Научная статья на тему 'Управление самостоятельной работой студентов в интерактивной информационно-образовательной среде'

Управление самостоятельной работой студентов в интерактивной информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / MOODLE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Лариса Владимировна

Статья посвящена обзору исследований по контролю самостоятельной работы студентов, рассматриваются теоретические основы управления самостоятельной работой студентов в информационно-образовательной среде. Система Moodle представлена как интерактивная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF INDEPENDENT STUDENTS WORK IN INTERACTIVE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article contains an overview of researches, directed on control of students' independent work, examines the theoretical foundations of their self-sufficing activity management in information-educational environment. The system Moodle is presented as an interactive educational environment.

Текст научной работы на тему «Управление самостоятельной работой студентов в интерактивной информационно-образовательной среде»

2011/1

УДК 378.147.88

Л. В. Николаева

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена обзору исследований по контролю самостоятельной работы студентов, рассматриваются теоретические основы управления самостоятельной работой студентов в информационно-образовательной среде. Система Moodle представлена как интерактивная образовательная среда.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, образовательная среда, управление, интерактивность, Moodle.

L. V Ni'ko/aeva

CONTROL OF INDEPENDENT STUDENTS’ WORK IN INTERACTIVE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article contains an overview of researches, directed on control of students' independent work, examines the theoretical foundations of their self-sufficing activity management in information-educational environment. The system Moodle is presented as an interactive educational environment.

Keywords: independent work of students, educational environment, management, interactivity, Moodle.

В информационном обществе системообразующим компонентом образовательного процесса является самостоятельная работа студентов (СРС). Термин «самостоятельная работа студентов» рассматривается как самостоятельный поиск необходимой информации (С.И. Архангельский), деятельность, направленная на творческое восприятие и осмысление учебного материла (А.Г. Молибог), разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов), форма самообразования (С.И. Зиновьев). Таким образом, самостоятельная работа - это прежде всего автономная деятельность студентов, характеризующая их самостоятельность и познавательный интерес. По мнению О.И.Митусовой, самостоятельная работа может рассматриваться как управляемая преподавателем самостоятельная познавательная деятельность студентов [6].

Понятие «управление» достаточно часто употребляется в образовательных ситуациях в контексте оптимизации процесса, системы: управление образовательным процессом, управление педагогическими системами, управление учебной деятельностью (в том числе с помощью компьютерных обучающих систем) [4]. Управление как функция - это целенаправленное воздействие на людей и объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты; как процесс представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают эффективное и оптимальное достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов, изменения условий. В образовательном процессе управление чаще всего рассматривается как функция.

Управление СРС предполагает воздействие преподавателей, кафедр, деканатов учебного заведения на индивидуальную и групповую самостоятельную познавательную деятельность студентов. Управление СРС может включать четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы, организацию, контроль и анализ результатов самостоятельной работы, необходимое учебнометодическое и материально-техническое обеспечение, внедрение новых технологий обучения, учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках СРС [8].

Все большую роль в управлении СРС играют инфокоммуникационные технологии, об этом свидетельствуют научные разработки последних лет [2]. В частности, исследованы вопросы организации самостоятельной образовательной деятельности на основе технологий дистанционного обучения (Александрова Н.А., 2008; Власова И.М., 2006; Дубровская Ю.А., 2005; Жданова Е.Г., 2007; Макар-чук Т.А., 2004), предложены методики самообразования студентов и контроля их знаний на основе информационных и компьютерных технологий, образовательных ресурсов сети Интернета, метода сетевого планирования (Денисов Е.А., 2005; Маврин С.А., 2005; Муслимова А.Ф., 2007; Пряхина Е.Н., 2006; Тучкина Л.К., 2008; Фоменко Л.Б., 2006; Чурилов А.Н., 2005), определены возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов (Усов В.А., 2006) и т.д. В большинстве перечисленных работ возможности инфокоммуникационных технологий использовались в условиях традиционного обучения. Мы же рассмотрим особенности управления

СРС, разворачивающейся в информационно-образовательной среде. Как нам представляется, современный образовательный процесс все больше погружается в инфокоммуникационную среду, наступила эпоха образования 2.0, которое представляет собой совокупность «электронных» способов доступа, анализа, обработки и отклика на индивидуально/коллективно обрабатываемые данные, представляющих образовательный интерес для различных пользовательских групп. По сути, образование 2.0. - это обучение в информационно-образовательной среде. Оно делает процесс образования более интересным, гибким (изучать или не изучать темы подробно/выбирать время учебы) и непрерывным. Но это происходит, когда человек понимает необходимость использования ресурса, передача образовательной инициативы самим учащимся будет понятна только тогда, когда они будут готовы эту инициативу принять [12]. Отсюда актуальной остается проблема управления самостоятельной познавательной деятельностью субъектов в Интернете, информационно-образовательной среде (ИОС).

