируется эмоциональная культура в плане адекватного общения в пол и культурном пространстве;

- развиваются навыки самопрезентации в поликультурной среде.

В своих исследованиях отечественный педагог P.M. Шалумова отмечает, что формирование пол и культурных компетенций предполагает целостный образовательный процесс, состоящий из процессов обучения, воспитания и развития личности. По мнению автора, формирование поликультурных компетенций происходит под воздействием опыта межкультурных контактов в его различных формах, к примеру, в форме знакомства с произведениями искусства и архитектуры, достижениями науки и техники, в форме встреч и коммуникаций с представителями иных социокультурных общностей, в форме знакомства с традициями, обычаями и укладом жизни разных этносов [12].

Поликультурная образовательная среда, в рамках которой формируется этнопедагоги-ческая компетентность будущего учителя, вы-стра и вается на трех взаимосвя занных уро в нях:

- микросреда - включает в себя национальный уровень общения в рамках семьи, круга родственников или друзей;

- мезосреда - основывается на межнациональной культуре в рамках многонационального социума определенного населенного пункта или региона в целом;

-макросреда-включает в себя универсальную культуру общения народов в виде мирового сообщества.

Таким образом, развитие профессиональных компетенций будущего педагога происходит под влиянием разносторонней интегральной культуры, что способствует гармонизации его личностного становления.

а] О OJ

Н-*

Q_ <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со со

Ё 2SS

По мнению кандидата педагогических наук М.В. Иеанникоеой, сформированная этнопеда-гогическая компетентность будущих педагогов позволит им в дальнейшей практике выявлять и сопоставлять элементы интернациональной и национальной составляющей народных традиций, использовать в учебно-воспитатель-ном процессе наследие народной и современной педагогики [3].

A.C. Вязникова в своих исследованиях также подчеркивает необходимость использования выработанного столетиями опыта народной педагогики в национально-региональной системе образования [2, с. 22].

Подобная гуманитарная направленность образовательного процесса развивает в личности будущего педагога современную этно-картину мира, его национальное самосознание и фундамент для формирования его мировоззренческой зрелости [6, с. 73].

На основе такой зрелости можно говорить о гражданской идентичности личности педагога, которая выражается через осознание свей принадлежности к сообществу того или иного государства, а также через соотнесение себя с мировой глобальной гражданственностью, то есть осознание себя как Гражданина Мира, с уважительным отношением к его ценностям и нормам [9, с. 57].

По мнению кандидата педагогических наук М.С. Полежаевой, образовательная программа поликультурного образования в вузе должна выстраиваться на основе синтеза языковой, специально-предметной и пол и культурной компетенций студентов. Пол и культурная компетентность будущих педагогов формируется в вузе в течение всего учебно-воспитательного процесса, основанного на пол и культурном содержании образования и технологий, направленных на развитие у студентов педагогического вуза знаний, умений, навыков и ценностей поликультурного образования, готовности к их творческому применению в своей будущей педагогической практике, М.С. Полежаева подчеркивает, что в вузе "все циклы предметов должны быть пронизаны идеей культурного разнообразия" |9, с. 87-88],

Помимо этого для каждого будущего педагога, в частности педагога начального образования, важно самостоятельно развивать себя как разностороннюю личность, что будет отражаться в дальнейшем на степени его профессионализма.

Готовность учителя начальных классов к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях межнациональной то-

лерантности, взаимопонимания, веротерпимости и при этом сопричастности к традициям своего народа позволяет рассматривать феномен поликультурной образованности в качестве важной составляющей его профессиональной педагогической компетентности. И главная концептуальная идея при этом связана с необходимостью формирования данной компетентности на этнопедагогическом подходе. Формирование такой составляющей должно проходить сквозь призму всего образовательного процесса в педагогическом образовательном учреждении в специально созданном поликультурном пространстве с опорой на потенциал народной педагогики в рамкзх своего регионального пространства, на принципы толерантности и гуманизма,

Этнопедагогическая компетентность отражает специфику и национально-региональные особенности традиционной культуры воспитания конкретного региона как основы для реализации этнопедагогической деятельности.

