Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»)'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриот / воспитание патриотизма / патриотизм студентов / лингводидактический потенциал / языковедческие курсы / patriotism / patriot / education of patriotism / patriotism of students / linguistic and didactic potential / linguistic courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко Ольга Петровна, Степанова Юлия Фагимовна

В статье предлагается система работы по воспитанию патриотизма средствами языковедческих дисциплин в вузе (на примере лингвистического курса «Русский язык и деловые коммуникации», включенного в учебные планы студентов технических специальностей). Анализируются лингводидактические возможности аудиторной работы по дисциплине. Целью работы является описание лингводидактических возможностей языковедческого курса при воспитании патриотизма у студентов. В статье описаны результаты диагностики, проведенной в начале и по окончании педагогического эксперимента, участниками которого стали 350 первокурсников Омского государственного университета путей сообщения. К используемым методам относятся комплекс общенаучных методов (синтез, анализ, обобщение, сопоставление и т.д.), метод анкетирования, педагогический эксперимент, метод статистического подсчета. Результатом использования лингводидактического потенциала при воспитании патриотизма студентов стало расширения представлений о природе патриотизма в сознании студентов, усиление убежденности в том, что молодежь патриотична и любит свои Родину. Полученные результаты могут быть применены в любом вузе, в котором преподаются дисциплины языковедческой направленности (включая обучение студентов технических специальностей). Авторы пришли к выводу, что проведенная работа формирует представление о том, что патриотизм опирается на любовь к родной культуре, истории, людям и традициям. И при регулярном обращении к текстам патриотической направленности и включении при этом студентов в учебный процесс с использованием активных форм и методов обучения позволяет создать условия для повышения уровня патриотизма в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NURTURING PATRIOTISM AMONG STUDENTS: SOCIOLINGUISTICS AND LINGUODIDACTICS (USING THE EXAMPLE OF THE COURSE “RUSSIAN LANGUAGE AND BUSINESS COMMUNICATIONS”)

The article considers the system of work on the education of patriotism by means of linguistic disciplines at the university (using the example of the linguistic course «Russian language and business communications» included in the curricula of students of technical specialties). (proposed, analyzed, etc.). The purpose of the work is to describe the linguistic and didactic possibilities of the linguistic course in the education of patriotism among students. The article describes the results of the diagnosis carried out at the beginning and at the end of the pedagogical experiment, which was attended by 350 first-year students of Omsk State University of Railway Engineering. The methods used include a set of general scientific methods, a questionnaire method, a pedagogical experiment, and a statistical calculation method. The result of using the linguistic and didactic potential in educating students’ patriotism was the expansion of ideas about the nature of patriotism in the minds of students, strengthening the conviction that young people are patriotic and love their Homeland. The results obtained can be applied in any university where linguistic disciplines are taught (including the training of students of technical specialties). The authors concluded that the work carried out forms the idea that patriotism is based on love for native culture, history, people and traditions. And with regular reference to patriotic texts and the inclusion of students in the educational process using active forms and teaching methods, it allows creating conditions for increasing the level of patriotism among students.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»)»

Научная статья УДК 378.016 © О. П. Фесенко, Ю. Ф. Степанова DOI: 10.24412/2225-82642024-1-44-47

Ключевые слова: патриотизм, патриот, воспитание патриотизма, патриотизм студентов, лингводидакти-ческий потенциал, языковедческие курсы Keywords: patriotism, patriot, education of patriotism, patriotism of students, linguistic and didactic potential, linguistic

Статья подготовлена в рамках научного исследования, осуществляемого за счет средств федерального бюджета («Разработка программы патриотического воспитания в студенческой среде с учетом особенностей технического вуза средствами языковедческих дисциплин и литературы»; рег. Номер 10220409000057-6.2.2)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»)

