Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы в школах в послевоенное время'

Организация воспитательной работы в школах в послевоенное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ШКОЛА / ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОЛИТИЗАЦИЯ И ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЬНЫЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL IMPACT / SCHOOL / POSTWAR PERIOD / ARCHIVAL MATERIALS / THE POLITICIZATION AND IDEOLOGIZATION / CHILDREN SCHOOL AND YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Бика Шапиевна

В статье акцент сделан на анализе воспитательной работы школ страны в 1951-1953 гг. Автором статьи проанализированы многообразные формы и методы воспитательной работы, использовавшиеся педагогическими коллективами школ в послевоенные годы, которые содержат огромный воспитательный потенциал для достижения личностного развития школьников. В статье обоснована политизация и идеологизация учебно-воспитательного процесса школ страны этого периода, выявлена необходимость его. Автором статьи акцентировано внимание на значимости одного из направлений в воспитании учащихся в послевоенные годы работе детских школьных и молодежных организаций. В статье обобщены сведения из архивных материалов, представляющие воспитательную ценность, дана интерпретация законодательным, нормативно-инструктивным, историко-педагогическим, архивным материалам и документам по организации воспитательной работы в послевоенное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational work in schools in the postwar period

The article focuses on the analysis of the educational work of schools in the country in 1951-1953. Author analyzes diverse forms and methods of educational work used pedagogical collectives of the schools in the postwar years, which contain huge educational potential to achieve the personal development of students. In the article the politicization and ideologization of the educational process of the schools of this period, revealed the need for it. The author of the article focuses on the significance of one of the trends in the education of students in the post-war years the work of the children's school and youth organizations. The article summarizes the data from the archive materials of educational value, interpretation of legislative, regulatory guidance, historical-pedagogical, archival materials and documents on organization of educational work in the postwar period.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы в школах в послевоенное время»

ORGANIZA TION OF EDUCA TIONAL WORK IN SCHOOLS IN THE POSTWAR PERIOD

Alieva Bika Shapievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Dagestan State University, Makhachkala

The article focuses on the analysis of the educational work of schools in the country in 1951-1953. Author analyzes diverse forms and methods of educational work used pedagogical collectives of the schools in the postwar years,

which contain huge educational potential to achieve the personal development of students. In the article the CO

politicization and ideologization of the educational process of the schools of this period, revealed the need for it. ^

The author of the article focuses on the significance of one of the trends in the education of students in the post- qj war years - the work of the children's school and youth organizations. The article summarizes the data from the

archive materials of educational value, interpretation of legislative, regulatory guidance, historical-pedagogical, q_

archival materials and documents on organization of educational work in the postwar period. LQ

<

Keywords: educational work; educational activities; educational impact; school; postwar period; archival materials; "X. the politicization and ideologization; children school and youth organizations. ^

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ УДК 373.1 ^

В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ ВАК РФ 13.00.01 ^

^ он

В статье акцент сделан на анализе воспитательном работы школ страны в © Алиева Б.Ш., 2016 1951-1953 гг. Автором статьи проанализированы многообразные формы и

методы воспитательной работы, использовавшиеся педагогическими коллек- Ц

тивами школ в послевоенные годы, которые содержат огромный воспитательный потенциал для достижения личностного развития школьников. В статье V обоснована политизация и идеологизация учебно-воспитательного процесса школ страны этого периода, выявлена необходимость его. Автором статьи акцентировано внимание на значимости одного из направлений в воспитании учащихся в послевоенные годы - работе детских школьных и молодежных организаций. В статье обобщены сведения из архивных материалов, представляющие воспитательную ценность, дана интерпретация законодательным, нормативно-инструктивным, историко-педагогическим, архивным материалам и документам по организации воспитательной работы в послевоенное время.

Ключевые слова: воспитательная работа; воспитательные мероприятия; воспитательное воздействие; школа; послевоенное время; архивные материалы; политизация и идеологизация; детские школьные и молодежные организа-

к^ С Ё

35

В послевоенное время школы накопили разнообразный опыт в воспитательной работе, который имеет значение для совершенствования современной общеобразовательной системы.

