Научная статья на тему 'Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве'

Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PEDAGOGICAL PHENOMENA / ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Фаина Петровна

В статье проводится анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL PHENOMENA IN ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in ethnopedagogical activity of a teacher in multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве»

УДК 37.017.925

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL PHENOMENA IN ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Ф. П. Харитонова

F. P. Kharitonova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье проводится анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

Abstract. The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in ethnopedagogical activity of a teacher in multicultural educational environment.

Ключевые слова: педагогические явления, этнопедагогическая деятельность, поликуль-турное образовательное пространство.

Keywords: pedagogical phenomena, ethnopedagogical activity, multicultural educational environment.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная социокультурная ситуация выдвигает перед системой образования новые требования к подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурном обществе. В профессиональной подготовке педагогов важным становится формирование готовности студентов к этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве и педагогическому взаимодействию с детьми с разными традициями. В связи с этим целью данного исследования стало раскрытие вопросов анализа педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились труды ученых, посвященные рассматриваемой проблеме. Использовались такие методы, как теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, а также результаты деятельности будущих педагогов - этнопедагогические проекты, сочинения, курсовые работы.

Результаты исследований и их обсуждение. В процессе педагогической деятельности и взаимодействия с детьми в поликультурном образовательном пространстве педагог вступает в духовно-нравственные, этнокультурные толерантные отношения с представителями других этнических общностей.

В. А. Сластенин отмечает, что «в основе педагогического отношения всегда лежит стремление изменить человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и деятельность» [8, 14]. А тот или иной «тип педагогического отношения» ученым определен как «педагогический факт».

По мнению Ю. В. Сенько, «объективность педагогического факта определяется, прежде всего, его принадлежностью к педагогическому явлению» [6]. Определяя педагогический факт как «специфичную форму знания», автор указывает, что «факт имеет один непосредственный референт: явление - в отличие от теоретического знания, которое имеет два референта: идеальные объекты и предметы объективного мира, объективно связан с другими формами педагогического знания: принципом, законом, гипотезой» [6, 117].

Понятие «педагогический факт» исследователями рассматривается через соотнесение его с понятием «педагогическое явление».

По мнению отечественных ученых (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов), «средством сбора научно-педагогических фактов» служат «методы эмпирического познания педагогических явлений», а педагогический эксперимент определяется ими как «исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях» [9, 96-97].

В рамках нашего исследования считаем необходимым отметить воспитательную сущность этнопедагогического факта, которую В. А. Николаев рассматривает как «объективную сущность любого явления» и раскрывает ее через структурные, функциональные, причинные (генетические) связи с помощью соответствующих способов объяснения. По мнению исследователя, структурный способ, предполагающий описание объекта, при объяснении народной игры состоит в раскрытии структуры, изучении этапов и правил игры. При функциональном способе определяется «воспитательный смысл этнопедагоги-ческого источника (сказка, песня, былина и пр.)». Раскрывая причинный способ, автор отмечает, что «вскрытие внутренней причины включает анализ изменений, происшедших во внутренней сфере героя сказки, участника игры, обряда, рост его нравственных качеств под влиянием воспитательной ситуации...» [5, 70].

Изучение различных подходов к раскрытию сущности педагогических явлений показывает, что педагогические явления появились одновременно с процессом воспитания, в глубокой древности. Г. Н. Волков подчеркивал, что «в повседневной жизни народа были присущи педагогические явления. Педагогические явления народной жизни усматриваются во всех сферах . Нетрудно заметить педагогические элементы и на свадьбе, и на молодежных праздниках, и даже на поминках, более всего, конечно, - в труде.» [1, 181]. Ученый к педагогическим явлениям народной жизни относит трудовую деятельность народа, обряды и развлечения.

Фундаментальную модель педагогического явления применительно к вузовскому образованию, по мнению Ю. В. Сенько, образуют следующие взаимодействующие составляющие: преподаватель, студент, средства образования и среда. Среди различных связей и отношений между элементами составляющих педагогического явления к центральным он относит «отношение между преподавателем и студентом, отношение «преподавание - учение» [6, 29].

Рассматривая педагогические явления как явления взаимного воздействия человека на человека в воспитательном процессе, Л. А. Левшин отмечает, что «четыре элемента -воспитатель, воспитанник, средство и среда - в своем единстве образуют педагогическое

явление» [3, 67]. Им выделены главные, сущностные их признаки: «человеческая природа воспитанника; наличие у воспитателя осознанной педагогической цели; общий признак средства - то, что оно есть носитель человеческой культуры; воспитательное влияние среды» [3, 68-69].

Б. Т. Лихачев выделяет следующие педагогические явления: «собственно педагогическая деятельность (преподавание), воспитательное самостановление детской личности (самообразование и самовоспитание) и целостный педагогический процесс» [4, 33].

