4. Козлова H.A. Система народного образования Ставропольского края в 1945-1964 гг.: состояние и тенденции развития: дис.... канд. ист. наук / Козлова H.A. - Пятигорск, 2005. - 166 с.
5. Константинов С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите отечества у учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук / Константинов С.А.-СПб., 2002.-213 с.
6. Реутова Л.П., Журавлева Ю.И. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18).-С. 47-53.
Государственный архив Ставропольского края
7. Ф.Р.2174 оп. 5 д. 201 л.130-137.
8. Ф.Р.2174 оп. 2 д. 166 л. 125-137.
•х.
>
<
X
14-1 S
iC U
38
PREPARING PROSPECTIVE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS OF POLYETHNIC SCHOOL Atarshchikova Elena Nickolaevna, DSc of Law sciences, Professor, Stavropol Pedagogical institute, Stavropol Morozova Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Stavropol Pedagogical institute, Stavropol E-mail: [email protected]
The problem of preparation of future teachers to working conditions in a multiethnic school is associated with objective social processes. The authors outline the difficult conditions typical of the Russian school associated with special requirements to the teacher (knowledge of methods of organizing material specific to students of a foreign language). The article also discusses the conditions of vocational training of future teachers and provides examples of measures aimed at successful implementation of professional competences of future teacher in modern school practice.
q Keywords: muiti-ethnic school; foreign students; professional training of the teacher.
<
C[ LU
С
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
©Атарщикова E.H., 2016 © Морозова A.B., 2016
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Актуальность проблемы подготовки будущих учителей к условиям работы в полиэтнической школе связана с объективными социальными процессами. Авторы обозначают сложные условия типовой российской школы, связанные с особыми требованиями к учителю (знания приемов организации материала, специфичных для учащихся-инофонов). В статье также рассматриваются условия профессиональной подготовки будущего учителя и приводятся примеры мероприятий, направленных на успешную реализацию профессиональных компетенций будущего учителя в современной школьной практике. Ключевые слова: полиэтническая школа; инофон; профессиональная подготовка педагога.
АТАРЩИКОВА Елена Николаевна, доктор юридических наук, профессор, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь
МОРОЗОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь аппа281 [email protected]
Современная система преподавания русского языка в школе представляет скорректированный порядок изучения: формируются новые подходы к определению целей и принципов обучения; школа становится многовариантной, гибкой, в большей степени отвечает запросам обучающихся.
Новыеусловия, связанные с изменением социально-экономических реалий жизни российского общества, которые влияют на трансформацию облика современной российской школы, определяют новый тип работы учителя с обучающимися инофонами. Включение в процесс обучения детей-инофонов связано с вопросами выбора учителем методик, способствующих формированию языковых компетенций обучающихся. Принятие учителем поликультурного образования как части целого, содействующего усвоению обучающимися других культур, воспитанию уважения инокультурных систем, является одним из условий успешной работы учителя в полиэтнической школе.
К сожалению, система подготовки учителя к работе в условиях полиэтнической школы отсутствует. Эту проблему на протяжении пяти десятилетий поднимают ученые различных научных направлений, предлагают пути ее решения. Обобщая предложения о подготовке будущих учителей к условиям работы в полиэтнической шко-
ле, можем констатировать ключевое положение о том, что подготовка учителей для многонациональной школы должна осуществляться в области психолого-педагогической поддержки учебного и воспитательного процесса, обучения русскому языку, в сфере межкультурного общения и гражданского воспитания всех учащихся независимо от их национальной принадлежности [1,2,3].
М.А. Болдырева [4], ЯЗ. Галоян [5], Ю.А. Горячева [6], Л.Б. Зубаревой [7], и др. характеризуют деятельность учителя-словесника полиэтнической школы как средство эффективного обучения инофонов, определяя его профессиональный уровень: понимание особенностей среды в образовании, основывающейся на открытости содержания образования, умение действовать продуктивно с опорой на собственную позицию в предлагаемой ситуации, знание форм коммуникации в предметно-пространственном и социальном окружении, предлагаемых конкретной образовательной средой.
Проблема профессиональной подготовки будущих учителей к условиям работы в полиэтнической школе решается во взаимодействии высшей и школьной педагогики. Это создание сотрудничества, диалогического общения, педагогической помощи и поддержки, условий событийности.
Обозначенные позиции актуализируют необходимость подготовки учителя русского языка и литературы к педагогической деятельности в полиэтнической школе.
Ведущие вузы России включают в модульное обучение бакалавров по направлениям педагогического образования дисциплины по теории и практике преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного. Следует отметить, что эти дисциплины относят к вариативной части программы подготовки педагогов, и эти содержательные блоки единичны. В Северо-Кавказском федеральном округе подготовку педагогов для работы в школах с полиэтническим составом обучающихся ведутточечно. Существует такая практика в Ставропольском государственном педагогическом институте. Так, например, в учебный план 2012 - 2016 гг. студентов-бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили "Русский язык" и "Литература" включен модуль "Русский язык как иностранный"/ "Русский язык как неродной", который предполагает изучение следующих учебных курсов: "Методика преподавания русского языка как иностран-
ного"; "Методика преподавания русского языка как неродного"; "Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности", "Интерпретация текста в аспекте русского языка как неродного и иностранного"; "Межкультурная коммуникация"; "Основы теории речевой деятельности в обучении русскому языку как неродному и иностранному" и др., направленные на подготовку учителей для работы с деть-ми-инофонами.
