Педагогические условия формирования основ этнопедагогической культуры будущих педагогов начального образования в поликультурном социуме Крыма
Исмаилова Сабина Исметовна,
аспирант, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: [email protected]
В данной работе рассмотрено понятие этнопедагогической культуры педагога, а также ее значение для реализации педагогической деятельности. Представлены особенности формирования этнопедагогической культуры в поликультурной образовательной среде. Проанализировано влияние поликультурного образовательного пространства на формирование этнопедагогической компетентности. Описана сущность образовательного процесса в педагогических учебных заведениях, основанного на принципах народной педагогики. Раскрыты особенности образовательного процесса в педагогическом учебном заведении, направленного на формирование этно-педагогической культуры будущих педагогов начальной школы. Рассмотрены основные формы и методы формирования этнопедагогической культуры обучающихся в педагогических учебных заведениях в рамках поликультурного пространства. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены и описаны основные педагогические условия формирования основ этнопедагогической культуры будущих педагогов начального образования в поликультурном пространстве Крымского региона.
Ключевые слова: этнопедагогическая культура, этнопедаго-гика, поликультурное образование, поликультурное образовательное пространство, будущие педагоги начального образования, межкультурное взаимодействие.
Социализация человека в рамках объединения культурных ценностей и повышения этнического самосознания общества занимает важное место среди проблем социально-психологического и педагогического характера. Особая актуальность данной проблемы присуща многонациональным обществам, где наиболее остро стоит необходимость в определения перспектив развития конкретной личности, семьи и образовательных организаций. Решение данной проблемы не представляется возможным без организации этнопедагоги-ческой деятельности.
Стоит также отметить, что эффективная педагогическая деятельность в образовательных организациях школьного уровня, в частности начальной школы, будет определяться степенью готовности специалиста к работе в поликультурном пространстве. При этом данная готовность может быть сформирована лишь в схожей поликультурной среде педагогическоговуза или колледжа.
Таким образом, весьма актуальным становится вопрос подготовки педагогов в условиях поликультурного пространства, такого, например, как Республика Крым, в рамках которого формируется многокомпонентная система национальных ценностей, традиций и обычаев, присущих тому или иному народу, проживающему в регионе.
Исследованием проблемы этнопедагогиче-ской культуры будущих педагогов занимались такие отечественные ученые как М.В. Иванникова, С.П. Котлярова, Л.И. Максимова, М.Н. Сираева, Ж.Р. Тегетаева и др. Возможности поликультурного пространства для развития этнопедагогической культуры будущих педагогов рассмотрены в трудах Н.А. Давыдовой, Н.А. Калининой, А.Н. Кучиной, М.Н. Сираевой и др. Стоит отметить, что круг исследований, посвященных проблеме формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов рамках поликультурного пространства, весьма ограничен.
Анализируя научные работы, посвященные вопросам формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов, сложно выделить единый подход к природе рассматриваемого феномена. В теории педагогики отсутствует универсальное определение данного понятия, также не представляется возможным выделить его общепризнанную структуру. При этом педагогическая практика доказывает тот факт, что под влиянием этнопедагогической культуры напрямую находится эффективность образовательного процесса в целом.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Б.Х. Хамукова рассматривает понятие этнопе-дагогической культуры педагога в качестве необходимого уровня сформированности знаний, умений и навыков в общекультурной и профессиональной областях, развития личностных способностей и качеств, на основе которых педагог выстраивает свою профессиональную деятельность с учетом национальных особенностей и культурных традиций педагогики и психологии определенных этнических групп и общностей [12, с. 109].
Процесс формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов предполагает развитие у них таких способностей как толерантное отношениек другим культурам посредством осознания своих собственных культурных корней, культурных традиций своей малой Родины, а также по-ниманиеместа и значения культуры своего народа в общем культурном наследии страны в частности и всего мира в целом.
Отечественные исследователи Н.А. Давыдова, Н.А. Калинина, А.Н. Кучина полагают, что благодаря специально организованному поликультурному пространству в педагогическом образовательном учреждении у студентов происходит развитие определенных профессионально-психологических характеристик, формирование знаний в области межличностной коммуникации, а также межнациональных отношений между представителями различных этнических общностей, развитие моральных и нравственных норм межэтнического взаимодействия [2, с. 34].
Все это, в свою очередь, будет способствовать формированию у студентов необходимых для будущей педагогической деятельности способностей к реализации активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, уважительного отношения к культуре своего народа, а также к другим культурам, эффективного взаимодействия с представителями иных национальностей, рас, вероисповеданий [6, с. 117].
