ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Научная статья УДК 37.013
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Татьяна Александровна Федорова10, Наталья Михайловна Кармазина2, Ирина Андреевна Ульжитаева3
1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань,
Россия
3Казачий кадетский корпус имени атамана И. А. Бирюкова, Астраханская область, Приволжский район, Началово, Россия [email protected]
Аннотация. В современной России патриотические ценности выходят на
первый план, однако представления граждан о них противоречивы: старшее
поколение считает патриотизм практически жизненно важным, а молодое
поколение нередко сомневается в необходимости быть патриотом. Именно
поэтому огромное внимание сегодня уделяется патриотическому воспитанию
учащихся. На образовательные учреждения возложена большая ответственность
- донести до молодежи правду об истории Родины, ее обычаях и традициях,
великих достижениях и значимых событиях. Как и в любом другом виде
воспитания, в патриотическом воспитании следует использовать современные
методы и технологии, в частности метод проектной деятельности.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности и возможности применения
проектной деятельности в контексте патриотического воспитания в школе и вузе.
6
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что использование проектной деятельности в патриотическом воспитании имеет ряд особенностей: стимулирует активное участие учащихся, развивает их социально значимые навыки и качества, способствует формированию гражданской идентичности и патриотических чувств. Вот почему включение проектной деятельности в образовательный процесс является важным шагом в патриотическом воспитании молодого поколения.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, патриотизм, патриотические ценности, патриотическое воспитание
Для цитирования: Федорова Т. А., Кармазина Н. М., Ульжитаева И. А. Особенности проектной деятельности в патриотическом воспитании // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 6-25.
General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)
Original article
FEATURES OF PROJECT ACTIVITIES IN PATRIOTIC EDUCATION
Tatiana A. Fedorova13, Natalia M. Karmazina2, Irina A. Ulzhitaeva3
1 2Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev, Astrakhan, Russia 3GAOU JSC «Cossack Cadet Corps named after Ataman I. A. Biryukov», Astrakhan region, Privolzhsky district, Nachalovo, Russia [email protected]
Abstract. In modern Russia, patriotic values are coming to the forefront, but citizens' perceptions of them are contradictory: the older generation considers patriotism almost vital, while the younger generation often doubts the need to be
patriotic. That is why today great attention is paid to the patriotic education of students. Educational institutions have a great responsibility to convey to young people the truth about the history of the Homeland, its customs and traditions, great achievements and significant events. As in any other type of education, modern methods and technologies, in particular the method of project activities, should be used in patriotic education.
The purpose of this article is to review the features and possibilities of using project activities in the context of patriotic education at school and university.
As a result of our research we came to the conclusion that the use of project activities in patriotic education has a number of features: it stimulates active participation of students, develops their socially important skills and qualities, contributes to the formation of civic identity and patriotic feelings. That is why the inclusion of project activities in the educational process is an important step in the patriotic education of the young generation.
Keywords: project, project activities, patriotism, patriotic values, patriotic education
For citation: Fedorova T. A., Karmazina N. M., Ulzhitaeva I. A. Features of project activities in patriotic education. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):6-25. (In Russ.).
Диалог культур приобретает важное значение в связи с нынешней геополитикой, когда усиливается стремление к глобализации мировых общественных процессов развитых стран и проявляются националистические настроения [1]. Тема патриотизма становится безусловным трендом внутренней политики России.
Существует много определений патриотизма. Приведем одно из них,
предложенное Российским центром гражданского и патриотического
воспитания детей и молодежи «Роспатриот», который занимается комплексным
развитием и сопровождением всех видов деятельности по патриотическому
8
воспитанию. «Патриотизм - нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства» [2, с. 5].
Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленная и систематическая деятельность, основанная на духовно-нравственных ценностях, традиционных правилах и нормах поведения в интересах человека, общества и государства. Она направлена на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения граждан, формирование патриотического сознания и любви к Родине [3].
Можно выделить следующие особенности патриотического воспитания: формирование гражданской и национальной идентичности, уважения к своей стране; сохранение национального единства; объединение людей вокруг общих ценностей, традиций и истории; укрепление единства в обществе.
