ный и др.) являлось углубление знаний учащихся по программному материалу и патриотическое, идейно-политическое, нравственное воспитание учащихся на лучших образцах литературы, истории, искусства, географии и спорта, на примере выдающихся ученых, путешественников, изобретателей и спортсменов в различных их открытиях в области науки, техники, культуры и спорта [8, л.194-197].
Поэтому в работе кружков значительное место занимали чтение художественных, исторических произведений, просмотр и обсуждение кинофильмов на исторические темы "Иван Грозный", "Петр Первый", "Сталинградская битва", "Падение Берлина", изучение деятельности великих полководцев и флотоводцев прошлого (Д.М. Донской, Ал. Невский, А. Суворов, М. Кутузов, С. Макаров, П. Нахимов и др.), знакомство с открытиями великих русских путешественников и исследователей, прославивших русскую науку, спортсменами и их достижениями.
Для идейно-политического воспитания в школах края еженедельно проводились политинформации, часы внеклассного руководителя, беседы с учащимися, школьные лектории, систематически выпускались стенные газеты, а к знаменательным датам - школьные журналы, альбомы и монтажи [8, л.190].
Во внешкольное время учащиеся принимали активное участие в общественно-полезной работе, в экскурсиях, походах, спортивных соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности. Итоги своей работы школьники демонстрировали на городских и районных выставках детского творчества [8, л. 191].
Внешкольная и внеклассная работа в послевоенные годы стала массовой, а формы и содержание ее правильно отвечали делу воспитания учащихся.
Прогрессивные идеи в воспитании подрастающего поколения имеют ценный педагоги-
ческий опыт, поскольку выпускники послевоенных школ отличались высоким уровнем воспитанности, культурой речи, патриотизмом, идейно-политическим развитием,активным участием в общественной жизни, начитанностью и прочными практическими навыками.
Таким образом, многие идеи в воспитании учащихся в послевоенное время являются до сих пор актуальными и могут использоваться педагогами современных школ.
Литература:
1. Алиева Б.Ш. Перестройка физического воспитания в общеобразовательных школах в первые годы Великой Отечественной войны / Б.Ш. Алиева // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 1. -С. 1-8.
2. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: (история, теория, практика) /Х.Х.- М. Батчаева.- Казань : Изд-во Казанского университета, 2002. - 417 с.
3. Бозиев P.C. Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX - нач. XX в.: этапы, движущие силы и механизмы : дис.... д-ра пед. наук. - М., 2009.-319 с.
4. Койчуева A.C. Физическое воспитание как фактор подготовки к труду в этнопедагогике карачаевцев и балкарцев / A.C. Койчуева // Сравнительная педагогика и проблема образования в современном мире.- Карачаевск : КЧТПУ, 1999. -С. 35-38.
5. Панькин А.Б., Шагаева, H.A. Формирование нравственности учащихся послевоенной школы физического воспитания/ А.Б. Панькин, H.A. Шагаева // KANT. - 2016. - № 4 (21). - С. 59-63.
6. Реутова Л.П. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18). - С. 47-53.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: от 17 декабря 2010 г. -№ 1897. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070507/
8. Государственный архив Ставропольского края ф.р.2174 оп 5 д. 166. Л.6-13; Л.190-211.
MODEL OF FORMATION OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FIELD OF SERVICE IN THE COURSE OF STUDYING OF ALL-TECHNICAL DISCIPLINES
Bondareva Galina Alexeevna, Senior Lecturer, Department of Information Technoiogiesand Electronics, Technological institute of Service (branch) Don State Technical University, Stavropol E-mail: galin7igimail.ru
in article the model methodology on forming of information and technological training of bachelors of service is stated. The model is based on the following structural blocks: target, substantial, technological and productive, in model the following principles are marked out: adequacy, accuracy, accuracy, universality, in article the author notes that forming of information and technological competence of the bachelor of service happens if content of preparation represents complete pedagogical process and is performed in the context of kompetentstny approach. The emphasis in this model is placed on use of information technologies in training of the engineer.