Фесенко О. П.1 Степанова Ю. Ф.2

Аннотация. В статье предлагается система работы по воспитанию патриотизма средствами языковедческих дисциплин в вузе (на примере лингвистического курса «Русский язык и деловые коммуникации», включенного в учебные планы студентов технических специальностей). Анализируются лингводидактические возможности аудиторной работы по дисциплине. Целью работы является описание лингводидактических возможностей языковедческого курса при воспитании патриотизма у студентов. В статье описаны результаты диагностики, проведенной в начале и по окончании педагогического эксперимента, участниками которого стали 350 первокурсников Омского государственного университета путей сообщения. К используемым методам относятся комплекс общенаучных методов (синтез, анализ, обобщение, сопоставление и т.д.), метод анкетирования, педагогический эксперимент, метод статистического подсчета. Результатом использования лингводидак-тического потенциала при воспитании патриотизма студентов стало расширения представлений о природе патриотизма в сознании студентов, усиление убежденности в том, что молодежь патриотична и любит свои Родину. Полученные результаты могут быть применены в любом вузе, в котором преподаются дисциплины языковедческой направленности (включая обучение студентов технических специальностей). Авторы пришли к выводу, что проведенная работа формирует представление о том, что патриотизм опирается на любовь к родной культуре, истории, людям и традициям. И при регулярном обращении к текстам патриотической направленности и включении при этом студентов в учебный процесс с использованием активных форм и методов обучения позволяет создать условия для повышения уровня патриотизма в студенческой среде.

courses

'Фесенко Ольга Петровна

— доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского и иностранного языков, Омский государственный университет путей сообщения (Россия, Омск, пр. Мира, д. 36) Е-mail: Olga.Fesenko2015@ yandex.ru

ORCID: 0000-0002-23731880

Степанова Юлия Фаги-мовна — старший преподаватель кафедры русского и иностранного языков, Омский государственный университет путей сообщения (Россия, Омск, пр. Мира, д. 36) Е-mail: safarmetova84@ gmail.com

Поступила в редакцию: 04.01.2024

NURTURING PATRIOTISM AMONG STUDENTS: SOCIOLINGUISTICS AND LINGUODIDACTICS (USING THE EXAMPLE OF THE COURSE "RUSSIAN LANGUAGE AND BUSINESS COMMUNICATIONS")

Olga P. Fesenko

PhD, Associate Professor, Omsk State University of Railway Engineering Julia F. Stepanova

Senior Lecturer, Omsk State University of Railway Engineering

Abstract. The article considers the system of work on the education ofpatriotism by means of linguistic disciplines at the university (using the example of the linguistic course «Russian language and business communications» included in the curricula of students of technical specialties). (proposed, analyzed, etc.). The purpose of the work is to describe the linguistic and didactic possibilities of the linguistic course in the education ofpatriotism among students. The article describes the results of the diagnosis carried out at the beginning and at the end of the pedagogical experiment, which was attended by 350 first-year students of Omsk State University ofRailway Engineering. The methods used include a set of general scientific methods, a questionnaire method, a pedagogical experiment, and a statistical calculation method. The result of using the linguistic and didactic potential in educating students 'patriotism was the expansion of ideas about the nature ofpatriotism in the minds of students, strengthening the conviction that young people are patriotic and love their Homeland. The results obtained can be applied in any university where linguistic disciplines are taught (including the training of students of technical specialties). The authors concluded that the work carried out forms the idea that patriotism is based on love for native culture, history, people and traditions. And with regular reference to patriotic texts and the inclusion of students in the educational process using active forms and teaching methods, it allows creating conditions for increasing the level ofpatriotism among students.

Важность патриотического воспитания в последние годы в России выходит на первый план на всех уровнях образования. В нашей работе под патриотизмом будет пониматься определение, представленное в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [1].

Правительство разработало документы, направленные на воспитание патриотов: Государственные программы патриотического воспитания (по пятилеткам с 2001 по 2024 гг.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2, с. 10], Указ «Об утверждении Основ государственной политики...» [3]. С учетом перечисленных документов в вузах строится воспитательный процесс.

В современной педагогике воспитывать патриотизм предлагается в рамках общей комплексной программы воспитания вуза. Такие программы разрабатываются для военных (морских [4], военно-воздушных [5], общевойсковых [6] и т.д.), педагогических [7], технических [8] и медицинских вузов [9]. При этом акцент делается на внеаудиторную работу со студентами. Реже в целях патриотического воспитания педагоги используют потенциал изучаемых учебных предметов.

