ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Дроздова В.П.1, Матис В.И.2 Email: [email protected]
1Дроздова Валентина Петровна - магистрант; 2Матис Владимир Иванович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра социально-культурной деятельности, факультет художественного творчества, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул
Аннотация: статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания подростков в сельской местности. Дается характеристика понятия «патриотизм» как нравственной категории в аспекте личностных качеств индивида; социально-культурные условия рассматриваются как уровень организации культурно-досуговой деятельности в условиях села. Описаны социально-культурные условия организации работы с подростками в сельском учреждении культуры. Освещаются вопросы организации и проведения культурно-досуговых программ патриотической направленности, определены ведущие формы работы с подростками. Раскрыт воспитательный потенциал организованной культурно-досуговой деятельности, направленной на культурное взаимодействие специалиста социокультурной сферы и подростка в процессе совместной деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, подросток, социально-культурные условия, сельский дом культуры.
METHODOLOGICAL APPROACHES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES TO THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF
ADOLESCENTS Drozdova V.R1, Matis V.I.2
1Drozdova Valentina Petrovna - Master's Student;
2Matis Vladimir Ivanovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES, FACULTY OF ARTISTIC CREATIVITY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION, ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE, BARNAUL
Abstract: the article is devoted to the organization of patriotic education of teenagers in rural areas. The following concepts are characterized: patriotism as a moral category in the aspect ofpersonal qualities of an individual; socio-cultural conditions are considered as the level of organization of cultural and leisure activities in rural areas. The article describes the socio-cultural conditions of organizing work with teenagers in a rural cultural institution. The issues of organizing and conducting cultural and leisure programs of patriotic orientation are highlighted, and the leading forms of work with teenagers are identified. The article reveals the educational potential of organized cultural and leisure activities aimed at cultural interaction between a specialist in the socio-cultural sphere and a teenager in the process of joint activities.
Keywords: patriotism, teenager, socio-cultural conditions, rural house of culture.
УДК 378.02
В современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания юного поколения, поиска новых ориентиров для его осуществления, методологических подходов. Данная проблема особенно становится актуальной в связи с изменением в системе образования и общества в целом. Разработка теории обучения и воспитания подрастающего поколения в разные периоды развития общества требовала от ученых определения исходных положений исследования социокультурных явлений и процессов, выявления ведущих принципов, определяющих общую цель исследования.
В свою очередь методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социокультурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности. Так, А. Д. Жарков писал, что понятия методологии -«путь исследования или познания, теория, учение (logos - слово, понятие), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. [2, с. 161]. В качестве принципов учёным рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Н. В. Шарковская рассматривает принципы социально-культурной деятельности как ядро структуры, призванной отвечать требованиям модернизации современного общества, его ведущих социальных институтов [4].
Таким образом, методологическими основами, является выбор научного подхода, научной концепции, теории, категории и т.д., которые существенно могут повлиять на ход научного исследования, в данном случае поиск новых идеей относительно вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения.
В нашем исследовании под категорией «подростки» принимается группа людей в возрасте от 12-14 лет, и характеризуется как особый период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Патриотическое воспитание рассматривается как деятельность, направленная на привитие у подростков духовно-нравственных ценностей, приобщение к историко-культурным традициям России, родного края, формирование норм и качеств поведения гражданина и патриота своей страны.
Далее рассмотрим наиболее важные методологические принципы, которые позволяют регулировать процессы применения методов научного познания к исследованию вопросов патриотического воспитания подростков.
Системный подход, в основе которого процесс патриотического воспитания представляется как система со своей трансформирующейся структурой, имеющей общественно значимую направленность. В качестве основания системы выступает совместная любительская, творческая, профессиональная деятельность, включающая процессы педагогического взаимодействия в подсистемах «специалист социокультурной сферы - подросток», «подросток - подростки», «семья подростка -специалист социокультурной сферы» и других, а также их взаимную обусловленность. В данном контексте социально-культурная деятельность выполняет ряд функций: воспитательную, просветительную, информационную и культуротворческую. Все это позволяет обеспечить процесс взаимодействия подростка с окружающим миром, социумом максимально эффективно [3].
