Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / УСТНЫЙ ДЕЛОВОЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РИТОРИКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

Статья дополняет исследования по изучению коммуникативно-речевого пространства культуры, необходимого для повышения речевого имиджа студентов неязыкового вуза. Предметом рассмотрения становятся содержание образование, которое строится на изучении и развитии базовых нормативных аспектов культуры речи, исследовании этической составляющей деловой коммуникации, освоении коммуникативных технологий и речевых тактик и способы организации специальных развивающих условий, способствующих воплощению коммуникативно-речевого пространства культуры. Автор описывает систему построения содержания образования, в которой теоретические (лекционные) занятия связаны с практическими в логике освоения коммуникативной темы, что позволяет формировать и развивать речевой имидж студентов, обеспечивает структурную целостность всех частей образовательной парадигмы и делает личностную картину мира студентов многогранной с точки зрения развития языковой культуры. Содержание образования предполагает системно-деятельностный подход и его реализацию в особых педагогически организованных развивающих условиях, воссоздающих профессиональное коммуникативно-речевое пространство. Развивающие условия предполагают наличие у студентов познавательного мотива, конкретной учебной цели, освоение обучающимися языковых норм речи, освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания, изучение основных правил и принципов речевой коммуникации, реальный коммуникативный опыт профессионального взаимодействия, включение содержания обучения в контекст решения значимых профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE-SPEECH ENVIRONMENT AS A MEANS OF IMPROVING THE SPEECH IMAGE OF A STUDENT OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article complements the research on the study of the communicative and speech space of culture, which is necessary to improve the speech image of students of a non-linguistic university. The subject of consideration is the content of education, which is based on the study and development of basic normative aspects of speech culture, the study of the ethical component of business communication, the development of communication technologies and speech tactics and ways of organizing special developmental conditions that contribute to the embodiment of the communicative and speech space of culture. The author describes a system of constructing the content of education in which theoretical (lecture) classes are connected with practical ones in the logic of mastering a communicative topic, which allows forming and developing the speech image of students, ensures the structural integrity of all parts of the educational paradigm and makes the personal picture of the world of students multifaceted from the point of view of the development of language culture. The content of education presupposes a system-activity approach and its implementation in special pedagogically organized developing conditions that recreate the professional communicative and speech space. The developing conditions assume that students have a cognitive motive, a specific educational goal, the development of language norms of speech by students, the development of a method of action that allows them to consciously apply the acquired knowledge, the study of the basic rules and principles of speech communication, real communicative experience of professional interaction, the inclusion of learning content in the context of solving significant professional tasks.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Развитие коммуникативно-речевой среды как средства повышения речевого имиджа студента неязыкового вуза

Емельянова Ольга Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Донской государственный аграрный университет E-mail: emely79@bk.ru

Статья дополняет исследования по изучению коммуникативно-речевого пространства культуры, необходимого для повышения речевого имиджа студентов неязыкового вуза. Предметом рассмотрения становятся содержание образование, которое строится на изучении и развитии базовых нормативных аспектов культуры речи, исследовании этической составляющей деловой коммуникации, освоении коммуникативных технологий и речевых тактик и способы организации специальных развивающих условий, способствующих воплощению коммуникативно-речевого пространства культуры. Автор описывает систему построения содержания образования, в которой теоретические (лекционные) занятия связаны с практическими в логике освоения коммуникативной темы, что позволяет формировать и развивать речевой имидж студентов, обеспечивает структурную целостность всех частей образовательной парадигмы и делает личностную картину мира студентов многогранной с точки зрения развития языковой культуры. Содержание образования предполагает системно-деятельностный подход и его реализацию в особых педагогически организованных развивающих условиях, воссоздающих профессиональное коммуникативно-речевое пространство. Развивающие условия предполагают наличие у студентов познавательного мотива, конкретной учебной цели, освоение обучающимися языковых норм речи, освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания, изучение основных правил и принципов речевой коммуникации, реальный коммуникативный опыт профессионального взаимодействия, включение содержания обучения в контекст решения значимых профессиональных задач.

