0 «
ж
У
а
1
Научная статья УДК 37.035.6 : 372.893 ББК 74.00
DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.013
Т. А. Чумаченко
ORCID № 0000-0002-6612-4626 Доцент, доктор исторических наук, ректор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность изучения государственно-конфессиональных отношений в истории России в качестве научно-методического сопровождения дисциплины «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений» модуля воспитательной деятельности ФГОС ВО. Цель статьи — обосновать воспитательный потенциал курса «Государственно-конфессиональные отношения в истории России».
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме воспитания патриотизма, гражданской идентичности, духовно-нравственных ценностей в преподавании дисциплин исторического содержания.
© Чумаченко Т. А., 2023
Результаты. На основе содержания курса «Государ- р
ьь
ственно-конфессиональные отношения в истории России» обос- ~
ч
новывается возможность патриотического воспитания студентов №
|
педагогического вуза в рамках реализации воспитательного мо- ^
о
У
дуля образовательных программ всех направлений педагогиче- а
о
ского образования. Доказывается положение о том, что знание истории взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций способствует осмыслению студентами исторически
№ №
тории взаимоотношений Российского государства и религиозных 0
к
о №
сложившихся духовно-нравственных ценностей, политико-куль- С
о
турных, религиозных, национальных традиций, формирует чув- ж
л
о* № О*
ство гражданской идентичности и патриотизма.
Обсужде№ие. Подчеркивается, что результативностью изучения курса является реализация задач, поставленных перед российским образованием в деле воспитания студенческой молодежи.
Заключе№ие. Делается вывод о том, что результатом изучения истории взаимоотношений государства и конфессий в истории России станут не только развитие мировоззренческих убеждений сту- С денческой молодежи, формирование чувства гражданственности и патриотизма, но и подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в полиэтнической и поликультурной образова-
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание студентов; государственно-конфессиональные отношения в истории России; студенческая молодежь; ЮУрГГПУ.
- обоснована актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях;
тельной среде. е
а и
Основные положения: и
Уе ое
№ ч е с о
определен понятийный аппарат воспитательного процесса,
современная правовая основа обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- представлены возможности изучения истории государственно-конфессиональных отношений в истории России в реализации задач патриотического воспитания студенческой молодежи;
- воспитательным потенциалом обладают такие составляющие курса, как героико-патриотические страницы в истории государственно-конфессиональных отношений, региональная составляющая курса, а также научно-исследовательская работа студентов.
1 Введение (Introduction)
Патриотическое воспитание для всех времен и народов выступает основой укрепления государственности, которая призвана способствовать укреплению национальной безопасности, а также консолидации общества. Однако на протяжении последних десятилетий характерными для значительной части российской молодежи становятся такие явления, как негативизм, цинизм, неуважительное отношение к государству, приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствие какой-либо политической позиции, возрастающее безразличие и, как следствие, — вопиющее незнание истории своей страны.
Согласно данным исследований среди молодежи, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», среди молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет доля патриотов составляет 77 %. Вместе с тем безусловными патриотами считают себя 27 % участников опроса, а 13 % не относят себя к патриотам. Несколько выше доля
патриотов среди людей в возрасте 29-31 лет и 32-35 лет (по 82 % р
л
соответственно). А ниже - среди младших возрастных групп: 70 и
ч
% опрошенных в аудитории 14-16 лет и 72 % - в аудитории 17-19 №
§
лет. Примечательно, что около трети молодых россиян (30 %) г
о
су
признали, что не проявляют открыто патриотические чувства, т.е. да
О
не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство §
№ е№
в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической симво- №
к
о № е с с и
ликой и т.п. Кроме того, среди молодежи довольно высока доля тех, кто предпочел бы уехать из страны, имея такую возможность
— 27 % (35 % для молодых людей в возрасте 14-16 лет) [1]. Ж
л
Сс
этими данными коррелируются результаты исследова- ы
ния, проведенного в 2022 г. Координационным центром по повышению эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогиче-
ского университета совместно с Центром профилактики религиоз- и
ного и этнического экстремизма в образовательных организациях ° МПГУ. Было опрошено 1698 студентов 1-5 курсов очной формы обучения десяти вузов РФ шести Федеральных округов. В ходе опроса, в частности, выявлено, что каждый второй молодой человек гордится Россией и тем, что живет в такой стране. В то же время 41,5 % респондентов отметили: «... мне все равно, в какой стране я буду жить, главное, чтобы было комфортно мне и моим близким». Не являются важными для студентов и такие ценности, как общественная и политическая активность, желание путешествовать по своей стране (Жуков А. А. Доклад директора Коорди- е национного центра ЮУрГГПУ [Электронный ресурс] // заседание Межведомственной комиссии по вопросам противодействия
проявлениям экстремизма на территории Челябинской области. Челябинск, 2023 (13 марта).