Цель нашей статьи — описать лингводидактиче-ские возможности языковедческого курса при воспитании патриотизма студентов. Для реализации идей патриотического воспитания мы провели предварительную диагностику, направленную на определение отношений к патриотизму в среде студентов. Для анкетирования была выбрана методика «Отношение к патриотизму» (из гос. программы «Воспитание и социализация обучающихся») [10].

В анкетировании приняло участие 350 студентов 1 курса. Анкета включала в себя 11 вопросов. Рассмотрим полученные результаты.

При ответе на 1 вопрос «Развито ли чувство патриотизма у молодежи?» лишь 61 человек (17,4%) считает, что это так. «Скорее, да» — ответ 137 первокурсников (39,1%). Чуть более половины студентов полагает, что патриотизм в их среде в целом сформирован (198 чел., 56,5%). Сильнее сомневаются в наличии патриотических чувств молодежи 100 человек (28,6%) — их ответ «скорее, нет». Только 25 человек (7,1%) абсолютно уверены, что студенты не патриоты. Среди опрошенных обнаруживаются и такие, кому данный вопросы безразличен (7,7%, 27 чел.). В целом, 43% опрошенных либо не уверены в наличии патриотических чувств в среде студентов, либо равнодушны к данному вопросу.

Размышляя над тем, кому принадлежит главенствующая роль в формировании патриотизма у молодежи,

студенты выбирают преимущественно две сферы: семью (29,7%, 104 чел.) и СМИ (27,7%, 97 чел.).

Изучив ответы на третий вопрос, направленный на выявление причин возможного недостаточно развития уровня патриотизма, мы видим, что подавляющее большинство (61,7%, 216 чел.) основной причиной считает отсутствие ясной патриотической цели в обществе. По мнению 50 респондентов (14,3%), причина может лежать в невозможности проявить себя. Гораздо меньшая часть реципиентов (20 чел., 5,7%), считает, что отрицательное влияние в этом случае оказывают «обстановка в семье», «отрицательное влияние друзей» (5,7%, 20 чел.) или «отсутствие дружного коллектива» (4,3%, 15 чел.). Наконец, 29 студентов (8,3%) ответили «мне всё равно».

Давая ответ на 4 вопрос о возможной эмиграции молодежи, значительная часть студентов выразили желание жить в России (40%, 140 чел.), однако почти такое же количество (126 чел., 36%) было бы не против или уехать из России временно (17,1%, 60 чел.), или уехать только для получения образования (18,9%, 66 чел.). Чуть больше десятой части респондентов (11,7%) предпочли бы покинуть страну навсегда. 43 студента (12,3%) ответили, что им всё равно.

На вопрос «Испытываете ли Вы чувство гордости за Россию?» подавляющее большинство (74,9%, 262 чел.) утверждает, что гордятся своей страной, и лишь десятая часть (10,6%, 37 чел.) не испытывают подобного чувства по отношению к Родине. Безразличны 51 человек (14,6%).

Примерно такие же результаты мы получили при ответе на вопрос о гордости за родной город. Основная часть респондентов гордится своей малой родиной (248 чел., 70,9%). Не испытывают чувства гордости 55 человек (15,7%). Ответили «мне всё равно» 47 человек (13,4%).

Что до гордости за вуз, то тут ситуация немного иная. Значительное число студентов (278 чел., 79,4%) утверждают, что гордятся вузом. Но количество респондентов, ответивших «нет» и «мне всё равно» распределилось так: 6,6% (23 чел.) и 14% (49 чел.) соответственно. Тех, кто ответил негативно, стало меньше в два раза по сравнению с двумя предыдущими вопросами.

Итак, 57% студентов считают себя патриотами. Но утверждают, что любят свою страну, город и вуз гораздо большее число реципиентов — 70-80%.

Оценивая желание остаться работать в своем городе, практически равное количество опрошенных ответили «да» (140 чел., 40%) и «нет» (124 чел., 35,4%), что может является поводом задуматься о том, чтобы сделать жизнь в городе привлекательнее для молодых специалистов. Кроме того, 86 человек (24,6%) выразили безразличие по данному вопросу.

