МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Научная статья УДК 379.8
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Альбина Саламатовна Джангазиева Валерий Васильевич Яременко2, Виолетта Владимировна Власенко3
1, 2, 3 Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия
1 ёаНпа_84@таП. га
Аннотация. Проблема формирования патриотизма студенческой молодежи сегодня является очень значимой для российского общества, т. к. от отношения представителей молодого поколения к Родине будет зависеть будущее нашей страны. В статье рассматриваются цели патриотического воспитания как основы формирования общества с гражданами, обладающими духовными и моральными качествами и способностью действовать в интересах общества. Отмечается, что патриотическое воспитание выступает цельным и комплексным объединением педагогического инструментария, который обеспечивает активное воздействие на сознание и поведение молодых людей, это способствует полному раскрытию их потенциала и успешной подготовке к выполнению гражданских обязанностей перед Родиной. Одним из эффективных средств патриотического воспитания личности является культурно -досуговая деятельность. В статье описаны этапы опытно-экспериментального
исследования формирования патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова, патриотизм, патриотическое воспитание, студенческая молодежь, культурно-досуговая деятельность, формирование патриотических качеств
Для цитирования: Джангазиева А. С., Яременко В. В., Власенко В. В. Формирование патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 132-147.
Methodology and technology of vocational education (pedagogical sciences).
Original article
FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF STUDENT YOUTH THROUGH CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
Albina S. Dzhangazieva1, Valery V. Yaremenko2, Violetta V. Vlasenko3
1 2 3Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia 1 dalina_84@mail. ru
Abstract. The problem of patriotic education of young students today is very important for the Russian society, because the future of our country will depend on the attitude of representatives of the young generation to the Motherland. The article considers the goals of patriotic education as the basis for the formation of society with citizens, possessing spiritual and moral qualities and the ability to act for the benefit of society. It is noted that patriotic education is an integral and complex combination of pedagogical tools, which provides an active impact on the consciousness and behavior of young people, it contributes to the full development of their potential and successful
133
preparation for the performance of civic duties to the Motherland. One of the effective means of patriotic education of personality is cultural and leisure activities. The article shows the stages of experimental research on the formation of patriotic qualities of student youth through cultural and leisure activities.
Keywords: patriotism, patriotic education, student youth, cultural and leisure activities, formation of patriotic qualities
For citation: Dzhangazieva A. S., Yaremenko V. V., Vlasenko V. V. Formation of patriotic qualities of student youth through cultural and leisure activities. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):132-147. (In Russ.).
Важность изучения особенностей патриотического воспитания молодежи обусловлена современными тенденциями и противоречиями, которые возникают при активном социокультурном развитии демократического сообщества, интенсивной интеграции Российской Федерации в международное сообщество, а также обновлении стратегии социально-экономического развития государства, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений.
Одной из ключевых целей национальной политики нашего государства является возрождение традиционных моральных устоев, нравственных ориентиров и патриотического самосознания молодежи.
Патриотизм проявляется через любовь к своей культуре, Родине и семье, стремление сохранить целостность своего окружения, сопричастность к Отчизне.
Пристальное внимание к молодежи при воспитании патриотизма вовсе не случайно: именно от сформированного отношения представителей молодого поколения к Родине зависит будущее нашей страны.
В апреле 2023 года Всероссийским центром изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос, направленный на изучение
патриотических настроений российской молодежи. Согласно данным этого
опроса, 91 % респондентов именует себя патриотами, 52 % респондентов -
134
абсолютными патриотами. Быть патриотом для россиян означает, в первую очередь, работать и действовать в пользу процветания государства (48 %), т. е. патриотизм понимается как вклад в общее дело. На втором месте - защита страны от любых нападок и обвинений (38 %).
В соответствии с данными опроса, «по 32 % респондентов считают, что быть патриотом - это говорить о своей стране правду, какой бы горькой она не была, и считать себя частью своей страны; 31 % респондентов стремится к изменению положения дел в стране для обеспечения ей достойного будущего; 18 % респондентов убеждены: твоя страна - лучше, чем другие страны» [1].