Статистика показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России. В связи с этим проблема патриотического воспитания молодого поколения страны выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного российского общества и российского государства.
2 Материалы и методы (Materials and Methods)
Важнейшим направлением государственной политики в области образования становится превращение образовательных организаций всех уровней в общественные институты, обеспечивающие патриотическое воспитание подрастающего поколения. Данная идея находит подтверждение в содержании основных документов, регламентирующих образовательный процесс.
Новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» утверждает, что образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2. Статья 2].
В качестве одного из принципов государственной поли- р
§
тики в сфере образования Федеральный закон «Об образовании в и
Российской Федерации» обозначает: гуманистический характер №
§
образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод г
о
су
личности, свободного развития личности, воспитание взаимоува- да
о
жения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответ- §
№ е№
ственности» [2. Статья 3]. о
С 1 января 2021 г. под эгидой Министерства просвещения РФ в рамках национального проекта «Образование» работает Феде-
о № е с с
ио
ральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской №а
§
Федерации». Проект направлен на обеспечение функционирова- ы ния системы патриотического воспитания граждан Российской § Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. За счет мероприятий проекта к концу 2024 года 24 % граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания [3].
Таким образом, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны,
укорененного в духовных и культурных традициях многонацио- е
№ ч
е с
ко Й
Ж о
£ е
№ и
К!
№ и
с §
и и
К
О
с
с и
К К
а
а
§ и о § и ч е с
ко
нального народа Российской Федерации.
Государственный заказ в первую очередь адресован системе высшего педагогического образования, задача которого сегодня состоит в подготовке не только профессионала — будущего учителя, но и богатой духовно-нравственной личности, патриота и гражданина своей страны, способного не только транслировать полученные знания, но и обладать такими качествами личности, которые должны стать примером для обучающихся общеобразовательной школы и учреждений среднего профессионального образования. Именно в период студенчества формируется ценностная и профессиональная ориентация, молодые люди включаются в процесс активного поиска мировоззренческих, нравственных, педагогических и психологических решений, именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую для него сферу профессиональной деятельности.
Проблеме подготовки будущего учителя не только как профессионала, знающего свой предмет, но и богатой духовно-нравственной личности, патриота и гражданина своей страны посвящено немало современных исследований» [4-8]. В связи с этим актуальной и все еще дискуссионной темой для современной педагогической науки является определение категорий патриотизм [9; 10; 11], патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание [12-18].
Авторы приводят различные трактовки понятия патриотизма, патриотического воспитания и его составляющих. Однако
§ исследователи в целом едины во взгляде на патриотизм как на важ-
§
§ нейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и
I
^ духовный, нравственный, культурный, исторический и другие ^ компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, граж-
данственности и социальной активности личности, осознающей ^
оль
о*
свою нераздельность, неразрывность с Отечеством: «Патриотизм — нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремле-
у ч е н и
¡0
г
о су
ние служить его интересам, осознанную готовность человека свя- а
р
с
в рамках единого образовательного пространства педагогического образования («Ядро высшего педагогического образования») приказом Минобрнауки России от 19.07.2022 № 662 внесены изменения во все ФГОС ВО (уровень бакалавриат, специалитет). В части дисциплины «История России» увеличена трудоемкость программы до 4 зачетных единиц, при этом объем контактной работы с преподавателем должен составлять не менее 80% трудоемкости в очной форме обучения. В соответствии с письмом Министерства науки и образования России от 08.08.2022 № МН-11/965-ГГ и на основании рекомендаций Министерства просвещения России в образовательные программы высшего образования внедрен образовательный модуль «Великая Отечественная война: без срока давности». Целью освоения модуля является формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности на
памяти, противодействия попыткам фальсификации истории Ве-
о
зать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства» [1, 9]. |
Обучение и воспитание — это единый целенаправленный процесс. Патриотическое воспитание студентов осуществляется
о н е с с
ио
в значительной степени во время учебного процесса. Именно по- на
ль
этому с 2022-2023 учебного года в педагогических вузах страны ®
о
т н о
£ е
н и в и с т
ори и
и
с
с
с и и в п а т р и о т и ч е с
ском в
о с п и т а н и и с
туд
основе защиты исторической правды, сохранения исторической о де
лн ч
е с
ко
ликой Отечественной войны. Й
Каждая образовательная программа ФГОС высшего образования содержит также Модуль воспитательной деятельности, предназначенный для формирования у обучающихся компетенций в сфере воспитательной деятельности в образовании, развития способности творчески действовать и применять знания и умения в многообразии изменяющихся воспитательных ситуаций и контекстов.