Целью патриотического воспитания является формирование у населения патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к служению Отечеству и созидательной защите интересов Российской Федерации [2, с. 28].
Тема патриотизма сегодня становится основополагающей национальной идеей. Именно поэтому различные организации, в частности Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно проводят опросы и исследования о восприятии патриотизма и его ценностей населением. Рассмотрим динамику представлений о патриотизме (таблица).
Таблица - Данные мониторингового исследования, посвященного восприятию россиянами патриотизма (в % от всех опрошенных)
Вопрос «Что значит быть патриотом?» 2010 2014 2018 2020 2022
Любить свою страну 71 72 59 47 50
Работать и действовать для процветания страны 26 36 38 44 50
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее 26 34 39 34 34
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений 27 33 29 32 44
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была 18 16 19 29 29
Считать, что твоя страна - лучше, чем другие страны 19 24 12 8 12
Считать, что у твоей страны нет недостатков 5 6 3 2 4
Анализируя результаты исследования, можно заметить, что осмысление патриотизма у россиян с годами меняется. Если 10 лет назад доминировала исключительно любовь к Родине, то в настоящее время понимание патриотизма включает не только симпатию к своей стране, но и восприятие его как деятельности, которая направлена на процветание, защиту и обеспечение безопасности России [4]. Заметим, что это совпадает с определением патриотизма, приведенным выше.
«Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой деятельный вклад в его процветание» [2, с. 5].
Таким образом, патриотическое воспитание сегодня приобретает особую важность, поскольку способствует формированию активной, ответственной, гражданской позиции у молодого поколения, что является основой для развития устойчивого общественно-политического порядка и
процветания страны. Патриотическое воспитание помогает молодому человеку формировать осознанное отношение к своим обязанностям как гражданина, понимание важности участия в общественной жизни.
На наш взгляд, список составляющих понятия патриотического воспитания можно расширить. Приведем перечень предлагаемых дополнительных компонентов.
1. Формирование ценностей и этических принципов. Патриотическое воспитание направлено на развитие моральных и этических норм поведения, таких как честность, уважение, трудолюбие, благородство, доброта и т. д., что способствует созданию гражданского общества.
2. Сохранение и продвижение культурного наследия. Патриотическое воспитание способствует осознанию ценности культурного наследия своей страны, его сохранению и продвижению, что содействует укреплению национальной идентичности и разнообразия культур.
3. Уважение к труду. Оно важно для формирования культуры труда в обществе, что положительно сказывается на общей эффективности и производительности труда в стране.
4. Принятие здорового образа жизни, осознание важности физической культуры и спорта, уважение к спортивным достижениям. Спорт и патриотическое воспитание неразрывно связаны, поэтому в России активно ведется работа над популяризацией физической культуры и спорта. В стране создается все больше спортивно-патриотических организаций и клубов («Альфа» имени Героя Советского Союза В. Ф. Карпухина, «Спортивный военно-патриотический клуб «Альфа-Патриот», объединение «ВОИН» имени Героя России А. В. Перова, клуб «Воскрест» имени Героя России В. А. Ульянова, организация спортивно-патриотического воспитания «РАТЬ» и
др.).
5. Толерантность как средство укрепления межнациональных и международных связей. Это особенно актуально для России, поскольку на ее территории проживает большое количество народов и национальностей. Толерантность и патриотическое воспитание способствуют построению гармоничного общества.
Все образовательные учреждения России в той или иной мере участвуют в патриотическом воспитании, нередко используя при этом средства проектной деятельности.
К примеру, с 2022-2023 учебного года в каждой школе нашей страны понедельник начинается с церемонии поднятия флага и исполнения гимна, а первый урок называется «Разговоры о важном». Под важным понимаются темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России: учащимся рассказывают про основные государственные и религиозные праздники, значимые события в истории страны, достижения прошлого, настоящего и будущего [5].
Кроме того, с 2010 года в школах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», а с 2015 года - продолжение этого курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Их цель - воспитание гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям, в том числе и патриотическим.
