Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Т. Г.

Воспитание чувства патриотизма в свете происходящих в стране и миресобытий является ключевой задачей, стоящей перед педагогом высшей школы. В статьерассматривается понятие «Патриотизм» и его концептуальные составляющие, отмечается, что патриотическое воспитание направлено прежде всего на формирование личностных качеств, характерных для носителей патриотического сознания. На занятиях по дисциплинам лингвистического цикла, таких как «Русский язык в деловой документации»,«Культура речи», «Русский язык в профессиональной служебной деятельности», «Риторика», необходимо вводить задания, активизирующие гражданскую позицию обучающихсяобразовательных организаций МВД России. В качестве вывода отмечается, что любовь кРодине прививается через любовь к родному языку, через уважение культурно-исторических традиций своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF THE PATRIOTIC COMPONENT INTO THE TEACHING OF LINGUISTIC CYCLE DISCIPLINES

Fostering a sense of patriotism in the light of the current events taking place in thecountry and in the whole world is a main task, which a high school teacher has. The article considersthe concept of “Patriotism” and its conceptual components, it is noted that patriotic education isprimarily aimed at the formation of personal qualities characteristic of carriers of patrioticconsciousness. At the classes in the disciplines of the linguistic cycle such as “Russian language inbusiness documentation”, Culture of Speech”, “Russian language in professional service activities”, “Rhetoric”, it is necessary to introduce tasks that activate the civil position of students in educationalorganizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a conclusion, it is noted that love for the Motherland is instilled through love for the native language, through respect for cultural and historicaltraditions of its people.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

Научная статья

УДК 378.147.34

ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Татьяна Григорьевна Букина,

Уральский юридический институт МВД России,

г. Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3249-1783

Аннотация. Воспитание чувства патриотизма в свете происходящих в стране и мире событий является ключевой задачей, стоящей перед педагогом высшей школы. В статье рассматривается понятие «Патриотизм» и его концептуальные составляющие, отмечается, что патриотическое воспитание направлено прежде всего на формирование личностных качеств, характерных для носителей патриотического сознания. На занятиях по дисциплинам лингвистического цикла, таких как «Русский язык в деловой документации», «Культура речи», «Русский язык в профессиональной служебной деятельности», «Риторика», необходимо вводить задания, активизирующие гражданскую позицию обучающихся образовательных организаций МВД России. В качестве вывода отмечается, что любовь к Родине прививается через любовь к родному языку, через уважение культурно-исторических традиций своего народа.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриот, патриотизм, компетенция, языковая норма, речевая культура.

THE INTEGRATION OF THE PATRIOTIC COMPONENT INTO THE TEACHING OF LINGUISTIC CYCLE DISCIPLINES

Tatiana G. Bukina,

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Yekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3249-1783

Abstract. Fostering a sense of patriotism in the light of the current events taking place in the country and in the whole world is a main task, which a high school teacher has. The article considers the concept of "Patriotism" and its conceptual components, it is noted that patriotic education is primarily aimed at the formation of personal qualities characteristic of carriers of patriotic consciousness. At the classes in the disciplines of the linguistic cycle such as "Russian language in business documentation", Culture of Speech", "Russian language in professional service activities", " Rhetoric", it is necessary to introduce tasks that activate the civil position of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a conclusion, it is noted that love for the

Motherland is instilled through love for the native language, through respect for cultural and historical traditions of its people.

Keywords: patriotic education, patriot, patriotism, competence, languagestandard, speech culture.

Введение

Проблема патриотического воспитания на всех этапах развития общества и государства всегда была одной из важнейших. Общественные и политические процессы, которые происходят сегодня в современном мире, делают эту проблему особенно острой.

В последние тридцать лет понятие «патриотизм» обесценилось, лишилось истинных смыслов, в рассуждениях о патриотизме молодежь использует общие фразы, вспоминает уроки Великой Отечественной войны, но никак не отождествляет себя с этим явлением. Именно поэтому вопросы патриотического воспитания сегодня обсуждаются на государственном уровне.

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года одним из структурных элементов национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» является «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1]. Именно обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям и национально-культурным традициям народов, населяющих Россию, уважение этих ценностей и традиций суть патриотического воспитания.

С 1 января 2021 года в России стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Данный проект направлен на формирование и функционирование системы патриотического воспитания на всех ступенях обучения и предполагает постоян-

ное обращение к базовым ценностям на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий. Как отмечают создатели данного проекта, его основная цель - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания» [2].

