Научная статья на тему 'Формирование нравственности учащихся послевоенной школы в процессе физического воспитания'

Формирование нравственности учащихся послевоенной школы в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ ПРИНУЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / УКРЕПЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ШКОЛЫ / PHYSICAL EDUCATION / METHODS OF COERCION AND PUNISHMENT / EDUCATIONAL MEASURES / STRENGTHENING DISCIPLINE / THE POSTWAR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович, Шагаева Наталья Аркадьевна

В статье раскрываются основные направления решения проблемы воспитания учащихся в послевоенных школах, в контексте физического воспитания: укрепление здоровья учащихся; гуманизация педагогического процесса школ; борьба за сознательную дисциплину; аргументируется роль методов принуждения, поощрения и наказания в системе средств воспитательного воздействия на учащихся, которые жили в условиях послевоенного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the morality of post-war school students in physical education

The article describes the main directions of solving the problems of education of students in the post-war schools, in the context of physical education: strengthening the health of students; humanization of the pedagogical process in schools; the fight for conscious discipline; discusses the role of methods of coercion, rewards and punishments in the system of means of educational influence on students who lived in the post-war time.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственности учащихся послевоенной школы в процессе физического воспитания»

чения языкам, а человек с их отсутствием может с помощью трудолюбия добиться хороших результатов в усвоении языков [8].

Помимо индивидуально-типологических особенностей развития билингвальной личности к биологическим факторам можно отнести различные заболевания ребенка, приводящие к отклоняющемуся типу развития.

Отклонения в развитии могут быть вызваны разной степени, даже минимальной, нарушениями центральной нервной системы. К таковым нарушениям традиционно относятся случаи дизартрии, алалии, заикания. Другим видом отклоняющегося развития относят нарушения периферического отдела речевого аппарата: расщелины губы и нёба, врожденное укорочение нёба, тяжелые органические нарушения голосового аппарата. При устранении речевой патологии нарушений функции центрального и периферического отдела речевого аппарата можно рекомендовать обучение второму языку. Более тяжелые отклонения в развитии, вызванные нарушениями слуха и интеллекта ставят ребенка в ситуацию невозможности овладения вторым языком [13].

Таким образом, на становление языковой личности детей-билингвов оказывает влияние комплекс социально-психологических, лингво-дидактических и биологических факторов. В процессе изучения особенностей билингвальной личности необходимо учитывать степень доминирования и влияния каждого фактора, как правило, действующего не самостоятельно, а в совокупности с другими факторами.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание : учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

2. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. - Вып. б. - Языковые контакты.

- М. : Прогресс, 1972. - С. 25-60.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М. : Лабиринт, 2001. - 224 с.

4. Закирьянов К.З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность // Вестник Башкирского университета, 2012. - Т. 17. - № 1. - С. 498-502.

5. Залевская A.A. Введение в психолингвистику. -М. : РГГУ, 2000. - 382 с.

6. Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. - Тбилиси : Мецниереба, 1979. - 229 с.

7. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, A.B. Лагутина; авт.-сост. сб. Г.В. Чиркина. - М. : Просвещение, 2014.-207 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М. : Юрайт, 2013. -460 с.

9. Протасова Е.Ю. Дети и языки: Организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду.

- М. : Центр инноваций в педагогике, 1998. - 254 с.

10. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. A.A. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2011.- 2280 с.

П.Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж : Истоки, 1996. - 237 с.

12.Соломатина Г.Н. Онтогенетические закономерности развития речи у детей. - Ставрополь : Бюро новостей, 2014. - 98 с.

13.Соломатина Г.Н., Жукова C.B. Влияние билингвизма на формирование произносительной стороны речи // Дефектология. - 2016. - №4. - С. 6066.

14.Черничкина Е.К. Искусственный билингвизм: лингвистический статус и характеристики: авто-реф. дис.... докт. филол. наук. - Волгоград, 2007. -29 с.

