Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖИ / КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

Статья дополняет научно-исследовательские работы по духовно-нравственному направлению педагогики - патриотической работе со студентами вуза, обучающимся дисциплинам языкового цикла, связанным с изучением русского языка. Целью исследования становится разработка методической основы для реализации патриотического воспитания языковой личности. Предлагаемый подход основан на важнейших структурных компонентах языковой личности и соответствующем патриотическом содержании образования, способном совершенствовать семантико-лексический, познавательный, психологический, практический, культурный аспекты личности. Автор опирается на положения важнейших государственных концепций, что обеспечивает актуальность предлагаемого материала. Разработка патриотического направления в образовательных программах позволит успешно реализовать новейшие государственные воспитательные принципы, достигать глобальных духовно-нравственных воспитательных целей. В качестве доказательства сделанным выводам автор приводит результаты проведённых мониторингов уровня воспитанности патриотической личности, которые могут поддаваться коррекции в учебном процессе. Это позволяет делать достаточно оптимистичный прогноз о педагогических возможностях учебного процесса по отношению к формированию нравственно важных качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE VALUES OF PATRIOTISM FOR LANGUAGE TRAINING AT UNIVERSITY

The article complements research works on the spiritual and moral direction of pedagogy - patriotic work with university students studying the disciplines of the language cycle related to the study of the Russian language. The aim of the study is to develop a methodological basis for the implementation of patriotic education of a linguistic personality. The proposed approach is based on the most important structural components of the linguistic personality and the corresponding patriotic content of education, capable of improving the semantic-lexical, cognitive, psychological, practical, cultural aspects of the personality. The author relies on the provisions of the most important state concepts, which ensures the relevance of the proposed material. The development of a patriotic direction in educational programs will make it possible to successfully implement the latest state educational principles, achieve global spiritual and moral educational goals. As proof of the conclusions made, the author cites the results of the monitoring of the level of education of the patriotic personality, which can be corrected in the educational process. This allows us to make a fairly optimistic forecast about the pedagogical possibilities of the educational process in relation to the formation of morally important qualities of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ»

Формирование ценностей патриотизма при языковом обучении в вузе

Емельянова Ольга Борисовна,

канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин, Донской государственный аграрный университет E-mail: emely79@bk.ru

Статья дополняет научно-исследовательские работы по духовно-нравственному направлению педагогики - патриотической работе со студентами вуза, обучающимся дисциплинам языкового цикла, связанным с изучением русского языка. Целью исследования становится разработка методической основы для реализации патриотического воспитания языковой личности. Предлагаемый подход основан на важнейших структурных компонентах языковой личности и соответствующем патриотическом содержании образования, способном совершенствовать семантико-лексический, познавательный, психологический, практический, культурный аспекты личности. Автор опирается на положения важнейших государственных концепций, что обеспечивает актуальность предлагаемого материала. Разработка патриотического направления в образовательных программах позволит успешно реализовать новейшие государственные воспитательные принципы, достигать глобальных духовно-нравственных воспитательных целей. В качестве доказательства сделанным выводам автор приводит результаты проведённых мониторингов уровня воспитанности патриотической личности, которые могут поддаваться коррекции в учебном процессе. Это позволяет делать достаточно оптимистичный прогноз о педагогических возможностях учебного процесса по отношению к формированию нравственно важных качеств студентов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, развитие языковой личности, структура языковой личности, патриотическое содержание образования, духовно-нравственное развитие молодёжи, концепция преподавания истории, личность гражданина России.

о с

U

со см о см

Введение

Задачи духовно-нравственного воспитания молодёжи всегда остро стояли как приоритетные в формировании подрастающего поколения. Ещё в 2009 году была опубликована государственная «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» [5], которая в своё время стала базовым национальным документом, определяющим приоритетные направления воспитательных целей в образовании. Данная концепция была призвана восполнить недостаток гуманистических ориентиров смысла жизни: провозглашала базовые национальные ценности, среди которых патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество названы основами целостного пространства духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения. И можно сказать, названная концепция не утратила своей актуальности и сегодня, когда наша страна стоит на страже судеб человечества, участвует в сложнейших глобальных процессах мира. Единственным её ограничением, несмотря на всю универсальность, становится ориентация на воспитание учеников средних общеобразовательных школ.

