Научная статья на тему 'Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе'

Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / креативная педагогика / лингвокреативность / система упражнений / patriotism / creative pedagogy / linguistic creativity / a system of assignments

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Надежда Николаевна

Сложившаяся в мире ситуация подвела преподавателей к мысли о том, что студенты должны понимать: их будущая профессиональная деятельность в родной стране есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом и заключается актуальность данной работы. Цель исследования состояла в рассмотрении темы патриотизма как основы развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим регистрация. Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого в течение второго этапа создавалась система упражнений. Студенты в ходе поисковой деятельности собрали тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. На основе этого была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, заменены на патриотические, предложенные студентами. Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Лингвокреативность часто проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в него студенты по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. В результате исследования был сделан вывод о том, что предложенные задания патриотического содержания способствовали развитию лингвокреативности у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные упражнения можно использовать не только при преподавании дисциплин «Русский язык и деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», но и при изучении «Стилистики русского языка», дополнив подобный материал для отработки разных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of patriotism as the basis for the development of linguistic creativity among students in the process of teaching language disciplines at the university

The current situation in the world has led teachers to the idea that students should understand that their future professional work in their native country is the key to its prosperity and, as a result, their own life success. Therefore, it is necessary to organize the learning process in such a way that young people understand the purpose and meaning of patriotism. This is the relevance of this work. The aim of the study was to select interesting language material that could be used in the process of teaching language disciplines; to work out assignments based on it aimed at developing the creative potential of students. The main empirical method was observation during the pedagogical process, the statistical method was registration. The first stage of the research work was a search for material that was interesting from the point of view of students, on the basis of which a system of exercises was created during the second stage. The students collected texts that talked about the feeling of love for the Motherland, pride in our country, that is, all that they associate with the concept of patriotism. Based on this, a system of exercises was created and tested in practical classes aimed at developing the linguistic creativity of engineering university students. The texts used in the learning process were revised and replaced with patriotic ones proposed by students. The analysis of student papers has shown that linguistic creativity can and should be formed with the help of a material with patriotic content. Linguistic creativity often manifests itself in the ability to take a fresh look at known linguistic material. But in our case, after immersion into studied material, the students look at the current situation in the world in a different way. As a result of the study, it was concluded that the proposed assignments of patriotic content contributed to the development of linguistic competence among students. The practical significance of the research lies in the fact that the proposed assignments can be used not only in teaching the disciplines "Russian language and business communications", "Russian language and culture of speech", but also in studying the "Stylistics of the Russian language", supplementing similar material for working with different topics.

Текст научной работы на тему «Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 03 (март) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241039 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11039 УДК 378.147

Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе

The theme of patriotism as the basis for the development of linguistic creativity among students in the process of teaching language disciplines at the university

Автор статьи

I

Author of the article

I

Суворова Надежда Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск, Российская Федерация suvorova_1809@mail.ru ORCID: 0000-0002-7952-4813

Nadezhda N. Suvorova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Languages, Omsk State Transport University, Omsk, Russian Federation suvorova_1809@mail.ru ORCID: 0000-0002-7952-4813

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

For citation

L

Суворова Н. Н. Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. -№ 03. - С. 170-183. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241039.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11039

N. N. Suvorova, The theme of patriotism as the basis for the development of linguistic creativity among students in the process of teaching language disciplines at the university // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 03. - P. 170-183. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241039.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11039

Поступила в редакцию Received 09.01.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.02.24

Принята к публикации Accepted for publication 28.02.24 Опубликована Published 31.03.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Суворова Н. Н., 2024

Аннотация

Abstract

Сложившаяся в мире ситуация подвела преподавателей к мысли о том, что студенты должны понимать: их будущая профессиональная деятельность в родной стране есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом и заключается актуальность данной работы. Цель исследования состояла в рассмотрении темы патриотизма как основы развития лингвокреатив-ности студентов в процессе преподавания речеведче-ских дисциплин в вузе. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим - регистрация. Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого в течение второго этапа создавалась система упражнений. Студенты в ходе поисковой деятельности собрали тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. На основе этого была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, заменены на патриотические, предложенные студентами. Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Лингвокреативность часто проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в него студенты по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. В результате исследования был сделан вывод о том, что предложенные задания патриотического содержания способствовали развитию лингвокреативности у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные упражнения можно использовать не только при преподавании дисциплин «Русский язык и деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», но и при изучении «Стилистики русского языка», дополнив подобный материал для отработки разных тем.

The current situation in the world has led teachers to the idea that students should understand that their future professional work in their native country is the key to its prosperity and, as a result, their own life success. Therefore, it is necessary to organize the learning process in such a way that young people understand the purpose and meaning of patriotism. This is the relevance of this work. The aim of the study was to select interesting language material that could be used in the process of teaching language disciplines; to work out assignments based on it aimed at developing the creative potential of students. The main empirical method was observation during the pedagogical process, the statistical method was registration. The first stage of the research work was a search for material that was interesting from the point of view of students, on the basis of which a system of exercises was created during the second stage. The students collected texts that talked about the feeling of love for the Motherland, pride in our country, that is, all that they associate with the concept of patriotism. Based on this, a system of exercises was created and tested in practical classes aimed at developing the linguistic creativity of engineering university students. The texts used in the learning process were revised and replaced with patriotic ones proposed by students. The analysis of student papers has shown that linguistic creativity can and should be formed with the help of a material with patriotic content. Linguistic creativity often manifests itself in the ability to take a fresh look at known linguistic material. But in our case, after immersion into studied material, the students look at the current situation in the world in a different way. As a result of the study, it was concluded that the proposed assignments of patriotic content contributed to the development of linguistic competence among students. The practical significance of the research lies in the fact that the proposed assignments can be used not only in teaching the disciplines "Russian language and business communications", "Russian language and culture of speech", but also in studying the "Stylistics of the Russian language", supplementing similar material for working with different topics.