Keywords: model; information technologies; information and technological competence; levels of formation of components; motivational; cognitive; activity.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье изложена методология модели по формированию информационно-технологической подготовки бакалавров сервиса. Модель основана на следующих структурных блоках: целевом, содержательном, технологическом и результативном. В модели выделены следующие принципы: адекватность, точность, точность, универсальность. В статье автор отмечает, что формирование информационно-технологической компетентности бакалавра сервиса происходит, если содержание подготовки представляет собой целостный педагогический процесс и осуществляется в контексте компетентстного подхода. Акцент в данной модели сделан на использование информационных технологий в подготовке инженера.
Ключевые слова: модель; информационные технологии; информационно-технологическая компетентность; уровни сформированное™ компонентов; мо-тивационный; когнитивный; деятельностный.
Способ создания моделей в педагогике называется моделированием. В последнее время моделирование становится самым актуальным методом в педагогических исследованиях. Существуют различные типы моделей. Концептуальная модель рассматривается как абстрактная модель, определяющая структуру моделируемой системы, свойства её элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования.
Приоритетным началом для разработки модели является выделение ее принципов. В контексте исследования делается упор на основные принципы моделирования:
- адекватность, то есть соответствие модели исходной реальной системе и учет, прежде всего, наиболее важных качеств, связей и характеристик;
- точность, то есть степень совпадения полученных в процессе моделирования результатов с заранее установленными, желаемыми;
- универсальность, то есть применимость модели к анализу ряда однотипных систем в одном или нескольких режимах функционирования.
Модель основана на четырех основных структурных компонентах: целевом, содержательном, технологическом и результативном.
Цель определяет используемые методы решения поставленной задачи, средства, например, программная среда, и отображение результатов исследования, является центральным системообразующим компонентом и представляет собой, по В. Д Шадрикову, продуцирование определенного желаемого результата.
Опираясь на высказывания В.Д. Шадрикова, цель данной концептуальной модели - создание педагогических условий для формирования информационно-технологической компетентности будущих инженеров в области сервиса в процессе обучения в вузе. Данная компетентность позволит эффективно осуществлять профессиональную деятельность на основе информационных технологий [1].
Задачами являются:
- анализ информационно-технологической подготовки будущих инженеров в области сервиса в контексте компетентностного подхода и информатизации образовательного процесса;
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
> Бондарева Г.А., 2017
О си
Ь-
0-<
си си
Ё
БОНДАРЕВА Галина Алексеевна, старший преподаватель, кафедра Информационных технологий и электроники, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь [email protected]
- внедрение модели в образовательный процесс и обоснование эффективности ее использования.
Содержательный компонент модели отражает проектирование содержания информационно-технологической подготовки, результатом которой будет сформированность * информационно-технологической компетентности.
у Под содержанием подготовки понимается конкретный объем знаний, умений, навыков ^ по общетехническим дисциплинам, которые ^ выбраны в качестве экспериментальных на щ основе определенных дидактических принци-3: пов [2].
^ В контексте проводимой опытно-экспери-Ц ментальной работы проектирование содержания дисциплин осуществляется на основе сле-^Г дующих принципов: фундаментальности, Ц- прикладной направленности, непрерывности,
0 сетевого характера, преемственности.
Принцип фундаментальности обусловлен ££ быстроменяющимися информационными тех-
1 [ I нологиями, которые трансформируют требо-^ вания к профессиональной подготовке инже-
8 неров.
Принцип прикладной направленности содержания подготовки обеспечивается сочетанием теоретических, предметных и практи-ко-ориентированных знаний, а именно, изучением информационных технологий и освоением конкретных программных продуктов для использования в своей профессиональной деятельности.
Принцип непрерывности образования связан с постоянным обогащением системы знаний и овладением студентами способами самообразования.
Принцип сетевого характера обеспечивается за счет реализации образовательных потребностей во время обучения в вузе и во время самостоятельного обучения в любое время, в любом месте.