Весьма своевременным документом, так необходимым для педагогов в вопросах воспитания подрастающего поколения в вузах, становится совсем недавно опубликованная «Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования» (2023 г.). Этот документ постулирует важнейшие направления духовно-нравственного воспитания студентов, а также называет ведущий компонент гражданской и национальной идентичности населения Российской Федерации - историческое сознание. Наиболее важным вектором в этом смысле отмечено «глубинное осознание идеи гражданственности, патриотизма и общероссийского единства» [6,2].

Названные документы, на наш взгляд, необходимо изучить не только преподавателям истории, но и всем работникам профессорско-преподавательского состава вузов, имеющим возможность построения педагогического процесса, основанного на формировании представлений у студентов о «созидательном характере деятельности Российского государства и населяющих его народов» [6].

Для нас интерес представляют страницы Концепции, указывающие на важнейшую роль русского языка и его значение в историческом станов-

лении государства Российского: «Особое внимание в Концепции уделяется вопросу роли русского народа, русского языка и русской культуры как в созидании российской государственности, так и в развитии культуры и просвещения на всей территории страны, обеспечения единого культурного пространства, межнационального общения и формирования общероссийской идентичности» [6,45]. Именно поэтому дисциплины языкового цикла, связанные с преподаванием русского языка, сегодня требуют переориентации образовательных, рабочих программ на достижение целей в том числе связанных с гражданственно-патриотической тематикой формирования и развития языковой личности студентов. Выделение этих целей в отдельные тематические блоки и поиск соответствующего материала для их реализации сможет обеспечить обновление содержания образования и приведение его в соответствие с новейшими целями государственной политики.

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью содержания образования, направленного на усиление патриотического воспитания студентов при обучении дисциплинам языкового цикла в вузе: «Русский язык и культура речи», «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке».

Важность патриотического просвещения была доказана видными учёными, мыслителями, писателями XVIII столетия, такими как М.В. Ломоносов,

A.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин. В исследованиях Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого идеи патриотизма наши своё развитие как мысли о верности Отечеству, необходимости воспитания подрастающего поколения в приверженности к славе и традициям родины. В период существования СССР содержанием патриотических идей были наполнены работы великих философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева. Педагогические исследования по вопросам методики патриотического воспитания представлены в работах педагогов-классиков К.Д. Ушинского,

B.А Сухомлинского, A.C. Макаренко. Психологические стороны гражданско-патриотического направления в воспитании представлены в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева.

Изучение степени разработанности проблемы патриотического воспитания студентов в ходе обучения языковым дисциплинам в вузе на современном этапе показывает, что данное направление, несмотря на всю кажущуюся очевидность и необходимость исследования, представлено недостаточно широко в современной педагогической науке. В основном это работы, актуализирующие внеаудиторную воспитательную деятельность в педагогическом процессе. Отдельные исследования по урочной деятельности педагога в рамках патриотического воспитания вызывают интерес. Это исследование Т.И. Шакировой, в котором представлена педагогическая модель, обеспечивающая повышение эффективности форми-

рования патриотических качеств у студентов вуза. Данная работа сосредотачивает внимание на патриотическом воспитании в вузе при изучении языка иностранного. В исследовании М.Е. Фроловой, Р.В. Худовой представлена модель организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения, которая «базируется на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, аксиологическом, культурологическом, компетентностном, средовом подходах» [11]. Предложенная модель также охватывает разнообразную деятельность вуза. Интересен подход В.В. Сергеевой, которая рассматривает становление педагога-патриота с позиции формирования его патриотической культуры, как общественно значимого качества. Исследователь изучает условия формирования, содержание цикла общеобязательных дисциплин, цель изучения которых состоит в том, чтобы на основе патриотических знаний и отношений сформировать патриотически деятельностную социально активную позицию будущего педагога.