Описание исследования

Патриотическое воспитание в образовательной организации системы МВД России - это систематическая и целенаправленная деятельность руководства и преподавателей по формированию у курсантов и слушателей высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение понятия: «Патриотизм - любовь к своему Отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [3, с. 3 86]. В методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», утвержденных экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» от 10.10 2022 года, конкретизируется данное понятие: «Патриотизм - нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства» [4].

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Следует отметить, что вопросам патриотического воспитания в отечественной педагогике всегда уделялось достойное место. Неоценимый вклад в воспитание у молодого поколения чувства патриотизма внесли русские ученые и общественные мыслители Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие [5]. О включении патриотического компонента в программу средней школы говорили Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова [6], Т. А. Касимова, Д.Е. Яковлев [7] и др. Проблемы патриотического воспитания в высшей школе поднимали в своих статьях А.С. Нефедова [8; 9], В.М. Флоря, Д.Н. Безгодов, О.А. Волкова [10], С.Н. Шевченко [11] и другие. Все исследователи подчеркивают в своих работах, что формирование патриотического сознания молодежи является неотъемлемой частью воспитательной работы образовательной организации, будь то средняя школа или институт. Важнейшей задачей педагога является не просто подготовка высококвалифицированного специалиста, но воспитание патриотически развитой личности.

В соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования ФГОС 3++ по дисциплинам лингвистического цикла в результате освоения материала курсанты должны обладать наряду с другими следующими знаниями, умениями, компетенциями, которые напрямую связаны с формированием патриотического компонента. Это и знание норм современного русского языка на всех языковых уровнях, и владение формулами речевого этикета, и умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь в соответствии с условиями эффективного общения.

Данные навыки напрямую связаны с развитием у курсантов уважительного отношения к языку, к родной культуре, а также с воспитанием любви к малой и большой Родине.

Все дисциплины лингвистического цикла в своей основе несут чрезвычайно высокую познавательную ценность: в процессе занятий прививается бережное отношение к родному языку, обсуждаются и осмысливаются общечеловеческие ценности и, как результат, воспитывается личность с высоким чувством патриотизма.

Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа» [13].

Большое воспитательное значение на занятиях имеет работа со словарями. Известно, что словарь вбирает в себя весь духовный опыт народа, отражает картину мира той или иной эпохи. Поэтому знакомство с такими словарями, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и другими, позволяют почувствовать дух времени создания словарей, а также понаблюдать за трансформацией значений (это может быть расширение значения или, наоборот, конкретизация значения, появление в нем новых, современных смыслов). Кроме того, курсанты знакомятся с доселе неизвестными им словарями, такими как «Словарь русских говоров Среднего Урала», «Крылатые фразы отечественного кино» и другими, которые позволяют познакомиться с традиционной народной культурой и бытом населения Урала, а также изучить прецеденты отечественного кинематографа.

Богатым воспитательным потенциалом обладают «Пословицы русского народа», собранные В.И. Далем и изданные в трех томах. На занятиях они, во-первых, могут использоваться при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым», например, Родина - мать, умей за нее постоять.

Кроме того, курсанты готовят сообщения на темы: «Образ русского народа в пословицах и поговорках», «Тема «Язык - речь» в пословицах, собранных В.И. Далем» и другие.

Если говорить о формировании патриотических взглядов с помощью образцов современной литературы, то на занятиях по риторике, посвященных композиции текста, выразительным приемам и использованию прецедентов в выступлении, можно использовать патриотическую поэзию Игоря Кара-улова, московского поэта, со стоицизмом истинного гражданина принявшего специальную военную операцию: Я люблю донбасских ополченцев, песни их про смерть и про победу. Я люблю кадыровских чеченцев. Я на биеннале не поеду [14]. Для анализа выразительных языковых приемов можно взять следующее стихотворение.

Подмосковные ночи, московские дни, вечера между Марсом и Ригой.

Засыпаю над картой далекой родни, как когда-то над культовой книгой.

Как тогда Азазелло и кот Бегемот кочевали по вешней столице,

Так теперь по следам наступающих рот глаз торопится, сердце стремится.

Перед ними Артемовск. А это сельцо, эта станция взяты, не взяты?

Будто в озеро, я окунаю лицо в смоляную воздушную карту.

Засыпаю без снов, но в четыре утра полыхает заря на востоке.

И опять над Донбассом грохочет арта и земные сдвигаются блоки [14, с. 144].

В этом стихотворении реалии сегодняш-

него дня. Ощущается боль поэта за наших солдат, за всю ситуацию на Донбассе. Автор проводит параллель между восприятием художественного мира («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) и переживаниями за судьбу реального города. В этом и других стихотворениях Игоря Караулова воспевается готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Воспевается то, что называется ПАТРИОТИЗМ.