3 Результаты (Results)
В составе Модуля воспитательной деятельности зафиксирована в том числе такая дисциплина, как «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений». Важным и необходимым научно-методическим сопровождением данной дисциплины, на наш взгляд, является курс «Государственно-конфессиональные отношения в истории России».
Методологической основой курса является цивилизацион-ный подход. Российское государство на протяжении веков объединяло множество народов, относящихся ко всем существующим типам цивилизаций. Цивилизационной особенностью России является роль православия в ее истории. Исторически сложилось так, что именно Русская православная церковь на протяжении веков являлась опорой государства — в духовной, социальной, политической, культурной жизни. Это обстоятельство давало и дает основание для многих исследователей — видеть в России цивилизацию православную [19; 20; 21]. Однако концепт «православ-
§ ной цивилизации» не является устоявшимся и часто вытесняется
§
§ другими концептами, в частности «русской цивилизацией» [22,
^ 78]. Мы придерживаемся вывода Л. И. Семенниковой о том, что
^ Россия — это особый, исторически сложившийся конгломерат
народов, относящихся ко всем существующим типам цивилиза- ^
оль
ций, объединенных мощным государством. Все народы, живущие и
ч
в России, исповедуют ценности, которые, как считает ученый, не ен
способны к сращиванию, синтезу и интеграции. Они несводимы к ^
о
су
русскому. Россия не имеет социокультурного единства, целостности. а
рс
Наша страна на протяжении столетий сохраняла и приумножала т
в
ен
социокультурный и духовный плюрализм [23, 12]. Такой подход, |
на наш взгляд, позволит объективно показать роль и вклад каждого народа, каждой религии в формирование духовных ценностей
о н е с с
ио
нашей страны в целом, сформировать чувство патриотизма и граж- на
ль
данской идентичности сегодняшнего молодого поколения России. ®
х
Материал курса изложен согласно проблемно-хронологи- | ческому принципу — с момента зарождения Русского государства и до конца ХХ века. Эволюция взаимоотношений государственно-конфессиональных отношений в истории России соответствует общепринятым этапам развития Российской государственности. Проблемно-хронологический подход позволяет раскрыть особенности взаимоотношений власти и религиозных структур в каждом из этапов становления и развития государственности.
В основе государственно-конфессиональных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви, конфессиональных центров в жизни общества в ту или иную эпоху исторического развития. Исторические документы от Уставов великих князей Владимира и Ярослава до Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года — Указы, законы, приказы, акты, постановления, конституции мо де
ж о
£ е
н и в и с т
ори и
и
с
с
с и и в п а т р и о т и ч е с
ко
советского времени составляют основную источниковую базу при изучении государственно-конфессиональных отношений в России.
Безусловно, для того чтобы в полном объеме представить характер взаимоотношений власти и Церкви в тот иной период истории страны, необходимо привлечение и других источников: архивных материалов, воспоминаний участников и свидетелей этого процесса и др.
Свидетельства определенной исторической эпохи позволяют проследить эволюцию церковной (вероисповедной) политики) власти, определить характер и этапы государственно-конфессиональных отношений в истории страны. Так, до начала XX века православие являлось государственной религией России, в отношении других религий проводилась политика христианизации, зачастую насильственно. Лишь в 1773 г. Указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий ...», запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий, положил начало политике веротерпимости в России. Реформирование политического строя в начале ХХ века положило начало и изменениям вероисповедной политики российской власти - от провозглашения веротерпимости в Указах и Манифесте Николая II до декларирования принципов свободы выбора гражданами любой религии в законе Временного правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. Однако только пришедшие к власти большевики не только декларировали принцип свободы совести и отделения церкви от государства в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., но и реа-
§ лизовали его. С осени 1917 г. в России утверждается атеистиче-
е№
| ская идеология атеистического государства.
