Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий'

Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2687
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL OUTINGS / LOCAL HISTORY / LOCAL HISTORY MATERIAL / EXCURSION AND LOCAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Черневская Юлия Витальевна

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания учащихся средствами краеведческих экскурсий. Показано, что патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе российского образования и представляет многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность и государственных органов, общественных объединений. Авторы приводят обоснование того, что процесс патриотического воспитания в образовании необходимо выстраивать, основываясь на идентификации личности с культурой и языком, традициями своей Родины, акцентируя внимание на том, что эффективность при этом кратно повышается краеведческой работой. Особое внимание обращается на возможности образовательных экскурсий. Экскурсионно-краеведческая работа строится на основе разнообразного краеведческого материала, который позволяет создать широкий спектр образовательных экскурсий, что позволит подойти к процессу патриотического воспитания продуктивно и комплексно, сложить единый образ территории, выявив его уникальные, неповторимые черты и обозначив важность сохранения ее культурного и природного наследия, поддерживаемого и передаваемого поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Черневская Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Education of Pupils by Means of the Local History Excursions

The article is devoted to the patriotic education of pupils through means of local historical excursions around the city. This kind of education is one of priority directions in the Russian educational system and provides a wide range of multidimensional, systematic, targeted and coordinated activities between different organizations including educational institutes, regional and local authorities, and public associations. The authors discuss the patriotic education in educational process as a necessary base for identification with the culture and language, traditions of the homeland, and focusing on the local history facilities. Particular attention is drawn to the possibility of educational excursions. The local history excursions are based on a variety of local material, and allow provide the patriotic education efficiently and comprehensively, making the image of the territory, identifying its unique features and marking the importance of preserving its cultural and natural heritage, supported and transmitted by generations.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий»

Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00466.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 372.016:908+37.0+379.8

Горошко Надежда Владимировна

Кандидат географических наук, доцент ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск goroshko 1@mail.ru

Черневская Юлия Витальевна

Магистрант

ФГБОУ ВО НГПУ, г. Новосибирск yuliyach30@gmail. com

Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий

Аннотация: Статья посвящена вопросу патриотического воспитания учащихся средствами краеведческих экскурсий. Показано, что патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе российского образования и представляет многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность и государственных органов, общественных объединений. Авторы приводят обоснование того, что процесс патриотического воспитания в образовании необходимо выстраивать, основываясь на идентификации личности с культурой и языком, традициями своей Родины, акцентируя внимание на том, что эффективность при этом кратно повышается краеведческой работой. Особое внимание обращается на возможности образовательных экскурсий. Экскурсионно-краеведческая работа строится на основе разнообразного краеведческого материала, который позволяет создать широкий спектр образовательных экскурсий, что позволит подойти к процессу патриотического воспитания продуктивно и комплексно, сложить единый образ территории, выявив его уникальные, неповторимые черты и обозначив важность сохранения ее культурного и природного наследия, поддерживаемого и передаваемого поколениями.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательная среда, образовательные экскурсии, краеведение, краеведческий материал, экскурсионно-краеведческая работа.

Сегодня все больше внимания уделяется важности патриотического воспитания детей, как в школе, так и вне ее стен, поскольку оно выступает неотъемлемой частью формирования гармонично развитой, общественно активной личности. Настоящий гражданин должен знать культуру и историю своего народа, осознавать природные особенности своей земли, научиться бережно относиться к своей Родине и научить этому в будущем своих детей. В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите» [1].

