Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЭХО СВОЕГО ДЕДА, ПАТРИОТА СТРАНЫ ГОР»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЭХО СВОЕГО ДЕДА, ПАТРИОТА СТРАНЫ ГОР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / формирование патриотических ценностей / этнотуризм / культурно-досуговая деятельность / социальные институты / patriotic education / formation of patriotic values / ethnotourism / cultural and leisure activities / social institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Х. Рабаданов, Б.Ш. Алиева, Л.Х. Авшалумова

В статье раскрываются проблемы формирования патриотических ценностей у обучающихся в культурно-досуговой деятельности «Я – эхо своего деда, патриота страны гор», способствующей этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования этнотуризма как формы культурно-досуговой деятельности и ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнотуризма как эффективной формы в культурно-досуговой деятельности, этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе будет способствовать формированию патриотического самосознания, социальной активности и гражданской идентичности у обучающихся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTIC VALUES AMONG STUDENTS IN CULTURAL AND LEISURE EVENT “I AM AN ECHO OF MY GRANDFATHER, THE PATRIOT OF THE COUNTRY OF MOUNTAINS”

The article reveals problems of patriotic values formation among students in cultural and leisure event “I am an echo of my grandfather, the patriot of the country of mountains”, contributing to ethnic identity. The appeal of the research view to the problem of the ethnotourism using as a cultural and leisure activity form, the resource of education institutions is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the younger generation patriotic education upbringing. The spiritual and moral potential of ethnotourism will be an effective form of cultural, leisure activities and ethno-cultural traditions studding, so as patriotic education in the educational process. It will contribute to the formation of patriotic self-awareness, social activity and civic identity among secondary school students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЭХО СВОЕГО ДЕДА, ПАТРИОТА СТРАНЫ ГОР»»

в свою очередь, подразумевает интенсификацию использования зрительной и слуховой наглядности в образовательном процессе.

На современном этапе разработки соответствующей проблематики можно выделить следующие основные принципы применения этого метода при обучении иностранному языку студентов медицинских факультетов: принцип опоры на разговорную речь, принцип ситуативности, принцип устной основы обучения и устного опережения, принцип функциональности, принцип глобальности, принцип зрительно-слухового синтеза, принцип беспереводности и принцип ситуатив-ности.

В ходе преподавания иностранного языка студентам медицинских факультетов аудиовизуальный метод может быть использован в двух направлениях.

При его использовании в первом направлении обучение языку проходит в русле АВМО. Таким образом, происходит погружение студентов в атмосферу

Библиографический список

изучаемого языка. Это направление требует создания специальных учебных материалов. Ему можно следовать, например, в рамках спецкурсов.

Второе же направление предполагает применение рассматриваемого метода в качестве дополнительного на занятиях по иностранному языку, в ходе которых использование его элементов предоставляет широкие возможности в плане моделирования различных ситуаций общения.

На занятиях, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода, атмосфера реальной языковой коммуникации создается при помощи аудиовизуальных средств. Их применение в учебном процессе позволяет формировать у них систему знаний, умений и навыков, связанных с пониманием речи на слух и говорением. При этом наиболее применимым типом заданий являются языковые упражнения. В русле интересующего нас метода они подразделяются на четыре категории: имитативные, условная беседа, дискутив-ные и инициативные.

1. Булах К.В., Бурцева Е.Ф. Модель профессиональной подготовки специалиста с учётом требований современного рынка труда. Вестник АГУ. 2018; Выпуск 3 (223): 39-44.

2. Часовских Н.С. Совершенствование подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 312-318.

3. Киригитов Б. Внедрение современных учебных ресурсов и программного обеспечения на основе компьютерных технологий. Вопросы науки и образования. 2019; № 32: 78-80.

4. Ланская И.А. Непрерывное образование в аспекте гармонизации межнациональных отношений. Актуальные проблемы обучения дисциплинам гуманитарного цикла в высшей школе: сборник статей и тезисов X Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГСХА, 2017: 109-111.

5. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Системно-деятельностный подход - основа проектирования информационно-образовательной среды. Информатика и образование. 2017; № 3 (282): 42-45.

6. Соина И., Петрусенко Н. Особенности использования аудиовизуального метода в процессе совершенствования иноязычных профессионально-речевых навыков студентов. Traektoria Nauki = Path of Science. 2019; Vol. 5, № 2: 2001-2007.

7. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2008.

8. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва: ВЛАДОС, 2018.

9. Загоскина И.В. Мотивация в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Концепт. 2019; № 11: 1-7.

10. Жидкова Н.В. Обучение грамматике иностранного языка в неязыковом вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; № 1-4 (52): 52-55.

11. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Москва: Филоматис, 2010.

12. Выстропова О.С., Крайникова С.А. Применение видеоресурсов при обучении студентов-менеджеров английскому языку в медицинском университете. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 327-334.

13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2000.

14. Бобышева Т.В. Использование аудиовизуальных средств при дистанционном обучении иностранному языку студентов фармацевтического факультета. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; № 1-4 (52): 40-44.

References

1. Bulah K.V., Burceva E.F. Model' professional'noj podgotovki specialista s uchetom trebovanij sovremennogo rynka truda. Vestnik AGU. 2018; Vypusk 3 (223): 39-44.

2. Chasovskih N.S. Sovershenstvovanie podgotovki studentov v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii, v tom chisle v pedagogicheskih vuzah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 312-318.

3. Kirigitov B. Vnedrenie sovremennyh uchebnyh resursov i programmnogo obespecheniya na osnove komp'yuternyh tehnologij. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2019; № 32: 78-80.

4. Lanskaya I.A. Nepreryvnoe obrazovanie v aspekte garmonizacii mezhnacional'nyh otnoshenij. Aktual'nye problemy obucheniya disciplinam gumanitarnogo cikla v vysshej shkole: sbornik statej i tezisov X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: NGSHA, 2017: 109-111.

5. Zenkina S.V., Suvorova T.N. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod - osnova proektirovaniya informacionno-obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2017; № 3 (282): 42-45.

6. Soina I., Petrusenko N. Osobennosti ispol'zovaniya audiovizual'nogo metoda v processe sovershenstvovaniya inoyazychnyh professional'no-rechevyh navykov studentov. Traektoria Nauki = Path of Science. 2019; Vol. 5, № 2: 2001-2007.

7. Gez N.I. Istoriya zarubezhnoj metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov. Moskva: Akademiya, 2008.

8. Soloncova L.P Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: VLADOS, 2018.

9. Zagoskina I.V. Motivaciya v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Koncept. 2019; № 11: 1-7.

10. Zhidkova N.V. Obuchenie grammatike inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; № 1-4 (52): 52-55.

11. Schukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Filomatis, 2010.

12. Vystropova O.S., Krajnikova S.A. Primenenie videoresursov pri obuchenii studentov-menedzherov anglijskomu yazyku v medicinskom universitete. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 327-334.

13. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Novye pedagogicheskie i informacionnye i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2000.

14. Bobysheva T.V. Ispol'zovanie audiovizual'nyh sredstv pri distancionnom obuchenii inostrannomu yazyku studentov farmacevticheskogo fakul'teta. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; № 1-4 (52): 40-44.

Статья поступила в редакцию 04.10.22

УДК 378

Rabadanov M.Kh, Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Rector of Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: rab_mur@mail.ru

Aliyeva B.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Avshalumova L.Kh., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Head of Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

FORMATION OF PATRIOTIC VALUES AMONG STUDENTS IN CULTURAL AND LEISURE EVENT "I AM AN ECHO OF MY GRANDFATHER, THE PATRIOT OF THE COUNTRY OF MOUNTAINS". The article reveals problems of patriotic values formation among students in cultural and leisure event "I am an echo of my grandfather, the patriot of the country of mountains", contributing to ethnic identity. The appeal of the research view to the problem of the ethnotourism using as a cultural and leisure activity form, the resource of education institutions is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the younger generation patriotic education upbringing. The spiritual and moral potential of ethnotourism will be an effective form of cultural, leisure activities and ethno-cultural traditions studding, so as patriotic education in the educational process. It will contribute to the formation of patriotic self-awareness, social activity and civic identity among secondary school students.

Key words: patriotic education, formation of patriotic values, ethnotourism, cultural and leisure activities, social institutions.