Результативность образовательно-воспи-тательной деятельности педагога определяется уровнем его владения поли культур ной компетентностью. То есть подготовленный специалист способен выстраивать свою педагогическую деятельность в пол и культурной среде с опорой на современные педагогические подходы.

Процесс профессионального становления будущего педагога в поликультурном образовательном пространстве характеризуется открытостью и гетерохронностью. Организованное поликультурное пространство в педагогическом образовательном учреждении развивает у будущих педагогов определенные профессионально-психологические характеристики, формирует знания в области общечеловеческого взаимодействия и культуры межнациональных отношений между представителями различных этнических общностей, развивает моральные и нравственные нормы межнационального сотрудничества.

Поликультурное образовательное пространство формирует е будущем педагоге поликультурную личность. Данное понятие рассматривается исследователями в качестве социально-психологического феномена духовно-нравственного развития в этнически разнообразном обществе. Поликультурная личность способна на усвоение социокультурной формы бытия с сохранением и развитием собственной этнической идентификации, в психологическом и социальном плане осознает этническое разнообразие и взаимодействие с представителями иных этнических культур.

Однако в отечественных вузах, как правило, вопросу поликультурного образования не уделяется должного внимания. Небольшое исключение составляют лишь некоторые образовательные учреждения, работающие по локально разработанным программам и технологиям по данному направлению. Несмотря на это, высшая профессиональная школа должна возрождать, сохранять и развивать культурный потенциал народа,благодаря чему профессиональное образование может рассматриваться в качестве основного механизма передачи этнокультурного опыта посредством его систематического использования в повседневной педагогической практике.

Между тем, стоит подчеркнуть, что формирование готовности будущего педагога к педагогической деятельности в рамках поликультурного образовательного пространства будет успешнымлишь в схожей поликультурной среде вуза.

Исследователи И.И. Ильинская и Д.Г. Анохин отмечают, что формирование подобной среды происходит при изучении таких учебных курсов, как "Педагогика межнационального общения", "Педагогическая деятельность в полиэтнической и пояикультурной среде" и подобных дисциплин этнокультурной направленности. Тем не менее, по мнению авторов, проблемы организации поликультурного образования будущих педагогов, в частности педагогов начального образования, остаются не до конца решенными и нуждаются в более глубокой проработке на общем и част но-методическом уровнях 14].

Формирование педагогической квалификации будущего учителя как гармоничной личности происходит посредством организации педагогического процесса на всех уровнях и этапах профессиональной подготовки. И эффективность данного процесса требует использования широкого спектра организационных методов, средств и форм обучения.

Тогда, благодаря организованному поликультурному образовательному пространству^ будущих педагогов будут формироваться необходимые для будущей профессиональной деятельности способности к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, чувство понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Для создания поликультурной модели развития педагогического образования необходимо применение новых образовательных под-

ходов: приоритетное развитие социально-нравственного, общекультурного и этносоциального потенциала личности будущего учителя, который призван передавать образцы педагогической культуры учащимся, работать в поликультурном образовательном процессе.

Б процессе профессиональной подготовки в поликультурном пространстве будущие педагоги будут не только получать знания этно-педагогической, этнопсихологической, этнологической, поликультурной направленности, но и формировать собственный педагогический актив использования полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности. Подобным образом происходит формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов.

Таким образом, подготовка современного педагога начальных классов, готового к работе в поли культурном образовательном пространстве, диктует необходимость осмысления целей и содержания образовательного процесса, так как именно он определяет в дальнейшем личностные и профессиональные качества будущего учителя, его знания и умения, навыки, мировоззрение, поведение в многонациональном обществе в целом.

Таким образом, поликультурное образовательное пространство является залогом успешного формирования этнопедагогической компетенции будущих педагогов начального образования. Без решения проблем поликультурного образования не представляется возможным в полной мере решение задач модернизации образовательного процесса, духовно-нравственного развития и воспитания педагога как личности и гражданина своей Родины. Развитая в пол и культурном образовательном пространстве этнопедагогическая компетентность позволит педагогам начальных классов в своей дальнейшей педагогической практике готовить подрастающее поколение к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира. 8 дальнейшем актуальным представляется исследование возможности формирования основ этнопедагогической культуры будущего учителя начальной школы в рамках поликультурного пространства Республики Крым.

