Научная статья на тему 'Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация'

Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1404
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ТРАДИЦИОННОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В IT-ОБЛАСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ IТ-ПРОФЕССИОНАЛА / TECHNOLOGICAL ASPECTS / METHODOLOGICAL ASPECTS / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / THE METHODS OF TRADITIONAL AND E-PEDAGOGY / PROFESSIONAL STANDARDS IN THE IT FIELD / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE-BASED MODEL OF THE IT PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Савицкая Наталья Николаевна, Садыкова Айгуль Гайзинуровна

В статье предложена многокомпонентная модель информационной образовательной среды федерального университета подготовки профессионалов по динамично развивающимся профессиям в IT-отрасли, технологические и методологические аспекты ее реализации. Такая модель представляет собой систематизированное объединение всех унифицированных требований, компонент, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и эффективность подготовки выпускников за счет информатизации учебной, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой сред вуза, факультета и выпускающей кафедры. Одним из условий реализации такой модели компетенций является многокомпонентная система, включающая в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы определения эффективности подготовки выпускника, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных и научно-методических исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельностей, присущих любому вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Савицкая Наталья Николаевна, Садыкова Айгуль Гайзинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests a complex model of the educational environment of the Federal University of professionals in the training of dynamic professions in the IT industry, technological and methodological aspects of its implementation.This pattern represents a systematic unification of all of unified requirements component of information resources and technologies affecting the specificity and efficiency of preparation of graduates for the account of the Informatization of academic, extra-curricular, research and organizational-administrative environments of the University, faculty and Department. One of the conditions implementation of such a competency model is a multi-component system, which includes electronic educational and methodical materials, high-tech software, simulators and facility of computer modeling, system determine the effectiveness of training of the graduates, technical means, databases and information and reference systems, automation of scientific and scientific-methodological research, extracurricular and managerial activities inherent in every University.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация»

Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация

Ирина Ильинична Еремина доцент, к.п.н., доцент кафедры математического моделирования и информационных

технологий в экономике,

Набережночелнинский институт (филиал) К(П)ФУ,

Пр. Мира, 13 (1/18), г. Набережные Челны, 423812, (8552)397140 ereminaii@yandex.ru

Наталья Николаевна Савицкая Старший преподаватель кафедры экономико-математических дисциплин НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» (Набережночелнинский филиал) ул. Татарстан, д.10, г. Набережные Челны, 423825, (8552)54-74-72 savitsky s@mail.ru

Айгуль Гайзинуровна Садыкова аспирант кафедры педагогики,

Елабужский институт (филиал) К(П)ФУ,

Ул. Казанская, 89, г. Елабуга, 423600, (885557)75521 botanichka07 @yandex. ru

Аннотация

В статье предложена многокомпонентная модель информационной образовательной среды федерального университета подготовки профессионалов по динамично развивающимся профессиям в IT-отрасли, технологические и методологические аспекты ее реализации. Такая модель представляет собой систематизированное объединение всех унифицированных требований, компонент, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и эффективность подготовки выпускников за счет информатизации учебной, внеучебной, научноисследовательской и организационно-управленческой сред вуза, факультета и выпускающей кафедры. Одним из условий реализации такой модели компетенций является многокомпонентная система, включающая в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы определения эффективности подготовки выпускника, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных и научно-методических исследований, внеучебной и организационноуправленческой деятельностей, присущих любому вузу.

The article suggests a complex model of the educational environment of the Federal University of professionals in the training of dynamic professions in the IT industry, technological and methodological aspects of its implementation.This pattern represents a systematic unification of all of unified requirements component of information resources and technologies affecting the specificity and efficiency of preparation of graduates for the account of the Informatization of academic, extracurricular, research and organizational-administrative environments of the University, faculty and Department. One of the conditions implementation of such a competency model is a multi-component system, which includes electronic

educational and methodical materials, high-tech software, simulators and facility of computer modeling, system determine the effectiveness of training of the graduates, technical means, databases and information and reference systems, automation of scientific and scientific-methodological research, extracurricular and managerial activities inherent in every University.

Ключевые слова

технологические аспекты, методологические аспекты, информационная образовательная среда, компетентностный подход, методы традиционной и электронной педагогики, профессиональные стандарты в IT-области,

профессиональная компетентность, компетентностная модель ГГ-профессионала.

technological aspects, methodological aspects, information educational environment, competence approach, the methods of traditional and e-pedagogy, professional standards in the IT field, professional competence, competence-based model of the IT professional.

Введение

Представители ^-индустрии недовольны существующим уровни подготовленности будущих разработчиков программного обеспечения к реальной работе. ^-бизнесу нужны не столько гениальные программисты, сколько специалисты, понимающие весь жизненный цикл создания и сопровождения качественного программного продукта и умеющие реализовать различные этапы проекта, работая в коллективе. Устранить существующее несоответствие высоких достижений и практических возможностей студентов, изучающих в федеральном университете ^-дисциплины, может совершенствование профилей

профессиональных компетенций будущих программных инженеров, в условиях информационной образовательной среды.

Под «информационной образовательной средой» будем понимать информационную образовательную среду (ИОС) учебного заведения представляющую собой сложную систему, аккумулирующую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы и обеспечивающую возможности продуктивной познавательной деятельности обучаемых. При этом управление ИОС опосредовано целевыми установками общества, обучаемых и педагогов. Таким образом, ИОС складывается из следующих главных компонентов:

• интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИОС в ходе образовательного процесса коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих коммуникационных технологий [1].

Для успешного формирования ИОС имеются достаточные предпосылки, основанные на теоретических и экспериментальных педагогических исследованиях по формированию образовательной среды высшего учебного заведения на базе ИКТ.

Анализ и обобщение результатов педагогических исследований позволил сформулировать систему принципов, характеризующих закономерности

формирования и развития ИОС, направленную на совершенствование профилей профессиональных компетенций будущих программных инженеров при непосредственном участии субъектов образовательного процесса [1,2,3,4,5].

Обеспечение современных образовательных запросов субъектов образовательного процесса может быть достигнуто при условии формирования ИОС на следующих основных принципах: открытость, масштабируемость, гибкость, или адаптируемость структуры и содержания, интегративность, нелинейность, структурированная избыточность, включая многоуровневость и многоаспектность содержательного и деятельностного компонентов.