Помимо этого, специально организованное поликультурное пространство в процессе профессиональной подготовки студентов будет способствовать получению знаний этнопедагогического, этнопсихологического, этнологического, поликультурного характера.
По мнению М.В. Иванниковой [3] сформированная этнопедагогическая культура позволяет будущему педагогу освоить ряд эффективных инструментов для реализации педагогических задач мировоззренческого, ценностно-ориентационного, морально-регулятивного, коммуникативного, эмоционально-стимулирующего и эмоционально-стабилизирующего и культурологического направлений.
В исследованиях С.П. Котляровой отмечает-5 ся, что образование будущих специалистов в по-§ ликультурной образовательной среде будет эф-^ фективным при условии организации учебного ° процесса на основах народной педагогики. Это ав говорит о том, что в педагогических учебных за-
ведениях современный образовательный процесс должен выстраиваться на возрождении, сохранении и развитии культурного потенциала народа. Что в свою очередь позволит профессиональному педагогическому образованию стать значимым инструментом передачи этнокультурного опыта через его систематическое применение в повседневной педагогической практике [6, с. 117].
Ф.П. Харитонова отмечает, что этнопедагогическая подготовка будущих специалистов должна учитывать национально-региональные этнопсихологические особенности многонационального состава учащихся, проживающих в поликультурном регионе, и уважительное отношение к ним [13, с. 238].
В свою очередь, по мнению Г.И. Ишмуллиной, благодаря сформированному высокому уровню эт-нопедагогической культуры студентов может быть реализована целостная психолого-педагогическая деятельность в рамках национально-региональных условий, а профессиональная деятельность будет адаптирована к социально-культурным потребностям поликультурного края [4, с. 201].
Таким образом, этнокультурная подготовка будущих педагогов реализуется путем ознакомления студентов с культурами и традициями народов, проживающих в Крыму. Знание народных традиций позволит сформировать общие духовные связи, сложившиеся между этносами, а также осознать ценность их исторического прошлого.
Программное содержание этнокультурной подготовки студентов необходимо выстраивать соответственно логической последовательности приобретения ими профессиональной компетентности, ключевой составляющей которой является поликультурная компетентность.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс в педагогическом учебном заведении разнообразных форм работы со студентами должен учитывать следующие показатели:
- образовательные цели и задачи;
- количество обучающихся;
- особенности конкретных образовательных процессов;
- место и время реализации учебной программы и др. [14, с. 110].
Классификация организационных форм и систем обучения определяется содержанием, методами, технологиями, средствами, видами деятельности и способами взаимодействия участников образовательного процесса.
Поликультурную компетентность на современном этапе развития общества принято относить к основным педагогическим принципам, что связано с существующими в мире экономическими и культурно-нравственными противоречиями. Именно поэтому в теории и практике поликультурного образования и воспитания на первый план выдвигается потребность организации в образовательных педагогических учреждениях методики возможной культурной дискуссии. Такая потребность обусловлена необходимостью для студентов
осознания личностных различий, решения проблем межкультурной коммуникации посредством диалога, нахождения компромиссов и налаживания сотруднического взаимоотношения с представителями других народов [9].
Данная потребность обусловлена также влиянием глобализации как мировой тенденции развития современного общества, неравенством в развитии государств (в связи с чем, наблюдается возникновение такого явления как миграция), поиском новых путей совместного существования разных культур и этносов [1, с. 262].
В современной образовательной практике практически невозможно выделить учебную дисциплину, которая в прямом или косвенном отношении не соприкасалась бы с принципами этно-культурности. Особой значимостью среди научных сфер, в которых наиболее полно раскрыты такие принципы, можно выделить историю, культурологию, философию, этнографию, социологию, конфликтологию, религиоведение, политологию, психологию. Значимость этнокультурности также активно поддерживается в таких научных направлениях как педагогика и социальная педагогика.
Для этого весьма важным является учет особенностей, оказывающих влияние на процесс формирования этнокультурных ценностей, сложившихся в регионе.
Исследователи Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, З.В. Масаева отмечают, что решая социально-экономические и образовательные задачи, учебные заведения должны разрабатывать концепцию межкультурного образования как основу современного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в работе с новым поколением студенческого возраста [5, с. 103].
Применяемаяв педагогическом учебном заведении в рамках поликультурного образования система методов и форм должна обеспечиватьнеоб-ходимый уровень поликультурной образованности и опыта межличностной и межкультурной коммуникации [10, с. 47].
