Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности в системе дополнительного образования'

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITIES AND MUSEUM ACTIVITIES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ОТЕЧЕСТВО / FATHERLAND / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE ARTS AND MUSICAL ARTS / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / AND FOLK TRADITIONS / FURTHER EDUCATION / SCHOOL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Наталья Александровна, Магомедова Луиза Исламудиновна, Кравцова Лариса Алексеевна

Рассматривается проблема патриотического воспитания как одного из главных направлений в воспитательной системе школы. Актуальность исследования обусловлена тем, что события конца XX начала XXI века привели к утрате ценнейших наработок в этой области, в связи с чем в образовательных учреждениях создаются различные программы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Показано, что, несмотря на все усилия, которые прилагает школа, уровень патриотического воспитания у обучающихся остается на низком уровне, особенно это касается мотивационного и поведенческого компонентов патриотической воспитанности. Указывается, что школа в основном организует просветительскую деятельность, что отражается на преобладании в патриотической воспитанности детей когнитивно-интеллектуального компонента. Доказывается, что формирование мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого компонентов патриотизма эффективно реализуется в системе дополнительного образования. Посредством краеведческой, музыкальной, декоративно-прикладной деятельности и народных традиций, в соответствии с интересами и способностями детей младшего школьного возраста, что направлены на развитие у ребят патриотического отношения не только к России вообще, но и к своей малой родине, её героям, а также к семье, школе, природе и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгая Наталья Александровна, Магомедова Луиза Исламудиновна, Кравцова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of primary school-age children through various activities in the system of additional education

Considers the problem of Patriotic education as one of the main directions in educational system of the school. The research urgency is caused by the fact that the events of the late XX beginning of the XXI century has led to the loss of valuable experience in this field, therefore in educational institutions are a variety of programs of Patriotic education of children of primary school age. It is shown that, despite all the efforts made at the school level Patriotic education of students remains low, especially for motivational and behavioural components of Patriotic education. Indicated that the school mainly organizes educational activities, which is reflected in the prevalence of Patriotic education of children with cognitive-intellectual component. It is proved that the formation of motivational and consumerism, and behavioral and volitional components of patriotism is effectively realized in the system of additional education. Through local history, music, arts and crafts activities and folk traditions, in accordance with the interests and abilities of children of primary school age that are aimed at the development of Patriotic attitude not only towards Russia in General, but also for his homeland, its characters, as well as the family, school, nature etc.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности в системе дополнительного образования»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 02.02.2018; опубликована 28.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Долгая Н.А., Магомедова Л.И., Кравцова Л.А. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности в системе дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dolgaia N.A., Magomedova L.I., Kravtsova L.A. (2018). Patriotic education of primary school-age children through various activities in the system of additional education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN118.pdf (in Russian)

УДК 37

Долгая Наталья Александровна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, Россия Кафедра «Педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: barsik-nat@inbox.ru

Магомедова Луиза Исламудиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, Россия Кафедра «Педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Luiza_magomedova@rambler.ru

Кравцова Лариса Алексеевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, Россия Кафедра «Педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Bars19832006@rambler.ru

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности в системе дополнительного образования

Аннотация. Рассматривается проблема патриотического воспитания как одного из главных направлений в воспитательной системе школы. Актуальность исследования обусловлена тем, что события конца XX начала XXI века привели к утрате ценнейших наработок в этой области, в связи с чем в образовательных учреждениях создаются различные программы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Показано, что, несмотря на все усилия, которые прилагает школа, уровень патриотического воспитания у обучающихся остается на низком уровне, особенно это касается мотивационного и поведенческого компонентов патриотической воспитанности. Указывается, что школа в основном организует просветительскую деятельность, что отражается на преобладании в патриотической воспитанности детей когнитивно-интеллектуального компонента. Доказывается, что формирование мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого компонентов патриотизма эффективно реализуется в системе дополнительного образования. Посредством краеведческой, музыкальной, декоративно-прикладной деятельности и народных

https://mir-nauki.com

традиций, в соответствии с интересами и способностями детей младшего школьного возраста, что направлены на развитие у ребят патриотического отношения не только к России вообще, но и к своей малой родине, её героям, а также к семье, школе, природе и т. д.