Тем не менее мы видим недостаток работ, которые предлагают конкретные шаги к расширению возможностей содержания образования патриотической направленности при изучении дисциплин по русскому языку. Целесообразность разработки темы объясняется приоритетным направлением государственной политики - насущной необходимостью усиления патриотического воспитания молодёжи. Патриотизм сегодня становится средством противостояния деструктивным процессам, происходящим в мире. Именно поэтому разработка принципов, подходов к преподаванию даст возможность эффективно воспитывать патриотов, профессиональная деятельность которых будет отражать преданность России, её идеалам.

Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о воспитательных возможностях по развитию патриотической составляющей языковой личности студентов в ходе обучения дисциплинам по русскому языку.

Цель исследования - разработка методической основы в организации патриотического воспитания в ходе преподавания дисциплин языкового цикла.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

1. Раскрыть структуру языковой личности в соответствии с направлениями по её патриотическому воспитанию.

2. Указать содержание образования в вузе в рамках дисциплин языкового цикла по русскому языку, включающее элементы патриотической направленности.

Теоретическая значимость работы: дополнение и разработка материала по методике формирования патриотической составляющей языковой личности студентов вуза.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в преподавании языковой коммуникации, культуры речи, рито-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

со

рики, а также в практике преподавания дисциплин языкового цикла в неязыковом вузе.

Для решения поставленных задач планирую применить следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования:

Основная часть

В Донском государственном аграрном университете особую роль играют дисциплины языкового цикла, которые развивают речевые умения и навыки студентов, формируют целостный речевой образ языковой личности. К ним относятся «Русский язык и культура речи» на этапе бакалавриата и «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке» на этапе магистратуры. Данные дисциплины выступают в качестве взаимодополняющих развивающих циклов: «Русский язык и культура речи» формирует, прежде всего, коммуникативно важные качества речи, навыки отбора речевых средств в профессиональной коммуникации, помогает сформировать этический компонент профессиональной культуры личности, позволяет усвоить орфоэпические, акцентологические, морфологические и синтаксические нормы речи и т.д.; «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке» позволяет обучить речевым стратегиям, тактике речевого поведения, речевым субординационным формам деловой коммуникации, освоить коммуникативные технологии в академическом и профессиональном взаимодействии и мн. др.

Данные дисциплины имеют высокий потенциал воспитательных возможностей по формированию патриотической личности. Мы рассматриваем патриотическое воспитание как особый педагогически спланированный, целенаправленный и системный процесс научно-педагогического воздействия, обеспечивающий интеллектуальное, эмо-тивное и мотивационно-деятельностное развитие личности студентов, способствует выработке твёрдой позиции патриота, осознанного желания и готовности встать на защиту Отечества, имеющего чувство ответственности за судьбу своей страны, её будущего.

Указанная выше преемственность дисциплин языкового цикла, органично сложившаяся в Донском государственном аграрном университете в единую образовательную траекторию, обеспечивает общую линию патриотического воспитания языковой личности, структура которой складывается из следующих базовых компонентов: семантико-лексического, познавательного, психологического, практического и культурного компонентов. Рассмотрим данную структуру языковой личности и элементы содержания образования, формирующие патриотическую направленность личности:

1) Семантико-лексический компонент, характеризующийся объёмом слов, составляющих активный словарь человека, его способность взаимодействовать на уровне общеупотребляемых

речевых моделей, это и глубоко усвоенные навыки речевого поведения в обычных, повторяющихся, типичных речевых ситуациях. Содержание образования: включение в занятие и внеурочную деятельность лексики патриотической направленности: гражданин, патриот, защитник Отечества, традиции народа, родной язык и др. Использование такого рода лексики усиливает воспитательный эффект при необходимой степени эмоциональности в восприятии патриотической темы, что позволяет рождать искреннее чувство любви к Отечеству, глубокое уважение к культуре, традициям своего народа, гордость за русский язык, его неисчерпаемые изобразительно-выразительные возможности, восприятие русского языка как огромной национальной ценности.