Принцип открытости ИОС представляется одним из основополагающих, поскольку именно взаимодействие с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением служит залогом ее развития в

содержательном социокультурном контексте, определяет формирование в ней новых структур, что, в свою очередь, обеспечивается соблюдением принципов масштабируемости (расширяемости без существенной перестройки) и гибкости структуры, создающих дополнительные возможности для отклика ИОС как открытой системы на воздействие внешней среды. При этом изменение ИОС, обусловленное развитием субъектов образовательного процесса, создает предпосылки для коренных изменений сложившейся образовательной системы. И, говоря об эволюции информационной среды к ИОС, можно утверждать, что только открытая

развивающаяся информационная среда может стать средой образовательной.

Принцип структурированной избыточности обеспечивает развивающие возможности ИОС, а наряду с принципом открытости - и реализацию социально-личностно-ориентированного образовательного процесса на основе открытых

индивидуальных образовательных траекторий. Так, избыточное число степеней свободы образа по отношению к оригиналу является необходимым условием однозначного восприятия действительности, ее верного отражения. Соответственно, и получение результатов в познавательной деятельности, в том числе и

нетривиальных результатов, творческих решений возможно в условиях подлинной свободы этой деятельности, поддерживаемой возможностью выбора средств и способов достижения этих результатов. Ресурсная избыточность ИОС является динамической характеристикой, изменение которой определяется как внешними воздействиями, так и деятельностью субъектов образовательного процесса — развитие ИОС влияет на изменение содержания и форм деятельности обучаемых и педагогов, и, наоборот, ИОС развивается благодаря активным созидательным процессам, в которые она вовлекает и педагогов, и обучаемых.

Принцип интегративности, касающийся содержательного и деятельностного компонентов ИОС, а также используемых ИКТ, позволяет не только перейти от предметоцентризма к постижению обучаемыми целостной картины мира посредством естественных связей между компонентами ИОС, от эпизодического, ситуативного к комплексному, взаимообогащающему использованию программных средств, но и обуславливает возможность наиболее оптимального подбора образовательных ресурсов, выбора видов деятельности - для развития личностных качеств каждого обучаемого.

Принцип нелинейности ИОС предполагает иерархичность ее архитектуры. Нами предлагается трехступенчатая модель с сохранением всех ведущих принципов для каждого уровня. Первый, базовый инвариантный этап включает ресурсы библиотеки (в том числе и электронной), лабораторий, музеев и др., позволяя на основе принципа интегративности уйти от узко дисциплинарного подхода без горизонтальных связей, от жесткого разграничения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и, соответственно, фрагментарности видения реальности, и функционирует на уровне всего вуза, являясь общедоступным. На этом уровне формируются и развиваются следующие подсистемы:

• электронные библиотечные каталоги, средства доступа к каталогам отдельных библиотек, глобальный электронный каталог, специализированные информационно-поисковые системы, системы удаленной доставки; средства поддержки коллективной учебнопознавательной и научно-исследовательской деятельности;

• хранение и доставка электронных образовательных ресурсов;

• системы навигации и поиска ресурсов среды;

• обучающие, тренировочные и контролирующие программные средства (системы);

• электронные интерактивные справочные средства (словари и энциклопедии, глоссарии, базы данных);

• виртуальные лабораторные практикумы, лаборатории и системы научных исследований.

Второй этап (квазипрофессиональная ИОС) дополняет первый и формируется педагогами на основе собственных и привлекаемых наработок и технологий для достижения конкретных целей образовательного процесса с ориентацией на определенный контингент обучаемых. Наконец, третий этап создается на основе первого и второго в ходе познавательной деятельности самих обучаемых и представляет собой совокупность индивидуальных профессиональноориентированных ИОС. Преимущество трехступенчатой модели ИОС в том, что она позволяет отнести любую конкретную задачу использования ИКТ к одной из трех групп. При этом каждая задача, ассоциируясь только с одним из трех этапов, может рассматриваться более или менее независимо от остальных [6,7]. Это позволяет принимать решения для одного этапа, результатом которого является сформированность компонентов профессиональной компетентности, не вызывая конфликтов с другими:

базового, на котором происходит приобретение обучаемыми общепользовательских знаний, умений, ценностных установок, мотивации, опыта создания 1Т-продуктов для предприятия, преодоления технических проблем в ситуациях неопределенности;

квазипрофессионального, на котором происходит имитация информационно -технологической деятельности специалиста в технологических ситуациях неопределенности 1Т-среды предприятия;

профессионально-ориентированного, на котором происходит приобретение опыта деятельности в организационных ситуациях неопределенности предприятия на производственной практике, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Формирование единой среды целесообразно проводить на основе предварительного определения ее модели. Объединение факторов, объектов, ресурсов и отношений, которые с достаточной полнотой характеризуют процессы внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы деятельности современного федерального университета в рамках информационной модели обладает самостоятельным теоретическим и практическим значением. Метод информационного моделирования является одним из наиболее эффективных методов систематизации подобных факторов.

Из теории моделирования следует, что информационная модель выступает как совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем. Для наглядного представления факторов, процессов и отношений в информационной модели могут быть использованы графы.

Создаваемая модель информационной образовательной среды образовательного заведения представляет собой систематизированное объединение всех полученных в ходе исследования унифицированных требований, компонент, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и

эффективность подготовки будущих ^-профессионалов за счет информатизации учебной, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности федерального университета. Модель определяет среду как многокомпонентную систему, включающую в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы определения эффективности подготовки будущих ^-профессионалов, технические средства, базы данных и информационно -справочные системы, средства автоматизации научных и научно-методических исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельностей, присущих любому техническому вузу. Модель среды предусматривает элементы унификации и интеграции различных компонент в единую информационную образовательную систему [8,9].

В результате интеграционной работы построена модель информационной образовательной среды, отраженная в исследовании на схеме.

Подобные графы описывают структуру и содержание пяти компонент среды, требования, предъявляемые к подготовке преподавателей к работе с информационной образовательной средой, общие требования, предъявляемые к разработке и эксплуатации информационной образовательной среды, в целом, основные преимущества и перспективы использования информационной образовательной среды при подготовке будущих 1Т-профессионалов вузах в том числе и инженеров-программистов.

Для эффективной информатизации процессов подготовки будущих ГГ-профессионалов недостаточно одной только систематизации и интеграции различных информационных ресурсов.