Кроме того, в рамках исследовательской деятельности на историко-филологическом факультете ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" проводятся мероприятия, которые могут быть осмыслены как опорные в подготовке будущих учителей к условиям работы в полиэтнической школе.
Одним из таких направлений является проведение исследовательских и аналитических мероприятий по выявлению специфических проблем в организации изучения и преподавания русского языка в условиях поликультурной и полиязыковой среды на всех уровнях общего образования (определение "слабых мест (дефициты)" в организации изучения и преподавания русского языка (в начальной школе, основной школе и старшей школе), составление перечня "дефицитов" (содержание, условия), выработка рекомендаций и приоритетов по их преодолению).
Организация регулярного консультационного пункта для учителей русского языка Ставропольского края по вопросам преподавания русского языка как родного и неродного в рамках реализации практической деятельности студентов помогает в осуществлении взаимообучения (система школа-вуз).
Обязательными, на наш взгляд, должны быть мероприятия, связанные с организацией и проведением в регионе просветительских акций и мероприятий, конкурсов для учащихся, студентов и педагогов в целях популяризации русского языка, повышение престижа грамотной русской речи и языковой культуры ("День словаря", "Тотальный диктант", "Живая классика", Региональный конкурс на лучшее эссе среди учителей русского языка и литературы и др.). Производство и распространение просветительских программ и творческих конкурсных мероприятий повышают мотивацию молодежи в изучении родных языков и традиционной культуры на Ставрополье (формирование потребности в изучении родных языков и традиционной культуры).
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
39
•х.
>
<
X 14-1
s
iC Q
<
C[ ш
a
40
Проведение анализа успешных практик преподавания русского языка в школах региона и создание единого банка методик и лучших практик преподавания русского языка и литературы с учетом языковых особенностей с разбивкой по уровням образования позволит наиболее эффективно использовать педагогические находки.
Важнейшим условием подготовки будущих педагогов к условиям работы в полиэтнической школе можно считать разработку и внедрение программы постдипломного сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов из числа учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы (выявление и преодоление проблем молодых педагогов в период их адаптации к рабочей среде).
Современное педагогическое образование должно ориентировать будущего учителя на обучение межкультурному общению и отражать интерес обучающихся к культуре и образу жизни носителя языка. Будущий учитель должен быть готов к формированию у обуча-щиюхся представлений о языке как отражении социокультурной реальности, национальной и общечеловеческой и эта задача стоит перед современными педагогическими вузами.
Примечания:
1. Русистика и современность. Материалы XIV международной научно-практической конференции 29 сентября - 1 октября 2011 г. Том 2. Методика преподавания русского яыка как иностранного и обучение русскому языку как неродному в поликультурной среде. - СПб. : Северная звезда, 2012.-С. 265-270.
2. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сб. ст. к юбилею доктора филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин / редкол.: Т.А. Кругляко-ва (отв. ред.),Т.В. Кузьмина. - СПб.: Злотоуст, 2012. - С. 235-240. http://ontoNngva.ru/Ceytlin_2013.pdf
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - С. 211.
4. Болдырева М.А. Научно-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательных школах Германии и России : автореф. дис. ... канд. пед.наук / Болдырева М.А. - Ростов-н/Д., 2001.-21 с.
5. Галоян ЯЗ. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. ... канд. пед.наук / Галоян ЯЗ. - М„ 2005. - 18 с.
6. Горячев Ю.А. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы / Ю.А. Горячев и др.-М., 2008.- 112 с.
7. Зубарева Л.Б. Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя : дис. ... канд.пед.наук/Зубарева Л.Б. - Челябинск, 2002. - 191 с.
THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL EFFECTS AND ENCOURAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO GOSTITEUA WORK
Belotserkovets Natalia Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
Kobzareva Inna Ivanovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
E-mail: [email protected]
The article describes some of the approaches to the development of the system of the motivational impact and stimulating the educational organizations of workers to the labor dostizhitelnosti.
Keywords: incentives; staff; organization.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КДОСТИЖИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ
В статье рассмотрены некоторые подходы к развитию системы мотивацион-ного воздействия и стимулирования работников образовательных организаций к достижительному труду.
Ключевые слова: стимулирование; персонал; организация.
УДК 37.08 ВАК РФ 13.00.08
© Белоцерковец Н.И., 2016 © Кобзарева ИМ, 2016
В существующем обществе система мотивации должна опираться на знания и механизмы психологии. В своей основе они содержат