2) Познавательный компонент, основу которого составляют концепты, символические суждения, словоформы, выражения, помогающие выразить более глубокое отношение к предмету речи, раскрывающий мировосприятие языковой личности, помогающий видоизменять какой-либо исходный текст, позволяющий транслировать, а окружающим декодировать картину мира языковой личности. Содержание образования: русский язык как основа Российской государственности, использование материала об истории становления русского языка, особенностях Донского диалекта как формы существования языка и культуры; привлечение элементов страноведческого материала по истории Донского казачества: «Наряду с традиционными для русской культуры понятиями патриотизма, любви к своей малой родине, долга и чести, уважения к старшим и семье, дружбы и товарищеской поддержки в казачьей среде особо значимыми оказываются такие понятия, как служба, воля, конь, воинское предназначение, песенная культура и некоторые др.» [2,9].

3) Психологический компонент, представляющий совокупность устремлённостей, мотивов, потребностей, обуславливающих языковое поведение личности в разнообразных условиях взаимодействия с социумом. «Психологический уровень существования языковой личности -конкретная речевая деятельность конкретного индивида в конкретных ситуациях, когда говорящий владеет определенным спектром значений и может, исходя из собственных целей речевого воздействия, избирательно использовать разноуровневые единицы языка, характерные для его индивидуального языка - идиолекта» [8,36].

Содержание образования: изучение модели языковой личности жителя донского региона, региональный аспект речевого имиджа, региональные конвенциональные средства светского речевого этикета, вербальная доброжелательность и её лингвистические средства воплощения.

4) Практический компонент, направленный на профессиональную реализацию в языковой

практике полученных познаний, сформированных умений и навыков и составляет содержание лингвистического обучения в неязыковом вузе.

Содержание образования: региональный аспект профессиональной деловой культуры, учёт региональных характеристик в процессе профессиональной коммуникации, исследование культурной коммуникационной самобытности в различных регионах России, овладение механизмами профессиональной коммуникации в региональном аспекте, региональные коммуникативные технологии и проч.

5) Культурный компонент, отражающий наполненность культурными кодами, национальными традициями, связанными с нормами коммуникативного поведения, вербального взаимодействия, опора на явления культуры русского языка, способствующих усилению мотивации к речевому совершенствованию. Содержание образования: роль старославянского языка в становлении русского литературного языка, русский язык как культурная ценность, уникальность русского языка как межнационального, выразительные особенности русского языка, культурные признаки идентификации речевого поведения русской языковой личности, разнообразие коммуникативных качеств русской речи, основное различие в ценностных приоритетах русской и западных культур и др.

С целью коррекции содержания образования по дисциплинам языкового цикла в Донском ГАУ у студентов 1 курса бакалавриата, обучающихся по направлению «Агрономия», были проведены диагностический (входной) и итоговый монито-ринги, направленные на выявление уровня воспитанности качеств патриотической личности: «говоря о критерии воспитанности качеств личности, вполне правомерно оценивать и количественную определенность их признаков» [3].

Содержание мониторинга составило изучение сформированности в структуре языковой личности студентов трёх направления патриотического содержания, связанных с языковой культурой:

• Патриотизм (Знание закона «О государственном языке Российской Федерации», готовность стать Защитником Отечества, знание истории становления русского языка, оценка уважительного отношения к языку и русской культуре)

• Гражданственность (осознанность принадлежности к российской идентичности, готовность защищать чистоту русского языка, отстаивать нормы русского литературного языка, готовность действовать на благо Родины)

• Нравственность (гуманная позиция по отношению к языковым традициям народа, осознание уникальности русской классической литературы, интерес к национальным языковым традициям, уровень речевой культуры)

Студенты исходя из собственных имеющихся представлений о себе давали самооценку сфор-

мированности по каждому направлению по 5-балльной шкале.