Педагог Л.И. Максимова, беря за основу в своих исследованиях интегративный подход, разработала модель формирования этнопедагогиче-ской культуры у будущих педагогов. Предложенная модель включает в себя взаимодополняющие и взаимосвязанные блоки, а именно: целевой, методологический, субъектный, содержательный, инструментально-технологический и результативный. Указанные автором блоки выстраиваются на основе собственных интеграционных механизмов.
Разработанная педагогическая модель определяет общее направление, логику образовательного процесса и реализуется на протяжении всего периода обучения студентов посредством технологического комплекса, включающего традиционные и инновационные педагогические технологии: активное, проблемное, проектное обучение, основанное на культурном потенциале региона, ко-
мандную работу и др. Указанный технологический комплекс может быть реализован через учебную, внеучебную, учебно-профессиональную и научно-исследовательскую деятельность студентов, а также посредством их самообразования, самообучения и самовоспитания [7].
Как отмечает Л.И. Максимова, успешность реализации рассмотренной модели формирования поликультурной компетентностибудущих учителей зависит напрямую от соблюдения определенных требований к образовательному процессу, таких как целостность, культуросообразность, диалог культур, толерантность, креативность, рефлексивность, вариативность.
Отдельно автор также делает акцент на том, что эффективность процесса формирования основ этнопедагогической культуры будущих учителей определяется соблюдением ряда педагогических условий, при которых:
1. Создается стимулирующая культурно-образовательная среда;
2. Для реализации образовательного процесса отбираются такие дисциплины, которые по своему содержанию должны иметь максимальную направленность на формирование исследуемой компетентности;
3. Разрабатывается соответствующее требованиям образовательного процесса и условиям региональной среды программно-методическое обеспечение;
4. Интегрируются все виды студенческой деятельности;
5. Стимулируется автономность субъектов на основе выстраивания их личностных образовательных мотиваций и др. [7, с. 8-9].
Анализ психолого-педагогической литературы касательно проблемы формирования основ этно-педагогической культуры будущих педагогов начальной школы в поликультурном социуме Крыма-позволил сформулировать следующие педагогические условия для реализации данного процесса:
1. Выстраивание образовательного процесса педагогического учебного заведения с применением традиционных и инновационных форм и методов работы, представленных лекциями-дискуссиями, круглыми столами, лекциями-форумами, межкультурными и межэтническими диспутами, практическими семинарами, интерактивными тренингами, диалоговыми технологиями, технологиямиличностно-ориентированного обучения [8, с. 148].
2. Ориентирование образовательного процесса на национальные, исторические и культурные особенности Крыма. При этом весьма важным будет использование в образовательном процессе поликультурного потенциала Крымского региона в процессе формирования культуры межнационального общения у студентов. Данное педагогическое условие является важным в связи с тем, что в процессе обучения в педагогическом образовательном учреждении у студентов формируется понимание национально-культурного архетипа своей
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
родины, что в дальнейшем будет определять эффективность нравственно-патриотического воспитания младших школьников в поликультурной образовательной среде.
3. Пример высокого уровня этнопедагогической культуры на уровне педагогического состава образовательного учреждения. Все выдающиеся педагоги подчеркивали важность принципа личностного примера и авторитета педагога. Личность преподавателя, его пример и авторитет определяют все вобразовательном процессе. Однако следует указать и на то, что этот процесс преподавания и образования ни вкоем случае не должен трансформироваться в авторитарный. Примеры не должны навязываться, при этом формирование данной компетенции должно происходить в рамках конструктивной дискуссии между преподавателем и студентом.
4. Применение индивидуального подхода к каждому студенту. При организации образовательного процесса преподавателям необходимо учитывать то, что каждый из студентов является неповторимой личностью и сформированным мировоззрением. Иногда дискуссия может стать инструментом фасилитации для самосовершенствования не только воспитанников, но ипедаго-га. Воспитание и образование должны раскрывать творческие качества человека. Указанное педагогическое условие будет весьма эффективным для организации внеаудиторной деятельности, в процессе которой происходит расширение мировоззрения студента инакопления необходимых впечатлений для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
5. Развитие творческого потенциала личности студента. Задача преподавателя в совместной работе со студентами заключается в разработке таких видов и форм деятельности, которые позволяют каждому почувствовать необходимость своей неповторимой индивидуальности и творческого потенциала. При этом важен учет индивидуальных склонностей каждого студента для того, чтобы позволить ему сориентироваться в наиболее естественном и выигрышном направлении будущей педагогической деятельности, а также его специализации.
