УДК 378 А.Ф. Егоров, Т.В. Савицкая, Л.А. Запасная
ВАК 05.13.01 J
РИНЦ 14.00.00
Междисциплинарная автоматизированная система обучения на основе сетевых технологий для многоуровневой подготовки химиков-технологов
Рассмотрены вопросы создания междисциплинарной автоматизированной системы обучения на основе сетевых технологий для подготовки химиков-технологов, а также рекомендации по ее совершенствованию в соответствии с новыми образовательными стандартами. Описаны особенности создания банков тестовых заданий в модульной объектно-ориентированной среде дистанционного обучения. Представлен учебно-методический опыт использования информационно-образовательныхресур-сов для подготовки специалистов химиков-технологов.
Ключевые слова: междисциплинарная автоматизированная система обучения; многоуровневая подготовка специалистов, сетевые технологии, банки тестовых заданий, Федеральные государственные образовательные стандарты, высшее профессиональное образование.
INTERDISCIPLINARY AUTOMATED TRAINING SYSTEM BASED ON NETWORK TECHNOLOGY FOR MULTILEVEL TRAINING OF CHEMISTS ENGINEERS
The article covers key issues of development of the interdisciplinary automated training system based on network technology for training chemists engineers and recommendations for improvement according with the new educational standards. Features of creation of the sets of test tasks in a modular objective-oriented distance education environment are described. The training experience of using informational educational resources for the training of chemical engineers is presented.
Keywords: interdisciplinary automated training system; multilevel training of specialists; network technologies; banks of test tasks; Federal state educational standards, higher professional education.
Введение
Современный уровень подготовки химиков-технологов выдвигает требование обучения знаниям, умениям и навыкам решения широкого круга инженерных задач для действующих, проектируемых и реконструируемых химических производств с использованием ком-петентностного подхода новых информационных технологий и методов обучения [1].
Специфика подготовки хими-ков-технологов заключается не только в обучении студентов теоретическим знаниям и навыкам, но и в приобретении ими опыта практических (лаборатор-
ных) исследований. Старение материально-технической базы для проведения лабораторных практикумов существенно ограничивает возможности натурного эксперимента. В этой связи возрастает необходимость создания виртуальных лабораторных практикумов и систем удаленного доступа [2]. Кроме того, специфика преподавания естественнонаучных и профессиональных дисциплин требует выбора доступных форм представления сложной научно-технической информации. Поэтому при подготовке химиков-технологов различных форм обучения основные усилия
по организации лабораторных, учебно-исследовательских, курсовых и дипломных работ, а также самостоятельной работы студентов должны быть направлены на создание учебно-методических комплексов, автоматизированных лабораторных комплексов, автоматизированных систем обучения и контроля знаний, баз данных и знаний учебного назначения и автоматизированного моделирующего программного обеспечения.
В этой связи объединение информационно-образовательных, учебно-исследовательскихиинфор-мационно-методических ресурсов в рамках интегрированных ав-
Александр Федорович Егоров, д.т.н., заведующий кафедрой «Компьютерно-интегрированные системы в химической технологии» Тел.: 8 (495) 495-21-34 Эл. почта: [email protected] Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева http://cisserver.muctr.ru/cismw
Alexander F Egorov,
Doctor of Science, head of department "Computer Integrated Systems in Chemical Technology". Tel.: 8 (495) 495-21-34 E-mail: [email protected] D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia http://cisserver.muctr. edu.ru/cismw
томатизированных лабораторных комплексов и междисциплинарных автоматизированных систем обучения на основе сетевых технологий представляется перспективным направлением организации обучения.
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней подготовки специалистов и реализуемых в них образовательных процессов [3].
Внедрение информационных технологий в процесс подготовки химиков-технологов должно осуществляться в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по направлениям и специальностям подготовки специалистов, бакалавров, магистров как при изучении отдельных дисциплин, так и с позиций междисциплинарного подхода. Качественно новым отличием ФГОС третьего поколения является компетент-ностный подход в образовании, т.е. такое преобразование технологии, когда от результатов образования уже не требуется жесткой привязки к конкретной предметной области [4].
Несмотря на разнообразие систем дистанционного обучения, широко внедряемых в вузах и на образовательных порталах в России [2, 5-10], большинство из них, особенно созданных с использованием стандартных инструментальных средств [11, 12], имеют жесткую структуру, не предусматривающую возможности адаптации к изменяющимся требованиям ФГОС и разрабатываемым в соответствии с ними основным образовательным программам (ООП) ВПО, что является недостатком. Кроме того, к недостаткам автоматизированных систем обучения относятся: полное соответствие типовой учебной программы содержанию дисциплины, что затрудняет преподавание курса модульного типа как базового для одних направлений (профилей) и вариативного - для других; относительно небольшое количество междисциплинарных обучающих систем и методов их разработки; теоретические трудности в построении интеллектуальных обучающих систем, основанных на знаниях опытных специалистов; трудности выявления экспертных знаний.
По этим причинам актуальной является разработка междисциплинарной автоматизированной систе-
Рис. 1. Схема многоуровневой подготовки специалистов
Татьяна Вадимовна Савицкая,
д.т.н., профессор кафедры «Компьютерно-интегрированные системы в химической технологии» Тел.: 8 (495) 495-21-34 Эл. почта: [email protected] Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева http://cisserver.muctr.ru/cismw
Tatiana V. Savitskaya,
Doctor of Science, professor of department "Computer Integrated Systems in Chemical Technology".
Tel.: 8 (495)495-21-34 E-mail: [email protected] D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia http://cisserver.muctr. edu.ru/cismw
мы обучения для подготовки специалистов, бакалавров, магистров, обучающихся по различным направлениям, профилям и программам в области химической технологии в соответствии с требованиями ФГОС [4].
1. Анализ многоуровневой системы подготовки химиков-технологов. цели и задачи создания междисциплинарной автоматизированной системы обучения
Для решения поставленной задачи проведен анализ процесса многоуровневой подготовки специалистов высшего профессионального образования в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения. Схема многоуровневого процесса подготовки специалистов в системе высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования представлена на рис. 1.