СО

1-Н

О CU

-О Û-

ш <

си

THE FORMA T/ON OF THE MORALITY OF POST-WAR SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCA T/ON Pankin Arkady Borisovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Pedagogics, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia E-mail: connotation@mail.ru

Shagaeva Natalia Arcadievna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Pedagogics, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia E-mail: natalya-shagaeva@yandex.ru

The article describes the main directions of solving the problems of education of students in the post-war schools, in the context of physical education: strengthening the health of students; humanization of the pedagogical process in schools; the fight for conscious discipline; discusses the role of methods of coercion, rewards and punishments in the system of means of educational influence on students who lived in the post-war time.

Keywords: physical education; methods of coercion and punishment; educational measures; strengthening discipline; the postwar school.

•х.

>

<

I ш

з: ж а

60

УДК 373,5:796.011.1 ВАК РФ 13.00.04

© Панькин А.Б., 2016 © Шагаева Н.А., 2016

<

а ш

с

ПАНЬКИН Аркадий Борисович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Республика Калмыкия connotation@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСЛЕВОЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье раскрываются основные направления решения проблемы воспитания учащихся в послевоенных школах, в контексте физического воспитания: укрепление здоровья учащихся; гуманизация педагогического процесса школ; борьба за сознательную дисциплину; аргументируется роль методов принуждения, поощрения и наказания в системе средств воспитательного воздействия на учащихся, которые жили в условиях послевоенного времени. Ключевые слова: физическое воспитание; методы принуждения и наказания; воспитательные меры;укрепление дисциплины; послевоенные школы.

I

ШАГАЕВА Наталья Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Республика Калмыкия nataiya-shagaeva@yandex.ru

В современном обществе происходят изменения в социальной сфере, которые затрагивают духовный мир человека, его нравственность, трактующейся как высший уровень развития и саморегуляции личности, способность ставить цель, проектировать действия, мыслить, определять мотивы, проявлять волевые усилия, руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Нравственность: 1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе. 2. Моральные качества человека. Это, забота о человеке, стремление предпринять что-то для улучшения духовно-нравственного климата общества [6].

Школа как социальный институт готовит, прежде всего, личность, способную продуктивно жить в современном социуме [1,24-30]. Пересмотр и переосмысливание образовательных парадигм вызван глубоким пониманием учительства того, что именно в этой сфере существуют многие деструктивные корни проблемы современного общества, существование которого невозможно без полноценного качественного функционирования воспитания нравственной личности.

На современном этапе проблема физического воспитания приобретает особую актуальность и значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы физического воспитания учащихся в условиях пересмотра и переосмысления существующих образовательных парадигм.

Теория и педагогический опыт свидетельствуют о том, что система образования в разные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой нравственности. Они затрагивают и систему физкультурного образования. Обновление физкультурного образования предполагает ее демократизацию, гуманизации, создание условий для гармонизации физического и духовного развития, возникновения потребности в физическом и духовном самосовершенствовании. Учитель физической культуры передает учащимся знания, умения и навыки. При этом он помогает формированию у юношей и девушек духовно-нравственные ценности [1,56-61].

В послевоенной стране экономический кризис явился толчком для переоценки ценностей, что повлекло за собой такие явления, как равнодушие, черствость, некоторой части молодежи безразличное проявление форм девиантного поведения (преступность, алкоголизм) - эти реалии актуализируют важнейшую задачу - формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения [3,14].

Проблема воспитания посредством физкультуры, формирования системы духовно-нравственных ценностей носит комплексный и

межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей педагогики, общей и социальной психологии, философии, физиологии, физической культуры. Данная проблема является темой специального научного изыскания. Мы же сконцентрируем свое внимание на проблемах формирования нравственности школьников в послевоенное время на уроках физической культуры.

Воспитание как один из важнейших разделов педагогической науки становится приоритетным направлением в деятельности учреждений системы образования. Учитель является ключевой фигурой, от его личности зависитто, какими будут воспитуемые [5,7-12]. Существующие воспитательные проблемы могут послужить поводом к пересмотру и смене устоявшего понимания и принятия физического воспитания педагогами современной школы.