Ключевые слова: коммуникативно-речевое пространство культуры, речевой имидж, развитие культуры речи, развитие речи в неязыковом вузе, языковая личность, лингвистические средства коммуникации, устный деловой дискурс, профессиональная коммуникация, риторика в неязыковом вузе, языковая коммуникация, вербальная коммуникация, коммуникативные условия развития речи.

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам разных направлений с точки зрения их речевых навыков, умения коммуници-ровать с людьми, выстраивать коммуникативно-целесообразные взаимоотношения в любой речевой ситуации. И в этом смысле формирование позитивного речевого имиджа приобретает особую роль в становлении и развитии языковой личности. Неслучайно в образовательную программу вузов введены в практику преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи», «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке», «Деловая риторика». Данные образовательные направления призваны сформировать общепрофессиональную компетенцию, проявляющуюся в «готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности» [10]. Однако только «готовности к коммуникации» сегодня недостаточно. Важно уметь так осуществлять процесс профессионального общения, чтобы не только быть риторически убедительными, но и, предъявляя образцовую речь, помогать другим совершенствовать речевое развитие. Безусловно, для этого уже на этапе профессионального обучения в образовательном пространстве вуза должна работать такая коммуникативно-речевая среда, которая позволит повышать речевой имидж студента неязыкового вуза.

В разных источниках коммуникативная, речевая среда рассматривается как:

- насыщенный творческими актами лингводи-дактический процесс[11];

- условия для многосторонних коммуникаций между студентами, преподавателем и компьютерными средствами в процессе обучения (вариативность и альтернативность коммуникативных трасс) [2;69];

- сложная виртуальная вовлекающая образовательная среда, основанная на изменении внутренних и внешних условий, специальные 3D-симуляторы [3];

- создание специальных условий для развития речевых умений и автоматизации языковых навыков за пределами учебной аудитории. В отсутствии реальной, естественной среды использования неродного языка эти условия могут реализовываться в рамках искусственно созданной коммуникативной среды, где функционирует только иностранный (английский) язык [6];

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Коммуникативная среда получает характеристику и как «Исторически сложившаяся этносо-циоязыковая общность, характеризуемая относительно стабильными и регулярными внутренними коммуникативными связями и определенной территориальной локализованностью» [9; 92].

Целесообразность разработки темы объясняется поиском оптимальных педагогических усилий, повышающих эффективность коммуникативно-речевого пространства в неязыковом вузе, способствующего развитию речевого имиджа студентов.

Научная новизна исследования заключается в изучении коммуникативно-речевого пространства культуры, необходимого для повышения речевого имиджа студентов, и оптимальных условий, позволяющих динамично выстраивать образовательную модель, отвечающую нормативным, коммуникативным и этическим запросам языковой личности. С этой точки зрения исследование данного материала ранее не проводилось.

Цель исследования - выявить содержание системы коммуникативно-речевого пространства культуры и условий, при которых становится возможным развитие речевого имиджа студентов неязыковых вузов.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

1. Описать систему работы по формированию коммуникативно-речевого пространства культуры для обучающихся в неязыковом вузе;

2. Указать наиболее эффективные условия, позволяющие развивать речевой имидж студентов неязыковых вузов.

Теоретическая значимость работы: систематизация и описание материала по методике построения и формирования коммуникативно-речевого пространства культуры.

Практическая значимость: результаты исследования возможно использовать в преподавании дисциплин «Языковая коммуникация», «Культура речи», «Риторика», а также в работе по другим дисциплинам языкового цикла в неязыковом вузе. Очевидной и непосредственной практической ценностью обладает материал, связанный с описанием системы работы по развитию речевого имиджа в неязыковом вузе.