Рис. 1. Многокомпонентная модель ИОС федерального университета

В рамках установления соответствия среды требованиям процесса подготовки будущих 1Т-профессионалов и особенностей методических систем обучения студентов выделены основные технологические этапы построения среды, отвечающие разработанной модели. В числе таких этапов:

• выделение основной структуры и компонентного состава среды;

• разработка описания среды;

• разработка описания компонент среды;

• построение соответствующих схем и технических заданий;

• формирование логической и физической структуры среды;

• формирование компонентов;

• подготовка персонала и студентов;

• практическая апробация;

• совершенствование среды.

Кроме того, в рамках исследования разработана система спецификаций, которые должны быть учтены при разработке практически всех информационных ресурсов, предназначенных для объединения в информационные образовательные среды.

Разработка ресурсов должна производиться с учетом:

1. принятого разработчиками соглашения о единой терминологии и критериях структуризации информации;

2. общих элементах дизайна;

3. единообразной методике использования;

4. едином подходе в документировании;

5. обязательном наборе единообразных сервисов, формате межресурсного обмена информацией;

6. организации обмена информации между преподавателями вуза и студентами;

7. общей системе навигации по информации;

8. специфических свойствах информационных ресурсов, значимых для системы подготовки будущих 1Т-профессионалов и других факторах.

Использование механизма спецификаций существенно ограничивает степень организационной свободы авторов информационных ресурсов, способствуя единообразию подходов к разработке и применению среды. При этом никак не ограничиваются возможности авторов по содержательному наполнению информационных ресурсов.

Соответствие информационной образовательной среды, технологии ее разработки и методологии практического применения методической системе обучения имеет определенные преимущества. Одним из них можно считать возможность участия в проектировании и разработке ресурсов среды самих студентов. Проводимые студентами разработки могут быть адаптированы и ориентированы для включения в состав среды, соблюдая правила соответствия и интеграции, принятые профессиональными разработчиками информационных ресурсов. В этом случае студенты чувствуют себя приобщенными к развитию системы обучения в родном вузе, на практике активно изучают новые способы и приемы унификации ресурсов и технологий, приобретают навыки работы в коллективе, изучают последние достижения научно-технического прогресса, приобретают дополнительные навыки обучения с использованием средств информатизации образования.

В числе наиболее перспективных технологий, использование которых было бы оправдано при построении ресурсов и компонент среды, следует выделить технологию мультимедиа. Существенным для настоящего исследования является и то, что подобные технологии активно используются при обучении не только студентов, но и школьников. Обучение, построенное на основе использования соответствующих ресурсов, не только приобщит будущих ГГ-профессионалов к применению мультимедиа в профессиональной деятельности, но и существенно повысит наглядность и эффективность обучения всем дисциплинам в федеральном университете. Условия подготовки будущих 1Т-профессионалов в вузе, создаваемые при использовании мультимедийных ресурсов среды, должны способствовать развитию мышления студентов, ориентировать будущих инженеров на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Применение мультимедиа в обучении стимулирует мотивацию студентов.

Наряду с технологиями мультимедиа существенную роль играют телекоммуникационные технологии. Телекоммуникационные технологии, Интернет и Интранет должны не только войти в содержание обучения информатике и других связанных с нею дисциплин, но и активно использоваться в организации работы технических вузов. Возможность применения телекоммуникационных технологий в создании ресурсов, включаемых в среду, накладывает на такие ресурсы ряд дополнительных требований. Остальные информационные технологии играют второстепенную подчиненную роль, являясь практическим подмножеством таких технологий, как доступ к удаленным базам данных и сайтам, пересылка сообщений по электронной почте, теле- и видеоконференции. При этом подобные ресурсы и

сервисы являются значимыми для системы подготовки будущих IT-профессионалов и согласно модели должны входить в состав информационной образовательной среды.

При построении среды можно использовать доступные программные средства, предназначенных для создания и применения информационных ресурсов для сетей Интранет и Интернет, такие как Internet Information Server, Internet Assistant, Microsoft FrontPage, Microsoft Internet Studio. Данные средства содержат достаточно профессиональный инструментарий для создания мультимедийных и интерактивных Web-страниц, содержащих сложные гипертекстовые документы, графику, звуковые эффекты, анимацию, которые могут понадобиться для разработки информационных ресурсов.

Moodle представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО), является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. В своей основе, СУО дает преподавателю возможность создать веб-сайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его. Кроме контроля доступа, СУО предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным. Moodle является более ориентированным на самообучение. Главный упор в нем делается не столько на доставку учебной информации, сколько на ее активное обсуждение, конструирование знаний самими обучающимися.

Очевидно, что информационная образовательная среда только тогда окажется эффективной, если входящие в нее ресурсы будут тщательно отобраны. Необходима оценка эффективности таких ресурсов. У такого действия обязательно есть своя цель, в зависимости от которой различают констатирующую и формирующую оценку. Констатирующая оценка формируется в терминах соответствия определенному критерию. К констатирующей оценке прибегают, например, чтобы принять решение о допустимости использования информационного ресурса в конкретном учебном процессе. Формирующая оценка представляет собой суждение о слабых и сильных сторонах ресурса, обычно высказываемое в процессе разработки и призванное способствовать повышению его качества.

В рамках исследования ведутся работы по созданию информационной образовательной среды, отвечающей описанной модели, системе принципов, технологий и подходов. В Набережночелнинском институте К(П)ФУ проводятся научные исследования и практическая работа, нацеленные на объединение информационных средств и ресурсов образовательного процесса, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Средства информатизации, ориентированные на подготовку будущих IT-профессионалов, содержат выписку из федерального стандарта этого направления, рабочую программу дисциплины и формируемые на их основе учебный материал, задания для самостоятельной работы и т.п. При необходимости к подобным информационным ресурсам подключаются справочники, глоссарии и другие дополнительные материалы. В совокупности такие ресурсы оформляются в виде сетевых учебно-методических комплексов дисциплин (СУМКД), размещаемых в среде путем публикации на Интернет-портале университета. Благодаря интеграции информационных ресурсов в рамках учебной компоненты прослеживается четкая связь между факультетом, направлением подготовки IT-профессионалов, стандартом, учебным планом, конкретной учебной дисциплиной, ее программой и электронными учебно-методическими средствами.

Moodle является аббревиатурой словосочетания «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО).

Программные коды Moodle относятся к числу открытых источников (open source) из чего вытекает две важные особенности:

1. открытость кодов означает, что каждый пользователь имеет доступ к исходному тексту программы, может проконтролировать работу любых ее частей, исправить ошибки, дорабатывать и дальше развивать эту систему.