Патриотическое воспитание является важным направлением государственной политики России. На сегодня существует ряд государственных законов и программ, направленных на формирование патриотизма граждан и в первую очередь молодежи. Основные из них: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» [2], Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3], Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [4], Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5], некоторые положения Конституции Российской федерации, Федеральных законов, таких как ФЗ от 13.03.1995 N 32-Ф3 (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России» [6], ФЗ от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [7], ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе» [8], ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» [9] и прочих, положения Федерального государственного образовательного стандарта и иные нормативные акты.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», к примеру, ставит в один ряд патриотическое сознание граждан и чувство верности Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Программа ориентирована на все социальные и возрастные слои населения, но приоритет имеет именно патриотическое воспитание детей и молодежи. Цель Программы - создание необходимых условий для повышения ответственности за судьбу страны, решение задач обеспечения национальной безопасности и развития Российской Федерации. Только в 2018 году на реализацию запланированных в рамках программы мероприятий выделено более трехсот миллионов рублей из средств федерального бюджета. Комплекс проводимых мероприятий достаточно обширен. Основные направления плана работ в рамках Программы представлены на рисунке 1 [4].

Необходимо отметить, что мероприятия направленные на патриотическое воспитание будут эффективны только в том случае, если работа проводиться системно. Деятельность структур, чья работа прямо или косвенно связана с патриотическим воспитанием граждан, должна быть скоординированной, многоплановой, систематической и целенаправленной. Это касается как организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и общественных объединений, государственных органов различных ступеней.

Процесс патриотического воспитания в образовании необходимо выстраивать, основываясь на идентификации личности с культурой и языком, традициями своей Родины. На современном этапе в образовании можно выделить ряд основных направлений патриотического воспитания (рис. 2) [4]. Все направления взаимосвязаны между собой, объединены мировоззренческо-идеологическими основами, принципами, формами и методами воспитания.

Любовь к Родине неразрывно связана с любовью к родным местам, где человек родился, вырос, живёт. Поэтому патриотическое воспитание в образовании следует проводить через краеведческую работу.

Виды деятельности, направленные на патриотическое воспитание будут, безусловно, отличаться на различных возрастных этапах становления личности. Так, патриотизм дошкольника выражается через желание ребенка активно взаимодействовать с понятным и близким ему окружающим миром, через проявление любознательности и сопереживания. В этот период необходимо сформировать у ребенка любовь к родному дому, к родной природе, привязанность к культуре его малой Родины. Важно влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка [10]. Такое влияние может оказать, к примеру, игровая деятельность. Именно обучение через игру рекомендует нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [11]. Работу с возрастной группой младшего школьного возраста, стоит вести через призму патриотизма, как стремления помогать окружающим

людям или представителям живой природы, проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание. В данном случае детям важно осознавать себя частью окружающего мира. В этот самый эмоциональный период начинают развиваться чувства и черты, связывающие ребенка с его народом и его Родиной. Кроме того, немаловажное значение в этот период играет посильная исследовательская работа ребят в изучении родного края.

ПЛАН МЕРОПШЯГИЙ

1, Научно-иссл у о вател ыко е и н аучн о-мег олическо е сопровождение патриотического воспитания

Исследования иразработканоЕых методик н проектов нормат>иид правовых документов е сфере патриотического воспигаши

Подготовка и повышение КЕалификащд! работников сферы патриотического воеппгаши

Всероссийские научные и на\чно-практические форумы и конференции. развитие экспертной поддержкн патриотического воашгаши

1 Совершенствование форм и методов работы по патриотическому Боепитанию граждан

3. Воашо-патр иотическое Боепитание детей и мол одежи, развитие практики шефства воинских частей над о5 р а: о в ател ьн ыми организациями

Информирование граждан о мероприятиях Программы в сети "Интернет"

л

у

Мерсприятия, направленные на повышений эффективности Боспитателыюго процесса среди допргзыЕной молодежи воспитанников детских и молодежных общестЕеиньк военно-патриотических объединений суворовских, нахимовских, кадетских образовательных организаций

Мероприятия. направленные на развитие и поддфжку российского казачества

Меропрштия. направленные на совершенствование поисковой работы и благоустройство памятных мест и воинских захоронений

Мероприятия, направленные на развитие шефства боннских частей над образовательными орт анизациями

Л

1 Информационное обеспечение патриотического воспитания гр ажда н

<

Мероприятия. связанные с изданием магер!алоЕ. направленньЕ на развитие патриотического воспитания

