способствует формированию творческой самостоятельности студентов в процессе изучения делового иностранного языка.
Литература
1. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности: учеб. пособие к спецкурсу. - Л., 1986. - С. 17.
2. Гарунов М.Г. Развитие у учащихся опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ: дис. ... канд. пед. наук. - М.,
1973.
3. Качалова Л.П. Педагогические условия формирования интеллектуальных мотивов учения у сту-
Ожгибесова Нина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественно-научных направлений Тюменского государственного университета. E-mail: ninadisser@mail.ru
Челядинова Ольга Андреевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественно-научных направлений Тюменского государственного университета. E-mail: elanora81@mail.ru
Ozhibesova Nina Yurevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of foreign languages and cross-cultural professional communication of natural science direction, Tyumen State University. E-mail: ninad-isser@mail.ru
Chelyadinova Olga Andreevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of foreign languages and cross-cultural professional communication of natural science direction, Tyumen State University. E-mail: elanora81 @mail.ru
дентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург. - 1995. - 178 с.
4. Кузьмина Т.В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития педагогического коллектива образовательного учреждения: дис. . канд. пед. наук. - Тобольск, 2002. — 219 с.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2010. - Т. 4 (Т-Я). — С. 18-19.
6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 10 т. -М.; Л., 1948, 1950. - Т. 8. - 510 с.
УДК 378.147 © Н.Б. Семенова
Принципы организации самостоятельной работы студентов вуза на основе ИКТ
В статье раскрываются основные принципы организации обучения и самостоятельной работы студентов с помощью ИКТ-технологий, в т.ч. в динамической образовательной среде MOODLE. В статье сделана попытка проанализировать опыт Бурятского госуниверситета в области применения инфокоммуникационных технологий в обучении.
Ключевые слова: образовательная динамическая среда, MOODLE, самостоятельная работа студентов, компьютерная компетентность, внеаудиторная работа, ИКТ.
N.B. Semyonova Principles of individual work arrangement of higher educational institutions students on the basis of ICT
This article describes the basic principles of arrangement the educational process and students' individual selfstudy work by means of ICT technologies including the dynamic learning environment MOODLE. The paper attempts to analyze the experience of Buryat State University in the field of application of informational and communicative technologies in training.
Keywords: dynamic educational environment, MOODLE, students' individual self-study work, extra-curricular activity, computer competence, ICT.
Одной из основных идей современной педагогической теории является положение о том, что необходимо не просто научить человека, дать ему необходимый объем знаний, а, прежде всего, научить учиться. В свете развития теорий непрерывного обучения в течение всей жизни (lifelong learning), постоянно усложняющихся
условий жизни, все возрастающего объема знаний, который необходимо усваивать современному человеку, умение учиться является основополагающим .
Научить учиться - то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и
происходит усвоение новых знаний), но и свое поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).
Роль самостоятельной работы студентов в вузе чрезвычайно важна и полезна не только для овладения знаниями по учебной дисциплине, но и для формирования навыков приобретения новых знаний, навыков исследовательской работы, развития нравственно-психологических качеств. СРС является подлинно творческой работой, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения.
В современных условиях возрастает значение ответственности самого студента за свою учебную деятельность и, прежде всего, за развитие своего кругозора. В этом отношении использование информационных технологий должно способствовать максимальной активизации и индивидуализации работы студентов, с одной стороны, направляя ее, с другой - предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.
Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Его роль в познавательной деятельности чрезвычайно велика. Самостоятельная работа в вузе - важный фактор теоретической и практической подготовки будущего специалиста к его предстоящей профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов выполняет ряд функций, в их числе развивающая, стимулирующая, исследовательская и информационно-обучающая. Выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Аудиторная СРС выполняется во время учебных занятий, под руководством преподавателя, а внеаудиторная проходит без непосредственного участия педагога.
В условиях перехода высшей школы на кредитное обучение организация самостоятельной работы студентов приобретает особое значение. Обучение с помощью ИКТ-технологий удобно в плане его индивидуализации, поэтому чрезвычайно полезно использовать обучающие программы и курсы во время самостоятельной работы студентов. Создание компьютерных средств обучения, разработка мультимедиа-продуктов являются наиболее важными не только для оснащения учебного процесса, но и для преодоления психологического барьера, инерции преподавателей, студентов, их недоверчивого отношения к электронным средствам обучения.
