Научная статья на тему 'Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 гг. )'

Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2764
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРИОДЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО / PERIODS / STAGES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION / CURRICULA / GOALS AND OBJECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION / CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION / TEACHING TRENDS / THE REQUIREMENTS OF THE FSES OF BGE (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Людмила Петровна, Журавлева Юлия Ивановна

В статье раскрыты периоды и этапы развития физического воспитания, определенные конкретной исторической обстановкой и уровнем общественного развития, и обусловленные изменением педагогической теории и целевых установок в содержании школьных учебных программ по физическому воспитанию; представлены результаты историко-педагогического анализа учебных программ, которые расширяют научное представление о становлении и развитии физического воспитания, и позволяют отследить динамику его развития. Материалы статьи помогут учителям оценить современное состояние физического воспитания в России с помощью данных хронологических периодов и этапов с целью совершенствования воспитательного процесса современной школы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Людмила Петровна, Журавлева Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periods and stages of development of physical education in Russia in pre-war and post-war periods (1900-1953s)

The article describes the periods and stages of development of physical education, determined by specific historical situation and the level of social development, and cased by the change in pedagogical theory and targets in the content of school curricula in physical education; it also presents the results of historical and pedagogical analysis of study programs that broaden the scientific understanding of the formation and development of physical education and make it possible to track the dynamics of its development. The article will help the teachers to assess the current status of physical education in Russia using the data of chronological periods and phases with the objective of improving the educational process of the modern school of Russia.

Текст научной работы на тему «Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 гг. )»

ства, рост профессиональной и личностной Я-концепции [1]. И в этом случае индивидуально-психологические особенности, которые являются ядром индивидуального стиля, либо содействуют, либо противодействуют успешному освоению педагогической деятельности, достижению вершин профессионализма и мастерства.

Не случайно представители акмеологичес-кого направления в качестве главной идеи рассматривают задачу формирования профессионализма деятельности через призму профессионализма личности (Деркач А.А., За-зыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и др.). И это наиболее четко прослеживается в педагогической профессии, кода высокий уровень "сплава" таких личностных качеств, как ответственность, широкий кругозор, эмпатия и др. выступает основой для формирования профессионализма деятельности и достижения вершин (АКМЕ) в профессии.

Проведенный анализ показывает, что вопрос соотношения личного и профессионального в процессе профессионализации должен рассматриваться в контексте их взаимообусловленности с учетом специфики самой деятельности и ее требований кличности, ее профессионально значимым качествам. В педагогической профессии эта взаимосвязь представлена наиболее сильно, т.к. никакая другая профессия не предъявляет такой высокий уровень требований к профессионализму личности преподавателя. И это обусловлено социальным заказом общества к подготовке конкурентоспособного будущего специалиста. Подготовить такого специалиста может только компетентный, активный, творчески мыслящий, ответственный преподаватель вуза.

Примечания:

1. Агапов B.C., Фельдман И.Л., Шайденкова Т.Н. Развитие профессионального самопознания в струк-

туре Я-концепции учителя начальных классов. -М., 2005. -201 с.

2. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : монография / В.П. Бедерханова. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2001. - 220с.

3.Измайлов С.Г. Развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения квалификации : дис. канд. психол. наук. -М., 2001.-166 с.

4.Климов Е.А. Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань : Изд-во Казанского унта, 1969. - 278 с.

5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н /Д., 1996. - 262 с.

6.Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. - В 2-х частях. - М. : Томбов, 2000. - 243 с.

7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. - М.,1993. - 191 с.

8. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986. -56 с.

9. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы : монография / М.И. Плугина. - М. : ПКЦ Альтекс, 2008. - 380 с.

Ю.Сисюк А.Я. Формирование стиля педагогического общения у преподавателей высших учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 27 с.

11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. : Магистр, 1997. -308 с.

12. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: ак-меологический контекст // Педагогичское образование и наука. - 2002. - №4. - С. 4-9

13.Тентилов C.B. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вуза : автореф. дис. ... кандидата пед. наук.-М., 2001.-26 с.

14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М. : Смысл, 2000. - 199 с.