Мероприятия гр ажданско-патрютиче ской направл енности

Мероприятия, направленные на повышение ув ажения гражд ан к спмвситам России и выдающимся россиянам

Меропригия ист орико-патриотической напр ав ленности

Мероприятия, по священные памятным датам российской истории

Меро прмгия культурно-патриотической направл енности. в том числе оранизация конкуров и фестивалей

Мерогфиятия. направленные на поддержит" ишщиашЕ

общественньв: обьединенш! и граждан

по реализации волонтерских проектов и развитию системы гр ажданско-патрютиче ского воспитания граждан РФ

Создание фильмов, теле-и радиопередач, направленньв: на патриотическое Еоашганпе граждан России

J

Л

Мероприягия по вовлечению ветеранских организаций в деятельность пи пагрютпче скому воспитанию и

разышпо волонтерского движения

3. Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического ео спитания молодежи

Рис. 1. План мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4]

4

-

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рис. 2. Основные направления патриотического воспитания в образовательных

учреждениях [4]

Поэтому важно не упустить момент и продолжить углублять знания ребенка о родном крае, городе, воспитывать гордость за героическое прошлое его народа, за культурное и природное наследие, прививать чувство уважения и почтения [12]. В среднем школьном возрасте у детей начинает формироваться нравственное мировоззрение, политическая, правовая, экологическая культуры, дети получают навыки самостоятельного научного поиска, углубляют знания о своей Родине. Это позволяет им стать сознательными гражданами и патриотами [13].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования на первые строки описания «портрета выпускника школы» ставит такие чувства, которые должны быть присущи выпускникам как любовь к своему краю и своей Родине, уважение к своему народу, его традициям и ценностям, осознание и принятие ценностей семьи, общества, народа, человечества, осознание сопричастности к судьбе Отечества [14].

Патриотическое воспитание школьников, как младшего, так и среднего и старшего возрастов осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Здесь на помощь приходят классные часы, работа школьных музеев, тематические кружки, профильные смены, молодежные объединения.

Одной из ведущих форм обучения в краеведческой работе, несомненно, является образовательная экскурсия, которая представленная в двух видах: внешкольная и школьная (урочная, проводимая в учебное время и внеурочная, проводимая до или после занятий в классе). Содержание урочной и внеурочной экскурсии связано с учебной программой соответствующего класса школы. Материал внешкольной экскурсии выходит за рамки учебной программы и может быть реализован в рамках работы школьного музея, кружка или профильной смены.

Краеведческий материал является основой образовательных экскурсий. Сам по себе он весьма разнообразен и широко представлен. Каждый регион имеет свои индивидуальные и неповторимые черты развития в специфических особенностях географического и территориального положения, истории, природы, архитектуры, хозяйства. Подобные индивидуальные черты территории могут быть основой для любой краеведческой экскурсии и определяют их дифференциацию по содержанию. Классификация экскурсий по содержанию в экскурсионном деле и педагогике имеет ряд отличий (рис. 3 а-б).

Одна из ранних классификаций учебных экскурсий по содержанию предложена Б. Е. Райковым [15]. Автор дифференцирует их на три основные группы: естественно-географические, гуманитарные и производственные.

В экскурсионном деле по содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии позволяют создать образ территории на основе использования исторического материала и современных данных. Во время экскурсии происходит показ самых разных объектов (памятников истории и культуры, объектов природы, сооружений и зданий, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). Обзорные экскурсии целесообразно проводить на начальном этапе краеведческой работы, формируя у учащихся образ малой Родины, посредством создания общего представления о том месте, где живет ребенок. У такой экскурсии есть хронологические рамки - это время существования рассматриваемой территории - с самого первого упоминания о ней до сегодняшнего дня и перспективы развития местности. События при этом стоит излагать крупным планом.

В дальнейшем экскурсионно-краеведческая работа строится на основе разнообразных тематических экскурсий, посвященных раскрытию одной темы. Разнообразие тематических экскурсий позволяет составить полный, объемный образ территории в историческом, природном, архитектурном и иных аспектах. Каждая такая экскурсия помогает ребенку понять и прочувствовать свою малую Родину, узнать и полюбить её.