6. Организация кружковой деятельности, в рамках которой у будущих педагогов начальной школы будут формироваться прикладные умения, удовлетворяться потребности в творческой деятельности, развиваться система профессиональных взглядов иубеждений, стимулироваться профессиональное самообразование, развиваться навыкинаучно-исследовательской работы ит.п. В процессе кружковой деятельности целесообразно использовать тренинговую групповую форму работы, способствующую самопознанию студентов, осознанию ими собственных возможностей
5 и способностей, формированию положительной о самооценки и овладению способами личностного S совершенствования.
S 7. Организация в поликультурном пространстве ¿в досуговой и общественно полезной студенческой
деятельности: участие в многонациональных клубах и временных объединениях (городских, дневных, специализированных), культурных фестивалях, встречах с крымскими писателями, художниками, учеными разных национальностей, участие в конкурсах народного творчества и т.п. Выполнение данного педагогического условия позволит расширить эмоциональные и информационные возможности образовательной среды для формирования опыта межличностного и межнационального общения [10, с. 49-50].
8. Внедрение в образовательный процесс, направленный на формирование основ этнокультурной компетентности будущих педагогов, проектной деятельности. Основное преимущество проектов заключается ввозможности изменить социальную позицию студентов, актуализировать их как субъектов образовательного процесса. Проектный метод подготовки будущих педагогов позволит применять теоретические знания для решения конкретных практических задач, поставленных перед ними [11, с. 216-217].
Обеспечение рассмотренных педагогических условий позволит активизировать социальную и профессиональную позицию будущих педагогов начального образования, обогатить их представления о культурах народов, проживающих в Крымском регионе, обеспечить эффективное межэтническое взаимодействие представителей разных национальностей, обучающихся в одном учебном заведении; повысит уровень готовности будущих педагогов к взаимодействию в поликультурной учебной среде со всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, ключевая идея успешного формирования основ этнопедагогической культуры будущих учителей начальной школы с опорой на полиэтнический потенциал Крыма предполагает реализацию системной работы. Данная система должна выстраиваться на интеграции аудиторной, внеаудиторной и практической подготовки студентов с применением традиционных и инновационных форм и методов работы на основе потенциала народной педагогики, что в свою очередь будет гарантировать качественную профессиональную подготовку в области этнокультурного образования. Указанная система также должна включать диалектическое единство национальных и общекультурных ценностей как на локальном, так и на региональном уровнях.
Литература
1. Абакумова И.В., Лунин С.Л. Особенности адаптации трудовых мигрантов разной этно-конфессиональной принадлежности // От истоков к современности. - 2015. - С. 261-263.
2. Давыдова Н.А., Калинина Н.А., Кучина А.Н. Поликультурное образовательное пространство России как фактор развития личности педагога // Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования в поликультур-
ном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: ФГБОУВПО «ИГУ». - 2014. - С. 34-36
3. Иванникова М.В. Этнопедагогическая культура в контексте формирования профессиональных компетенций будущего педагога [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus. ru/e-articles/345/Action345-119470.pdf (дата обращения: 30.04.2021)
4. Ишмуллина Г.И. Компоненты этнопедагогиче-ской культуры будущих педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 11. -С. 200-207.
5. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масае-ва З.В. Межкультурная адаптация студентов в образовательном пространстве вуза // Этно-педагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова / Отв. ред. С.Л. Михее-ва. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т. - 2017. -С.171-174.
6. Котлярова С.П. Роль поликультурного воспитания в формировании этнокультурной компетентности студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2 (17). - С. 115-118.
7. Максимова Л.И. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода: автореф. дисс. ... канд.пед. наук. - Калуга, 2012. - 24 с.
8. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц., Лечие-ва М.И. Индивидуально-психологические характеристики самообеспечения безопасности // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. -2016. - С. 147149.
9. Пилюгина Е.И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации// Молодой ученый. - 2016. - № 5.1 (109.1). - С. 4-6.
10. Сираева М.Н. Поликультурное образование студентов - будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: монография. -Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 180 с.
11. Тегетаева Ж.Р. Формирование поликультурных ценностей и социальных компетенций обучающихся педагогического вуза в процессе проектной деятельности // Поликультурное образование и диалог культур. - 2017. - С. 212218
12. Хамукова Б.Х. Этнопедагогическая культура педагога - одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект) // Вестник Адыгейско-
го государственного университета. - 2008. -№ 5. - С. 108-110.