PERIODS AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIA IN PRE-WAR AND POST-WAR PERIODS (1900-1953s)

Reutova Lyudmila Petrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Theory and Methods of Professional Education, Karachay-Cherkessia State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk

Zhuravleva Julia Ivanovna, Senior Professor, Chair of Physical Culture and Health, Pyatigorsk Medical Pharmaceutical institute, branch of Volgograd State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Pyatigorsk E-mail: kalnka555@mail.ru

The article describes the periods and stages of development of physical education, determined by specific historical situation and the level of social development, and cased by the change in pedagogical theory and targets in the content of school curricula in physical education; it also presents the results of historical and pedagogical analysis of study programs that broaden the scientific understanding of the formation and development of physical education and make it possible to track the dynamics of its development. The article will help the teachers to assess

the current status of physical education in Russia using the data of chronological periods and phases with the objective of improving the educational process of the modern school of Russia.

Keywords: periods; stages of development of physical education; curricula; goals and objectives of physical education; content of physical education; teaching trends; the requirements of the ESES of BGE (Federal State Educational Standard of Basic General Education).

УДК37:615.825.4:314.144

© Реутова Л.П., 201 б © Журавлева ЮМ, 2016

ЖУРАВЛЕВА Юлия Ивановна,

ст. преподаватель, кафедра Физической культуры и здоровья, Пятигорский медико-фармацев тический институт филиала ВолгГМУ Минздрава РФ, Пятигорск ка1пка555@таИ. г и

ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В ДОВОЕННОЕ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1900-1953 гг.)

В статье раскрыты периоды и этапы развития физического воспитания, определенные конкретной исторической обстановкой и уровнем общественного развития, и обусловленные изменением педагогической теории и целевых установок в содержании школьных учебных программ по физическому воспитанию; представлены результаты историко-педагогического анализа учебных программ, которые расширяют научное представление о становлении и развитии физического воспитания, и позволяют отследить динамику его развития. Материалы статьи помогут учителям оценить современное состояние физического воспитания в России с помощью данных хронологических периодов и этапов с целью совершенствования воспитательного процесса современной школы России.

Ключевые слова: периоды; этапы развития физического воспитания; учебные программы; цели и задачи физического воспитания; содержание физического воспитания; педагогические направления; требования ФГОС ООО.

I

РЕУТОВА Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Проблемами истории зарождения, становления и развития физического воспитания в России занимались следующие ученые: Е.Г. Андреева, В.М. Выдрин, E.H. Водовозова, А.И. Воскресенская, Б.Р. Го-лощапов, Л.Д. Глазырина, Г.С. Деметр, И. И. Долуцкий, Н. Ф. Кулинко, Б. Кун, В. Г. Кинелев, М. Н. Колмакова, П. Ф. Лесгафт, A.M. Леушина, Н.П. Новиков, Ф.Г. Паначин, Н.И. Пономарев, Е.И. Радина, Ф.И. Са-моуков, Ю.П. Симаков, О.И. Соловьева, В.В. Столбов, Е.И. Тихиева, И.Г. Чудинов, А.П. Усова, Л.К. Шлегер и др.

Важность таких исследований определяется возрастающим интересом молодежи и государственной образовательной системы не только к физическому воспитанию в целом, но и к истории его развития.

В связи с этим возникла необходимость педагогического анализа прошлого позитивного опыта, обнаружения важных тенденций развития физического воспитания в эти периоды, его обобщения на основе новых научных подходов и требований ФГОС ООО, поскольку эти вопросы актуальны сегодня при разработке основных образовательных программ (ООП) в школах России.

Нами выделены периоды развития физического воспитания учащихся, определяемые конкретной исторической обстановкой и уровнем общественного развития: 1900-1941 гг. - (довоенный период); 1941 -1945 гг. - (военный период); 1945-1953 гг. - (послевоенный период).

Конкретная историческая обстановка и уровень общественного развития каждого периода обусловили следующие педагогические направления развития физического воспитания учащихся:

1. Связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся с целью подготовки резервов для Красной Армии.

2. Взаимосвязь направлений физического воспитания (общефизическое, здоровьесберегающее), обусловленных следующими факторами: социально-политическими, состоянием педагогической теории, ценностными ориентациями учащихся, потребностями общества и личности.

3. Направленность физического воспитания на укрепление физических сил и здоровья, необходимых для решения задач в контексте военно-патриотического, интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

4. Идейно-политический характер физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности.

5. Физическое воспитание как средство укрепления экономического и военного могущества государства.

6. Интеграция учебных занятий по физическому воспитанию с внеклассной работой: кружковые занятия; виды спортивной и физкульт-массовой работы; работа с родителями, педагогами.