В истории физического воспитания в школах страны особое место занимает послевоенный период. Изучение архивных материалов, литературных источников позволяет выявить основные направления решения проблемы воспитания учащихся в контексте физического воспитания: укрепление здоровья учащихся; гуманизация педагогического процесса школ; борьба за сознательную дисциплину. Ориентация процесса физического воспитания на прошлый позитивный опыт обязывает учительство критически переосмыслить педагогическое наследие и взять из негото, что не утратило своей ценности в наши дни [7].

Обозначенные направления в послевоенных школах осуществлялись с учетом ряда требований, которые предъявляло Министерство просвещения РСФСР в связи с переходом на новое содержание образования, изменениями сроков обучения и программ. Послевоенные социально-экономические условия, пересмотр и переосмысливание образовательных парадигм,укрепление материально-технической базы школ сопровождались изменением содержания, форм, методов физического воспитания учащихся, значительным ростом воспитательной работы.

Учителя школ учебно-воспитательный процесс подчиняли единым требованиям, выработанным Министерством просвещения РСФСР, в которых преимущественно преобладали методы убеждения и меры принуждения, хотя допускались и другие воспитательные меры: разъяснение, показ хороших примеров, чтение детской и юношеской художественной литературы, создание общественного мнения, поощрение. Используемые учителями меры

поощрения и принуждения в контексте физического воспитания доказывали, что без дисциплины невозможно плодотворное обучение и воспитаниеучащихся, что необходимо соблюдение всех требований разумного и строгого распорядка школы, беспрекословного и добросовестного выполнения взятых на себя общественных обязанностей. Во всех школах края был установлен твердый режим и четкий внутренний распорядок работы, утвержден строгий контроль за его выполнением [4, л. 176].

На основе единых требований педагогами школ были разработаны "Правила для учащихся", главной целью которых являлось воспитание физически крепких, здоровых и дисциплинированных учащихся [4, л. 180], а для родителей была усилена работа лекторских групп, силами которых читались лекции на темы: "Методы воспитания сознательной дисциплины детей"; "Здоровье ребенка", "Спорт в жизни ребенка", "Роль семьи и коллектива в воспитании ребенка"; "Меры поощрения и наказания ребенка в семье"; "Гигиена школьника". По мере возможности организовывалось дежурство родителей в школах, кинотеатрах, клубах, избах-читальнях и других общественных местах [4, л. 183].

По инициативе районных и городских отделов народного образования, исполкомами городских и районных советов депутатов трудящихся были внесены обязательные решения "О правилах поведения учащихся в общественных местах". Этими решениями запрещалось неорганизованное посещение школьниками кино в вечернее время, определены сроки пребывания их в общественных местах, запрещалась продажа детям табачных товаров и спиртных напитков из магазинов, повышалась ответственность и устанавливалась материальная ответственность родителей за поведение их детей [4, л. 181 ].

В школах проводились разъяснительная работа с родителями и общественностью по укреплению дисциплины школьников, профсоюзные собрания, на которых разъяснялось обязательное выполнение документа "О правилах поведения учащихся в общественных местах" [4, л. 180]. Воспитательное воздействие в улучшении дисциплины учащихся имели уроки физической культуры и военно-спортивная работа, цель которых состояла в укреплении здоровья и борьбе за сознательную дисциплину учащихся [4, л. 182]. Уроки физического воспитания были направлены на оздоровление учащихся, привитие им организованности, дисциплинированности, трудолюбия, друж-

Ф

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

S

61

бы, коллективизма, любви к Родине, партии, вождю трудового народа.

Особую роль выполняли классные руководители, которые начинали свою работу по укреплению дисциплины с изучения детского коллектива. В этих целях они проводили наблюдения за учащимися вовремя каждого урока физической культуры и военно-спортивной работы, беседовали с учащимися и родителями, изучали результаты спортивных достижений учащихся, следили за их успеваемостью, участием во внешкольных и внеклассных спортивных мероприятиях, проводили в начале урока политинформации, беседы на политические, исторические, литературные, естественнонаучные и другие темы, в которых подчеркивали приоритет нашей Родины в различных областях знаний, изучали биографии вождей, политических деятелей, ученых, при этом подчеркивали их мужество, героизм, настойчивость. Например, "Быть таким, как Олег Кошевой", "Дети в СССР и капиталистических странах" [4, л.178].