Принцип преемственности предполагает согласованность между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения.
Для формирования информационно-технологической компетентности будущих инженеров в области сервиса необходимо включить в содержание подготовки темы, связанные с информацией и информационными технологиями, их компонентами, с математическим и компьютерным моделированием, с проектированием информационных систем и Интернет-технологий.
В контексте исследования проектирование содержания информационно-технологической подготовки будущего инженера в области сервиса основано на знаниях в области инженерной и компьютерной графики.
Рамки исследования предполагают включение в содержание инженерной графики тем, связанных со средствами и методами графического моделирования трехмерного пространства, с графическими основами геометрического моделирования во взаимосвязи традиционной и компьютерной технологий инженерной деятельности. В содержание инженерной графики необходимо включить понятия в области: видов проецирования, комплексного чертежа, точки, прямой, плоскости, линии, поверхности их пересечения, развертки поверхностей, способ замены плоскостей проекций. Кроме того, для формирования информационно-технологической компетенции будущему инженеру необходимы знания по решению метрических позиционных задач и др.
Содержательный компонент модели формирования информационно-технологической компетентности предусматривает полноту и вариативность знаний, обеспечивающих единство профессиональной, информационно-технологической подготовки. В данном контексте будущему инженеру необходимы знания в области компьютерной графики: методов использования программно-аппаратного обеспечения компьютерной графики, применения различных цветовых моделей, использования приемов создания векторных примитивов, приемов и средств для работы с растровой и фрактальной графикой, основ работы с ЗР примитивами, формирование навыков работы со специальной литературой и т.д.
Данное содержание способствует формированию когнитивного компонента информационно-технологической компетентности^ именно наличию следующих знаний в области:
- информации и информационных технологий и их компонентов;
- математического и компьютерного моделирования;
- анализа и проектирования информационных систем и Интернет-технологий;
- инженерной графики;
- компьютерной, интерактивной графики и САПР;
- работы с цветом, подбором гармоничных оттенков, использованием необходимых форматов файлов и пакетов обработки графической информации;
- технических и программных средств реализации информационно-коммуникационных технологий.
Следует отметить, что содержание подготовки строится с учетом условий для самостоятельной активности студентов, для формирования их субъектности и способности обучаться в течение всей жизни. В данном случае содержание подготовки будет способствовать: развитию активно-творческого интереса к использованию информационных технологий в инженерной деятельности; мотивации на овладение профессиональными инженерными знаниями, умениями, навыками; постоянному стремлению использовать информационные технологии.
Таким образом, формирование информационно-технологической компетентности происходит, если содержание подготовки представляет собой целостность и проявляется в следующем:
- подход к подготовке осуществляется в контексте компетентностного формата с учетом современных информационных образовательных технологий;
- перестройка содержания общетехнических дисциплин с учетом необходимости формирования информационно-технологической компетентности;
- включение в содержание подготовки дисциплин, направленных на овладение будущими инженерами информационными технологиями.
В логике исследования проанализируем информационный компонент модели формирования информационно-технологической компетентности. Акцент в данном компоненте сделан на использовании информационных технологий в подготовке будущих инженеров в области сервиса.
В настоящее время наиболее актуальными являются электронныеучебные курсы. В современном понимании ЭУК представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами ИТО. В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки: информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный; коррекционно-обобщающий.
Информационно-содержательный блок включает два подблока:
Информационный:
- общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
- сроки изучения данного курса (темы);
- график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
- формы и время отчетности;
- график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
- график консультаций.
Содержательный:
- рабочие учебные планы, учебные и рабочие программы;
- учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
- развернутые планы семинаров;
- список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервераучебногозаведения, материалы Internet;
- глоссарий;
- список тем творческих работ по дисциплине;
- методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:
- системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
- вопросы для текущего самоконтроля;
- вопросы к зачетам и экзаменам;
- критерии оценивания.
