Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Татьяна Владимировна

Патриотическое воспитание молодежи в современных российских школах является важнейшей составляющей формирования и развития личности учащихся. Патриотизм считается одним из главных приоритетов воспитания подрастающего поколения. В нормативных документах правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации определены приоритетные направления развития образования, одним из основных направлений которого является укрепление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN EXTRA-TIME ACTIVITIES OF GENERAL EDUCATION SCHOOL

Patriotic education of young people in modern Russian schools is the most important component of the formation and development of the personality of students. Patriotism is considered one of the main priorities of the education of the younger generation. The regulatory documents of the Government of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation identify priority areas for the development of education, one of the main directions of which is to strengthen the educational potential of the educational process and organize effective patriotic education.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Выводы. Формирование у детей дошкольного возраста математических представлений происходит через установление и определение различного типа связей между математическими объектами, отношениями. У дошкольников происходят качественные изменения форм познавательной активности, через формирование логических операций.

Для развития у детей дошкольного возраста математических представлений эффективно применять дидактические игры (направленные на формирование основных математических представлений).

Являясь ведущим видом детской деятельности, игра способствует всестороннему развитию личности ребенка любого дошкольного возраста, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества. В игре он реализует потребность в познавательной активности, коммуникации со сверстниками и окружающей действительно и т.п.

Литература:

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000. - 263 с.

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.

3. Выготский. Л.С. Психология развития ребенка.-М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.- 512 с.

4. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-1. - С. 69-72; [Электронный ресурс] URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 22.12.2020).

5. Калинина И.Г., Тимохина Т.В., Толкова Н.М., Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп. Перспективы науки и образования, 2019 № 4 (40) elSSN: 2307-2334 С. 351-360.

6. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. - 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

7. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - Изд.: Световид, 2009 - 216 с.

8. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

9. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/index.shtml?from_page=112

10. Фрейд З. Собрание сочинений / З. Фрейд. - М.: Фирма СТД, 2006. - 607 с.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2. Изд.- М.: Владос, 1999. - 358 с.

Педагогика

УДК 371.035.6

аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий Толмачева Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Патриотическое воспитание молодежи в современных российских школах является важнейшей составляющей формирования и развития личности учащихся. Патриотизм считается одним из главных приоритетов воспитания подрастающего поколения. В нормативных документах правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации определены приоритетные направления развития образования, одним из основных направлений которого является укрепление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формы внеурочной деятельности, патриотизм, Родина, школьное образование.

Annotation. Patriotic education of young people in modern Russian schools is the most important component of the formation and development of the personality of students. Patriotism is considered one of the main priorities of the education of the younger generation. The regulatory documents of the Government of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation identify priority areas for the development of education, one of the main directions of which is to strengthen the educational potential of the educational process and organize effective patriotic education.

Keywords: patriotic education, forms of extracurricular activities, patriotism, Motherland, school education.

Введение. Современный период развития образования в России был насыщен кардинальными изменениями, в том числе в содержании образовательного процесса, внешкольной деятельности и управлении образовательными учреждениями. Изменения в российском обществе повлекли за собой и изменения в социальном порядке образования. Новая школа должна стать важнейшим фактором обеспечения социокультурной составляющей, постановки и решения задачи личностного развития, а значит, стать эффективным фактором развития страны. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3"0б образовании Российской Федерации", ФГОС, концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России (А.У. Данилюк, А.М. Кондаков и др.) - в этих работах, методиках и законе уделено особое внимание формированию и развитию личности, оговаривается необходимость в формировании качеств гражданственности, патриотизма, умением успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Президент В.В. Путин отметил: «Мы должны строить наше будущее на прочном фундаменте. И основа этого-патриотизм. Сколько бы мы ни обсуждали, что может стать основой прочного морального фундамента для нашей страны, ничего другого мы не придумаем. Это уважение к нашей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, к нашей тысячелетней культуре, к уникальному опыту

сосуществования сотен народов и языков на территории России. Мы должны в полной мере использовать образование и просвещение, которые являются лучшим опытом как в Российской империи, так и в Советском Союзе» [4].

Без серьезной научной базы практика патриотического воспитания не может быть целенаправленной и системной. Этот вопрос рассматривается в трудах философов (Н. Один, Г.В. Плеханов и др.), психологов (И.Б. Котов, С.Л. Рубинштейн), учителей (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Сухомлинский), писателей (В.Г. Белинский, В. Маяковский и др.).