ИОС как многокомпонентное системное образование включает разнообразные информационные ресурсы, позволяющие решать образовательные задачи. Информационно-образовательная среда - это проектируемая и создаваемая субъектами образования саморазвивающаяся система, в которой устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется, с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой - как педагогическая система [11].

Различают уровни ИОС: информационно-образовательная среда страны, региона, вуза, школы, блока дисциплин. Наиболее изученной в отечественной педагогике являются общие аспекты информационно-образовательной среды учебных заведений (Лобанова Е.В., 2005; Михаэлис В.В., 2009; Моисеенко Н.А., 2006; Мякишев С.Л., 2007). В некоторых работах ИОС рассматривается в контексте подготовки студентов по определенной специальности (Гурниковская Р.Ю., 2006), на примере изучения конкретных дисциплин (Кобиашвили Н.А., 2006; Гагарина Д. А., 2009).

Педагогическая модель ИОС, предложенная С.А.Назаровым [7], включает учебно-методический комплекс дисциплины (информационное наполнение процесса обучения), ресурсы библиотеки (электронные учебники, пособия), информационные банки дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые задания, образцы выполненных проектов), автоматизированную систему контроля знаний. В качестве элементов управления ИОС используются модульный принцип построения курсов дисциплин, рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса, модульно-рейтинговая педагогическая технология, творческие проекты, студенческие научнопрактические конференции, публичные защиты творческих проектов, представление результатов в сети Интернет, выбор информационного ресурса.

Мы полагаем, что все перечисленные элементы ИОС могут быть представлены в сетевом курсе, разработанном в системе дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment = Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский, и используется почти в 50 тыс. организаций из более чем 200 стран мира. Такая популярность вызвана не только тем, что Moodle - бесплатный программный продукт, но и его широкими образовательными возможностями. Moodle построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем, поэтому обеспечивает возможность взаимодействия различных систем, поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения, дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома), доступен для работы людей разного образовательного уровня, разных возможностей, разных культур [10].

Процесс обучения в системе Moodle обеспечивает хорошую мотивацию как студентов, так и преподавателей, высокую степень интерактивности обучения, в том числе в режиме индивидуального веб-общения, освобождает от синдрома «выученной беспомощности», дает возможность многократных повторений изучаемого материала, модульность, динамичность доступа к информации (например, преподаватель может постоянно редактировать курс, а студенты исправлять свои ошибки, доступность ресурсов в любое время, в любом месте земного шара и др.) [1].

Отмечают наиболее общие свойства всех интерактивных элементов в Moodle: 1) в работе с любым элементом курса (элемент курса - инструмент обратной связи, общения) обучающийся должен выполнить какое-либо действие: написать сообщение, сделать выбор, сформулировать определение термина, подготовить презентацию или файл и т.п.; 2) преподаватель имеет возможность оценивать действия обучающихся в каждом элементе (рис. 1).

2011/1

О Основы ДО: Перспективы ДО в школе - МогШа РкеЛм - + х

Файл Правка Вид Журнал Закладки Инструменты Справка

Рис. 1. Интерфейс для проверки заданий (презентаций)

Каждый интерактивный элемент имеет настройки для групповой работы обучающихся. Многообразие интерактивных элементов разделяют на две категории: а) элементы совместной деятельности (Форум, Глоссарий, Вики); б) инструменты контроля знаний (задание в виде файла, текста, тест, лекция) [3]. В любом варианте элементы курса обеспечивают постоянное взаимодействие участников курса. Например, при выполнении задания «Глоссарий» студенты не только создают терминологический словарь (добавляют словарную статью, определяют и описывают понятие, термин), но и могут прокомментировать статью сокурсников, предложить свои варианты определения. Кроме того, в системе обеспечено право студентов ознакомиться и прокомментировать программу курса и методические рекомендации по его изучению, вопросы для самоподготовки и т.д., проконсультироваться у преподавателя-тьютора в форуме, отправлять преподавателю рефераты или курсовые работы в исправленном виде [9].

МооШе - это комплексный программный продукт, на базе которого может быть сформирована единая информационно-образовательная среда, позволяющая обеспечить набор сервисов сетевого обучения, доступ и управление программными инструментами, цифровыми ресурсами, техническими и пользовательскими приложениями, структурированными данными [5]. На основании вышеизложенного, мы рассматриваем МооШе в качестве интерактивной информационно-образовательной среды.

Итак, как возможно управление СРС в интерактивной ИОС МооШе? Глобальное планирование содержания и объема самостоятельной работы осуществляется через функцию «Установки», когда автор-разработчик выбирает формат курса: календарь (организует расписание курса, неделю за неделей, с точным сроком начала и окончания), структура (внешне напоминает календарь, но не имеет временных ограничений), форум (курс организуется на основе одного большого форума или как одна большая доска сообщений). Далее уже в элементах курса автор устанавливает сроки выполнения, объем и содержание заданий, а также выбирает форму представления выполненных заданий. Отметим, что возможность устанавливать сроки выполнения заданий дисциплинирует студентов: если студент вовремя не «зашел в тест», то система уже не допускает его и он автоматически получает 0 баллов. Поняв это, студенты стараются выполнить последующие задания в срок или даже заранее (такое при традиционной схеме СРС почти невозможно).