Основная часть исследования

Донской государственный аграрный университет по праву признан лучшим аграрным вузом юга России, где создана и успешно функционирует поликультурная среда, поддерживаются социальная активность, инициатива, открытость современным технологиям, научным поискам и реализуется система работы по формированию коммуникативно-о речевого пространства культуры для обучающихся, £ способствующая развитию их речевого имиджа. ^ В организации деятельности обучающихся по развитию речевого имиджа мы исходим из того, что, по утверждению Е.Д. Дугиновой, «...ком-

муникативно организованное образование не может быть ориентируемым лишь на разработку курсов коммуникативного характера. Оно предполагает и использование таких форм и методов преподавания, которые бы способствовали развитию личностных качеств, востребованных в современном мире» [4;91].

Рассмотрим специфику названной системы, которая состоит из основных элементов, взаимо-обуславливающих друг друга:

1. Содержание образование, которое строится на изучении и развитии базовых нормативных аспектов культуры речи; исследовании этической составляющей деловой коммуникации; освоении коммуникативных технологий и речевых тактик.

2. Организация специальных развивающих условий, способствующих воплощению коммуникативно-речевого пространства культуры.

Исходя из ФГОС ВО у каждого выпускника высшей школы формируется коммуникативная компетенция, что подразумевает «способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [10]. Именно поэтому содержание образования включает в себя ряд коммуникативно-развивающих тем, значимых для языковой личности, осваивающей соответствующую теоретическую базу. Теоретические (лекционные) занятия коррелируются с практическими в логике изучаемой коммуникативной темы. Так, например, теоретическая тема «Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы, её роль в становлении и функционировании литературного языка» дополняется рядом практических занятий, посвящённых изучению разнообразных языковых норм «Орфоэпические нормы: редукция гласных, оглушение и уподобление согласных», «Акцентологические нормы русского языка: акцентологические нормы глаголов и глагольных форм; акцентологические нормы имен существительных, прилагательных и наречий»; «Морфологические нормы русского языка: нормативное употребление глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений в устной и письменной речи». Теоретическая тема лекционного занятия по «Этическим нормам речевой культуры. Формированию речевого этикета» получает своё практическое воплощение в ряде практических занятий: «Этикет в деловой коммуникации», «Использование этикетных формул в деловом общении», «Деловая переписка, её жанры, традиции, языковые принципы». Содержание практических занятий при изучении теоретической темы «Понятие об ораторском искусстве. Культура ораторской речи» также логично вытекает из заданного направления работы: «Великие ораторы и приёмы их ораторского искусства», «Технология подготовки публичного выступления по этапам», «Техники взаимодействия оратора и его аудитории». В результате названный принцип построе-

ния содержания образования позволяет формировать и развивать речевой имидж студентов, обеспечивает структурную целостность всех частей образовательной парадигмы и делает личностную картину мира студентов многогранной с точки зрения развития языковой культуры.

Примером развивающего речевой имидж подхода на дисциплинах по обучению русскому языку и культуре речи может стать изучение тем, связанных с освоением этических норм речевой культуры, когда учебное занятие строится как учебная коммуникативная ситуация по специально оговорённым правилам, в которой студенты выступают в заданной роли. Речевое развитие обучающихся осуществляется в ходе решения речевых ситуаций и задач, моделирующих реальные ситуации профессиональной коммуникации (знакомство, приветствие сотрудников, предъявление визитной карточки, взаимодействие в процессе коммуникации, ситуация выхода из конфликта, комплимент профессиональным качествам партнёра, отказ / соглашение на предложение и т.п.).

В.Г. Орешкин в своих исследованиях справедливо определяет речевой имидж как выражение профессионального качества в контексте профессионального образования и целенаправленная презентации определенных личностных характеристик в условиях коммуникации речевыми средствами [7]. Именно поэтому развивающее речевой имидж содержание образования предполагает системно-деятельностный подход и его реализацию в особых педагогически организованных развивающих условиях, воссоздающих профессиональное коммуникативно-речевое пространство. Данные условия предполагают:

1. Тщательный подбор педагогом заданий, упражнений, практикумов по развитию деловой культуры студентов, этики деловой коммуникации, освоению языковых норм речевой культуры.