Использование ИКТ студентами в самостоятельной учебной деятельности должно способствовать формированию информационной культуры, что понимается как совокупность знаний, умений и навыков работы с информационной техникой; наличие творческой работы в сфере информационной деятельности при поиске, передаче и получении информации; умение разработать на базе полученных знаний новые подходы, необходимые для оптимального использования информационных ресурсов.
В условиях самостоятельной учебной деятельности студенты могут пользоваться как образовательным порталом вуза (например, moodle.bsu.ru http://hecadem.bsu.ru/), так и самостоятельно пополнять свои знания посредством Интернета.
В условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение дисциплин, высококачественная подготовка специалиста возможна лишь в том случае, когда основной упор сделан не столько на аудиторные занятия, сколько на самостоятельную деятельность студентов, грамотно объединенную с современными информационными технологиями в целом и ИКТ-технологиями в частности.
Информация, предоставляемая интернет-ресурсами, в условиях неязыкового вуза может быть использована тремя основными путями:
1. Использование информации из Интернета в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, при этом поиск осуществляется студентами самостоятельно при помощи различных поисковых систем (Yandex, Rambler, Yahoo, Google и т.д.);
2. Использование информации из Интернета в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, причем поиск может осуществляться студентами по конкретным адресам, отобранным преподавателем, сюда же отнесем выполнение тестов, заданий в учебных динамических средах (например, MOODLE).
3. Комбинированный путь, когда происходит использование как подготовленных, специально разработанных материалов в учебных средах, но в дополнение студенты также самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, уровень компьютерной и медиаграмотности студентов остается довольно низким. Согласно статистике экспертной исследовательской группы TNS [http://www.rbcdaily.ru/2011/02 /10/media/562949979689739], на начало 2012 года количество пользователей Интернета в России составило 70 млн человек (т.е. при-
мерно половина населения). Молодые люди, поступающие в вуз, особенно приехавшие из отдаленных районов, где нет доступа к высокоскоростному Интернету, сталкиваются с проблемами и неумением эффективно использовать ИКТ-технологии в своей образовательной деятельности. Таким образом, перед нами стоит еще задача развить у студентов навыки работы с компьютером и информационными технологиями. Наиболее перспективным направлением для организации СРС студентов с использованием ИКТ -технологий нам видится использование специально разработанных курсов, например, курсов в среде MOODLE.
Аудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает выполнение студентами заданий в компьютерном классе, оснащенном выходом в Интернет, в рамках занятия и под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя.
Второй вариант при использовании возможностей Интернета подразумевает внеаудиторную самостоятельную работу студентов по выполнению специально подготовленных задач при широком использовании заранее обозначенных возможностей Интернета. Самостоятельная работа в данном случае построена таким образом, что дает возможность студенту выполнять учебные задачи в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет.
MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет разрабатывать курсы, включающие в себя различные виды интерактивных заданий, например, форумы, чаты, опросы, тесты, ссылки на веб-страницы и мультимедийные материалы, вложения в виде прикрепленных файлов. Акроним MOODLE образован из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Она была создана в 2002 г. американским программистом Мартином Ду-гимас (Martin Dougiamas, Технологический университет им. Дж. Картина). На данный момент интерфейс системы дистанционного обучения MOODLE переведен на 82 языка и используется почти в 50 GGG организаций в более чем 200 странах мира. В БГУ система MOODLE была внедрена в 2011 г. Одно из преимуществ MOODLE в том, что все данные, используемые для создания курса, хранятся на общеуниверситетском сервере, что позволяет легко перемещать, загружать, редактировать и удалять их, при этом любое изменение автоматически становится видимым участникам
курса. Кроме того, использование системы MOODLE в СРС позволяет увеличить время и интенсивность коммуникации в образовательном пространстве. Создается так называемый виртуальный класс, кабинет, доступный студенту в любое время, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. При достаточном разнообразии заданий, включенных в курс, участник системы всегда найдет, чем заняться в нем: посетит форум, посмотрит и оценит работу, выполненную другим участником, зайдет на страницу обсуждения проекта и оставит там комментарий. Главным условием успеха совместной деятельности, несомненно, являются наличие у преподавателя и студентов резервов свободного времени для общения вне физического класса и организация материалов курса таким образом, чтобы работа была разнообразной и интересной (вставка аудио- и видеофайлов, подкастов, максимальное использование интерактивных форм - wiki-проектов, баз данных, форумов и т.д.).
