Научная статья на тему 'Воспитание подрастающего поколения в послевоенные годы'

Воспитание подрастающего поколения в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / ФГОС ООО / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / УРОКИ ПСИХОЛОГИИ / ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / EDUCATION / IDEOLOGICAL AND POLITICAL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / POST-WAR YEARS / GEF LCD / THE YOUNGER GENERATION / THE LESSONS OF PSYCHOLOGY / EXTRA-CURRICULAR AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акбаева Дианна Джашарбековна

В статье актуализируется необходимость обращения к проблеме воспитания учащихся в послевоенные годы; обобщается и переосмысливается педагогический опыт определенного региона; аргументируется поиск эффективных средств воспитания, к которым отнесены уроки психологии, внеклассная и внешкольная работа; раскрывается педагогический потенциал средств воспитания учащихся, обеспечивающий единство учебно-воспитательного процесса послевоенных школ; объясняется возможность использования этих средств в совершенствовании современной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акбаева Дианна Джашарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education of the younger generation in the postwar years

The article discusses the necessity of addressing the problem of educating students in the postwar years; summarized and rethinking teaching experience in the specific region; discusses the search for effective means of education which includes lessons in psychology, extracurricular work; reveals the pedagogical potential of means of education of pupils to ensure the unity of the educational process of postwar schools; explains the possibility of using these funds to improve the modern educational system.

Текст научной работы на тему «Воспитание подрастающего поколения в послевоенные годы»

¥ I

LH

s

О

LU

THE EDUCA T/ON OF THE YOUNGER GENERA T/ON IN THE POSTWAR YEARS

Akbaeva Dianna Dzhasharbekovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair of Educational Psychology, Karachay-Cherkess State University named after U. D. AHev, Karachaevsk

The article discusses the necessity of addressing the problem of educating students in the postwar years; summarized and rethinking teaching experience in the specific region; discusses the search for effective means of education which includes lessons in psychology, extracurricular work; reveals the pedagogical potential of means of education of pupils to ensure the unity of the educational process of postwar schools; explains the possibility of using these funds to improve the modern educational system.

Keywords: education; ideological and political education; Patriotic education; the post-war years; GEF LCD; the younger generation; the lessons of psychology; extra-curricular and extra-curricular activities; educational activities; educational experience.

УДК 376.1 ВАК РФ 13.00.01

© Акбаева Д.Д., 2017

< CI

LH

ВОСПИТАНИЕПОДРА СТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В статье актуализируется необходимость обращения к проблеме воспитания учащихся в послевоенные годы; обобщается и переосмысливается педагогический опыт определенного региона; аргументируется поиск эффективных средств воспитания, к которым отнесены уроки психологии, внеклассная и внешкольная работа; раскрывается педагогический потенциал средств воспитания учащихся, обеспечивающий единство учебно-воспитательного процесса послевоенных школ; объясняется возможность использования этих средств в совершенствовании современной образовательной системы. Ключевые слова: воспитание; идейно-политическое воспитание; патриотическое воспитание; послевоенные годы; ФГОС ООО; подрастающее поколение; уроки психологии; внеклассная и внешкольная работа; воспитательные мероприятия; педагогический опыт.

I

АКБАЕВА Дианна Джашарбековна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Педагогической психологии, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Актуальность данной проблемы определяется стратегическими государственными подходами, составляющими основу воспитания современного подрастающего поколения, принципы которых закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте, Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В педагогической теории и практике в связи с этим происходит изменение ценностных воспитательных ориентиров, которые направлены на достижение учащимися личностных результатов и перспективы их дальнейшего самоопределения [7].

Теоретико -прикладные исследования последних лет, посвященные проблемам воспитания в России в разные хронологические периоды, характеризуются попыткой объективного анализа педагогического наследия, необходимого для развития старшеклассников.

Актуальными являются исследования, в которых анализируется ценный педагогический опыт в области воспитания подрастающего поколения, аргументируется его значимость в совершенствовании современной образовательной системы (Б.Ш. Алиева, Х.Х.-М. Батча-ева, P.C. Бозиев, Е.П. Белозерцев, О.С. Газман, A.C. Койчуева, А.Б. Пань-кин, Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева, Л.Ф. Савинова, Е.М. Сафронова и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Современный педагог нуждается в ретроспективном поиске средств воспитания, переосмыслении и использовании их в совре-

* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

менном образовательном процессе. Особое внимание в этом плане привлекают послевоенные годы.

