Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ / ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

Статья дополняет исследования по методике развития языковой личности в ходе обучения в неязыковом вузе. Предметом рассмотрения становится содержание эффективной системы совершенствования языковой личности при изучении русского языка и культуры речи, способствующей повышению уровня языковой компетентности обучающихся, формирующей навыки взаимодействия в деловом дискурсе. Автор приводит в пример задания у упражнения, направленные на формирование важных аспектов языковой личности: когнитивного, прагматического, культурологического, ценностного и профессионально-ориентированного. В результате обучения языковая личность должна в совершенстве овладеть языком, профессиональной, деловой речью, демонстрировать глубокое знание речевых норм, показывать достаточную степень речевых навыков; творчески осмысливать действительность и воплощать в речи личностное, особенное видение мира, иметь индивидуальный стиль языкового оформления мысли (своеобразие языковых красок, интонаций, темпа речи, оригинальность лексики и богатство синтаксиса и т.п.); иметь потребность в культурологическом развитии, быть готовым к адекватному речевому взаимодействию в любой коммуникативной ситуации, опираться в разговоре на базовые духовно-нравственные принципы; демонстрировать владение разнообразными регистрами языка, функциональными разновидностями речи для взаимодействия в различных сферах жизни; уметь применять разнообразные способы переработки информации, трансформации исходного текста, использовать межпредметные, метапредметные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LINGUISTIC PERSONALITY DURING THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND THE CULTURE OF SPEECH IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article complements the research on the methodology of language personality development during training in a non-linguistic university. The subject of consideration is the content of an effective system of improving the linguistic personality in the study of the Russian language and the culture of speech, which contributes to improving the level of linguistic competence of students, forming skills of interaction in business discourse. The author gives an example of tasks and exercises aimed at the formation of important aspects of a linguistic personality: cognitive, pragmatic, culturological, value-based and professionally-oriented. As a result of training, a linguistic personality must master the language, professional, business speech perfectly, demonstrate a deep knowledge of speech norms, show a sufficient degree of speech skills; creatively comprehend reality and embody a personal, special vision of the world in speech, have an individual style of linguistic design of thought (originality of language colors, intonations, pace of speech, originality of vocabulary, etc.). richness of syntax, etc.); to have a need for cultural development, to be ready for adequate speech interaction in any communicative situation, to rely on basic spiritual and moral principles in conversation; to demonstrate proficiency in various registers of language, functional varieties of speech for interaction in various spheres of life; to be able to apply various ways of processing information, transformation of the source text, to use intersubject, meta-subject knowledge.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Совершенствование языковой личности в ходе обучения русскому языку и культуре речи в неязыковом вузе

Емельянова Ольга Борисовна,

канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин, Донской государственный аграрный университет E-mail: emely79@bk.ru

Статья дополняет исследования по методике развития языковой личности в ходе обучения в неязыковом вузе. Предметом рассмотрения становится содержание эффективной системы совершенствования языковой личности при изучении русского языка и культуры речи, способствующей повышению уровня языковой компетентности обучающихся, формирующей навыки взаимодействия в деловом дискурсе. Автор приводит в пример задания у упражнения, направленные на формирование важных аспектов языковой личности: когнитивного, прагматического, культурологического, ценностного и профессионально-ориентированного. В результате обучения языковая личность должна в совершенстве овладеть языком, профессиональной, деловой речью, демонстрировать глубокое знание речевых норм, показывать достаточную степень речевых навыков; творчески осмысливать действительность и воплощать в речи личностное, особенное видение мира, иметь индивидуальный стиль языкового оформления мысли (своеобразие языковых красок, интонаций, темпа речи, оригинальность лексики и богатство синтаксиса и т.п.); иметь потребность в культурологическом развитии, быть готовым к адекватному речевому взаимодействию в любой коммуникативной ситуации, опираться в разговоре на базовые духовно-нравственные принципы; демонстрировать владение разнообразными регистрами языка, функциональными разновидностями речи для взаимодействия в различных сферах жизни; уметь применять разнообразные способы переработки информации, трансформации исходного текста, использовать межпредметные, метапредметные знания.