Ключевые слова: младший школьный возраст; патриотическое воспитание; гражданственность; система дополнительного образования; школьное краеведение; внеурочная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и музейная деятельность; Отечество; декоративно-прикладное искусство и музыкальное искусство; народные традиции

XXI век задаёт высокий ритм жизни, исходя из этого возникает необходимость совершенствования всех сфер деятельности общества, особенно системы воспитания и обучения детей. Одной из приоритетных задач, стоящей перед образовательными учреждениями, является воспитать подрастающее поколение настоящими патриотами, так как перед обществом возникают вопросы духовного возрождения нации, уважения к своей Родине, формирования национального самосознания. Одним из способов решения данной задачи является повышение уровня и престижа предметов эстетического цикла в образовательной области. Особенно важную роль это играет сегодня, когда российское общество стало больше тяготеть к западной моде и сознанию, утрачивается истинность понимания и значения интернационализма. Всё это обостряет национальный вопрос, который необходимо безотлагательно решать уже на государственном уровне, потому что патриотическое воспитание становится одной из острейших проблем в системе образования России.

Перед образовательными учреждениями стоит нелёгкая задача - воспитать подрастающее поколение патриотами своей страны. Это трудоёмкий педагогический процесс, стержнем которого является установление нравственно - патриотических взглядов учащихся общеобразовательных школ.

Развитием патриотических качеств детей начальной школы принято считать процесс, целью которого является целенаправленное воздействие педагогами образовательных учреждений на личность подростка для того, чтобы обогатить его знания о родной земле, сформировать навыки общепринятого социально-нравственного поведения и потребности в деятельности на благо общества.

Общеобразовательная школа не может в полной мере осуществлять патриотическое воспитание, так как цель её заключается в том, чтобы дать детям всего лишь базовые знания и главной её целью является подготовка подростков к сдаче ЕГЭ.

В связи с этим в направлении нравственно-патриотического воспитания особую значимость приобретают учреждения дополнительного образования подрастающего поколения, потому что они в полной мере позволяют ребёнку стать полноправным участником общественно-активной и личностно-значимой работы, что, в свою очередь, способствует процессу установления патриотических взглядов у детей.

В системе дополнительного образования одним из приоритетных способов в формировании патриотических взглядов является исследовательская работа. Мотивацией для её реализации могут быть: рассказанная кем-то история, занимательный факт, взятый из жизни человека, семейные архивы и альбомы, знаменательные даты и т. п.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно дополнительное образование обладает теми возможностями, которые помогут в решении проблемы патриотического воспитания. Они способны сформировать и развить у младших школьников важнейшие социально-значимых качества: гражданскую зрелость, любовь к Отчизне и родному краю, ответственность и чувство долга, верность традициям, стремление к тому, чтобы

сохранить и обогатить ценности, связанные с историей и культурой своего народа, готовность преодолеть трудности, самопожертвование, а самое главное - готовность пройти службу в Вооружённых силах во славу Отечества.

Младший школьный возраст обладает особенными психологическими характеристиками, которые считаются благоприятной почвой для того, чтобы взрастить ростки патриотических чувств у детей, так как именно в этот период ребёнок более доверительно относится ко взрослому. В этом возрасте дети более внушаемы, подражают примеру старших, просты и искренни в своих чувствах, обладают эмоциональной отзывчивостью. То, что было пережито человеком в детском возрасте, те знания, которые он усвоил в школьном возрасте, остаются с ним в памяти навсегда.

Основной этап развития патриотических чувств у детей - это этап, когда подросток накапливает социальный опыт жизни на своей родине и осваивает нормы поведения и взаимоотношений, принятых в ней.

Отличительной чертой развития патриотических чувств у подростков считается единство знаний и нравственных чувств.

Огромное значение в патриотическом воспитании имеет осмысление школьниками сути патриотизма и глубокое эмоциональное переживание основных сторон проявления этого качества. Именно это является той благодатной почвой, на которой у учащихся прорастает любовь к своей Отчизне, появляются убеждения, взгляды и установки общественного поведения.

Одним из главных способов решения этого вопроса является содержание обучения и разные формы внеурочной деятельности. Но чтобы эта работа возымела эффект в воспитании патриотических чувств у подростков, в ней должна быть конкретная внутренняя логика.