М.Х. Рабаданое. д-р физ.-мат. наук, проф., ректор Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: rab_mur@mail.ru Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

Л.Х. Аешалумоеа, канд. филос. наук, проф., зав. каф. теории и истории религии и культуры Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - ЭХО СВОЕГО ДЕДА, ПАТРИОТА СТРАНЫ ГОР»

В статье раскрываются проблемы формирования патриотических ценностей у обучающихся в купьтурно-досуговой деятельности «Я - эхо своего деда, патриота страны гор», способствующей этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования этнотуризма как формы культурно-досуговой деятельности и ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнотуризма как эффективной формы в культурно-досуговой деятельности, этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе будет способствовать формированию патриотического самосознания, социальной активности и гражданской идентичности у обучающихся средней школы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирование патриотических ценностей, этнотуризм, культурно-досуговая деятельность, социальные институты.

Статья написана е рамках реализации гранта Главы Республики Дагестан е области общественной деятельности за 2022 год

Актуальность настоящей статьи определяется фактом возрастания значимости ряда проблем, связанных с процессом формирования этнокультурной идентичности и чувства патриотизма подрастающего поколения в условиях современного глобализированного общества [1-5]. Особенно важным формирование данных аспектов личности представляется в условиях такого полиэтничного и поликультурного региона России, как Республика Дагестан [6-10].

В свою очередь, значимым слагаемым интересующего нас процесса является культурно-досуговая деятельность. Последняя должна быть ориентирована на формирование патриотических ценностей учащейся молодёжи, в том числе средствами этнокультурного воспитания [11—14].

На взгляд авторов, действенным средством развития таких ценностей у обучающихся может стать реализация проекта культурно-досуговой деятельности «Я — эхо своего деда, патриота страны гор».

Его рассмотрению будет в основном посвящена данная статья.

В связи с вышеизложенным, её цель — освещение основных черт процесса формирования патриотических ценностей обучающихся в процессе реализации проекта культурно-досуговой деятельности «Я — эхо своего деда, патриота страны гор».

Реализации поставленной цели служат задачи:

- определить роль и место патриотического воспитания учащейся молодёжи в дальнейшем ходе модернизационных процессов, фиксирующихся в российском социуме;

- отразить результаты мониторинга уровня патриотического сознания;

- описать ход реализации проекта досуговой деятельности «Я — эхо своего деда, патриота страны гор»;

- продемонстрировать результаты реализации проекта на настоящем этапе в ключе их влияния на патриотическое сознание учащейся молодежи.

При подготовке настоящей стать были использованы такие методы, как анализ педагогического опыта авторов и изучение специальной литературы, по-свящённой различным аспектам исследуемой проблемы.

Научная новизна статьи состоит в том, что продемонстрирована связь между совершенствованием культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, и улучшением уровня патриотического сознания молодёжи, с другой.

Её теоретическая значимость — в раскрытии основных механизмов влияния культурно-досуговой деятельности на формирование патриотических ценностей у представителей учащейся молодежи.

Практическая значимость настоящей статьи состоит в определении путей дальнейшего совершенствования процесса привития молодёжи патриотических ценностей средствами культурно-досуговой деятельности, существующих на сегодняшний день.

Формирование патриотического сознания представителей учащейся молодежи является важным слагаемым процесса дальнейшей стабилизации социокультурной ситуации на территории РФ [15; 16]. Каждый гражданин нашей многонациональной Родины должен демонстрировать осознанную потребность к личному участию в общественной жизни страны, региона, села, учебного заведения. И если личность отрывается от своей социальной среды, нации, большой и малой родины, то она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания [6; 13]. Соответственно, у представителей современной учащейся молодежи необходимо всемерно повышать уровень гражданского и национального самосознания. В свою очередь важным компонентом данной проблемы является национальный аспект [3; 7; 10].

Действительно, сегодня, в условиях демократизации и гуманизации социально-экономической и культурной жизни человеческого общества, в том числе на территории Российской Федерации, одним из приоритетных направлений

его развития становится духовное возрождение традиционной педагогической культуры многочисленных народов, населяющих нашу страну [6, с. 356]. Особенности современной экономической, политической и социокультурной ситуации способствуют выдвижению на первый план активной творческой личности. Эта, последняя, может быть воспитана в процессе освоения национальной культуры, языка, обычаев и традиций многонационального российского народа [10; 14].