Интерес молодежи к патриотизму, его проявлению в разные времена существовал во всех странах и не теряет своей актуальности сегодня. Именно поэтому остаются значимыми задачи по развитию молодежной политики в области патриотического воспитания молодого поколения. Об этом свидетельствует ряд государственных документов. Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» и Указу Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи является неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности нашего государства.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» «упор делается на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и формировании активной гражданской позиции, просвещении новых поколений, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины» [3].
В Стратегии указывается на приоритет развития государственно -
общественной системы воспитания Российской Федерации как гаранта
обеспечения развития «российской гражданской идентичности, консолидации
общества, укрепления нравственных основ общественной жизни, успешной
социализации несовершеннолетних, свободного духовно-нравственного
развития каждого гражданина, его самоопределения в мире моральных
135
ценностей, духовных и культурных традиций многонациональной Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя» [3].
Воспитывая патриотизм молодежи, необходимо: содействовать «формированию патриотических чувств, сознания и поведения человека» [3]; морально обогащать личность, воспитывать «благородство, совесть, мужество и готовность к самопожертвованию, если это необходимо в интересах Родины» [3]; формировать и развивать личность, обогащая такими качествами, которые бы помогали ей становиться патриотом своей Родины, «способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [4, с. 267].
Целью патриотического воспитания молодежи является формирование у нее глубокого патриотического сознания, национальной идентичности и ответственности перед Родиной, развитие способности ценить и уважать свое культурное и историческое наследие, активного участия в жизни общества и защите интересов отчизны. Эта цель может быть достигнута, если будут обеспечены условия для целенаправленного воспитания молодого человека как социально активного, сознательного гражданина со сформированными потребностями в духовно-нравственных ценностях через приобщение к традициям, историческому прошлому и культуре России [5].
Если рассматривать патриотическое воспитание как систему, то оно выступает единством и совокупностью педагогического инструментария, который обеспечивает «целостное, организованное, последовательное, непрерывное, активное воздействие на сознание, чувства и поведение молодого поколения в рамках учебно-воспитательной деятельности с целью всестороннего раскрытия его потенциала и успешной подготовки к выполнению своего гражданского долга перед Родиной» [6, с. 11].
Рассматриваемая проблема на данный момент является крайне актуальной.
Однако традиционная система образования и воспитания больше не гарантирует
органичного включения новых поколений в современную систему
136
многообразных и многозадачных социальных ролей. Эта система в значительной мере исчерпала свой потенциал в отношении удовлетворения потребностей современного общества и индивида.
В свете сказанного необходим поиск путей для преодоления кризисной ситуации и создания нового типа образовательной и воспитательной системы, которая должна быть способна выявлять и использовать реальные источники своего развития.
Всеобъемлющий характер патриотического воспитания, затрагивающего многие аспекты духовной жизни молодых людей, подразумевает поиск методов и средств, способных воздействовать на личность гармонично и целостно [7].
Одним из эффективных средств формирования патриотических качеств личности молодого человека, на наш взгляд, является культурно-досуговая деятельность, которая представляет собой эффективный способ воздействия на человека и его мировоззрение, являясь интегративной многофункциональной сферой деятельности. Культурно-досуговая деятельность выражается в организации рационального и содержательного досуга молодежи, удовлетворении и развитии культурных потребностей молодых людей, создании условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытии ее способностей, самосовершенствовании в рамках свободного времени [8].
Формирование патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности представляет собой непрерывный процесс, который использует средства социально-культурной и педагогической деятельности, способствуя росту инициативы студентов в творческих активностях, происходящей через активизацию внутренних ресурсов самих студентов.
Опытно-экспериментальное исследование формирования патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно -досуговой деятельности проводилось в три этапа:
1) первичное изучение уровней сформированности патриотических качеств у молодых людей;
2) анализ опыта формировании патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности на базе факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (АГУ);
3) повторное изучение уровней сформированности патриотических качеств у молодых людей.
Для определения уровней сформированности патриотических качеств у молодых людей использовались следующие методы: опрос, анкетирование и математическая обработка полученных экспериментальных данных.