2. в отличие от достаточно дорогих коммерческих СУО, требующих приобретения лицензий и контрактов по поддержке, Moodle может быть скачан и инсталлирован бесплатно с сайта http://www.moodle.org. При этом нет никаких ограничений ни на число инсталляций, число пользователей и т.д. И хотя система располагает практически всем набором образовательных инструментов, при наличии грамотных программистов она может быть доработана дальше, чтобы учесть более тонкие особенности образовательного учреждения.

Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него. На сегодняшний день имеются более трехсот тысяч зарегистрированных пользователей Moodle, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т.д.

Задача информационной образовательной среды не в том, чтобы вытеснить традиционное обучение «лицом-к-лицу», а в том, чтобы эффективно интегрироваться в него. Очевидно, при правильной организации смешанное обучение способно обеспечить наивысшее качество образования. В этом случае задачу доставки материалов преподаваемого курса можно в значительной степени осуществить электронными средствами Moodle, в то время как во время очных встреч преподаватель может сфокусироваться на вопросах студентов, на разъяснении сложных моментов, на организации дискуссий, т.е. для активизации процесса обучения. ИОС как инструмент обучения предоставляют новые возможности для более активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Например, многие студенты из-за скромности неохотно отвечают на очных занятиях. Онлайн форумы устраняют эти ограничения, более глубоко вовлекая студента в обучение.

Возможности студента

Запись на курс

Для изучения материалов учебного курса, выполнения заданий, прохождения тестов пользователь должен быть участником этого курса. На сайте ИОС разрешена самостоятельная регистрация студентов на нужные им курсы.

Для этого в списке категории курсов нужно выбрать кафедру, далее дисциплину. Затем необходимо подтвердить запись на курс:

Вы собираетесь записать себя участником этого курса I

Рис. 2. Запись на курс

Работа с курсом

Ресурсы - это статистические материалы курса, так сказать - лекционный материал. Ими могут быть: файлы с текстами лекций, различного рода изображения, веб-страницы, аудио и видео-файлы, анимационные ролики, ссылки на ресурсы Интернет и т.д.

Работать с ресурсами достаточно просто - их необходимо освоить в сроки, установленные преподавателем - либо прочитать с экрана, либо сохранить их на свой локальный компьютер для дальнейшего ознакомления. Их также можно распечатать и работать с твердой копией.

Материалы курса можно изучать в любом порядке, но желательно придерживаться заданной преподавателем последовательности, так как изучение некоторых материалов предполагает знание уже пройденных. В конце тем содержатся контрольные вопросы для самопроверки. Они позволяют студентам проверить, как они усвоили материал темы. Эти контрольные вопросы не оцениваются. Но часть из них может содержаться в оцениваемых тестах курса. Поэтому необходимо внимательно проработать эти вопросы и знать ответы на них.

Активные элементы курса - это интерактивные средства, с помощью которых преподаватель либо проверяет уровень знаний студентов, либо вовлекает их во взаимодействие как друг с другом, так и с собой. К активным элементам курса относятся: форумы, чаты, задания, занятия, тесты, семинары и т.п. Активные элементы могут предполагать как одностороннюю активность участников курса, так и обоюдную: между студентом и преподавателем. Активные элементы требуют коммуникационной активности студента, как правило, в режиме он-лайн.

Общение с преподавателем и студентами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студент может обратиться к преподавателям курса по всем возникающим у него в ходе обучения вопросам. Это можно сделать несколькими способами:

• Написать в форум курса.

• Воспользоваться функцией «Обмен сообщениями».

Работа с ресурсами

В некоторых случаях может быть удобнее или целесообразнее не просматривать, а скачивать с сайта материалы курса.

Ряд элементов курса, например, «Задание», предусматривает прикрепление ответов студентов в виде файлов непосредственно в элемент курса.

Работа с форумом

Традиционно форум является удобным средством общения студентов и преподавателей, дополняя и «оживляя» процесс дистанционного образования. Форумы информационной образовательной среды имеют простой и интуитивно понятный интерфейс.

Журнал оценок студента

В системе МооШе реализована гибкая и довольно сложная система оценок за все выполняемые задания (включая тесты), которые становятся доступны студенту непосредственно в курсе в разделе «Оценки» блока «Управление». Каждому студенту в этом журнале доступны только его собственные оценки.

Рис 4. Выбор теста среди элементов курса

Если курс содержит большое количество элементов, можно выбрать раздел тестов, кликнув на значке «Тесты» в меню «Элементы курса»:

I руппы

Рис 3. Ссылка на журнал оценок студента

Работа с тестами

Для прохождения теста его нужно выбрать среди элементов курса.

[Л Глоссарий по разделу "Информация информатика информационные технологии" Дополнительная литература

^ Новостной форум

Q On-line консупьтация по разделу "Информация информатика информационные технологии"

Элементы курса

Рис. 5. Выбор раздела тестов в меню «Элементы курса»

В этом случае из всех элементов курса будут отображены только тесты, из которых можно выбрать нужный.

В тесте могут присутствовать вопросы нескольких типов:

• выбор одного варианта ответа;

• вопрос на соответствие;

• выбор множества ответов;

• вопрос, на который необходимо дать свободный ответ (эссе);

• вопрос с пропущенным словом;

• вопрос с выборов «верно» или «не верно».

Одним из важных достоинств тестовых технологий является возможность получения объективных характеристик, позволяющих оценить качество тестов и их составляющих — тестовых заданий (вопросов) [10].

Эти характеристики рассматриваются и обосновываются в теории педагогических измерений. Педагогическое измерение понимается как процесс определения меры интересующего нас латентного свойства личности испытуемого на интервальной шкале, посредством качественного теста, состоящего из системы заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющего получать педагогически целесообразные результаты, отвечающие критериям надёжности, валидности, объективности и эффективности. То, что тесты и составляющие их вопросы многократно используются для больших групп испытуемых, позволяет использовать статистические методы при обработке их результатов для вычисления целого ряда характеристик. Эти величины с помощью теории педагогических измерений могут интерпретироваться для оценки качества тестов. В основе системы сбора статистики используется метрическая система Раша, позволяющая говорить о качестве педагогических измерений.

Проблема, однако, в том, что статистическая обработка результатов тестирования, вычисления и последующей интерпретации необходимых характеристик являются довольно сложными. Это является серьезным препятствием для использования этих характеристик широким кругом преподавателей, использующих в своей деятельности задания в тестовой форме, но в большинстве своем не являющихся специалистами в области математической статистики, практически нереальным.

