Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL PRIDE / PATRIOTISM / REGIONAL COMPONENT / TRADITIONS / UPBRINGING / FORMATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацева Елена Николаевна

В статье рассматриваются проблемы формирования национальной гордости в процессе регионального патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Актуальность данного вопроса обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы одним из основных направлений учебной и воспитательной работы является введение регионального компонента. Во-вторых, ориентация образовательных организаций, относящейся к определенному региону, на присущие ему этнокультурные ценности достаточно сильно влияет на эффективность патриотической системы воспитания. В то же время приобщение к традиционной культуре способствует формированию национальной гордости достижениями своего народа, созидательного отношения к окружающему миру и активной гражданской позиции молодежи. Система регионального патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений описана на примере двух субъектов Российской Федерации - Краснодарского края и республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATIONAL PRIDE IN THE CONDITIONS OF REGIONAL PATRIOTIC EDUCATION

The article discusses the problems of the formation of national pride in the process of regional patriotic education of students of general educational organizations. The relevance of this issue is due to several factors. Firstly, within the framework of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020, one of the main areas of educational and upbringing work is the introduction of a regional component. Secondly, the orientation of educational organizations belonging to a region towards its inherent ethnocultural values influences quite a lot the effectiveness of the patriotic education system. At the same time, familiarization with traditional culture contributes to the formation of national pride in the achievements of its people, a constructive attitude to the world and an active civic position of youth. The system of regional patriotic education of students of secondary schools is described by the example of two constituent entities of the Russian Federation - the Krasnodar Territory and the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

3SS

ном неприятии и раздражении на школьников в силу того, что дети с ЗПР нередко мешают и препятствуют нормальному течению учебного процесса, не могут контролировать свое поведение, создают нестандартные ситуации, к которым учитель оказывается не готов. С другой стороны, учитель испытывает жалость к таким детям и постоянное желание их опекать, дает неоправданные поблажки, старается оградить от любых сложностей, что осложняет процесс их общего развития. Еще одним моментом, негативно влияющим на процесс обучения, является отсутствие внутренней и внешней мотивации у педагогов. Нередко учителя, а порой и сами родители не верят в то, что ребенок с отставаниями а развитии способен чему-то научиться, а тем более освоить иностранный язык хотя бы на элементарном уровне.

Возникает необходимость в формировании психологической готовности педагога. С одной стороны, это осуществляется через обучение и обмен профессиональным опытом -мастер-классы, практикумы, взаимопосещение уроков, система тренингов, курсы повышения квалификации и т.д. Сдругой стороны, учитель нуждается в психологической поддержке инклюзивного процесса, в "психологическом ассистировании и супервизии, то есть в совместном анализе профессионального опыта, конкретного случая, преодолении негативных эмоций" [1,123]. Для оказания такой помощи в каждой школе должен быть психолог, умеющий работать с психологическим состоянием учителя, анализировать проблемы и трудности, консультировать, а также искать совместно выходы их сложных ситуаций.

Таким образом, на сегодняшний день существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя иностранного языка, связанные с широким внедрением инклюзии в общеобразовательные школы. Решение данных проблем возможно только в ходе целенаправленной коллективной работы учителей, родителей, а также специалистов, осуществляющих социально-психологическое и логопедическое сопровождение обучающихся (психологов, логопедов, тьюторов, социальных педагогов).

Литература:

1. Алехина C.B. Инклюзивное образование и пси хологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия "Педагогика и психология1'. - 2012. -№4(22).-С. 117-127.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519с.

?3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. -М. : Педагогика, 1973.?- 148 с

4. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведён иЩШ. В. Кузнецова, Л. И. Нереслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. - 480 с.

5. Примерная адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosreestr.ru(дата обращения: 5,05.2020}

6. Сорокин В.М. Специальная психология : учебное пособие. - СПб, : Речь, 2003.-21 б С.

/. ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ruUaTa обращения: 25.042020).

8. Федеральный закон от29.12.2012 N 273-Ф3{ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Фе дерации") [Электронный ресурс]. URL: http:// za konobobrazova ni i.ru/zakon-ob-obrazova ni i (дата обращения: 30.04.2020}.

FORMATION OF N A TIONAL PRIDE fN THE CONDITIONS OF REGIONAL PATRIOTIC EDUCA TION Paceva Elena Nikolaevna, Lecturer, Kuban State University, Krasnodar

The article discusses the problems of the formation of national pride in the process of regional patriotic education of students of general educational organizations. The relevance of this issue is due to several factors. Firstly, within the framework of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020, one of the main areas of educational and upbringing work is the introduction of a regional component. Secondly, the orientation of educational organizations belonging to a region towards its inherent ethnocultural values influences quite a lot the effectiveness of the patriotic education system. At the same time, familiarization with traditional culture contributes to the formation of national pride in the achievements of its people, a constructive attitude to the world and an active civic position of youth. The system of regional patriotic education of students of secondary schools is described by the example of two constituent entities of the Russian Federation - the Krasnodar Territory and the Republic of Dagestan.