В исследовании приняли участие 44 человека (18-20 лет; студенты первого и второго курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» (направленность (профиль) «Социально-культурная анимация и рекреация»)).
Первичная диагностика выявила невысокий уровень сформированности патриотизма у большинства студентов, что доказывает необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию у них патриотических качеств.
Анализ опыта формирования патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности на базе указанного факультета АГУ показал эффективность погружения студентов в культурно-досуговые мероприятия, учебно-познавательную и самообразовательную деятельность вуза уже с первого курса: это стимулирует развитие социально -культурной активности, формирование гражданственно-патриотических качеств и общественного сознания личности.
Целью воспитательной работы на факультете является создание условий для формирования профессиональной и социальной компетентности студентов с высоким уровнем научного мышления, правовой культуры и гражданской ответственности.
Традиционно все направления деятельности факультета (учебная,
воспитательная, научная, международная и т. д.) строятся на тесном
138
взаимодействии преподавателей и студентов.
В течение учебного года студенты вовлекаются в различные направления воспитательной деятельности, что оказывает положительное влияние на формирование патриотических качеств студенческой молодежи.
Особой популярностью у студентов АГУ пользуются мероприятия в рамках Программы «Социализация: технологии CDЮ». Общеуниверситетскими мероприятиями программы являются двухмесячные циклы - «Фестивали проектов социализации», включающие «Игры Лиги АГУ по КВН», «Театральный фестиваль», «Проект Подиум», «Битву хоров в АГУ», «Большие танцы в АГУ», активности студенческих спортивных клубов, деятельность Студенческого клуба «Народные ремесла».
Под руководством режиссера Астраханского драматического театра А. П. Матвеева на факультете функционирует студенческий театр «На Коновалова», где проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, ставятся спектакли. В 2023 году студенты представили авторский поэтический спектакль «Куда уходит детство», он носит воспитательный характер, воздействуя на гражданско-патриотическое становление личности, социальное развитие подрастающего поколения.
Студенческий театр мод «Фантом Каспия» занимается созданием стилизованных коллекций. В 2022 году была подготовлена коллекция этномоды «Каспийский калейдоскоп», состоящая из 21 этнического стилизованного наряда, каждый из которых символизирует сочетание национального характера и культуры народов Астрахани.
Для реализации задуманного была собрана творческая группа из инициативных педагогов факультета и студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Технология (пошив и дизайн одежды)»). Задача педагогов здесь - вдохновить и направить творческую молодежь на изучение и создание социально значимого проекта.
Идея рассматриваемой коллекции основана на интересе студентов к
культурной самобытности разных этносов и желании систематизировать
139
подходы к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам. Этномода, основанная на элементах, мотивах или традициях определенной этнической культуры или группы, может включать в себя одежду, аксессуары и другие элементы, которые отражают культурные особенности и ритуалы конкретной этнической группы. Этномода вдохновляется множеством религиозных и этнических источников, являясь формой выражения и интерпретации разнообразия культурного наследия в мире моды.
Таким образом, одно из условий формирования патриотических качеств -учет особенностей национальной культуры, региональных культурных традиций и особенностей в условиях нашего многонационального региона.
На факультете действует студенческий ансамбль народного творчества «Этносфера», участники которого представляют культурологический подход к творчеству. «Этносфера» принимает активное участие в мероприятиях АГУ, в частности, ребята готовят стилизованные вокально -хореографические композиции. Участие студентов в культурно-досуговой деятельности вуза способствует активизации внутренних ресурсов личности, развитию самосознания и социального творчества.
В рамках патриотического воспитания студенческой молодежи факультет (совместно с санаторно-оздоровительным лагерем круглогодичного действия «Астраханские зори») в 2023 году реализовал грантовый проект «Фестиваль межнационального и межрелигиозного согласия «Добрые соседи». В его рамках были проведены ликбез об этнической истории Астраханской области, мастер -классы по изготовлению элементов народных костюмов, созданию народных кукол, обучению элементам народных танцев и вокалу, знакомству с фольклором и национальной кухней.