Кроме выделенных периодов, установлены этапы, обусловленные изменением педагогической теории и целевых установок в содержании школьных программ, которые определили поколения учебных программ по физическому воспитанию: первый этап (19001913 гг.); второй этап (1914-1919 гг.);третий этап (1919-1930 гг.); четвертый этап (1930-1940 гг.); пятый этап (1941 -1945 гг.); шестой этап (19451953 гг.).

Проследим тенденцию развития педагогических направлений на каждом этапе, который обусловлен потребностями общества и личности, состоянием педагогической теории и практики, изменением целевых установок в содержании школьных программ по физическому воспитанию.

Первый этап (1900-1913 гг.) характеризуется отсутствием единой системы физического воспитания и единых учебных программ. Физическое воспитание осуществлялось через различные спортивные, гимнастические и полувоенные организации: отряды "потешных", кружки сокольской гимнастики, скаутские отряды и др., в которых не существовало единых форм и методов физического воспитания, преобладал метод заучивания строевых упражнений, ружейных приемов и гимнастических упражнений.

Физическое воспитание в школе как предмет отсутствовал, но для привилегированных слоев населения уроки физического воспитания проводились с соблюдением определенных условий по программе, разработанной П.Ф. Лесгафтом, П. Н. Бокиным, А.К. Анохиным [3].

Целью программы являлись подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной

труд-

В объяснительной записке подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля результатов физического воспитания учащихся.

В 1905 году появилась новая учебная программа, разработанная В.В. Рудиным, в которой впервые были обозначены вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей, и обращено внимание на военно-физическое воспитание в связи с необходимостью готовить резервы для армии [3].

Второй этап (1914-1919 гг.) связан с созданием Главногоуправления всеобщего военного обучения и формированием резервных частей Красной Армии (Всевобуча), в задачи которого входила организация физического воспитания и разработка содержания занятий физического воспитания с детьми. Физическое воспитание этого этапа рассматривалось как составная часть Всеобуча и фактор социализации личности.

В это время зародились идеи создания единой школы, которая содействовала бы физическому, нравственному, эстетическому и умственному воспитанию ребенка; выделения физического воспитания в школах как отдельного предмета, обязательного для всех школьников . Это явилось поводом для составления программ губернскими отделами народного образования, хотя по-прежнему оставалась практика самостоятельного составления учебных планов коллективом учителей школы, что играло большую роль в воспитательной работе школы.

Третий этап (1919-1930 гг.) связан с проведением III съезда РКСМ, который определил основные задачи системы физического воспитания: создание гармонически развитого человека, творца - гражданина коммунистического общества; подготовка молодежи к трудовой (производственной) деятельности, подготовка к вооруженной защите социалистического Отечества.

В это время впервые была предложена "Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры", авторами которой были А. А. Зикмунд и А. И. Зик-мунд. Авторы программы разработали содержание физического воспитания путем введения корригирующих упражнений как профилактического средства, направленного на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. Тем самым, обозначили связь физического воспитания с трудовым.

На этом этапе в Народном комитете просвещения РФ возникла мысль о необходимое-

ти введения самостоятельного урока физического воспитания в учебные расписания каждой школы для всех классов и организации кружков по физической культуре.

Особенностью этого этапа также являлось введение комплексных программ ГУСов, в которых искусственно связывались различные учебные предметы, что отрицательно сказалось на правильной постановке физического воспитания школьников.

Народным комитетом просвещения РФ в это время утверждена первая обязательная школьная программа по физическому воспитанию для школ I и II ступени, которая явилась своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР.

Впервые в учебной программе 1 ступени были сформулированы задачи физического воспитания в связи с необходимостью гармонически развитого человека, гражданина коммунистического общества: укрепление здоровья, развитие двигательных качеств; воспитание нравственных и морально-волевых качеств [3].

Основные задачи физического воспитания школы II ступени были связаны с необходимостью обороны страны: а) общественно-политическое воспитание учащихся, направленное к подготовке революционной, сознательной молодёжи, воодушевлённой творческими устремлениями и жаждой борьбы в защиту октябрьских завоеваний; б) физическое воспитание и оздоровление подрастающего поколения в направлении подготовки физически мощных, выносливых молодых кадров, способных к труду и обороне страны; в) вооружение учащихся в процессе систематической повседневной учебно-воспитательной1 работы школы (как школьной, так и клубно-кружковой) знаниями и навыками военно-прикладного значения в области техники, авиации, химии, топографии, связи, санитарии и пр.; усиление трудовой подготовки учащихся; г) втягиваниеучащихся в посильное для нихуча-стие в социалистическом строительстве, на ярких примерахокружающей жизни,указывая, как следует устранять и преодолевать препятствия и трудности на начертанном Октябрьской революцией пути [3].