Основными методами в развитии нравственно - патриотических взглядов у школьников младших классов являются:

• Метод «убеждения» - основывается на опыте, полученном лично, примере или опыте других людей, сочинение - размышление, разъяснение, дискуссия (когда школьник является полноправным и активным участником полемики).

• Метод «побуждения» - основывается на увлечении интересным делом, творческим поиском, когда участника поощряют, вознаграждают, хвалят за проделанную работу (формирование гордости от принадлежности к своему народу, к стране; разработка педагогических рекомендаций, способствующие становлению и развитию патриотической направленности личности).

• Метод «приучения» - основывается на играх, в которых проявляется творческий потенциал ребёнка, или поручениях, традициях, соревнованиях (т. н. воспитание посредством коллективной творческой деятельности, на основе которой формируется нравственно-патриотическое видение мира и складывается характер школьника младших классов).

Прежде всего, учителя и организаторы образовательных учреждений должны направить свои силы на то, чтобы обогатить знания школьников, которые касаются осмысления всех сторон патриотизма и гражданственности и той деятельности, что непосредственно связана с воплощением полученных знаний в повседневной взрослой жизни. Разными средствами и методами для этого обладает краеведение.

Школьное краеведение отличается рядом особенностей:

1. Первенство задач воспитания;

2. Шансы реализовать принципы адаптивной педагогики;

3. Комплексный характер содержания: культура, хозяйство, история и т. д.;

4. Использование образовательных и воспитательных средств социокультурного пространства края или города;

5. Воплощение в ходе деятельности исследовательского, деятельностного и личностного подходов;

6. Непосредственный интерес школьников к краеведческой деятельности, которая формирует их познавательную мотивацию;

7. Комплекс возможностей использования и сочетания различных форм образовательной деятельности.

Основная цель школьного краеведения заключается в том, чтобы воспитать нравственного человека, который любит и знает свою страну - край, что является объектом деятельности краеведов. Но чтобы достичь успеха в поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1. Знакомство школьников с настоящим и прошлым родного края;

2. Формирование у детей представлений о всех сторонах жизни своей малой родины и её жителей;

3. Развитие у детей стремления узнать свою родину;

4. Формирование личностного отношения школьников к ней;

5. Развитие качеств гражданственности у детей и патриотического отношения к своему краю;

6. Развитие личностных качеств школьников через краеведческую деятельность.

Основными функциями школьного краеведения являются:

• Познавательная;

• Воспитательная;

• Развивающая;

• Оздоровительная.

Непосредственно в учебном процессе осуществляется познавательная функция, а во внеклассной работе - оздоровительная, воспитательная и развивающая. Наиболее эффективной является внеурочная работа по краеведению, так как именно она удовлетворяет индивидуально-личностным познавательным интересам подростков и организует деятельность, которая направлена на развитие главных личностных качеств каждого определённого ребёнка. Помимо этого, во внеклассное время краеведческая работа помогла решить проблему организации досуга школьников и школы полного дня.

Направления школьного краеведения:

• естественно-научное;

• туристско-краеведческое;

• историческое;

• этнокультурное и социально-демографическое;

• спортивный туризм;

• оздоровительный туризм;

• экскурсионное;

• музейное.

Приведённые выше направления могут осуществляться в ходе внеклассной деятельности детей младшего школьного возраста.

Внеклассная деятельность предполагает:

• принятие участия подростками во внеурочной работе на добровольной основе;

• проведение внеурочных занятий не включает строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;

• отсутствие строгого учёта знаний, умений и навыков;

• большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеурочных поручений [6].

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора [10].

Краеведческая деятельность осуществляется как в групповых, так и в индивидуальных формах.

Формированию умений работы и общения, а также развитию знаний школьников способствует ряд главных форм краеведческой деятельности. Тематикой таких занятий могут стать различные вопросы быта родного края.

Олимпиады по краеведению - повышение интереса детей к освоению краеведческого материала, развитие активности и самостоятельности. В олимпиаде может участвовать любой учащийся.

Вечера, посвящённые краеведению - позволяют расширить краеведческие знания на основе освоения материала, что связан с прошлым малой родины и её традициями:

вечера встреч со знаменитыми гостями города или края;

доклад о рабочей деятельности краеведческого музея школы;

вечера по выбранной теме;

вечера с музыкальным сопровождением;

вечера, на которых собираются семьи школьников.