В апреле 2023 года студенты приняли участие в Межрегиональной научно -
практической конференции «Патриотическое воспитание через сохранение
памяти семьи: традиции и инновации». Ее целью было обсуждение
концептуальных основ российского патриотизма, идейной стратегии и реальных
механизмов формирования системы патриотического воспитания
140
подрастающего поколения через сохранение семейных традиций в современных условиях.
Важным направлением работы на факультете является волонтерская деятельность. Студенческий волонтерский отряд «Эмпатия» - это объединение добровольцев, участвующих в творческой, социально полезной и социально значимой деятельности Астраханской области. Данное направление создает благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе, способствующую непринужденному досуговому общению студентов и готовности к сотрудничеству.
На факультете активно пропагандируется здоровый образ жизни и вовлечение студентов в спортивную деятельность.
Повторная диагностика, проведенная в сентябре 2022 года, показала, что в результате участия студентов в течение 2022-2023 учебного года в культурно-досуговых мероприятиях факультета и вуза у большинства из обучающихся уровень сформированности патриотизма значительно повысился.
Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики представлен в таблице.
Таблица - Результаты сравнительного анализа данных, полученных в
первичной и вторичной диагностиках
Уровни Данные первичной Данные вторичной
сформированности диагностики диагностики
Высокий! уровена 25 % 75 %
Средний ур овень 50 % 25 %
Низкий уровень 25 % 0 %
Анализ полученных данных показал, что у большинства студентов уровень сформированности патриотизма стал выше (рис.).
Рисунок - Динамика сформированности патриотизма студенческой молодежи до и после проведения педагогической работы
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
■ Вторичная диагностика
■ Первичная диагностика
Кроме того, в ходе исследования были выявлены следующие педагогические условия формирования патриотических качеств студенческой молодежи посредством культурно-досуговой деятельности:
активное взаимодействие с культурными институтами (сотрудничество с музеями, галереями, театрами и др.) может обогатить культурное образование студентов и способствовать формированию у них патриотических чувств;
включение элементов родного культурного наследия в мероприятия и программы способствует укреплению патриотических ценностей;
организация культурных мероприятий, включая фестивали, выставки и концерты, создает возможность для студентов познакомиться с культурным наследием и традициями;
привлечение культурных наставников и экспертов, что обогащает культурное образование и вдохновляет студентов на участие в культурных исследованиях;
создание мультимедийных образовательных ресурсов, помогающих студентам лучше понять и ценить свою культурную историю;
содействие самостоятельной исследовательской деятельности студентов в области культуры и истории может способствовать их патриотическому воспитанию.
Разнообразие форм патриотического воспитания обогащает главные функции социализирующего сознания молодежи: ориентирующую (знания, понятия, концепты), регулирующую (нормы поведения, жизненные принципы) и побудительную (потребности, интересы, идеалы, установки) [9].
Таким образом, к особенностям формирования патриотизма студентов в культурно-досуговой деятельности следует отнести их эмоциональное вовлечение, включение в исторический контекст, интерактивное воздействие, побуждение к активному участию в общественной жизни и проявлению инициатив.
Культурно-досуговые мероприятия позволяют студентам «прочувствовать» национальные и культурные ценности, что способствует более глубокому восприятию и усвоению патриотических идей. Участие в культурных мероприятиях помогает студентам лучше понимать важные для страны исторические события и их влияние на современное общество. Культурные мероприятия часто включают интерактивные элементы (выставки, мастер -классы, дискуссии), которые способствуют активному обучению и обмену мнениями на темы, связанные с патриотизмом. Культурная деятельность предполагает участие в благотворительных мероприятиях и социальных проектах, содействующих формированию активной гражданской позиции и патриотической ответственности. Участие в культурных событиях предоставляет студентам возможность познакомиться с культурным наследием других наций и расширить свой кругозор, что также способствует формированию толерантности и уважения к разнообразию. Культурно -досуговая деятельность стимулирует студентов к созданию собственных культурных и патриотических инициатив, оказывающих положительное воздействие на общество. Все это дает основание говорить о необходимости
дальнейшего исследования темы формирования патриотизма у студентов.