2. Освоение моделей коммуникативных технологий, изучение речевых тактик и стратегий.

3. Организацию работы по освоению деятельности с официально-деловыми документами, формированию культуры письменной деловой речи).

4. Постоянную демонстрацию педагогами образцовой речи.

5. Изучение образцов лучших речевых практик (анализ речи великих ораторов, исследование технологий публичной речи, изучение приёмов взаимодействия с аудиторией) и др.

6. Включение каждого обучающегося в широкое пространство коммуникации, предоставление каждому обучающемуся публичного пространства коммуникации, проявления и развития ораторских способностей (организация конференций, семинаров, научных обсуждений, публичных выступлений и т.п.).

7. Речевое взаимодействие студентов и сотрудников экспериментально-производственных площадок в процессе производственных, научных практик.

Как утверждает Т.М. Воителева, возможности коммуникативной системы считаются достаточными, если: а) преобладает речь, соответствующая нормам литературного языка, и б) стимулируется речевая активность обучаемых [1; 7]. Именно поэтому важной частью условий коммуникативно-речевого пространства культуры выступает поддержание мотивации, личностного отношения к усвоению действий. Педагог специальным подбором заданий, упражнений помогает вырабатывать у студентов мотивационный базис будущего действия (например, при изучении темы «Способы письменной коммуникации в профессиональном взаимодействии. Официальный документ, его функции» может быть организована коммуникативная работа с официально-деловыми документами, изучению информационной, управленческой, правовой, культурной и др. функций документа, работа с текстами официально-делового функционального стиля, обсуждение размещённых на официальном сайте организации текстовых файлов и т.п.). На данном этапе происходит практическое освоение речевого действия, обучающиеся учатся применять лексические, грамматические средства письменной деловой коммуникации, объясняют обоснованность делового послания, описывают правила оформления служебной документации, анализируют и обосновывают особенности документов распорядительного характера. Так изучение специфики письменной деловой речи получает своё воплощение в устном дискурсе, помогает развивать речевой имидж делового человека.

Создание условий эффективного формирования речевого имиджа предполагает:

• Наличие у студентов познавательного мотива (желание узнать речевые формулы, особенности делового, профессионального словоупотребления, научиться легко коммуницировать с людьми разных социальных групп и возрастов) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить, какое речевое умение сформировать, какому речевому действию обучиться);

• Выполнение обучающимися упражнений по орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, лексическим, синтаксическим нормам речи для приобретения недостающих знаний по культуре языка, основам речевых коммуникаций;

• Выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания, изучение основных правил и принципов речевой коммуникации, реальный коммуникативный опыт профессионального взаимодействия (этому способствует, например, ведение журнала «Словарь делового человека»);

• Формирование умения проверять свои действия - как после их завершения, так и по ходу, организация практического организованного и контролируемого педагогом речевого взаимодействия;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

• Включение содержания обучения в контекст решения значимых профессиональных задач.

Результаты

Опыт развития речевого имиджа студентов неязыковых вузов позволяет выделить наиболее эффективные методы преподавания:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

Алгоритм конструирования учебного практического занятия в рамках решения поставленных задач.

• Представить занятие в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

• Исходя из тематики занятия, цели модуля, с учетом психологических особенностей группы обучающихся, выбрать педагогический прием или технику. Для подготовки может быть использован конструктор ситуационных речевых задач.

• Проанализировать полученный план занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода.

• Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

• Оценить эффективность занятия, опираясь на следующий принцип: максимальный эффект обучающей коммуникации по развитию речевого имиджа студентов.

Выводы

1. Предлагаемая система педагогической работы по развитию речевого имиджа позволяет обучающимся неязыкового вуза освоить нормы поведения, необходимые для профессионального дискурса и помогает осмысленной ориентации в подходах к речевой деятельности для успешной коммуникации в реальной деловой сфере;

2. Эффективное обучение по формированию речевого имиджа должно строиться с учётом построения содержания образования, которое реализуется в специально созданных педагогических условиях, позволяющих активно развивать языковую личность;

3. Наиболее важными условиями при создании коммуникативно-речевого пространства, позволяющими развивать речевой имидж студентов неязыковых вузов, выступает поддержание мотивации, личностного отношения студентов к усвоению речевых действий, организация реальной профессиональной коммуникации, раз-

витие культуры и этики речевого взаимодеи-ствия.