В соответствии с мониторингом уровня патриотического сознания учащейся молодёжи Республики Дагестан, проводившимся на основе использования методики ценностных ориентаций М. Рокича [2; 8; 12], было подтверждено наше предположение о недостаточном уровне сформированности соответствующего показателя молодых людей региона.

Данная тенденция не должна вызывать удивления. Следует учесть, что на протяжении трёх последних десятилетий процессы в социально-экономической жизни страны, такие как углубление имущественной и социальной дифференциации, способствуют росту напряжённости, особенно в молодёжной среде [1; 9; 13]. Свою важность сохраняют также проблемы региональной и национальной идентичности.

С другой стороны, начиная с первой половины 2000-х гг., мы можем с определённой долей уверенности говорить также о некоторых противоположных тенденциях. Действительно, в современный период фиксируется некоторое усиление процессов формирования и подъема национального самосознания, а также национального момента в социально-политической жизни [6; 7; 10]. Также несколько возрос, в частности среди молодёжи, интерес к традиционной материальной и духовной культуре своей большой и малой родины [11; 12].

Дальнейшая судьба Дагестана и в целом России во многом зависит о того, позитивные или негативные тенденции преобладают в ходе социально-политического, экономического и культурного развития.

В этой связи ещё более возрастает важность сохранения и преумножения традиций наших предков по формированию у молодежи ценности семьи, рода, а равно — большой и малой родины [14; 16]. Соответственно, актуализируется и проект «Я — эхо своего деда, патриота страны гор».

В рамках его реализации нами был проведён конкурс видеороликов. На него поступило свыше 25 видео от представителей учащейся молодёжи РД. Пять авторов удостоились звания финалистов. Из них впоследствии были выбраны победители и призёры. Основной целью данного мероприятия было создание условий для формирования патриотизма у дагестанской молодежи. Конкретно, речь идёт о воплощении патриотического чувства в форме активной гражданской позиции, самостоятельности, ответственности и инициативности [4; 6]. Личное практическое участие молодых людей в конкурсе видеороликов способствовало достижению следующих результатов:

- снижение порога существующей социальной напряженности;

- повышение позитивных общественных настроений;

- улучшение социально-психологического микроклимата в РД.

Помимо описанного выше конкурса в период реализации рассматриваемого проекта планируется проведение ряда туров в целях изучения историко-культурных традиций поселений и формирования патриотического сознания в ходе этнотуристических мероприятий [12, с. 146].

Например, в период с 7 по 9 мая 2022 г. в рамках реализации проекта «Я — эхо своего деда, патриота страны гор» была организовала поездка в с. Кубачи — музей под открытым небом. Приобщение к историческому прошлому уникального народа, богатого духовной и материальной культурой, пробудило у участников чувство национальной гордости, гражданской идентичности, желание жить, творить, созидать, сеять разумное, доброе, вечное [4, с. 397].

Дальнейшую реализацию проекта планируется осуществлять посредством проведения десяти мероприятий. Самые крупные среди них позволят охватить свыше 300 чел. В рамках проекта будут осуществлены:

- сбор фольклорно-песенного, а также устного народного творчества;

- проведение тренингов и круглых столов;

- продолжение этнокультурного туризма в различных районах Республики Дагестан.

Проект планируется завершить классным часом с обсуждением риторического вопроса «Кто мы и откуда?», на который (именно для себя) сможет найти ответ только истинный патриот.

Стимулом в подготовке столь масштабной программы для нас являются промежуточные результаты реализации проекта. Они включают:

- изменение ценностных ориентаций представителей учащейся молодёжи РД;

- формирование положительных стереотипов поведения у учащейся молодёжи, в том числе, и это особенно важно, у той её части, что происходит из неблагополучных семей [16, с. 290];

- повышение уровня социальной активности молодёжи посредством создания перспективы для развития межэтнического взаимодействия в социокультурной среде Дагестана;

- интенсификацию процессов формирования и подъема национального самосознания у представителей учащейся молодёжи республики;

- устойчивое повышение интереса участников проекта к духовной культуре многонационального дагестанского народа [11; 15];

- рост интереса учащейся молодёжи Республики Дагестан к изучению истории своей малой, а, значит и большой Родины.