В результате проведённых исследований была выявлена позитивная динамика роста уровня воспитанности в сторону качественного увеличения показателей после введения элементов содержания образования, формирующих патриотическую направленность личности: уровень самооценки патриотичности личности увеличился с 3,8 балла на входном мониторинге до 4,7 балла на итоговом; самооценка гражданственности выросла с 3,2 до 4,4 балла; уровень нравственной самооценки также показал позитивную динамику с 3,9 до 4,8 баллов. Можно наблюдать, что уровень воспитанности языковой личности коррелирует с содержанием образования и может поддаваться коррекции в учебном процессе. Это позволяет делать достаточно оптимистичный прогноз о возможностях учебного процесса по формированию нравственно важных качеств студентов.

Выводы

Таким образом, описан комплексный подход, позволяющий эффективно воздействовать на языковой потенциал личности студентов вуза. Мы рассматриваем преподавание дисциплин языкового цикла как педагогический процесс, направленный на формирование компонентов языковой личности через включение в содержание образования патриотического воспитательного компонента. Разработка такого направления в образовательных программах позволит успешно реализовать новейшие государственные воспитательные принципы, достигать глобальные духовно-нравственные воспитательные цели.

Литература

1. Богданова Л.И. Русский язык как культурная ценность: изучение и обучение // Л.И. Богданова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - 2020. - № 1 (26). - С. 1-5.

2. Брысина Е.В. Страноведческий потенциал Донской казачьей культуры и диалекта // Е.В. Брысина, В.И. Супрун // Мир русского слова. -2021. - № 3. - С. 4-13. - DOI: 10.24412/18111629-2021-3-4-13

3. Гудкова С.А. Квалиметрическая оценка уровня воспитанности студентов /С.А. Гудкова, Д.В. Гомцян // Карельский научный журнал. -2016. - Т. 5. - № 4(17).-С. 13-15.

4. Камола А.Ш. Воспитание патриотизма у студентов на занятиях русского языка и литературы / А.Ш. Камола // ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME2 I ISSUE4 I2021 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-u-studentov-na-zanyatiyah-russkogo-yazyka-i-literatury/viewer (дата обращения: 10.03.2023).

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения). IS-BN978-5-09-022138-2

6. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Текст: непосредственный.

7. Крадожен-Мазурова, Е.М. Повышение интереса к современной русской литературе и литературному языку как элемент формирования гражданской позиции: анализ региональной практики / Е.М. Крадожен-Мазурова // Власть и управление на Востоке России. - 2022. -№ 1(98). - С. 134-142. - DOI 10.22394/18184049-2022-98-1-134-142. - EDN UQYATX.

8. Поломошнов, А.Ф. Альтернативные модели культурных новаций в российском дискурсе / А.Ф. Поломошнов // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. - 2022. - № 3. - С. 32-45. - EDN TNF-NDN.

9. Резницкая Г.И. Психологический анализ понятия «языковая личность» с позиции деятель-ностного подхода / Г.И. Резницкая // Вестник МГЛУ. - 2015. - Выпуск 8 (719). - С. 32-46.

10. Сергеева, В.В. Практический Русский язык как связующее звено межпредметных связей дисциплин ГОСО высшего профессионального образования Республики Казахстан и его патриотический потенциал / В.В. Сергеева // -2013. - № 4. - С. 319-322. - EDN VCWIYH.

11. Фролова М.Е., Худова Р.В. Модель организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения // Международный студенческий научный вестник. - 2016. -№ 5-2; URL: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=15649 (дата обращения: 12.04.2023).

12. Шакирова, Т.И. Формирование патриотических качеств у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шакирова Татьяна Ивановна; [Место защиты: Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского]. -Калуга, 2012. - 22 с.

FORMATION OF THE VALUES OF PATRIOTISM FOR LANGUAGE TRAINING AT UNIVERSITY

Emelyanova O.B.

