Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия обеспечения эффективности физического воспитания в учреждениях образования'

Социально-педагогические условия обеспечения эффективности физического воспитания в учреждениях образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL EDUCATION / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Татьяна Владимировна, Шутьева Елена Юрьевна, Нагорных Виктория Николаевна

В статье теоретически обоснованы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений. Рассмотрена деятельность педагогов и образовательных учреждений по физическому воспитанию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Татьяна Владимировна, Шутьева Елена Юрьевна, Нагорных Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical conditions of effectiveness of physical education in educational institutions

The article is theoretically grounded in socio-pedagogical conditions providing the effectiveness of physical education of students of educational institutions. Consider the actions of educators and educational institutions for physical education students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия обеспечения эффективности физического воспитания в учреждениях образования»

Именно с детских впечатлительных лет необходимо пробудить чувство и осознание того, что для блага этой родины и для блага этого народа необходимо учиться, поскольку, национальная идея выражается не только в стремлении, чувствах и деятельности, вытекающих из эгоистических мотивов, из инстинкта национального самосохранения. Она, кроме того, выражается в той доли участия, которая выпадает нации на поприще осуществления обще-человеческихзадач. Национальная честь и гордость, в самом высшем значении этих понятий, получают наибольшее удовлетворение от всемирного признания за нацией тех или иных заслуг в области духовного творчества, в области науки, литературы и искусства, а также в области практического строительства общественно-социальной жизни, приближающегося к всемирному идеалу.

И тогда, не забывая собственных выгод и прав и собственных национально-эгоистичес-кихзадач,молодые граждане вместе стем смогут научиться уважать права других наций и по достоинству ценить общие, выше всех национальных отличий стоящие, интересы мира, прогресса, культуры, духовного творчества и социальной справедливости. Отсюда молодое поколение сможет воспитать в себе живое стремление ктому, чтобы национальный вклад

в это общечеловеческое достояние, в это хранилище самых святых упований человечества на лучшее будущее соответствовал величию и славе Родины.

Примечания:

1. Федеральный Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". Текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. - М. : ЭКСМО, 2016.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 г.). - М., 2016.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. - М. : Просвещение, 2011.

4. Буткевич А. О новых путях в воспитании //Вестник воспитания. - Т. 4. - М.,1908. - С. 123-143.

5. Александровское коммерческое училище, основанное московским биржевым обществом. Его учебные и воспитательные задачи. - М., 1885. - С. 35.

6. Там же. - С. 36-37.

7. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии детей. - СПб., 1908.

8. Там же.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Да-нилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А - М., 2011. -С.12.

Ю.Роков Г. Учение и поведение современной школьной молодежи // Вестник воспитания. - Т. 3. - М.,1907. - С. 28-56.

П.Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. - СПб., 1908.

SOCIO-PEDA GOGICA L CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Butenko Tatiana Vladimirovna, Senior Professor Shut'eva Elena Jurievna, Senior Professor Nagornyh Vicktoria Nickolaevna, Senior Professor

institute of Physical Culture and Sports, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The article is theoretically grounded in socio-pedagogicai conditions providing the effectiveness of physical education of students of educational institutions. Consider the actions of educators and educational institutions for physical education students.

Keywords: socio-pedagogicai conditions; physical education; extra-curricular activities.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ удк 372.8 ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье теоретически обоснованы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений. Рассмотрена деятельность педагогов и образовательных учреждений по физическому воспитанию учащихся.

Ключевые слова: социально-педагогические условия; физическое воспитание; внеклассная работа.

ВАК РФ 13.00.04

© Бутенко Т.В., 2017 © Шутьева ЕЮ., 2017 © Нагорных В.Н., 2017

Проблемы совершенствования системы физического воспитания учащейся молодежи приобретают особую актуальность в новых со-

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

30

БУТЕНКО Татьяна Владимировна,

преподава тель

ШУТЬЕВА Елена Юрьевна,

преподава тель

НАГОРНЫХ Виктория Николаевна,

преподава тель

Институт физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

циалы-ю-экономических условиях. Анализ процессов физического становления и развития личности школьников побуждает к пересмотру и перестройке организационно-методических основ и содержания физического воспитания. Особую значимость решение обозначенных проблем приобретает в специфических условиях интенсификации учебного процесса образовательныхучреждений, что вызывает перенапряжение физиологических систем учащихся, снять которую в состоянии систематические занятия физическими упражнениями.