Анализируя опыт использования систем дистанционного обучения в БГУ, следует отменить, что MOODLE - это не единственная система, используемая в вузе, успешно функционирует в БГУ с 2008 года также и система дифференцированного интернет-обучения HECADEM. Эта система, разработанная российскими программистами, на момент своего создания наиболее полно отвечала реалиям российского образования. К примеру, в HECADEM существуют такие функции, как «академическая группа», «семестр», а в базовой версии MOODLE их нет, т.к. такие понятия отсутствуют в американской системе образования. Но благодаря открытому коду MOODLE позволяет самостоятельно программировать и устанавливать различные дополнения («plug-ins»), обладает более гибким вариантом настройки и дружественным, интуитивно понятным интерфейсом. Дополнительный модуль «Деканат» решает вышеназванные проблемы. В связи с этим система MOODLE кажется нам более эффективной и перспективной для использования в современном вузе. MOODLE подходит для любых дисциплин, как технических, так и гуманитарных. Лидерами по количеству созданных MOODLE-курсов в БГУ являются факультет иностранных языков и филологический факультет, среди технических специальностей - физико-технический факультет. Данные курсы содержат лекционные материалы, снабженные наглядными схемами, творческими заданиями по проведению опытов, тесты, аудио- и видеофайлы и многое другое.
Всего на сегодняшний день в БГУ создано почти 250 курсов и зарегистрировано около 4000 пользователей (среди них студены очной и заочной форм обучения, преподаватели, участники различных курсов, проводимых БГУ, и др.).
Резюмируя, хочется обозначить основные моменты, позволяющие вывести обучение с помощью информационно-комуникационных технологий на качественно новый уровень:
• создание образовательной среды средствами ИКТ активизирует самостоятельную работу студентов, оптимизирует весь учебный процесс;
• усвоение студентом учебного материала возможно не только в рамках учебного расписания, эти материалы становятся доступными в удобное для студентов время, в любом месте - с домашнего компьютера или мобильного телефона;
• средством организации обучения в условиях СРС являются не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных учебников и учебных пособий, Интернет;
• самостоятельная учебная деятельность обучающегося является контролируемой со стороны преподавателя (это позволяет образовательная среда MOODLE) посредством электронной почты, веб-сайта, Интернета;
• целенаправленное применение ИКТ в СРС создает условия для установления интерактивного диалога между пользователем и информационной системой.
В заключение отметим, что целенаправленное применение ИКТ в образовательном процессе позволяет активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного и развивающего назначения; формировать устойчивые умения использования компьютерной техники и навыки работы с ней, дает им возможность выработать способности, направленные на получение новых теоретических и практических знаний. При этом подготовка и разработка преподавателем интерактивных курсов для СРС на начальном этапе являются очень затратной по времени и силам работой, кроме того, требуют высокую компьютерную и медийную грамотность педагога. Для снятия возможных проблем и трудностей необходимо проводить на базе университетов курсы повышения квалификации педагогических кадров, создавать и публиковать различные обучающие видеоматериалы и печатную продукцию -методички, инструкции по работе с ИКТ-технологиями и образовательными средами в учебном процессе, обеспечивать методическую и техническую поддержку.
Литература
1. Жук Л.Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов: на материале обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 20 с.
2. Беликова А. П. Информационные технологии и проблемы активизации самостоятельной работы студентов. - иЯЬ: http://info-alt.ru/2010-11-12-12-21-31 (дата обращения: 10.09.12).
Семенова Наталья Борисовна, аспирант Бурятского госуниверситета. E-mail: natalia.b.semenova@gmail.com Semyonova Natalya Borisovna, postgraduate student, Buryat State University. E-mail:
natalia.b.semenova@gmail.com
УДК 378.016:81:004 © Я.В. Тараскина
Использование интерактивных технологий в иноязычном вузовском образовании
Статья посвящена вопросам использования интерактивных технологий в иноязычном вузовском образовании. Опыт показывает, что при оптимальном сочетании традиционных и интерактивных методов удается интенсифицировать процесс обучения и мотивировать обучающихся.
Ключевые слова: интерактивные технологии, ассоциограмма, кейс-метод, проектное обучение, обучение в сотрудничестве, информационные технологии, интервьюирование.