В школах проходят смотры строя и патриотической песни, спортивно -патриотические соревнования и т. п. Во многих учебных заведениях появляются юнармейские классы, открываются музеи, посвященные истории страны, создаются «Парты героев», сидеть за которыми получают право отличники.
Для повышения эффективности патриотического воспитания необходимо применять современные методы и технологии, в частности, уже зарекомендовавший себя метод проектной деятельности.
Рассмотрим опыт внедрения патриотических проектов в школе и университете.
Патриотический проект - комплекс действий и процессов, направленных на развитие у целевой аудитории чувства патриотизма, отдельных его аспектов или составляющих (ценностей) в течение определенного временного отрезка [2, с. 7].
Нами выделены следующие особенности проектной деятельности в патриотическом воспитании:
проект ориентирован на формирование патриотических чувств и идентичности у участников проекта;
проект ориентирован на изучение и популяризацию истории, культуры, традиций и достижений своей страны;
в проекте активно применяются методы практической деятельности, такие как экскурсия, организация мероприятий, создание экспозиций, разработка сценариев и др.;
в проекте особое внимание уделяется формированию гражданских навыков, необходимых для активного участия в развитии своей страны;
в проектной деятельности осуществляется сбор и анализ информации о патриотических событиях, символах страны, о патриотических личностях, героическом прошлом государства и современных достижениях;
проект включает обсуждение и анализ успешных практик патриотического воспитания в других организациях, что позволяет участникам проекта сравнить свои достижения с достижениями других и усовершенствовать свою работу.
На наш взгляд, проектная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности, способствующих реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в отношении молодого поколения [6].
Проектная деятельность как способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам должна завершиться вполне определенным практическим результатом. Такая деятельность помогает развитию творческих способностей, исследовательских умений, а также объединению имеющихся знаний, умений, навыков и положительной мотивации для самообразования и коммуникации [7].
Следует отметить, что результат должен быть именно практический, т. е. на выходе должен получиться законченный продукт. В случае с проектной деятельностью в патриотическом воспитании это может быть: создание музея славы школы или университета;
организация и проведение конференции на тему сохранения и продвижения национальной культуры;
создание национальной одежды и аксессуаров с патриотической символикой;
изготовление национальных сувениров с патриотической символикой, гербов, флагов;
организация туристических маршрутов и экскурсий по историческим и патриотическим местам;
распространение книг и брошюр, посвященных истории и культурным ценностям своей страны;
создание серии видеороликов о достижениях своей страны в различных областях - науке, спорте, искусстве и др.;
организация и проведение конкурса на лучший логотип или лозунг, символизирующий патриотизм и национальную гордость;
разработка и поддержка онлайн-платформы для сбора и хранения историй и воспоминаний граждан о своей стране;
организация и проведение фотовыставки, на которой представлены красивые и значимые места своей страны;
создание и распространение патриотических видеоклипов или музыкальных композиций, подчеркивающих национальную гордость и патриотические ценности;
организация и проведение волонтерских акций по благоустройству городов и населенных пунктов.
Важно заметить, что проекты патриотической направленности представляют собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой и физической подготовки к защите Родины и работе на ее благо [8].
Многие из перечисленных видов проектной деятельности успешно реализуются в российских образовательных учреждениях. (Заметим, что ФГОС в обязательном порядке вводит отдельную, оцениваемую проектную деятельность для школьников [9].)
Так, в Казачьем кадетском корпусе имени атамана И. А. Бирюкова проектная деятельность способствует патриотическому воспитанию учащихся, формирует потребности в уважении исторического прошлого и развивает исследовательскую культуру. В образовательном процессе и вне учебной деятельности активно реализуется проектная работа.
В настоящее время в Казачьем корпусе успешно внедряются несколько патриотических проектов.
1. Проект «Кадеты-юнармейцы». В рамках проекта кадеты имеют возможность участвовать в различных патриотических, социальных и благотворительных акциях, а также мероприятиях, направленных на развитие творческого потенциала: социально-патриотическом проекте «Память жива!», выезде для возложения венков к памятнику казакам, акции «Блокадный хлеб».