Ключевые слова: языковая личность; структура языковой личности; русский язык; культура речи; методика развития речи; языковая коммуникация; когнитивное развитие; обучение студентов неязыковых вузов; профессиональное становление; общение в деловой сфере.

Введение

Современная педагогическая наука основывается на принципах гуманизации, гуманитаризации. Это обусловило актуальность исследований разнообразных вопросов, связанных не просто с общим развитием речевых навыков, языковой компетентности обучающихся, но предопределило внимание учёных к проблемам развития языка отдельной личности, конкретного человека. Вопросы совершенствования языковой личности в вузе получают особое звучание, поскольку речь идёт о становлении специалиста, имеющего в высокой степени развитые навыки деловой коммуникации, базирующиеся на нравственно-этических ценностях, стремлении к соблюдению письменных, устных норм языка, а также проявляющего идентичность, уникальность, неповторимый стиль речевого взаимодействия в разнообразных сферах общения.

Языковой уровень студентов повышается в ходе развития и общей лингвистической культуры и в ходе усвоения ситуативных речевых форм. О подобной специфике обучения ещё в 1963 году И.А. Бодуэн де Куртене писал как о «количественной растяжимости» и о «качественной вариативности»: под первой он подразумевал «запас выражений и слов, употребляемых индивидуумом», а под второй считал «способ произношения, слова, формы, свойственные индивидууму» [2]. В этом смысле высшее учебное заведение становится центром формирования и развития важнейших качеств языковой личности.

Представленное исследование актуально, поскольку вызвано такими причинами:

• Высокими требованиями к выпускникам вузов, включающие свободное владение устной и письменной речью в профессиональной и академической сфере взаимодействия;

• Требованием к совершенствованию языковой, речемыслительной, социальной, этической составляющими языковой личности;

• Важностью эффективного использования современных лингвистических лабораторий вуза для развития языковой личности;

• Интеграцией гуманитарного знания в дисциплины нефилологического цикла.

Мы исходим из очевидной взаимосвязи языкового, когнитивного и культурологического компонентов личности, где культура являет собой содержательный аспект, мышление - отражает деятель-ностный, а язык становится формой воплощения имеющегося содержания. Именно язык занимает важнейшее место в ходе изучения и отражения

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

картины мира, поскольку он становится неотъемлемой частью культуры, носителем содержания культуры. Вместе с тем язык ещё и главное средство общения языковых личностей, более остальных средств общения способное точно передать всю глубину взаимодействия. Кроме того, язык предназначен и для отражения всех накопленных у людей сведений об окружающей действительности. И самая существенная роль языка в формировании личности индивидуума, в воплощении через язык культурных кодов, национальной идентичности, разнообразных форм взаимодействия с социумом. Соответственно, выстраиваемая нами методико-педагогическая работа направлена на формирование разносторонней языковой личности, осознающей себя как человека культуры, принимающей речевые традиции, культурное своеобразие родного языка, стремящаяся к совершенствованию коммуникативных качеств своей речи.

Изученность проблемы. Известно, что термин «языковая личность» впервые был использован Л. Вайсгербером в его исследовании «Родной язык и формирование духа» (1927), где он утверждал, что «язык представляет собой культурное достояние общества»; «никто не владеет языком только благодаря собственной языковой личности, наоборот, человек владеет им благодаря тому, что принадлежит к определенному языковому сообществу» [4]. Новатором в изучении языковой личности в отечественной филологии выступил В.В. Виноградов, который в исследовании «О художественной прозе» (1930) говорил о двух типах языковой личности: личности автора и личности персонажа. Он рассматривал в единстве исследователя и автора, читателя и героя художественного текста. Исходя из этого, ученый полагал, что образ автора - это категория исследовательская, а художественный образ - читательская [5].

Мы видим, что понятие «языковая личность» стало использоваться в науке уже с 1920-1930-х гг., однако строго научное его осмысление было дано только в 1980-х гг. в работах Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова. Г.И. Богин изучал индивидуум с позиции соответствия к осуществлению так называемых речевых поступков: умение «создавать и принимать произведения речи» [1]. Ю.Н. Караулов сформулировал следующие определения понятия «языковая личность: «1. любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования и этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности и достижения определенных целей в этом мире»; 2. «наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное ° представление языка с функциональным анали-" зом текстов» [6].

