Научная статья на тему 'Обучение особенностям речевой субординации студентов неязыковых вузов'

Обучение особенностям речевой субординации студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения речевой субординации / приёмы обучения коммуникативным навыкам / деловое общение / развитие языковой личности / устный полемический дискурс / языковая коммуникация / methods of teaching speech subordination / methods of teaching communication skills / business communication / language personality development / oral polemical discourse / language communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

Статья дополняет исследования по специфике коммуникативного поведения собеседников в устном субординационном дискурсе и методике обучения эффективной коммуникации в неязыковом вузе. Предметом рассмотрения становятся педагогические методы работы, позволяющие научить будущих специалистов эффективным способам деловой субординационной коммуникации. Автор описывает этапы системной работы: докоммуникативный этап – методика обучения основам внелингвистических факторов профессиональной коммуникации; коммуникативный этап – активная методическая работа по формированию непосредственных навыков субординационного взаимодействия; коррекционная и самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога по совершенствованию сформированных умений. Педагогу на начальной стадии работы по формированию навыков субординационного общения важно показать весь спектр внелингвистического инструментария невербальных проявлений в деловом общении и его направленности на достижение целей коммуникации. Эффективными с точки зрения формирования чуткости, внимания к речи собеседника, его личности в целом показывают себя техники заполнения карты «Маркеры поведения человека», работа по изучению системы условий корпоративной культуры разных организаций, элементы «разыгрывания», «театрализации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE PECULIARITIES OF SPEECH SUBORDINATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article complements the research on the specifics of the communicative behavior of interlocutors in the oral subordination discourse and the methodology of teaching effective communication in a non-linguistic university. The subject of consideration is pedagogical methods of work that allow teaching future specialists effective ways of business subordination communication. The author describes the stages of systematic work: the pre-communicative stage is a method of teaching the basics of non-linguistic factors of professional communication; the communicative stage is an active methodological work on the formation of direct skills of subordination interaction; correctional and independent work of students under the guidance of a teacher to improve the formed skills. It is important for a teacher at the initial stage of work on the formation of subordinate communication skills to show the full range of non-linguistic tools of non-verbal manifestations in business communication and its focus on achieving communication goals. Effective from the point of view of forming sensitivity, attention to the speech of the interlocutor, his personality as a whole, are the techniques of filling in the map “Markers of human behavior”, work on studying the system of conditions of corporate culture of different organizations, elements of “acting out”, “theatricalization”.

Текст научной работы на тему «Обучение особенностям речевой субординации студентов неязыковых вузов»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Обучение особенностям речевой субординации студентов неязыковых вузов

Емельянова Ольга Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Донской государственный аграрный университет E-mail: emely79@bk.ru

Статья дополняет исследования по специфике коммуникативного поведения собеседников в устном субординационном дискурсе и методике обучения эффективной коммуникации в неязыковом вузе. Предметом рассмотрения становятся педагогические методы работы, позволяющие научить будущих специалистов эффективным способам деловой субординационной коммуникации. Автор описывает этапы системной работы: докоммуникативный этап - методика обучения основам внелингвистических факторов профессиональной коммуникации; коммуникативный этап - активная методическая работа по формированию непосредственных навыков субординационного взаимодействия; коррекционная и самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога по совершенствованию сформированных умений. Педагогу на начальной стадии работы по формированию навыков субординационного общения важно показать весь спектр внелингвистического инструментария невербальных проявлений в деловом общении и его направленности на достижение целей коммуникации. Эффективными с точки зрения формирования чуткости, внимания к речи собеседника, его личности в целом показывают себя техники заполнения карты «Маркеры поведения человека», работа по изучению системы условий корпоративной культуры разных организаций, элементы «разыгрывания», «театрализации».

Ключевые слова: методика обучения речевой субординации, приёмы обучения коммуникативным навыкам, деловое общение, развитие языковой личности, устный полемический дискурс, языковая коммуникация.