Программным нововведением являлось включение в нее элементов отдельных видов спорта и выполнение упражнений в соревновательной форме, а недостатком программы было то, что для учета физических достижений она рекомендовала использовать комплексы

упражнений, но не давала конкретных нормативных требований и рекомендаций.

Четвертый этап (1930-1940 гг.) характеризуется упорядочением системы школьного физического воспитания,определением принципов, направлений, средств и методов физического воспитания, отсутствием учебной литературы по физическому воспитанию для начальной, неполной средней и средней школы [3].

В это время происходит регламентирование физического воспитания и военно-физической подготовки в постановлениях ЦК партии "О начальной и средней школе" (1931 г.) и "Обучеб-ных программах и режиме в начальной и средней школе" (1932 г.); введение стабильных программ по физическому воспитанию (1932 г.). Особенностью этих программ являлась связь физического воспитания с военной подготовкой, включение начальной военной и допризывной подготовки и навыков рукопашного боя.

Задачами школьных программ по физическому воспитанию были подготовка подрастающего поколения к труду и защите Родины, укрепление здоровья [4].

В 1931 г. утвержден комплекс "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО), который помог устранить разнобой в средствах и методах работы по физическому воспитанию учащихся школ, произошла перестройка физического воспитания на основе комплекса ГТО (1931 г.). Комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах, что обусловило возникновение идеи физического развития личности как элемента гармонического развития.

Пятый этап (1941-1945 гг.) связан с появлением в 1941 г. новой учебной программы начальной школы по физическому воспитанию, составленной под руководством Отдела школ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР группой авторов.

Целью данной программы являлось всестороннее военно-физическое воспитание и подготовка учащихся к социалистическому труду и обороне СССР; воспитание дисциплинированных, энергичных и смелых патриотов своей родины, преданных делу Ленина - Сталина [1].

Задачи программы были связаны по-прежнему с подготовкой подрастающего поколения к обороне страны. В качестве приоритетных направлений выбраны: всестороннее физическое развитие учащихся; формирование растущего организма; выработка сознательного овладения элементами техники при-

кладных упражнений и отдельными видами спорта; воспитание физических и морально-волевых качеств: скорость, ловкость, смелость, выносливость, дисциплинированность, товарищеская сплоченность, коллективизм, активность, аккуратность, чувство взаимной выручки [1].

Кроме этого, программа была построена на материале, подготавливающем учащихся к освоению норм БГТО и ГТО в средней школе. Основной формой физического воспитания являлся урок физических упражнений, который включался в общее расписание школьных предметов.

Особое внимание уделялось разделу программы "Планирование и учет", где четко просматривалась идея интеграции урока физических упражнений с внеклассной работой: кружковые занятия; виды спортивной и физ-культмассовой работы, которая была органически связана между собой как по содержанию, так и по методике проведения [1,13].

Физическое воспитаниеучащихся в это время становится одним из основных показателей качества работы школ.

Постановлением Государственного комитета Обороны введено всеобщее военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 15 до 50 лет, что повлияло на увеличение часов по военно-физкультурной подготовке в учебных планах. Таким образом, все усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки детей.

В годы Великой Отечественной войны мирная проблема всеобуча рассматривалась как серьезная государственная задача огромного политического, хозяйственного и оборонного значения. Для решения этой задачи использовались идеологические методы работы. Большое внимание уделялось воспитанию у школьников чувства патриотизма, интернационализма, любви к Красной Армии.

В1943 г.Наркомпросом РСФСР утверждены новые программы военно-физического воспитания для начальной и 1-4 классов неполных средних и средних школ, задачами которой являлись: воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти; укрепление и развитие организма путем гимнастических упражнений и военизированных игр; воспитание смелости, ловкости, выносливости, организованности и чувства товарищества; учение строю и прогулкам в строю (от 2 до 5 км) под

барабан и с военно-патриотическими песнями [1].