В коррекционно-обобщающий блок (результаты педагогического мониторинга образовательного процесса) входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; диагностика учебно-познавательной деятельности; анализ результатов различных видов контроля. Из этих данных в образовательном учреждении формируется база данных, включающая информацию о каждом обучаемом. Таким образом, электронные учебные курсы обладают особой значимостью: функциональная точность, функциональная ограниченность и функциональная перспективность.
По мнению Н.П. Петровой, Р.Э. Гшиянца, М.А. Жаковой, ЭУК обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов:
- достаточный объем материала, соответствие ФГОС ВО, актуальность, новизна и оригинальность;
¥
UJ
S ^
О UJ
< a
UJ
10
- фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;
- педагогическая состоятельность продукта посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУК [3].
Кроме того, в настоящее время актуализируется использование виртуальных лабораторных практикумов, имитирующих работу дорогостоящего стендового оборудования реальных производств.
Простейшие и наиболее часто встречающиеся компьютерные лабораторные работы представляют собой виртуальные аналоги имеющихся натуральных; в ходе их выполнения имитируется работа экспериментатора по снятию результатов и их анализу. Другим вариантом виртуальных практикумов являются учебные вычислительные эксперименты, основанные на методах компьютерного моделирования [4].
Существуют различныетипы компьютерных практикумов, которые, как показало исследование, целесообразно использовать в информационно-технологической подготовке будущих инженеров:
- виртуальная игровая среда, позволяющая получать навыки принятия решений в критических ситуациях;
- лабораторный практикум, призванный прививать и совершенствовать навыки исследовательской работы, помогать углубленному изучению теоретического материала, овладению методами измерения разных величин, ознакомлению с приборами и структурой различных устройств, механизмов и т.д.;
- практикум, предусматривающий решение конкретныхзадач, производство расчетов и др.
В контексте исследования уделяется внимание использованию облачных и дистанционных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов. Данные технологии основаны на применении информационных, облачных и телекоммуни-кационныхтехнологий, технических средств, с помощью которых возможны условия легкого выбора обучаемым образовательных курсов, соответствующих стандартам диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени [5]. При этом особый интерес представляют те технологии, которые ориентированы на обучение в сотруд-
ничестве, на познавательную и исследовательскую работу. Существуют разные виды технологий, предусматривающие использование исследовательских, проблемных методов: обучение в сотрудничестве; кооперативное обучение (метод Jigsaw); метод проектов; технологии проблемного обучения; исследовательский метод; индивидуальное и дифференцированное обучение; модульное обучение; игровые технологии; метод "мозгового штурма" и др., которые так же можно использовать в условиях инклюзивного образования [6].
Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий. Обучение в сотрудничестве - совместное (распределенное) исследование, предполагающее организацию работы в группе. Студенты совместно работают над решением выбранной проблемы, коллективно конструируют учебный процесс, приобретают новые знания.
Технологии кооперативного обучения предусматривают обучение в малых группах, когда каждый работает над своей частью задания до получения общего результата. Затем происходит обмен решениями, поскольку задание считается выполненным при сборе всех результатов. Примером подобной технологии может быть работа по методу Jigsaw. Преподаватель разделяет обучаемых на группы и выдает им задание, используя информационно-коммуникационные технологии. Преподаватель отслеживает и контролирует динамику групповой работы и активность каждого студента, а после завершения оценивает ее. Успешность зависит правильно спланированной учебной деятельности каждого члена группы, а также от способности обучаемых сочетать индивидуальную работу с групповой.
В дистанционном обучении часто применяются игровые технологии с использованием педагогических игр различной направленности: обучающих, тренировочных, контролирующих и обобщающих, познавательных, воспитательных, развивающих; репродуктивных, продуктивных, творческих; коммуникативных, диагностических, психотехнических и т.д. [7].
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал служит средством для игры, в деятельность вводятся элементы соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Успешно применяется и такой метод, как "мозговой штурм", который эффективен в условиях временных ограничений и интенсивного общения в режиме реального времени.