Задачи воспитания школьников в послевоенные годы были в центре внимания краевого, областного, городских и районных отделов народного образования Ставропольского края. Стране нужны были активные строители социализма и коммунизма, патриоты своей Родины [8, л. 13].

Выполняя директивы прошедшего XIX съезда партии, Край ОНО Ставропольского края поставил перед райгор ОНО задачу организации воспитательных мероприятий в школах, обеспечивающих неразрывную связь учебных занятий с внеклассной и внешкольной работой [8, л.229].

Исторические постановления ЦК ВКП/б/ по идеологическим вопросам также оказывали огромное влияние на состояние воспитания в школах Ставропольского края и содействовали значительному улучшению качества воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

Эффективным средством воспитания учащихся в урочное время являлись уроки психологии, которые обладали огромным воспитательным потенциалом.

Из архивных материалов узнаем, что "из 188 средних школ края психология изучалась в 79 школах" [8, л.165].

Уроки психологии проходили в старших классах один раз в неделю, обучение учащихся психологии осуществлялось по учебнику Б.М. Теплова [8, л.166], который не совсем соответствовал школьному программному материалу и отличался сложным и непонятным стилем изложения.

Такой учебник не получил одобрения среди учителей. Многие учителя, ведущие эти предметы, не имели специальной подготовки, но преподавание психологии в большинстве школ края проводилось на достаточном идейно-теоретическом и воспитательном уровне.

Психология изучалась по разделам и оказывала широкое воспитательное воздействие на учащихся. Например, при изучении тем "Внимание", "Чувство", "Воля" сущность этих понятий и процессов раскрывалась практическим путем. Учащиеся пользовались примерами, взятыми из собственной жизни, или связывали свой ответ с биографией В.И. Ленина, И.В. Сталина и других лидеров партии, демонстрировали их непреклонную волю, пламенность чувств, гениальность ума [8, л.165]. Тема "Характер" особенно была актуальна для стар-

шеклассников. При ее изучении учащиеся 9 классов усваивали роль человека в формировании большевистских черт характера: гибкой памяти, сильной воли, настойчивости в преодолении трудностей, мужества и храбрости, честности и скромности [8, л. 165].

При изучении темы "Память" старшеклассники анализировали свойства своей и чужой памяти, делали выводы, рассуждали, как надо организовать эту работу, обсуждали процесс запоминания и повторения материала, проводили анкетирование, обсуждали его результаты [8, л. 166].

Так, ученица женской средней школы № 12 г. Ставрополя Корчагина рассказала, как надо воспитывать себя, как надо организовать воспитание своей памяти. Ученица Якович этой же школы при изучении темы "Внимание" рассказала, как она добивается устойчивого внимания [8, л. 165].

Понятия "советский патриотизм" и "советский гуманизм" усваивались учащимися на уроках психологии как огромнейшее историческое достижение в формировании облика советского человека.

В ряде школ учащиеся выполняли лабораторные работы по описанию психологических свойств, собственных наблюдений, учащиеся делали доклады на темы: "Как бороться с отвлечением внимания", "Чувства и воля советских людей", "Как я испытываю свою волю", "Что значит советское мышление?" и др.

При подготовке докладов учащиеся использовали не только материал учебника, но и примеры из жизни и художественной литературы [8, л.165-166].

В процессе изучения психологии у учащихся воспитывалось материалистическое мировоззрение, подчеркивалась материалистическая сущность психологических процессов, особенно при изучении исторического развития сознания, рефлексов, высшей нервной деятельности, учащиеся учились оценивать поведение, поступки отдельных личностей и литературных героев с точки зрения коммунистической морали [8, л.165].

В послевоенные годы выросло число школ в крае, в которых воспитательная работа осуществлялась разнообразной и содержательной внеклассной и внешкольной работой [8, л.190].

Наиболее распространенной формой внеклассной работы с детьми явилась кружковая работа.