^ Ю.Н. Караулов рассматривает языковую лич-^ ность как основную мысль, которая проходит Ц сквозь «все аспекты изучения языка и одновре-

менно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека вне его языка». Как утверждает учёный, языковая личность реализуется в культурном континууме, который проявляется через язык, ментальность социума, образ действий, поступки, нравственный выбор, вещественные объекты действительности и так далее.

Сегодня в лингвистической науке под языковой личностью понимается сложная совокупность речевых проявлений человека. Именно поэтому, языковая личность - это речевое взаимодействие человека в повседневном дискурсе в ходе включения в процессы взаимодействия с другими людьми. Такой подход можно увидеть в работах современных исследователей (Е.Н. Пискунова [11], А.В. Рубцова [12], О.Г. Усанова [13], Е.М. Якимова [15], Лысенко Н.Е. [8] и мн. др.). Языковая личность отражает и особенности национального менталитета, и культурную наполненность процесса коммуникации, отражается взаимообусловленность языка и неповторимости всех психических и нравственных черт личности.

Стоит отметить, что изучение особенностей формирования языковой личности в процессе языковой подготовки обучающихся в неязыковом аграрном вузе всё ещё остаётся за рамками исследований и представляет особый научный интерес, поскольку существует объективная необходимость в повышении коммуникативной культуры студентов-аграриев, в поиске средств, приёмов, технологий, позволяющих гармонично развивать языковую личность.

Целесообразность разработки темы объясняется поиском оптимальных методических приёмов, позволяющих эффективно совершенствовать языковую личность студентов неязыкового вуза с различным уровнем подготовки, готовить специалистов, профессиональная деятельность которых будет связана с систематической практикой деловой коммуникации, необходимостью свободного участия в разнообразных формах делового общения.

Научная новизна исследования прослеживается в описанной системе педагогического сопровождения обучающихся, совершенствующей языковую личность студентов нефилологического вуза, позволяющей реализовать их языковой потенциал, развивать высокую мотивацию к росту личностной лингвистической культуры. С этой точки зрения исследование данного материала ранее не проводилось.

Цель исследования - рассмотреть содержание эффективной системы совершенствования языковой личности в ходе обучения русскому языку и культуре речи, способствующей повышению уровня языковой компетентности обучающихся, формирующей навыки взаимодействия в деловом дискурсе.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

1. Описать основные компоненты системы методической работы в неязыковом вузе по форми-

рованию базовых категорий успешной языковой личности. 2. Раскрыть типологию заданий, методических приёмов, элементов обучения, позволяющих эффективно развивать языковую личность. Теоретическая значимость работы: систематизация и описание материала по методике совершенствования языковой личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в преподавании русского языка, языковой коммуникации, культуры речи, риторики, а также в практике преподавания дисциплин языкового цикла в неязыковом вузе. Очевидной и непосредственной практической ценностью обладает материал, связанный с рассмотрением заданий и упражнений, направленных на совершенствование языковой личности.

Основная часть исследования

В Донском государственном аграрном университете преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи», направлено на развитие культурофор-мирующего потенциала языковой личности, формирование таких профессионально важных черт личности, которые позволяют транслировать позитивную программу делового поведения. Такая языковая личность принимает и отражает в деловой коммуникации приемлемую в обществе систему ценностей, понимает структуру ведения профессионального диалога, может направить ведение общения в необходимое русло.

Мы рассматриваем преподавание дисциплин языкового цикла как педагогический процесс, направленный на формирование следующих компонентов языковой личности:

1. Когнитивный аспект - критерий, направленный на развитие познания и создания картины мира личности через язык. Картина мира выступает универсальным концептом, где имеющееся осмысление действительности высказано вер-бально, реализовано осмысленными языковыми моделями.

2. Прагматический аспект - критерий содержания целевых установок, устремлённостей, интенций языковой личности, проявляющихся в процессе коммуникативной деятельности. Данный аспект характеризует иерархию смыслов и представлений о мире, личный объём вербальных и невербальных проявлений, реализующих коммуникативную, эмоциональную и прагматической функций коммуникации, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения.