^ Изучение исторических правовых документов носит не
^ только познавательный характер. Гражданское воспитание в про-
цессе изучения документов по истории государственно-конфес- ^
оль
сиональных отношений заключается и в формировании соответ- и
ч
ствующего отношения к праву, оценке его роли в истории страны, ен
I
способствует в целом воспитанию правовой культуры молодых ^
о
су
людей. д
а
р
с
о
Большее внимание в процессе изучения истории государственно-конфессиональных отношений уделяется взаимоотноше- но ниям российской власти и Русской православной церкви. Важнейший рубеж в истории нашего Отечества - Крещение Руси —
о н е с с
ио
ознаменован принятием христианства в качестве государствен- а
л
ной религии раннефеодального государства. Русь объединилась в »
х
единое государство не только под единой властью Великого Ки- | евского князя, но и под властью единой идеи. Идея единого Бога-Вседержителя освящала авторитет власти великого князя, придавала ей, тем самым, дополнительную легитимность. Это событие оказало глубокое влияние на все последующее развитие страны -
к-
ее государственности, геополитической ориентации, культуры. с
с
и и в п а т р и о
ж о
£ е
н и
й в
и с т
ори и
и
Русская церковь служила фактором национально-государственной консолидации в период феодальной раздробленности. Именно политический выбор Церкви - связать свою судьбу с Северо-восточной Русью в XIV веке - предопределил начало формирования единого централизованного государства с центром в Москве. Позиция главы Церкви патриарха Гермогена в условиях отсутствия или бездействия светской власти в начале XVII века способствовала преодолению кризиса русской государственности, его имя сделалось знаменем национальной освободительной мо де
ло нч
борьбы против иноверцев-латинян за веру предков. И в последу- ^
ж ко
ющие столетия Православная церковь, несмотря на фактическое й
подчинение государству и обюрокрачивание ее деятельности, оказывала существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику власти. Выполняя ряд политических, идеологических функций, фактически превратившись в XIX веке в главное идеологическое орудие «охранительства» существующих порядков, Российская православная церковь оставалась религией миллионов, национальной религией. Это отношение народа к православию и к его носительнице — Церкви активно проявилось в советский период истории страны. Несмотря на гонения, прямые репрессии и зигзаги церковной политики советского государства, Церковь сумела выжить, сумела сохранить веру для новых поколений и начать путь возрождения в конце 1980-х годов.
4 Обсуждение (Discussion)
Отношения власти и Православной церкви всегда были стержнем церковной политики государства и накладывали отпечаток на формирование и характер его отношений с другими конфессиями, оказывали влияние на вероисповедную политику российского государства в целом. Политика терпимости к иным, неправославным конфессиям, декларированная в конце XVIII века Екатериной II, обусловила сохранение и развитие ценностей ислама, буддизма, иудаизма на обширных территориях Российской империи. Мусульмане, представители самой массовой после православия религии в России с момента создания в 1788 г. по Указу Екатерины II Оренбургского магометанского Духовного со-
§ брания получили собственную конфессиональную организацию.
§
§ С середины XIX века формируется традиционная буддийская сан-
^ гха, и в XX век буддизм вступил уже как организованная конфес-
^ сия. В 1920-е годы появляются религиозные центры различных
направлений протестантизма. о
Однако с конца 1920-х годов в стране разворачивается, по и сути, политическая война с религией, духовенством, верующими. ен
I
К концу 30-х годов отношения между советским государством и ^
о
су
религиозными организациями достигли той критической точки, за да
рс
пределами которой само понятие «отношения» лишалось содержа- т
в
ен
ния. Лишь начавшаяся Великая Отечественная война и ярко выра- о
женная патриотическая позиция традиционных религий заставила советское государство кардинальным образом изменить свою ве-
о н е с с
ио
роисповедную политику. И в последующие десятилетия советская а
ль
власть была вынуждена признать право на существование рели- ®
х
гиозных организаций и религиозной веры как мировоззрения. от
Знание истории религий в стране, истории государственно-конфессиональных отношений, особенностях их эволюции способствует не только развитию предметной компетенции, но и фор-
ор
мирует уважительное отношение к историческому наследию и со- §
циокультурным традициям Отечества. Усилить этот воспитательный ресурс возможно, привлекая внимание студентов к героическим страницам этой истории как к героическим поступкам конкрет-
к
с
с
с и и в п а т
ри
ных людей, так и к проявлениям массового героизма представи- о
и
ч е с
ко
телей той или иной конфессии.
