УДК 811.11
Vasbieva D.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: dinara-va@list.ru
REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF PATRIOTISM IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses relevance of studying the concept of PATRIOTISM in the students' linguistic consciousness. The purpose of the research work is to identify components of the concept of PATRIOTISM in the linguistic consciousness of the 1st to 3rd-year students of Financial University. The scientific novelty of the study is expressed in identifying the main lexical components of the concept of PATRIOTISM in the minds of today's Russian students, namely, the moral and value representations of linguistic objectification, among which the concept under study is the brightest one. The practical significance of the study lies in the fact that the main findings can serve as the material for writing textbooks, teaching university general courses in lexicology, cognitive linguistics, elective courses in applied linguistics, linguistic and cultural studies, conceptual analysis and the development of new methods of patriotic upbringing in the educational process.
Key words: concept, patriotism, linguistic consciousness, stimulus word, association experiment
Д.Г. Васьбиееа. канд. экон. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dinara-va@list.ru
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В данной статье рассматривается актуальность изучения концепта «патриотизм» в языковом сознании студенческой молодежи. Целью работы является выявление компонентов концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов 1-3 курсов Финуниверситета. Научная новизна исследования состоит в выявлении основных лексических компонентов рассматриваемого концепта в сознании современной студенческой молодежи России, а именно - морально-ценностных представлений языковой объективации, среди которых исследуемый концепт является одним из ярких. Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты данного исследования могут послужить материалом для написания учебных пособий, преподавания вузовских общих курсов по лексикологии, когнитивной лингвистике, курсов по выбору по прикладной лингвистике, лингвокультурологии, концептуальному анализу и разработки новых методик патриотического воспитания в образовательном процессе.
Ключевые слова: концепт, патриотизм, языковое сознание, слово-стимул, ассоциативный эксперимент
Актуальность нашего исследования продиктована необходимостью комплексного лингвокультурологического моделирования концепта «патриотизм» через призму языкового сознания студентов вуза. Идея патриотизма играет наиважнейшую роль в мировой культуре, поскольку она отражает и формирует основные ориентиры для развития того или иного народа и человечества в целом. По отношению же к русской концептосфере концепт «патриотизм» занимает центральную позицию в национальной культуре, духовном самосознании русских, национальной общности и суверенности. Поэтому бесспорным остается всевозрастающий научный и общекультурный интерес в многостороннем исследовании содержания и ценностного потенциала концепта «патриотизм» в языковом сознании студенческой молодежи в начале третьего десятилетия XXI века в контексте концептологических и лингвокультурологических исследований. Кроме того, в течение многих столетий концепту «патриотизм» уделяется повышенное внимание со стороны отечественной философии, религии, литературы и публицистики. Однако лингвокультурологические исследования концепта «патриотизм» начались сравнительно недавно.
Объектом исследования выступает русская национальная концептосфера «патриотизм» в языковом сознании студенческой молодежи.
Предмет данного исследования стало ассоциативное поле в схеме, представляющей выявленные нами уровни концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов вуза.
Цель предлагаемой работы - выявить компоненты концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов 1-3 курсов Финуниверситета.
Для достижения поставленной в статье цели были сформулированы следующие задачи:
1) определить сущность понятий «концепт» и «языковое сознание»;
2) провести цепочечный ранжированный ассоциативный эксперимент для исследования концепта «патриотизм»;
3) проанализировать результаты ассоциативного эксперимента по слову-стимулу патриотизм.
Научная новизна исследования состоит в выявлении основных лексических компонентов концепта «патриотизм» в сознании современной студенческой молодежи России, а именно - морально-ценностных представлений языковой объективации, среди которых исследуемый концепт является одним из ярких.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты отражают функционирование важного концепта в сознании молодого поколения и могут внести вклад в практику преподавания лексикологии, когнитивной лингвистики, прикладной лингвистики, лингво-культурологии и концептуального лингвистического анализа.
Сегодня в работах по лингвистике концепт рассматривается с позиции «антропоцентрической парадигмы, представляющей собой диаду «язык - человек» и характеризующейся интегративным подходом к исследованию языка и терминологическим аппаратом, включающим такие понятия, как «концепт», «концеп-тосфера», «картина мира», «языковое сознание» и т. д.» [4]. В лингвокогнитив-ном подходе под концептом понимается «комплексная единица, обладающая дискретностью, локализовано функционирующая на уровне сознания и способ-
ствующая осуществлению процесса мышления» [7]. В основе же лингвокультур-ного подхода лежит идея национальной концептосферы, а в исследовательских работах - путь от культуры к сознанию [10].