Рисунок 1 - Модель формирования информационно-технологической компетентности будущих инженеров в области сервиса в процесс изучения общетехнических дисциплин
В дистанционном обучении широко используются интернет-ориентированные педагогические технологии: тьюторство; репетиция; переписка; совместная творческая работа; рецензирование; диспут; доклад (презентация); проблемная лекция; собеседование с экспертами [8].
Тьюторство (индивидуальное наставничество) -форма работы с обучаемым, которая подходит для консультации на расстоянии. Репетиция строится на обсуждении итоговой презентации, коррекции и доработке матери-
алов. Переписка предполагает общение с использованием Интернет-технологий, контролируемое преподавателем. При этом для каждого обучаемого выделяются конкретные задачи и определенная тема. Совместная творческая работа реализуется в групповой деятельности студентов в рамках телекоммуникационных проектов. Рецензирование предусматривает обмен студентов рецензиями с комментариями преподавателя. Диспуты обычно посвящаются обсуждению конкретных проблем и проводятся в виде форумов, видеоконференций в
режиме онлайн. Доклады (презентации) также предусматривают сообщения по конкретным темам в режиме онлайн.
Помимо перечисленных выше компонентов разработанная модель включает в себя и результативный компонент.
Результативный компонент модели формирования информационно-технологической компетентности выстроен в соответствии с ее структурой и включает в себя уровни их сформированное™: высокий, средний, низкий. Модель формирования информационно-технологической компетентности будущих инженеров в области сервиса в процесс изучения общетехнических дисциплин представлена на рисунке 1 (см. выше, на стр. 11).
Для получения достоверных данных, исходя из обозначенных критериев, определены уровни сформированности каждого компонента информационно-технологической компетентности.
Мотивационный компонент информационно-технологической компетентности. Высокий уровень: у студентов проявляется мотивация к будущей профессиональной деятельности и активно-творческий интерес к использованию информационных технологий в учебной деятельности. Они мотивированы на овладение профессиональными инженерными знаниями, умениями, навыками, у них присутствует постоянное стремление к познанию информаци-онныхтехнологий. Средний уровень: у студентов проявляется мотивация к будущей профессиональной деятельности, но они не показывают активность в использовании ин-формационныхтехнологий в учебной деятельности, желают овладеть только базовыми профессиональными инженерными знаниями, умениями, навыками, у них присутствует интерес к познанию информационных технологий. Низкий уровень: студенты не проявляют мотивации к будущей профессиональной деятельности, не показываютактивность в использовании информационных технологий в учебной деятельности.
Когнитивный компонент информационно-технологической компетентности. Высокий уровень: студенты, находящиеся на данном уровне, осмысленно на "отлично" владеют знаниями в области информационныхтехнологий и их компонентов; математического и компьютерного моделирования; анализа и проектирования информационных систем и Интернет-технологий; инженерной, компьютерной и интерактивной графики и САПР. Они владеют отличными знаниями в предметной области.
Средний уровень: студенты, находящиеся на данном уровне, хорошо владеют знаниями в области информационных технологий и их компонентов; математического и компьютерного моделирования;анализа и проектирования информационных систем и Интернет-технологий; инженерной, компьютерной и интерактивной графики и САПР. Они в общем владеют знаниями в области технических и программных средства реализации информационный технологий. Низкий уровень: студенты удовлетворительно владеют знаниями в области информационных технологий и их компонентов; математического и компьютерного моделирования;анализа и проектирования информационных систем и Интернет-технологий; инженерной, компьютерной и интерактивной графики и САПР. Они удовлетворительно владеют знаниями в предметной области.
Деятельностный компонент информационно-технологической компетентности. Высокий уровень сформированности: студенты, находящиеся на данном уровне, отлично владеют умениями: решать задачи обработки данных с помощью современных инструментальных средств; использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения задач в своей профессиональной деятельности; использовать сервисы сети Интернет для обработки информации. Средний уровень: студенты хорошо владеют умениями: решать задачи обработки данных с помощью современных инструментальных средств; использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения задач в своей профессиональной деятельности; использовать сервисы сети Интернет для обработки информации. Низкий уровень: студенты удовлетворительно овладели умениями решать профессиональные задачи с помощью современных инструментальных средств и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
1. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982.- 173 с.