Многообразные формы и методы воспитательной работы, использовавшиеся педагогическими коллективами школ в 1951-1953 гг., содержат огромный потенциал для достижения личностного развития школьников [3].

В данной статье акцент сделан на анализе воспитательной работы школ в послевоенные годы.

Послевоенные годы характеризовались резким усилением политизации и идеологизации школы. Именно в эти годы сложилась модель школы, которая по своей форме являлась одной из лучших в мире до конца 80-х гг. прошлого столетия[6].

Социально-политические и экономические изменения в нашей стране, которые произошли после войны, отразились на решении вопросов воспитания учащихся. Школьное образование нуждалось в реформировании, поэтому необходимо было перестроить учебно-воспитательный процесс, который обеспечивал бы воспитательные потребности в условиях послевоенного времени. Вопросами воспитания учащихся в военное и послевоенное время занимались А.О. Дорошева, A.B. Сперанский, Л.К. Прокофьева, В.В. Попов и др.

Одним из направлений в воспитании учащихся в послевоенные годы являлась работа детских школьных и молодежных организа-

АЛИЕВА Бика Шапиевна,

доктор педагогических наук, профессор, Дагестанский государственный университет, Махачкала

•х.

>

<

I 14-1

s ж u

< а

ш

а

36

ций, которая сочеталась со всей учебно-воспитательной работой школ.

Основной задачей послевоенных школ по-прежнему являлось повышение успеваемости учащихся.

Архивные материалы подтверждают, что высокая успеваемость и поведение учащихся школ края определялась благодаря умелому сочетанию воспитательной работы коллектива школ с индивидуальной работой классных руководителей совместно с комсомольскими и пионерскими организациями. Например, в большинстве школ пионерские, комсомольские организации явились настоящими помощниками учителей в борьбе за повышение успеваемости учащихся в школах Горячеводс-кого, Благодарененского, Петровского и других районов [7].

Комсомольские организации мужской средней школы №3, женской средней школ №9, 8, 12 г. Ставрополя, средней школы №1 Невинно-мысского района, средней школы села Бешпа-гир, Спицевского района и других городов и районов на протяжении всего учебного года строили свою работу интересно и увлекательно, направляя инициативу комсомольцев в помощь учителям для поднятия успеваемости и укрепления дисциплины, а также принимали активное участие в общественно-полезной жизни школы [8].

В архивных материалах находим, что "комсомольская организация средней школы №5 г. Невинномысска совместно с учкомом приняла решительные меры к улучшению дисциплины в классах, учащиеся которых грубо нарушали правила поведения. Секретарь комсомольской организации установил ежедневные информации классных организаторов этих классов о состоянии дисциплины за день, во время принимал соответствующие меры, в результате чего дисциплина в этих классах резко улучшилась" [8].

Комсомольские организации принимали участие в общественно-полезной жизни школы в послевоенные годы: заготавливали топливо, помогали колхозам в прополочной работе, обрабатывали новые участки [8].

Комсомольцы школ умело руководили пионерскими организациями. Под руководством комсомольских организаций проводились сборы пионерских отрядов на самые разнообразные темы: "Наш край", "Чемпионы нашей дру-

жины", "Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет", "Дружба народов СССР". Тематические сборы проходили очень интересно,увлекали не только пионеров, но и остальных учащихся [8].

Лучшими пионерскими дружинами являлись дружины средней школы №2 г. Пятигорска, средней школы №3 г. Ставрополя, средней школы №1 с. Изобильного, средней школы №1 г. Ессентуки [8].

Благодаря архивным материалам можно представить, как была организована общественно-полезная работа под руководством комсомольских организаций: были созданы и работали 5 тимуровских команд (всего по району 11 команд).Тимуровские команды шествовали над госпиталями, семьями фронтовиков, помогали доставить топливо, получали продукты из колхозов для сирот, помогали многодетным матерям. Большой любовью и уважением пользовались тимуровцы в госпиталях. Тимуровцы устраивали концерты, дежурили около больных, писали письма, читали книги, оказывали необходимую помощь обслуживающему персоналу. [8].

