Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Анна Александровна

Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения с учетом изменений, происходящих в настоящее время. В работе представлено обоснование актуальности воспитательного аспекта в развитии личности человека, указано содержание нормативно-правовых документов и национальных проектов в данной области исследования и определена важность формирования у человека таких качеств как патриотизм и нравственность, необходимых для осознания им своей гражданской идентичности. Кроме этого, определена важность роли учителя начальных классов в части воспитания младших школьников, а также возрастные особенности обучающихся, являющиеся сензитивными для развития их уровня воспитанности. В этой связи, в содержании статьи также представлена информация о способах, формах и средствах работы педагога в области воспитания, те особенности, которыми овладевает личность при реализации данного процесса, варианты мониторинга воспитательной составляющей в содержании образования и элементы концепции нравственно-патриотического воспитания будущих учителей начальных классов в содержании их языкового образования. В тексте содержится информация о вариантах работы преподавателей со студентами в данной области с учетом реализации дисциплин, список которых также указан в содержании статьи («Теория речевой деятельности», «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе», «Практикум по русскому правописанию», «Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе», «Культура делового общения на русском языке» и др). Обоснована необходимость и актуальность данной работы с учетом компетенций, которыми должны овладеть будущие учителя начальных классов для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LANGUAGE EDUCATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THEIR MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION

This article is devoted to the current problem of moral and patriotic education of the younger generation, taking into account the changes taking place at the present time. The paper presents the substantiation of the relevance of the educational aspect in the development of a person's personality, indicates the content of normative legal documents and national projects in this field of research and determines the importance of the formation of human qualities such as patriotism and morality necessary for them to realize their civic identity. In addition, the importance of the role of primary school teachers in the education of younger schoolchildren, as well as the age characteristics of students, which are sensitive to the development of their level of education, is determined. In this regard, the content of the article also provides information about the ways, forms and means of a teacher's work in the field of education, the features that a person acquires during the implementation of this process, options for monitoring the educational component in the content of education and elements of the concept of moral and patriotic education of future primary school teachers in the content of their language education. Russian language and Literature teaching methods in primary school, Russian Spelling Workshop, Extracurricular activities in the Russian language in primary school, The text contains information about the options for teachers to work with students in this field, taking into account the implementation of disciplines, the list of which is also indicated in the content of the article ("Theory of speech activity", "Methods of teaching Russian language and literature in primary school", "Workshop on Russian spelling", "Extracurricular activities in the Russian language in primary school", "Culture of business communication in Russian", etc.). The necessity and relevance of this work is substantiated, taking into account the competencies that future primary school teachers should master for further successful professional activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Милинский А.Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии / А.Ю. Милинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 247251.

2. Карикова А.С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве / А.С. Карикова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2020. - № 4. - С. 420-429.

3. Маслевич Т.П. Инновационные методы привлечения абитуриентов (на примере исследования факторов мотивации) / Т.П. Маслевич, Н.Б. Сафронова, Н.Л. Минаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 52-60.

4. Яппарова Д.И. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения / Д.И. Яппарова // Московский экономический журнал. - 2019. - №2. - С. 567-575.

5. Мальцева В.А. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России / В.А. Мальцева, А.И. Шабалин // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 1042.

REFERENCES

1. Milinskiy, A.Yu. (2022), "Inter-Faculty Technopark of Universal Pedagogical Competencies as a Means of Professional Orientation of Schoolchildren to Pedagogical Professions", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 247-251.

2. Karikova, A.S. (2020), "The strategy of university brand formation in the modern educational space", Strategic decisions and risk management, No. 4, pp. 420-429.

3. Maslevich, T.P. Safronova, N.B. and Minaeva N.L. (2018), "Innovative methods of attracting applicants (on the example of the study of motivation factors)", Bulletin of the Orenburg State University, No. 6, pp. 52-60.

4. Yapparova, D.I. (2019), "Problems of attracting applicants to higher educational institutions", Moscow Economic Journal, No. 2, pp. 567-575.

5. Maltseva, V.A. (2021), "Non-circumvention maneuver, or boom in demand for secondary vocational education in Russia", Educational Studies Moscow, No. 2, pp. 10-42.

Контактная информация: a.milinskiy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2022

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Анна Александровна Милютина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения с учетом изменений, происходящих в настоящее время. В работе представлено обоснование актуальности воспитательного аспекта в развитии личности человека, указано содержание нормативно-правовых документов и национальных проектов в данной области исследования и определена важность формирования у человека таких качеств как патриотизм и нравственность, необходимых для осознания им своей гражданской идентичности. Кроме этого, определена важность роли учителя начальных классов в части воспитания младших школьников, а также возрастные особенности обучающихся, являющиеся сензитивными для развития их уровня воспитанности. В этой связи, в содержании статьи также представлена информация о способах, формах и средствах работы педагога в области воспитания, те особенности, которыми овладевает личность при реализации данного процесса, варианты мониторинга воспитательной составляющей в содержании образования и элементы концепции нравственно-патриотического воспитания буду-