Введение

Современные бизнес-коммуникации основаны на применении речевых приёмов, техник, реализующихся в рамках разнообразных речевых технологий для достижения определённых целей и решения огромного ряда профессиональных задач. Именно многозадачность деловой коммуникации нацеливает языковую личность на развитие такого профессионального дискурса, в котором эта личность, вступая в структурные деловые взаимосвязи, умеет эффективно выстраивать взаимоотношения по линейной и вертикальной иерархии: как с нижестоящим, с вышестоящим сотрудником служебной лестницы, так и с партнёрами, контрагентами. Любой статус работника диктует своеобразные правила речевой субординации, основу которых составляет всегда особое триединство: нравственная позиция говорящего, степень речевой культуры, уровень профессиональных компетенций.

Обучение студентов неязыковых вузов особенностям правил деловых коммуникации включает овладение спецификой речевой субординации (от лат. sub - под и ordinatio - приведение в порядок) как важной неформальной основе взаимодействия, при котором нормы коммуникации между руководителем и подчиненными обусловлены требованиями профессиональной организации.

Собственно, о субординации как правилах делового светского этикета впервые заговорил Пётр I, создавший свод законов и правил «Тонкий политес» в 1708 году. Слово «политес» с французского языка переводится как «вежливость», «любезность» - умение общаться учтиво и вежливо, проявлять культуру и воспитанность. Политесом необходимо было руководствоваться всем боярам, знати.

В современных трактовках понятие «субординация» несколько отличается. Так в Педагогическом словаре» оно рассматривается как «отношения субъектов одного уровня, характеризующиеся не подчинением, а согласованием» [11], где, как видим, акцентировано внимание на желательном характере взаимосвязей коммуницирующих сторон - «согласование».

В Педагогическом словаре, напротив, субординация чётко характеризуется как иерархическая «система подчинения» (а не согласования - прим. авт.) «...нижестоящих органов и должностных лиц

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вышестоящим, исполнение требований и правил служебной дисциплины» [9].

Близко к трактовке Педагогического словаря и определение «субординации», которое даёт словарь С.М. Вишняковой «Профессиональное образование». Здесь также речь идёт о системе подчинения, но добавляется эпитет «строгого подчинения» и вводится понятие «служебная дисциплина» [2]: «система служебного подчинения младших старшим, основанная на правилах служебной дисциплины».

Итак, профессиональные словари трактуют «субординацию» разнопланово: как «согласование», «подчинение», «строгое подчинение».

С методической, педагогической точки зрения нам интересен подход к субординации как к способу речевого самовыражения языковой личности. Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики педагогической работы, позволяющей успешно обучать эффективным субординационным навыкам, приёмам деловой коммуникации студентов-нефилологов.

История отечественных исследований по вопросам методики обучения навыкам общения в служебной иерархической структуре предъявила множество работ, посвящённых вопросам успешности развития коммуникативных умений обучающихся, уделяют внимание речевым способностям человека (Н.С. Аболина, В.Н. Мясищев,, И.В. Фокина, и др.) [1], [8], [14] научным изысканиям по вопросам коммуникации (Л.А. Введенская, И.А. Зимняя, Д. Карнеги, Е.А. Смирнова, и др.) [3], [6], [7], [12], психологии взаимоотношений внутри организации (А.М. Молокостова, И.С. Якиманская, и др.) [16]. Тем не менее мы видим недостаток исследований по субординационной специфике коммуникативного поведения собеседников в устном полемическом дискурсе и методике обучения эффективной субординационной коммуникации в неязыковом вузе.

Целесообразность разработки темы обусловлена необходимостью обозначить педагогические методы работы, позволяющие научить будущих специалистов эффективным способам деловой субординационной коммуникации, потребностью структурирования форм методической работы по практике делового субординационного общения.

Научная новизна исследования заключается в анализе элементов комплекса методического сопровождения студентов неязыковых вузов, направленного на улучшение вербальной коммуникации будущих участников делового взаимодействия с точки зрения субординационной основы, наличия демократического потенциала, реалистичности применения стратегий и тактик в реаль-5 ной коммуникации. С этой точки зрения исследо-5 вание данного материала ранее не проводилось. £ Цель исследования - охарактеризовать содер-еЗ жание отдельных педагогических техник, элемен-ав тов обучения студентов неязыковых вузов субор-

динационным основам речевого взаимодействия в деловой сфере.