Ключевые слова

Key words

патриотизм, креативная педагогика, лингвокреативность, система упражнений

Благодарности

patriotism, creative pedagogy, linguistic creativity, a system of assignments

Acknowledgements

Статья подготовлена в рамках научного исследования, осуществляемого за счет средств государственного задания по теме «Разработка программы патриотического воспитания в студенческой среде с учетом особенностей технического вуза средствами языковедческих дисциплин и литературы»; рег. номер 124021300064-1.

The article was prepared as part of a scientific research carried out at the expense of a government assignment on the topic "Development of a program of patriotic education among students, taking into account the characteristics of a technical university using linguistic disciplines and literature"; reg. number 124021300064-1.

Введение / Introduction

Изменение внешних условий жизни в любое время заставляет человека задуматься не столько о собственном будущем, сколько о дальнейшей судьбе своих детей. Сложившаяся в мире ситуация вызывает страх за Отечество, за растущее поколение, за себя. Именно сейчас, когда мысль о том, что боль Родины воспринимается как своя и единство с родным народом неоспоримо, и стоит вопрос о сопричастности к судьбе

Отчизны. Поэтому преподаватели часто стали говорить о том, что студенты должны понимать: их отношение к родной стране и будущая профессиональная деятельность в России и есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Неслучайно исследователи подчеркивают, что патриотизм - это «чувство сопричастности с тем, за что можно гордиться в истории и культуре своей страны, с тем, что несет возможность жить и развиваться любому человеку в этой стране» [1].

В рамках преподавания различных учебных дисциплин педагоги все чаще поднимают вопрос о необходимости патриотического воспитания. Возможно, это связано с достаточным объемом мероприятий по патриотическому воспитанию, которые сегодня проводятся в вузах, где студентам предлагают выбор: участвовать или не участвовать в общественной жизни учебного заведения. Также массовые мероприятия обладают особенностью в меньшей степени влиять на личностно значимые для каждого студента аспекты. Такое влияние возможно в рамках менее масштабных форм работы, например, на учебном занятии в пределах одной студенческой группы. Следовательно, нам необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность данной работы.

Непростые времена, в которые нам, преподавателям, необходимо говорить со студентами о патриотизме, подтолкнули к пересмотру того материала, с которым приходится работать на занятиях по русскому языку и деловым коммуникациям. Так как данная дисциплина читается в группах разных специальностей, то необходимо было совместить учебный материал, интерес студентов и воспитание патриотизма средствами русского языка. Также стоит отметить, что перед преподавателем вуза стоит более сложная задача: корректировать уже имеющиеся результаты патриотического воспитания. Но все это вполне оправданно, поскольку, как полагают Н. И. Бух-тояров, М. Н. Шахова и О. Н. Князева, в рамках воспитательной работы необходимо спланировать, спрогнозировать патриотический характер обучения, который в первую очередь должен отражаться во «включении студента в образовательный процесс и построении им личностных моделей, отражающих перспективы развития духовных задатков и креативного потенциала» [2]. Суммируя всё изложенное выше, можем сказать, что цель данного исследования состояла в том, чтобы подобрать интересный языковой материал патриотического содержания, который можно будет использовать в процессе преподавания речеведческих дисциплин; разработать на его основе задания, направленные на развитие творческого потенциала студентов.

Обзор литературы / Literature review

Попытка систематизации концепций патриотизма была осуществлена как отечественными, так и зарубежными исследователями. Среди иностранных самой содержательной является работа М. Сардоч, где представлены различные виды и определения этого понятия [3]. В отечественной науке попытка систематизации определений патриотизма, взятых из официально изданных словарей за последние 100 лет, была сделана в работе Т. Т. Щелиной [4]. В результате сопоставительного анализа автор пришел к выводу о том, что объединяет все определения - чувство любви к Родине, преданность ей и народу своего государства. Также Т. С. Гузенкова [5] утверждает, что исторически сложилось устойчивое представление о том, что патриотизм означает любовь к Отчизне, к родине, привязанность к месту своего проживания.

В дополнение к этому Н. В. Григорьева под патриотизмом понимает «интегра-тивное качество личности, характеризующее высшую степень ее духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре и готовности к активно-деятельностной самореализации на благо Родины, которая выражается в каждодневном высокопрофессиональном труде, выполнении своего гражданского долга и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества» [6]. Это определение в нашем исследовании будет основным, но, несмотря на это, нельзя не согласиться и с тем, что патриотизм, помимо всего названного, - это еще и любовь к природе родной страны, к ее людям, выражающаяся в бережном и внимательном отношении к окружающим, в заботе о состоянии природы, о сохранении здоровья и достоинства тех, кто рядом с нами, и в итоге - забота о благополучии и процветании страны в целом.

По мнению А. И. Мурзина, патриотизм - это естественное, здоровое чувство общенациональной гордости, стремление к упрочению авторитета своей Родины [7]. В определениях, представленных выше, также подчеркивается обязанность особой заботы о благосостоянии своих соотечественников.