3. Культурологический аспект - критерий освоения культуры как результативного способа усилить внимание, искренний интерес к языку. Этот аспект подразумевает использование фактов культуры, этические нормы речевой культуры как способы адекватного взаимодействия в профессиональном и ином взаимодей-

ствии, следование избранному коммуникативному коду с учётом правил речевого этикета.

4. Ценностный аспект - критерий, определяющий степень осознанности, навыки следования этическим нормам речевой культуры, сформи-рованность общих норм речевого поведения. Этот критерий указывает на наличие ценностного речевого выбора, ценностное осмысление говорящим разумности, уместности, необходимости применения языковых средств в конкретной речевой ситуации, основанного на мировоззрении, нравственных принципах, личностных предпочтениях.

5. Профессионально-ориентированный аспект -критерий, выявляющий уровень сформиро-ванности профессиональной лингвистической культуры, владение профессиональными концептами, умение моментально находить единственно верные теоретические и практические понятия явлениям профессиональной действительности.

Данные аспекты позволяют назвать важные характеристики развиваемой в процессе обучения в Донском ГАУ языковой личности. Языковая личность должна:

1. В совершенстве овладеть языком, профессиональной, деловой речью, демонстрировать глубокое знание речевых норм, показывать достаточную степень речевых навыков.

2. Творчески осмысливать действительность и воплощать в речи личностное, особенное видение мира, иметь индивидуальный стиль языкового оформления мысли (своеобразие языковых красок, интонаций, темпа речи, оригинальность лексики и богатство синтаксиса и т.п.)

3. Иметь потребность в культурологическом развитии, быть готовым к адекватному речевому взаимодействию в любой коммуникативной ситуации, опираться в разговоре на базовые духовно-нравственные принципы.

4. Владение разнообразными регистрами языка, функциональными разновидностями речи для взаимодействия в различных сферах жизни.

5. Уметь применять разнообразные способы переработки информации, трансформации исходного текста, использовать межпредметные, ме-тапредметные знания.

Мы используем комплексный подход при воздействии на языковой потенциал личности, что позволяет позитивно влиять на качество усвоения языкового материала: «...именно концептуальный уровень языковой личности представляется наиболее важным, лежит в основе ее формирования, обусловливает успешность ее развития» [3, 89]. Данная система построена по принципу методического сопровождения обучения, которое направлено на развитие базовых компоненты языковой личности:

Когнитивное развитие языковой личности реализуется через следующие виды языковой работы: - создание осмысленных языковых моделей посредством усвоения механизмов языковых средств в процессе речевой деятельности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- анализ картины мира, ее разнообразных вариантов посредством использования всех уровней и единиц языка.

- изучение профессионального дискурса через закрепленные языковые структуры (профессионализмы, профессиональную фразеологию, афоризмы профессионального содержания, профессиональную научную лексику и т.п.), которые, помимо языковой семантики, включают дополнительную информацию об особенностях выбранной студентами профессии.

- изучение картины мира через разнообразную работу с различными видами текста: профессиональной тематики, прецедентный, обучающий и т.п.

Прагматическое развитие языковой личности направлено на развитие мотивационного аспекта языковой личности через следующие виды языковой работы:

- формулирование целевых установок, устрем-лённостей, интенций языковой личности, проявляющихся в процессе коммуникативной деятельности вербальными и невербальными способами.

- обучение варьированию коммуникативными средствами в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения (работа с синонимичными оборотами, конструкциями, подбор эквивалентных лексических / синтаксических структур).

- использование языковых, речевых средств для повышения благоприятного психологического микроклимата в группах, преодоления недоверия, индивидуализма, нежелания осуществлять командные действия.

- составление текстов разных речевых жанров, апробирование их в разнообразных речевых ситуациях, «проигрывание» созданного текста в профессиональном дискурсе.

- изучение лучших образцов профессиональной речи, выявление приёмов, методов, техник яркой языковой личности.