Военно-физическая подготовка входила в общую систему обучения и воспитания учащихся и включалась в общий учебный план и расписание занятий школы. Были введены в 1-4 классах следующие предметы: "Строевая подготовка" (180 ч.), "Ознакомление и пользование детским противогазом" (4 ч.), "Беседы и чтения о Красной Армии" (14 ч.).

Новые программы, которыми пользовались до 1945г., развивали в ребенке качества, необходимые будущему бойцу Красной Армии.

В1945 г. совместно с Главвсеобучем Народного Комиссариата Обороны СССР разработан проект новых программ военно-физической подготовки для школ, отменяется военная подготовка, и принимаются "Программы физической подготовки учащихся 1 -4 классов школ" [10].

В программах сформулированы новые задачи по физическому воспитанию школьников начальных классов: укрепление здоровья; развитие двигательных качеств; воспитание привычки к выполнению физическихупражнений; привитие санитарно-гигиенических навыков.

Шестой этап (1945-1953 гг.) характеризуется разработкой проектов новых программ допризывной военной и физической подготовки учащихся юношей VI 1-Х классов средних школ, которые вышли во втором полугодии 1945/46учебного года. Целью физического воспитания этого этапа являлось укрепление здоровья учащихся, повышение эффективности физического воспитания школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Задачами были воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти; подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых людей [9].

Особое внимание в программе уделялось проведению политзанятий, целью которых было воспитание преданных делу Ленина-Сталина и своей Родине дисциплинированных, физически крепких людей.

Новизной данной программы было то, что физическое воспитание входило в общую систему обучения и воспитания учащихся, подразделялось на 8 предметов, которые изучались в течение 3 лет, и содержали внутриклассную, внутришкольную и внеклассную формы обучения: проведение военно-спортивных внешкольных и внутришкольных праздников, физ-культзарядок до начала занятий, спортивных соревнований.

В 1947 г. разработана и предложена новая школьная программа по физическому воспитанию, в которой оно по-прежнему являлось органической частью коммунистического воспитания и осуществлялось в неразрывном единстве с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием детей. Целью физического воспитания новой программы являлась подготовка подрастающего поколения к социалистическому труду и обороне СССР. Основными задачами физического воспитания в школе являлись воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти; укрепление здоровья, обеспечение нормального физического развития, закаливание и повышение общей работоспособности организма учащихся; воспитание правильной осанки и двигательных умений и навыков; воспитание силы, выносливости, быстроты, ловкости учащихся; воспитание нравственных и волевых качеств учащихся: смелости, решительности, настойчивости, внимания, мужества, самообладания, сознательной дисциплины, чувства долга,товарищества, чувства ответственности, коллективизма; содействие эстетическому воспитанию детей - развитие творческого воображения, чувства ритма и выразительности движений, воспитание эмоций и обогащение чувств; воспитание любви к гимнастике, играм, спорту, туризму и привитие гигиенических навыков [12].

Основными формами организации физического воспитания в школе были уроки по расписанию, мероприятия по физическому воспитанию в режиме учебного дня, занятия в кружках, массовые внеклассные и внешкольные формы физического воспитания [2].

Важнейшим участком работы по физическому воспитанию в этот период было повышение качества учебных занятий, которое обеспечивало улучшение всей системы работы по физическому воспитанию в школе. Поэтому комплекс средств и методов физического воспитания содействовал повышению успеваемости учащихся и воспитанию коммунистической нравственности: преданности Родине, сознательной дисциплины, социалистического отношения, воспитание чувства долга, коллективизма, товарищества, дружбы, честности, правдивости и др.

В связи с этим все классные руководители включали в воспитательные планы вопросы физического воспитания и спортивной работы. Обеспечение всестороннего физического воспитания учащихся достигалось умелым со-

четанием учебной и внеклассной массовой работы.

Для повышения уровня работы по физическому воспитанию в школе Министерством просвещения РСФСР в 1952-1953 гг. введены новые программы, в которых повышаются нормативные требования по классам в целях приближения их к нормам БГТО и ГТО 1 ступени [5].

Главной задачей того времени было укрепление здоровья детей, подорванного в военные годы.

Физическое воспитание перестраивается на мирный лад, существенным изменениям подвергаются школьные программы по физическому воспитанию. Партией и правительством намечаются задачи по ликвидации последствий войны в школьном деле и обеспечению всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне.