В связи с этим базовая функция, как отмечают Е. В. Рочняк и Р. А. Баталин, и даже смысл феномена «патриотизм» - это умение сберечь целостность страны, сохранить единство нации [8]. Именно патриотизм, как отмечают исследователи, способен закрепить целостность и единство общества, снизить опасность межнациональных конфликтов внутри государства, способствовать развитию культуры [9].

По данным интернет-опросника YouGov [10], именно сплоченность социальных групп ведет к усилению патриотизма. Такие составляющие патриотизма, как единство народа, преданность государству, подкрепляются выполнением своего гражданского долга. Отсюда следует, что одной из важных составляющих патриотизма является гражданственность, проявляющаяся в гордости за свою страну и готовности всеми силами трудиться на ее благо. Личностным смыслом факта принадлежности к определенному обществу в системе ценностных привилегий является эмоциональная составляющая гордости за свою страну. Гордость за страну - важный признак гражданственности как ценности [11].

Именно гражданственность связывает патриотизм и государство как политический институт, поскольку, по мнению Т. Т. Щелиной, гражданственность помогает личности активно участвовать в решениях правительства, осознавать себя активным членом общества, а не только жителем конкретного места в конкретной стране [12]. К гражданственности можно отнести способность быть со своей страной в кризисные периоды ее развития ради ее дальнейшего процветания [13]. Этот компонент особенно важен в студенческой среде, поскольку именно в вузе происходит осознание правильности выбранного пути в профессии, понимание того, что ты можешь быть действительно полезен там, где родился и вырос. При недостаточно воспитанном чувстве патриотизма, основанного на любви к России (в любых ее положительных ипостасях: культура, история, искусство, природа, родные места и т. д.) и гражданской ответственности, происходит смена ориентации молодежи на прозападную культуру. В этом смысле гражданская ответственность - ответственность перед Родиной за ее настоящее и будущее - становится одним из значимых проявлений патриотизма. В науке отмечена позиция (К. В. Марков и В. А. Левищев), согласно которой в вузах следует делать акцент именно на формировании гражданской позиции [14].

Зарубежные исследователи также подчеркивают важность воспитания патриотизма, то есть любви и верности общей родине. В работе М. Т. Нджелези отмечается, что факторы, связанные с международной ситуацией, социальными, политическими и экономическими условиями, указывают на то, что не все граждане следуют ценностям общества [15], для этого ученый предлагает повысить эффективность воспитания ценностей именно в процессе обучения.

Так, недавние (2020 год) зарубежные исследования по гражданскому воспитанию выявили необходимость дополнения имеющихся учебных планов в вопросе ориентированности на воспитание гражданственности. В одном из таких исследований указано, что содержание гражданского аспекта учебной программы можно было бы значительно улучшено за счет включения содержания, делающего акцент на гражданском образовании [16].

Для нашего исследования также актуально мнение Г. Я. Гревцевой [17], которая подчеркивает, что патриотизм в системе воспитания имеет четко выраженную профессиональную направленность. Появляется понятие «профессиональный патриотизм» и трактуется оно как интегративное качество личности, включающее в себя: социальное чувство (любовь к Отечеству), гражданско-патриотическую позицию, духовно-нравственные ценности, установки и убеждения, социально значимую деятельность патриотической направленности. Также Л. Н. Саенко справедливо утверждает, что «профессиональный патриотизм - это сформированное чувство гордости, любви к выбранному роду деятельности» [18]. В нашем исследовании это является важным фактором, так как мы говорим о патриотизме будущих инженеров, специалистов по информационной безопасности на железнодорожном транспорте и т. д.

Идеи программных документов по патриотическому воспитанию граждан России также нашли отражение и в законе об образовании, где подчеркнута необходимость оптимизации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в РФ [19].

Патриотическому воспитанию молодых граждан России уделено особое внимание и в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р [20].

Также не стоит забывать, что при преподавании речеведческих дисциплин в технических вузах преподаватели стараются разнообразить мир цифр, схем, таблиц яркими языковыми явлениями в нашем случае еще и патриотического содержания. В связи с этим стоит отдельно сказать о лингвокреативности.

По мнению Т. В. Тюленевой, лингвистическая креативность - это «комплекс способностей к созданию объективно и субъективно новых идеальных продуктов с помощью средств родного и/или иностранного языка, продуцированию устных и письменных высказываний на основе дивергентного мышления, сопряженный со стремлением студентов к творческой речевой деятельности» [21]. В качестве важной составляющей лингвистической креативности выступает вербальная креативность, которая рассматривается в качестве определенной способности говорящего человека порождать новое, то, что прежде не имело места в его опыте и речевой деятельности [22]. Также ученые рассматривают вербальную креативность как компонент структуры языковых и речевых особенностей, определяющих успех речевой деятельности. Креативность, по мнению данного автора, это словесное творческое мышление [23].

Образовательные учреждения ставят перед собой задачу развития коммуникативной компетентности обучающихся как способности к смыслообразовательной деятельности на основе критического отбора, смыслового анализа и эффективного обмена информацией. Способы решения этой задачи должны моделироваться исходя из понимания лингвокреативной сущности человеческого речемышления. Большую дидактическую ценность мы видим в авторских программах развития лингвокреатив-ного мышления и тренингах вербальной креативности [24].