Кадеты получают опыт духовного развития, волонтерский опыт, опыт развития творческой, нравственно и физически здоровой личности, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
2. Проект «Потомки Великой Победы». Проходит ежегодно с сентября по май и включает встречи с ветеранами, митинги, торжественные шествия парадного расчета, участие в параде Победы 9 мая, шествие в «Бессмертном полку», концерт ко Дню Победы, просмотры художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне, подготовку видеороликов с поздравлениями ветеранов, исследовательскую работу учеников.
В проекте принимают участие кадеты 5-11-х классов, воспитатели и
учителя Казачьего корпуса. Вся их деятельность направлена на возрождение
в молодежной среде духа патриотизма и чести, ценности дружбы и
гражданского достоинства, в них воспитывают желание отстаивать
независимость и величие своей страны. Кадеты учатся воспринимать себя как
личности, отвечающие за собственное будущее, осознающие свои
гражданские права и обязанности. Молодые люди получают опыт,
приносящий пользу родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления
исторического наследия страны. Все это способствует формированию у них
российской гражданской идентичности и патриотизма, развитию ценностных отношений подростков ко вкладу советского народа в Победу над фашизмом, исторической памяти о событиях тех лет.
Патриотическое воспитание в кадетском корпусе реализуется также в урочной деятельности на ОБЖ, огневой подготовке, строевой подготовке, истории, географии и физической культуре.
Проектная деятельность вуза, разумеется, имеет более высокий уровень сложности в процессе выполнения проектов. К особенностям проектной деятельности высшей школы относятся:
комплексность задач - проекты в вузе часто имеют более сложную и масштабную структуру, требующую выполнения различных задач; в отличие от школьных проектов студенты вуза часто решают практико-ориентированные проблемы;
профессионализм - проекты в вузе ориентированы на развитие и применение профессиональных компетенций и навыков студентов;
междисциплинарность - в отличие от школьных проектов, которые чаще всего связаны с содержанием определенного предмета, проекты в вузе обычно требуют взаимодействия различных специальностей и дисциплин: студентам может потребоваться работа с коллегами других факультетов или специализаций, чтобы успешно выполнить проект;
профессиональное партнерство - вузы нередко сотрудничают с внешними организациями для реализации проектов; это позволяет студентам приобретать опыт работы в профессиональной среде и решать реальные проблемы, а также получать обратную связь и рекомендации от специалистов;
исследовательская деятельность - вузы акцентируют внимание на научно-исследовательском процессе, что зачастую находит отражение в
проектах студентов; работы могут включать проведение экспериментов, анализ данных, разработку новых технологий и решение актуальных проблем.
Эти особенности делают проектную деятельность вуза академически ориентированной и нацеленной на развитие профессиональных навыков студентов. Проекты могут быть разнообразными и охватывать различные сферы - от организации и проведения молодежных форумов и конференций до создания патриотических клубов, объединяющих студентов, которые интересуются историей, культурой и достижениями своей страны.
В Астраханском государственном университете им. В. Н. Татищева (АГУ) также реализуется проектная деятельность патриотической направленности. В вузе развиваются волонтерские проекты, направленные на помощь нуждающимся социальным группам региона: студенты собирают одежду и продукты питания для детей из малообеспеченных семей и участников СВО, помогают в реставрации памятников.
Для обучающихся вуза организуются экскурсии и практики в музеях и
по историческим местам. Посещение символических мест, связанных с
историей и культурой страны, позволяет студентам не только получить новые
знания, но и укрепить любовь к своей Родине. Работа по патриотическому
воспитанию выстраивается в тесном партнерстве с общественными и
государственными патриотическими организациями страны и региона: создан
студенческий клуб АГУ по линии ЮНАРМИИ, разработана программа
воспитания курсантов Военного учебного центра университета; АГУ вошел
во Всероссийскую ассоциацию студенческих патриотических клубов «Я
горжусь!» и участвует во многих патриотических проектах. Все мероприятия
патриотического характера начинаются с гимна России, для студентов
проводятся уроки мужества, цикл мероприятий «Разговор о важном» (в
колледже АГУ), внедрен образовательный модуль «Без срока давности». Два
года назад АГУ вошел в Ассоциацию казачьих вузов России и начал внедрение казачьего компонента, так в вузе появилась Студенческая казачья сотня. Студенты участвуют в праздничных и культурных мероприятиях, организуемых вузом и общественными организациями в честь государственных праздников.