Обогащению краеведческого кругозора способствуют также предметные краеведческие недели - это традиционная форма работы, которая позволяет заинтересовать всех школьников к предметной деятельности с учётом их предпочтений и познавательных возможностей.

Выставки - способствуют развитию у детей творческих способностей. Предметами, представленными на выставке, могут стать фотографии, рисунки, поделки, учебные пособия и многое другое, что было создано участниками.

Разнообразна и тематика краеведческих выставок:

• История моей малой родины.

• Архитектурные достопримечательности нашего края. Страница 5 из 9

• Современность и будущее нашей родины.

• Известные люди нашего края.

Проектные работы - обучение учащихся приёмам творческой исследовательской работы в коллективе; развитие индивидуальных, творческих, исследовательских, учебных и др. способностей детей, усвоение школьниками содержательной стороны изучаемого предмета.

Экскурсии - воспитание через пример увлекательной коллективной работы, итогом которой станут глубокие и прочные знания. Учителям и ребятам требуется предварительная подготовка для проведения экскурсии. Экскурсоводами могут быть специалисты - краеведы, так и учителя.

Театрализованные представления - развитие личностных качеств детей и интереса к предмету.

Системными формами краеведческой деятельности являются:

Факультативные занятия - углубление знаний учащихся об определённых аспектах прошлого и настоящего края. Содержание факультативного курса представляет собой логически связанную систему краеведческих знаний и должно содержать больший объём информации, чем в учебной программе по краеведению. Тематика факультативных курсов: «Природа родного края», «Героическое прошлое моего края», «Настоящее и прошлое моей малой родины» и т. д.

Школьные группы по краеведению - учителя или педагоги дополнительного образования, прошедшие специальную подготовку и работающие с постоянной группой школьников, которые являются членами краеведческой группы.

В туристско-краеведческой работе также заключен большой потенциал для формирования у младших школьников патриотического поведения. Особенно можно выделить историко-этнографические экспедиции, помогающие детям поближе познакомиться с родным краем. Также создание школьных музеев (патриотические «Комнаты боевой славы», краеведческие «Бытие» и т. д.), имеет положительное влияние на существование школьных объединений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музей - это результат огромных совместных усилий учителей и школьников. Основным условием эффективности школьных музеев является постоянное, целенаправленное руководство педагога. Коллектив школьных учителей заботиться о том, чтобы деятельность музея обращалась не только к истории, но и к современности, они рассказывают о ветеранах Великой Отечественной войны, подвигах героев Афганских и Чеченских войн, показан пример патриотизма и гражданственности.

Поисковая работа учащихся является одной из действенных форм воспитания патриотизма на героических традициях, школьники продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, которые погибли в годы Второй Мировой войны, записывают военные рассказы и воспоминания ветеранов, ходят в походы или на экскурсии к местам боевой славы. Работа по охране памятных мест народного подвига не потеряла своего значения и сейчас, и является эмоциональным средством воспитания подрастающего поколения [9].

Девиз, который звучит в сердцах нашей молодёжи - «Никто не забыт, ничто не забыто». Ежегодно молодые люди в честь праздника Дня Победы направляются в траурном молчании, чтобы возложить цветы на могилы солдат, что отдали свои жизни за свободу и честь Родины, и к вечному огню. Этот огонь наполняет чувства мыслями об Отчизне, о тех героических людях, что пожертвовали собою ради светлого будущего грядущего поколения.

Одной из действенных форм является комплексная экскурсия, знакомящая с трудовой биографией предприятий, фабрик, заводов, выставки картин местных художников [3].

Наиболее распространённая и эффективная форма патриотического воспитания - это организация и проведение тематических классных часов, лекций, бесед, конференций, чтение докладов и защиты рефератов.

Глубокий след в сердцах детей оставляют конференции, а составление рефератов приучают школьников к серьёзному осмыслению и анализу патриотической деятельности и учат самостоятельно изучать литературу.

Школы обладают возможностями для воспитания чувства патриотизма в школьных кружках. Участие ребят в художественно-творческой деятельности - ещё один способ формирования патриотического поведения. Эта деятельность использует следующие формы работы: участие в литературно-драматических композициях, которые посвящены знаменитым датам малой родины; читательские конференции, недели культуры, встречи с известными людьми своего края.