Завершая наше исследование, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что для трёх ближайших десятилетий истории нашей страны характерно существенное возрастание значимости ряда проблем, связанных с процессом формирования этнокультурной идентичности и чувства патриотизма у представителей подрастающего поколения.

При этом важным является развитие этих качеств у представителей учащейся молодежи такого полиэтничного и поликультурного региона Российской Федерации, как Республика Дагестан.

Значимым слагаемым соответствующего процесса является культурно-до-суговая деятельность.

Повышению её эффективности в смысле развития системы патриотических ценностей у представителей учащейся молодёжи будет с определённой вероятностью способствовать реализация обозначенного выше проекта.

Его актуализации в немалой степени способствуют результаты мониторинга уровня патриотического сознания учащейся молодёжи Республики Дагестан.

Библиографический список

Они свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности соответствующих показателей у молодых людей региона.

Данная тенденция связана с негативными процессами, фиксирующимися в социально-экономической и культурной жизни нашей страны. Они способствуют росту социальной напряжённости, особенно в молодёжной среде. При этом остаются актуальными вопросы региональной и национальной идентичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данной тенденции, начиная с первой половины 2000-х гг., противостоит другая — некоторое усиление процессов формирования и подъема национального самосознания, а также национального момента в социально-политической жизни. Среди молодёжи также фиксируется возрастание интереса к традиционной материальной и духовной культуре большой и малой родины.

Будущее региона и всей страны во многом зависит от того, какая из этих тенденций будет определять ход их дальнейшего исторического развития. Подобная ситуация ещё больше актуализирует предложенный нами проект.

В рамках его реализации был проведён конкурс видеороликов. Основной целью данного мероприятия было создание условий для формирования патриотизма у дагестанской молодежи. Личное практическое участие молодых людей в этом конкурсе способствовало достижению следующих результатов: снижение порога существующей социальной напряженности; повышение позитивных общественных настроений; улучшение социально-психологического микроклимата в республике.

Помимо описанного выше конкурса в период реализации проекта планируется проведение ряда туров, часть из которых уже совершены. Основная цель их проведения — изучение историко-культурных традиций поселений и формирование патриотического сознания в ходе этнотуристических мероприятий.

Кроме того, в рамках проекта «Я — эхо своего деда, патриота страны гор» будут осуществлен сбор фольклорно-песенного, а также устного народного творчества; проведены тренинги и круглые столы; продолжение этнокультурного туризма в различных районах Республики Дагестан.

В целом промежуточные результаты его реализации показали следующее: изменение ценностных ориентаций представителей учащейся молодёжи Республики Дагестан; формирование положительных стереотипов поведения у учащейся молодёжи, в том числе, и это особенно важно, у той её части, что происходит из неблагополучных семей; повышение уровня социальной активности молодёжи посредством создания перспективы для развития межэтнического взаимодействия в социокультурной среде региона; интенсификация процессов формирования и подъема национального самосознания у представителей учащейся молодёжи республики; устойчивое повышение интереса участников проекта к духовной культуре многонационального дагестанского народа; рост интереса учащейся молодёжи к изучению истории своей малой, значит — и большой Родины.

1. Коробкова О.М., Кадена Дельгадо Д.А. Проблема толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности. Инновационная наука. 2021; № 4: 160-162.

2. Клименко Т.Е. Проблема воспитания этнокультурной идентичности у актеров средствами музыки. Манускрипт. 2021; Т. 14; Выпуск 6: 1223-1228.

3. Богус М.Б. Этнокультурные технологии в формировании этнической идентичности младших школьников. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; № 9 (99): 94-97.

4. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Педагогические условия формирования социальной активности дагестанской молодежи на основе проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 396-398.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1975.

6. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х., Алиева З.И. Концепция единства этнокультурных ценностей: светских и религиозных. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 355-356.

7. Алиева Б.Ш., Закарьяева М.В., Алиева М.М. Педагогические условия формирования готовности будущих социальных работников к работе с семьей посредством вовлечения в научно-образовательный центр «Семейная академия». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 359-361.

8. Алиева Б.Ш., Расулова З.М., Гаджиахмедова Ш.И. К проблеме поиска национальной идеи - главного ориентира в воспитании подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6(85): 357-358.

9. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34-37.

10. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Пятигорск, 2006.

11. Томлина С.Н. Моделирование государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 87-89.