Важно, чтобы проектная деятельность не ограничивалась разовыми мероприятиями, а стала системной работой, позволяющей последовательно формировать патриотическую готовность студентов к служению своей стране, развитию ее культуры и науки.
При этом необходимо учитывать, что современные учащиеся иногда скептически относятся к патриотизму и его ценностям, а значит, вовлечь их в работу над подобными проектами становится сложнее.
Проблема мотивации является одной из главных при использовании проектной деятельности для патриотического воспитания, ведь если обучающиеся не будут понимать, зачем им нужен этот проект, то, как следствие, не будут его добросовестно и качественно реализовывать. Принудительная работа здесь недопустима, поскольку патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция [10]. Иными словами, заставлять обучающихся работать над патриотическим проектом или участвовать в мероприятии - значит сводить эффективность патриотического воспитания к нулю.
Рассмотрение особенностей осуществления проектной деятельности в процессе патриотического воспитания, позволило выделить два подхода.
1. Явный, через особые проекты и мероприятия с выраженной патриотической направленностью.
Речь здесь идет о различных конкурсах, спортивных соревнованиях,
акциях, интерактивных площадках и прочих мероприятиях, которые
организуются или проводятся при поддержке образовательных учреждений и обычно посвящаются важным государственным и народным праздникам (Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню Российского флага и др.). При этом нельзя ассоциировать их только с историческими событиями, это могут быть, например, волонтерские акции, мероприятия о научных достижениях России. Решить проблему мотивации к участию в данных мероприятиях и акциях можно, если дать обучающимся возможность выбора того, как именно будет организовано мероприятие. Важно использовать и различные поощрения, организовав работу так, чтобы для обучающихся результат стал личной победой, достижением.
2. Скрытый, через проекты, которые не имеют прямого отношения к патриотизму.
Не каждый проект можно назвать патриотическим, но в некоторые из них уместно добавить работу с патриотическими ценностями. Реализация таких проектов - не обязательно вопрос внеурочной деятельности, они могут и должны быть реализованы в процессе изучения основных предметов и дисциплин.
Вся проектная деятельность, направленная на патриотическое воспитание, представляет собой один крупный и непрерывный проект, который выполняется в процессе обучения. Как и в любом другом проекте, его организаторами, разработчиками и участниками являются учащиеся и педагоги.
Явно или скрыто реализуя различные патриотические или иные проекты в составе одного крупного, можно шаг за шагом прийти к конечному результату, а именно к принятию обучающимися патриотических ценностей, осознанию ими места Родины в своей жизни и своего места в жизни Родины.
Проектная деятельность, направленная на патриотическое воспитание, осуществляется в течение всего процесса обучения и не должна прерываться. Путем активного взаимодействия педагогов и учащихся, выполнения проектов различной направленности можно привить новому поколению патриотизм и его ценности.
Включение учащихся в активную проектную работу способствует развитию патриотических качеств у молодого поколения, формированию духовных и нравственных ценностных ориентиров.
Важно и то, что проектная деятельность в патриотическом воспитании способствует формированию командного духа, умения работать в коллективе. Учащиеся осознают, что, только объединив усилия, они смогут достичь успеха и реализовать свои идеи.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что проектная деятельность дает возможность усилить роль патриотического воспитания в формировании гражданской идентичности и патриотических чувств у учеников. Проектная деятельность, ориентированная на важные национальные исторические события и культурные ценности, помогает учащимся лучше понять и полюбить свою страну.
Таким образом, исследование подтверждает важность проектной деятельности в патриотическом воспитании и ее положительное влияние на формирование патриотических ценностей у молодежи.