Изложение основного материала статьи. Образовательные стандарты основного и среднего образования в федеральном государстве иллюстрируют важность регулярной и внеурочной деятельности для формирования у молодежи патриотизма, уважения к «народу», чувства ответственности за Родину, гордости за свою землю, прошлое и настоящее, уважение к символу государства [10]. Все это дает основу для изучения факторов, формирующих патриотические ценности молодежи. Раскрывая роль патриотизма в процессе личностного развития человека, многие мыслители и педагоги прошлого указывают на его многогранное формирующее влияние. Итак, К.Д. Ушинский считает, что патриотизм - это не только важная задача воспитания, но и мощное педагогическое средство: «потому что ни у кого нет любви к себе, поэтому ни у кого нет любви к Родине, которая дает воспитание». Половое созревание характеризуется возрастом становления личности, в котором происходит формирование интересов, идеалов, усвоение основных духовных ценностей общества, в связи с чем будущее развитие страны зависит от воспитания человека в этом возрасте [8].

По словам С.С. Ткачева, внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям развития личности: спорт и развлечения; искусство и эстетика; наука и образование; военный патриотизм; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность.

Сегодня в сфере образования на базе общеобразовательных школ реализуются новые формы патриотического воспитания, открываются кадетские полки военных училищ, специализированные курсы (военно-спортивные, военные, казачьи профориентационные курсы), краеведение, военно-исторические клубы, музеи, залы воинской Славы. Данная форма воспитательной работы представляет собой способ организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение конкретных образовательных целей.

В этих объединениях широко используются интерактивные формы: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организация поисковой работы, военно-спортивные игры. В результате актуализируется вопрос формирования у молодежи патриотических ценностей в ходе регулярной и внеучебной деятельности. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания молодежи [9]. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами школы. Важную роль играют и другие социальные институты семьи и общества, такие как общественные организации, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты и религиозные организации. Внеклассные мероприятия организуются в иной форме, чем курсы. Это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, дебаты, КВН, школьное научное общество, Олимпиады, конкурсы, поисковые и научно-исследовательские работы и т.д. Форма организации внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением. Например, в образовательных учреждениях может быть реализована программа патриотического направления, новизна которой заключается в том, что выбрана не только модель обучения и воспитания, но и эффективное использование педагогических кадров в различных инновациях, социальной рекламе и т. д.), участвовать в различных рекламных мероприятиях, разрабатывать различные проекты со студентами. Благодаря этой инновационной форме обучения и воспитания - дети лучше усваивают материалы, участвуют в военно-патриотических мероприятиях и волонтерских движениях, погружаются в события Великой Отечественной войны (через различные мероприятия), и проникаются мыслью -защищать свою Родину.

С принятием правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в государственных учреждениях и школах усилена работа по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями системы воспитания патриотизма можно назвать [1]:

- Духовно-нравственное воспитание, направленное на осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров патриотического воспитания, процесса социально значимых и реальных явлений жизни, умением служить ориентиром на позиции определяющих принципов в реальной жизнедеятельности.

- Краеведение. Комплекс патриотических воспитательных мероприятий направлен на познание историко-культурных корней, осознание уникальности Родины, ее судьбы, неразрывности с ней, формирование чувства гордости за действия и исторической ответственности предков и современников за происходящее в обществе.

- Гражданско-патриотическое воспитание. Данный комплекс мер влияет на формирование правовой культуры и законопослушного поведения, оценку навыков участия в общественно-национальных политико-правовых событиях и процессах, формирует статус гражданственности, готовность служить народу и выполнение конституционных обязанностей.

- Социал-патриотизм. Призван активизировать духовно-нравственную, культурно-историческую преемственность поколений, формирует позитивный жизненный статус.

- Военный патриотизм. Направленана формирование у молодежи высокого чувства патриотизма, идеи служения Родине, ащищать ее с оружием в руках, изучение русской военной истории, воинских традиций.

- Героико-патриотическое. Неотъемлемой частью воспитания патриотизма является пропаганда героической карьеры, а также воспитание чувства гордости за героические подвиги наших предков и их традиции, знаменательные героические и исторические даты.