Классные руководители проводили работу поукреплению дисциплины школьников с проверки их личных дел с целью формирования мнения об учащихся, свои выводы они записывали в дневник классного руководителя. В течение первой четверти А.Б. Волк изучила быт всехучащихся, посетила все уроки физической культуры с целью выяснения соблюдения учащимися "Правил" и создания общей картины успеваемости каждого [4, л. 179].

Другие классные руководители больше уделяли внимание изучению индивидуальных особенностей школьников. Согласно Приказу Министерства Просвещения №1092 о проведении и организации всех видов внешкольной и внеклассной деятельности, в школах края классные руководители наладили работу спортивных кружков, читательских конференций, проводили школьные вечера, коллективные посещения учащимися кино, театров, музеев, экскурсии. На ученические собрания и вечера приглашались выпускники школ, участники Великой Отечественной войны, стахановцы, Герои социалистического труда, которые жизненными примерами храбрости, самоотверженности, железной дисциплины, помогали учительству дать правильное направление воспитания детей. После таких бесед недисциплинированным учащимся поручались ответственные участки в работе школ, и они уже проявляли примеры организаторов на повышение дисциплины [4, л. 176].

При этом организовался обмен опытом работы. Значительно уменьшилось количество учащихся со сниженными оценками по дисциплине. У учащихся школ повысилось чувство благодарности за заботу партии и правительства о молодежи. Этим чувством проникнуты мысли учащихся, выраженные в их сочинениях, ответах на уроках и экзаменах, в детском художественном творчестве, в поведении. У многих школьников повысилось чувство коллективизма и товарищества. Детская любознательность, желание больше узнать, проверить свои знания на практике нашли свое выражение в огромной спортивной внеклассной и внешкольной работе, которую выполняют школьники под руководством учителей. Особенно большое влияние на укрепление дисциплины оказало владение журнала поведения учащихся. У большинства школьников стало все больше обнаруживаться стремление быть записанным в журнале на странице поощрения, но главную роль ведения журналов поведения учащиеся многие учителя понимали неправильно [4, л. 185].

Директора средних школ разрабатывали специальные графики проведения классных собраний, на которых обсуждались вопросы, что значит быть дисциплинированным; для чего нужен спорт; встреча ученика со старшими в школе, на улице, в общественных местах; почему нельзя курить в детском возрасте; в какие спортивные игры полезно играть школьникам. Силами работников районов и педагогических кабинетов проводились семинары, на которых рассматривались вопросы укрепления физического здоровья учащихся; воспитания сознательной дисциплины, чувства коллективизма. С помощью детских коллективов многие классные руководители успешно разрешали ряд важных вопросов школьной жизни. Например, классный руководитель Г.В. Зиб-рова поставила перед детьми задачу, чтобы класс был самым спортивным и дисциплинированным в школе [4, л.177].

В соответствии с Приказом Министра просвещения РСФСР №1092 возрос авторитетуче-нических комитетов. В связи с этим с целью укрепления дисциплины учащихся во II полугодии в большинстве школ была оживлена деятельность всех видов школьного самоуправления: учкома, классных старост, редколлегии. Учащиеся, получившие замечания в журналах поведения, обсуждались на заседаниях учкома. Стенная школьная и пионерская печать рассказывала, как надо вести себя отдельным школьникам, какую огромную пользу прино-

сит детям правильный режим дня и хорошая дисциплина. На линейках, классных собраниях, торжественной части вечеров объявились благодарности лучшим учащимся, о дисциплини-рованныхучащихся писали в стенных газетах. В качестве меры наказания, кроме индивидуальных и публичных замечаний, вынесения выговоров, снижения оценки по поведению, учащиеся переводились в другие параллельные классы, их проступки обсуждались на педагогических советах с вызовом родителей, недисциплинированных учащихся лишали права посещать школьные вечера, спортивные соревнования и другие внеклассные мероприятия. Нарушители дисциплины обсуждались на классных собраниях, где товарищи выносили то или иное порицание. С целью укрепления дисциплинированности учащихся большинству из них давались общественные поручения [4, л. 182].