Элементами (звеньями) такой системы профессионального образования являются основные образовательные программы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура), послевузовского образования (аспирантура, докторантура), дополнительного профессионального образования и повышение квалификации и переподготовка кадров. Безусловно, каждое отдельное звено системы профессионального образования имеет свои специфические задачи, обусловленные его ролью, связями с предыдущими и последующими звеньями (или ступенями внутри звена - в рассмотренной схеме звено ООП ВПО представлено в виде двухступенчатой системы - бакалавриат и магистратура), меняющимися требованиями к качеству обучения.
Объектом обучения в такой схеме является студент (выпускник). Главной задачей обучения становится подготовка компетентного специалиста, предполагающая наличие у объекта обучения знаний о различных аспектах жизни человека в современ-
ном постиндустриальном обществе, навыков творческого владения интеллектуальным и физическим инструментарием, способностей взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные, для того чтобы создать лучшие условия для индивидуума в конструктивном взаимодействии с другими. И поэтому на выходе из каждого звена студент (выпускник) должен обладать определенными общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с новыми ФГОС.
Результаты обучения по образовательной программе должны обеспечивать приобретение выпускниками соответствующих компетенций и таким образом гарантировать их готовность к профессиональной деятельности в соответствии с приобретаемой квалификацией [13].
Гибкость и вариативность многоуровневой системы образования позволяют прервать и продолжить образование на любом уровне и в любом образовательном учреждении аналогичного профиля. Поэтому на выходе из звена ООП ВПО многоуровневой схемы подготовки специалистов выпускник может либо закончить свое обучение в качестве выпускника-бакалавра или выпускника-магистра и далее уже заняться трудовой деятельностью в организации или на предприятии, либо, при успешном завершении обучения по образовательнопрофессиональным программам магистратуры, может продолжить свое обучение в аспирантуре.
Любой специалист без отрыва от профессиональной деятельности в любое время может продолжить свое образование. В схеме подготовки это звенья: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; дополнительное образование.
Разработка качественной ООП представляет немалую сложность, требует участия всего коллектива преподавателей в процессе обучения и воспитания и высокого уровня методической подго-
Лина Александровна Запасная,
аспирант кафедры «Компьютерноинтегрированные системы в химической технологии» Тел.: 8 (495) 495-21-34 Эл. почта: [email protected] Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева http://cisserver.muctr.ru/cismw
Lina A. Zapasnaya,
postgraduate student of department "Computer Integrated Systems in Chemical Technology". Tel.: 8 (495) 495-21-34 E-mail: [email protected] D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia http://cisserver.muctr. edu.ru/cismw
товки [14]. Вузовские ООП подготовки кадров являются необходимым элементом организации обучения в вузе. Качество вузовской ООП определяет во многом качество подготовки специалистов в вузе и уровень его кадрового потенциала.
Таким образом, информационно-образовательная среда междисциплинарной АСО должна быть открытой для подготовки различных групп специалистов, бакалавров, магистров и должна позволять организовывать подготовку по направлениям и профилям (или специальностям) и программам в системе высшего профессионального образования в соответствии с новыми разрабатываемыми ООП, а также повышение квалификации и переподготовку кадров по образовательным программам дополнительного профессионального образования. В настоящей статье изложен опыт создания междисциплинарной АСО для подготовки специалистов химиков-технологов в Российском химико-технологическом университете (РХТУ) им. Д.И. Менделеева и рассмотрены ее функциональные возможности с позиций адаптации к требованиям новых ФГОС в системе многоуровневого высшего профессионального образования.
2. Междисциплинарная автоматизированная система обучения для подготовки химиков-технологов. функциональная структура системы
На кафедре компьютерноинтегрированных систем в химической технологии (КИС ХТ) РХТУ им. Д.И. Менделеева на протяжении
10 лет ведутся работы по разработке и внедрению в учебный процесс междисциплинарной АСО для подготовки химиков-технологов. Первоначально (в 2002-2006 гг.) был разработан статический веб-сайт -автоматизированный лабораторный комплекс (АЛК) для организации выполнения лабораторных работ в режиме дистанционного обучения (http://cisserver.muctr.edu.ru/ а1к). Данный сайт предназначен для подготовки специалистов по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии, биотехнологии» специальности «основные процессы химических производств и химической кибернетики»
[15].
По мере развития комплекса и одновременного с этим совершенствования системы подготовки специалистов стала очевидна необходимость расширения его функциональных возможностей.
Рис. 2 Функциональная структура междисциплинарной АСО
В настоящее время первоначально разработанный автоматизированный лабораторный комплекс трансформировался в междисциплинарную АСО на основе информационных и интернет-технологий для подготовки специалистов различных направлений, специальностей и форм обучения. С 2006 по 2012 гг. реализация ведется в системе управления информационными ресурсами открытого доступа на основе технологии CMS (Content Management System - система управления контентом) MediaWiki 1.5+ [16, 17], а с 2008 по 2012 гг. в системе управления обучением LMS (Learning Management System -система управления обучением в дистанционном режиме) в модульной объектно ориентированной динамической учебной среде дистанционного обучения Moodle 1.6+ (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment [18, 19].
Междисциплинарная АСО представляет собой полнофункциональный комплекс информационнообразовательных, информационнометодических и учебно-исследовательских ресурсов, необходимых для изучения широкого круга общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе подготовки специалистов, бакалавров, магистров с использованием систем удаленного доступ. На рис. 2 представлена функциональная структура междисциплинарной АСО.
Информационно-образовательные ресурсы системы включают: электронные учебные пособия, компьютерные тексты лекций и семинаров, базы данных и базы знаний предметной области, внешние информационные ресурсы, организованные в виде гиперссылок на ресурсы сети Интернет, и электронные библиотеки. Учебно-исследовательские ресурсы включают: автоматизированные системы компьютерного моделирования и пакеты прикладных программ; учебноисследовательские автоматизированные системы научных исследований; виртуальные лабораторные практикумы; информационные системы и другие.
Информационно-методические ресурсы системы представляют собой учебно-методические комплексы материалов по дисциплинам (программы курсов, учебнометодические рекомендации по выполнению лабораторных практикумов), необходимые для организации процесса обучения и контроля знаний, а также учебнометодические комплексы материалов по процессам (государственному экзамену, дипломному проектированию и другие).
Далее остановимся на учебнометодических, информационных и программных особенностях создания и развития междисциплинарной АСО.