Культурологическое развитие языковой личности предполагает усиление внимания, искреннего интереса к языку через использование фактов культуры для адекватного взаимодействия в профессиональном и ином взаимодействии, следование предпочтительному коммуникативному коду.

«Лингвокультурная личность - это закрепленный в языке базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, составляющий вневременную и инвариантную часть структуры личности» [7].

Для её развития необходимо:

- изучение представляющих интерес научно-популярных исследований, посвященных языку, речи (К.И. Чуковский «Живой как жизнь», Н. Галь «Слово живое и мёртвое», М. Кронга-уз «Русский язык на грани нервного срыва» и т.п.).

- изучение универсальных и индивидуальных, доминантных и дополнительных смыслов си-

стемы культурных ценностей; сопоставление содержания лексических и синтаксических единиц.

- исследование комбинаторики речевых признаков в проявлениях этических норм, культуры взаимодействия, способов речевого взаимодействия в разных культурах.

- разработка параметров, служащих своеобразными координаторами, для определения исходных ценностных признаков той или иной культуры.

- деятельный речемыслительный процесс в соответствие с нормами и образцами, предопределёнными конкретной этноязыковой культурой.

- формирование через речь, язык, коммуникацию базовых принципов национальной культуры и социальной психологии народа: патриотизм, чувство долга перед Отечеством, гражданственность, ответственность и т.д. Ценностное развитие языковой личности направлено на нравственные, этические, мировоззренческие и другие ценности личности в форме мотивов, установок, выраженных в коммуникативном процессе вербально. Формированию ценностного сознания способствуют такие виды работы:

- изучение системы национального русского этикета как картины профессионального общения, традиционных речевых формул взаимодействия, принципов организационной коммуникации.

- формирование ценностной картины языковой личности посредством изучения искусства великих ораторов, признанных риторов, мастеров публичного красноречия;

- обучение способам выражения собственного отношения к описываемым в тексте событиям, формирующим сопричастность к описываемым явлениям, событиям, выражение, формулирование оценки и тем самым формирование системы ценностных представлений о мире.

- аналитическая работа с текстами художественной литературы, в которых отражены разнообразные коммуникативные ситуации, речевые ходы, которыми пользовались герои, разнообразие дискурса, письменное/устное формулирование духовно-нравственных идей, отражённых автором в тексте.

- организация речевого самовоздействия личности, самоанализ личного словаря, создание программы самокоррекции языкового развития.

Профессионально-ориентированное развитие языковой личности - реализуется посредством сформированности профессиональной лингвистической культуры, владение профессиональными концептами, умение моментально находить единственно верные теоретические и практические понятия явлениям профессиональной действительности.

- выявление и освоение речевого способа действия, позволяющего осознанно применять

приобретенные знания в профессиональном дискурсе.

- изучение основных правил и принципов речевой профессиональной коммуникации, реальный коммуникативный опыт профессионального взаимодействия (этому способствует, например, ведение журнала «Словарь делового человека»).

- включение содержания обучения в контекст решения значимых профессиональных задач.

- анализ профессионально-ориентированных текстов (Как справедливо отмечает В.А. Ма-рьянчик, «сфера формирования и реконструкции стереотипов - дискурс; текст актуализирует, «оживляет» стереотипы» [9, 10]).

- коммуникативная работа с официально-деловыми документами, изучение информационной, управленческой, правовой, культурной и др. функций документа, работа с текстами официально-делового функционального стиля, обсуждение размещённых на официальном сайте организации текстовых файлов и т.п.).

Выводы

1. Описаны основные компоненты системы методической работы в неязыковом вузе по формированию базовых категорий успешной языковой личности.

2. Раскрыта типология заданий, методических приёмов, элементов обучения, которые реализуются как разнообразные виды упражнений, заданий, тренингов, направленных на эффективное развитие базовых компонентов языковой личности.

Заключение

Предлагаемая система позволяет обучающимся неязыкового вуза поэтапно освоить нормы речевого поведения в профессиональном дискурсе в ходе изучения русского языка и культуры речи, помогает осознанному выбору способов речевой коммуникации для успешного взаимодействия в деловой сфере, способствует повышению мотивации студентов к языковому самосовершенствованию, развивает языковую осознанность к употреблению разнообразных слов в любой коммуникативной ситуации, а значит, успешно совершенствует языковую личность.