- Спорт и патриотизм. Развивает нравственные и волевые качества, формирует физическую культуру и силу в процессе занятий спортом.

Сегодня воспитание патриотизма - это системная деятельность по формированию патриотического сознания, ценностей и верности Родине у молодежи. Ценностное отношение образования к Родине - нелегкая задача для педагогов. Эта работа должна проводиться на протяжении всего учебного процесса. На самом деле, внеклассная деятельность тесно связана с обычной деятельностью и является ее логическим

продолжением. Поскольку не всегда удается сформировать новые качества на уроке и проследить, как эти качества личности формируются и развиваются, термин «вненеклассная деятельность» очень удачен, поскольку он объединяет то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, с которыми мы уже знакомы: кружки, секции, экскурсии, творческие объединения, фестивали, школьные праздники и вечера, конференции, семинары [3].

Чувство патриотизма не рождается, оно является результатом длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека. Только хорошо продуманное и хорошо спланированное патриотическое воспитание может помочь нам развить настоящих граждан. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает различные формы: школьные часы; родительские собрания; экскурсии; круглые столы, диспуты; конкурсы, викторины, КВН, игры, просмотр видеофильмов о войне и др.

Реализация этих мер включает в себя [11]:

- воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста; уважение и любовь к своему дому, соотечественникам;

- формирование желания развивать коммуникативные навыки, самовыражение, уверенность в себе и результате своей работы, самореализацию;

- развивать у учащихся интерес к истории города, в котором они родились и выросли, а также к истории россии;

- формировать уважительное отношения к природе, родине, памятникам архитектуры, культуры;

- развивать интерес к знаниям, творчеству и инициативе;

- формировать устойчивость системы знаний в конкретных областях;

- развивать осознание таких качеств, как важность работы; честность, уважение и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Для каждого человека первым шагом в понимании Родины является изучение истории своей семьи. Работа по изучению генеалогии привлекла интерес к истории своих предков, способствовала укреплению духовных ценностей и подняла уровень культуры. Организация проектной деятельности считается одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм. Эта деятельность позволяет каждому обучающемуся почувствовать себя исследователем, овладевая навыками работы с различными источниками информации. Это также ценная проектная деятельность, позволяющая объединить детей, родителей и педагогов в совместной творческой, исследовательской деятельности, сформировать реальное сообщество детей и взрослых [2].

В зависимости от задачи, формы и содержания внеучебной деятельности патриотическое воспитание может осуществляться и через кружки- занятия, целью которых является расширение социально значимых знаний ребенка о себе за счет увеличения знаний об истории - о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальных началах человечества [6].

Эффективным инструментом в системе воспитания патриотизма является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника «Зарница». Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами «милитаризации» в которой используется ряд терминов и понятий, используемых в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск.

Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию является благотворительная деятельность [7]:

-«Согревающие сердце руки» (работа Тимурова).

- «Открытка ветерана» (поздравления с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).

- «Цветы на граните» (в праздничные дни возложение цветов в незабываемых местах).

Одним из приоритетов патриотического воспитания является посещение музеев.

Правильно организованная внешкольная среда обеспечивает широкий спектр личностно-ориентированных образовательных возможностей. Опыт показывает, что использование групповой работы сделало более успешным воспитание чувства патриотизма у молодежи. Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после школы становится единым и системным процессом, направленным на формирование индивидуальных, метатематических и тематических результатов.

Анализ научных источников и существующего педагогического опыта выявил ряд проблем. Подростки, достигнув определённого возраста становятся сильно возбудимы, эмоциональны, у них слабо развит самоконтроль, подвержены отрицанию всего нового. Для решения предлагаем: создавать развивающие культурно-образовательные среды, способствующие развитию межличностных отношений подростков во внеурочной деятельности. Образовательные учреждения должны обогащать культурный опыт подростков, создавать доверительные отношения и открытость к новой информации, уделять внимание к конструктивному межкультурному диалогу, стимулировать развитие к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

Вторым условием является организация педагогического взаимодействия, направленного на повышение потенциала молодежи в области формирования патриотических ценностей во внеучебной деятельности -проводить системную работу через игры-задания, флешмобы, кружки, элективные курсы, организовывать различные праздники, информационные встречи с известными местными деятелями, посещать родной город, развивать личные волевые качества, умения и навыки у учащихся. Также крайне важно учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся в формировании патриотических ценностей [5].