Целью подготовки специалистов с использованием информационных ресурсов междисциплинарной АСО при заочной форме обучения является приобретение базовых знаний и навыков по дисциплинам, включенным в индивидуальный план работы студента, составленный в соответствии с учебно-методическими рекомендациями и рабочим планом.
Целью подготовки студентов очной формы обучения с использованием междисциплинарной АСО является углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах), приобретение дополнительных знаний, организация самостоятельной подготовки студентов к выполнению лабораторных практикумов, использование информационных ресурсов комплекса при выполнении курсовых и дипломных работ и при изучении других курсов.
Заметим, что создание междисциплинарной АСО позволило осуществить переход от дисциплинарной модели обучения к информационной [15].
Дисциплинарная модель обучения предполагает комплексное изучение дисциплины в различных формах (теоретический материал, практическая подготовка, контроль или самоконтроль знаний). Данная модель, реализуемая в АСО (электронных учебниках, электронных учебных пособиях), подразумевает, что процесс обучения основан
на использовании обучаемым того или иного компьютерного средства обучения [20], в котором разработчиками (проектировщиками и методистами) в процессе создания этих систем заложены методика и сценарии обучения по конкретному курсу. При этом индивидуальные способности обучаемого и уровень его подготовки либо не учитываются вообще, либо учитываются незначительно в адаптивных АСО.
В некоторых АСО, реализующих дисциплинарную модель обучения, могут быть заложены функции управления познавательной деятельностью обучаемых, которые реализуются системой.
Заметим, что интерактивность обучения - это один из основных способов активизации познавательной деятельности обучаемого. Интерактивное взаимодействие предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых с использованием различных интернет-ресурсов: электронной почты, электронной доски объявлений, тематических обсуждений в режиме реального времени и т.п.
Таким образом, в АСО, реализующих дисциплинарную модель обучения, интерактивность реализуется исключительно на уровне взаимодействия «обучаемый - АСО» за счет средств, предоставляемых системой (подсказки, справки, гиперссылки, комментарии, рекомендации, самоконтроль, навигация с возвратом и повторением пройденного материала с целью закрепления знаний).
В отличие от дисциплинарной модели обучения, предоставляющей источники информации, с одной стороны, и преподавателя как интерпретатора знаний, с другой стороны, в междисциплинарных АСО реализована информационная модель обучения, представленная на рис. 3.
Эта модель включает как источники информации (учебные пособия, моделирующее программное обеспечение, базы данных и знаний в предметной области, справочно-информационные системы), так и активных участников образовательного процесса: препода-
Рис. 3. Информационная модель обучения
вателя - внедряющего новые методы обучения (автоматизированные обучающие и тренажерные системы, автоматизированные лабораторные практикумы, автоматизированные системы контроля знаний и другие) и использующего новые учебно-методические разработки для обеспечения учебного процесса и студента - как объекта получения информации и интерпретации ее в виде собственных знаний, умений и навыков.
Интерактивность процесса обучения при этом существенно повышается и предполагает интерактивное взаимодействие всех действующих лиц в различных режимах на всех стадиях подготовки специалиста с использованием ресурсов междисциплинарной АСО. В результате качество обучения с использованием таких АСО зависит от интерактивности всех действующих лиц, взаимодействующих с АСО, участвующих в процессе обучения.
3. Организация информационного взаимодействия в системе
Информационное взаимодействие пользователей, обучающихся в единой информационнообразовательной среде междисци-
плинарной АСО, обеспечивается путем взаимодействия через единый интерфейс, построенный на основе интеграции двух технологий: системы управления информационными ресурсами открытого доступа на основе технологии CMS MediaWiki 1.5+ и системы управления обучением LMS Moodle 1.6+.
В рамках междисциплинарной АСО - CMS MediaWiki1.5+ играет центральную роль. В ней размещаются компьютерные конспекты лекций, описания лабораторных работ, гиперссылки на информационные материалы, публикуются методические материалы. LMS Moodle
1.6+ используется для подготовки информационно-образовательных ресурсов учебного и методического характера, организации интерактивных методик самоконтроля и тестирования знаний, организации и проведения практических занятий и самостоятельной работы в режиме дистанционного обучения.
Использование указанных технологий по сравнению с реализацией системы дистанционного обучения с использованием языка гипертекстовой разметки текста - HTML (HyperText Markup Language), главным ограничением которого являлись: необходимость непосредственного участия
веб-программиста и ограничение многопользовательского информационного наполнения системы, позволило получить ряд существенных преимуществ.
Достоинствами технологии Media Wiki для подготовки учебных материалов при разработке систем дистанционного образования являются:
• удобство и простота размещения материалов в режиме реального времени;
• поддержка записи математических формул;
• открытость к интеграции и расширяемость системы;
• протоколирование изменений и возможность отмены злонамеренных либо ошибочных действий;
• совместимость с большинством современных операционных систем и веб-браузеров на стороне клиента;
• низкие требования к вычислительным ресурсам сервера;
• русскоязычный интерфейс;
• широкий круг пользователей;
• возможность управления правами авторов на изменение материала;
• бесплатность.
Основное учебно-методическое преимущество перехода от статического веб-сайта реализации (АЛК) к реализации всех видов ресурсов междисциплинарной АСО с использованием технологии MediaWiki -это гибкость настройки системы и управления информационнообразовательными, учебно-исследовательскими и информационнометодическими ресурсами при подготовке специалистов по различным направлениям, специальностям, профилям и формам обучения.
В то же время недостатками реализации систем дистанционного обучения с использованием технологии MediаWiki являются:
• сложность организации иерархических связей между статьями (все статьи должны иметь уникальные заголовки);
• синтаксис MediaWiki требует от пользователей изучения инструкций по подготовке матери-
ала;
• некоторые ограничения систем дистанционного образования. Учитывая недостатки технологии MediaWiki, были проведены работы по переводу и адаптации разработанных ранее ресурсов междисциплинарный АСО в модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду Moodle [16]. Данная среда предназначена для решения широкого круга задач дистанционного обучения с использованием интернет-технологий и предоставляет разработчикам курсов, студентам и преподавателям следующую функциональность:
• управление пользователями, ролями, курсами, ресурсами;
• разработку и реализацию информационно-образовательных ресурсов;
• разграничение доступа пользователей к образовательным ресурсам системы и функциональных возможностей преподавателей и студентов;
• ориентация на преподавателей без глубоких знаний программирования и администрирования;
• возможность реализации гибкой подсистемы тестирования, автоматизации контроля знаний и управления обучением;
• организацию интерактивного взаимодействия «преподаватель
- студент»;
• разграничение на модули (содержит в своем составе модуль Wiki);
• редактирование в режиме Wys/ Wyg (What you see/ What you Get - «Что видишь, то и получишь») (приближено к MS Word);
• поддержку международных стандартов управления обучением SCORM (Sharable Content Object Reference Model - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения) [21] и IMS (Instructional Management Standards - стандарты управления обучением) [22]. Безусловным преимуществом
данной среды является наличие открытого кода.