Китайские ученые называют творческое мышление навыком высшего порядка [25], который помогает добиваться успеха не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности, поэтому в Китае творческое мышление представляет собой ключевой показатель оценки образования. В китайскую систему образования включен экзамен на выявление уровня формирования экспериментальных способностей, что подчеркивает важность развития креативных способностей.

По мнению наших исследователей педагогики высшей школы, «креативно ориентированные педагогические технологии в условиях реализации новых ФГОС являются одним из перспективных инновационных инструментариев подготовки специалистов новой формации и творческого саморазвития личности» [26].

Для этого используются креативные техники как совокупность методов, видов деятельности, связанных с актуализацией творческого потенциала студентов, как способ создания условий для их самоизменения, саморазвития, самореализации [27]. Особо подчеркнем тот факт, что лингвокреативность проявляется как в процессе производства речи, так и в процессе ее восприятия; и в том и в другом случае это способность видеть языковой материал по-новому.

Итак, в результате сопоставительного анализа мы пришли к выводу о том, что необходимо воспитывать патриотизм, основными составляющими которого являются чувство любви к Родине, преданность ей, единство со своим народом, ценностное отношение к Отечеству, его культуре и истории, готовность к самореализации на благо Родины за счет высокопрофессионального труда и к самопожертвованию во имя интересов Родины, забота о благополучии и процветании страны в целом. Для того чтобы формировать патриотизм, необходимо повысить эффективность воспитания данной ценности в процессе обучения через любовь к выбранному роду деятельности, а в нашем случае еще и посредством любви к родному языку. Для этого нужно раскрыть всю красоту русского языка, по-новому посмотреть на его безграничные возможности, и сделать это эффективно можно с помощью введения в образовательный процесс заданий, развивающих лингвокреативность студентов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методами исследования в нашем случае были: теоретический (изучение, анализ и синтез научной литературы в области языкознания, педагогики, воспитания патриотизма, методики преподавания; результатов обучения после проведения эксперимента), эмпирический - наблюдение в ходе педагогического процесса, статистический - метод регистрации.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам рассмотрения патриотизма, языкового творчества, креативной педагогики и методики преподавания.

Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», в нем приняли участие 128 студентов I и II курсов.

Результаты исследования / Research results

В процессе преподавания в техническом вузе дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» мы столкнулись с необходимостью пересмотра учебно-методического обеспечения с целью включения в него текстов патриотического содержания. Если для нас, преподавателей, которые получали образование в советский период, таковыми были произведения о Великой Отечественной войне М. Фадеева [28], Б. Васильева [29] и других, то у современной молодежи поменялось многое: и школьная программа по литературе, и способы добычи информации, и интересы. Поэтому для достижения обозначенной выше цели необходимо было выбрать из предложенного студентами материала, интересного с их точки зрения, то, на основе чего можно создать систему упражнений по развитию лингвокреативности с целью воспитания патриотизма. Вся работа была разделена на два этапа. Далее рассмотрим каждый из них.

Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого и создавалась система упражнений. Они должны были собрать тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. Итак, студентами было собрано 243 неповторяющихся текста (всего около 1300).

На первом месте среди собранного студентами материала оказались хештеги (84), это объясняется тем, что социальные сети студентами просматриваются чаще, чем любые другие информационные источники. Также ими были представлены цитаты известных личностей - 58, связано это с тем, что при изучении темы «Стили речи. Функционально-смысловые типы речи» студентам было предложено подобрать подобные речевые единицы в качестве названия (заголовков) текстов, направленных на воспитание патриотизма. Следующей группой стали фразы из песен - 47, причем это были как современные песни, например Шамана, так и не менее популярные музыкальные произведения, исполняемые О. Газмановым, группой «Любе» (иногда в современной аранжировке). На четвертом месте оказались поэтические строки, самыми частотными из которых были стихотворения К. Симонова, С. Есенина, Р. Рождественского, Э. Асадова - 35. Также немало было таких изречений, как пословицы и поговорки, - 23. Кроме этого были заголовки и слоганы, но их оказалось менее 10, поэтому мы не включили их в наше исследование. Также стоит отметить, что мы ограничились малыми формами, хотя некоторые студенты останавливались на примерах из художественных и публицистических произведений. Итак, в процентном соотношении это выглядело следующим образом:

1. Хештеги - 84 (35%).

2. Цитаты известных личностей - 58 (24%).

3. Фразы из песен - 47 (19%).

4. Выдержки из стихотворений - 35 (14%).

5. Пословицы и поговорки - 19 (8%).

Данная подборка языкового материала, выделенная и собранная студентами, помогла нам определить те тексты, которые интересны современной молодежи. Далее представим примеры, обладающие, на наш взгляд, потенциалом в плане воспитания патриотизма и включенные нами в упражнения.