Don State Agrarian University

The article complements research works on the spiritual and moral direction of pedagogy - patriotic work with university students studying the disciplines of the language cycle related to the study of the Russian language. The aim of the study is to develop a meth-o odological basis for the implementation of patriotic education of a о linguistic personality. The proposed approach is based on the most со important structural components of the linguistic personality and the о corresponding patriotic content of education, capable of improving

the semantic-lexical, cognitive, psychological, practical, cultural aspects of the personality. The author relies on the provisions of the most important state concepts, which ensures the relevance of the proposed material. The development of a patriotic direction in educational programs will make it possible to successfully implement the latest state educational principles, achieve global spiritual and moral educational goals. As proof of the conclusions made, the author cites the results of the monitoring of the level of education of the patriotic personality, which can be corrected in the educational process. This allows us to make a fairly optimistic forecast about the pedagogical possibilities of the educational process in relation to the formation of morally important qualities of students.

Keywords: patriotic education, development of linguistic personality, structure of linguistic personality, patriotic content of education, spiritual and moral development of youth, concept of teaching history, personality of a citizen of Russia.

References

1. Bogdanova L.I. Russian language as a cultural value: study and education // L.I. Bogdanov // Uchenye zapiski Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. - 2020. - No. 1 (26). - P. 1-5.

2. Brysina E.V. Regional Studies Potential of the Don Cossack Culture and Dialect // E.V. Brysina, V.I. Suprun // The world of the Russian word. - 2021. - No. 3. - P. 4-13. - DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-4-13

3. Gudkova S.A. Qualimetric assessment of the level of upbringing of students /S.A. Gudkova, D.V. Gomtsyan // Karelian scientific journal. - 2016. - V. 5. - No. 4(17).-S. 13-15.

4. Kamola A. Sh. Education of patriotism among students in the classroom of the Russian language and literature / A. Sh. Ka-mola // ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME2 I ISSUE4 12021 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-u-studentov-na-zanyatiyah-russkogo-yazyka-i-literatury/ viewer (date of access: 03/10/2023).

5. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A. Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Ros. acad. education. - M.: Enlightenment, 2009. - (Standards of the second generation). - ISBN978-5-09-022138-2

6. The concept of teaching the history of Russia for non-historical specialties and areas of training implemented in educational institutions of higher education. Text: direct.

7. Kradozhen-Mazurova, E.M. Increasing interest in modern Russian literature and literary language as an element of the formation of citizenship: an analysis of regional practice / E.M. Kradozhen-Mazurova // Power and management in the East of Russia. - 2022. - No. 1 (98). - S. 134-142. - DOI 10.22394/1818-4049-2022-98-1-134-142. - EDN UQYATX.

8. Polomoshnov, A.F. Alternative models of cultural innovations in Russian discourse / A.F. Polomoshnov // Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2022. - No. 3. - S. 3245. - EDN TNFNDN.

9. Reznitskaya G.I. Psychological analysis of the concept of "linguistic personality" from the position of the activity approach / G.I. Reznitskaya // Vestnik MSLU. - 2015. - Issue 8 (719). - S. 32-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sergeeva, V.V. Practical Russian language as a connecting link of interdisciplinary communications between the disciplines of the State Educational Establishment of Higher Professional Education of the Republic of Kazakhstan and its patriotic potential / V.V. Sergeeva // - 2013. - No. 4. - P. 319-322. - EDN VCWI-YH.

11. Frolova M.E., Khudova R.V. Model of the organization of patriotic education of students of a higher educational institution // International Student Scientific Bulletin. - 2016. - No. 5-2; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15649 (date of access: 04/12/2023).

12. Shakirova, T.I. Formation of patriotic qualities among university students in the process of teaching a foreign language: Abstract of the thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Shakirova Tatyana Ivanovna; [Place of protection: Kaluga. state ped. un-t im. K.E. Tsiolkovsky]. - Kaluga, 2012. - 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.