143
Список источников
1. Патриотизм: мониторинг // ВЦИОМ Новости от 11 апреля 2023 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitormg#:~:text=%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1 %82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%3A%20%D0%BC%D00/oBE0/oD0%BD%D0%B 8%D1 %82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3.
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://base.garant.ru/74404210/.
3. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70284810/.
4. Горбачева Е. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи в учреждениях образования и культуры // Молодой ученый. 2018. № 44. С. 266268.
5. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53.
6. Аронов А. А. Система патриотического воспитания учащейся молодежи // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: Сборник статей / Моск. гос. ун-т культуры и искусств [ред.: И. Н. Романов (науч. ред.) и др.]. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. 236 с.
7. Андреева А. Ю. Возможности технологий социально-культурной анимации в формировании патриотических качеств молодежи (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 3 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-animatsii-v-formirovanii-patrioticheskih-kachestv-molodezhi-rezultaty-opytno.
8. Сапрыкин Д. О., Медведева А. А. О некоторых аспектах технологии
досуговой деятельности // Материалы XIV Международной студенческой
144
научной конференции «Студенческий научный форум - 2022». URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029342.
9. Тюленева Н. И. Междисциплинарный подход в определении сущности культуроохранных технологий социально-культурной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-opredelenii-suschnosti-kulturoohrannyh-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti.
References
1. Patriotism: monitoring. VCIOM News (dated April 11, 2023). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring#:~:text=%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1 %82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%3A%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B 8%D1 %82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3. (In Russ.).
2. Decree of the President of the Russian Federation N 474 (dated July 21, 2020) «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030». URL: https://base .garant.ru/74404210/. (In Russ.).
3. Decree of the President of the Russian Federation (dated December 19, 2012) N 1666 «On the Strategy of the State national policy of the Russian Federation for the period up to 2025» (with amendments and additions). URL: https://base .garant.ru/70284810/. (In Russ.).
4. Gorbacheva E. V. Problems of patriotic education of youth in educational and cultural institutions. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2018;(44):266-268. (In Russ.).
5. Sanina A. G. Patriotism and patriotic education in modern Russia. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2016;(5):44-53. (In Russ.).
6. Aronov A. A. The system of patriotic education of students. Patriotic education in educational institutions of the cultural sector: collection of articles / Moscow State University of Culture and Arts; [ed.: I. N. Romanov (scientific ed.), etc.]. M.: Moscow State University of Culture and Arts; 2009. 236 p. (In Russ.).
145
7. Andreeva A. Y. Possibilities of socio-cultural animation technologies in the formation of patriotic qualities of youth (results of experimental work). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Reviews. Series Humanitie. 2009;(3(71)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-animatsii-v-formirovanii-patrioticheskih-kachestv-molodezhi-rezultaty-opytno. (In Russ.).
8. Saprykin D. O., Medvedeva A. A. On some aspects of leisure activity technology. Materials of the XIV International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum - 2022». URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029342. (In Russ.).
9. Tyuleneva N. I. Interdisciplinary approach in determining the essence of cultural preservation technologies of socio-cultural activity. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020;(50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-opredelenii-suschnosti-kulturoohrannyh-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti^(In Russ.).
Информация об авторах
A. С. Джангазиева - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогических практик и сервисных индустрий;
B. В. Яременко - профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий; заслуженный артист РФ.
В. В. Власенко - старший преподаватель кафедры педагогических практик и сервисных индустрий; ведущий мастер сцены Астраханского драматического театра.
Information about the authors
Albina S. Dzhangazieva - Associate Professor, Candidate of Science in Pedagogics, Head of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries;
146
Valery V. Yaremenko - Professor of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries;
Violetta V. Vlasenko - Senior Lecturer of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 12.09.2023; одобрена после рецензирования 30.09.2023; принята к публикации 15.11.2023.
The article was published 12.09.2023; approved after reviewing 30.09.2023; accepted for publication 15.11.2023.