Эти мероприятия носили воспитательный характер. Из архивных материалов узнаем, что в послевоенное время заметно улучшили воспитательную работу комсомольские организации школ Шпаковского района, Ново-Александровского, Либкнехтовского и др. По инициативе комсомольских организаций этих школ силами учащихся оборудовались военные кабинеты, оказывалась помощь колхозам в проведении культурно-массовой работы, повышалась успеваемость[8].

Работники школ и отделов народного образования края совместно с комсомольскими и пионерскими организациями, ссылаясь на исторические решения XIX съезда КПСС,XI съезда ВЛКСМ, особое внимание обращали на идеологическое воспитание учащихся. Введение этих документов в жизнь школ сыграло положительную роль в идеологической работе.

Руководствуясь этими документами, комсомольские организации школ с помощью партийных организаций и дирекции школ, учителей, старших пионервожатых проводили идеологическую работу по коммунистическому воспитаниюучащихся: добивались высокой активности учащихся на занятиях по общественно-политическим дисциплинам, прочного и глубокого усвоения ими изучаемого ма-

* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

териала. В результате такой работы подавляющее большинство комсомольцев и пионеров имели положительные оценки по таким предметам, как история, конституция, география и др.

Учащиеся старших классов готовили доклады и лекции на общественно-политические, литературно-художественные и естественнонаучные темы, проводили политинформации, собеседования по вопросам международной и внутренней политики Советского государства, читали газеты, журналы, политическую литературу.

Самой распространенной формой работы по идейно-политическому воспитанию учащихся являлось проведение политинформаций с учетом возрастных особенностей учащихся, организацию которых контролировали комсомольские и пионерские организации.

В архивных материалах находим, что "проведение политинформаций в старших классах практиковалось следующим образом: к политинформации готовились 3 ученика, первый рассказывал о событиях, произошедших за неделю в нашей стране, второй - о событиях в странах народной демократии, третий - о событиях за рубежом и затем выступали желаю-щиеучащиеся, которые добавляли к рассказам своих товарищей. Учитель подводил итоги беседы. На ярких, убедительных советах и примерах показывалось превосходство советского общественного и государственного строя перед капиталистическим строем" [7].

Кроме политинформаций, комсомольские организации проводили с учащимися собрания на темы: "Моральный облик советского молодого человека", "О скромности, честности и гордости советского человека", "О дружбе и товариществе", "Что такое счастье", "М.И.Калинин о коммунистическом воспитании молодежи" и др. [7]. Такие собрания оказывали большое воспитательное воздействие на формирование характера и взглядов учащихся в послевоенные годы.

Комсомольские организации принимали активное участие в организации внешкольной и внеклассной работы среди учащихся.

Большую работу проделали под руководством учителей комсомольские организации по организации технических кружков. Учителя и комсомольцы старших классов руководили кружками, в которых читались лекции о достижениях в науке и технике, проводили экскурсии на производство, организовывали встречи с новаторами производства^].

Во многих школах г. Черкесска, Петровского, Изобильненского, Ипатовского и др. райо-

нов создавались школьные мастерские. Учащиеся Изобильненской средней школы №1 сами сделали школьную мастерскую, электрифицировали её и установили в ней столярный и токарный станки. Комитет комсомольской организации средней школы №1 г. Ставрополя организовал выставку: "Что мы умеем делать". На выставке было представлено 15 физических приборов, изготовленных руками девочек (детекторный приемник, модель водяного отопления, картезианский водолаз для измерения выталкивающей силы и др.) работы юных натуралистов, юных художниц и рукодельниц себе[7].

Таким образом, первые шаги политехнического обучения в школах демонстрировали его неоценимое значение для глубокого усвоения учащимися программного материала и воспитания учащихся всесторонне развитыми людьми. В большинстве школ страны комсомольские организации являлись верными помощниками учителей в деле воспитания у учащихся сознательного отношения к себе.

В целях повышения качества воспитания учащихся Краевой отдел народного образования совместно с Крайкомом ВЛКСМ проводили семинары с секретарями комсомольских организаций и активом пионерских дружин, на которых обсуждались вопросы теории и практики их работы [7].

На комсомольских собраниях, заседаниях комитета, в комсомольских и пионерских группах обсуждались вопросы учебно-воспитательной работы, выявлялись причины плохой успеваемости комсомольцев, принимались меры взыскания, одновременно создавалось общественное мнение против таких учащихся, которые не дорожили честью школы, класса^, следовательно, и своей собственной чес-тью[8].