Указанная цель осуществляется при решении следующих задач:

1. Характеризовать комплекс методических приёмов работы по формированию субординационных навыков обучающихся, этике деловой коммуникации в неязыковом вузе;

2. Назвать эффективные речевые приёмы коммуникации в устном субординационном профессиональном дискурсе;

3. Рассмотреть наиболее частые ошибки, коммуникативные проблемы, препятствующие выстраиванию эффективных взаимоотношений. Теоретическая значимость работы: моделирование системы работы по методике субординационного общения в деловой сфере.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в преподавании языковой коммуникации, культуры речи, риторики, а также в практике преподавания дисциплин языкового цикла в неязыковом вузе. Очевидную и непосредственную практическую ценность представляет материал по методике обучения субординационным формам коммуникации.

Основная часть исследования

В Донском государственном аграрном университете разработана и успешно апробирована система работы по развитию навыков свободного коммуни-цирования в субординационных формах делового общения. Рассмотрим элементы этой системы методических приёмов работы по формированию субординационных навыков обучающихся, этике деловой коммуникации в неязыковом вузе. Названная система состоит из основных направлений:

1. Докоммуникативный этап - методика обучения основам внелингвистических факторов профессиональной коммуникации;

2. Коммуникативный этап - активная методическая работа по формированию непосредственных навыков субординационного взаимодействия.

3. Коррекционная и самостоятельная работа по совершенствованию сформированных умений.

Обучение студентов основам делового общения начинается с докоммуникативного этапа - освоения ими внелингвистических форм профессиональной коммуникации. Исследователь Ф.Г. Ганеева характеризует связь субординации целей с речевой выразительностью, а также рассматривает то «место в субординации целей каждого», которое «занимает голос и интонация, фонационное дыхание» [4,183]. Педагогу важно помочь студентам понять, что сложно эффективно и правильно декодировать, «расшифровать» речь собеседника без учёта внеязыковых, экстралингвистических (паузы, смех, плач, кашель, вздохи), паралингвистических (темп, модуляция, тональность, ритм, тембр голоса, интонация, дикция), ки-

несических (позы, жесты, движения), проксемиче-ских (пространственных) - невербальных проявлений в деловом общении. В отдельных случаях они дают даже больше информации, чем, собственно, вербальный, речевой посыл адресата. Именно поэтому говорить об эффективном речевом общении вне осмысления невербальных средств коммуникации недостаточно: «Невербальное общение формирует социальный язык, который во многих отношениях более богат и фундаментален, чем наши слова» [7, 79].

Преподаватель должен показать студентам основы создания позитивного речевого контакта, иерархического общения в процессе моделирования субординационного диалога на занятии: отказ от агрессивного поведения, контроль темпа, тембра речи, выбор адекватной тональности голоса и проч. Задача педагога - показать весь спектр внелингвистического инструментария и его направленности на достижение целей коммуникации. Для этого на лекционных занятиях предлагаются к осмыслению теоретические основы внелингвистической коммуникации, а на практической работе педагог отрабатывает целый комплекс упражнений и техник для развития коммуникативной компетенции студентов.

Эффективной с точки зрения формирования чуткости, внимания к речи собеседника, его личности в целом показала себя техника заполнения карты «Маркеры поведения человека» [5]. Суть техники сводится к наблюдению за телесными, поведенческими проявлениями собеседника (просмотр фрагментов фильмов, роликов, сюжетов, в которых ярко видно то или иное качество человека) и анализу значений этих проявлений. Например, можно составить множество карт, которые помогут в «расшифровке» таких проявлений человека как зависть, заинтересованность, лицемерие, скука, раздражение, избегание, гнев и т.п. Каждому проявлению посвящается отдельная развёрнутая карта. Такие карты могут носить весьма разнообразный характер и работу с ними также возможно организовать по-разному. В частности, мотивации к обучению способствуют карты с неполными данными, частично заполненные, которые студентам предлагается завершить. После этого проводится открытое обсуждение, анализ всех карт студентов группы.