В настоящий момент функционируют обе системы, каждая из которых применяется для определенных целей. Междисциплинарная АСО для подготовки химиков-технологов в среде MediaWiki [17] применима в основном для теоретической подготовки студентов по различным курсам, для подготовки к выполнению лабораторных работ, для чего используется теоретический материал и примеры типовых решений, реализованные в системе. Междисциплинарная АСО на основе технологии Moodle [19] применяется для организации дистанционного обучения, проведения контроля знаний студентов посредством самостоятельного, промежуточного и итогового тестирования, промежуточного контроля при выполнении лабораторных работ.
Важными аспектами междисциплинарной АСО является возможность гибкого планирования процесса обучения, способность адаптироваться к изменяющимся требованиям ФГОС и ООП, доступность в режиме удаленного доступа, наличие интегрированных банков тестовых заданий и использование активных методов обучения и новых средств обучения (видеоуроков) [23].
В настоящее время в междисциплинарной АСО представлены информационные ресурсы по следующим дисциплинам:
• «Системы управления химикотехнологическими процессами»;
• «Автоматизированное проектирование систем многосвязного и прямого цифрового управления гибкими химикотехнологическими системами»;
• «Математическое моделирование и методы синтеза гибких химических производств»,
• «Методы синтеза многоассортиментных экологически чистых химических производств»;
• «Компьютерные системы проектирования гибких химических производств»;
• «Программно-технические аудиовизуальные средства обучения»;
• «Использование принципов искусственного интеллекта и экспертных систем в управлении гибкими химическими производствами».
По перечисленным курсам реализованы более 50 лекций, 4 электронных учебных пособия, 20 описаний лабораторных практикумов. В междисциплинарной АСО в среде Moodle подготовлены банки тестовых заданий по четырем дисциплинам и два междисциплинарных банка тестовых заданий по проблемам химической и экологической безопасности и созданию интеллектуальных систем управления безопасностью.
Информационно-образовательные ресурсы в междисциплинарной АСО, реализованные с использованием технологии MediaWiki, и в среде дистанционного обучения Moodle представлены одинаковым образом. Главная страница системы включает перечень дисциплин и краткое описание курса. По каждой дисциплине приведена программа курса, рабочий план, перечень лекций, лабораторных работ и заданий к ним, учебные пособия и т.п. Доступ к текстам лекций, описаниям лабораторных работ и другим ресурсам осуществляется непосредственно через гиперссылки. Каждая лабораторная работа представлена теоретическим положением, примерами типовых решений, требованиями к отчету, вариантами заданий на лабораторные работы, моделирующими программами и руководством по работе с ними, справочной информацией. По некоторым лабораторным практикумам подготовлены видеоуроки [23].
Функциональные возможности работы студентов и преподавателей в междисциплинарной АСО различаются.
Студенты имеют свободный доступ ко всем информационнообразовательным ресурсам и учебно-исследовательским ресурсам системы в любом объеме и любое время. Они имеют возможность:
• прохождения самоконтроля знаний с использованием различных форм контроля;
• многократных консультаций с преподавателем в процессе выполнения лабораторных работ;
• однократной сдачи результатов выполнения лабораторных работ в установленные сроки;
• получения информации о результатах текущего контроля и
об успеваемости. Преподавателю система предоставляет функции:
• управления составом учебного материала, сценариями и сложностью прохождения тем в зависимости от уровня подготовки студента (группы студентов).
• управления группой студентов -добавление новых, исключение неуспевающих;
• коммуникации с каждым студентом и группой в целом — рассылка сообщений, напоминаний, заданий и т.п.;
• проверки сданных студентами заданий, выставления оценок, внесения кратких комментариев к проверенному заданию;
• управления количеством и содержанием контрольных точек -установка сроков проведения, контролируемых пройденных тем и т.п.
В междисциплинарной АСО в среде Moodle организована процедура выполнения лабораторных работ в режиме дистанционного обучения. В процессе выполнения лабораторных работ преподавателю доступен мониторинг деятельности всех студентов. Предусмотрена возможность организации многократных консультаций в процессе выполнения работ и однократной сдачи итогового отчета.
Студент может просмотреть оценку и комментарий преподавателя. При необходимости задание можно вернуть на доработку, но только до момента, пока доступен срок сдачи данной работы.
Накопленный опыт выполнения лабораторных работ в режиме дистанционного обучения со студентами заочной формы обучения показал следующее:
• установлена достаточная функциональность всех видов ресурсов системы по выбранному кругу профессиональных дис-
циплин для самостоятельной подготовки студента;
• апробированы различные режимы взаимодействия пользователей с разграничением прав доступа через интерфейс комплекса, в том числе интерактивное взаимодействие студентов и преподавателя и разделенное во времени (консультации с использованием: электронной почты, форума системы, обмена текстовыми сообщениями);
• доказана функциональная достаточность реализованных в системе режимов взаимодействия для полноценного выполнения студентами лабораторного практикума в системе удаленного доступа.
Опыт использования ресурсов междисциплинарной АСО при выполнении лабораторных практикумов студентами очной формы обучения показал:
• процесс выполнения практикума существенно ускорился;
• эффективность выполнения лабораторных работ повысилась;
• студенту предоставляется полный комплекс всех видов информационно-образовательных ресурсов: теоретический материал, примеры типовых решений, требования к выполнению лабораторных работ и оформлению отчетов, описания работы с моделирующим программным обеспечением;
• доступ к ресурсам системы для студентов и преподавателей имеется в любое удобное для них время (без ограничений на выделенное время аудиторных занятий);
• система предоставляет возможности эффективной организации самостоятельной работы студентов для подготовки к выполнению лабораторных работ и консультаций с преподавателем.