Таким образом, воспитательная работа, организованная в школах в послевоенные годы, являлась определенной мерой воздействия на развитие личностных качеств учащихся.

Литература:

1. Аблаев Э.А. Трудовое воспитание учащихся в годы Великой Отечественной Войны / Э. А. Аблаев // Советская педагогика. - 1986. - №3. - С. 96-97.

2. Белоруссов В.В Принцип воспитывающего обучения в физическом воспитании / В.В. Белорус-сов // Ученые записки ГИФК им. П.Ф. Лесгафта. -Вып. 5.-Л., 1949.-С. 19-32.

3. Ковригин В.В. Отражение истории Второй мировой войны в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования : дис. ... канд. пед. наук / Ковригин В.В. -Елец, 2008,- 152 с.

СО

1-Н

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

к^ С Ё

37

4. Козлова H.A. Система народного образования Ставропольского края в 1945-1964 гг.: состояние и тенденции развития: дис.... канд. ист. наук / Козлова H.A. - Пятигорск, 2005. - 166 с.

5. Константинов С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите отечества у учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук / Константинов С.А.-СПб., 2002.-213 с.

6. Реутова Л.П., Журавлева Ю.И. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18).-С. 47-53.

Государственный архив Ставропольского края

7. Ф.Р.2174 оп. 5 д. 201 л.130-137.

8. Ф.Р.2174 оп. 2 д. 166 л. 125-137.

•х.

>

<

X

14-1 S

iC U

38

PREPARING PROSPECTIVE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS OF POLYETHNIC SCHOOL Atarshchikova Elena Nickolaevna, DSc of Law sciences, Professor, Stavropol Pedagogical Institute, Stavropol Morozova Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Stavropol Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: anna281Wyandex.ru

The problem of preparation of future teachers to working conditions in a multiethnic school is associated with objective social processes. The authors outline the difficult conditions typical of the Russian school associated with special requirements to the teacher (knowledge of methods of organizing material specific to students of a foreign language). The article also discusses the conditions of vocational training of future teachers and provides examples of measures aimed at successful implementation of professional competences of future teacher in modern school practice.

q Keywords: multi-ethnic school; foreign students; professional training of the teacher.

<

C[ LU

С

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

© Атарщикова E.H., 2016 © Морозова A.B., 2016

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Актуальность проблемы подготовки будущих учителей к условиям работы в полиэтнической школе связана с объективными социальными процессами. Авторы обозначают сложные условия типовой российской школы, связанные с особыми требованиями к учителю (знания приемов организации материала, специфичных для учащихся-инофонов). В статье также рассматриваются условия профессиональной подготовки будущего учителя и приводятся примеры мероприятий, направленных на успешную реализацию профессиональных компетенций будущего учителя в современной школьной практике. Ключевые слова: полиэтническая школа; инофон; профессиональная подготовка педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АТАРЩИКОВА Елена Николаевна, доктор юридических наук, профессор, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь

МОРОЗОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь аппа281 [email protected]

Современная система преподавания русского языка в школе представляет скорректированный порядок изучения: формируются новые подходы к определению целей и принципов обучения; школа становится многовариантной, гибкой, в большей степени отвечает запросам обучающихся.

Новыеусловия, связанные с изменением социально-экономических реалий жизни российского общества, которые влияют на трансформацию облика современной российской школы, определяют новый тип работы учителя с обучающимися инофонами. Включение в процесс обучения детей-инофонов связано с вопросами выбора учителем методик, способствующих формированию языковых компетенций обучающихся. Принятие учителем поликультурного образования как части целого, содействующего усвоению обучающимися других культур, воспитанию уважения инокультурных систем, является одним из условий успешной работы учителя в полиэтнической школе.

К сожалению, система подготовки учителя к работе в условиях полиэтнической школы отсутствует. Эту проблему на протяжении пяти десятилетий поднимают ученые различных научных направлений, предлагают пути ее решения. Обобщая предложения о подготовке будущих учителей к условиям работы в полиэтнической шко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.