Для повышения уровня владения разнообразными средствами невербальной коммуникации продуктивной может стать организация работы по освоению студентами принципов интерпретации невербальных сообщений (взаимосвязь всех действий человека с его состоянием; определение контекста происходящей коммуникации; соответствие / несоответствие жестов словам; понимание, что одни и те же невербальные проявления у разных людей свидетельствуют о разном; эмоциональность, обилие невербальных проявлений не всегда свидетельствует об образованности и интеллекте в то время как отсутствие жестикуляции не является свидетельством холодности со-

беседника и др.). Чтобы создать условия для активного освоения студентами невербальных основ взаимодействия, следует включать в непосредственную работу с ними интерактивные формы работы: групповую работу, игры на коммуникацию, элементы театрализации, проблемную, проектную работу и мн.др.

Коммуникативный этап - активная методическая работа по формированию непосредственных навыков субординационного взаимодействия. На этом этапе наиболее важной задачей педагога становится формирование у студентов осмысленной взаимосвязи между субординационным общением и этикой, корпоративной организационной культурой. Для этого педагогу необходимо не только продемонстрировать образцы субординационного общения, но и помочь обучающимся почувствовать себя в роли руководителя и подчинённого. Достижению этой цели способствует работа по изучению системы условий корпоративной культуры разных организаций: индивидуальные и групповые нормы поведения, речевые ритуалы, церемонии, формулы, лексика сотрудников организации. Чтобы сделать эту работу практико-ориентированной, педагог может организовать работу по анализу особенностей корпоративной культуры известных организаций с опорой на весь имеющийся арсенал доступных средств изучения: сайты организации, презентации, открытые собеседования с HR-агентами этой организации, интервью с сотрудниками и.т.п. Данный анализ может лечь в основу проектной групповой и индивидуальной деятельности по темам «Корпоративная речевая культура», «Организационный речевой регламент», «Речь как инструмент коммуникации» и т.п.

Элементы «разыгрывания», «театрализации» могут продуктивно использоваться при обучении этики деловой коммуникации. В первую очередь, эффективным в данном направлении становится приём решения ситуативных коммуникативных задач. Вопросы в таких задачах можно формулировать таким образом, чтобы обучающиеся смогли воспользоваться изученными речевыми формулами: «Ответь оппоненту...»; «Сообщи об этой проблеме руководителю»; «Используя несколько фраз, помоги разрешить конфликт между.»; «Сформулируйте отказ таким образом, чтобы не обидеть заявителя (заказчика).»; «.Ответьте на это несправедливое замечание деликатно и вежливо»; «Подберите слова благодарности за...» и т.п. Данный приём позволяет сформировать у студентов навыки культуры организационного общения, помогает понять им алгоритм речевой реакции на разнообразные посылы.

Результаты

Обучение студентов неязыковых вузов субординационной коммуникации в деловой сфере обнаруживает ряд коммуникативных проблем, с которыми часто сталкиваются студенты.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

Наиболее частые речевые проблемы субординации, которые демонстрируют обучающиеся: неумение этично вступить в контакт, спросить об интересующей проблеме, неумение «считывать» невербальные проявления собеседника, неумение воспринимать, «слышать» говорящего, руководство эмоциями, а не логикой.

Для решения и предупреждения этих и иных проблем коммуникации необходимо, чтобы обучение субординационным формам взаимодействия завершилось коррекционной и самостоятельной работой по совершенствованию сформированных умений. Такая работа проводится как результат уже сформированных умений, осмысленного, критического отношения к обучающихся к собственной речи. Самостоятельная работа в данном случае рассматривается как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [6,335]. Здесь роль педагога наиболее важна: он должен убедить обучающихся стать внимательнее к собственной речи, побудить их к мотивированному формированию таких коммуникативных качеств речи как точность, чистота, сдержанность, вежливость, скромность, доброжелательность. Чтобы процесс самосовершенствования стал мотивированным, педагогу необходимо придерживаться определённым принципам управления самостоятельной деятельности обучающихся:

1) разноуровневый подход к студентам с учётом их индивидуальных особенностей;

2) постепенное повышение когнитивной нагрузки обучающихся при выполнении работ, требующих самостоятельности;

3) частичный переход педагога из роли руководителя процесса обучения в роль наблюдателя за данным процессом;

4) переход к полной самостоятельности студентов.