В первую очередь среди хештегов мы выделили ключевые слова, на этом основании разбили их на подгруппы:

1) хештеги, в которых ключевыми являются слова «патриот» и «патриотизм»: #патриотизм #патриот #наволнепатриотизма #патриотизмзашкаливает #патрио-тизмвовсём #патриотизмвдуше #патриотизмнашевсё #патриотизмвсемье #патрио-тизмрулит #патриотизмвдействии #патриотыРоссии #патриотизмроссийскоймоло-дежи #патриотизмсдетства;

2) хештеги, в основе которых единство: #вместемысила #вместе #своихнебро-саем #знайнаших #единство #мыедины #мысвами;

3) хештеги, в которых прослеживается поддержка: #горжусь #наши герои #по-бедазанами #стопнацизм #нашаармиявсехсильней #вов #мненестыдно #победабу-детзанами #НАДО #народныйфронт #ЛучшаяДержава #ГордимсяНашейАрмией #времяпомогать;

4) хештеги, в которых ключевыми являются слова: Россия, русский #Россия #русский #Россия #Россиясила #ялюблюроссию #россиизнамя #патриотыроссии #россиявперед #ярусская #ярусский #мырусскиеснамибог #яизроссии #малаяродина #святаярусь.

Среди цитат известных личностей мы остановились на тех, которые, как и хештеги, содержали ключевые единицы и раскрывали понятие патриотизма: «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего» (В. Г. Белинский); «Нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству в народе» (В. С. Соловьев); «Во время тяжелой борьбы, решающей судьбу страны, мы должны глубже чувствовать кровную связь с Родиной» (А. Н. Толстой); «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине» (А. С. Попов); «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой); «Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон); «Любовь к Родине воспитывается с детства» (Л. Успенский).

Среди фраз из песен самыми частотными оказались следующие:

1) Я русский, и мне повезло.

Я русский, всему миру назло! (Шаман/Я. Дронов. Я русский)

2) Встанем, пока с нами рядом

Господь и истина с нами (Шаман/Я. Дронов. Встанем).

3) Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена! (С. Михалков. Гимн России)

4) Россия, Россия! В этом слове огонь и сила! (О. Газманов. Россия)

5) И, если опасность державе грозит,

Становится Родина как монолит (О. Газманов. Офицеры).

Из всех предложенных студентами стихотворений мы выделили самые частотные:

1) К. Симонов. Родина:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

2) Р. Рождественский. Реквием:

Самое лучшее и дорогое - Родина.

Горе твое - это наше горе, Родина.

3) А. Галич. Стихи о России:

И нам её вместе хранить и беречь,

Лелеять родные слова. А там, где живет наша русская речь, Там вечно Россия жива!..

4) Д. Кедрин. Думы о России: Русские не склонятся знамена! Будем биться так, чтоб видно было: В мире нет сильнее русской силы!

5) Э. Асадов. России:

И знаю твердо: правдой зажжена, Еще предстанет всем моя страна И гордой, и великой, и могучей!

Среди пословиц и поговорок, выбранных ребятами, мы остановились на тех, в которых прослеживается связь: дом - семья - Родина.

Где выросла сосна, там она и красна; Родина любимая - мать родимая; Жить -Родине служить!; Где родился, там и пригодился; Глупа та птица, которой свое гнездо не мило; Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. Лучше дома своего нет на свете ничего; Мой дом - моя крепость; Родина краше солнца, дороже золота.

Собранный студентами материал позволил нам увидеть, насколько вдумчиво и тщательно они отбирали стихи, песни, цитаты, хештеги. Подобная творческая поисковая работа помогла ребятам по-другому взглянуть на известные произведения, но самое главное здесь - самостоятельная работа с текстами патриотического содержания, по ключевым словам которого они в конце эксперимента дали свое определение описываемого нами понятия.

На втором этапе нами была создана система упражнений, в основе которой лежало прежде всего развитие лингвокреативности студентов. Все разработанные упражнения можно разделить: 1) на работу над устным высказыванием; 2) работу с текстом; 3) создание собственного творческого продукта. Представим к каждому разделу примеры упражнений:

1. Прочитайте высказывания: «Нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству в народе» (В. С. Соловьев); «Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это - ощущение единства с людьми, с которыми живешь в одной стране» (С. С. Бодров); «Верность принципам рождает верность семье, стране, народу» (Д. С. Лихачев); «Во время тяжелой борьбы, решающей судьбу страны, мы должны глубже чувствовать кровную связь с Родиной» (А. Н. Толстой); «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине» (А. С. Попов). Выберите из предложенного материала те высказывания,

а) с авторами которых вы согласны полностью;

6) с авторской позицией которых согласны частично;

в) с авторами которых могли бы поспорить. Ответ аргументируйте. Данное упражнение помогает студентам создавать монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, особое внимание обращая на правила и тактику ведения спора, раскрытие основных видов аргументов, на особенности устной публичной речи, на стили поведения в определенной языковой ситуации (манера поведения в конфликтной ситуации, психологические и этические основы языкового процесса). Креативность студентов здесь формируется и проявляется в умении найти то высказывание, с помощью которого можно создать емкое по смыслу выступление,

раскрыть тему, подобрать и логично выстроить аргументы, разнообразить речь изобразительно-выразительными средствами и речевыми фигурами, использовать приемы речевого воздействия.

2. Прочитайте отрывок из текста А. Н. Толстого «Родина». Сформулируйте основную мысль, предложите от трех до пяти заголовков, напишите план (вопросный, цитатный, простой, назывной и др.).

Данное задание формирует умение работать с текстом, выделять главную и второстепенную информацию, создавать разные виды заголовков, разбираться в видах плана и выбирать тот тип, который подходит для текстов разных жанров, функционально-смысловых типов, принадлежащих разным стилям речи.

Далее представлены результаты творческой деятельности студентов.