Респондентам было предложено объяснить их нежелание жить и работать в своем городе. Пояснили свою точку зрения 91 человек. Многие участники опроса хотят переехать в другой город (в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань). Некоторые выразили желание сменить страну (на Беларусь и Казахстан (32 чел.)). Многие студенты (35 чел.) считают, что в Омске

нет возможностей для развития. Некоторые упоминают низкие заработные платы (8 чел.) и скуку (2 чел.).

Ответы на вопрос «Участвуете ли Вы в мероприятиях патриотического характера» поделились примерно поровну: участвует 171 человек (48,9%), не участвует 179 человек (51,1%), т.е. половина студентов активна в данном направлении.

В последнем вопросе анкеты студентов попросили оценить уровень патриотизма молодежи в последние два-три года. 39,1% (137 чел.) считает, что он повысился. Чуть меньше трети (30%, 105 чел.) имеет противоположную точку зрения. 85 опрошенных (24,3%) полагают, что уровень патриотизма не изменился. Как всегда, 6,6% студентов (23 чел.) выразили безразличие.

Учитывая полученные данные, мы разработали систему заданий по дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации», предполагающих работу с текстами, направленными на формирование широких и деятельностных представлений о патриотизме. А также подготовили тематику мини-исследований в рамках самостоятельной аудиторной работы, проводимой под контролем преподавателя в объеме 18 учебных часов.

Большинство практических занятия (10 час. из 18 в семестре) проходили в интерактивной форме (дискуссия, деловая игра, учебная конференция, решение языковых кейсов и ситуационных задач). Приведем пример языкового задания.

Задание. Прочтите текст. Определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Как вы это определили? Озаглавьте приложенный текст. Какие проблемы ставит текст перед читателем? Напишите собственный текст в этом же стиле (не менее 250 слов), раскрывающий сформулированную вами проблему.

Стихи для детей омского поэта Виктора Бована и их невероятная популярность не могут не бросаться в глаза. За годы творческой деятельности этот талантливый поэт сумел завоевать сердца как маленьких читателей, так и их родителей. Но что именно привлекает внимание к его произведениям, почему они так любимы?

Виктор Бован — настоящий мастер слова. Его стихотворения поражают простотой и искренностью, проницательностью и юмором. Они способны заинтересовать детей и заставить их думать, размышлять и улыбаться.

Одна из особенностей творчества Виктора Бована — это его умение очень просто говорить о серьезных и важных вещах. В его стихах можно найти обращение к темам, которые волнуют каждого ребенка, — дружба, семья, любовь, доброта. Он находит простой и доступный язык, чтобы просто передать сложные и глубокие мысли.

Кроме того, поэзия Виктора Бована отличается оригинальным стилем и неповторимыми ритмами. Его стихи отличаются четкой мелодичностью и простотой, что делает их узнаваемыми с первых строк.

О чем бы ни говорили его произведения, их очень легко запомнить. Это делает его стихи делает универсальными и интересными для разных возрастов.

Виктор Бован показывает, что детская поэзия — это не только увлекательное чтение, но и доступный способ понять себя и окружающий мир.

Приведем примеры некоторых тем мини-исследований:

1. Образ патриота Родины в языковом сознании студенческой молодежи.

2. Поэзия Леонида Мартынова: что актуально для нас и почему мы читаем эти стихи (языковедческий аспект).

3. Публицистика Николая Михайловича Ядринце-ва. Особенности языка и образной системы.

4. Омск в системе концептов: каким его видят оми-чи: лингвокультурологические особенности образа города.

5. Омск и омичи в поэзии Тимофей Белозерова: языковые средства представления образа города и горожан.

Последнее занятия в рамках КСР представляли собой защиту творческих мини-исследований, которые студенты создавали на парах.

По итогам семестра было проведено повторное анкетирование. Безусловно, на студентов, помимо освоенного учебного курса, оказывает влияние вузовская среда в целом. Однако целенаправленное воспитательное воздействие, расширяющее представление о патриотизме через обращение к культурным составляющим в целом, и в рамках одного курса может быть продуктивным.