В результате за одинаковый промежуток времени одна и та же группа студентов может выполнить на 1-2 лабораторные работы больше.
Далее остановимся на развитии информационно-образовательных
ресурсов междисциплинарной АСО и разработке подходов и методов внутрисистемной интеграции информационно-образовательных ресурсов, реализованных с использованием интернет-технологий.
4. Банки тестовых заданий междисциплинарной АСО
При разработке и реализации банков тестовых заданий по различным дисциплинам междисциплинарной АСО первоначально предполагалось создание относительно независимых банков заданий по отдельным дисциплинам и использование их только для самоконтроля, тестирования (промежуточного контроля) и итогового контроля знаний по данной дисциплине.
В процессе создания подсистемы контроля знаний на примере нескольких курсов в междисциплинарной АСО была выявлена необходимость «снятия» некоторых ограничений по доступу студентов к системе. И студентам, наряду с возможностью доступа к вопросам для самоконтроля знаний, была предоставлена возможность доступа к тестам, предназначенным для промежуточного контроля знаний по другим дисциплинам. Это позволило обучаемым и преподавателю проверять остаточные знания по ранее изученным дисциплинам, а также использовать тесты промежуточного контроля при подготовке по отдельным вопросам и разделам изученных курсов к защите курсовых и дипломных работ. Указанный подход делает систему контроля знаний междисциплинарной АСО более открытой и адаптируемой к изменяющимся требованиям подготовки специалистов.
Жесткие требования к ограничению доступа предъявляются только к итоговому контролю знаний. В этом случае предусмотрена «привязка» к конкретному курсу и ограничение возможности сдачи теста студентами - один раз в установленные сроки.
Реализации указанных выше требований способствовало создание единого банка тестовых заданий междисциплинарной АСО
Какие критерии принимаются во внимание при обосновании решения о проведении экологической экспертизы проектов строительства и эксплуатации
Баллов: --/5 промышленных объектов?
Выберите по крайней мере один ответ:
1. Риск нанесения ущерба окружающей среде
2. Наличие источников загрязнения окружающей среды на близлежащих территориях
3. Капитальные затраты на проектирование систем защиты окружающей среды
4. Наличие источников сырьевых ресурсов
5. Географическое местоположение объекта
6. Наличие трудовых ресурсов
7. Интегральный потенциальный территориальный риск
8. Риск нанесения экономического ущерба
9- Риск постоянного токсического воздействия на население ю. Риск токсического воздействия на персонал
Рис. 4. Пример вопроса на множественный выбор
в среде дистанционного обучения МооШе посредством установления их принадлежности тому или иному курсу, разбиению на тематические категории по нескольким разделам курса и различным настройкам, реализуемым в тестах для самоконтроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний. Причем тесты для итогового контроля знаний по курсу предложено формировать на основе банка вопросов по данному курсу с использованием рекомендаций, предложенных в [24], путем разбиения банка вопросов не только по тематическим категориям, но и на категории различного уровня сложности. Эта процедура была получена как на основе всестороннего анализа результатов обработки ответов студентами средствами, заложенными в среде дистанционного обучения МооШе, так и на основе экспертных оценок студентов.
Кроме того, создание единого банка вопросов в междисциплинарной АСО позволило включать отдельные вопросы из одних курсов в тесты промежуточного контроля по другим курсам. Таким образом, реализован переход от дисциплинарной ориентации ресурсов для тестирования и контроля знаний к проблемной, например, в области экологической или химической безопасности.
В междисциплинарной АСО в среде дистанционного обучения МооШе разработан единый банк тестовых заданий по курсам: «Математическое моделирование и методы синтеза гибких химических производств», «Методы синтеза многоассортиментных эколо-
гически чистых химических производств», «Химическая и биологическая безопасность», «Компьютерные системы проектирования гибких химических производств», который может использоваться вариативно в зависимости от целей обучения и контроля знаний.
В процессе создания банков тестовых заданий было проведено их распределение по категориям. Категория - это некоторая тематически объединенная составляющая банка тестовых заданий или часть банка вопросов определенного уровня сложности.
По курсу «Математическое моделирование и методы синтеза гибких химических производств» подготовлен банк тестовых заданий, включающий 130 вопросов различной сложности, содержащий вопросы по шести категориям курса, в каждой из которых тематически объединены несколько разде-
б®- Сопоставьте определения, соответствующие следующим понятиям:
Баллов: -/5 1 - Опасный производственный объект
лов курса. На основании данного банка вопросов сформированы 13 тестов по разделам курса, 2 комбинированных теста по нескольким разделам курса и 2 теста итогового контроля знаний по курсу, формируемых случайным образом из единого банка заданий.
В курсе «Методы синтеза многоассортиментных экологически чистых химических производств» выделены семь категорий:
1)общие понятия и определения в области экологически чистых производств (6 вопросов);
2)экологическая экспертиза (10 вопросов);
3)контроль и управление качеством атмосферного воздуха (6 вопросов);
4)моделирование процессов загрязнения (15 вопросов);
5)анализ и оценка риска (13 вопросов);
6)нормативное регулирование экологической безопасности опасных производственных объектов (2 вопроса);
7)синтез гибких схем очистки стоков (16 вопросов).
На основе разработанного банка тестовых заданий были сформированы 11 тестов промежуточного контроля знаний по курсу. В каждый тест промежуточного контроля включены по 7 вопросов из различных категорий курса и различных форм представления: на множественный выбор, на соответствие, в
А - Объекты с радиационно или химически опасными веществами и материалами, объемы с пожароопасными веществами и материалами: горючими газами, пылями и волокнами, легковоспламеняющимися жидкостями и другие (в том числе газо- и нефтепроводы), при возникновении чрезвычайных ситуаций на которых возникает угроза массового поражения
Б - Нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют пожароопасные или легковоспламеняющиеся вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации, при которой на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде
В - Объект нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности, при аварии на котором или его разрушении может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды
Г - Нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства, на которых используют, производят, хранят или транспортируют пожаровзрывоопасные и (или) опасные химические вещества, создающие реальную угрозцу возникновения аварии Д - Объект нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности, содержащий в своём составе участки, установки, цеха, хранилища, склады, станции или другие производства, на которых одновременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывопожароопасные или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем определённое пороговое значение.
