Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма у студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности'

Воспитание патриотизма у студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / патриотическое воспитание / патриотизм / культурно-досуговая деятельность / спортивно-оздоровительная деятельность / спортивно-туристический комплекс / student youth / patriotic education / patriotism / cultural and leisure activities / sports and recreational activities / sports and tourism complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травкин Алексей Виктрович, Васильев Владимир Геннадьевич

В статье освещаются проблемы воспитания патриотизма в среде студенческой молодежи. Раскрыто содержание понятия патриотизма. Показана значимость патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Обозначена проблема поиска и реализации эффективных воспитательных программ патриотической направленности. Указано, что значительным воспитательным потенциалом при решении задач патриотического воспитания молодежи обладает культурно-досуговая деятельность. Раскрыты сущность и содержание культурно-досуговой деятельности как условия формирования патриотизма. В качестве ведущих педагогических условий патриотического воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности выступают традиции народной педагогики, возможность их интеграции с технологиями спортивно-оздоровительной деятельности в условиях естественной природной и культурной среды. Представлена программа патриотического воспитания студенческой молодежи, обучающейся в Московском государственном психолого-педагогическом университете, которая была реализована на базе спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна», Горный Алтай. Сделан вывод о том, культурно-досуговая деятельность спортивно-оздоровительной направленности является эффективным средством патриотического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATING PATRIOTISM AMONG STUDENTS THROUGH CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The article highlights the problems of instilling patriotism among students. The content of the concept of patriotism is revealed. The importance of patriotic education of students in modern conditions is shown. The problem of finding and implementing effective educational programs of a patriotic orientation is outlined. It is indicated that cultural and leisure activities have significant educational potential in solving the problems of patriotic education of youth. The essence and content of cultural and leisure activities as conditions for the formation of patriotism are revealed. The leading pedagogical conditions for the patriotic education of students in cultural and leisure activities are the traditions of folk pedagogy, the possibility of their integration with technologies of sports and recreational activities in the natural and cultural environment. A program of patriotic education for students studying at the Moscow State Psychological and Pedagogical University is presented, which was implemented on the basis of the sports and tourist complex “Chemal Lagoon”, Altai Mountains. It is concluded that cultural and leisure activities of a sports and recreational nature are an effective means of patriotic education of student youth.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма у студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Воспитание патриотизма у студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности

Травкин Алексей Виктрович,

магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет E-mail: Akademia78@bk.ru

Васильев Владимир Геннадьевич,

магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет E-mail: Akademia78@bk.ru

В статье освещаются проблемы воспитания патриотизма в среде студенческой молодежи. Раскрыто содержание понятия патриотизма. Показана значимость патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Обозначена проблема поиска и реализации эффективных воспитательных программ патриотической направленности. Указано, что значительным воспитательным потенциалом при решении задач патриотического воспитания молодежи обладает культурно-досуговая деятельность. Раскрыты сущность и содержание культурно-досуговой деятельности как условия формирования патриотизма. В качестве ведущих педагогических условий патриотического воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности выступают традиции народной педагогики, возможность их интеграции с технологиями спортивно-оздоровительной деятельности в условиях естественной природной и культурной среды. Представлена программа патриотического воспитания студенческой молодежи, обучающейся в Московском государственном психолого-педагогическом университете, которая была реализована на базе спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна», Горный Алтай. Сделан вывод о том, культурно-досуговая деятельность спортивно-оздоровительной направленности является эффективным средством патриотического воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенческая молодежь, патриотическое воспитание, патриотизм, культурно-досуговая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, спортивно-туристический комплекс.

о с

U

со см о см

Проблема патриотического воспитания молодого поколения приобретает в настоящее время особую значимость. Современный мир характеризуется многообразием социально-экономических и социокультурных противоречий, ростом социальной и межнациональной напряженности, расширением зон военных конфликтов. В настоящее время в России наблюдается значительное влияние агентов западной культуры, создающих негативный образ России, ее народа и наследия, нивелирующих традиционные духовно-нравственные ценности, что обусловило ситуацию, в которой молодое поколение отчуждено от образцов и ценностей отечественной культуры, исторического опыта своего народа. Поэтому, формирование патриотизма молодого поколения на сегодняшний день для России остается одним из главных направлений образовательной политики государства. Важность патриотического воспитания отражена в ряде государственных и федеральных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, в федеральном законе «Об образовании в РФ», в которых отмечается, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и к своему народу.