Выводы

1. Охарактеризованная система педагогической работы по развитию субординационных навыков обучающихся, этике делового общения позволяет обучающимся неязыкового вуза поэтапно освоить нормы поведения в коммуникативном дискурсе и помогает осознанному выбору способов речевой коммуникации для успешного взаимодействия в деловой сфере;

2. Обучение способам субординационного взаимодействия в устном полемическом деловом дискурсе моет быть основано на применении таких приёмов как заполнение карт «Маркеры поведения человека», изучение системы условий корпоративной речевой культуры организаций, решение ситуативных коммуникативных задач, самостоятельная работа по языковому совершенствованию.

3. Использование приёмов обучения искусству делового спора даёт возможность педагогу эффективного выстроить учебный процесс, способствует повышению мотивации студентов к языковому самосовершенствованию, развивает языковую осознанность к употреблению разнообразных речевых средств в полемической профессиональной коммуникации.

Заключение

Развитие навыков субординационного общения у студентов неязыковых вузов - важная задача, которую необходимо решать не только методическими средствами в ходе преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке», но и такими формами работы, которые помогают создать условия развития языковой личности.

Литература

1. Аболина, Н.С. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции / Н.С. Аболина, О.Б. Акимова. -Инновационные проекты и программы образования. - 2013. - № 6. - С. 21-27.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С.М. Вишнякова; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. - М.: Новь, 1999. - 535, [2] с.

3. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Изд. 12-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2012. - 537 с.

4. Ганеева, Ф.Г. Речевая выразительность и субординация целей радиожурналиста / Ф.Г. Га-неева. - Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки - 2008. - том 150. - кн. 4. - С. 182-185.

5. Емельянова, О.Б. Языковая коммуникация в профессиональной сфере: учебное пособие / О.Б. Емельянова; Донской ГАУ. - Персианов-ский: Донской ГАУ, 2021. - 164 с.

6. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М., 1980. - С. 335.

7. Карнеги, Д. Как эффективно общаться с людьми / Д. Карнеги. - М.: Попурри,- 2021 г. - 176 с.

8. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии / В.Н. Мясищев. - СПб.: Речь, 2010. - С. 34-45.

9. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В.И. Заг-вязинский и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Академия, 2008. -343, [2] с.; 22 см.

10. Скопин, И.Н. Субординационные отношения в методике изучения понятия иерархичности / И.Н. Скопин. - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. Новосибирский националь-

ныи исследовательским государственный университет. - 2014.- № 2. - С. 35-49

11. Словарь педагогического обихода / Псковский гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова. - Псков: ПГПУ, 2009 (Псков: Участок малой полиграфии ПО-ИПКРО). - 119 с.

12. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. / Е.А. Смирнова. - Шуя: Издательство «Весть», 2006. - 132 с.

13. Соловьёва, В.В. Уровневая модель сформиро-ванности умений самостоятельной работы студентов // В.В. Соловьёва. - Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. -С.176-180.

14. Фокина И.В. Развитие коммуникативных умений студентов / И.В. Фокина. - Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 57-65.

15. Халина, К.Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К.Д. Халина, Т.В. Капустина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 209213. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39460/ (дата обращения: 10.07.2021).

16. Якиманская, И.С. Психология взаимодействия и принятие управленческих решений: рабочая тетрадь / И.С. Якиманская, А.М. Молокосто-ва. - Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 187 с.

TEACHING THE PECULIARITIES OF SPEECH SUBORDINATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Emelyanova O.B.