Заключение

Формирование коммуникативно-речевого пространства культуры, необходимого для повышения речевого имиджа студентов - необходимая цель, которую необходимо достигать не только методическими средствами в ходе преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке», но и организационными формами работы, созданием специальных условий, в которых студенты смогут проявить себя разносторонне, научиться использовать свои знания нормативных, коммуникативных и этических законов деловой коммуникации.

Литература

1. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Фи-лол. образование» и специальности «Рус. яз. и лит.» / Т.М. Воителева - Москва: Дрофа, 2006 (Н. Новгород: Нижполиграф). - 319, [1] с.: ил.; 21 см. - ISBN 5-7107-9516-Х.

2. Гурниковская Р.Ю. Коммуникативные возможности информативно-образовательной среды в системе общепрофессиональной подготовки в вузе // Р.Ю. Гурниковская. - Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1 (129). -2005 - С.68-70.

3. Гуриев, М.А. Модернизация информационных ресурсов при формировании коммуникативных сред / М.А. Гуриев // Информационные ресурсы России. - № 2. -2007. - N 3. - С. 3

4. Дугинова, Е.Д. Педагогическая траектория развития речевого имиджа будущих учителей / Е.Д. Дугинова // Научный потенциал. - 2020. -№ 2(29). - С. 90-95.

5. Жгарева Т.И., Малюгина Н.М., Федорова Е.А. Коммуникативно-речевой имидж современного студента: проблемы формирования и динамика // Т.И. Жгарева, Н.Ь. Малюгина, Е.А. Федорова. - Современные гуманитарные исследования, № 4, 2012 Теория и методика профессионального образования. Источник: http://naukarus.com/kommunikativno-rechevoy-imidzh-sovremennogo-studenta-problemy-formirovaniya-i-dinamika

6. Куреня О.О. Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному (английскому) языку на лингвистическом факультете // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS» № 5/2015. - С. 95-97.

7. Орешкин В.Г. Формирование речевого имиджа в система профессиональной подготовки // Наука/Педагогика: библиотека научных работ. - URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-

rechevogo-imidzha-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 25.11.2021).

8. Семыкина Р.С. Особенности формирования речевого имиджа участника студенческого самоуправления в образовательном процессе / Р.С. Семыкина // Ломоносовские чтения на Алтае: Фундаментальные проблемы науки и образования. Барнаул, 20-24 октября 2015 года Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. 2015. - С. 2137-2139.

9. Словарь социолингвистических терминов [Текст] / Отв.ред.: доктор филол. наук В.Ю. Ми-хальченко. - М.: ИЯз РАН, 2006. - 312 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) 3 ++. Введ 30.12.2017. - М.: Просвещение, 2019. - 211 с.

11. Швецов Ю.А. Лингводидактическая среда как инструмент оптимизации среды коммуникативной // Ю.А. Швецов, С.Ю. Дмитриева / Языковые и культурные реалии современного мира. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Отв. ред. И.В. Куликова. 2019 Издательство: Пензенский государственный технологический университет (Пенза), 29 апреля - 14 мая 2019 года. - С. 108114.

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE-SPEECH ENVIRONMENT AS A MEANS OF IMPROVING THE SPEECH IMAGE OF A STUDENT OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Emelyanova O.B.