Таким образом, огромным потенциалом в формировании нравственности школьников обладают уроки физкультуры. Значительная роль в системе средств и методов воспитательных воздействий в послевоенной школе отводилась методам принуждения и наказания, которые были оправданы тяжелейшими условиями времени. При этом результативность уроков возрастает, когда контроль учителя сочетается с самоконтролем школьников.

Опыт привлечения общественных организаций, семьи и родительской общественности к воспитательной деятельности может использоваться в современной воспитательной системе с целью формирования личностных качеств учащихся: нравственности, дисциплинированности, ответственности, выносливости, силы духа, коллективизма.

Литература:

1. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей педагогическому творчеству. Новые исследования в педагогических науках. - М., 1991. - С. 24-40.

2. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирования личности. - М. : Мир, 1992.-С. 56-61.

3. Буева Л.П. Духовность с проблемы современного человека // Вопросы философии. - 1996. -№2.-С. 15-18.

4. Государственный архив Ставропольского края. Отчет о работе школ края за 1951-1952 уч. г. // ГАСКФ.Р. 2174 оп. 5 д. 176-196 лл.

5. Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Ф и С, 1998. - С. 7-12.

6. Орфографический словарь русского языка: Более 100.000 слов. / под ред. С.И. Ожегова. - Элиста : Джангар; М.: Локид-Пресс, 2004. - 912 с.

7. Реутова Л.П., Журавлева Ю.И. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18).-С. 47-53.

СО

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

kj^ С Ё

63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDUCATIONAL PHILOSOPHY: FROM THE ALTERNATIVE APPROACHES TO PRAXIOLOGY AND ACADEMISM Semchenko Evgeniy Evgenievich, PhD of Economics, Rosobrnadzor, Moscow E-mail: dep05@obrnadzor.gov.ru

The article deals with solutions of the praxioiogicai problems in the educational philosophy. The author identifies five levels of generalization of the vertically integrated scientific structure of the modern educational system: educational technologies (methods); approaches to education; education sciences; educational concepts; educational paradigms; pictures of educational woridview and educational philosophy. The modern philosophy emphasizes the following diads: ideal/material; religion/science and theory/practice. The article notes that at the present day the theory and practice form a synergetic-emergent system that lives by cyclic laws in the field of hierarchically aligned trends. In this arrangement the practice is diversified in praxioiogy, and the theory gradually becomes academism. According to the author, praxioiogy is an academically sensible practice that aligns the pragmatist structures by way of the model-intellectualized fields. Praxioiogy activates human interaction and today it presents a new look in the philosophical questions. The modern educational philosophy usually proceeds from the fact that the state-of-the-art sciences have both empirical and theoretical level of knowledge. Nevertheless, the person stands on the sidelines. According to the author, in this formulation, there is transition from a dyadic scheme (empirics, theory) to the triune presentation (subject with its effects on the world around and the world around with its system presentation, which creates a flow of events in response to the subject effects and cognizes the subject arsenal which forms the inner flow of the external effects). Activation of human interaction changes the whole philosophical picture.

Keywords: praxeoiogy; theory and practice; educational philosophy; academism.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ АЛЬ ТЕРНА ТИВНЫХ УДК 37 ПОДХОДОВ К ПРАКСИОЛОГИИ И АКАДЕМИЗАЦИИ ВАК РФ 13.00.01

Статья посвящена проблемам решения праксиологических проблем в фило- @ Семченко Е.Е., 2016 софии образования. Автор выделяет пять уровней обобщения вертикально-интегрированной научной структуры современной системы образования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.