Литература:

1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И,, Берзина Р.Ф. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №в{52), - С157-160.

а] о си

к

о_ <

2:

со со

Ё 257

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

2. Вязникова А. С. Деятельность! й подход в формировании региональноэтнического образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н, Волкова. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед, ун-т, 2017. - С. 21-23.

3. И Ванникова М. й. Эти о педагог и ческа я культура в контексте формирования профессионала ных компетенций будущего педагога [Электронный ресурс] URL https://interactive-plns.ru/ e-articles/345/Action345 119470.pdf (дата обраще ния: 18.11.2020)

4. Ильинская И. И., Анохин Д. Г. Формирование готовности будущего педагога к взаимодействию в условиях пол и культурной образовательной среды [Электронный ресурс]. URL; http:// www.tsutmb.ru/nayl</nauchnyie_rr)eropriyatiya/ int_konf/vseross/professionaino_!ichn ostnoe_r a zv itse_prepodavatelya_i_stijdenta_trad iczi i,_prob!e myi,_ perspektivyi2/sekcziya_4/fofmirovanie_gotovnostj_ budushhego_pedagöga {дата обращения: 18.11.2020).

5. Литвинович В. Г. Диалог культур как условие воспитания поликультурной личности: опыт Германии // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть2: сборник материалов Международной научно практической конференции. - Белгород : Белгород, 2018. - С 54-59.

6. Матис В. И. Поликультурное образование в современном обществе: моногр. - Барнаул : АГИК, 201 б.-307 с.

7. Олехнович Н. Е. Этнокультурный компонент реформы российского образования // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Меж дунар. науч. практ. конф. - Чебоксары: ЦНС "Ин терактив плюс", 2017. - С. 36-39.

8. Павлова С.А. Поликультурность образования: учебно методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 201 б, - 244 с.

9. Полежаева M. С Подготовка студентов-буду-щих учителей к работе е поликультурном образовательном пространстве: монография. - Вла дикавказ:СО! ПИ, 2017.- 152 с. Ю.Салаватова А. М. Организация поликультурно го образования в вузе // Вестник Н8ГУ. - 2019. -№4. - С 43-49.

П.Сираева М. Н. Нол и культурное образование студентов - будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: монография, - Ижевск: Уд муртский университет, 2016. - 180 с, 12.Шалумова Р. H. Формирование поликультурных компетенций в условиях национальной школы [Электронный ресурс]. URL: https://pglu.ru/ upioad/iblock/Oad/p 100032.pdf (дата обращения: 18.11,2020).

25S

INNOVATIVE ACTIVITY OF DEPARTMENTS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Kokorev Anton Vladimirovlch, PhD of Physical and Mathematical sciences, Employee Volkov Mikhail Anatolevich, PhD of Technical sciences. Employee Federal Guard Service Academy of the Russian Federation, OreI

The scientific and technological development of modern society determines the need to monitor the innovative activities of universities, departments, and teaching staff. One of the leading factors influencing the formation of professional competencies of cadets studying at a military University is the innovative activity of departments. According to the authors of the article, the quality of training of future military specialists depends on this. The article reveals the aspects ofcreating conditions for creative self-development ofcadets and their active participation in round tables on scientific and technical topics at the Department of military higher education, it is concluded that the innovative activity of University departments has a great influence on the motivation of cadets to participate in scientific work under the guidance of the teaching staff, and also ensures the development of the intellectual potential of future military specialists.

Keywords: military University; professional competence; innovative activity of the Department; scientific and technological development of society.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -38.S3

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ KA ФЕДР КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Научно-технологическое развитие современного общества предопределяет необходимость мониторинга инновационной деятельности вузов, кафедр, профессорско-преподавательского состава. Одним из ведущих факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций курсантов, обучающихся в военном вузе, является инновационная деятельность кафедр. От этого зависит, по мнению авторов статьи, качество подготовки будущих военных специалистов. В статье раскрыты аспекты создания условий для творческого саморазвития курсантов и их активного участия в "круглых столах" науч

УДК 378

ВАК РФ 13,00.08

J Кокорев A.B., 2021 1 Волков М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.