12. Бочкарева Е.Д. Роль исторической памяти в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 145-147.

13. Сиволобова Н.А. Роль студенческих объединений в патриотическом воспитании молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 190-191.

14. Мамалова Х.Э. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание студенческой молодёжи в вузах России. News of Science and Education. 2018; Т. 12; № 3: 7-10.

15. Яковлев РО. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России. Наука и школа. 2017; № 2: 169-174.

16. Шеломова Е.В. Роль семьи, образовательной организации и государственных структур в нравственно-патриотическом воспитании молодёжи. Ученые записки Орловского государственного университета. 2020; № 2 (87): 289-291.

References

1. Korobkova O.M., Kadena Del'gado D.A. Problema tolerantnosti v kontekste samoponimaniya 'etnokul'turnoj identichnosti. Innovacionnaya nauka. 2021; № 4: 160-162.

2. Klimenko T.E. Problema vospitaniya 'etnokul'turnoj identichnosti u akterov sredstvami muzyki. Manuskript. 2021; T. 14; Vypusk 6: 1223-1228.

3. Bogus M.B. 'Etnokul'turnye tehnologii v formirovanii 'etnicheskoj identichnosti mladshih shkol'nikov. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2020; № 9 (99): 94-97.

4. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj aktivnosti dagestanskoj molodezhi na osnove proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 396-398.

5. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975.

6. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H., Alieva Z.I. Koncepciya edinstva 'etnokul'turnyh cennostej: svetskih i religioznyh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 355-356.

7. Alieva B.Sh., Zakar'yaeva M.V., Alieva M.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti buduschih social'nyh rabotnikov k rabote s sem'ej posredstvom vovlecheniya v nauchno-obrazovatel'nyj centr «Semejnaya akademiya». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 359-361.

8. Alieva B.Sh., Rasulova Z.M., Gadzhiahmedova Sh.I. K probleme poiska nacional'noj idei - glavnogo orientira v vospitanii podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6(85): 357-358.

9. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34-37.

10. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskojsem'i. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006.

11. Tomlina S.N. Modelirovanie gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 87-89.

12. Bochkareva E.D. Rol' istoricheskoj pamyati v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 145-147.

13. Sivolobova N.A. Rol' studencheskih ob'edinenij v patrioticheskom vospitanii molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 190-191.

14. Mamalova H.'E. Voenno-patrioticheskoe i internacional'noe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuzah Rossii. News of Science and Education. 2018; T. 12; № 3: 7-10.

15. Yakovlev R.O. Istoricheskie 'etapy razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Nauka i shkola. 2017; № 2: 169-174.

16. Shelomova E.V. Rol' sem'i, obrazovatel'noj organizacii i gosudarstvennyh struktur v nravstvenno-patrioticheskom vospitanii molodezhi. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 2 (87): 289-291.

Статья поступила в редакцию 04.10.22

УДК 378

Vetrov Yu.P, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Zelenko N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Technology and Design, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: g_solomatina@mail.ru

Razumovskaya K.A., postgraduate, Gzhel State University (Elektroisolyator, Russia), E-mail: yupvetrov@yandex.ru

FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY. The key points of the process of forming soft skills for students mastering creative specialties in the regional universities' cultural and educational environment are studied. In order to fully disclose the topic, the characteristic features of the modern socio-political and cultural situation are considered first of all. On this basis, it is concluded that it is necessary to equip a modern person with a creative profession with soft skills. After that, the essence of the term soft skills is revealed. The authors determine which of such skills are primarily necessary for people who have successfully mastered the creative profession. Further, the interpretation of the term "cultural and educational environment" by modern teachers is studied. It demonstrates some of the opportunities that exist for the soft skills development in the modern regional university educational environment. The main ways of their implementation are investigated.

Key words: soft skills, cultural and educational environment of university, regional university, student, teacher.