Одним из ключевых методологических принципов исследования проблемы патриотического воспитания подростков является личностно-деятельностный подход. Источником исследований представляются индивидуально-психологические особенности личности. Данный подход ориентирован на знание, изучение, выявление условий, в которых возникает потребность в воспитании подростка (социальных, социально-психологических, профессиональных и других) [1].
Принцип личностно-деятельностного подхода, заключается в том, что человек (в нашем исследовании подросток), получает знания не в готовом виде, а добывает их
сам, посредством познания и общения. При этом он сам, опираясь на личные интересы, участвует в культурной, творческой деятельности, развивается и совершенствуется.
Результативность применения вышеназванного подхода в процессе патриотического воспитания подростков определяется рядом факторов. Во-первых, применение личностно-деятельностного подхода позволяет реализовать целостный комплекс функций:
- развивающую, обеспечивающую: отражение совокупности духовных, творческих потребностей; организацию стимулирования активности на основе расширения представления о духовно-нравственных ценностях, культуре и традициях своей Родины;
- мотивационную, связанную с достижением перехода от пассивных к инициативным формам участия в культурной-досуговой деятельности, при условии наличия художественно-творческой её составляющей;
- ориентационную, включающую личностный интерес к культурной деятельности, соответствующей индивидуальным возможностям, интересам подростка, а также осведомлённость о видовом многообразии досуговых форм социально-культурной деятельности.
Во-вторых, личностно-деятельностный подход предполагает использование традиционных и инновационных форм социально-культурной деятельности: участие в любительских студиях и кружках (театральных, фольклорных и т.д.); коллекционирование; посещение виртуальных экскурсий, художественных и книжных выставок, совершение прогулок с самообразовательной или досуговой целью; соучастие в тематических выставках самодеятельного творчества; общение в сети Интернет и т.д.
Социокультурный подход предполагает формирование ценностного отношения человека к своей Родине; где на первый план выходит идея развития человека через присвоение общекультурных ценностей, желания жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Патриотическое воспитание как система ценностей должно проходить в специально организованной специалистом деятельности.
Важной особенностью социокультурного подхода является взаимодействие личности с искусством, культурой и предполагает проявления следующих индивидуальных качеств подростка: креативность; любознательность, трудолюбие, любовь к окружающим, доброта, великодушие, понимание ценности красоты, природы, благодарность, надежда (ориентация на будущее, оптимизм).
Программы, направленные на работу с подростками могут быть разными по содержанию: акция, флеш-моб, квест-игра, театрализованное представление, видеоблог, экскурсия (виртуальная), выставка, викторина, конкурс и т.д. [3].
Принцип добровольности и общедоступности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов социально-культурной деятельности, предлагаемого учреждением культуры, и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, её содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития.
Принцип добровольности и общедоступности в контексте патриотического воспитания подростков, дает возможность достижения цели, конкретной личности, путем реализации всех ее внутренних и внешних условий, обозначает право свободного выбора творческой деятельности на основе многообразия взглядов, идеологий, верований, предлагаемой учреждением культуры, и выражает тенденцию к процессу самоорганизации личности [3].
Таким образом, патриотическое воспитание - это комплекс мероприятий, направленных на воспитание личности, привитие нравственных, культурных ценностей, формирование социальной активности, гражданской ответственности молодых людей, которые способны проявить себя в интересах Отечества, укрепления государства.
В свою очередь методологические подходы является главной идеей, и выступают как система взаимосвязанных компонентов, которая позволяет специалисту социокультурной сферы, опираясь на научные познания, разработать эффективную модель патриотического воспитания подростка.
Список литературы /References
1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития человека: Психология. Москва: Эксмо, 2004. С. 345-362.
2. Жарков А.Д. Методологии социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 5. С. 161-163.
3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2007. 480 с.
4. Шарковская Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов / Н.В. Шарковская // Вестник МГУКИ: Науки об образовании, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 15.01.2020).