Анализ педагогической литературы показал, что к основным компонентам педагогических явлений ученые относят воспитанника, педагога, педагогическое средство, среду. Сущностные характеристики педагогических явлений способствуют раскрытию их в этнопедагогической деятельности педагога.

Для анализа педагогических явлений в этнопедагогической деятельности рассмотрим понятие «этнопедагогическая деятельность», содержание которой отражает специфику профессиональной деятельности педагога и поликультурной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Этнопедагогическую деятельность М. Г. Харитонов рассматривает как необходимый компонент профессиональной деятельности учителя и определяет ее как «деятельность по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами этнической педагогики, обеспечиваемую разнообразными формами, методами и средствами учебно-воспитательного процесса» [10, 68].

Т. А. Дзюба расширяет содержание понятия «этнопедагогическая деятельность» на основе понимания ее как структурного компонента системы «культура этноса» и механизма реализации общекультурных и собственно педагогических функций народной педагогики и раскрывает структурно-функциональный состав этнопедагогиче-ской деятельности учителя, состоящий из профессиональных и этнокультурных функций, определяет ее как «специально организованную социальными институтами образования педагогическую деятельность, решающую задачи образования, развития, воспитания подрастающего поколения и сохранения этноса как духовной общности, осуществляемую средствами педагогической культуры этноса, а также всеми формами, методами и средствами учебно-воспитательного процесса, имеющими этнопедагогиче-ское содержание» [2, 14]. По мнению автора, этнопедагогическая деятельность «транслирует, регулирует и определяет общепринятые социокультурные нормы, ценности, воззрения этноса, осуществляет связь поколений на основе преемственности этнической и национальной культуры» [2, 14].

Анализ существующих определений изучаемого понятия показал, что общими в содержании этого понятия является педагогическая деятельность, осуществляемая средствами народной педагогики и педагогической культуры народа. Этнопедагогическая деятельность педагога направлена на трансляцию этнокультурных ценностей, способствует развитию духовно-нравственной связи поколений путем передачи от старших поколений младшим этнической культуры.

В процессе организации этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве происходит успешное использование усвоенных педагогом этнопедагогических знаний, способствующих введению ученика в мир культуры родного народа, культуры народов-соседей и мировой культуры, регуляции педагогического взаимодействия в многонациональном коллективе.

Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога осуществлен нами в рамках организации научно-исследовательской работы преподавателей кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по теме «Причинно-следственный анализ педагогических явлений», на основе положения о том, что «педагогика в качестве своего объекта имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием» [9, 60].

Изучение опыта работы педагогов сельских школ Чувашской Республики позволило нам определить причины недостаточно эффективной организации этнопедагогической деятельности. Наши наблюдения свидетельствуют, что часто этнопедагогическая деятельность направлена на использование только отдельных видов традиционной педагогической культуры. Педагоги в своей профессиональной деятельности только частично используют средства народной педагогики (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, народные песни, скороговорки, потешки и др.). Их деятельность не ориентирована на ознакомление и усвоение ими содержания традиционной культуры воспитания. Они не осознают значимости использования этнической культуры в учебно-воспитательном процессе, преемственной передачи воспитательных традиций от поколения к поколению. Педагогами не полностью используются воспитательные возможности богатства культуры народов.

Анализ деятельности ряда школ также показывает, что характерной особенностью труда учителя является факт соприсутствия, а не взаимодействия. Наблюдается отсутствие целенаправленности, бессистемности воспитательной работы по использованию традиционной культуры воспитания. Выявленные нами недостатки в организации этнопеда-гогической деятельности обусловливают ограниченность воспитательного воздействия педагогического труда, позволяющего вступать во взаимоотношения педагога и ученика на началах взаимопонимания.

Изучение организации учителями этнопедагогической деятельности позволило нам выделить факторы, лежащие в основе причин ее освоения:

- воспитание детей в семьях все меньше опирается на традиционную педагогическую культуру, наблюдается частичное осуществление связи поколений на основе народного опыта воспитания;

- педагоги в профессионально-педагогической деятельности лишь частично используют методы и приемы воспитания, имеющие этнопедагогическое содержание, и средства этнопедагогической деятельности (родной язык, обычаи, традиции, пословицы, поговорки, народные песни и др.);

- утрачены и не используются в воспитании личности этноэстетика, гедонистическое начало (от греческого hedone - «наслаждение»), присутствовавшее у народов в традиционной культуре при украшении своей одежды, жилья, орудий труда и др.;

- утрачиваются духовно-нравственные основы воспитания подрастающего поколения на основе традиционной педагогической культуры (народной педагогики), уважения к старшим и др.

В системе организации этнопедагогической деятельности важной проблемой является отсутствие у педагогов устойчивой мотивации к педагогической деятельности в по-ликультурном образовательном пространстве региона на основе учета этнических особенностей места проживания, этнокультурной среды региона, традиций, фольклора и др.