Ю.П. Ветров, д-р пед. наук, проф., проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Армавирского государственного

педагогического университета, г. Армавир, E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Н.В. Зеленко, д-р пед. наук, проф., зав. каф. технологии и дизайна Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир,

E-mail: g_solomatina@mail.ru

К.А. Разумовская, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: yupvetrov@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Изучаются ключевые моменты процесса формирования «гибких навыков» (англ. - soft skills) у студентов, осваивающих творческие специальности в условиях культурно-образовательной среды региональных вузов. В целях наиболее полного раскрытия темы в первую очередь рассматриваются характерные особенности современной социально-политической и культурной обстановки. На этом основании делается вывод о необходимости вооружения современного человека творческой профессии «гибкими навыками». После этого выявляется суть термина soft skills. Затем авторы определяют, какие из этой группы навыков в первую очередь необходимы лицам, успешно освоившим творческую профессию. Далее изучается трактовка современными педагогами термина «культурно-образовательная среда». Демонстрируются некоторые возможности, существующие для развития soft skills в образовательной среде современного регионального вуза. Исследуются основные пути их реализации.

Ключевые слова: «гибкие навыки», культурно-образовательная среда вуза, региональный вуз, студент, преподаватель.

Актуальность темы нашей статьи может быть обоснована особенностями развития российского социума на протяжении трёх последних десятилетий. В этот период наблюдается его переход на постиндустриальную ступень развития [1-4].

В новых условиях фиксируется рост значения так называемых «гибких навыков» (англ. - soft skills) в структуре профессиональной компетентности выпускников вузов [4-8]. В полной мере сказанное касается студентов творческих специальностей [1; 3; 6; 8; 9].

В свою очередь, важную роль в процессе складывания таких навыков у будущих профессионалов соответствующего профиля играет культурно-образовательная среда современного вуза [2; 6; 9;10]. Изучению различных аспектов её влияния на данный процесс будет посвящена эта статья.

Её цель - рассмотреть основные черты процесса формирования «гибких навыков» у студентов, осваивающих творческие специальности в условиях культурно-образовательной среды регионального вуза.

Задачи статьи могут быть сформулированы следующим образом:

- раскрыть суть понятия «гибкие навыки»;

- определить, какие из этой группы навыков в первую очередь необходимы лицам, успешно освоившим творческую профессию в пространстве современного регионального вуза;

- изучить трактовку современными педагогами-исследователями и практиками термина «культурно-образовательная среда»;

- продемонстрировать некоторые возможности, существующие для развития soft skills, в образовательной среде современного регионального вуза и основные пути их реализации.

При подготовке статьи нами были использованы следующие методы:

- анализ специальной литературы;

- анализ педагогического опыта авторов.

Её научная новизна состоит в определении роли культурно-образовательной среды современного регионального вуза в процессе складывания системы soft skills учащихся, осваивающих творческие специальности.

Теоретическая значимость - в определении основных черт процесса формирования этих компетенций в культурно-образовательной среде регионального вуза.

Практическая значимость статьи заключается в раскрытии возможностей, предоставляемых культурно-образовательной средой современного вуза для формирования soft skills у студентов творческих специальностей.

Под термином soft skills, или «гибкие навыки» (в литературе встречаются также варианты «ключевые компетентности», «навыки XXI в.», «мягкие навыки» и др.) большинство современных авторов понимают систему мотивационных характеристик, навыков, знаний и умений, необходимых профессионалу XXI в. (в том числе представителю творческой профессии) с точки зрения эффективного взаимодействия с окружающей социокультурной действительностью [4; 7; 8; 11].

Навыки, которые можно отнести к этой категории, могут проявляться в разнообразных ситуациях будущей профессиональной жизни людей творческих профессий. Они актуальны на всём её протяжении. Отдельно стоит остановиться на латентной природе «гибких навыков». Последние имеют свойство проявляться в моделях реакций индивида на различные ситуации, возникающие в ходе осуществления им профессиональной и иных видов деятельности [6; 8; 12].

Можно выделить некоторые, наиболее востребованные «гибкие навыки» из числа необходимых для развития современных студентов, осваивающих творческие профессии в пространстве региональных вузов (табл. 1).

На настоящем этапе развития российского общества, а, значит, и системы высшего образования, формирование системы soft skills представляется столь же важным, сколь и профессиональных компетенций (англ. - hard skills) [13, с. 29].

Принимая во внимание природу «гибких навыков», а равно и их место в структуре компетентности будущих представителей творческих профессий, мы можем видеть, сколь велико значение культурно-образовательной среды современного регионального вуза в процессе подготовки профессионала соответствующего профиля, отвечающего требованиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.