Народные традиции - это совокупность, накопленного многими поколениями, общественного и воспитательного опыта, принятых норм поведения, традиций и обычаев, бытующих в народе.

Именно в народных традициях отражён жизненный опыт предыдущих поколений. Ведь человек, который не знает прошлого своего народа, не умеющий любить свою Отчизну и гордиться славными подвигами своих прадедов, не сможет относиться с уважением и к культуре, традициям и обычаям других народов. Обращение к народному творчеству, включающим в себя духовный опыт предков и выражающий их нравственные и художественные идеи, является той отправной точной, которая содействует тому, чтобы возродить чувство национальной гордости истинного патриота и гражданина.

Педагогика в качестве главных средств пользуется всеми компонентами народной культуры: песня, пословица, фольклор, поговорка, сказка, праздник. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых [1].

Одним из факторов гармоничного развития человека является декоративно - прикладное искусство. Через знакомство ребёнка с народным искусством обогащается душа подростка и прививается любовь к малой родине. Народным искусством хранится и передаётся потомкам национальные традиции и формы эстетического отношения у миру, которые были выработаны народом.

Не меньшее влияние на патриотическое воспитание школьников оказывает и музыкальное искусство.

Только в музыке идея патриотизма выражается с особенной яркостью и правдоподобием. Мотивы любви к своей Отчизне, народу в музыкальных произведениях передаются через переживания самого композитора, его чувств гражданина и патриота или раскрываются через картины народной природы и жизни. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством музыки направлено на:

• формирование у школьников целостного представления о музыкальном искусстве;

• передача основных знаний, умений и навыков музыкально-художественной деятельности в системе, которая обеспечивает ребятам в своём единстве основу для самостоятельного общения с музыкальным творчеством в дальнейшем, для самовоспитания и самообразования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, чтобы воспитать юных патриотов главный упор необходимо сделать только на формы образовательной деятельности, что помогают школьникам реализоваться в будущем по тем направлениям, что им наиболее интересны и востребованы обществом. Это изобразительное и музыкальное искусство, музейная деятельность и народные традиции в условиях дополнительного образования. Приобщаясь к искусству по велению души, младшие школьники учатся оберегать и любить природу и родную землю; гордиться своей родиной и её героями; учатся жить в реальном мире по законам красоты, добра, милосердия и любви - в этом и заключается основное условие того, что ребята в будущем вырастут истинными патриотами и настоящими гражданами, и защитниками своего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.

2. Басаргина А.А. Музей народной культуры [Текст] - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.

3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] - М.: Народное образование, 2002 - 112 с.

4. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.

5. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 405-412.

6. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - 18 с.

7. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. -169 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4-е издание [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 496 с.

9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7-е издание [Текст] - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

Dolgaia Natalia Aleksandrovna

Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia

E-mail: barsik-nat@inbox.ru

Magomedova Luiza Islamudinovna

Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia E-mail: Luiza_magomedova@rambler.ru

Kravtsova Larisa Alekseevna

Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia E-mail: Bars19832006@rambler.ru

Patriotic education of primary school-age children through various activities in the system of additional education

Abstract. Considers the problem of Patriotic education as one of the main directions in educational system of the school. The research urgency is caused by the fact that the events of the late XX beginning of the XXI century has led to the loss of valuable experience in this field, therefore in educational institutions are a variety of programs of Patriotic education of children of primary school age. It is shown that, despite all the efforts made at the school level Patriotic education of students remains low, especially for motivational and behavioural components of Patriotic education. Indicated that the school mainly organizes educational activities, which is reflected in the prevalence of Patriotic education of children with cognitive-intellectual component. It is proved that the formation of motivational and consumerism, and behavioral and volitional components of patriotism is effectively realized in the system of additional education. Through local history, music, arts and crafts activities and folk traditions, in accordance with the interests and abilities of children of primary school age that are aimed at the development of Patriotic attitude not only towards Russia in General, but also for his homeland, its characters, as well as the family, school, nature etc.

Keywords: junior school age; patriotic education; citizenship; further education; school history; extracurricular activities; tourist and local lore activities and Museum activities; Fatherland; decorative arts and musical arts; and folk traditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.