Большинство ученых разделяют мнение о том, что язык играет важную роль в формировании и развитии фундаментальных моделей мышления, хранящихся в сознании носителей разных лингвокультур в виде концептов, представлений и образов. В когнитивной лингвистике наблюдается трансформация диады «язык -человек» в триаду «язык - человек - сознание» [7].
В нашей работе мы придерживаемся трактования языкового сознания, предложенного Е.Ф. Тарасовым: «...совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [8, с. 26].
Важнейшей составной частью исследования концептов национальной культуры и языкового сознания являются материалы ассоциативного эксперимента. В современной гуманитарной науке применяемые разнообразные экспериментальные психолингвистические методики дают возможность выявить в определенной возрастной категории функционирование и смысловое наполнение определенных концептов. По утверждению Ю.А. Борисовой, «ассоциативный эксперимент (АЭ) как один из наиболее эффективных методов психолингвистического исследования и анализа активно используется с целью всестороннего изучения феномена языкового (вербального) сознания, его структуризации и моделирования» [2, с. 266]. Другой ученый, Н.Ф. Уфимцева, полагает, что «исследования языкового сознания с помощью ассоциативного эксперимента дают возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [9, с. 41].
В ходе работы нами был проведен цепочечный ассоциативный эксперимент с целью изучения особенностей концепта «патриотизм». В результате установления его ассоциативных связей стало возможным моделирование семантической структуры исследуемого нами ментального образования.
В основу выбранной нами методики легли работы Н.В. Наговицыной, К.А. Масловой, С. К. Башиевой и М.Ч. Шогеновой, которые провели подобные ассоциативные эксперименты на слово-стимул патриотизм среди студенческой молодежи в различных образовательных учреждениях. Так, в 2010 г. исследователи С.К. Башиева и М.Ч. Шогенова, исходя из результатов эксперимента на слово-стимул патриотизм среди 300 студентов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, пришли к выводу, что «приоритетным среди оценочных смыслов-реакций на данное слово является когнитивный аспект восприятия и оценки данного стимула (ср. патриотизм - Россия, флаг, партия, гимн). Однако анализ ассоциатов позволяет обнаружить и парадигматические связи, что обусловлено наличием в ассоциативно-вербальном мышлении респондентов компонентов более высокого мотивационного, прагматического уровня развития языковой личности (ср. патриотизм - любовь к родине, преданность, верность, дело отцов, гордость, мужество, защита Отечества)» [1, с. 108].
Аналогичное исследование также было проведено К.А. Масловой в 2017 г. среди учеников школы и студентов Уральского государственного педагогического университета в количестве 88 человек. Ассоциативный эксперимент показал, что «ядро концепта - центральная категория идеи патриотизма - неизменно стоит за лексемой родина». Результаты исследования демонстрируют, что «в сознании представителей лиц от 14 до 23 лет сложился положительный образ патриотизма» [5].
В 2021 г Н.В. Наговицына представила результаты анализа смыслового наполнения концепта «патриотизм» с помощью ненаправленного ассоциативного цепочечного эксперимента. Проанализировав ответы 100 человек в возрасте от 18 до 70 лет, включая студентов, автор пришел к выводу, что «содержательным ядром данногоконцептаслужит представ,ениеолюбви к Родне и роднойзем-ле, оставаясь постоянным в течение столетий и сохраняя значимость в русском языковом сознании в современных условиях» [6].
Предполагается, что в языковом сознании студентов Финансового университета в 2022 г представление о патриотизме должно включать пусть не рпгиднальйуу.ноопререуёлную ибщую поллтическуюипрофедсионюиндю специфику
В нашем исследовании проводился цепочечный ранжированный ассоциа-та ваыНлкупдр и мент средистудеитовввозрасте от 17 деСгада. Даждомй респонденту предлагалось реагировать первым пришедшим в голову словом (или несколькими словами) в ответ на слово-стимул патриотизм в соответствии с ииспрдкпиий: «НупишиуелюИые аришеашилуелвош вомнармслооа и выражения, связанные со словом патриотизм». Ответы следовало распределить по мере снижения субъективной важности, при этом количество уровней не ограничивалось конкретным числом. Мы предполагаем, что упорядочение реакций, исходя из снижения их важности, делает возможным не только установить ча-втотноснн,ео и опдедалнтькогнитмвние илрше нтвпрные весна—ядщие концлп-та «патриотизм» в сознании каждого отдельно взятого студента. Следовательно, в связи с исследованием общего числа всех зафиксированных реакций стало возможном выяуипьь пруанклпзьровату спрькгуру дднмогоконоейтнй япыкойом сознании студенческой молодежи.