Необходимы поиски и внедрение новых эффективных форм и методов физического воспитания школьников в образовательных учреждениях.

Изучение современного опыта и обобщения теоретических результатов исследований в области физического воспитания свидетельствуют, что ее эффективность в значительной степени зависит от создания и соблюдения определенных социально-педагогических условий, при которых достигается взаимосвязь различных компонентов этой работы.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем внешние по отношению к личности ученика обстоятельства среды обучения и воспитания, которые побуждают к качественным изменениям личности ученика. Социально-педагогические условия -это способ формирования, а физическое воспитание - процесс и результат формирования соответствующего, что переживается субъективно.

В результате анализа теории и практики исследуемой проблемы нами были выявлены социально-педагогические условия, позволяющие рассматривать работу образовательныхучреждений как деятельность, имеет значительный воспитательный потенциал для решения современных задач физического воспитания в этих заведениях.

Положительное отношение учащихся лицеев и гимназий к занятиям физической культурой может быть произведено, во-первых, через формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, во-вторых, через поиск и определение жизненных ценностей (здоровье, физическое совершенство и тому подобное).

В целом процесс формирования интереса к физической культуре и спорту связан, с одной стороны, с созданием условий - наличие секций, кружков, проведение конкурсов, соревнований; с другой -с выявлением интересов, с включением учащихся в деятельность, соответствующую их спортивно-оздоровительным интересам.

Положительное влияние физических упражнений возможно лишь при условии их систематического выполнения, что перерастает в привычку и потребность. Для формирования такой потребности, по мнению ученого, необходимо пробудить в учениках интерес к занятиям физической культурой и вовремя поощрить их к различным видам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Физкультурно-оздоровительная активность учащихся - ключевое звено в процессе формирования привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Активность личности понимается как способность человека участвовать в общественно значимых изменениях на основе освоения богатств материальной и духовной культуры. Поэтому, на наш взгляд, физкультурно-оздоровительная активность - это внутреннее стремление ученика к активному участию в различных видах физкультурно-

спортивной деятельности и поиск им самостоятельных путей своего физического совершенствования.

Активность учащихся зависит от мотивов. Важной целью воспитательной деятельности является обеспечение положительной мотивации личностного совершенствования. Поэтому перед современной школой стоит проблема формирования действенных мотивов, привитие интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой. Сделать это можно, только устранив жесткую регламентацию, которая сдерживает инициативу, самостоятельность и творчество учителя и учащихся, подрывает интерес к занятиям [5, С. 132].

В современных публикациях, посвященных совершенствованию физического воспитания, внимание акцентируется на решении проблемы формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций, потребностей, стремлений и мотивов к занятиям физической культурой [4, С. 8].

Отметим, что положительное отношение учащихся к занятиям физической культурой должно формироваться через осознание воспитанниками необходимости в своем здоровье, которое признается одним из важнейших социальных факторов здоровья общества в целом, создания благоприятных экологических условий, эффективной системы воспитания, образования и организации производства. Под "здоровьем" понимают динамическое состояние человека, обеспечивающее ее полноценное биосоциальное функционирование, физическую и интеллектуальную работоспособность, а также способность к приспособлению в окружающей среде. Слово "health" (здоровье) происходит от английского "whole" (целый, целостный), что означает законченность, совершенство организации,то есть жизненную надежность, гармонию функций, энергию и свободу от любых напряжений и скованности [3, С. 52].

Одним из педагогическихусловий эффективной организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений является систематическое использование в учебно-воспитательном процессе образовательно-воспитательных возможностей межпредметных связей профильных дисциплин.

Особенности межпредметных связей в преподавании физической культуры определяются современными общими целями воспитания, направленными на нравственное, физическое, эстетическое совершенствование личности.

Однако мы учитывали также, что физичес-

кая культура как каждая учебная дисциплина имеет свою структуру, нарушение которой лишь ради межпредметных связей может привести к ломке внутреннепредметной взаимосвязи понятий, системности предметных знаний. Мы решали эту проблему через творческое использование каждым учителем тех базисных компонентов и возможностей профильных дисциплин и углубленных курсов обучения, которые дают программы образовательных учреждений (в том числе авторские). Они ориентируют каждого учителя на осмысление, активизацию и творческое применение интегрированныхзнаний при формировании умений и навыков здорового образа жизни, физической закалки и тому подобное [2, С. 152].