Известно, что в годы наполеоновского нашествия представители многочисленных исламских народов внесли свой вклад в победу над французской армией. Мусульманские полки и эскадроны принимали участие в освобождении Москвы, сражались в
заграничных походах, дойдя до Парижа. мо де
ло нч
Особенно яркой страницей проявления патриотизма всех де еск
традиционных конфессий в стране явились, безусловно, годы й
Великой Отечественной войны. Первой о своей позиции уже 22 июня 1941 года заявила Русская православная церковь устами главы патриаршего местоблюстителя патриарха Сергия. Вскоре о своей патриотической позиции заявили представители мусульманского духовенства на своем съезде в мае 1942 г.; глава старообрядческой общины архиепископ Иринарх, буддийская община, руководство евангельских христиан и баптистов. Религиозные центры и общины оказали весьма ощутимую материальную помощь, передав миллионы рублей в фонд помощи Красной армии. На средства верующих были созданы танковая колонна имени Дмитрия Донского, авиационная эскадрилья имени Александра Невского, танковые колонны: «Пионер Туркменистана», «Комсомолец Туркменистана», «Колхозная молодежь Туркменистана», «Народный учитель Туркменистана». Духовенство развернуло широкую пропагандистскую работу среди верующих, находящихся на оккупированных территориях. Сотни представителей православных, старообрядцев, мусульман и буддистов были награждены орденами и медалями.
Изучение героических страниц в истории российских конфессий способствует реализации главной задачи — формированию у студентов чувства патриотизма, гражданственности, ценностного отношения к своей истории, становлению модели нравственного поведения в будущей профессиональной деятельности. Включение в курс истории государственно-конфессиональных отношений региональной составляющей также обладает мощным воспита-
§ тельным ресурсом. В первую очередь это, безусловно, знание, кото-§
| рое позволяет включить историю родного края, историю конфессий
^ региона в общеисторический процесс эволюции государственно-
^ конфессиональных отношений. Понимание соопричастности исто-
рии малой Родины к героическим страницам общей истории ^
л
страны питает чувство гордости, любви к родному краю. Особенно и актуально обращение к истории жизнедеятельности конфессий в чен
I
полиэтническом регионе, знание истоков традиций, обычаев, ду- ^
о
су
ховных ценностей народов, его населяющих, воспитывает чувство а
рс
уважения, содействует выработке духовно-нравственных, цен- т
в
ен
ностных ориентиров студенческой молодежи. Формирование таких о
к
о н е с с
ио
нального коллектива обучающихся и родителей в общеобразова- а
ль
тельных школах, что, на наш взгляд, будет способствовать бесконф- ®
качеств на основе объективного знания подготовит будущих учителей к работе условиях многонационального и многоконфессио-
ликтному взаимодействию представителей разных конфессий и этносов в обществе.
Эффективным средством воспитания патриотизма может
ж о
£ е н и
й в
стать научно-исследовательская деятельность студентов по пред- с
ори и
и
с
с
с и и в п а т р и о
ложенным темам курса истории государственно-конфессиональных отношений. Работа с архивными документами, с мемуарной литературой, интервьюирование участников событий, — все это формы самостоятельной исследовательской деятельности, которые приобщают студентов к решению актуальных научных проблем истории, формируют социально значимые умения и навыки, развивают их творческие способности. Воспитательный потенциал научной работы заключается в выработке в процессе работы над тем или иным проектом собственной гражданской позиции по отношению к историческому событию, развитию умения противопоставить объективное знание различным фальсификациям и мо де историческим мифам.
5 Заключение (Conclusion)
В современных условиях воспитательная работа в вузе является одним из ключевых направлений российского образования, целью которого является формирование гражданина своего Отечества, готового к преобразованию края и Родины в русле традиций, духовных ценностей и нравственных идеалов населяющих ее народов.
Знание истории своей страны, взаимоотношений государства и религиозных объединений, исторических традиций нашей страны, сложившихся в условиях полиэтноконфессионального пространства, приобщает студентов к общечеловеческим ценностям, к духовному и культурному наследию. При этом студент является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Умение оперировать историческими сведениями отличает патриота и является одним из категориальных признаков патриотизма. Результатом освоения и осмысления исторически сложившихся политических, культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок станут развитие мировоззренческих убеждений студенческой молодежи, формирование чувства гражданственности и патриотизма, а также подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в полиэтнической и поликультурной образовательной среде.