В этой связи, одним из достоинств системы управления обучением Moodle является то, что у нее имеются встроенные средства для осуществления такой обработки и вычисления разнообразных характеристик тестов. Более того в версиях системы Moodle начиная с 2.1 эти средства претерпели большие изменения — они еще более расширились по сравнению с версией 1.9 [10]. Тем не менее, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время мало кто из преподавателей знает

и, тем более, практически использует в своей практике эти возможности для оценки качества своих тестовых материалов.

Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, характеристики, которые автоматически формирует система Moodle 2.1 по результатам выполнения тестов испытуемыми.

Все характеристики разделены на две группы: первая относится к тесту в целом, вторая — к каждому вопросу или категории вопросов, присутствующему в тесте.

Характеристиками, позволяющими оценивать качество теста в целом, являются следующие величины.

- Средняя оценка испытуемых — среднее арифметическое по оценкам всех выполняющих тест студентов.

где S — множество студентов, выполнявших тест, Ts - оценка за тест s-го студента.

- Медиана — срединное значение оценок испытуемых Ts.

Именно эта методика легла в основу формирования итоговой таблицы данных пользователя по тесту.

- Стандартное отклонение оценок за тест — это общепринятая мера вариации полученных испытуемыми тестовых баллов для конкретной группы испытуемых. Оно характеризует дифференцирующую способность теста, то есть его способность разделять испытуемых в группе по уровню подготовки. Эта характеристика определяется по формуле

- Коэффициенты асимметрии и эксцесса — меры характеризующие отличие формы распределения полученных испытуемыми тестовых баллов от нормального распределения.

- Коэффициент надежности теста, еще называемый альфа Кронбаха

где р — номер тестового задания из множества заданий теста Р.

Это средний разброс результатов каждого студента при ответе на все вопросы

теста.

Чем меньше разброс результатов каждого студента при ответе на вопросы теста по отношению к разбросу суммарных оценок за тест в целом, тем вопросы теста являются более согласованными.

- Стандартная ошибка — оценивает фактор везения и указывает границы погрешности для оценки студента за тест:

Если стандартная ошибка 10% и студент набрал 60% от максимальной оценки, тогда его подлинная оценка будет располагаться в интервале от 50% до 70%.

В теории педагогических измерений считается, что в более хорошем тесте средний арифметический балл испытуемых равен медианному значению оценок используемых заданий, коэффициенты асимметрии и эксцесса не отклоняются от значений для стандартной кривой нормального распределения результатов. Также

(

2( хр ~ хр ) ^

ЕЯ

8Е =

100

хорошо, если значения среднего арифметического, моды и медианы совпадают. Это признак точной нацеленности общего уровня трудности теста на уровень подготовленности испытуемых. Так же совпадающие средние значения шкальных баллов, показатели асимметрии и эксцесса позволяют корректно сравнивать распределения результатов по разным тестам.

Вторая группа параметров позволяет оценивать качество конкретных тестовых заданий (вопросов), составляющих тест.

- Индекс легкости — процент студентов, которые ответили на конкретный вопрос теста правильно. Для ьго тестового задания он определяется по формуле

Х', при использовании стобальной шкалы для оценивания, где усреднение осуществляется по всем испытуемым, выполнившим это задание.

- Стандартное отклонение — характеризует разброс значений оценок испытуемых при ответе на конкретный вопрос теста.

- Случайно угаданная оценка — оценка, которую мог бы получить студент при случайном угадывании ответов.

- Предполагаемый вес — вес, который преподаватель назначил тестовому заданию при формировании сценария теста.

- Эффективный вес — это характеристика того, какова фактическая доля в итоговой оценке студентов за тест определяется конкретным вопросом.

Средствами, заложенными в системе МооШе, проведена статистическая оценка качества вопросов.

Важной статистической характеристикой дифференцирующей способности тестовых заданий, которую позволяют вычислять средства Moodle, является Коэффициент Дифференциации (КД). Считается, что задание обладает достаточной дифференцирующей способностью, если коэффициент дифференциации имеет значение больше или равное 30%.

Анализ величины КД для рассматриваемого случая показал, что 14% использованных в эксперименте тестовых заданий не удовлетворяют этим требованиям (КД < 30%), более того, у одного задания, значение этого коэффициента имеет отрицательное значение (-40,69%), что свидетельствует явных дефектах вопроса.

100,00%

КД

30,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

-20,00%

^(0,00%

-60,00%

Рис. 6 - Анализ величины КД.

Статистическая оценка базы тестовых вопросов, позволяет корректировать тест. В Moodle для оценки качества теста в целом используются параметры, указанные в таблице:

гс 5 о о * о 2 3 - 5 11 О 23 1 о 1 X § о О X X о X о о 1 К о о о % 'X о X ГС X ^ а Е гс * 2 в ж 3 о $ X 2 0 X 1 о $

X ГС 09 п ■ X *- С) и с 9* О о ас 2 1 о 1 3 о. О X ГС X 3 2 о X 5. га ? ГС О а X и < 8 Л ? о о £ о х § 2 * 2 С о О О X с о X и о X о о. ГС 3 ГС б

Контроль №1 61 54,22% 55,32% 21,25% -0.732 -0,0705 92,90% 26.64% 5,66%

Рис. 7 - Статистическая оценка базы тестовых заданий.

Важнейшей характеристикой теста является его надежность, характеризующая воспроизводимость результатов тестирования и их точность. Коэффициент надежности, это корреляционный коэффициент, показывающий степень совпадения результатов тестирования осуществленного в одинаковых условиях одним и тем же тестом. Надежность теста зависит от ошибки измерений. Когда ошибка отсутствует, коэффициент надежности равен единице. Если измеренный тестовый балл полностью обусловлен ошибкой измерения, то надежность теста равна нулю. Согласно статистической оценке анализируемого теста, ошибка для него составила 5,66%, а коэффициент внутренней согласованности — 95.90%.

Учитывая полученную ранее информацию о качестве тестовых заданий, была проведена статистическая оценка теста с исключением «некачественных» вопросов по разным параметрам.

По результатам анализа можно сделать следующие выводы:

- для тестов, построенных на элементарных («легких») вопросах известные методы повышения надежности не дают ожидаемых результатов;

- малое количество заданий в базе вопросов и в самом тесте приводит к ненадежной оценке качества теста и создает условия для невозможности применения методик его улучшения.

Таким образом, описанная выше и реализованная в сетевой системе управления обучением Moodle система анализа статистических результатов тестирования внутри учебного курса может служить как эффективным инструментом контроля качества создаваемых преподавателем тестовых материалов со стороны руководства учебного учреждения, так и удобным инструментом для самого преподавателя в процессе совершенствования теста и тестовых заданий для увеличения качества обучения и контроля успеваемости.