Важным фактором организации этнопедагогической деятельности педагога является воздействие социокультурной среды, «непосредственно данного каждому человеку социального пространства, посредством которого он активно включается в культурные связи общества» [7, 15]. Содержание данной профессиональной деятельности зависит от социального пространства села или города. Например, в сельском социуме наблюдается более широкое представление этнической социокультурной среды (Т. А. Дзюба); этнопе-дагогических факторов мультикультурного образования (этнос, этнокультура, этнопеда-гогическая среда (демография, ландшафт, природа, регион, менталитет, школа), религия, семья, народная педагогика) (В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина); факторов народного воспитания (природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал) (Г. Н. Волков).

Изучение литературы и анализ состояния проблемы, педагогического опыта позволили наметить общую особенность причинно-следственных связей, закономерности процесса организации этнопедагогической деятельности, общими целями которой являются «становление личности воспитанника как субъекта этноса (социализация) и как субъекта культуры этноса (инкультурация)» [2, 45]. Важной закономерностью является то, что качество организации этнопедагогической деятельности педагогами зависит от целенаправленного педагогического взаимодействия педагога и воспитанника в поли-культурной образовательной среде, способствующего гармонизации межличностных отношений. В ходе этнопедагогической деятельности, в процессе педагогического взаимодействия учащиеся изучают различные жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, скороговорки, народные и колыбельные песни); знакомятся с народными промыслами, историей родного края и др. При этом происходит осознание педагогами необходимости этнопедагогических знаний в творческом саморазвитии личности в поликультурной среде, активное приобщение к национальным традициям и культуре.

В содержании этнопедагогической деятельности педагогов в поликультурном образовательном пространстве региона важным компонентом выступает этнокультурная толерантность - «умение и желание учителя применять в своей профессиональной деятельности этнопедагогический опыт не только своего, но и чужого этноса» [2, 37]. Наш опыт работы показал, что педагогам необходимо соблюдение толерантности по отношению к детям различных национальностей, их обычаям, традициям; воспитание культуры межнационального взаимодействия. Проявив интерес к национально-психологическим особенностям личности других этических общностей, в процессе такого взаимодействия необходимо проведение дискуссий, диалогов, способствующих приобретению при этом информации о разных культурах. Обозначенные нами особенности этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве предъявляют особые требования к профессиональной этнопсихолого-педагогической подготовке.

С целью развития сотруднического взаимодействия в процессе подготовки педагога к этнопедагогической деятельности в поликультурной среде нами были организованы коллективные творческие работы по написанию этнопедагогических проектов, по составлению конспектов уроков с использованием этнорегионального компонента в обучении (пословиц и поговорок). Составлялись конспекты внеклассных мероприятий с использованием народных традиций воспитания, разрабатывались программы изучения семейных воспитательных традиций в опыте народов. Коллективная творческая деятельность по

разработке этнопедагогических проектов позволяет будущим педагогам лучше узнать друг друга, развивает положительные взаимоотношения между учащимися разных национальностей, способствует воспитанию у педагогов культуры межнационального взаимодействия и уважения к национальной культуре.

В профессиональной подготовке педагогов к педагогической деятельности в поли-культурной среде при изучении темы «Личность воспитателя» нами анализировались эт-нопедагогические и этнопсихологические особенности этой деятельности и необходимые профессиональные важные качества педагога. Студентами были отмечены следующие качества: отзывчивость, доброжелательность, ласковость, доброта, скромность, уважение к старшим и старым, сердечность, миролюбие, трудолюбие, терпимость и терпеливость, мудрость и др.

Осознание педагогами духовной жизни народа позволяет уважительно относиться к национальной самобытности народа. Этнопедагогические знания способствуют развитию высокой культуры межнационального взаимодействия и формированию этнопедаго-гической компетентности педагогов. Развитие этого качества происходит в поликультур-ной и многоэтнической среде, но и данная образовательная среда подготавливает саму личность педагога к этнопедагогической деятельности.

Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что проведенное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В нем осуществлен анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 376 с.

2. Дзюба, Т. А. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии / Т. А. Дзюба. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. -146 с.

3. Левшин, Л. А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. - М. : Знание, 1980. - 96 с.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт-издат, 2003. - 607 с.

5. Николаев, В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. А. Николаев. - М., 1998. - 32 с.

6. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 240 с.

7. Сластенин, В. А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М. : Прометей, 2004. - 130 с.

8. Сластенин, В. А. Некоторые проблемы педагогических исследований (научно-методические рекомендации для аспирантов) / В. А. Сластенин. - М. : Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2005. - 20 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

10. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт) / М. Г. Харитонов. - М. : Прометей, 1999. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.