Бесспорно, история является фундаментом патриотизма и историческим экскурсиям отводится одна из основных ролей. Исторические краеведческие экскурсии, в том числе и военно-исторической направленности, включают в себя посещение памятных мест, которые связаны с некими историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и сооружений. Особое значение здесь получает информация, основанная на данных различных исторических документов, описаний, возможно и воспоминаний живых свидетелей. Экскурсии позволяют внести в историческое представление учащихся образы и сделать их знания более конкретными.

Исторические экскурсии на археологическую тему проводятся в музеях для ознакомления с вещественными доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), а также и в местах расположения древних городищ, стоянок, курганов, где ученые и сегодня ведут раскопки. Подобные экскурсии позволят детям понять и осознать прошлое с помощью изучения памятников материальной культуры: остатки поселений, захоронений, предметы, изготовленные когда-то человеческими руками, создадут яркий образ предков и многое расскажут об их жизни.

Основные группы экскаурсий

по содержанию б экскурсионном деле

обзорные

тематические

исторические

историко-краеведческие

археологические

этнографические

военно-исторические

посещение исторических музеев

архитектурно-градостроительные

производственные

производственно-исторические

произв одств енно- экономические

произв одств енно-технич ески е

профессионально-ориентированные

демонстрация архитектурных построек города

показ памятников архитектуры определенного исторического периода

знакомство с творчеством архитектора

знакомство с планировкой и застройкой города по генеральному плану

демонстрация образцов современной архитектуры

поседение новостроек

литературные

литературно-биографические

историко-литературные

литературно-художественные

иску ств ов едческие

историко-театральные

историко-музыкальные

по народным художественным промыслам

по местам жизни и деятельности деятелей культуры

поседение картинных галереи, выставочных залов, музеев, мастерских художников и скульпторов

географические

знакомство с историей формирования природы территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изучение природных компонентов

знакомство с ландшафтным разнообразием местности

изучение этнических особенностей населения

знакомство с технологическими и географическими свойствами

производственных объектов

изучение современного экологического состояния территории

поседение особо охраняемых природных территорий и комплексов

поседение экспозиции природоведческих музеев

визиты в научные учреждения

прочие

Рис. 3 а. Классификация экскурсий [16]

Рис.3б. Классификация экскурсий [16]

Исторические экскурсии на этнографическую тематику позволят многое узнать об обычаях коренного населения, их нравах, легендах и мифах, истории становления и развития народных промыслов и ремесел края.

В задачу архитектурно-градостроительных, как и производственных образовательных экскурсий входят экскурсии, посвященные как прошлому, так и настоящему. Предметом изучения архитектурно-градостроительных экскурсий могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города и деревни, архитектурные ансамбли, стройки, знакомство с творчеством известных архитекторов, архитектурными сооружениями, составляющими современный вид улиц и районов или отражающих их развитие в историческом разрезе, а также передающем памятники архитектуры определенного исторического периода или архитектурного направления.

Производственные образовательные экскурсии являются важным компонентом не только трудового воспитания и профориентации учащихся, но и позволяют сложить хозяйственный образ территории, через знакомство с региональной структурой хозяйства, организацией труда, производимой продукцией и услугами. Подобные экскурсии обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков, посвящены знакомству с различными профессиями.

Искусствоведческие и литературные образовательные краеведческие экскурсии позволяют посетить места, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга, поэта, связанные с его Родным краем. Такие экскурсии дают возможность увидеть места, которые описаны в произведениях того или иного писателя, мемориальные музеи, знакомят с местными обычаями, нравами, преданиями и легендами, народными промыслами и ремеслами региона. Также, благодаря таким экскурсиям, возможно знакомство с творчеством современных писателей и деятелей искусства.