Don State agrarian university

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article complements the research on the study of the communicative and speech space of culture, which is necessary to improve the speech image of students of a non-linguistic university. The subject of consideration is the content of education, which is based on the study and development of basic normative aspects of speech culture, the study of the ethical component of business communication, the development of communication technologies and speech tactics and ways of organizing special developmental conditions that contribute to the embodiment of the communicative and speech space of culture. The author describes a system of constructing the content of education in which theoretical (lecture) classes are connected with practical ones in the logic of mastering a communicative topic, which allows forming and developing the speech image of students, ensures the structural integrity of all parts of the educational paradigm and makes the personal picture of the world of students multifaceted from the point of view of the development of language culture. The content of education presupposes a system-activity approach and its implementation in special pedagogically organized developing conditions that recreate the professional communicative and speech space. The developing conditions assume that students have a cognitive motive, a specific educational goal, the development of language norms of speech by students, the de-

velopment of a method of action that allows them to consciously apply the acquired knowledge, the study of the basic rules and principles of speech communication, real communicative experience of professional interaction, the inclusion of learning content in the context of solving significant professional tasks.

Keywords: communicative and speech space of culture, speech image, development of speech culture, speech development in a non-linguistic university, linguistic personality, linguistic means of communication, oral business discourse, professional communication, rhetoric in a non-linguistic university, language communication, verbal communication, communicative conditions of speech development.

References

1. Voiteleva, T.M. Theory and methods of teaching the Russian language: textbook. manual for university students studying in the direction of "Philological education" and the specialty "Russian language and literature." / T.M. Voiteleva - Moscow: Bustard, 2006 (Nizhny Novgorod: Nizhpoligraf). - 319, [1] p.: ill .; 21 cm. - ISBN 5-7107-9516-X.

2. Gurnikovskaya R. Yu. Communicative capabilities of the informative educational environment in the system of general professional training at the university // R. Yu. Gurnikovskaya. - Proceedings of higher educational institutions. North Caucasian region. Social Sciences. - 1 (129). - 2005 - S. 68-70.

3. Guriev, M.A. Modernization of information resources in the formation of communicative environments / M.A. Guriev // Information resources of Russia. - No. 2. -2007. - N 3. - p. 3

4. Duginova, E.D. Pedagogical trajectory of development of the speech image of future teachers / ED Duginova // Scientific potential. - 2020. - No. 2 (29). - S. 90-95.

5. Zhgareva T.I., Malyugina N.M., Fedorova E.A. Communicative-speech image of a modern student: problems of formation and dynamics // T.I. Zhgareva, N.L. Malyugina, E.A. Fedor-ov. - Modern humanitarian research, No. 4, 2012 Theory and methods of vocational education. Source: http://naukarus.com/ kommunikativno-rechevoy-imidzh-sovremennogo-studenta-problemy-formirovaniya-i-dinamika

6. Kurenya O.O. Creation of a foreign language communicative environment in teaching a foreign (English) language at the Faculty of Linguistics // Scientific periodical "CETERIS PARIBUS" No. 5/2015. - S.95-97.

7. Oreshkin V.G. Formation of speech image in the system of professional training // Science / Pedagogy: library of scientific works. - URL: http: //nauka-pedagogika.com/pedagogi-ka-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-rechevogo-imidzha-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (date of access: 25.11.2021).

8. Semykina R.S. Features of the formation of the speech image of a participant in student self-government in the educational process / R.S. Semykina // Lomonosov Readings in Altai: Fundamental Problems of Science and Education. Barnaul, October 20-24, 2015 Collection of scientific articles of the international conference. Altai State University. 2015. - S. 2137-2139.

9. Dictionary of sociolinguistic terms [Text] / Editor-in-chief: Doctor of Philology. Sciences V. Yu. Mikhalchenko. - M.: INaz RAN, 2006. - 312 p.

10. Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE) 3 ++. Completed 12/30/2017. - M.: Education, 2019. -211 p.

11. Shvetsov Yu.A. Linguodidactic environment as a tool for optimizing the communicative environment // Yu.A. Shvetsov, S. Yu. Dmitrieva / Linguistic and cultural realities of the modern world. Materials of the IV All-Russian scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists. Resp. ed. I.V. Kulikov. 2019 Publisher: Penza State Technological University (Penza), April 29 - May 14, 2019. - S. 108-114

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.