Список литературы
1. Гревцева Г. Я., Афанасьев М. В. Патриотическое воспитание студентов средствами проектной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 153-159.
2. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» [и др.]. М.: Федеральное агентство по делам молодежи, 2022. 93 с.
3. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2021. Т. 26. № 193. С. 134-140.
4. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать. URL: https://wtiom.ru/analytical-reviews/anaKticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat.
5. Разговоры о важном. URL: https://razgovor.edsoo.ru.
6. Березина Т. Ю., Федорова О. А. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 1. С. 95-102.
7. Плохотникова Ж. В., Котова И. Е. Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности // Молодой ученый. 2020. № 31 (321). С. 136-138. URL: https://moluch.ru/archive/321/72963.
8. Федотова Н. В. Проектная деятельность в системе патриотического воспитания школьников // Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сборник статей и методических рекомендаций / Под ред. О. В. Миновской. Кострома: КОИРО, 2013. С. 17-21.
9. Попова Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020.
№ 3 (836). С. 252-265. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44264962.
10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12) -П4 от 21 мая 2003 г.)). URL: https://Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.
References
1. Grevtseva G. Y., Afanasyev M. V. Patriotic education of students by means of project activities. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of vocational education. 2023;(1(37)):153-159. (In Russ.).
2. Fundamentals of patriotic education of citizens of the Russian Federation. Methodological recommendations / Federal State Budgetary Institution «Russian Centre for Civic and Patriotic Education of Children and Youth»; [et al.]. Moscow: Federal Agency for Youth Affairs; 2022. 93 pp. (In Russ.).
3. Garashkina N. V., Druzhinina A. A. Inclusion of university students in social projects on civic and patriotic education of children and youth. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Reviews. Series Humanitie. Tambov. 2021;(26(193)):134-140. (In Russ.).
4. Patriotism today: to love, care and protect. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat. (In Russ.).
5. Conversations about important things. URL: https://razgovor.edsoo.ru. (In
Russ.).
6. Berezina T. Y., Fedorova O. A. Patriotic education of students of pedagogical university by including them in project activities. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya = Russian Journal of Social Sciences and Humanities. 2021;(15(1)):95-102. (In Russ.).
7. Plokhotnikova Z. V., Kotova I. E. Formation of patriotism in students through project activities. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2020;(31(321)):136-138. URL: https://moluch.ru/archive/321/72963. (In Russ.).
8. Fedotova N. V. Project activity in the system of patriotic education of schoolchildren // Patriotic education of students in an educational institution: a collection of articles and methodological recommendations / Edited by O. V. Minovskaya. Kostroma: KOIRO; 2013. P. 17-21. (In Russ.).
9. Popova T. A. Project activity in the educational space. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching. 2020;(3(836)):252-265. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44264962. (In Russ.).
10. The Concept of Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation (approved at the meeting of the Government Commission on Social Issues of Servicemen, Citizens Dismissed from Military Service, and Members of Their Families (Minutes No. 2(12)-P4 dated May 21, 2003)). URL: https://Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii. (In Russ.).
Информация об авторах
Т. А. Федорова - кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта;
Н. М. Кармазина - ассистент кафедры теории и методики физической культуры и спорта; заместитель начальника отдела миграционно-визового сопровождения;
И. А. Ульжитаева - заместитель директора по учебной работе ГАОУ АО «Казачий кадетский корпус им. атамана И. А. Бирюкова».
Information about the authors Tatiana A. Fedorova - Candidate of Science in Philology; Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports;
Natalia M. Karmazina - assistant of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, Deputy Head of the Migration and Visa Support Department;
Irina A. Ulzitaeva - Deputy Director for Academic Affairs of the State Autonomous General Educational Institution of the Astrakhan Oblast «Cossack Cadet Corps named after Ataman I. A. Biryukov».
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.07.2023; одобрена после рецензирования 10.08.2023; принята к публикации 25.09.2023.
The article was published 07.07.2023; approved after reviewing 10.08.2023; accepted for publication 25.09.2023.