- Формулировка основной мысли текста (тезисный план):

Кровная связь с Родиной чувствуется глубже во время тяжелых испытаний, решающих судьбу страны. Мы готовы умереть за нее, потому что из глубины веков наши предки верили в желанное будущее и создавали его своими руками для нас. Народ все богатство свое и счастье создавал и носил в мечтах. Поэтому никакая вражья сила не должна пошатнуть ее.

- Создание заголовков (использование самостоятельно собранного материала и написание собственных):

Родина любимая - мать родимая; Жить - Родине служить!; «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский); «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека); «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет» (В. В. Маяковский); И в печали, и в радости будь верен Родине; Страна народом сильна!; Не беречь Родину - не видать и будущего.

- План вопросный:

1) Как мы чувствуем себя в мирные годы и во время общей беды?

2) Чем объясняется наша готовность защищать «наше», родное?

3) Почему русская литература есть достоинство и ум народа?

4) Как народ русский верил в себя и в свой талант?

- План простой:

1) Восприятие Родины в мирное время.

2) Беда, от которой не спастись в одиночку.

3) Настоящее и будущее нашей Родины.

4) Истинный облик русского народа.

5) Почетное место России в красном углу.

Лингвокреативность при подобного рода упражнениях проявляется в работе с текстом не только в плане восприятия, выделения важной информации, но и в ходе анализа содержания, подбора ярких заголовков и точных смысловых узлов плана, в умении прочувствовать авторскую позицию, найти то, с чем студент согласен, так как в нашем случае солидарность с высказыванием патриотического содержания помогает нам воспитывать человека, любящего свою страну и родной язык.

3. Проанализируйте предложенные хештеги, выделите, на ваш взгляд, самые удачные; определите, на основе каких языковых явлений (лексических, синтаксических, грамматических) они созданы; отметьте в них различные средства выразительности. Предложите свои хештеги.

#патриотизмвкрови #патриотизмонтакой #мыедины #времяпомогать#мысвами #ялюблюроссию #россиизнамя #патриотыроссии #россиявперед #мырусскиеснами-бог #патриотизмвсемье #патриотизмрулит #патриотизмвдействии #патриотизмрос-сийскоймолодежи #zанаших #zаправду #давайzамир #zапрезидента #2аармию #ZaoTBary #2адачуУыполним #своихнебросаем #знайнаших #мыедины #времяпомо-гать #горжусь #победазанами #нашаармиявсехсильней

Особое внимание стоит уделить созданным студентами хештегам: #предрассуд-кирушитправда #русскиеУвперед #ZаСВОих #вместемысильнее #вераУправду

При создании творческого продукта студенты в большей мере раскрывают свои творческие языковые способности. Параллельно с этим совершенствуют знания и умения по теме «Нормы современного русского литературного языка», редактируют тексты после анализа их преподавателем, критически подходят к работам своих од-ногруппников, отмечая положительные моменты и предлагая рекомендации по совершенствованию созданного варианта. Так, студентами были предложены в качестве слоганов и заголовков текстов публицистического стиля (тип речи - рассуждение) следующие варианты: Патриотизм как принцип жизни; Благородное сердце патриота не может быть неверным; Крепко верить - значит победить! Нельзя стать героем, сражаясь против Родины; С верой нет ничего невозможного; Добро - залог мира; Высшая доброта - любовь к людям; Родной край - сердцу рай! Родина - это то, что объединяет людей во время беды; И в печали, и в радости будь верен Родине; Страна народом сильна; Не беречь Родину - не видать будущего!

Заключение / Conclusion

Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, 40% из них заменены на патриотические, выбранные студентами. На их основе была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Кроме того, был пересмотрен и лекционный материал. Так, при изучении темы «Функциональные стили речи» в качестве примеров художественного текста мы взяли отрывки из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» [30] (плен и допрос у Мюллера, где Андрей Соколов, глядя в глаза врага, признается в том, что не верит в победу немцев) и из повести В. Быкова «Сотников» (отрывки из последних двух глав, в которых главные герои, партизаны, попавшие в плен, стоят перед выбором, и только один из них, служа Отечеству и своему народу, принимает смерть от перешедшего на сторону фашистов Рыбака) [31]; примерами публицистического текста стали цитаты из «Писем о добром и прекрасном» Д. Лихачева [32] и отрывок из произведения А. Н. Толстого «Родина» [33]. Как было отмечено выше, лингвокреативность проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в такой языковой материал ребята по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. Следовательно, цель данной работы, состоящая в том, чтобы подобрать интересный языковой материал, который можно будет использовать в процессе преподавания речеведческих дисциплин, и разработать на его основе задания, направленные на развитие творческого мышления студентов, достигнута. Подтверждением этого также стала итоговая творческая работа, где студенты рассуждали о том, кто является патриотом. По их мнению, это тот человек, который любит свою страну, знает и чтит ее традиции, уважает

историю, гордится своим Отечеством, охраняет родную природу, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается, готов отдать жизнь за Отчизну; профессионал, активно действующий в направлении того, чтобы сделать свою Родину процветающей.

Ссылки на источники / References

1. Щелина Т. Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 231.

2. Бухтояров Н. И., Шахова М. Н., Князева О. Н. Патриотическое воспитание в вузе как одно из приоритетных направлений формирования личности студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2020. - № 2. - С. 124.

3. Sardoc M. Kako misliti patriotizem // Solsko polje. - 2012. - Vol. 23. - No. 5/7. - Р. 93-108.

4. Щелина Т. Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов.