Возможности преподавателя

Настройка курса

Преподаватель должен ознакомиться с установками курса и, при необходимости, изменить их. Здесь можно изменить такие настройки, как название курса, короткое название курса, краткое описание курса, количество недель или тем, дату начала курса, возможность просмотра студентами своих оценок, возможность просмотра студентами отчет о своей деятельности, максимальный загружаемый размер файла в пределах курса, продолжительность обучения и другие.

Для перехода к установкам необходимо нажать ссылку Установки в блоке Управление:

Управление

< Редактировать ^ Назначить^роли

^ Восстановить

2 Исключить из Раздел

Л О пользователе Рис. 8. Блок «Управление»

Работа с блоками

Блоки - это группа ссылок и другие средства работы с курсом, объединенные по общим признакам. Блоки обрамлены рамкой. Преподаватель может перемещать блоки в колонках по краям страницы, показать или скрыть от студентов или удалить полностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зле меты курса

Рис 9. Блок «Элементы курса» в развернутом и свернутом виде

Работа с ресурсами курса

Можно добавить контент в курс, используя выпадающее меню «Добавить ресурс» в центре каждой секции раздела.

Здесь преподаватель может добавлять:

• пояснения - позволяют добавлять в курс дополнительную текстовую или графическую информацию; _

Q On-line консультация по разделу "Информация технологии" ■+ ,#■ £ X *> а

Управление Ж' *■ Xt-»

«S Закончить редактирование [^Установки (ф Назначить роли g Оценки

• -м Гnvnriki

( I

(|) [Добавить ресурс...

Добавить ресурс...

3 Октябрь - Текстовая страница Веб-страница

Ссылка на файл или веб-страницу Ссылка на каталог ^ Добавить пакет содержимого 1МЭ

Пояснение

Рис. 10. Добавление ресурса «Пояснение»

• текстовой страницы - простой текст с минимумом форматирования;

а веб-страницы - создание насыщенно оформленных страниц с

использованием HTML редактора, которые могут быть отображены в любых

браузерах; а ссылки на файл или веб-сайт;

а ссылки на другие веб-сайты;

а IMS Content Package (Пакета ресурсов IMS, содержащий метаданные) -пакеты ресурсов, составленные в соответствии со спецификацией, что позволяет использовать их в различных системах без необходимости конвертировать их в другой формат.

Об элементах курса

^Задание - позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде и загрузить его на сервер. После проверки задания преподаватель может выставить оценку и написать рецензию на работу.

Типы заданий:

а Ответ - в виде нескольких файлов;

а Ответ - в виде текста;

а Ответ - в виде файла;

• Ответ - вне сайта.

Л Глоссарий по разделу "Информация информатика информационные технологии" -► t 4 X »

[Ц| Дополнительная литература ■+ -t ^ X »

0Тест -► * *5 X * і

Новостной форум Ж дй X * і Q On-line консультация по разделу "Информация информатика информационные технологии" -► * х * і

(?) Добавить ресурс...

v l (?) | Добавить элемент курса...

3 Октябрь - 9 Октябрь

I Добавить элемент курса... SCORM/AICC Wiki

Тема 1. Информация

Ответ - в виде нескольких файлов

^ Ответ - в виде текста

Ответ - в виде файла Ответ - вне сайта [Сі Информация информатика Теоретический материг База данных

V ф Глоссарий

ф Добавить ресурс...

10 Октябрь - 16 Октябрь

Тема 2. Измерение и предста

Лекция

Форум

Чат

Анкета

Опрос

Тест

Рис. 11. Добавление элемента курса «Задание»

Опрос - очень простой инструмент. Он позволяет задать студентам какой-то вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответов.

ш

Глоссарий - словарь терминов и понятий, используемых в курсе.

- - Форум - средство общения участников курса при его изучении. Можно использовать несколько типов форумов.

- - Чат дает возможность участникам курса проводить обсуждения в реальном времени через Интернет. Общение в Чате предполагает одновременное присутствие преподавателей и слушателей в курсе. Чаты можно использовать для проведения онлайновых консультаций студентов с преподавателями.

Wiki позволяет студентам совместно работать над документом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание.

0 Анкета - МооШе включает заранее разработанные анкеты для сбора информации по курсам, для изучения психологического климата в коллективе.

^ Лекция - теоретический материал разбит на несколько частей; для изучения следующего раздела нудно правильно ответить на вопрос. Учебный материал можно выдавать по частям, в конце каждой части задавать вопросы и, в зависимости от ответов направлять процесс обучения по той или иной ветви изучения материала.

1 Тест включает разнообразные типы заданий. Проверка ответов происходит автоматически.

Для проведения учебного процесса тьютором в системе управления обучением «Информационная образовательная среда» вуза на платформе МооШе необходимы следующие мероприятия:

1. Разработка сетевого учебно-методического комплекса на базе платформы МооШе в условиях сочетания телевещательных, сетевых и кейс-технологий. Разработка контента с внедрением цифровых образовательных ресурсов, глоссариев, системы тестирования и веб-страниц информационной образовательной среды по дисциплине.

Наполнение информационной образовательной среды контентом: занесение готовых уроков и всего учебно-методического материала в среду МооШе. Необходимо разработать активные элементы сетевого взаимодействия -форумы, чаты, обмен сообщениями, быстрый обмен файлами.

Для реализации учебного процесса необходимо наполнение контентом информационной образовательной среды всеми ресурсами и элементами управления, которые есть. Далее уже проводится самообучение.

Алгоритм взаимодействия участников информационной образовательной среды:

1. Студентам дается теоретический материал в виде веб-страницы:

2.

3.

Рис. 12. Теоретический материал в виде веб-страницы

2. Обучаемые проходят практический материал, который создан с помощью элемента курса - Лекция, где в течение всего практического материала задаются вопросы в виде теста и проверяется, хорошо ли студенты освоили тот или иной

материал.

Рис. 13. Практический материал, созданный с помощью элемента курса

«Лекция»

Рис. 14. Задание в элементе курса «Лекция»

В результате каждый студент после прохождения данного практического

материала получает оценку, которая будет исходить из его ответов.

Рис. 15. Оценка студента после прохождения практического материала в виде

«Лекции»

А преподаватель может просмотреть оценки каждого студента нажав вкладку Отчет в самом Элементе курса - Лекция.