Don State Agrarian University

The article complements the research on the specifics of the communicative behavior of interlocutors in the oral subordination discourse and the methodology of teaching effective communication in a non-linguistic university. The subject of consideration is pedagogical methods of work that allow teaching future specialists effective ways of business subordination communication. The author describes the stages of systematic work: the pre-communicative stage is a method of teaching the basics of non-linguistic factors of professional communication; the communicative stage is an active methodological work on the formation of direct skills of subordination interaction; correctional and independent work of students under the guidance of a teacher to improve the formed skills. It is important for a teacher at the initial stage of work on the formation of subordinate communication skills to show the full range of non-linguistic tools of non-verbal manifestations in business communication and its focus on achieving communication goals. Effective from the point of view of forming sensitivity, attention to the speech of the interlocutor, his personality as a whole, are the techniques of filling in the

map "Markers of human behavior", work on studying the system of conditions of corporate culture of different organizations, elements of "acting out", "theatricalization".

Keywords: methods of teaching speech subordination, methods of teaching communication skills, business communication, language personality development, oral polemical discourse, language communication.

References

1. Abolina N.S. The process of professional training and the formation of communicative competence. In: Innovative projects and educational programs. 2013. No. 6. pp. 21-27. (In Russ.)

2. Vishnyakova S.M. Professional education: Dictionary: Key concepts, actual. vocabulary. In: M-in total. and Prof. education of the Russian Federation. Upr. sred. prof. education, Scientific method. the center of sred. prof. education. M.: Nov, 1999. 535, [2] p. (In Russ.)

3. Vvedenskaya L. A. L.G. Pavlova. Rhetoric and the Culture of Speech, 12th edition, ster. In: Rostov-on-Don, Phoenix. 2012. 537 p. (In Russ.)

4. Ganeeva F.G. Speech expressiveness and subordination of the goals of a radio journalist. In: Scientific Notes of the Kazan State University. Humanities. 2008. volume 150. book 4. pp. 182-185. (In Russ.)

5. Yemelyanova O.B. Language communication in the professional sphere: a textbook. In: Donskoy GAU. Persianovsky. 2021. 164 p. (In Russ.)

6. Zimnaya I.A. Fundamentals of pedagogical psychology. In: Moscow, 1980. p. 335. (In Russ.)

7. Carnegie D. How to communicate effectively with people. In: M. Potpourri. 2021 176 p. (In Russ.)

8. Myasishchev V.N. On the relationship of communication, attitude and communication as a problem of general and social psychology. In: St. Petersburg: Speech. 2010. pp. 34-45. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pedagogical dictionary. edited by V.I. Zagvyazinsky, A.F. Za-kirova. In: Moscow: Akademiya, 2008. 343, [2] p. (In Russ.)

10. Skopin I.N. Subordination relations in the methodology of studying the concept of hierarchy. In: Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education. Novosibirsk National Research State University. 2014. No. 2. pp. 35-49 (In Russ.)

11. Dictionary of pedagogical everyday life. In: Pskov State Pedagogical University. un-t named after S.M. Kirov. Pskov: PGPU, 2009 (Pskov: POIPKRO small printing site). 119 p. (In Russ.)

12. Smirnova E.A. Formation of communicative competence: Theory and practice of the problem. Monograph. In: Shuya: Publishing House "Vesti". 2006. 132 p. (In Russ.)

13. Solovyova V.V. Level model of formation of students ' independent work skills. In: Modern problems of science and education. 2016. No. 2. p. 176-180. (In Russ.)

14. Fokina I.V. Development of students ' communicative skills. In: Education management: theory and practice. 2015. No. 1 (17). pp. 57-65. (In Russ.)

15. Khalina K.D. Kapustina. V. Communicative abilities as a factor of successful communication. Q: A young scientist. 2017. No. 6 (140). pp. 209-213. URL: https://moluch.ru/archive/140/39460/ (accessed: 10.07.2021). (In Russ.)

16. Yakimanskaya I.S. Molokostova. M. Psychology of interaction and management decision-making: workbook. In: Orenburg State University. Orenburg: OSU. 2013. 187 p. (In Russ.).

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.