щих учителей начальных классов в содержании их языкового образования. В тексте содержится информация о вариантах работы преподавателей со студентами в данной области с учетом реализации дисциплин, список которых также указан в содержании статьи («Теория речевой деятельности», «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе», «Практикум по русскому правописанию», «Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе», «Культура делового общения на русском языке» и др). Обоснована необходимость и актуальность данной работы с учетом компетенций, которыми должны овладеть будущие учителя начальных классов для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: языковое образование, патриотизм, нравственно-патриотическое воспитание, обучающиеся, образовательный процесс, концепция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p303-307

FEATURES OF LANGUAGE EDUCATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THEIR MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION

Anna Aleksandrovna Milyutina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

This article is devoted to the current problem of moral and patriotic education of the younger generation, taking into account the changes taking place at the present time. The paper presents the substantiation of the relevance of the educational aspect in the development of a person's personality, indicates the content of normative legal documents and national projects in this field of research and determines the importance of the formation of human qualities such as patriotism and morality necessary for them to realize their civic identity. In addition, the importance of the role of primary school teachers in the education of younger schoolchildren, as well as the age characteristics of students, which are sensitive to the development of their level of education, is determined. In this regard, the content of the article also provides information about the ways, forms and means of a teacher's work in the field of education, the features that a person acquires during the implementation of this process, options for monitoring the educational component in the content of education and elements of the concept of moral and patriotic education of future primary school teachers in the content of their language education. Russian language and Literature teaching methods in primary school, Russian Spelling Workshop, Extracurricular activities in the Russian language in primary school, The text contains information about the options for teachers to work with students in this field, taking into account the implementation of disciplines, the list of which is also indicated in the content of the article ("Theory of speech activity", "Methods of teaching Russian language and literature in primary school", "Workshop on Russian spelling", "Extracurricular activities in the Russian language in primary school", "Culture of business communication in Russian", etc.). The necessity and relevance of this work is substantiated, taking into account the competencies that future primary school teachers should master for further successful professional activity.

Keywords: language education, patriotism, moral and patriotic education, students, educational process, concept.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе образования происходят глобальные изменения, связанные с необходимостью привития современному обществу важнейших качеств, при наличии которых возможно формирование и развитие адекватного и гуманного отношения людей друг к другу, а также уважительного и бережного отношения к истории и традициям своей страны. В этой связи Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования разработал программы воспитания для всех ступеней образования. Кроме этого в рамках данного ведущего научного учреждения реализуются проекты для дошкольного возраста, профилактики агрессии, инклюзивного образования, разрабатывается система открытых уроков, а также различные формы взаимодействия с родителями. Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации проводят-

ся тематические онлайн-уроки по гражданско-патриотическому воспитанию детей, также в образовательный процесс внедряются новые формы работы по данному направлению с обучающимися на законодательном уровне [2].

Вопросами воспитания подрастающего поколения в настоящее время занимаются и на федеральном уровне. Например, в рамках Нацпроекта «Образование» создан Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [3], в котором отражены основные составляющие данной работы с обучающимися. Если обратиться к содержанию Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года [5], следует отметить, что кроме патриотического воспитания, большой объем задач в документе отводится духовно-нравственном воспитанию и развитию подрастающего поколения. В документе отмечается также роль педагогов в части реализации данных направлений работы с обучающимися.

Таким образом, основными качествами в содержании нормативно-правовых документов в области образования, являются нравственность и патриотизм. Это также связано с тем, что утрата идеологических ориентиров, которая наблюдается в последнее время [1] связана с недостаточной работой в области нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все это позволяет сделать вывод о том, что в систему образования необходимо внедрять новые приемы, способы, формы, средства работы и т. д. нравственно-патриотического воспитания. Поэтому все образовательные учреждения должны стремиться к достижению цели, связанной с формированием и дальнейшим развитием нравственных качеств и патриотизма у подрастающего поколения.

Для реализации воспитательной составляющей в данной области предлагаем разрабатывать и использовать различные методы, формы и приемы работы с обучающимися, которые могут способствовать реализации нравственно-патриотического воспитания. Также предлагаем преобразовывать образовательный процесс таким образом, чтобы его содержание было основано на индивидуальных особенностях, потребностях и интересах обучающихся. В этом случае человек может учиться делать личностный выбор, приобретать опыт в области нравственной деятельности и патриотизма, а также определять свою гражданскую идентичность. Кроме этого, стоит разработать элементы мониторинга форм отклоняющегося поведения в области нравственно-патриотического воспитания обучающихся с целью преодоления и решения возникающих или предполагаемых рисков. Также предлагаем определить возможности преподавателя в реализации нравственно-патриотического воспитания в процессе преподавания своей дисциплины, а также варианты работы педагогов при изучении той или иной предметной области с обучающимися и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обосновываем важность роли преподавателей и педагогов при решении проблемы нравственно-патриотического воспитания тем, что невозможно сформировать определенные установки, нормы поведения, развить важнейшие качества личности будущего учителя без определенных знаний, опыта и наличия собственной позиции в данном вопросе. Содержание работы по данному воспитанию должно быть нацелено, в первую очередь, на будущих учителей начальных классов в связи с обучением определенной возрастной категории обучающихся. Особенность младших школьников заключается в том, что в данный период они приобретают способность к саморазвитию, учатся принятию собственной социальной роли, овладевают начальными навыками адаптации, развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, проявляют эстетические потребности и формируют ценностное отношение [6].