Литература

1. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.19. - Ленинград, 1984. - 354 с.: ил.

2. Бодуэ де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию [Текст]: [В 2 т.] / [Вступ. статьи действ. чл. АН СССР В.В. Винорадова, действ. чл. Польской акад. наук В. Дорошевско-го]; Сост.: В.П. Григорьев, А.А. Леонтьев; Акад.

наук СССР. Отд-ние литературы и языка. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 2 т.

3. Буданова, Е.А. Языковая личность студента в контексте когнитологии: концепция и проблемы исследования / Е.А. Буданова // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 85-90. - EDN PY-CXHN.

4. Вайсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа = Muttersprache und geistesbildung / Й.Л. Вайсгербер; пер. с нем., вступ. ст. и ком-мент. О.А. Радченко. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: УРСС, [2004] (Тип. ООО Рохос). - 229 с.; 21 см. - (История лингвофилософской мысли).; ISBN5-354-00843-3 (в обл.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Виноградов, В.В. О художественной прозе. -Москва; Ленинград: Гос. изд-во, [1930]. - 187 с.

6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 4-е изд., стер. -М.: УРСС, 2004. - 261, [2] с.; 22 см.; IS-BN5-354-00768-2

7. Лавринова, Н.Н. Культурологический аспект изучения теорий языковой личности / Н.Н. Лав-ринова // Аналитика культурологии. - 2007. -№ 1(7). - С. 46-47. - EDN QZCPJR.

8. Лысенко, Н.Е. Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лысенко Наталья Евгеньевна. - Орел, 2006. - 22 с. - EDN NJYVIJ.

9. Марьянчик В.А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилисти-ческий аспект): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Архангельск, 2013. - 36 с.

10. Пискунова Е.Н. Формирование лингвистической компетентности студентов: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Пискунова Е.Н. [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова]. - Димитровград, 2010. - 231 с.

11. Пискунова, Е.Н. Формирование языковой личности студентов-нефилологов в контексте лингвокультурологической концепции обучения / Е.Н. Пискунова. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Т. 0. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-162. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3652/ (дата обращения: 20.10.2022).

12. Рубцова, А.В. Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании / А.В. Рубцова. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. -С. 290-293. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/22/1923/ (дата обращения: 29.10.2022).

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

13. Усанова, О.Г. Портрет языковой личности в аспекте формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза / О.Г. Усанова // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 2(23). - С. 59-66. - EDN RBLAZZ.

14. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь М.: А стрель: ACT: Хранитель, 2007. - Текст: непосредственный.

15. Якимова, Е.М. Лингвистика и аксиология: формирование ценностной картины личности / Е.М. Якимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 591595. - URL: https://moluch.ru/archive/128/35602/ (дата обращения: 20.11.2022).

IMPROVING THE LINGUISTIC PERSONALITY DURING THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND THE CULTURE OF SPEECH IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Emelyanova O.B.

Don State Agrarian University

The article complements the research on the methodology of language personality development during training in a non-linguistic university. The subject of consideration is the content of an effective system of improving the linguistic personality in the study of the Russian language and the culture of speech, which contributes to improving the level of linguistic competence of students, forming skills of interaction in business discourse. The author gives an example of tasks and exercises aimed at the formation of important aspects of a linguistic personality: cognitive, pragmatic, culturological, value-based and professionally-oriented. As a result of training, a linguistic personality must master the language, professional, business speech perfectly, demonstrate a deep knowledge of speech norms, show a sufficient degree of speech skills; creatively comprehend reality and embody a personal, special vision of the world in speech, have an individual style of linguistic design of thought (originality of language colors, intonations, pace of speech, originality of vocabulary, etc.). richness of syntax, etc.); to have a need for cultural development, to be ready for adequate speech interaction in any communicative situation, to rely on basic spiritual and moral principles in conversation; to demonstrate proficiency in various registers of language, functional varieties of speech for interaction in various spheres of life; to be able to apply various ways of processing information, transformation of the source text, to use intersubject, me-ta-subject knowledge.