13. Харитонова Ф.П. Поликультурное педагогическое образование в контексте этнопедагогиче-ской компетентности педагога // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 3 (75). - С. 233-238.
14. Чижик В.П. Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // Сибирский торгово-экономический журнал. -2011. - № 14. - С. 110-119.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION IN THE MULTICULTURAL SOCIETY OF CRIMEA
Ismailova S.I.
Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov
This paperexamines the concept of ethnopedagogical culture of a teacher, as well as its importance for the implementation of pedagogical activity. The features of the formation of ethnopedagogical culture in a multicultural educational environment are presented. The influence of the multicultural educational space on the formation of ethnopedagogical competence is analyzed. The essence of the educational process in pedagogical educational institutions, based on the principles of folk pedagogy, is described. The article reveals the features of the educational process in a pedagogical educational institution, aimed at the formation of ethnopedagogical culture of future primary school teachers. The main forms and methods of forming the ethnopedagogical culture of students in pedagogical educational institutions within the framework of the polycultural space are considered. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the main pedagogical conditions for the formation of the foundations of the ethnopedagogical culture of future teachers of primary education in the multicultural space of the Crimean region are considered and described.
Keywords: ethnopedagogical culture, ethnopedagogy, multicultural education, multicultural educational space, future teachers of primary education, intercultural interaction.
References
1. Abakumova I.V., Lunin S.L. Features of adaptation of labor migrants of different ethno-confessional affiliation // From the origins to the present. - 2015. -Р. 261-263.
2. Davydova N.A., Kalinina N.A., Kuchina A.N. The multicultural educational space of Russia as a factor in the development of the teacher's personality // Professional development of preschool teachers in the multicultural space: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Irkutsk: FGBOUVPO "ISU". - 2014. - Р. 34-36
3. Ivannikova M.V. Ethnopedagogical culture in the context of the formation of professional competencies of the future teacher [Electronic resource]. URL: https://interactive-plus.ru/e-arti-cles/345/Action345-119470.pdf (date accessed: 04/30/2021)
4. Ishmullina G.I. Components of ethnopedagogical culture of future pedagogues-psychologists // News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. - 2010. - No. 11. - P. 200207.
5. Kagermazova L. Ts., Abakumova I.V., Masaeva Z.V. Intercultural adaptation of students in the educational space of the university // Ethnopedagogy as a factor in preserving Russian identity: a collection of materials from the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of Academician G.N. Volkov. - Cheboksary: Chuvash. stateped. un-ty. - 2017. - P. 171-174.
6. Kotlyarova S.P. The role of multicultural education in the formation of ethnocultural competence of students // Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology. - 2014. - No. 2 (17). - S. 115-118.
C3
о
CO
-a
I=i А —i о
C3 t; о m О от
З
ы о со
7. Maksimova L.I. Formation of multicultural competence of future teachers at the university on the basis of an integrative approach: author. diss. ... cand. ped. sciences. - Kaluga, 2012. -24 p.
8. Masaeva Z.V., Kagermazova L. Ts., Lechieva M.I. Individual psychological characteristics of security self-sufficiency // Modern trends in science, technology, education. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: in 3 parts. - 2016. -P. 147-149.
9. Pilyugina E.I. The multicultural environment of the university as a condition for the formation of self-esteem of migrant students in the period of socio-psychological adaptation // Young Scientist. - 2016. - No. 5.1 (109.1). - S. 4-6.
10. Siraeva M.N. Multicultural education of students - future teachers in a linguistic club: monograph. - Izhevsk: Publishing Center "Udmurt University", 2016. - 180 p.
11. Tegetaeva Zh.R. Formation of multicultural values and social competences of students of a pedagogical university in the process of project activities // Multicultural education and dialogue of cultures. - 2017. -P. 212-218.
12. Khamukova B. Kh. Ethnopedagogical culture of a teacher is one of the conditions for increasing the effectiveness of educational activity (theoretical aspect) // Bulletin of the Adyghe State University. - 2008. - No. 5. -P. 108-110.
13. Kharitonova F.P. Multicultural pedagogical education in the context of the ethnopedagogical competence of the teacher // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovleva. - 2012. - No. 3 (75). - S. 233-238.
14. Chizhik V.P. Forms of organizing the educational process in a higher educational institution // Siberian trade and economic journal. - 2011. - No. 14. - S. 110-119.
o d
u
CM
m