Рис. 5. Пример вопроса на соответствие
6 ^ И: приведенных ниже выражений определите - какие и: них относятся к модели "факела", какие - к модели "клубка":
Было»: -/* Q
(27r)3/2<7r<7j,<7j Г 2
1- C(x,y,z,t) =
•ехр —
кз них относятся к модели факела , какие - к модели клу
1 Г (х — ut\2 ( у — vt\2 ( Z — ídt\
2 i“) +(V) +(—)
с<*'- 2^її (аф [-5 й) ]) (ехр [-5 {Чг) ])+ехр (ехр [-5 (Чг)
С(х,у, z,t) = Q
«ф - 4) Ь- W)+“р Hff)}
(27Г)3/2<Гх<7у<7-
Поясните условные обозначения.
Дайте пояснения, чем отличаются модель, в каких методиках они используются н для каких источников?
v - средюев зкачекхя скоростей ветра no кагравлеюсеы ж, у, ж ж х, схгма у, cxrua ж - стандартам откаояекхя размеров «клубка»
С(х, у, «,Н) - распределю*« кохцектрацэос so коордокатэд х, у.
Рис. 6. Пример ответа на вопрос в форме «эссе»
форме «эссе»; вопрос с ответом да/ нет. Примеры вопросов представлены на рисунках 4-6.
При ответе на вопрос множественного выбора студенту необходимо из множества вариантов ответов отметить правильные установкой флажка напротив выбранного варианта. Всего в вопросе 10 вариантов ответов, правильных из которых 7 (ответы под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10 на рис. 4). Для правильной настройки проверки результатов ответов студентов используется следующее правило: чтобы вычислить частичную оценку для каждого правильного ответа, необходимо разделить единицу (максимальное количество баллов за данный вопрос) на общее число ответов: 1/7—0,14.
Для неверных ответов проводится аналогичный расчет и получается число, равное 0,33. Таким образом, оценка за каждый правильный ответ будет равна 0,14 со знаком плюс, за неправильные -0,33 со знаком минус. Общая оценка, получаемая студентом за ответ на вопрос множественного выбора, равна сумме частичных оценок. На рис. 5 представлен пример вопроса на соответствие.
В этом задании следующие пары ответов являются верными: 1- Г, 2 - В, 3 - Д, 4 - А, 5 - Б. Только за эти сочетания системой начисляется частичная оценка в виде единицы, за любые другие - ноль бал-
лов. Итоговая оценка за данный вопрос вычисляется путем суммирования полученных частичных оценок с пересчетом, при необходимости, в соответствующую выбранную шкалу. Как правило, задается пятибалльная шкала оценивания вопроса, но могут быть заданы и другие шкалы.
Вопросы в форме «эссе» предполагают ответ студента в произвольной текстовой форме. Пример такого ответа представлен на рис. 6. Студент должен обосновать правильность выбора той или иной модели, пояснить физический смысл переменных, указать условия их применения. Правильность и полноту ответа на данный вопрос преподаватель оценивает вручную. При наличии в тесте вопросов в форме «эссе» студенту сначала отображается итоговая оценка за тест без учета данного вопроса, а после проверки и выставления оценки преподавателем в системе происходит пересчет итоговой оценки за тест.
Система функционирует в следующих режимах: самоконтроль, промежуточный контроль и итоговый контроль знаний. Самоконтроль предназначен для самостоятельной проверки студентами знаний по отдельным темам, разделам (модулям). Промежуточный контроль может быть использован в качестве контрольных точек по разделам (модулям), темам или
для допуска к лабораторным работам и т.п. Итоговый контроль может проводиться как по дисциплине в целом, так и в качестве составляющей итогового контроля в форме зачета или экзамена по дисциплине - для проверки теоретических знаний.
Кроме того, банки тестовых заданий могут использоваться в междисциплинарной АСО для проверки остаточных знаний по дисциплинам, подготовки к междисциплинарному экзамену, подготовки к защите курсовых и дипломных работ. Для этого производятся соответствующие настройки по времени и ограничения в числе попыток [25]. В основных параметрах настройки задается название теста, его назначение и краткая информация для студентов, время начала и завершения тестирования, интервал времени, когда тест будет доступен для сдачи, и ограничение по времени на выполнение одной попытки. В тестах самоконтроля знаний время на попытку сдачи теста не ограничено, в то время как для теста итогового контроля задается время 45 или 60 мин.
Тесты промежуточного контроля знаний рекомендуется настраивать в зависимости от количества вопросов в тесте и их сложности и от результатов анализа ответов студентов в режиме самоконтроля или итогового контроля в предшествующие периоды.
Различные настройки могут быть реализованы по количеству попыток. Предусмотрена возможность задания режима «с чистого листа», когда каждая следующая попытка начинается без возможности просмотра ранее введенных ответов в предыдущей попытке, которые можно скорректировать.
Возможно также настроить попытки, которые основываются на предыдущих. В этом случае рекомендуется установить начисление штрафов за повторный ответ на вопрос, первоначально данный с ошибками.
Самоконтроль обучаемый может проходить неограниченное количество раз, но при каждом новом просмотре вопросов в выбранном
Таблица 1.
Анализ вопросов, включенных в тесты итогового контроля знаний в 2010 и 2011 гг.
№ п/п Номер* вопроса из банка Количество отвечающих Индекс легкости
2010 г. 2010 и 2011 гг. 2010 г. 2010 и 2011 гг
1 4.3 3 9 100 98
2 1.1 2 7 81 82
3 1.2 2 8 75 88
4 4.10 4 6 88 92
5 2.1 3 11 100 99
6 1.3 4 11 55 71
7 4.7 2 8 86 87
8 4.6 4 9 55 92
9 2.2 4 9 62 99
10 4.4 1 8 100 94
11 4.2 2 5 55 100
12 2.5 5 11 75 94
13 4.5 3 9 55 83
14 2.3 2 6 98 83
15 3.1 5 8 100 100
16 1.4 2 4 100 100
17 2.6 1 4 71 86
18 4.1 1 6 100 100
19 3.2 0 4 - 88
20 3.5 0 3 - 100
21 2.4 0 4 - 100
*первая цифра в номере вопроса обозначает номер категории, вторая - порядковый номер вопроса в данной категории.
тексте они будут отображаться ему в различной произвольно сформированной последовательности из данной категории банка тестовых заданий, для теста промежуточного контроля предусмотрено 2 попытки, а для итогового - одна.