Библиографический список
о
ж 1. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федера-
§ ции : методические рекомендации [Электронный ресурс] : утверждены Экс-
^ пертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриот-
^ центр» 10.10.2022 года / Федеральное агентство по делам молодежи,
^ Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и моло-
дежи. Москва : Роспатриот, 2022. URL: ffle:///E:/%D0%9D%D0%B0%D1%83% ^
D0%BA%D0%B0/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8% |
D0%BA%20%D0%A7%D0%93%D0%9F%D0%A3/%D0%92%D1%8B%D0%B g
F%D 1%83%D 1%81%D0%BA%D0%B8%20%D 1%81%202018/%D0%92%D0 H
%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202,2023/%D0%A7%D js
г о о
1%83%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D 0%A2%D0%90/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo- д
vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 21.03. 2023). с
2. Об образовании в Российской Федерации. Статья 2 [Электронный в
е
ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 : принят Гос. Думой Фе- н дер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Фе- к
дер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы §
е
с с и
он
тронный ресурс] : [федеральный проект : срок реализации с 01.01.2021 г. по л
31.12.2024 г.] // Минпросвещения России : [сайт], Москва. Дата обновления: ж
х
«КонсультантПлюс».
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Элек-
Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 6. С. 122-127.
11. Халий И. А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социс.
07 марта 2023, 14:13. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/. (дата обращения 12.03 2023). Н
4. Быков А. К. Пути совершенствования патриотического воспитания | студентов педагогических вузов // Педагогическое образование и наука. 2010. ж № 5. C. 8-13. §'
5. Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Белкина В. В. Патриотическое вос- С питание будущих педагогов : монография. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2015. - 127 с. J
6. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки ЗабГУ. 2018. Т. 13, № 5. С. 71-76. (Педагогические науки). 0
7. Шкитина Н.С., Касаткина Н.С. Модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников // Вестник Нижне-Вартовского государственного университета. № 3 (2020) С. 115-123 URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311- Ж 1402/article/view/49741 (дата обращения 21.04 2023).
8. Фролова К. А. Тенденции патриотического воспитания в современном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 56-60.
9. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотиче-
№ о
с ^
ского воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. | 130-134. а
10. Гармаев Б. Б. Природа патриотизма и формы его проявления // I
с
туд д
ен
2017. № 2. С. 67-74. е
с
ко й
12. Бурлакова И. И. Патриотическое воспитание: от слов к делу учебно-методическое пособие. М., 2019. - 204 с.
13. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 3. С. 18-24.
14. Быков А. К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // Мир образования — образование в мире. 2020. № 1 (77). С. 41-50.
15. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 С. 199-200.
16. Сайганова Е. В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. 2020. Т. 20, № 3. С. 286-290. (Социология. Политология).
17. Щиголева Н. В. Психолого-педагогические детерминанты патриотического воспитания детей и молодежи // Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи : сборник статей по материалам научно-практической конференции в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, 27 января 2020 года. М. : МФЮА, 2021. С. 143-151.
18. Разбегаев П. В. Патриотизм как ключевой фактор воспитания: нормативно-правовой аспект // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С.148-150.
19. Мчедлова М. М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций. М. : Культурная революция, 2008. С.117-140.
20. Панарин А. С. Православная цивилизация. М. : Институт русской цивилизации, 2014. - 1 248 с.
21 . Оганесян А. Г. Православная цивилизация — вызовы внутренние и внешние // Международная жизнь. 2022. №.8. С. 72-85.
22. Каргин Е. А. К вопросу о становлении концепта «православная цивилизация» // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6, № 4. С. 77-88.
23. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учебное пособие. Брянск: Курсив, 2000. - 539 с.
ORCID No. 0000-0002-6612-4626
T. A. Chumachenko
R
SJ
a §
js Docent, Doctor of Historical Sciences, Rector,
^ South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
^ E-mail: [email protected]
THE ROLE OF STUDYING STATE-CONFESSIONAL
RELATIONS IN THE HISTORY OF RUSSIA IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of studying state-confessional relations in the history of Russia as a scientific and methodological support for the discipline "Fundamentals of state policy in the field of interethnic and interfaith relations" of the educational activity module of the Federal State i Educational Standard of Higher Education. The purpose of the article is to substantiate and reveal the educational potential of the course "State-confessional relations in the history of Russia.
Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature devoted to the problem of edu- na cation of patriotism, civic identity, spiritual and moral values in the teaching of disciplines of historical content.
Results. Based on the content of the course "State-confes- i sional relations in the history of Russia", the possibility of patriotic education of students of a pedagogical university is substantiated as part of the implementation of the educational module of educational programs in all areas of pedagogical education. The position is proved that knowledge of the history of relations between the Russian state and religious organizations contributes to the understanding by students of historically established spiritual and moral values, political, cultural, religious, national traditions, forms a sense of civic identity and patriotism.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the study of the course is the implementation of the tasks set for the Russian education in the education of student youth.