Мы рассматриваем межпредметные связи профильных дисциплин образовательных учреждений, соблюдение которых способствует эффективному решению задач физического воспитания учащихся лицеев и гимназий.

Следующим условием эффективности физического воспитания является приобретение студентами необходимого опыта физического самосовершенствования в процессе внеклассной работы.

Теория и практика физического воспитания показывают, что самоорганизация учащихся в этой области способствует более полному раскрытию их потенциальных возможностей, обеспечивает формирование у них интереса к занятиям физической культурой и спортом, активизирует мышление, побуждает к более глубокому усвоению программного материала по теоретическим основам физического воспитания и формирования умений активно приобретать знания.

Как свидетельствует практика физического воспитания, большинство учащихся не занимаются самостоятельно физическими упражнениями из-за отсутствия специальных знаний и умений в этой области, доступных рекомендаций и учебных пособий по вопросам методики проведения самостоятельных занятий [6, С. 216]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разработать и целенаправленно применить комплекс педагогических средств, который обеспечил бы оказание учащимся помощи в приобретении знаний и формировании умений осуществления самостоятельной работы по физической культуры с целью физического совершенствования в процессе внеклассной работы.

Как свидетельствует практика физического воспитания, одной из действенных форм

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

32

внеклассной работы по физическому воспитанию являются занятия в физкультурных кружках, спортивных секциях по отдельным видам спорта: баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике и т. д, группах здоровья, группах общей физической подготовки.

Привлечение учащихся указанных форм способствует повышению двигательной активности учащихся; сознательному отношению к физической культуре, а в целом и к состоянию своего здоровья; воспитанию потребности к занятиям физической культурой и спортом; совершенствованию двигательных умений и навыков.

Для широкого привлечения учащихся к занятиям в спортивных секциях и кружках следует практиковать такие популярные у учащихся виды спорта, какатлетическая гимнастика - бодибилдинг - система упражнений с отягощениями с целью достижения совершенной строения тела; паулифтинг - силовое троеборье (упражнения со штангой: жим лежа, приседания, тяга); ритмическая гимнастика - один из видов гимнастики, содержанием которой является выполнение различных простых по технике физических упражнений; шейпинг - система занятий физическими упражнениями для девушек, включает ритмическую гимнастику и индивидуальную работу по атлетизму с целью формирования красивой фигуры с ориентированием на выбранную модель и другие.

Следующая форма по физическому воспитанию - массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Передовая педагогическая практика свидетельствует, что при проведении таких мероприятий следует придерживаться нескольких практических советов. Использование элементов соревнований по физическому воспитанию открывает широкие возможности для повышения эмоционального тонуса и активности учащихся.

Любые соревнования должны проводиться таким образом, чтобы и зрители желали принять в нихучастие вместе со своими друзьями, семьями. Обязательными условиями этого процесса является яркое оформление мест проведения соревнований; выставление стендов об истории команд, фотографий игроков; организация выставок спортивной атрибутики; выступления перед зрителями комментаторов, ветеранов спорта; проведение конкурсов, викторин; содержательное музыкальное оформление соревнований.

Соревнования подразделяются на неклассификационные и классификационные. Клас-

сификационные соревнования - это те, которые проводятся в соответствии со спортивной классификацией и правилами соревнований, требуют длительной, последовательной работы. Поэтому в соревнованиях по ряду видов легкой атлетики, гимнастики, волейбола, баскетбола участвует незначительная часть учащихся. В связи с этим целесообразно проводить так называемые неклассификационные соревнования. Участие в них не дает права на присвоение разрядов, поскольку: 1) они не предусмотрены спортивной классификацией; 2) их программа определенным образом отклоняется от классификации; 3) при их проведении иногда нарушаются правила соревнований. К таким соревнованиям относятся все мини-игры на площадках, неподходящих размеров, с сокращением времени, использованием нестандартного инвентаря, измененным количеством игроков, с разрешенным частичным нарушением отдельных правил и др. [1, С. 190].