В современной России практически отсутствует идеология патриотизма как формы общественного сознания, которая лежит в основе педагогических стратегий патриотического воспитания. Патриотическое воспитание многоаспектное понятие, включающее в себя героико-патриотическое направление, отражающее знания ратных подвигов своего народа; нравственно-патриотическое - включающее социокультурные традиции, нравственные ценности и идеалы; эколого-патриотическое -отражающее ценностное отношение к родной природе как части малой родины; народно-патриотическое - включающее уважительное отношение к национальному менталитету, обычаям и традициям; историко-патриотическое - отражающее знание истории Отечества [1]. Содержание понятия «патриотизм» в менталитете русского человека определяется как одна из наиболее ярких черт «национального характера человека - высокая гуманистическая направленность патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законо-

послушание, общность как устойчивая склонность и потребность людей во всем мире к коллективной жизни, особая любовь к родной природе» [2, с. 39]. Патриотизм, согласно Н.В. Адаевой, это «интегра-тивное качество личности, которое выражается в знании родного языка, истории, традиций, культуры своего народа, любви, преданности Родине, готовности приложить необходимые усилия для её процветания, обеспечения независимости, стремлении к защите её интересов, активном и сознательном участии в укреплении её могущества» [1, с. 14]. Воспитать такие качества личности у молодежи сегодня в условиях все возрастающих угроз безопасности России является важнейшей задачей образовательной системы. Отсюда стоит проблема поиска и реализации эффективных воспитательных программ патриотической направленности.

Значительным воспитательным потенциалом обладает культурно-досуговая деятельность, в том числе при решении задач патриотического воспитания молодежи. В настоящее время культурно-досуговая деятельность позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Досуг является одной из первостепенных областей, где реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Культурно-досуговая деятельность включает такое понятие, как культурно-досуговая среда. Важными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется деятельностью. Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Патриотическое воспитание молодежи в культурно-досуговой среде реализуется с учетом ценностей отечественной культуры. Культурно-досуговая деятельность направлена на «использование методико-технологического, социокультурного, досугового и педагогического ресурсов культурно-досуговой среды в формировании ценностно-смысловых компетенций молодежи» [3, с. 52].

В этой связи интерес представляют культурно-досуговые мероприятия спортивно-оздоровительной направленности как педагогическое условие воспитания патриотизма у студенческой молодежи. В качестве ведущих педагогических условий патриотического воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности выступают традиции народной педагогики, к которым относятся приобщение молодежи к празднично-игровой культуре народов, населяющих территории России, использование фольклорных жанров с патриотической тематикой, привитие бережного отношения и любви к природе. Достоинствами

культурно-досуговой деятельности является возможность интеграция народной педагогики с технологиями спортивно-оздоровительной деятельности в условиях естественной природной среды.

Внимания заслуживает программа воспитания патриотизма среди студенческой молодежи, обучающейся в Московском государственном психолого-педагогическом университете, которая была реализована на базе спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна», Горный Алтай. Горные природные ландшафты, вокруг которых расположен спортивно-туристический комплекс «Чемальская Лагуна», берег реки Катунь, недалеко от села Че-мал, позволяют приобщиться к красоте природы, насладиться прекрасными видами горной реки, вдохнуть свежий горный воздух, осознать красоту природы своей Отчизны. На базе спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна» созданы хорошие условия для досуговой, спортивно-оздоровительной и туристической деятельности - современный спортивный зал с необходимым спортивным инвентарем для тренировок, игровые площадки для любителей командных видов спорта, бассейн, туристические маршруты, позволяющие насладиться красотой Алтайского края.

Целью реализуемой программы стало воспитание патриотизма студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности спортивно-оздоровительной направленности в условиях спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна» Горный Алтай на основе традиций народной педагогики.

Основными задачами программы патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях спортивно-туристического комплекса «Чемальская Лагуна» Горный Алтай стали:

- приобщение к красоте природы Алтайского края;

- знакомство с народными традициями, поверьями и праздниками народов Алтайского края;

- вовлечение в спортивно-оздоровительные мероприятия на основе национальных традиций и народных игр народов Алтая.