Conclusion. It is concluded that the result of studying the history of relations between the state and confessions in the history of Russia will be not only the development of ideological beliefs of student youth, and the formation of a sense of citizenship and patriotism, but also the preparation of future teachers
S
s
u
s
g
s
t -
c o
a
o
su s
S <3
R
№
a
U 0
C6
c
c a
u
S' s
s s
u № s
S u
for professional activities in a multi-ethnic and multicultural educational environment.
Keywords: Patriotism; Patriotic education of students; State-confessional relations in the history of Russia; Student youth; South-Ural state humanities-pedagogical university.
Highlights:
The relevance of patriotic education of youth in modern conditions is substantiated;
Defined the conceptual apparatus of the educational process, the modern legal basis for ensuring the functioning of the system of patriotic education of citizens of the Russian Federation;
The possibilities of studying the history of state-confessional relations in the history of Russia in the implementation of the tasks of patriotic education of student youth are presented;
Such components of the course as heroic-patriotic pages in the history of state-confessional relations, the regional component of the course, as well as the research work of students have educational potential.
References
1. Expert Council on Patriotic Education at the Federal State Budgetary Institution "Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth" (Rospatriottsentr) (2022), 10.10.2022: Metodicheskiye rek-omendatsii "Osnovy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii" [10.10.2022: Guidelines "Fundamentals of Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation" ], Rospatriot, Moscow. Available at: file:///E:/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D0%92%D0% B5%D 1 %81 %D 1 % 8 2 %D0%B D%D0 %B 8%D0 %BA%2 0%D 0 %A7%D0%9 3 %D0%9 F%D0%A3/%D 0 %92%D 1 %8B%D0%BF%D 1 %83%D1%81%D0% BA%D0%B8%20%D1%81 %202018/%D0%92%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82 %D0%BD%D0%B8%D0%BA%202,2023/%D0%A7%D1%83%D0%BC%D 0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%A2%D0%90 /Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-
iá grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (Accessed: 21.03.2023). (In Russian).
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (Federal'nyy zakon ot I 29.12.2012 No. 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal g Law of December 29, 2012 No. 273-03)], Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy ^ Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 21 dekabrya 2012 g. [Adopted E-; by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on
s
December 21, 2012], Odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dekabrya 2012 g. [Approved by the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 26, 2012.], Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
3. Ministry of Education of the Russian Federation (2021), Srok realizatsii s 01.01.2021 g. po 31.12.2024 g.: Federal'nyy proyekt "Patri-oticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii" [Implementation S period from 01.01.2021 to 31.12.2024: Federal project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation"], Moscow, Update date: March 07, 2023, 14:13. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/pa-triot/. (Accessed: 12.03 2023). (In Russian). y
4. Bykov A.K. (2010), Puti sovershenstvovaniya patrioticheskogo gg vospitaniya studentovpedagogicheskikh vuzov [Ways to improve the patri- Orotic education of students of pedagogical universities], Pedagogicheskoye -obrazovaniye i nauka, 5, 8-13. (In Russian). n
5. Bayborodova L.V., Kharisova I.G. & Belkina V.V. (2015), Pat- If rioticheskoye vospitaniye budushchikh pedagogov [Patriotic education of n future teachers], Yaroslavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universi-tet imeni K.D. Ushinskogo, Yaroslavl', 127 p. (In Russian).
6. Nefedova A.S. (2018), Patrioticheskoye vospitaniye studentov v o sovremennom vuze [Patriotic education of students in a modern university], Uchonyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, "Seriya. Pedagogicheskiye nauki", 13, 5, 71-76. (In Russian).
7. Shkitina N.S. & Kasatkina N.S. (2020), Model'podgotovki studentov pedagogicheskikh vuzov k organizatsii grazhdansko-patriotich- ^ eskogo vospitaniya shkol'nikov [Model of preparing students of pedagogi- RR cal universities for the organization of civil and patriotic education of schoolchildren], Vestnik Nizhne-Vartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 3, 115-123. Available at: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/arti-cle/view/49741 (Accessed: 21.04 2023). (In Russian).
a
s
e p
8. Frolova K.A. (2022), Tendentsii patrioticheskogo vospitaniya v r
sovremennom vuze [Trends in patriotic education in a modern university], °
Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. e
Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki, 4 (845), 56-60. (In Russian). c
9. Adayeva N.V. (2012), K ponimaniyu sushchnosti patriotizma i o patrioticheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi [To Understanding ^ the Essence of Patriotism and Patriotic Education of Students], Chelovek i t obrazovaniye, 1, 130-134. (In Russian). e
10. Garmayev B.B. (2013), Priroda patriotizma i formy yego yy proyavleniya [The nature of patriotism and forms of its manifestation], Vest- t nik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 6, 122-127. (In Russian).