Особое значение в экскурсионно-краеведческой работе, направленной на воспитание любви и уважения к Родной земле приобретают географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической тематике, в отделы природы краеведческих музеев. Возможности географических экскурсий практически неисчерпаемы, не только благодаря разнообразию уникальных природных объектов и экспонатов музеев природы, но и их комбинированию в экскурсионные маршруты, формам научно-исследовательской работы по их изучению, сезонности проявления природных процессов.

Помимо представленной классификации краеведческих образовательных экскурсий по содержанию, они также могут различаться по месту проведения, по продолжительности, по способу передвижения.

Подобное разнообразие представленных видов образовательных экскурсий создает благоприятные условия для формирования многочисленных туристско-экскурсионных маршрутов, как по содержанию, так и по месту проведения, продолжительности и способу передвижения. Уникальность экскурсионных маршрутов определяет в первую очередь краеведческий материал, на котором они построены.

Школьные краеведческие экскурсионные маршруты в первую очередь представляют авторские разработки педагогов-предметников, владеющих не только экскурсионной методикой, но и материалом учебной программы, требованиями ФГОС.

В последнее время широкую популярность стали набирать интерактивные технологии в экскурсионно-краеведческой работе. Отдельного внимания заслуживают маршрутные квесты, которые представляют собой интеграцию традиционной классической экскурсии и игровых технологий. В процессе командной сыгровки на пути прохождения квеста формируется командный дух, улучшается взаимопонимание участников. Подобная игровая технология может гармонично сочетаться с любым краеведческим материалом в т.ч. военно-исторического характера. Задания маршрутов, составленные максимально оригинально,

нестандартно, соотвествуя конкретной игровой и тематической ситуации, создадут благоприятные условия для «погружения» в содержание краеведческой экскурсии [16].

В цикл нешкольных краеведческих экскурсионных маршрутов могут быть включены экскурсии в т.ч. квест-экскурсии, предлагаемые музеями и туристскими организациями. Такой подход позволит разнообразить подачу материала и может вызвать положительный эффект в его восприятии, поскольку на помощь педагогу приходят специалисты, профессионально владеющие экскурсионной методикой и работой в комбинированных группах по возрасту, образованию, что позволит привлечь к совместной деятельности не только учеников, но и их родителей. К сожалению, не каждый населенный пункт имеет подобные возможности. Опыт туристско-экскурсионных предложений города Новосибирска, адресованных к детям и молодежи, может быть показательным и разумное использование предлагаемых на региональном туристском рынке экскурсионных программ станет дополнительной возможностью для педагогов, поможет в формировании авторских образовательных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма посредством краеведческого материала. В таблице 1 предлагаются примеры краеведческих экскурсий по содержанию (обзорные и тематические), которые могут быть составлены педагогом-предметником. За основу взяты экскурсии, представленные на региональном туристско-экскурсионном рынке (музеями города и туристскими организациями) для составления авторской образовательной экскурсионной программы.

Таблица 1. Экскурсионная программа для использования в краеведческой работе _(на примере города Новосибирска)_

№ Название тематических разделов Примеры краеведческих экскурсий по содержанию (обзорные и тематические)

1 Образ малой Родины 1. Обзорные экскурсии по Новосибирску** 2. Обзорная экскурсия в Академгородок и Кольцово** 3. Экскурсия «Стремительный город»** 4. Образ малой Родины в геральдике 5. Образ города в районах и улицах (например, историческая прогулка «Тихий центр», Историческая прогулка «Путешествие в Закаменку или Возвращение в СССР», Экскурсия со смартфонами «Виртуальная история»)* 6. Интерактивный музей «Россия - моя история»* 7. Экскурсия «Я родился на Оби»** 8. Экскурсия «По купеческим кварталам»* 9. Деревянное кружево - зодчество как искусство 10. Многоликость в облике зданий 11. Музеи Новосибирска: Краеведческий музей, Музей науки и техники Академгородока, Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина и т.д.** 12. Экскурсия «Легенды и мифы Новосибирска»** 13. Экскурсия «Мосты Новосибирска»** 14. Экскурсия в НОВАТ (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ))** 15. Экскурсия «Легенды и истории «Морского проспекта»»**