В нашем эксперименте приняло участие 59 человек, из них 24 - лица муж-икого доза: и, соатнетств7ннз,дЗ - женсквго.Юо резуаьнатам обеаНоткианкетнын данных было зарегистрировано 284 реакции.
Обобщив зафиксированные реакции студентов, мы выделили слова-ас-социаты, расположенные по мере убывания их частоты, которая указывается после слова-реакции. Нами были выборочно рассмотрены словосочетания и вы-ркжаноов всщнленнь|х -улсивкм айсоциайах. Поьашлмуононию, даный метод позволяет продемонстрировать ту или иную реакцию на определенном уровне полевой структуры концепта «патриотизм».
Науболвшеспилло упомиианийиолучкли соодующае слойа: Змллпя) pадив на (31); любовь (17); Россия (13); гордость (11); преданность (9); защита (8); героизм / геройство (6); верность (6); страна (5); отечество / отчизна (5); вера (5); дом (0);пaоoо (5); (Маажная)семйя(4); (налоонамьоу) eаипcявл(У) ; пpивepпднпoмть (3); флаг (3); уважение (3); (гражданская) ответственность (3).
Обобщив зафиксированные реакции, полученные у студентов, следует отметить, что в ассоциативном поле концепта «патриотизм» выделяется ядро, содержащее 31 реакцию со словом родина. Результаты демонстрируют, что дан-ния локземапллочипалолпшдпчосоотьострв пдрдых двощ-оинях. Юрау бело упомянуто слово любовь. Оно также появлялось в основном на первых уровнях. По 13-11 раз участники лингвистического эксперимента упомянули слова Россия
родина
Россия и гордость
преданность, защита, героизм / геройство, верность .
страна, отечество/ отчизна, вера, дом, народ, (дружная) семья, (национальное) единство, приверженность, флаг, уважение, (гражданская) ответственность
Рис. 1. Уровни концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов Финансового университета
и гордость, что также подтверждает значимость данных понятий в их сознании в связи со словом-стимулом патриотизм. Данные слова распределены с 1 по 7 уровни. Частотность следующих слов-реакций: преданность, защита, героизм/ геройство, верность на слово-стимул патриотизм составила 9-6 раз. Следует обратить внимание на их примерно равномерное распределение по уровням. По 5-3 раза наблюдаются упоминания таких слов, как страна, отечество /отчизна, вера, дом, народ, (дружная) семья, (национальное) единство, приверженность, флаг, уважение, (гражданская) ответственность, появление которых на разных уровнях не может свидетельствовать об их приоритетной позиции в структуре концепта.
На основе полученных ассоциаций от студентов Финансового университета был о смоднлрревонндссоцсатанное поте д сх еме, представляющей выявленные нами уровни концепта «патриотизм» в языковом сознании обучающихся (рис. 1).
Результаты исследования, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, совпадают с результатами К.А. Масловой в том, что анализируемый концепт содержит наибольшее количество реакций на слово родина. Более того, итоги нашзго ас снциoпианугонкяпоpимантз плкаьы и примерно такую же картину, как и результаты Н.В. Наговицыной, С.К. Башиевой и М.Ч. Шогеновой. Ядро концепта «патриотизм» включает в себя слова когнитивного аспекта языковой актуализа-OиаийФcддиотая донногосдимлло.л таюо прагматикон и мотивационный уровень развития носителя языкового сознания: Россия, любовь к родине, гордость, преданность, верность и др. Результаты нашего эксперимента выявили, что в дзакнводщезнониист^дп^а^юй мнллдкжи вне зависимости от региона проживания аналогичные слова-реакции составляют ядро концепта «патриотизм»: родина, Россия, любовь, гордость, преданность, верность, страна, дом, народ, семья. В этом ряду обращает на себя внимание лишь некоторый приоритет общечеловеческих ценностей (родина, любовь, гордость, преданность, верность) нкд лнчдым иflбщеутеeиуым (cнмьо,рoм. нород). Все это свидетельствует об уровне патриотического воспитания и сознания студентов вуза. По утверждению С.П Воркачева, ассоциации, «помимо мобилизующей и терапевтической, выполняют еле и диагност пчелку ю функц иудюд етельствуют о степени единства общества» [3, с. 9].