Бесспорно, система воспитательных мероприятий в составе организационных форм может быть оптимальной, если она осуществляется путем применения разнообразных методов и методических приемов физического воспитания. Специально упорядоченная совокупность методов, методических приемов, средств и форм с учетом особенностей функционирования лицеев и гимназий, а также состояния исследуемой проблемы на практике, помогла нам при создании соответствующей методики.

Одним из важных условий эффективного проведения работы по физическому воспитанию является подготовка учителей к проведению внеклассной работы по физическому воспитанию в специфических условиях лицеев и гимназий.

Как известно, качество профессиональной подготовки учителя оценивают уровнем его готовности к выполнению профессиональных умений, навыков. Проблема готовности в течение многих лет исследуется педагогами и психологами. Многочисленные подходы ктрак-товке этого понятия обусловлены задачами и спецификой деятельности, что изучается в каждом конкретном исследовании.

Так, психологи, исследуя феномен готовности, решают проблему взаимосвязи между состоянием ее сформированности и эффективности деятельности личности. Педагоги выделяют факторы, условия и средства, благодаря которым можно эффективно управлять процессом становления и развития готовнос-

ти специалиста к профессиональной деятельности.

Обосновывая указанное условие, мы опираемся на положение о том, что непрерывный процесс накопления и обновления теоретико-методических знаний является важным критерием компетентности учителей физической культуры, показателем их реального профессионального мастерства, которое включает, наряду с вышеуказанным, такие составляющие компоненты:

- целемотивационный - профессионально-педагогическую направленность и ориентацию на достижение высоких результатов в работе;

- самоактуализацию и самореализацию в профессионально-педагогической деятельности;

- содержательный - глубокие знания теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, которые раскрывают внеклассную работу по физическому воспитанию с содержательной стороны;

- операционную - систему умений и навыков саморозвивающейся и саморегуляционной деятельности, наличие необходимых лич-ностно-профессиональных качеств для результативной деятельности.

Анализ теоретических основ проблемы исследования, а также изучение современной практики деятельности образовательных учреждений позволяет определить и обосновать социально-педагогическиеусловия, обеспечивающие эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений.

Перспективы дальнейших исследований. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы физического воспи-

тания учащихся образовательныхучреждений. Дальнейшего исследования требуют проблемы обеспечения личностно-ориентированно-го подхода к физическому воспитанию учащихся образовательных учреждений, выявление путей его реализации в специфических условиях деятельности учреждений нового типа, учет особенностей работы с учащимися различных профилей и подготовки.

Примечания:

1. Кононец В.В. Современные проблемы организационно-содержательного обеспечения физического воспитания студентов вуза / В.В. Кононец // Нижегородское образование. - 2013. - № 1. -С. 188-192.

2. Пенионжек Е.В. Физическое воспитание в образовательных организациях: аспекты информационного обеспечения / Е.В. Пенионжек, C.B. Кузнецов // Сборник статей Международной научно-практической конференции : в 3-х частях. -2016. - С. 151-153.

3. Поляков А.Ю. Эстетическое воспитание в дисциплине прикладная физическая культура как средство обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности / А.Ю. Поляков // Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. -2016. - С. 50-54.

4. Пономарев В.В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания студенток медицинского вуза/ В.В. Пономарев, Е.М. Двор-кина // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 21.

5. Стручков В.И. Физическая культура как средство обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе / В.И. Стручков // Международная электронная научно-практическая конференция: электронный ресурс. - 2015. -С. 131-133.

6. Фонарев Д.В. Методическое обеспечение физического воспитания школьников оборонно-спортивного класса / Д.В. Фонарев // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. - 2013. - С. 216-217.

MAIN ASPECTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONSAND EMPLOYERS AS ONE WAY OF SOL VING THE PROBLEM OF DEMAND FOR EDUCA TIONAL SERVICES Vakulenko Tatiana Vladimirovna, Postgraduate student Babok Svetlana Nikolaevna, Postgraduate student

Department of Economics and Management, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical institute, Nevinnomyssk

The article deals with modern conditions of development of effective market of educational services, which is one of the decisive factors of development of economy and society. Proposed modernization of the integration process of educational services with customers allows customers the professional personnel to participate in the formation and equipping of the training program.

Keywords: the market of educational services; professional staff; competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.