2 История в событиях и лицах 1. Интерактивные экскурсии: - «Мы из Прошлого» серия «Живые уроки»** - «Герои наших улиц» серия «Живые уроки»** - «Говорящие дома города» серия «Живые уроки»** - «Время собирать камни» серия «Живые уроки»**

2. Экскурсия «Новосибирск: Два фронта - одна победа!»** 3. Экскурсия «Бессмертный подвиг»** 4. Экскурсия «Долгое эхо войны»** 5. Экскурсия «По следам доблести военной»** 6. Экскурсия в музей А. И. Покрышкина 7. Экскурсия в музей истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина 8. Экскурсия в музей истории Западно-Сибирской железной дороги

3 Родные просторы 1. Экскурсии в природу 2. Экскурсия в дендропарк 3. Зеленая экскурсия с посещение оранжереи Ботанического сада СО РАН* 4. Экскурсия «Экологическими маршрутами» (по экологическим тропам) 5. Экскурсия в Центральный сибирский геологический музей 6. Экскурсия в музей минералогии «Самоцвет»

4 Традиции (образы, обычаи, праздники, промыслы и ремесла) 1. Экскурсия «Славянская» (о традициях славян)** 2. Экскурсия «Масленичный переполох!»** 3. Пасхальная экскурсия с посещением Музея Колокольного звона* 4. Пасхальная экскурсия с мастер-классом по росписи яиц «Писанка» 5. Экскурсия «Город мастеров» (по следам народных промыслов и ремесел) 6. Экскурсия «Кузнечная мастерская»** 7. Экскурсия на керамическое производство** 8. Экскурсия в музей «Сибирская береста»** 9. Экскурсия в «Музей Солнца»** 10. Экскурсия в Историко-архитектурный музей под открытым небом ИАЭТ СО РАН

5 Труд земной 1. Образование и карьера (экскурсии в образовательные учреждения и на производства)** 2. Транспортно-пешеходная экскурсия на ГЭС* 3. Экскурсия в музей СО РАН Академгородок 4. Экскурсия «Инкубатор инноваций»**

6 Труд души 1. Экскурсия «Религиозные конфессии в Новосибирске»** 2. Экскурсия «Храмы нашего города»** 3. Пасхальная экскурсия с посещением Музея Колокольного звона** 4. Пасхальная экскурсия с мастер-классом по росписи яиц «Писанка»** 5. Экскурсия в Художественный музей 6. Экскурсия в «Музей книги» при ГПНТБ**

* экскурсии, проводимые Музеем города Новосибирска ** экскурсии, предлагаемые турфирмами города [17, 18, 19, 20, 21]

Однако необходимо помнить, что специфической чертой образовательной экскурсии является то, что ей присущи определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап (предэкскурсионная работа или предэкскурсионная

подготовка), ход экскурсии и, после этого, экскурсионная работа (постэкскурсионная работа).

Предэкскурсионная работа или предэкскурсионная подготовка состоит в подготовке к ней учителя и учащихся. Основная работа педагога на данном этапе - методическая разработка экскурсии, знакомство с маршрутом на местности. Основная работа учащихся -ознакомиться с предварительной информацией по теме экскурсии, методикой исследования объектов и явлений: наблюдением, описанием объектов и местности и техникой безопасности на экскурсионном маршруте.

После того, как проведена предэкскусионая работа, наступает этап проведения образовательной экскурсии. Методика проведения учебной экскурсии зависит от ее цели и задач, которые ставит педагог, от выбранных для изучения краеведческих объектов. Зачастую образовательные экскурсии включают выполнение заданий в т.ч. исследовательского характера.

В зависимости от темы экскурсии, поставленных задач (ознакомительной, воспитательной, исследовательской и пр.), возраста ее участников и уровня подготовки группы будут различаться методические приемы показа и рассказа во время экскурсии.