Заключение

Любовь к своей Родине проявляется в умелом обращении с русским языком, с русским словом: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей речевой культуре личности, обязательным требованием которой является соблюдение этических и коммуникативных норм. На занятиях по риторике, культуре речи и русскому языку много внимания должно уделяться заданиям, связанным с нормативным аспектом языка: в разных видах заданий отрабатываются акцентологические, грамматические нормы, а также нормы речевого этикета в разных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, в процессе преподавания русского языка, риторики, культуры речи перед преподавателем стоит сложная и важная задача: привить курсантам интерес к изучению культуры, истории и языка своего народа, способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны, своего региона, города, вуза. Именно эти составляющие формируют и развивают личность, обладающую качествами гражданина патриота своей Родины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ «О национальных целях развития России до 2030 года» // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/63728 (дата обращения: 12.03.2023).

2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» // URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 12.03.2023)

3. Ефремова, Т.Ф. Новый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000. 836 c.

4. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации //URL: https://molod.gov39.ru/upload/iblock/e5a/z95cx2m94ont6b5y9hadg7hb4jr232dy.pdf (дата обращения: 12.03.2023)

5. Добролюбов, Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. 496 с.

6. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. Санкт-Петербург: КАРО, 2004. 224 с.

7. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие/ Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. М.: Айрис-Пресс, 2005. 64 с.

8. Нефедова, А.С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 6-12.

9. Нефедова, А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 171-176.

10. Флоря, В.М., Безгодов, Д.Н., Волкова, О.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как объект социологического анализа // Вопросы управления. 2018. № 3 (33). С. 104-109.

11. Шевченко, С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 254-258.

12. Риторика: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности", специализация «Уголовно-правовая» (дознание в органах внутренних дел), год начала подготовки 2022, форма обучения очная. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2022.

13. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1982. Т. 2. 160 с.

14. Караулов, И. Моя сторона истории. Питер покет. Стихи. Санкт-Петербург: Питер, 2023. 160 с.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ukaz «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossii do 2030 goda» // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/63728 (date of application: 12.03.2023).

2. Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie» // URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/patriot/ (date of application: 12.03.2023)

3. Efremova, T.F. Novyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M.: Russkij yazyk, 2000. 836 p.

4. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii: metodicheskie rekomendacii // URL: https://molod.gov39.ru/upload/iblock/e5a/z95cx2m94ont6b5y9hadg7hb4jr232dy.pdf (date of application: 12.03.2023)

5. Dobrolyubov, N.A. Russkaya civilizaciya, sochinennaya g. ZHerebcovym // Pedagogicheskoe nasledie: Belinskij V.G., Gercen A.I., Chernyshevskij N.G., Dobrolyubov N.A. / sost. A.F. Smirnov. M.: Pedagogika, 1988. 496 p.

6. Butorina, T.S. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovaniya / T.S. Butorina, N.P. Ovchinnikova. Sankt-Peterburg: KARO, 2004. 224 p.

7. Kasimova, T.A. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: metodicheskoe posobie / T.A. Kasimova, D.E. Yakovlev. M.: Ajris-Press, 2005. 64 p.

8. Nefedova, A.S. Patrioticheskoe vospitanie kak prioritetnoe napravlenie obrazovatel'noj politiki // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2017. Vol. 12, No 5. Pp. 6-12.

9. Nefedova, A.S. Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018. Vol. 13, No 5. Pp. 171-176.

10. Florya, V.M., Bezgodov, D.N., Volkova, O.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi kak ob"ekt sociologicheskogo analiza // Voprosy upravleniya. 2018. No 3 (33). Pp. 104-109.

11. Shevchenko, S.N. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya studentov agrarnogo vuza v usloviyah sovremennogo obshchestva // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. Vol.6, No 4 (21). Pp. 254-258.

12. Ritorika: rabochaya programma uchebnoj discipliny po special'nosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti, specializaciya «Ugolovno-pravovaya» (doznanie v organah vnutrennih del), god nachala podgotovki 2022, forma obucheniya ochnaya. Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2022.

13. Ushinskij, K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 Vols. Moskva, 1982. Vol.2. 160 p.

14. Karaulov, I. Moya storona istorii. Piter poket. Stihi. Sankt-Peterburg: Piter, 2023. 160 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Букина Татьяна Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Уральского юридического института МВД России, г. Екатеринбург, Россия.

E-mail: [email protected].

ORCID: 0000-0003-3249-1783

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana G. Bukina, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages of theUral Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-3249-1783

Дата поступления статьи / Received: 16.03.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.