Функции контроля и анализа результатов самостоятельной работы в системе МооШе реализованы с помощью различных элементов курса. Например, при создании теста (да/нет, с множеством вариантов ответа, свободный ответ) разработчик, кроме даты начала и окончания тестирования, может установить лимит времени, количество разрешенных попыток, изменять методику оценивания, комментировать ответы (давать студенту пояснение на вопрос), показывать правильные ответы при обратной связи. Можно разработать задание, при котором студенты готовят ответ вне сайта или в виде файла

(текст, таблица, презентация). Можно установить опцию «Несколько попыток», что позволит обучающимся исправлять неверный ответ или совершенствовать, редактировать работу.

Учебно-методическое обеспечение представляет собой сетевой курс. В системе Moodle нами разработан курс «Основы электродинамики» (www.moodle.bsu.ru), предполагающий изучение 15 тем по четырем блокам: электростатика, законы постоянного тока, электрический ток в различных средах, магнитное поле и электромагнитная индукция. Формами представления учебной информации являются лекции, задачи для самостоятельного решения. Основной формой учебной деятельности при изучении блока «Электростатика» являются кратковременные лабораторные работы. Также используется форум, на котором студенты обсуждают результаты лабораторных работ. Как мы полагаем, форум-обсуждение в наибольшей степени обеспечивает интерактивное сотрудничество студентов. Для изучения блока «Законы постоянного тока» мы разработали в программе Elektronics Workbench виртуальные лабораторные работы. Студенты должны представить отчет в виде файла с решением задачи. Блок «Электрический ток в различных средах» предполагает проведение исследовательской лабораторной работы, оформленной в виде презентации. После изучении блока «Магнитное поле и электромагнитная индукция» студенты выполняют проектную работу «Альтернативные источники использования электрической энергии». Как видим, используя интерактивные возможности Moodle, можно реализовать функции управления СРС. Благодаря возможности постоянно редактировать Moodle-курс (в процессе его эксплуатации) управление представляет собой гибкий и динамичный процесс.

Таким образом, управление в интерактивной информационно-образовательной среде обретает черты образования 2.0, становится по сути интерактивным управлением. Данное обстоятельство усиливает педагогическую эффективность системы дистанционного обучения Moodle, создает условия для совершенствования учебного процесса в условиях нарастающего влияния постоянно обновляющихся инфокоммуникационных технологий.

Литература

1. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. - 186 с.; Житяева О.И., Осипкина О.В., Павлова Е.А. Создание учебного курса в системе дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Самарский гос. ун-т", отдел дистанционных образовательных технологий. - Самара: Уни-верс-групп, 2009. - 50 с.

2. Данные поисковой системы официального сайта Российской государственной библиотеки. - http://rsl.ru/

3. Документация по компонентам Moodle [Электронный ресурс]/ / URL: http://uztest.com/help.php?file=index.html

(05.11.2010)

4. Доржиев Ц. Ц. Компьютерная обучающая система как средство оптимизации учебной деятельности студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005. - 174 c.

5. Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С., Линецкий Б.Л. Интегрированная информационная среда обучения [Электронный ресурс]. / URL: http://edu.of.ru/attach/17/13468.doc (10.10.2010).

6. Митусова О.И. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов // Научно-педагогические школы Юга России: теория и история развития [Электронный ресурс] / URL: http://pi.sfedu.ru/university/publish/schools/2/4.html

(30.09.2010).

7. Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. - 2006. - Спецвып. № 2. - С.69-71.

8. Положение об организации самостоятельной работы студентов в Благовещенском госпедуниверситете /утв. 24.11.2004 г. - URL: http://www.bgpu.ru/site/content/docs/snd/16.html

9. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С. 65.

10. Система обучения moodle // Форумы на Педсоветю^ [Электронный ресурс]. / URL:

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=3912 (30.10.2009)

11. Трубицына Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании («ИТО-Марий Эл-2009»): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 мая 2009 г., г. Йошкар-Ола [Электронный ресурс] // URL: http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (10.10.2010).

12. Что такое «Образование 2.0» // Научные методы обоснования и создания системы мониторинга качества образования / МГУ им. В.М. Ломоносова; Институт комплексных исследований образования [Электронный ресурс]. / URL: http://ikio.msu.ru/articles.php?lng=ru&pg=108 (20.10.2009)

Николаева Лариса Владимировна, преподаватель физики БФ ГОУ ВПО СибГУТИ. Е-mail: nlvnlvnlv@rambler.ru.

Nikolaeva Larisа Vladimirovna - teacher of physics, Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Computer Science. Е-mail: nlvnlvnlv@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.