После второго анкетирования мы выявили некоторые изменение. Если на первом этапе 57% опрошенных утверждали, что среди молодежи достаточное количество патриотов, то позже этот показатель несколько вырос — до 62% (217 чел.). Кроме того, по окончании семестра вместо 137 положительную динамику отметили 169 человек (48%).

В остальном результаты оказались практически неизменными. Можно предположить, что усилиями вуза сложно оказать воздействие на мнение обучающихся о перспективности профессиональной деятельности в родном городе или в родной стране, на представление о том, кто формирует чувство патриотизма в сознании молодежи. Однако вполне реально расширить представление о самом патриотизме, являющимся явлением широкоформатным, опирающимся на любовь к истории страны, на уважение к ее культуре, к ее жителям с их многообразием языков, религий и традиций, на желание быть полезным. Такое понимание патриотизма обеспечивает формирование условий, позволяющих сохранить тонкую грань между патриотизмом и национализмом, воспитав тех, кто будет любить Родину и трудится на ее благо в разных профессиональных сферах.

Список источников

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г) [Электронный ресурс]. URL: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 20.02.2023).

2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р (Москва) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf.

3. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019.

4. Томилина С. Н. Научные основания разработки стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза // Человек и образование. 2015. №4. С. 71-76.

5. Шпилёва Е. В., Зибров И. М. Патриотизм — высшее проявление духовности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-2. С. 186-187.

6. Калинина С. Б. Технологии воспитания патриотизма курсантов военного вуза // Образование. Культура. Общество: сборник статей по материалам Межд. научн. конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 1921.

7. Алипханова Ф. Н., Магомедова П. К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 34-36.

8. Григорьева Н. В., Петунин О. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. С. 274-279.

9. Макушева Ж. Н. Современные аспекты патриотического воспитания обучающихся в медицинском университете: на материале исследований, проводимых в медицинских вузах РФ // Современные проблемы науки и образования. 2020. №5. Ст. 32.

10. Программа воспитания и социализации обучающихся: примерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И. В. Адоевцева, О. В. Тайгин. Кострома: КОИРО, 2019. 34 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/DocLib25MЕTOДИЧКА%20Воспитаниеo/o20 и%20социализация%20Вып%203_2019%20г^ (дата обращения: 24.09.2023).

References

1. The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation. URL: The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation (Protocol No. 2(12)-P4 of May 21, 2003). URL: https://www.рцпв.рф/wp-content/ uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitamya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii. pdf.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2945-r dated November 12, 2020 (Moscow). URL: http:// static.government.ru/media/files/Lki AgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022 «On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian spiritual and moral values.» 11 p . URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019.

4. Tomilina S. N. Scientific grounds for the development of a strategy for patriotic education of students of the Sorsky university. Chelovek i obrazovanie = Man and education. 2015; 4: 71-76. (In Russ.).

5. Shpileva E. V., Zibrov I. M. Patriotism is the highest manifestation of spirituality. Aktualsnyse problemys gumanitarny'x i estestvenny^x nauk = Actual problems of humanities and natural sciences. 2015; 8 (2): 186-187. (In Russ.).

6. Kalinina S. B. Technologies of education of patriotism of cadets of a military university // Education. Culture. Society. Collection of selected articles based on the materials of the International Scientific Conference. St. Petersburg: GNII «National Development», 2020. p. 1921.

7. Alipkhanova F. N., Magomedova P. K. Forms and directions of educational work of a pedagogical university in the education of patriotism of students. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2013; 1: 34-36. (In Russ.).

8. Grigorieva N.V, Petunin O.V. Principles of education of patriotism of students of a technical university. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical journal. 2008; 2: 274-279. (In Russ.).

9. Makusheva Zh. N. Modern aspects of patriotic education of students at a medical university: based on research conducted in medical universities of the Russian Federation. Sovremennyse problemys nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2020; 5: Article 32. (In Russ.).

10. The program of education and socialization of students: approximate diagnostic tools: Methodological recommendations. Issue 3 / Comp. I. V. Adoevtseva, O. V Taygin. Kostroma: KOIRO, 2019. 34 p. URL: http://www. eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/DocLib25/МЕТОДИЧКА%20Воспитание%20и%20социализация%20Вып%20 3_2019%20rpdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.