2. Петрова Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе : учебное пособие / Н.П. Петрова, C.B. Котов, Н.П. Клушина; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016,- 128 с.
3. Петрова Н.П. Современные тенденции развития высшего профессионального образования: учебное пособие / Н.П. Петрова, C.B. Котов, Н.П. Клуши-
на; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 128 с.
4. Бондарева Г. А. Эффективность использования аудиовизуальных технологий в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ВО / Г. А. Бондарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2016.- №4 (9).- С. 73-76.
5. Рогальский Е.С. Облачные технологии и их роль в развитии электронного обучения // Исследование наукограда. - 2014. - №1(7). С. 42-49.
6. Бондарева Г.А. Интерактивное обучение в контексте инклюзивного образования // Молодежный форум: математические, технические науки и информационные технологии : сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции молодых ученых ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет; Технологический институт сервиса (ФГБОУ ВО "Донской государственный
технический университет"). - Ставрополь, 2016. -С. 117-120.
7. Бондарева Г.А. Инновационные технологии как инструмент интенсификации образовательного процесса в системе высшего образования // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сборник статей: в 2-х частях / под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2016. -С. 274-278.
8. Бондарева Г.А. Использование электронного обучения в организации учебного процесса // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : научно-практическая конференция, посвященная 85-летию ДГТУ / под общей научной редакцией
B.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2015. - С. 153-156.
9. Бондарева Г.А. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования / Г.А. Бондарева, Н.П. Петрова // Kant. - 2016. - №3 (20). -
C. 24-27.
О си
к
Q-<
си си
WIKI ENVIRONMENT AS A MEANS OF INTERACTION WITH INTERACTIVE TEACHING CHEMISTRY IN SECONDARY SCHOOL
lliyazova Liiiya Marsovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
E-mail: [email protected]
Smirnov Nikoiay Vasilievich, Under-graduate student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: [email protected]
The paper made an overview of the theoretical literature on the subject of the use of the Wiki environment opportunities identified potential educational Wiki environment for interactive communication with students teaching chemistry in school. The authors introduce the concept and model of methodical system of using the Wiki environment in teaching chemistry, identified appropriate pedagogical conditions: active participation of the teacher for the implementation of feedback and evaluation of high quality of the materials; Wiki diverse work environment; the combination of group work in the classroom and independent work of students at home. The article describes the author's educational Wiki site for XimWiki.tk chemistry, and suggested guidelines for the organization of the work of students in the Wiki environment.
Keywords: modern chemistry lesson; Wiki environment; educational website for chemistry; interactive learning.
ВИКИ-СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УДК 54(07)
ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВАК РФ 13.00.02 ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
щ к^ Г
Ё
13
В статье произведен обзор теоретической литературы на предмет использования возможностей Вики-среды, выявлен потенциал образовательной Вики-среды для интерактивного взаимодействия учащихся при обучении химии в школе. Авторами представлена концепция и модель методической системы использования Вики-среды в обучении химии, выявлены соответствующие педагогические условия: активное участие педагога для реализации обратной связи и оценки доброкачественности материалов; разнообразная работа в Вики-среде; сочетание групповой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся дома. В статье дано описание авторского образовательного Вики-сайта по химии XimWiki.tk, и предложены методические рекомендации для организации работы учащихся в Вики-среде.
Ключевые слова: современный урок химии; Вики-среда; образовательный сайт по химии; интерактивное обучение.
© Ильязова Л.М., 2017 © Смирнов Н.В., 2017
В последние десятилетия мы наблюдаем переход от так называемого демонстрационного обучения к деятельностному. В связи с
ИЛЬЯЗОВА Лилия Марсовна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, [email protected]