На наш взгляд, в нашей работе наблюдаются определенные особенности кднщопруеткзацви «пазрноеием»рвотнзнеи студентов Финансового университета, которые находятся на периферии данного концепта и вербализуются единичными реакциями. Так, например, названия населённых пунктов (Москва, Дагестан) и географических объектов (горы, море), компоненты окружающего мира (чистый воздух, (чистое) небо, земля) свидетельствуют о том, что в ассоци-аои вно-вурлакьпом № шлекии ст^длндйо лутствует чувство гордости за место рождения и великую страну. Вот это и есть чувство патриотизма, впитываемое с любовью к родной земле, воспитываемое природой, семьей, верой и людьми, жи кущими рядом.
Следует отметить, что патриотизм для российской студенческой молодежи - это многогранное чувство. Это и умение чувствовать не только красоту род-наазeмри,нокмвФжeииогоeи стсрои.ктем, кто защищает(-ал) ее свободу и независимость, к знаковым, в том числе музыкальным, символам страны, готовность защищать свою родину и беспокойство за будущее. Это можно проследить по единичным реакциям: День Победы, герб, гимн, белый - синий - красный, ветераны, солдат, Бессмертный полк, Родина-мать зовет, национальное единство, безопасность, где родился, там и пригодился, суверенность, ЧВК, борьба за будущее, неукротимый дух, жить - Родине служить, активная жизненная позиция, достояние, память коллектива, Z, выбор каждого, люблю отчизну я, но странною любовью, преданность своему народу, выражение гордости и радости, бережное отношение к людям, память, армия, значимость истории, уважение к своей стране, готовность защищать, все за одного, объединение, беспокойство за судьбу страны, светлое будущее и другие. Более того, в некоторых из этих ассоциатов, включающих в себя составные наименования, усматривается внутреннее разнообразие понятийного компонента рассматриваемого нами ментального образования. Следовательно, концепт «патриотизм» характеризуется сложной структурой, которая включает в себя противоположные по коннотации и денотативному значению компоненты. Вместе с преобладающим большинством положительных по коннотации слов можно выявить единичные реакции с негативной коннотацией, находящиеся в периферии концепта «патриотизм»: война, идеология.
Исходя из результатов исследования, можно проследить преобладание позитивно-оценочного восприятия концепта «патриотизм» над негативно-оценочным; ценностный ряд родина - любовь - Россия и гордость в восприятии концепта, его личностные категории морального сознания, а также акцентирование роли военной тематики.
В заключение отметим, что представление о концепте «патриотизм» через призму языка среди студентов 1 и 3 курсов вписывается в ценностный ряд: родина - любовь (к родине) - Россия и актуализирует непререкаемые человеческие ценности. Ядро концепта «патриотизм» составляют ценностные понятия. Следовательно, он глубоко зафиксирован в системе ценностных представлений рассматриваемой нами языковой личности, несмотря на то, что его периферия состоит как из положительных, так и отрицательных явлений современной действительности.
Библиографический список
1. Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Концепт «Патриотизм» как фрагмент вербальной, ассоциативно-семантической сети в организации языковой личности (результаты ассоциативного эксперимента). Вестник СамГУ. 2010; № 3 (77): 107-112.
2. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019; № 8 (1А): 265-275.
3. Воркачев С.Г Идея патриотизма в русской лингвокультуре: монография. Волгоград: Парадигма, 2008.
4. Ильина Е.В. Концепт Белое море в языковом сознании поморов. Диссертация ... кандидата филологических наук. Архангельск, 2014.
5. Маслова К.А. Свободный ассоциативный эксперимент как инструмент исследования концепта «патриотизм». LINGÜISTICA JUVENIS. 2017; № 19: 158-168.
6. Наговицына Н.В. Смысловое наполнение и семантический объем концепта «патриотизм» в русском языке (по данным лексикографических источников). Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2021.
7. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Москва: Академический проект, 2001.
8. Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры. Москва: Наука, 2000.