11. Khaliy I.A. (2017), Patriotizm v Rossii: opyt tipologizatsii [Patriotism in Russia: the experience of typology], Sotsis, 2, 67-74. (In Russian).
12. Burlakova I.I. (2019), Patrioticheskoye vospitaniye: ot slov k delu (uchebno-metodicheskoye posobiye) [Patriotic education: from words to deeds (guidance manual)], Moscow, 204 p. (In Russian).
13. Grevtseva G.Ya. (2019), Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye uchashcheysya molodezhi kak sotsiokul'turnyy protsess [Civil-Patriotic Education of Students as a Socio-Cultural Process], Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt, 11, 3, 18-24. (In Russian).
14. Bykov A.K. (2020), Patrioticheskoye vospitaniye detey i molodezhi: protsessnyy podkhod [Patriotic education of children and youth: a process approach], Mir obrazovaniya — obrazovaniye v mire, 1 (77), 41 -50. (In Russian).
15. Matsefuk Ye.A. & Razbegayev P.V. (2020), Dukhovno-nrav-stvennyye tsennosti kak osnova vospitaniya patriotizma [Spiritual and moral values as the basis for the education of patriotism], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 4, 199-200. (In Russian).
16. Sayganova Ye.V. (2020), Osnovnyye faktory formirovaniya pat-rioticheskikh nastroyeniy u molodogo pokoleniya v sovremennykh sotsi-al'nykh usloviyakh [The main factors in the formation of patriotic sentiments among the younger generation in modern social conditions], Izvestiya Saratovskogo universiteta, "Seriya. Sotsiologiya. Politologiya", 20, 3, 286-290. (In Russian).
17. Shchigoleva N.V. (2021), Psikhologo-pedagogicheskiye deter-minantypatrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Psychological and pedagogical determinants of patriotic education of children and youth], Sbornik statey po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh XXVIIIMezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh cht-eniy "Istoricheskayapamyat'i svyaz'pokoleniy kak dukhovno-nravstvennaya osnova patrioticheskogo vospitaniya molodezhi' (27 yanvarya 2020 g.) [Digest of articles based on the materials of the scientific-practical conference within the XXVIII International Christmas educational readings "Historical memory and the connection of generations as a spiritual and moral basis for the patriotic education of youth"], Moscow, Moskovskiy finansovo-yuridicheskiy universitet, January 27, 2020, 143-151. (In Russian).
- 18. Razbegayev P.V. (2021), Patriotizm kak klyuchevoy faktor
g vospitaniya: normativno-pravovoy aspekt [Patriotism as a key factor in education: legal and regulatory aspect], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 5 * (90), 148-150. (In Russian). § 19. Mchedlova M.M. (2008), Dialog tsivilizatsiy i evristicheskiye
^ vozmozhnosti tsivilizatsionnoy teorii: novyye ottenki ponyatiy dlya novykh yavleniy [Dialogue of Civilizations and Heuristic Possibilities of Civilization
Theory: New Shades of Concepts for New Phenomena], in Loginov A.V. (ed.), Rossiya v sovremennom dialoge tsivilizatsiy [Russia in the Modern Dialogue of Civilizations], Kul'turnaya revolyutsiya, Moscow, pp. 117-140. (In Russian).
20. Panarin A.S. (2014), Pravoslavnaya tsivilizatsiya [Orthodox civilization], Institut russkoy tsivilizatsii, Moscow, 1 248 p. (In Russian).
21. Oganesyan A.G. (2022), Pravoslavnaya tsivilizatsiya —vyzovy vnutrenniye i vneshniye [Orthodox civilization — internal and external e challenges], Mezhdunarodnaya zhizn', 8, 72-85. (In Russian). 3
22. Kargin Ye.A. (2020), K voprosu o stanovlenii kontsepta "pra- o voslavnaya tsivilizatsiya" [On the question of the formation of the concept t of "Orthodox civilization"], Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nyye i gumani- yy tarnyye issledovaniya, 6, 4, 77-88. (In Russian). eg
23. Semennikova L.I. (2000), Rossiya v mirovom soobshchestve tsivilizatsiy (uchebnoye posobiye) [Russia in the world community of civ- С ilizations (study aid)], Kursiv, Bryansk, 539 p. (In Russian). n
s
Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после ре- g
а
цензирования 16.04.2023; принята к публикации 20.04.2023. ~
The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing 16.04.2023; accepted for publication 20.04.2023.
л i
o
y
R
e p
a o
л
С
c
a o
n s
s
u
e n
yo
u