Поэтому важно, чтобы будущий учитель начальных классов обладал необходимыми компетенциями в области нравственно-патриотического воспитания обучающихся. При их отсутствии он не сможет правильно и логично выстраивать процесс обучения и его интеграции с процессом нравственно-патриотического воспитания, что может привести к низкому уровню воспитанности выпускников начальной школы, отсутствию у них эмпатии, гуманности, ценностного отношения к своей Родине, ее традициям, истории и т. д.

Для того чтобы представить содержание нравственно-патриотического воспитания будущих учителей начальных классов в логично выстроенной системе, предлагаем объединить их в виде фрагмента концепции нравственно-патриотического воспитания, реализация которой предполагается в части языкового образования студентов. Это связано с тем, что особенности современного языкового образования дают возможность каждому обучающемуся использовать изучаемый язык для личностного и социального роста, знакомства с достижениями национальной и мировой культуры, а также для умения осуществлять диалог культур и межкультурную коммуникацию, социальную по своему основному предназначению [5].

Элементы нравственно-патриотического воспитания в этом случае могут внедряться в содержание таких дисциплин как «Русский язык», «Теория речевой деятельности», «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе», «Практикум по русскому правописанию», «Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе», «Культура делового общения на русском языке», «Современный речевой этикет педагога», «Актуальные проблемы коммуникативного образования (лингвистический аспект)», «Лингвистические основы межкультурной коммуникации», «Актуальные проблемы современной орфографии», «Актуальные проблемы современной пунктуации», «Практикум по каллиграфии», «Практикум по русскому языку», «Основы обучения речевому этикету дошкольников и младших школьников».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение процесса нравственно-патриотического воспитания реализуется в содержании этих дисциплин не только со стороны педагога по отношению к студентам, но и самими студентами в рамках практических занятий. Такой вариант работы позволяет развивать существующий уровень воспитанности у будущих учителей начальных классов, а также осваивать способы, приемы и средства реализации данной работы с младшими школьниками в процессе освоения предмета «Русский язык» и внеурочной деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по договору на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по теме «Реализация концепции нравственно-патриотического воспитания студентов в процессе языкового образования в условиях профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов» № заявки МК-04-2022/91, дата рег. 28.04.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире и образовании / В.В. Абра-менкова. - Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2019. - 232 с.

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 : с изм. и доп. // Гарант : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.08.2022).

3. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» : Министерство просвещения Российской Федерации // Минпросвещения России : [сайт]. -URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/?ysdid=l78xr30jil972032765 (дата обращения 18.08.2022).

4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р // КОДЕКС : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 18.08.2022).

5. Хамраева Е.А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве Российской школы / Е.А. Хамраева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2019. - № 192. - С. 98-105.

6. Шергина Т.А. Формирование ценностных основ у младших школьников в этнокультурном воспитании начальной школы / Т. А. Шергина // Мир науки, культур, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 248-250.

REFERENCES

Abramenkova, VV (2019), The value of childhood in the modern world and education, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education, Moscow.

State Duma of Russian Federation (2012), "On education in Russian Federation", Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 with amendments and additions, available at: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed date: 08/15/2022).

Ministry of Education of the Russian Federation (2022), Federal Project "Patriotic Education", available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (accessed 18 August 2022).

Government of the Russian Federation (2015), "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025", Order of the dated May 29, 2015 No. 996-r, available at: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (accessed 18.08.2022).

Khamraeva, E.A. (2019), "State Russian language and native languages in the space of the Russian school", Proceedings of the Herzen Russian State Pedagogical University, No 192, pp. 98-105.

Shergina, T.A. (2022), "Formation of value foundations in younger schoolchildren in ethno-cultural education of primary school", The world of science, culture, education, No 2 (93), pp. 248-250.

Контактная информация: milyutinaaa@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2022

УДК 37.013

ЗАДАЧИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Алексеевна Михальченкова, доктор политических наук, профессор, заведующий лабораторией, Российская академия образования, Москва; Юлия Михайловна Большакова, доктор социологических наук, кандидат политических наук, профессор, Российская академия образования, Москва; Виктория Витальевна Кожевникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия образования, Москва; Сергей Николаевич Большаков, доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье анализируются задачи подготовки кадров для дошкольных образовательных организаций России. В статье рассматриваются задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в условиях обновления требований федерального государственного образовательного стандарта. В статье анализируется кадровый потенциал дошкольных образовательных организаций России, приводится чис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.