В программе патриотического воспитания студенческой молодежи использовались такие педагогические технологии, как информационно-просветительские технологии, технологии социальных проектов, этнический туризм, спортивно-игровые мероприятия на основе национальных игр и праздников народов Алтайского края.

Информационно-просветительские технологии включали круглые столы, диспуты по проблемам исторического прошлого народа, в частности народов, населяющих Алтайский край, этническому разнообразию российского общества, культурным и национальным особенностям этносов, проживающих в Алтайском крае. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

с успехом использованы в патриотическом воспитании молодежи. Освоение истории национальных традиций, праздников, быта имеет огромное воспитательное значение, оно формирует в личности гражданские качества, пробуждает чувство уважения к традициям своего народа, способствует развитию исторической памяти. Во время проведения мероприятий информационно-просветительской направленности студенты готовили информационные проекты о традициях и обычаях алтайцев, о традициях священных мест, о свадебных и семейных праздниках, национальной кухне и национальных костюмах народов, населяющих Алтайский край [4].

Спортивно-оздоровительное и туристическое направление программы патриотического воспитания студенческой молодежи было направлено на ознакомление с народными играми алтайцев, воспитание спортивного соперничества между участниками состязаний на основе национальных традиций и поверий алтайцев, на проведение этнического туризма по уникальным природным тропам Алтая. В программе уделено внимание и экологическому направлению патриотического воспитания студенческой молодежи, которое направлено на воспитание любви к природе,потребности в ее защите и сохранении. Интерес у студентов вызвало знакомство с обрядами и праздниками народов Алтая, которые связаны с религиозными представлениями алтайцев и природными циклами, «с проводами зимы и встречей весны (Дьыл-гайак), а также обряды поклонения и жертвоприношения земле (Дьажыл Бюр и Сары Бюр, Коча-Каан), проводимые в конце весны и осенью» [4, с. 153].

Таким образом, культурно-досуговая деятельность спортивно-оздоровительной направленности с использованием вариативных средств и приемов народной педагогики является эффективным средством патриотического воспитания студенческой молодежи.

Литература

1. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тверь, 2014. - 269 с.

2. Героева Л.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях

любительского театра: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2016. - 199 с.

3. Мударисова А.А. Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. - Казань, 2016. - 222 с.

4. Ойноткинова Н.Р. Календарные обряды и праздники алтайцев и телеутов: классификация и общая характеристика // Сибирский филологический журнал. - 2022. - № 3. - С. 153165

CULTIVATING PATRIOTISM AMONG STUDENTS THROUGH CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Travkin A.V., Vasiliev V.G.

Moscow State Psychological and Pedagogical University

The article highlights the problems of instilling patriotism among students. The content of the concept of patriotism is revealed. The importance of patriotic education of students in modern conditions is shown. The problem of finding and implementing effective educational programs of a patriotic orientation is outlined. It is indicated that cultural and leisure activities have significant educational potential in solving the problems of patriotic education of youth. The essence and content of cultural and leisure activities as conditions for the formation of patriotism are revealed. The leading pedagogical conditions for the patriotic education of students in cultural and leisure activities are the traditions of folk pedagogy, the possibility of their integration with technologies of sports and recreational activities in the natural and cultural environment. A program of patriotic education for students studying at the Moscow State Psychological and Pedagogical University is presented, which was implemented on the basis of the sports and tourist complex "Chemal Lagoon", Altai Mountains. It is concluded that cultural and leisure activities of a sports and recreational nature are an effective means of patriotic education of student youth.

Keywords: student youth, patriotic education, patriotism, cultural and leisure activities, sports and recreational activities, sports and tourism complex.

References

1. Adaeva N.V. Patriotic education of technical school students using folk pedagogy: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. - Tver, 2014. - 269 p.

2. Geroeva L.M. Patriotic education of children of primary school age in the conditions of an amateur theater: dis. . candidate of pedagogical sciences: 13.00.05. - St. Petersburg, 2016. -199 p.

3. Mudarisova A.A. Formation of value and semantic competencies of youth through cultural and leisure activities: dis. . candidate of pedagogical sciences: 13.00.05. - Kazan, 2016. - 222 p.

4. Oinotkinova N.R. Calendar rituals and holidays of the Altaians and Teleuts: classification and general characteristics // Siberian Philological Journal. - 2022. - No. 3. - P. 153-165

о с

u

CO CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.