Keywords; national pride; patriotism; regional component; traditions; upbringing; formation; education.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.66

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ удк 371.4 В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПА ТРИОТИЧЕСКОГО ВАК РФ 13.00.02 ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования национальной гордости ФПацева Е.Н„ 2020 в процессе регионального патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Актуальность данного вопроса обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в рамках Федеральной целевой програм мы развития образования на 2016 2020 годы одним из основных направлений учебной и воспитательной работы является введение регионального компонента. Во-вторых, ориентация образовательных организаций, относящейся к определенному региону, на присущие ему этнокультурные ценности достаточно сильно влияет на эффективность патриотической системы воспитания. В то хе время приобщение к традиционной культуре способствует формированию национальной гордости достижениями своего народа, созидательно го отношения к окружающему миру и активной гражданской позиции молодежи. Система регионального патриотического воспитания учащихся общеобразова тельных учреждений описана на примере двух субъектов Российской Федерации ■■ Краснодарского края и республики Дагестан.

Ключевые слова; национальная гордость; патриотизм; региональный компонент; традиции; воспитание; формирование; образование.

В настоящее время одной из актуальных проблем государственной политики Российской Федерации в сфере образования является воспитание у подрастающего поколения гражданственности, посредством формирования гармонично развитой личности, обладающей чувством национальной гордости за свое Отечество. Инициатором широкомасштабного возрождения патриотического воспитания молодежи стал Президент Российской Федерации 8.Б. Путин, который в одном из своих посланий федеральному собранию отметил, что "если для ряда европейских стран национальная гордость давно забытое понятие, а суверенитет слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет абсолютно необходимое условие её существования... ил и мы будем суверенными или растворимся, потеряемся в мире" [3| Обозначенная траектория, определила активное развитие и внедрение различных форм патриотического воспитания молодежи, которое возобновило ранее утраченную значимость, а концепт "национальная гордость" стал рассматриваться в педагогической науке и практике как важнейший фактор становления самосознания граждан России.

Поскольку понятие "национальная гордость" выделено авторами статьи в качестве отдельной терминологической единицы, следует сказать, что каждый человек усваивает определенные ценностные установки и духовно-нравственные идеалы в процессе своего образования, воспитания, коммуникации и ознакомления с традициями, культурой и историей страны. Таким образом, становится очевидным тот факт, что в начале у человека возникает чувство национальной гордости за достояния своей Родины, результатом же становится патриотическое отношение и безусловная любовь к ней,

Б то же время формирование личностных качеств, гражданско-патриотической позиции и национального самосознания непосредственно связано с местом проживания. А поскольку в состав Российской Федерации входит 85 равноправных субъектов, которые играют важную роль в развитии политической, социально-экономической и культурной жизни государства, то одним из актуальных направлений в учебно-воспитательной работе является введение

ПАЦЕВА Елена Николаевна, преподава тель кафедры Дефектологии и специальной психологии. Кубанский государственный университет, Краснодар

регионального компонента как неотъемлемой части мировой и отечественной культуры. Соответственно региональная специфика патриотического воспитания, ориентированная на этнические ценности, приобретает исключительную значимость в современном образовательном процессе.

Вопросы формирования национальной гордости как неотъемлемого компонента патриотического воспитания, в рамках реализации региональной образовательной программы, рассматриваются в многочисленных исследованиях ученых и педагогов-практиков [1,6]. Кроме того, повсеместно осуществляется активный поиск, реализация инновационных подходов и эффективных педагогических форм патриотического воспитания, В структуре региональной учебно-воспитательной деятельности исследователи выделяют несколько компонентов, которые являются важнымусловием эффективной реализации гражданско-патри-отического направления воспитательной работы в целом и формирования национальной гордости, в частности. К таковым относятся:

- опора на этнические особенности учащихся;

- организация учебно-воспитательной работы с учетом не только региональных, но и общероссийских культурно-исторических традиций;

- практикоориентированность гуманитарных дисциплин;

- включение учащихся в социально значимые виды деятельности;

- межпредметность, обеспечивающая тесную взаимосвязь с дополнительным образо-ванием;

- военно-патриотический компонент;

- трудовое воспитание;

-спортивно-оздоровительные мероприятия;

- религиозный компонент [2].