5. Результаты апробации банка тестовых заданий
Проведена апробация разработанного банка тестовых вопросов в учебном процессе и проверка его достаточности в 2010 и 2011 годах, которая далее представлена на примере курса «Методы синтеза многоассортиментных экологических чистых химических производств». Для определения достаточности количества вопросов в банке тестовых заданий был проведен анализ результатов тестирования студентов, выполнивших итоговый контроль по данному курсу с использованием средств, предоставляемых средой дистанционного обучения Moodle, приведенный в табл. 1. Поскольку вопросы в тест набираются случай-
ным образом при каждой новой попытке, то попадание какого-либо вопроса нескольким студентам одновременно будет свидетельствовать о недостаточном их количестве для объективной проверки знаний. По результатам ответов студентов в 2010 г. был проведен более тщательный анализ сложности вопросов, и банк тестовых заданий в 2011 г. был существенно расширен.
В таблице представлены результаты случайного выбора вопросов из банка тестовых заданий при прохождении данного теста 15 студентами суммарно в 2010 и 2011 гг. (столбец 4). Как видно, из 29 вопросов из первоначального банка заданий, включающего 5 категорий, в тест итогового контроля был включен 21 вопрос. При этом (колонка 4) не было вопросов, которые попались всем 15 студентам, а также 14, 13, 12 и 10 студентам. Не было также вопросов, из выбранных случайным образом, которые попали только одному или двум студентам. Наиболь-
шая повторяемость оказалась в вопросах категорий 2, 1, 4.
Поэтому был сделан вывод о недостаточности количества вопросов, из которых формируются тесты по категориям 3 и 5, и банк тестовых заданий был расширен еще в 2012 г. По указанным категориям подготовлен второй тест итогового контроля и добавлены категории 6 и 7 по нормативному регулированию экологической безопасности и синтезу гибких схем очистки стоков. Массовая апробация расширенного банка тестовых вопросов на примере нового итогового теста № 2 проведена в весеннем семестре 2011/2012 учебного года.
Для оценки сложности вопросов в системе дистанционного обучения Moodle [18] заложено определение таких показателей анализа правильных ответов, как: индекс легкости, среднеквадратичное отклонение, индекс дифференциации, коэффициент дифференциации. Наиболее объективным является индекс легкости (ИЛ). Этот критерий предназначен для установления сложности в баллах тестового задания: чем больше индекс, тем проще вопрос, т.е. 100% -очень легкий вопрос.
Как видно из анализа табл. 1, значение индекса легкости сильно зависит от количества отвечающих студентов и уровня их подготовки. Некоторые значения индексов легкости (см. вопросы 3.1, 1.4, 4.1, 4.2) остались без изменений (100), что свидетельствует о безусловной простоте данных вопросов. Некоторые значения (см. вопросы 4.3, 1.1, 2.1, 4.7) изменились не существенно, что свидетельствует о стабильности ответов студентов на данные вопросы. На некоторые же вопросы (например, 4.6, 2.2, 1.3, 4.5) студенты отвечали по-разному, на что указывает увеличение или уменьшение индекса легкости.
В вопросах на соответствие ИЛ рассчитывается как отношение всех правильных ответов на данный вопрос к общему количеству правильных ответов, которое должно было быть получено с учетом количества ответивших:
Таблица 2.
Анализ результатов ответов студентов на соответствие из банка тестовых заданий в 2010 и 2011 гг
Вариант ответа Частичная оценка Отношение учащихся, давших данный ответ, к общему числу отвечающих Процент ответов
2010 г. 2010 и 2011 гг. 2010 г. 2010 и 2011 гг.
1: Г (1,00) 2/4 7/11 (50%) (64%)
2: В (1,00) 3/4 9/11 (75%) (82%)
3: Д (1,00) 2/4 8/11 (50%) (73%)
4: А (1,00) 2/4 8/11 (50%) (73%)
5: Б (1,00) 2/4 7/11 (50%) (64%)
4: Г (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
1: Д (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
3: А (0,00) 1/4 2/11 (25%) (18%)
2: Г (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
1: В (0,00) 1/4 2/11 (25%) (18%)
5: Д (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
3: Б (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
5: А (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
4: Б (0,00) 1/4 1/11 (25%) (9%)
5: Г (0,00) - 2/11 - (18%)
1: Б (0,00) - 1/11 - (9%)
4: Д (0,00) - 1/11 - (9%)
2: Б (0,00) - 1/11 - (9%)
ИЛ =■
F
М • N ’
где F - сумма правильных ответов (с частичными оценками равными единице);
М - общее количество правильных ответов (т.е. максимальное количество ответов, за которые системой должны быть начислены единицы);
N - количество отвечающих.
Далее приведен пример определения ИЛ для вопроса на соответствие (рис. 5). Правильными являются первые 5 признаков, для которых частичная оценка равна 1 (см. колонку 2 в табл. 2). Все остальные варианты ответов, данные студентами, были ошибочными, поэтому частичная оценка за них составила 0,00. ИЛ данного вопроса, определенный системой по результатам ответов студентов, в 2010 г. составил 55 (см. колонку
5, табл. 1), а в 2011 г. (см. колонку
6, табл. 1) - 71.
Проверим правильность его расчета вручную (расчет производится по формуле 1). Для ответов четырех студентов 2010 г. получим:
2 3 2 2 2
---1--1---1---1-
ИЛ = 444 4 4 -100 = 55%.
4 - 5 4
Результаты ручного расчёта и расчёта в Moodle идентичны. Данный результат показывает, что рассматриваемый вопрос теста оказался достаточно сложным для студентов в 2010 г. и лишь один из тестируемых ответил на него абсолютно правильно.
Рассмотрим результаты ответов студентов в 2011 г. (табл. 2, колонка 4). Как видно, в приведенных вариантах ответов студентов в 2011 г. были выбраны еще 4 дополнительно неверных признака одним или двумя студентами соответственно. Суммарно на этот вопрос в 2010 и 2011 гг. отвечали 11 студентов.
Индекс легкости для ответов студентов в 2010 г. и 2011 г. составил:
7 9 8 8 7
---1--1---1-----1-
ИЛ = 11 11 1j1 11 11 -100 = 70,9%.
— • 5
11
Системой данный индекс определен как 71%. Таким образом,
данный вопрос также не является очень сложным, студенты в 2011 г. ответили на него лучше, т.е. были более подготовлены.