9. Уфимцева Н.В. Языковое сознание русских в зеркале ассоциативного эксперимента. Сборник статей. Москва; Калуга: Эйдос, 2004: 40-45.
10. Юдина Н.В., Калугина О.А. Фреймовая репрезентация концепта «цифровая экономика» в русскоязычной дискурсивной практике. Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2022; № 2: 35-44.
References
1. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch. Koncept «Patriotizm» kak fragment verbal'noj, associativno-semanticheskoj seti v organizacii yazykovoj lichnosti (rezul'taty associativnogo 'eksperimenta). VestnikSamGÜ. 2010; № 3 (77): 107-112.
2. Borisova Yu.A. Associativnyí 'eksperiment v sovremennyh psiholingvisticheskih issledovaniyah. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2019; № 8 (1A): 265-275.
3. Vorkachev S.G. Ideya patriotizma v russkoílingvokul'ture: monografiya. Volgograd: Paradigma, 2008.
4. Il'ina E.V. KonceptBeloe more vyazykovom soznaniipomorov. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Arhangel'sk, 2014.
5. Maslova K.A. Svobodnyí associativnyí 'eksperiment kak instrument issledovaniya koncepta «patriotizm». LINGÜISTICA JÜVENIS. 2017; № 19: 158-168.
6. Nagovicyna N.V. Smyslovoe napolnenie i semanticheskij ob'em koncepta «patriotizm» v russkom yazyke (po dannym leksikograficheskih istochnikov). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2021.
7. Stepanov Yu.S. Konstanty: slovar'russkoíkul'tury. Moskva: Akademicheskií proekt, 2001.
8. Tarasov E.F. Yazyk kak sredstvo translyacii kul'tury. Moskva: Nauka, 2000.
9. Ufimceva N.V. Yazykovoe soznanie russkih v zerkale associativnogo 'eksperimenta. Cbornikstatej. Moskva; Kaluga: 'Ejdos, 2004: 40-45.
10. Yudina N.V., Kalugina O.A. Frejmovaya reprezentaciya koncepta «cifrovaya 'ekonomika» v russkoyazychnoj diskursivnoj praktike. Vestnik VolGÜ. Seriya 2: Yazykoznanie. 2022; № 2: 35-44.
Статья поступила в редакцию 18.02.23
УДК 808.5
Gasanova S.Kh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: saplyat@bk.ru
Santueva E.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: santueva@mail.ru
Kislitskaya S.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: paranina.01@mail.ru
Ramazanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djavgara77@gmail.com
Samadova D.A., Cand. of Sciences (Philology), teacher, University under the Government of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: samadova.dina75@mail.ru
PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS AS A METHOD OF TEACHING COUNTRY INFORMATION. The article describes the competence of classification of educational materials for the formation of linguistic and cultural competence of students. The authors of the article propose to systematize the review of questions about national customs, traditions, realities of the country of the studied language for the ability to achieve full communication. Based on the analysis of fiction texts, the authors describe meaningful coherence of a text for the formation of linguistic and cultural competence, and also complement the description of the discursive characteristics of the text and its individual properties. The idea of selecting educational materials for the formation of linguistic and regional competence of students allows extracting regional and cultural information from language units, skillfully using it, achieving full communication in the process of teaching the Russian language. Summarizing scientific recommendations, the authors reveal issues of systematization of texts describing national customs, traditions, realities of the country of the language being studied.
Key words: educational materials, linguistic and cultural competence of students, process of teaching Russian language, classification of texts, active concept, discursive characteristics of text
С.Х. Гасанова, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: sapiyat@bk.ru
Э.З. Сантуееа, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: santueva@mail.ru
С.С. Кислицкая, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: paranina.01@mail.ru
Д.А. Рамазаноеа, канд. пед. наук, доц., ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: djavgara77@gmail.com
Д.А. Самадова, канд. филол. наук, преп., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Махачкала, E-mail: samadova.dina75@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В статье описывается компетенция классификации учебных материалов для формирования лингвострановедческой информации студентов. Авторы данной статьи предлагают систематизировать обзор вопросов о национальных обычаях, традициях, реалиях страны изучаемого языка для способности добиваться полноценной коммуникации. Основываясь на анализе текстов художественной литературы в процессе обучения русскому языку авторы данной статьи описывают содержательную связность текста страны изучаемого языка, а также дополняют описание дискурсивных характеристик текста и его