В настоящее время в регионах реализуются разнообразные парадигмы гражданско-лат-риотического воспитания. В нашей статье представлен краткий обзордвух региональных моделей, направленных на формирования национальной гордости у учащихся общеобразовательных учреждений Краснодарского края и Республики Дагестан. Следует отметить, что, несмотря на серьезные энтокультурные различия данных регионов РФ, в обоих - патриотическое направление работы с учащимися имеет однонаправленный вектор развития, базирующийся на единстве всех народов, для которых Россия остается родным Отечеством. Показательной в этом отношении является

идентичность следующих детерминант, определяющих функционирование системы патриотического воспитания:

- центральное звено системы общеобразовательная школа;

- в формировании национального самосознания активное участие принимает семья и другие социальные институты;

- учебно-воспитательная работа ведется с опорой на исторически сложившиеся традиции и обычаи конкретного региона;

непосредственным участником воспитательной деятельности является старшее поколение, выступающее в качестве носителя традиционной культуры [5].

Переходя к анализу форм и методов реализации патриотического направления в деятельности образовательных организаций Краснодарского края, необходимо сказать, что в качестве регионального компонента здесь выступает казачество. Ключевым критерием в деятельности образовательных учреждений казачьей направленности является ориентация на проверенные временем традиции и общечеловеческие ценности, сформированные на протяжении вековой истории и культуры казаков [4]. Большое значение имеют традиционные, исторически сложившиеся принципы и подходы к воспитанию детей в казачьей общине, которые основываются на специфике региона, а также учитывают современные индивидуальные потребности и интересы учащихся,

Гражданско-патриотическая деятельность общеобразовательных учреждений Дагестана осложняется тем, что это многонациональная республика, в которой проживает более ста народностей. Школьные коллективы учащихся и педагогов включают от 2 до 15 представителей различных национальностей, а характер взаимоотношений между их членами имеет некоторые особенности, заключающиеся во взаимопроникновении разнородных культур при взаимодействии людей, обладающих национальными чертами характера, В силу этого перед педагогами и социальными институтами стоит не простая задача по формированию общенационального дагестанского самосознания учащихся, с опорой на традиционные и об-щероссийские духовно-нравственные ценности.

В контекст межпредметного и предметно-тематического компонентов казачьих образовательных учреждений вводятся факультативные курсы, на которых учащиеся осваивают прикладное творчество, знакомятся с воине-

кими обычаями и подвигами казаков со времён основания Запорожской Сечи до Великой Отечественной войны, изучают казачьи традиции, праздники и обряды. Подобные мероприятия формируют у подрастающего поколения чувство национальной гордости и патриотизма, укрепляют любовь к малой родине и России,

В дагестанских общеобразовательных учреждениях также прослеживается реализация вышеобозначенных компонентов посредством введения различных форм воспитательной работы с учащимися. Среди них можно выделить проведение традиционных праздников, в основе которых лежат идеи свободы, мира, дружбы и трудолюбия, 8 ходе самобытных праздничных мероприятий, учащимся прививаются навыки взаимопомощи и самоорганизации, воспитываются волевые качества, а также характерное для представителей дагестанского джамаэта военно-спортивное удальство и героизм, которые гармонично дополняются семейными тухумными традициями солидарности между различными конфессиями и верности своему отечеству. Таким образом, с этническими обычаями и празднествами интегрируется и военно-патриотичес-кое воспитание, включающее не только практический компонент, но и теоретическое ознакомление учащихся с деятельностью войск и особенностями быта военнослужащих (военно-прикладные спортивные секции, строевые занятия, игровые секции, военно-техни-ческие кружки и пр.).

Военно-патриотические мероприятия по подготовке к службе в российской армии в духе военных традиций кубанского казачества ("Казачий строй", "Основы военной подготовки" и т.д.} проводятся и в учреждения Краснодарского края. Их основная цель формирование в сознании обучающихся чувства национальной гордости и долга, готовности к военной службе и защите Отечества, уважения к боевому прошлому России. 8 рамках курса разрабатываются программы по работе с допризывной молодежью ("Достойные сыны России"). По достижении воспитанниками 14-летнего возраста им вручается Удостоверение казака-при-зывника, А юноши идевушки старшего школьного возраста проходят военно-полевые сборы, 8о время внеурочной деятельности проводятся внутришкольные, краевые и зональные соревнования и спартакиады, организуются туристические походы и экспедиции, преподаются военно-спортивные дисциплины Этнокультурные традиции кубанских казаков и народов Дагестана используются и при

организации модели ученического самоуправления, Которая является основой самореализации личности обучающихся и необходимым условием для их социальной адаптации и формирования активной гражданской позиции [8].