Исходя из ИЛ в целом по тесту, вопросы оказались достаточно легкими для студентов (среднее значения ИЛ в 2010 г. равно 86, средний ИЛ по результатам
2010-2011 гг. составил 87,4). Поэтому итоговый тест № 1 в целом был пройден студентами с хорошей оценкой выше среднего уровня.
Заключение
Накопленный опыт создания и использования в учебном процессе междисциплинарной АСО для подготовки химиков-технологов позволил сделать следующие выводы. Использование междисциплинарной АСО как интегрированного средства обучения:
• способствует внедрению качественно новых форм информационных ресурсов в образовательный процесс;
• обеспечивает переход от дисциплинарной модели обучения к информационной;
• направлено на повышение интерактивности процесса обучения на всех стадиях подготовки специалиста для всех участников образовательного процесса;
• позволяет значительно упростить процесс заочного обучения и повысить оперативность информационного обмена между преподавателями и студентами;
• создает условия для организации самостоятельной подготовки студентов;
• обеспечивает инвариантность разрабатываемой системы к уровню подготовки студентов;
• обеспечивает управление образовательным процессом;
• создает условия для повышения творческой активности преподавателей, внедряющих новые формы обучения и учебнометодические разработки;
• способствует качественно новому уровню подготовки специалистов, свободно владеющих не только профессиональ-
ными знаниями и навыками, но и современными средствами информационных и интернет-технологий, системами удалённого доступа, электронного документооборота.
В целом структура междисциплинарной АСО является открытой, гибкой, модульной. Она предусматривает возможность расширения как функциональных возможностей, так и информацион-
ного наполнения. Эти качества системы позволяют быстро и эффективно реализовать гибкую перенастройку и адаптацию реализованных в ней различных видов информационно-образовательных, учебно-исследовательскихиинфор-мационно-методических ресурсов в зависимости от требований подготовки специалистов, бакалавров, магистров по различным направлениям, профилям и про-
граммам подготовки химиков-технологов.
Накопленный опыт создания и использования в учебном процессе междисциплинарной АСО на основе сетевых технологий может быть полезен при создании аналогичных систем для инженернотехнической подготовки в других вузах технического, технологического и естественно-научного профиля.
Литература
1. Информатизация образования: направления, средства, технологии: пособие для системы повышения квалификации / под общ. ред. С.И. Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2004. - 868 с.
2. Автоматизированные лабораторные практикумы с удаленным доступом по общетехническим и специальным дисциплинам инженерного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://alpud.ru (дата обращения:
18.06.2012).
3. Маслов С.И. Информатизация как неотъемлемый компонент современного инженерного образования // Сб. трудов Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования». ИН-Ф0РИН0-2012 (Москва, 10-11 апреля 2012 г.). - М.: Издательский дом МЭИ, 2012. - С. 79-82.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информационное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 100 с.
5. Система федеральных образовательных порталов. Система открытого образования. Консалтинговый центр ИОС ОО РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.openet.ru (дата обращения: 04.09.2012).
6. Современная гуманитарная академия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.muh.ru/map_muh.php (дата обращения: 04.09.2012).
7. Дистанционное обучение, бизнес образование - дистанционные курсы в вузах Москвы и России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infotechno.ru (дата обращения: 04.09.2012).
8. МГТУ им. Н.Э. Баумана - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bmstu.ru (дата обращения: 04.09.2012).
9. Интернет-университет информационных технологий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intuit.ru (дата обращения: 04.09.2012).
10. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. Система дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://de.ifmo.ru (дата обращения: 04.09.2012).
11. СДО «ПРОМЕТЕЙ». ООО «Виртуальные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/opisanie.html (дата обращения: 09.06.2012).
12. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - Казанский государственный технологический университет, 2007. Т. 10. - № 3. - С. 439-459.
13. Чистякова Т.Б. Интеллектуальная система разработки и оценки качества компетенций профессионального химико-технологического образования // В сб. пленарных докладов и лекций XXIV Междунар. науч. конф. / под общ. ред. И.А. Соловьева. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011; Киев: Национ. техн. ун-т Украины «КПИ», 2011; Пенза: Пенз. гос. технол. академия, 2011. - С. 47-50.
14. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «техносферная безопасность») // Безопасность в техносфере. - 2010. - № 5. -С.44-57.
15. Разработка автоматизированных лабораторных комплексов: учеб. пособие / А.Ф. Егоров, Т.В. Савицкая, С.П. Дударов, А.В. Горанский, В.П. Бельков, И.Б Шергольд; под общ. ред. проф. А.Ф. Егорова. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2006. - 176 с.
16. Системы управления проектами в корпоративной среде [Электронный ресурс]. - URL: www.twiki.org (дата обращения: 25.04.2012).
17. Междисциплинарная автоматизированная система обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://cisserver. muctr.ru/alkmw/ (дата обращения: 06.05.2012).
18. Модульная объектно-ориентированная среда дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. -URL: http://moodle.org/ (дата обращения: 08.05.2012).
19. Автоматизированный лабораторный комплекс [Электронный ресурс]. - URL: http://cisserver.muctr.ru/ alkmoodle (дата обращения: 14.08.2011).
20. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. - 616 с.
21. SCORM - Shareable Content Object Reference Model [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scormsoft. com/scorm (дата обращения: 08.05.2012).
22. IMS Global/ Learning Consortium [Электронный ресурс]. - URL: http://www.imsglobal.org/ (дата обращения:
08.05.2012).
23. Савицкая Т.В., Запасная Л.А., Егоров А.Ф. Информационно-образовательные ресурсы для подготовки специалистов по проблемам безопасности опасных производственных объектов // Труды Международной научнометодической конференции «Информатизация инженерного образования» ИНФОРИНО-2012 (Москва, 10-11 апреля 2012 г.). - М.: Издательский дом МЭИ, 2012. - С. 493-494.
24. Савицкая Т.В., Егоров А.Ф., Железов К.С. Методический подход к созданию подсистем тестирования и контроля знаний в модульной объектно-ориентированной среде дистанционного обучения Moodle // В сб. материалов Двенадцатой межвузовской учебно-методической конференции «Актуальные проблемы химикотехнологического образования». - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2010. - С. 63-65.
25. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. - 2-е изд. - Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 c.