В связи с этим физическое воспитание этого этапа рассматривалось как средство укрепления экономического и военного могущества государства, гармонизации личностных и общественно-государственных функций.

Таким образом, выделение периодов и этапов, сравнение концепций и программ по физическому воспитанию в историко-педагоги-ческом плане расширяет теоретическое представление о развитии физического воспитания, позволяет проследить динамику развития и анализировать современное состояние физического воспитания в России с целью совершенствования воспитательного процесса современной школы.

Историко-педагогический анализ программ по физическому воспитанию свидетельствует, что существующие подходы к физическому воспитанию учащихся различаются идеями, содержанием, способами и временем возникновения.

Сравнение учебных программ по физическому воспитанию в историко-педагоги-ческом плане расширяет теоретическое представление, определяя их поколение и реальное состояние физического воспитания на практике.

Сравнение дает возможность установления специфических закономерностей процесса воспитания, позволяет изучить теоретико-методические основы физического воспитания, относящегося к разным хронологическим периодам и политическим событиям, и помогает модернизировать педагогические направления развития физического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1. Бабченко А.П. Организационно-педагогическая работа по детскому туризму как условие укрепления здоровья старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 22 с.

2. Бабченко А.П. Теория и методология реализации здоровье сбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения : монография. - М.: Илекса, 2009. - 212 с.

3. История физической культуры / под ред. Ф.И. Са-моукова, Н.И. Торопова. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 236 с.

4. Об учебной работе по физическому воспитанию в школе в 1951/52 уч. году. Методическое письмо. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951.

5. Об учебной работе по физическому воспитанию в школе в 1952/53 уч. году. Методическое письмо. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952,- 7 с.

6. Об учебных программах в начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932г. // Народное образование в СССР: сб. документов (1917-1973). - М„ 1974. - С. 161 -164.

7. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам Советской физической культу-

ры и спорта 1917-1957 гг. / сост. И.Г. Чудинов. - М.: Физкультура и Спорт, 1959. - С. 49-50.

8. Программа допризывной военной и физической подготовки учащихся-юношей VI11-Х классов средних школ. - М. : Военное изд-во Министерства вооруженных сил Союза ССР, 1945/46. - С.З-15.

9. Программы военной и физической подготовки учащихся 1-10 классов начальных, семилетних и средних школ и 1,2,3 курсов техникумов на первую четверть 1945/46 учебного года. - М., 1945. -С. 3-5.

10.Программы военной и физической подготовки учащихся-девушек VI11-Х классов средних школ и I, II и III курсов техникумов. - М.; Л. : НАРКОМП-РОС РСФСР, 1945/46. - 15 с.

11. Программы начальной школы//НАРКОМПРОС РСФСР.-М„ 1941.-24 с.

12. Проект программы средней школы: Физическое воспитание. - М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947.-С. 4-5.

13.Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. - М. : Педагогика, 1975. -120 с.

CULTURE-BASED PARADIGM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION: OPPORTUNITIES AND PRO SPECTS Slyadneva Lubov Nikolaevna, DSc of Pedagogical science, Professor, E-mail: s77l245@mail.ru

Slyadnev Alexandr A/exeevich, PhD of Psychology, Associate Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Systematically presented theoretical approaches to the design of new models of choreographic education, excluding encapsulation specialist-choreographer in a professional field, focused on the education stage of the choreographer as the "Creator's own personality", is capable of escaping from the shackles of the professional environment and seek their own inner world, the space activities and for the sense of life.

Keywords: dance education; arts-education technology; culture-based paradigm in dance education.

КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯПАРАДИГМА УДК 793.3

ХОРЕОГРА ФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Системно представляются теоретические подходы к проектированию новых моделей хореографического образования, исключающих капсуляцию специалиста-хореографа в узкопрофессиональной области, ориентированных на воспитание сценического постановщика танцев как "творца собственной личности", способного вырваться из пут профессиональной среды и обратиться к пространству собственного внутреннего мира, пространству деятельности и жизненного смысла.

Ключевые слова: хореографическое образование; художественно-образовательная технология; культуросообразная парадигма в хореографическом образовании.

Современный этап общественного развития характеризуется разрывом между культурой, наследием и современным человеком, утерявшим с ней связь. Трансляция культуры в той форме, в какой она была в последние десятилетия (информационной), перестала быть основой для образования. Роль хореографического творчества

© Сляднева Л.Н., 2016 © СпядневА.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.