Целью предметных кружков (литературный, исторический, географический, физкультур-

ный и др.) являлось углубление знаний учащихся по программному материалу и патриотическое, идейно-политическое, нравственное воспитание учащихся на лучших образцах литературы, истории, искусства, географии и спорта, на примере выдающихся ученых, путешественников, изобретателей и спортсменов в различных их открытиях в области науки, техники, культуры и спорта [8, л.194-197].

Поэтому в работе кружков значительное место занимали чтение художественных, исторических произведений, просмотр и обсуждение кинофильмов на исторические темы "Иван Грозный", "Петр Первый", "Сталинградская битва", "Падение Берлина", изучение деятельности великих полководцев и флотоводцев прошлого (Д.М. Донской, Ал. Невский, А. Суворов, М. Кутузов, С. Макаров, П. Нахимов и др.), знакомство с открытиями великих русских путешественников и исследователей, прославивших русскую науку, спортсменами и их достижениями.

Для идейно-политического воспитания в школах края еженедельно проводились политинформации, часы внеклассного руководителя, беседы с учащимися, школьные лектории, систематически выпускались стенные газеты, а к знаменательным датам - школьные журналы, альбомы и монтажи [8, л.190].

Во внешкольное время учащиеся принимали активное участие в общественно-полезной работе, в экскурсиях, походах, спортивных соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности. Итоги своей работы школьники демонстрировали на городских и районных выставках детского творчества [8, л. 191].

Внешкольная и внеклассная работа в послевоенные годы стала массовой, а формы и содержание ее правильно отвечали делу воспитания учащихся.

Прогрессивные идеи в воспитании подрастающего поколения имеют ценный педагоги-

ческий опыт, поскольку выпускники послевоенных школ отличались высоким уровнем воспитанности, культурой речи, патриотизмом, идейно-политическим развитием,активным участием в общественной жизни, начитанностью и прочными практическими навыками.

Таким образом, многие идеи в воспитании учащихся в послевоенное время являются до сих пор актуальными и могут использоваться педагогами современных школ.

Литература:

1. Алиева Б.Ш. Перестройка физического воспитания в общеобразовательных школах в первые годы Великой Отечественной войны / Б.Ш. Алиева // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 1. -С. 1-8.

2. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: (история, теория, практика) /Х.Х.- М. Батчаева.- Казань : Изд-во Казанского университета, 2002. - 417 с.

3. Бозиев P.C. Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX - нач. XX в.: этапы, движущие силы и механизмы : дис.... д-ра пед. наук. - М., 2009.-319 с.

4. Койчуева A.C. Физическое воспитание как фактор подготовки к труду в этнопедагогике карачаевцев и балкарцев / A.C. Койчуева // Сравнительная педагогика и проблема образования в современном мире.- Карачаевск : КЧТПУ, 1999. -С. 35-38.

5. Панькин А.Б., Шагаева, H.A. Формирование нравственности учащихся послевоенной школы физического воспитания/ А.Б. Панькин, H.A. Шагаева // KANT. - 2016. - № 4 (21). - С. 59-63.

6. Реутова Л.П. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18). - С. 47-53.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: от 17 декабря 2010 г. -№ 1897. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070507/

8. Государственный архив Ставропольского края ф.р.2174 оп 5 д. 166. Л.6-13; Л.190-211.

MODEL OF FORMATION OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FIELD OF SERVICE IN THE COURSE OF STUDYING OF ALL-TECHNICAL DISCIPLINES

Bondareva Galina Alexeevna, Senior Lecturer, Department of Information Technoiogiesand Electronics, Technological institute of Service (branch) Don State Technical University, Stavropol E-mail: galin7igimail.ru

in article the model methodology on forming of information and technological training of bachelors of service is stated. The model is based on the following structural blocks: target, substantial, technological and productive, in model the following principles are marked out: adequacy, accuracy, accuracy, universality, in article the author notes that forming of information and technological competence of the bachelor of service happens if content of preparation represents complete pedagogical process and is performed in the context of kompetentstny approach. The emphasis in this model is placed on use of information technologies in training of the engineer.

Keywords: model; information technologies; information and technological competence; levels of formation of components; motivational; cognitive; activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.