3. После прохождения практического материала, студенты выполняют задание для самостоятельной работы, который создан при помощи элемента курса Задание.

Задания для домашней работы

1. Наибольшее натуральное число, кодируемое в битами: 127; 255; 256; 512; 99999999.

2. Число байт, необходимое для записи числа 2^: 5 :10; И; 82:256.

I 3. Число байт, необходимое для записи числа I44: 5; 6; 11; 44; 88.

4. Число байт, необходимое дня записи числа 814:6; 10; 42; 112; 192.

5. Для хранения области экрана монитора размером 256x128 точек выделено 32 Кбайт оперативной памяти. Для раскраски точек максимально допустимо использовать цветов: 16; 4; 512; 256; 218.

; 6. Если для хранения области экрана монитора размером 512x256 точек выделено 64 Кбайта оперативной памяти, то максимальное количество цветов, которое допустимо использовать для раскраски точек, равно: 8; 4; 256; 16; 2.

I 7. Емкость одного условного печатного листа равна приблизительно 32Кбайт (1 символ занимает 8 бит), скорость печати - 64 символа в секунду. Без учета смены бумаги для распечатки текста одной газеты (2 уел. пл.) на матричном принтере потребуется минут (ответ округлить до целого числа): 256; 9; 17; 12; 1024.

Скачать текст задания

Рис. 16. Элемент курса «Задание»

Выполненные задания отправляются тьютору в различных форматах (в данном случае в виде файла, см. рис. 16).

4. Использование интерактивных элементов в поддержку процесса обучения в ИОС. Для обсуждения сложных вопросов, заданий для самостоятельной работы имеются интерактивные элементы системы, такие как форум и Чат.

А

Основные свойства информации

от Айгуль Садыкова-понедельник 29 Ноябрь 2010, 23:14 Какие основные свойства информации вам известны?

Re: Основные свойства информации

отАйіуль Садыкова - понедельник 29 Ноябрь 2010,23:15

Показать сообщение-родителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&

, Ре: Основные свойства информации

[ от Айгуль Садыкова-понедельник29 Ноябрь2010,23:16

т.е. она имеет важное значение

Показать сообщение-родителя

Re: Основные свойства информации

от Айгуль Садыкова - понедельник 29 Ноябрь 2010, 23:15

Показать сообщение-родителя

Рис. 17. Элемент курса «Форум»

В системе имеется возможность просмотреть непонятные термины при помощи элемента Глоссарии, воспользоваться дополнительной литературой. Элемент курса Литература реализована в ИОС с помощью веб-страницы, причем каждая ссылка на источник снабжена файлом формата .pdf, содержащим электронный вариант текста книги.

_________________________________________Jjil_________________________________________I

Адекватность информации:

определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.д.

Ключевое(ые) СПОВО(а): Адек

Алфавит:

множество используемых в языке символов

Ключевое(ые) СЛ0В0(а): I Алфавит ІУІ

Аудиопочта

почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре, вы передаете его по телефону. Также по телефону вы получаете сообщения

Кпючевое(ые) слово(а): I Аудио понта |у|

База данных

совокупность связанных данных, правила организации которых, основано на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными

Кпючевое(ые) СЛОВО(а): I База данных |у!

Бит:

наименьшая единица измерения информации и обозначается двоичным числом

Кпючевое(ые) слово(а): |Бит|у|

Рис. 18. Элемент курса «Глоссарий»

ЮБ ► Раздел 1 ► Ресурсы ► Дополнительная литература

• Информатика - Могилев, Пак, Хеннер

• Информатика - учебное пособие - Конюхов, Яшкина

• Информатика - Учебное пособие - Мациевский, Ишанов, Клевцур

Рис. 19. Дополнительная литература в виде «веб-страницы»

Элемент курса Вики-страница предоставляет возможность сразу нескольким обучаемым участвовать в создании документа, при этом каждый из них вносит свой вклад в создание Wiki.

Wiki. Контрукция ПК

Процессор-устройство обработки информации

Микропроцессор - это центральный блок компьютера, осуществляющий управление работой всех блоков машины и выполнение программ.

Назначение процессора: выполняет математические і управления устройствами компьютера.

логические операции над информацией и команды

Память - устройство хранения информации

Классификация устройств хранения информации:

1. по способу хранения информации - магнитоэлектрические, оптические, магнитооптические и др.;

2. по виду носителя информации - накопители на гибких и жестких магнитных дисках, оптических и магнитооптических дисках, магнитной ленте, твердотельные элементы памяти;

3. по способу организации доступа к информации - накопители прямого, последовательного и блочного доступа;

4. по размеру используемого носителя информации;

5. по типу устройства хранения информации бывают встраиваемые (внутренние), внешние, автономные, мобильные (носимые) и др.

Накопитель информации - устройство записи, хранения и воспроизведения информации; носитель информации - устройство, на которое производится запись информации (диск, лента, твердотельный носитель).

Рис. 20. Элемент курса «Wiki»

В конце каждого раздела студентам предлагается контрольный тест. По окончанию тестирования студенты получают соответствующую оценку, а тьютор может просмотреть результаты всех студентов в сводном отчете.

Тест начат среда 29 Декабрь 2010, 14:51

Завершен воскресенье 2 Январь 2011, 15:30

Прошло времени 4 дни

Баллов 0/13

Оценка 0 из максимума 10 (0%)

Комментарий

Неудовлетворительно

и / Ф -j. К '

начат За Оц ка/10 время #1 #2 #3 «4 - #5 #6 #7 #8 #9 #10 #11 #12

□ •; Анатолий Вячеславович (студент ЕГПУ, 623) Ботов 22 Октябрь 2010, 11:31 22 Октябрь 2010,11:37 6 мин 17 сек 9.6 0.8/0.8 0.8/0.8 0.8/0.8 0.8/0.8 0 8/0.8 0.8/0.8 0.4/0.8 0.8/0.8 0.8/0.8 0.8/0.8 0.8/0.8 1.5/1.5 Отлично

ж Нияз Тагирович (студент ЕГПУ, 623) Галимарданов

•* Алмаз Миннегаянович (студент ЕГПУ, 623) Гильманов

5 Эндже Айратовна (студент ЕГПУ, 623) Губайдуллина

Рис. 22. Результаты тестирования студентов глазами тьютора С помощью элемента курса Семинар тьютор не только оценивает, но и разрешает другим студентам оценить работы своих одногруппников. Таким образом, конечная оценка формируется по результатам всей проделанной работы.