Выводы. Использование различных форм внеурочной деятельности является неотъемлемой частью школьной жизни, что является не только ведущим звеном в развитии образовательного процесса, но и позволяет прививать военно- и гражданско-патриотическое воспитание не только у учащихся, но и учителей и родителей. Конечным результатом системы воспитания героического патриотизма должно стать воспитание духовной культуры, укрепление национальной, социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданский статус и патриотическое воспитание во многом определят будущее России.

Литература:

1. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике // Заместитель директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. - 2015. - №6 - С. 3-82

2. Лубский А.В. Можно ли совместить гражданские ценности с патриотизмом в России? // Партнерство университета и школы в сфере формирования гражданских ценностей и патриотизма. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2015. С. 10-19

3. Негина Т.А. Приобщение младших школьников к родной культуре. / Т.А. Негина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 218-223.

4. Патриотическое воспитание: от слов к делу / сборник статей. - М: Полиграф сервис, 2018. - 426 с.

5. Подмена понятий: патриотизм в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/27-05-2014/podmenaponyatii-patriotizm-v-rossii (дата обращения: 20.11.2020).

6. Фролова С.В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М.: Академический проспект, 2017. 153 с.

7. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67-74

8. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Воспитание в школе. - 2013. - № 3. - С. 24-32.

9. Шемякинский В.М. Две трактовки патриотизма // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 130-133.

10. Шестов Н.И. Парадоксы патриотизма. В кн.: Патриотизм как феномен современной общественной жизни : сб. статей / Сост. Д.А. Усанов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. С. 14-20.

11. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый, 2017. -№47. - С. 240-243.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Туйсина Гульфия Ризаевна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы профессиональной подготовки бакалавров по инженерно-техническим направлениям. Привлечение студентов к активной образовательной деятельности способствует формированию професионально необходимых компетенций, что является основным требованием образовательных стандартов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, инженерно-техническое образование, молодежное лидерство, творчество, развитие личности.

An^tatton. The article addresses the main issues of professional training of bachelors in engineering areas. Attracting students to active educational activities contributes to the formation of professionally necessary competencies, which is the main requirement of educational standards.

Keywords: vocational training, engineering education, youth leadership, creativity, personality development.

Введение. Для того, чтобы реализовать требования современного общества, необходимо обеспечить возможностью:

- грамотного и актуального методического сопровождения;

- информационной и технической поддержки преподавателей и студентов в процессе образовательной деятельности;

- организации проектной, научно-исследовательской и учебно-производственной деятельности.

Профессиональная подготовка бакалавров в вузе это - формирование комплекса учебных,

профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций, развитие личности каждого студента, расширение кругозора, привитие специальных знаний и умений. Все перечисленное выше является основным условием конкурентоспособности студента бакалавра - будущего специалиста. Это способствует тому, что предъявляемые социально-экономические требования и информационное развитие общества находят свое выражение в совершенствовании и реализации педагогических технологий в профессиональной подготовке бакалавров в вузе.

Ориентир на новую модель квалифицированного специалиста и изменение содержания профессионально-личностного развития личности в высшей школе создают необходимость внесения изменений в существующие методы и технологии профессиональной подготовки, обновления имеющихся методов обучения в вузе.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе наблюдается большой рост информации, именно поэтому возрастают требования к выпускникам вузов, которые должны обладать большим объемом теоретических знаний и практических умений, имеющих способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества. Большие требования предъявляются и к образовательным организациям, т.к. одной из задач высшего образования является подготовка бакалавров со сформированными ключевыми компетенциями профессиональной деятельности [4].

Развитие и внедрение в образовательный процесс вуза модели компетентного молодого специалиста, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями требует от вузов инноваций, актуальности программ подготовки. Современное общество отличается большим внедрением информационных технологий во все области человеческой деятельности. Традиционная информационная деятельность приобретает новое качественное развитие, наполняется новым содержанием. Поэтому так важно подготовить специалиста, обладающего информационной компетентностью. Организация процесса обучения на базе новых информационных технологий позволяет на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все виды учебно-воспитательной работы. Именно поэтому актуальной проблемой современного образовательного учреждения является развитие качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, креативность, успешность и адаптируемость к новым условиям [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.