Являясь активными участниками органов самоуправления, ученики осваивают такие умения, как руководство коллективом, ораторское искусство, развивают творческое мышление и инициативное отношение к окружающей действительности, пробуют себя в различных социальных ролях, приобретают навыки самостоятельного планирования и организации индивидуальной и коллективной деятельностью. Функционирование органов детского самоуправления базируется на локальных нормативно-правовых актах, что создает благоприятные условия для понимания учащимися закономерностей социально-политического устройства общества,

Практико-ориентированность гуманитарных дисциплин в обоих регионах реализуется посредством проектной деятельности, которая основана на разработке различных проектов научной, общественно-политической, патриотической направленности и с учетом региональных особенностей. 8 русле патриотической направленности проектной деятельности проводятся внутришкольные, районные и краевые конкурсы, викторины, олимпиады. Организуются экскурсии по памятным местам, посещения выставок, театров и культурно-массовых мероприятий, общественные акции. Тем самым реализуется задача по формированию у учащихся нравственных качеств, гражданственных установок, чувства гордости за достижения и подвиги своего нзродз,желания стать продолжателями его традиций и защитниками идеалов и ценностей. А включение учащихся в различные социально значимые виды деятельности осуществляется благодаря функционированию волонтерского движения, направленного на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, активное участие в музейной работе и общественных акциях. С этой же целью проводятся дополнительные занятия по этике, психологии экономике и праву 16, 7],

Особая роль в воспитании юных последователей казаков принадлежит религиозному направлению, В структуру учебно-воспита-тельного процесса включатся дисциплины православной тематики ("Основы православной культуры" и др.), на которых учащиеся знакомятся с библейской литературой, историей

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

362

возникновения церквей и храмов, церковными обрядами и праздниками. В качестве гостей на таких уроках присутствуют и выступают представители православной церкви. Использование в воспитании потенциала нравственных заповедей православия и приобщение детей к вечным человеческим ценностям (необходимость делать добро, любовь к ближнему), обусловливает становление и развитие духовно-нравственных качеств личности. В свою очередь в дагестанских общеобразовательных учреждениях и религиозных организациях также активно поддерживается духовная направленность патриотического воспитания, благодаря которой в сознании подрастающего поколения формируется толерантное отношение к представителям многонациональных конфессий, что является залогом социального единения и общепатриотического отношения к Родине.

Также анализ учебно-воспитательной деятельности дагестанских и казачьих образовательных организаций показал, что ознакомление детей с традиционной культурой своего народа напрямую связано с воспитанием добросовестного отношения к труду. На уроках трудового обучения и в процессе внеурочной трудовой деятельности учащиеся знакомятся с традиционными ремеслами и промыслами, трудовые бригады учеников оказывают посильную помощь внешкольным производственным организациям и т.д. Благодаря позитивному отношению к труду в детском сознание формируется чувство гордости и одновременно созидательное отношение к окружающей действительности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что патриотическое воспитание, направленное на формирование национальной гордости у учащихся образовательных организаций, является наиболее эффективным при

введении в его структуру регионального компонента. Это позволяет решать целый ряд педагогических задач, ориентированных не только на становление активной гражданской позиции подрастающего поколения, но и способствующих развитию чувства любви к родному краю, гордости за достижения своего народа, сопричастности к его истории и культуре, а также ответственности за будущее своей малой Родины и страны.

Литература:

1. Борисова Т. Вековые традиции казачества -основа воспитания социальной ответственности молодого поколения // Социальная педагогика в России. - 2010. - № 2. - С. 33-39.

2. Мордвинова Е. А. Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования // Поволжский педагогический вестник. - 2018. - N83 (20).

3. Послание президента Федеральному Собраиию //Российская газета.Федеральный выпуск №6550 (278).- М. : Российская газета, 2014. - 25 с.

4. Саенко Л,А., Затеева Т.Г. Педагогический потен циал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №4 (208). - С. 103-108.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019, - №2. - С 153-161.

6. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказс-кого федерального университета. - 2019. - № 3 (72).-С 162-165.

7. Саенко Л,А., Теницкий C.B. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи // Мир науки, культуры, обра зования. - 2020, - N- 2 (81). - С 333-335.

8. Юсупова Г.И., Алибекова С.Й., Магаррамов М.Д. Современные проблемы патриотического воспитания в республике Дагестан // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2017. - №4. -С. 102-107.

PECULIARITIES OF YOUNG BASKETBALL PLA YERS PHYSICAL SKILLS DEVELOPMENT

Papula Gelshrgan Mirgazovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Physical Education Podlubnaya Alena Anatolievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Adapted Physical Education, sport and tourism Togliatti State University, Togliatti

Current situation in Russian sport makes it obvious for the most experts that the primary task at the present stage in all sports is to improve the quality of sports "reserves" An unprecedented increase in the volume and intensity of training and competitive activity, as well as a high level of competition in national and other sport teams creating, makes special, increased demands on all aspects of the basketball players' abilities. This work is devoted to the most important part of training young basketball players - the development of basic physical qualities that contribute to the full implementation of the technical and tactical arsenal of 10-12 year old players. The article describes the methodology of training the physical qualities of young basketball players, as well as informative tests aimed at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.