Keywords language personality; structure of language personality; Russian language; culture of speech; methods of speech development; language communication; cognitive development; teaching students of non-linguistic universities; professional formation; communication in the business sphere.

References

1. Bogin, G.I. The model of a linguistic personality in its relation to the varieties of the text: dissertation... Doctor of Philology: 10.02.19. - Leningrad, 1984. - 354 p.: ill.

2. Baudue de Courtenay, I.A. Selected works on general linguistics [Text]: [In 2 volumes] / [Introduction. articles in action member Academy of Sciences of the USSR V.V. Vinoradova, action. member Polish acad. Sciences V. Doroshevsky]; Comp.: V.P. Grigoriev, A.A. Leontiev; Acad. sciences of the USSR. Department of Literature and Language. - Moscow: Acad. Sciences of the USSR, 1963. - 2 volumes.

3. Budanova, E.A. Student's linguistic personality in the context of cognitive science: concept and research problems / E.A. Budanova // Science and School. - 2012. - No. 6. - P. 85-90. -EDN PYCXHN.

4. Weisgerber, J.L. Native language and the formation of the spirit = Muttersprache und geistesbildung / J.L. Weisgerber; per. with him., intro. Art. and comment. O.A. Radchenko. - Ed. 2nd, rev. and additional - M.: URSS, [2004] (Typ. OOO Rokhos). -229 p.; 21 see - (History of linguo-philosophical thought).; IS-BN5-354-00843-3 (reg.).

5. Vinogradov, V.V. About artistic prose. - Moscow; Leningrad: State. publishing house, [1930]. - 187 p.

6. Karaulov, Yu.N. Russian language and linguistic personality / Yu.N. Karaulov. - 4th ed., erased. - M.: URSS, 2004. - 261, [2] p.; 22 cm; ISBN5-354-00768-2

7. Lavrinova, N.N. Cultural aspect of studying theories of linguistic personality / N.N. Lavrinova // Analytics of cultural studies. -2007. - No. 1 (7). - S. 46-47. - EDN QZCPJR.

8. Lysenko, N.E. The development of a linguistic personality in teaching Russian and foreign languages in a non-linguistic university: specialty 13.00.02 "Theory and methods of training and education (by region and level of education)": abstract of a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Lysenko Natalya Evgenievna. - Eagle, 2006. - 22 p. - EDN NJYVIJ.

9. Maryanchik V.A. Axiological structure of the media-political text (linguistic-stylistic aspect): Author. dis. ... Dr. Philol. Sciences. -Arkhangelsk, 2013. - 36 p.

10. Piskunova E.N. Formation of linguistic competence of students: dissertation . candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Piskunova E.N. [Place of defense: Ulyan. state ped. un-t im. I.N. Ulyanova]. - Dimitrovgrad, 2010. - 231 p.

11. Piskunova, E.N. Formation of the linguistic personality of non-philologist students in the context of the linguocultural concept of education / E.N. Piskunova. - Text: direct // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the III Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, April 2013). - T. 0. - Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2013. - S. 160-162. - URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/69/3652/ (date of access: 10/20/2022).

12. Rubtsova, A.V. Understanding the concept of "cultural and linguistic personality" from the standpoint of a productive approach in professional foreign language education / A.V. Rubtsova. -Text: direct // Pedagogical excellence: materials of the I Intern. scientific conf. (Moscow, April 2012). - Moscow: Buki-Vedi,

2012. - S. 290-293. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/22/1923/ (date of access: 10/29/2022).

13. Usanova, O.G. Portrait of a linguistic personality in the aspect of the formation of social and communicative competence of university students / O.G. Usanova // Chelyabinsk Humanitarian. -

2013. - No. 2 (23). - S. 59-66. - EDN RBLAZZ.

14. Shchukin, A.N. Linguodidactic Encyclopedic Dictionary M.: A strel: ACT: Keeper, 2007. - Text: direct.

15. Yakimova, E.M. Linguistics and axiology: the formation of a value picture of personality / E.M. Yakimova. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - No. 24 (128). - S. 591-595. - URL: https:// moluch.ru/archive/128/35602/ (date of access: 11/20/2022).

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.