5. Гузенкова Т. С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречие // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. - М.: РИСИ, 2014. - С. 15-28.

6. Григорьева Н. В., Петунин О. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 276.

7. Мурзин А. И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность // Аналитика культурологии. - 2016. - № 1 (34). - С. 32-36.

8. Рочняк Е. В., Баталин Р. А. Основные классификации патриотизма и «лжепатриотизма» // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. - 2021. - № 3. - С. 139-146.

9. Акулич М. М. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в вузе (результаты социологического исследования обучающихся Тюменского государственного университета) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 42-53.

10. Iceland J., Silver E., Goff K. For whom is patriotism blind? Examining the roles of moral intuitions and system justification // Social Science Research. - 2023. - Vol. 112. - Р. 102811.

11. Rizoeva P. S., Ashrapov B. P. Some consideration beset with the notion of teaching methods in the system of didactical tuition // Научные известия. - 2022. - № 28. - P. 135-137.

12. Щелина Т. Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов.

13. Рынкевич А. В. Приоритетно-ориентированный подход как способ выбора приоритетов патриотической направленности // Современный ученый. - 2020. - № 2. - С. 25-30.

14. Марков К. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов // Евразийское Научное Объединение. -2021. - № 7-4. - С. 276-278.

15. Njelezi M. T. (2023), "Education in values: An analysis of teachers' role in Mozambican military higher education", Heliyon, vol. 9 (6), e17226. DOI 10.1016/j.heliyon.2023.e17226.

16. Ghebru B., Lloyd M. From civic to citizenship education: Toward a stronger citizenship orientation in the Ethiopian CEE curriculum // International Journal of Educational Development. - 2020. - Vol. 72. - Р. 102-143.

17. Гревцева Г. Я. Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12. - № 1. - С. 35-43.

18. Саенко Л. А., Химич Ж. Г. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 3 (78). - С. 192.

19. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

20. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Информационно-правовая система ГАРАНТ. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/

21. Тюленева Т. В. Формирование лингвистической креативности студентов неязыковых специальностей: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2012. - С. 34.

22. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 109 с.

23. Добровольская И. В. Теоретические аспекты выбора метода развития вербальной креативности // Современный ученый. - 2023. - № 3. - С. 284-291.

24. Гридина Т. А., Пипко Е. И. Ступеньки словесного творчества: тренинг вербальной креативности. Программа внеурочной деятельности (для учащихся основной общеобразовательной школы). - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. - 81 с.

25. Juan Yang Xinhui Zhao. The effect of creative thinking on academic performance: Mechanisms, heterogeneity, and implication // Thinking Skills and Creativity. - June 2021. - Vol. 40. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/351035938_

26. Каунов А. М. Инновационный инструментарий современных методик креативного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2019. - № 4 (137). - С. 11.

27. Авчинникова С. О. Креативные техники как ресурс развития социально-педагогической практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2023. - Вып. 1 (47). - С. 87-94.

28. Фадеев А. А. Молодая гвардия. - М.: Просвещение, 1979. - 528 с.

29. Васильев Б. А зори здесь тихие.... - М.: Эксмо, 2011. - 765 с.

30. Шолохов М. А. Судьба человека. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978. - 32 с.

31. Быков В. Сотников. - М.: Э, 2018. - 606 с.

32. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Прогресс, 1992. - 237 с.

33. Толстой А. Н. Родина. - Челябинск: Челябгиз, 1941. - 6 с.

1. Shchelina, T. T. (2021). "Sushchnostnye harakteristiki grazhdanstvennosti i patriotizma kak cennostnaya osnova v vospitanii studentov" [Essential characteristics of citizenship and patriotism as a value basis in upbringing of students], Chelovek. Nauka. Socium, № 3 (7), p. 231 (in Russian).

2. Buhtoyarov, N. I., Shahova, M. N., & Knyazeva, O. N. (2020). "Patrioticheskoe vospitanie v vuze kak odno iz prior-itetnyh napravlenij formirovaniya lichnosti studenta" [Patriotic upbringing at a university as one of the priority directions in the formation of a student's personality], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser-iya: Problemy vysshego obrazovaniya, № 2, p. 124 (in Russian).

3. Sardoc, M. (2012). "Kako misliti patriotizem" [How to think patriotism], Solsko polje, vol. 23, no. 5/7, pp. 93-108 (in Slovenian).

4. Shchelina, T. T. (2021). Op. cit.

5. Guzenkova, T. S. (2014). "Patriotizm, globalizaciya i nacional'noe gosudarstvo: vzaimodejstvie i protivorechie" [Patriotism, globalization and the Nation-State: interaction and contradiction], Patriotizm kak ideologiya vozrozh-deniya Rossii: sb. st. i dokl, RISI, Moscow, pp. 15-28 (in Russian).

6. Grigor'eva, N. V., Petunin O. V. (2008)."Principy vospitaniya patriotizma studentov tekhnicheskogo vuza" [Principles of instilling patriotism in technical university students], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 2, p. 276 (in Russian).

7. Murzin, A. I. (2016). "Konceptual'nye osnovy rossijskogo patriotizma: ponyatie i sushchnost'" [Conceptual foundations of Russian patriotism: concept and essence], Analitikakul'turologii, № 1 (34), pp. 32-36 (in Russian).