После проведенной экскурсии наступает этап постэкскурсионной работы, которая направлена на уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений вызванных экскурсионным материалом. Форма работы может быть разной: обобщающие беседы, оформление стендов, альбомов, экспозиции школьного музея и т.п. [22].

Таким образом, результаты проведенного анализа показывают, что процесс патриотического воспитания необходимо выстраивать через краеведческую работу. Одной из эффективных форм ее реализации является образовательная экскурсия. Разнообразие краеведческого материала позволит в свою очередь создать целый цикл экскурсий и сложить единый образ территории, выявив его уникальные, неповторимые черты, обозначив важность сохранения ее культурного и природного наследия, поддерживаемого и передаваемого поколениями.

Ссылки на источники

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 2 т.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. - URL http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ [05.12.2017]

3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская Газета. - URL https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html [05.12.2017]

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // сайт Правительства Российской Федерации. - URL http://static.govemment.ru/media/flles/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf [30.11.2017]

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. - URL http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ [05.12.2017]

6. Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. -URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/ [05.12.2017]

7. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. - URL http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_7041/ [05.12.2017]

8. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. -URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ [05.12.2017]

9. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. - URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ [05.12.2017]

10. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль: ЯГПУ, 2002. - 19 с.

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- 17102013-n-1155/ [30.11.2017]

12. Гаффарова, Г. И. Особенности и задачи патриотического воспитания младших школьников / Г.И. Гаффарова, Л.У. Жданова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2015 - № 5(23) / [Электронный ресурс] - URL.

- URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/ 5(23).pdf [30.11.2017]

13. Гамбург Е. Я. Моделирование гражданско-патриотического воспитания детей среднего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. - Смоленск: СГУ, 2011.

- 20 с.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug.ru/new_standardsZ5 [30.11.2017]

15. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. - 4-е изд. - М. ; Л. : ГИЗ, 1930. - 114 с.

16. Горошко Н. В., Пацала С. В., Шарапова К. В. Применение квест-технологии в образовательных экскурсиях //Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и пер-спективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической интернет-конференции (1-22 апреля 2016 г.) / Мин-во образования и науки РФ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - 259 с.

17. Музей города Новосибирска [Электронный ресурс]. - URL: http://m-nsk.ru [18.11.2017]

18. Туристская компания АЭРО^АИН [Электронный ресурс]. - URL: https://aeroline-tour.ru/uslugi/ekskursii-po-novosibirsku [21.11.2017]

19. Экскурсионное бюро "Ветер перемер" [Электронный ресурс]. - URL: http://turvp.ru/main/ekskursii-dlya-shkolnikov/ekskursii-na-proizvodstvo/ [23.11.2017]

20. Экскурсия НСК.РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://экскурсия-нск.рф/excursions/obzornye-ekskursii [26.11.2017]

21. Агентство путешествий Discovery [Электронный ресурс]. - URL: https://dscv.ru/excursii-po-novosibirsku [10.12.2017]

22. Горошко Н. В. Подготовка и проведение образовательных экскурсий: учебно-методическое пособие / Н. В. Горошко ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. - с. 125.

Nadezhda Goroshko

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk,

Yuliya Chernevskaya

Master's Degree Student

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Patriotic Education of Pupils by Means of the Local History Excursions

Abstract: The article is devoted to the patriotic education of pupils through means of local historical excursions around the city. This kind of education is one of priority directions in the Russian educational system and provides a wide range of multidimensional, systematic, targeted and coordinated activities between different organizations including educational institutes, regional and local authorities, and public associations. The authors discuss the patriotic education in educational process as a necessary base for identification with the culture and language, traditions of the homeland, and focusing on the local history facilities. Particular attention is drawn to the possibility of educational excursions. The local history excursions are based on a variety of local material, and allow provide the patriotic education efficiently and comprehensively, making the image of the territory, identifying its unique features and marking the importance of preserving its cultural and natural heritage, supported and transmitted by generations.

Keywords: patriotic education, educational environment, educational outings, local history, local history material, excursion and local work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.