Рис. 23. Окно оценивания в элементе курса «Семинар»

Показ Итоговой оценки

Сообщения Оценки выполнены Градация для оценок Учитель Оценки Студент оценки Градация для сообщений Полная градация

Задание'Нелепая {3 (я~)>

история' 2-5 2.7 5-2

Рис. 24. Итоговая оценка в элементе курса «Семинар»

Элемент курса Hot Potatoes в был интегрирован в виде кроссворда, который в свою очередь не оценивается и является тренажером.____________________

Определения [то вертикали: 2: Матрица "к ЩЩЩ^Ц C-ES- Псдска;ка

проверить Ваш ответ. Если Вы затрудняетесь, Вы можете нажать "Подсказка". Нажмите н( чтобы видеть подсказку.

із которых строится изображение

Рис. 25. Кроссворд интегрированный в Moodle с помощью Hot Potatoes

В Рабочей тетради студент выполняет задание, а тьютор проверяет его электронный вариант. В результате такой работы вариант выполненного задания всегда остается у студента, при необходимости он может вернуться к нему, просмотреть или отредактировать его.

Климченко Маша Последнее редактпро вание: четверг 2 Декабрь 201 о, 19:06

1. а)кнопка б)горизонтальная полоса прокрутки в)таймер г) метка 2. размер, цвет, положение на экране монитора

т Оценки: :| Вез оценки... пятница^декабрь 2010,09:23

Все правильної Молодеці

Рис. 26. Проверка тьютором рабочих тетрадей студентов

Журнал оценок

В журнале оценок курса собраны оценки всех студентов за все оцениваемые элементы курса. Все они доступны преподавателю курса. Каждому студенту в этом журнале доступны только его собственные оценки.

Для перехода в журнал оценок необходимо в блоке Управление нажать ссылку Оценки.

редактирование Назначить роли

копирование £ Восстановить

£ Исключить из Раздел Л О пользователе

Рис. 27. Выбор журнала оценок

Страница журнала оценок выглядит так:

Аито”ігаЧ*мію=ги«уд».гЬ1ІІУ.«і*,Ьоги а *» ада ОЛО МО - пм

£ п ада ода ■ И.00

"-іди. Д1ЦТГ.КЫ Цтдоит ЕПГЛ м*> Г^ідціш «да ода МО

- - .* - ’ ;; НЫ.И.и^И^ЕГПУ.еЯ,^.. я - МО

Ды ІТМІ сесгмсрч :г'д*|- ЕГПУ. £22) Ї4^тн:і1 ^ Дм™ гчмч» Ста™Егпу.иви»»'» я ,00 -

. ада ода - «00

Р&иьНГМиЛКБП І4ТДОІТ ЕГПУ. Є2М ММАХОВ ^ | ада МО - «00

Аігтди Г&шкмуюви («гудел ЕГПУ. вИ1 Сади юн „ 1

ГїдьимпшЕовиїкїіМітЕЛіу.вггісадьік&н ^ Г/ЯІН шмунш сидит ЕПТУ. 621) сии«1 ^ | 5.» - ЮО.СО

Рис. 28. Журнал оценок

Заключение

Таким образом, в работе была определена структура и построена модель информационной образовательной среды образовательного учреждения, которая состоит из учебной, внеучебной, научно-исследовательской и организационно -управленческой компонент.

Также были рассмотрены функциональные возможности преподавателя и студентов в информационной образовательной среде федерального университета на платформе Moodle. В основе функционирования соответствующих средств информатизации лежат информация и информационные процессы, характерные для управления. Учитывая значимость информации для организационно-управленческой деятельности, а также существенные возможности, которыми обладают информационные технологии в области автоматизации такой деятельности, выделены компоненты среды, интегрирующие информационные ресурсы, автоматизирующие обработку и передачу информации в рамках организационно-управленческой деятельности вуза. Организационно-управленческая компонента информационной образовательной среды вуза представляет собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс и другие виды деятельности, характерные для вуза. Целесообразно включение в ее состав определенного набора информационных и телекоммуникационных ресурсов. При работе в среде Moodle, организуя и управляя образовательным процессом, студентам предоставляются необходимые ресурсы, возможность общения с преподавателем или студентами через он-лайн консультацию, форумы и обмен сообщения, ведется рейтинг портфолио с оценками и результатами итоговых тестов. А преподаватель в свою очередь может настраивать данный курс, наполнять, редактировать его и оценивать работы студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что успешная реализация ИОС будет способствовать адаптации субъекта образовательной деятельности в ИТ-среде, формированию у него достаточного уровня информационной зрелости для функционирования в различных областях жизнедеятельности информационного общества.

Из приведенного выше описания модели ИОС федерльного университета следует, что уровень профессиональной компетентности студента будущего 1Т-профессионала должен соответствовать требованиям современного общественного развития. Он напрямую зависит от полноты знаний о производстве, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств их осуществляющих. Вместе с тем высокий уровень сформированности профессиональной компетентности участника образовательного процесса требует создания наиболее благоприятных условий для освоения и применения информации профессионально-технологического и образовательного характера. В связи с этим такую деятельность целесообразно развивать в рамках создания и совершенствования единой ИОС образовательного учреждения.

Литература

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

2. Атанасян, С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: Автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.Л. Атанасян; Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения». — М., 2009. — 49 с.

3. Гусева В.Е. Интернет как информационно -образовательная гуманитарная среда современного общества. / В.Е. Гусева // Научный журнал КубГАУ. — 2006. — №24(8).

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полад, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полад. - 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.

5. Шрейдер Ю.А. Гуманитаризация знания и управление информационной средой // Вестник АН СССР, 1978. — №9. — С.87-88.

6. Ерёмина И.И., Садыкова А.Г. Особенности формирования информационной образовательной среды федерального университета. // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — №9. ISSN 1996-3947.

7. Еремина, И.И. Проектирование и реализация информационной образовательной среды. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (книга 2) / Под ред. Д.В. Гулякина - Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский ГТУ», 2010. — 192 с.

8. Ерёмина И.И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза // Научный диалог. — 2012. — №1. — http://www. nauka-dialog. ru/pedagogika_psixologij a.

9. Савицкий С.К., Латипов Р.Д., Мустафин А.Ф. Информационные технологии в подготовке современного специалиста //Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. — 2010. — Т. 56. — № 3. — С. 7-14.

10. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007 - V. 10 -N 3. - С.336-360. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

11. Электронное образование на платформе Moodle / Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. — Казань: КГУ, 2008. — 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.