8. Rochnyak, E. V., & Batalin, R. A. (2021). "Osnovnye klassifikacii patriotizma i "lzhepatriotizma" [The main classifications of patriotism and "false patriotism"], Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumani-tarnye nauki, № 3, pp. 139-146 (in Russian).

9. Akulich, M. M. (2015). "Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuze (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya obuchayushchihsya Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta)" [Patriotic indoctrination of students at the university (results of a sociological study of students of Tyumen State University)], Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya, t. 1, № 1, pp. 42-53 (in Russian).

10. Iceland, J., Silver, E., & Goff, K. (2023). "For whom is patriotism blind? Examining the roles of moral intuitions and system justification", Social Science Research, vol. 112, p. 102811 (in English).

11. Rizoeva, P. S., Ashrapov B. P. (2022). "Some consideration beset with the notion of teaching methods in the system of didactical tuition", Nauchnye izvestiya, № 28, pp. 135-137 (in English).

12. Shchelina, T. T. (2021). Op. cit.

13. Rynkevich, A. V. (2020). "Prioritetno-orientirovannyj podhod kak sposob vybora prioritetov patrioticheskoj naprav-lennosti" [A priority-oriented approach as a way of choosing patriotic priorities], Sovremennyj uchenyj, № 2, pp. 25-30 (in Russian).

14. Markov, K. V. (2021). "Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov" [Civic and patriotic indoctrination of students], Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie, № 7-4, pp. 276-278 (in Russian).

15. Njelezi, M. T. (2023), "Education in values: An analysis of teachers' role in Mozambican military higher education", Heliyon, vol. 9 (6), e17226. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e17226 (in English).

16. Ghebru, B., & Lloyd, M. (2020). "From civic to citizenship education: Toward a stronger citizenship orientation in the Ethiopian CEE curriculum", International Journal of Educational Development, vol. 72, pp. 102-143 (in English).

17. Grevceva, G. Ya. (2020). "Refleksivnaya deyatel'nost' kak uslovie vospitaniya professional'nogo patriotizma" [Reflective activity as a condition for developing professional patriotism], Vestnik YuUrGU Seriya "Obrazovanie. Ped-agogicheskie nauki', t. 12, № 1, pp. 35-43 (in Russian).

18. Saenko, L. A., & Himich, Zh. G. (2020). "Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k profession-al'noj deyatel'nosti" [Issues of developing students' value attitudes towards professional activities], Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, № 3 (78), p. 192 (in Russian).

19. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FL of December 29, 2012] (in Russian).

20. "Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda" [Fundamentals of the State youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025], Informacionno-pravovaya sistema GARANT. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/ (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Tyuleneva, T. V. (2012). Formirovanie lingvisticheskoj kreativnosti studentov neyazykovyh special'nostej [Development of linguistic creativity among students of non-linguistic specialties]: dis.... kand. ped. nauk, Volgograd, p. 34 (in Russian).

22. Serebrennikov, B. A. (1988). Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke. Yazyk i kartina mira [The role of the human factor in language. Language and worldview], Nauka, Moscow, 109 p. (in Russian).

23. Dobrovol'skaya, I. V. (2023). "Teoreticheskie aspekty vybora metoda razvitiya verbal'noj kreativnosti" [Theoretical aspects of choosing a method for developing verbal creativity], Sovremennyj uchenyj, № 3, pp. 284-291 (in Russian).

24. Gridina, T. A., & Pipko, E. I. (2014). Stupen'ki slovesnogo tvorchestva: trening verbal'noj kreativnosti. Programma vneurochnoj deyatel'nosti (dlya uchashchihsya osnovnoj obshcheobrazovatel'nojshkoly) [Steps to verbal creativity: training in verbal creativity. Extracurricular program (for students of basic secondary schools)], Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg, 81 p. (in Russian).

25. Juan Yang Xinhui Zhao (2021). "The effect of creative thinking on academic performance: Mechanisms, heterogeneity, and implication", Thinking Skills and Creativity, June, vol. 40. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/351035938_ (in English).

26. Kaunov, A. M. (2019). "Innovacionnyj instrumentarij sovremennyh metodik kreativnogo obucheniya v profession-al'noj podgotovke budushchih specialistov" [Innovative tools of modern creative teaching methods in the professional training of future specialists], Izvestiya Volgogradskogo gos. ped. un-ta, № 4 (137), p. 11 (in Russian).

27. Avchinnikova, S. O. (2023). "Kreativnye tekhniki kak resurs razvitiya social'no-pedagogicheskoj praktiki" [Creative techniques as a resource for the development of social and pedagogical practice], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review), vyp. 1 (47), pp. 87-94 (in Russian).

28. Fadeev, A. A. (1979). Molodaya gvardiya [Young Guard], Prosveshchenie, Moscow, 528 p. (in Russian).

29. Vasil'ev, B. (2011). A zori zdes' tihie... [The Dawns Here are Quiet...], Eksmo, Moscow, 765 p. (in Russian).

30. Sholohov, M. A. 1978 (). Sud'ba cheloveka [Fate of a Man], Verh.-Volzh. kn. izd-vo, Yaroslavl', 32 p. (in Russian).

31. Bykov, V. (2018). Sotnikov [Sotnikov}, E, Moscow, 606 p. (in Russian).

32. Lihachev, D. S. (1992). Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters about the good and the beautiful], Progress, Moscow, 237 p. (in Russian).

33. Tolstoj, A. N. (1941). Rodina [Homeland], Chelyabgiz, Chelyabinsk, 6 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.